В конце февраля международные организации и западные страны начали вводить против России экономические санкции.

Из-за этого крупные международные компании приостановили заход своих судов в российские порты. Поэтому сейчас непонятно, как в России будут осуществлять морскую контейнерную и авиационную логистику со странами ЕС. Нет ясности, с какими международными перевозчиками нам работать в морской логистике с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Возникают вопросы и по дальнейшей работе международных курьерских служб — DHL, FedEx, TNT, UPS — которые также приостановили работу. Они обеспечивали большую долю поставок интернет-торговли. И конечно, важным для российских предпринимателей остается вопрос, как долго продержится такой курс доллара по отношению к рублю.

В этом материале я кратко проанализирую основные статьи импорта и экспорта в России. Я расскажу, какие ограничения действуют при перевозке товаров и где за ними следить. Также дам совет, как импортеру сейчас работать с грузами на таможне.

Как устроена внешнеэкономическая деятельность в России

На сайте Росстата можно найти аналитику внешнеэкономической деятельности нашей страны.

Наши основные партнеры во внешнеэкономической деятельности:

Основной предмет импорта для нас — это оборудование и товары народного потребления, то есть электроника и одежда. В числе статей критического для нас импорта мы видим машины, оборудование и транспорт. К сожалению, нужно ожидать тяжелых последствий для нашей экономики в этой части закупок.

Подавляющая часть потребительских товаров импортируется в Россию из Китая. Из стран ЕС — Германии, Франции — к нам везут технологии и оборудование.

Экспортируем мы помимо энергоносителей продовольствие, сырье для деревообработки и химической промышленности, стройматериалы, удобрения и товары народного потребления.

Сейчас есть риски торгового эмбарго на российскую нефть и газ, поставки в Европу уже падают. Поэтому скоро мы увидим, как структура российского экспорта будет стремительно меняться: сырьевая составляющая будет снижаться, а продовольствие и стройматериалы будут наращивать долю нашего экспорта.

Основные импортируемые товары

Группа товара 2020, млрд $ 2021, млрд $ Наращивание импорта Доля в общем импорте
Машины, оборудование и аппаратура 73,3 91 24% 31%
Продукция химической промышленности 29,4 35,9 22% 12,2%
Транспорт 20,9 32,6 56% 11,1%
Металлы и изделия из них 15,8 20,3 28% 6,9%
Пластмассы, каучук и резина 13 17,4 34% 5,9%
Текстиль 11,5 13 13% 4,4%
Продукты растительного происхождения 11 12,1 10% 4,1%
Пищевые продукты, напитки, табак 10,3 12 16% 4,1%
Скрытый раздел 9,06 10,6 17% 3,6%
Инструменты и аппараты, часы 8,51 9,17 8% 3,1%
Все остальные 28,7 39,1 36% 13,3%
Итого 231,4 293,1 27%
Машины, оборудование и аппаратура
2020, млрд $
73,3
2021, млрд $
91
Наращивание импорта
24%
Доля в общем импорте
31%
Продукция химической промышленности
2020, млрд $
29,4
2021, млрд $
35,9
Наращивание импорта
22%
Доля в общем импорте
12,2%
Транспорт
2020, млрд $
20,9
2021, млрд $
32,6
Наращивание импорта
56%
Доля в общем импорте
11,1%
Металлы и изделия из них
2020, млрд $
15,8
2021, млрд $
20,3
Наращивание импорта
28%
Доля в общем импорте
6,9%
Пластмассы, каучук и резина
2020, млрд $
13
2021, млрд $
17,4
Наращивание импорта
34%
Доля в общем импорте
5,9%
Текстиль
2020, млрд $
11,5
2021, млрд $
13
Наращивание импорта
13%
Доля в общем импорте
4,4%
Продукты растительного происхождения
2020, млрд $
11
2021, млрд $
12,1
Наращивание импорта
10%
Доля в общем импорте
4,1%
Пищевые продукты, напитки, табак
2020, млрд $
10,3
2021, млрд $
12
Наращивание импорта
16%
Доля в общем импорте
4,1%
Скрытый раздел
2020, млрд $
9,06
2021, млрд $
10,6
Наращивание импорта
17%
Доля в общем импорте
3,6%
Инструменты и аппараты, часы
2020, млрд $
8,51
2021, млрд $
9,17
Наращивание импорта
8%
Доля в общем импорте
3,1%
Все остальные
2020, млрд $
28,7
2021, млрд $
39,1
Наращивание импорта
36%
Доля в общем импорте
13,3%
Итого
2020, млрд $
231,4
2021, млрд $
293,1
Наращивание импорта
27%

Основные экспортируемые товары

Группа товара 2020, млрд $ 2021, млрд $ Наращивание экспорта Доля в общем экспорте
Минеральные продукты 146,9 214,6 46% 43,7%
Металлы и изделия из них 34,9 57,3 64% 11,7%
Скрытый раздел 38,8 43,6 12% 8,9%
Драгоценности 30,4 31,6 4% 6,4%
Прочие товары 28,3 5,8%
Продукция химической промышленности 16,1 25,9 61% 5,3%
Машины, оборудование и аппаратура 12,6 16,9 33% 3,4%
Продукты растительного происхождения 12,2 12,2 0% 2,5%
Древесина и изделия из нее 8,21 12 47% 2,5%
Пластмассы, каучук и резина 6,39 9,71 52% 2%
Все остальные 29,9 39 31% 7,9%
Итого 336,4 491,2 46%
Минеральные продукты
2020, млрд $
146,9
2021, млрд $
214,6
Наращивание экспорта
46%
Доля в общем экспорте
43,7%
Металлы и изделия из них
2020, млрд $
34,9
2021, млрд $
57,3
Наращивание экспорта
64%
Доля в общем экспорте
11,7%
Скрытый раздел
2020, млрд $
38,8
2021, млрд $
43,6$
Наращивание экспорта
12%
Доля в общем экспорте
8,9%
Драгоценности
2020, млрд $
30,4
2021, млрд $
31,6
Наращивание экспорта
4%
Доля в общем экспорте
6,4%
Прочие товары
2021, млрд $
28,3
Доля в общем экспорте
5,8%
Продукция химической промышленности
2020, млрд $
16,1
2021, млрд $
25,9
Наращивание экспорта
61%
Доля в общем экспорте
5,3%
Машины, оборудование и аппаратура
2020, млрд $
12,6
2021, млрд $
16,9
Наращивание экспорта
33%
Доля в общем экспорте
3,4%
Продукты растительного происхождения
2020, млрд $
12,2
2021, млрд $
12,2
Наращивание экспорта
0%
Доля в общем экспорте
2,5%
Древесина и изделия из нее
2020, млрд $
8,21
2021, млрд $
12
Наращивание экспорта
47%
Доля в общем экспорте
2,5%
Пластмассы, каучук и резина
2020, млрд $
6,39
2021, млрд $
9,71
Наращивание экспорта
52%
Доля в общем экспорте
2%
Все остальные
2020, млрд $
29,9
2021, млрд $
39
Наращивание экспорта
31%
Доля в общем экспорте
7,9%
Итого
2020, млрд $
336,4
2021, млрд $
491,2
Наращивание экспорта
46%

Какие ограничения действуют на импорт товаров в Россию

США пока ограничились санкциями на оборудование и электронику, которые могут быть использованы в военной, аэрокосмической и приборостроительной промышленности.

Упоминаний об ограничении поставок в Россию потребительских товаров, например Айфонов, я не обнаружил. То, что компании приостанавливают деятельность в России — это их коммерческие решения. Запрета на продажу таких товаров сейчас нет.

Европейский союз присоединился к США в эмбарго на поставки оборудования для авиационной и космической промышленности России, а также ограничил поставки в технологическом и энергетическом секторах.

Кроме этого, ЕС выпустил две директивы, ограничивающие европейский бизнес в продажах оборудования так называемого двойного назначения в Россию.

Регламент Совета ЕС 263 от 23 февраля 2022 года касается ограничения экспорта товаров в непризнанные республики ЛНР и ДНР. Речь идет, например, об электронике, компьютерах, ПО и телекоммуникационном оборудовании, морских судах и комплектующих. Регламент Совета ЕС 328 от 25 февраля 2022 года касается ограничения экспорта товаров в Российскую Федерацию. Перечни кодов ТН ВЭД товаров те же, что и в регламенте выше.

В приложенном документе указан перечень этих товаров с кодами ТН ВЭД, описанием на английском и на русском языках
В приложенном документе указан перечень этих товаров с кодами ТН ВЭД, описанием на английском и на русском языках

Под действие регламента подпадают товары, которые можно перемещать с территории ЕС на территорию РФ только по специальным разрешениям и лицензиям, выданным компетентными органами ЕС — их сайты указаны в регламенте.

В перечне товаров видно, что под действие европейских санкций подпадает оборудование групп ТН ВЭД 84, 85, 88, 89, 90, но не все подряд, а именно то, которое указано в описательной части списка. В основном это микроэлектроника и оборудование для военной и космической промышленности.

В зависимости от статьи товара и даты, когда был заключен контракт на поставку, вывезти товары с территории Евросоюза можно до 28 марта, 1 или 27 мая 2022 года.

То есть если европейский производитель хочет сейчас поставлять в Россию товары из санкционного списка, он может оформить лицензию на экспорт товара в РФ и продолжать торговлю, как до введения санкций.

Из стран Юго-Восточной Азии на сегодняшний день против России выступила Япония, но я не нашел официального документа, который бы прояснил их санкционную политику во внешнеторговой сфере.

Южная Корея запретила экспорт в адрес 49 российских компаний и организаций из санкционного списка США, куда входит и Минобороны РФ. Теперь для осуществления поставок организациям из списка требуется специально получать разрешение, которое будут выдавать в исключительных случаях — сообщают РИА Новости.

Чтобы смягчить последствия от действий зарубежных компаний на нашем рынке, отечественные регуляторы начали меры по либерализации импорта критически важных товаров. Например, Россельхоз снял запреты на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции — томатов из Армении, Азербайджана, картофеля из Египта, перцев, кабачков и баклажанов из Турции и другой продукции. Ранее эти запреты вводили, чтобы поддержать отечественных производителей.

Эта мера призвана стимулировать импорт и увеличить предложение продуктов на российском рынке. Скорее всего, со временем таких действий по стабилизации внутреннего рынка будет больше.

Таможенный ресурс «Альта-софт», на котором публикуются новости внешней торговли и законные акты в области таможенного декларирования, также не фиксирует каких-либо санкций в экспорте со стороны ЕС и других государств из «недружественного списка» в отношении критически важных групп товаров.

Импорт продовольствия, которое мы не можем вырастить сами, например кофе, чай, какао и цитрусовые, идет из стран, которые не объявляли санкций России.

Проблемы с поставками возникли из-за отказа перевозчиков работать с Россией и роста курса доллара, к которому привязаны цены на экспортные товары. Нужно время, чтобы разрешить эти проблемы.

Какие ограничения действуют на экспорт товаров из России

В настоящий момент со стороны РФ не наложено никаких ограничений на экспорт нашей продукции в другие страны. Есть только рекомендации. Например, Минпромторг рекомендовал крупным производителям удобрений ограничить поставки, чтобы насытить внутренний рынок.

Некоторые компании в России в ответ на санкции тоже ограничивают свою работу. Например, компания «Северсталь» в одностороннем порядке прекратила отгрузку товара на экспорт — это тоже коммерческое решение одной компании.

Россия является крупным экспортером продовольствия. Крупный бизнес экспортирует зерновые и бобовые, подсолнечное масло, мясо и птицу. Мелкий и средний бизнес отправляет за рубеж кондитерские изделия, печенье, снековую продукцию — протеиновые батончики и другое.

Таким экспортерам я советую следить за профильными информационными каналами по интересующей теме, например за каналом Агроэкспорта.

Экспортеры теперь обязаны продавать валютную выручку

28 февраля был подписан указ президента РФ «Об обязательной продаже валютной выручки». Указ предписывал участникам внешнеторговой деятельности с 28 февраля 2022 года зачислять на собственный рублевый счет не менее 80% валютной выручки. 23 мая Минфин РФ сократил объем обязательной продажи до 50%.

Требование распространяется на всю валютную выручку, поступившую на валютный счет начиная с 1 января 2022 года. Речь идет о средствах в иностранной валюте, которые находятся в депозите, а также на расчетных и транзитных счетах бизнеса.

Указ распространяется на всех экспортеров — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые продают товары, услуги и объекты интеллектуальной собственности на территории РФ.

Валюту, поступившую на счета с 1 января по 28 февраля 2022 года, необходимо продать не позднее 2 марта 2022 года, а валютную выручку, поступающую на счета по текущим операциям, необходимо продавать в течение 60 рабочих дней после поступления валютной выручки. Раньше это нужно было сделать в течение 3 рабочих дней, но с 19 апреля этот срок увеличили.

Валютную выручку продают в своем банке. ВТБ разъяснил своим клиентам, что для этого нужно оформить в банке распоряжение на перевод средств с транзитного счета, указав, что не менее 80% суммы необходимо перевести на свой расчетный счет в рублях. И оформить поручение для дополнительной продажи валютной выручки.

Какие ограничения действуют со стороны международных перевозчиков

Наиболее чувствительным ударом по российскому бизнесу стали объявленные санкции международных морских перевозчиков, которые выразились в бойкоте российских грузов и российских портов.

В России около 50—60% морских грузоперевозок приходится на Китай, около 30% — на страны Европы.

Ситуация развивается, поддерживать санкционный режим для всех сторон весьма затратно: меняется карта логистических маршрутов и, как следствие, растут издержки и расходы самих компаний.

Морские линии — международные перевозчики морским транспортом в контейнерах и навалом — Maersk, MSC, CMA CGM, ONE LINE сообщили, что останавливают букинг российских грузов в порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока и Находки.

Ситуация с работой крупнейших морских контейнерных перевозчиков в портах России на 10 марта 2022 года. Источник: «КВТ-сервис»
Ситуация с работой крупнейших морских контейнерных перевозчиков в портах России на 10 марта 2022 года. Источник: «КВТ-сервис»
Логистическая компания MSC прислала российским партнерам уведомление о приостановке букинга
Логистическая компания MSC прислала российским партнерам уведомление о приостановке букинга
Российский перевозчик FESCO информирует о продолжении работы с российскими грузами в Дальневосточном регионе
Российский перевозчик FESCO информирует о продолжении работы с российскими грузами в Дальневосточном регионе
Международная морская линия ONE информирует о приостановке работы с российскими грузами через Балтику и Черное море
Международная морская линия ONE информирует о приостановке работы с российскими грузами через Балтику и Черное море

За новостями в области морской логистики я советую следить на сайтах самих перевозчиков. Например, там можно узнать, какие маршруты открываются и сколько продлится запрет.

Я выбрал крупных и известных мне перевозчиков — так называемые морские линии. Это неполный список, перевозчиков значительно больше.

Сайты международных перевозчиков:

Еще есть китайские и индийские морские перевозчики, которые могут работать с российскими грузами:

На сайте перевозчиков часто встречается термин «букинг» — это означает бронирование места на судне для морского контейнера с указанием маршрута перевозки.

Перевозчик либо подтверждает букинг, то есть присылает счет за перевозку и инструкцию по заполнению документов, либо не подтверждает — это значит, что он отказывается принять на борт груз. Сразу скажу: не советую самостоятельно бронировать контейнеры, лучше обратиться к профессиональным логистам.

Насколько долго продлится запрет на морские перевозки, пока сказать невозможно. Сейчас многие поставщики прорабатывают логистику через транзитные страны: Турцию и Казахстан для поставок из Евросоюза, Китай для поставок из Японии и Южной Кореи. Акватория Черного моря закрыта до окончания боевых действий.

Что с авиасообщением, автомобильными и железнодорожными перевозками. С авиаперевозками тоже есть проблемы — многие европейские перевозчики бойкотировали авиасообщение. Например, FedEx приостановил экспорт из России и все доставки по стране с 4 марта. DHL временно остановили доставку грузов и документов в и из России и Беларуси.

На момент написания статьи груз в ЕС и США можно отправить через отечественный сервис российского перевозчика Шереметьево «Карго». Также Турция пока не закрыла свое воздушное пространство для России.

Автомобильное сообщение не бойкотировано. Россию и Беларусь по-прежнему обеспечивают белорусские и прибалтийские автоперевозчики. Сообщение проходит через страны Прибалтики. От коллег по цеху я узнал, что маршрут Польша — Беларусь работает с серьезными задержками.

Продолжает работать и железнодорожное сообщение с Европой. Если вам не критичны сроки доставки, то можно отправить грузы в страны ЕС или получить их оттуда через сервис Почты России или СДЭК.

Ситуация на пунктах пропуска с ЕС на 17 марта — по данным Минтранса Беларуси
Ситуация на пунктах пропуска с ЕС на 17 марта — по данным Минтранса Беларуси

Совет импортерам: зафиксировать курс валюты перед повышением

В это сложное время хочу поделиться советом для импортеров, которые ждут импортный груз и с ужасом смотрят на рост доллара.

Участники ВЭД — декларанты могут применять процедуру предварительного таможенного декларирования — ПТД.

Это когда таможенному органу заявляют сведения о грузе и уплачивают таможенные платежи по курсу валют на день предварительного декларирования.

Например, импортер ожидает груз от иностранного партнера, который еще в пути. Курс валют скачет, и сейчас вроде бы относительно приемлемый курс. Чтобы зафиксировать этот курс, нужно подать в таможню декларацию, в которой датой подачи фиксируется приемлемый для импортера курс. Таможня принимает декларацию и списывает платежи. Когда груз приходит в Россию, импортер подает еще одну декларацию — так называемую «закрывающую». Таможенные платежи по ней уже не взимаются, потому что их уже оплатили.

Суть предварительной декларации — выбрать удобный, самый низкий курс, и по нему уплатить таможенные платежи.

Есть несколько правил работы с предварительным таможенным декларированием:

  1. ПТД можно подавать не раньше, чем за 30 дней до прихода груза на пункт таможенного оформления, и не позже, чем груз перейдет границу ЕЭС. На практике ПТД можно подавать даже за несколько часов до прихода груза на пункт таможенного оформления. Подать декларацию задним числом нельзя.
  2. При регистрации ПТД таможня фиксирует курс по ЦБ РФ и на второй день после регистрации ПТД списывает таможенные платежи с единого лицевого счета участника ВЭД — исходя из уже зафиксированного в первый день курса. Деньги списываются на усмотрение инспектора: могут списать на второй день, могут подождать до прихода груза на пост таможенного оформления и потом списать. После прихода груза на пост таможенного оформления, если не нужны дополнительные меры контроля, декларация выпускается, и груз считается прошедшим таможенную очистку.
  3. Если курс в итоге снизился до прихода груза и участник ВЭД решил не проводить таможенную очистку груза по ПТД, то декларацию можно отозвать и подать новую по актуальному курсу ЦБ РФ. Это можно сделать в интерфейсе программы по таможенному декларированию — там есть кнопка «отозвать ДТ». Деньги вернутся на счет на следующий день. Есть нюанс: в этом случае таможенный сбор, уплаченный в рамках ПТД, не возвращается, только таможенные платежи, если они уже были списаны. Стоимость таможенного сбора меняется от 775 Р до 30 000 Р в зависимости от стоимости груза.
  4. При отзыве ПТД и подаче новой декларации есть высокий риск того, что груз отправят на досмотр или к нему применят другие дополнительные меры таможенного контроля.

Если отозвать ПТД, то импортера могут ждать издержки:

  1. Терминальные расходы на СВХ, склады временного хранения, по проведению досмотра. Их стоимость зависит от терминала, сложности и объема досмотровых мероприятий и составляют примерно 10 000—25 000 Р.
  2. Проведение таможенного досмотра сотрудником таможни либо подрядчиком импортера — таможенным брокером. Сотрудники таможни могут провести досмотр бесплатно в срок до 10 дней. Но на практике досмотр часто проводят силами таможенного брокера, что сильно сокращает срок досмотра, а также предотвращает порчу и пропажу груза при проведении досмотра. Стоит это от 3000 Р.
  3. Простой транспортного средства и издержки. Цена зависит от вида транспорта: для автомобилей — от 100 € в сутки, сверхнормативное пользование контейнером от 15 до 200 $ в сутки — это зависит от порта и морской линии.
  4. Временные издержки, пока проводится досмотр и пока от таможенного органа ждут оформленный акт с результатами таможенного контроля.

Тем не менее, учитывая движения валютного курса на 30—40 Р в обе стороны в конце февраля и начале марта, процедура предварительного таможенного декларирования может существенно оптимизировать затраты импортера на таможенную очистку товара.

Валюта расчетов: как внести изменения во внешнеторговый контракт

Из-за санкций некоторые китайские поставщики сейчас предлагают российским партнерам перевести расчеты в китайские юани.

Хочу дать рекомендации для таких вариантов развития событий:

  1. Если валюта договора не меняется, но меняется валюта платежей на юани, то можно заключить дополнительное соглашение к контракту с указанием валютной оговорки. Соответствующий пункт дополнительного соглашения можно сформулировать примерно так: «Оплата по настоящему Контракту может быть произведена в долларах США, евро, китайских юанях, рублях РФ с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату авансового платежа». Изменения в документ валютного контроля — УНК, уникальный номер контракта — в этом случае вносить не нужно.
  2. Если в контракте сумма сделки зафиксирована в долларах США, то следует пересчитать сумму контракта в юани, а валюту платежа — юани — зафиксировать в дополнительном соглашении к контракту. При необходимости стоит внести изменения в документ валютного контроля — УНК.
  3. Если контракт заключен без суммы, как совокупная стоимость спецификаций, то необходимо заключить дополнительное соглашение к контракту с указанием новой валюты платежа — китайских юаней. При необходимости также внести изменения в УНК.

Напоминаю, что все дополнительные соглашения и изменения к действующим контрактам необходимо регистрировать в вашем банке. Сами документы могут быть согласованы и подписаны в электронном виде и переданы в банк в виде скана.

Со 2 марта 2022 года серверы Федеральной таможенной службы доступны только с IP-адресов стран ЕАЭС. Это означает, что таможенное декларирование грузов в РФ удаленно из других стран произвести не получится. А в личный кабинет участника ВЭД можно будет зайти только с компьютера в РФ, Казахстана или Беларуси. Например, чтобы проверить статус таможенных платежей.