«Не разрешали дружить и общаться на работе»: 14 абсурдных требований начальства
Иногда работодатели устанавливают правила, которые невозможно понять.
Мы попросили читателей рассказать, с какими нелепыми и странными требованиями они встречались на работе. Оказалось, кому-то нельзя улыбаться, другим — задавать вопросы, а третьи обязаны измерять длину сережек и пользоваться «хорошим» парфюмом. Собрали все запреты в одну подборку — возможно, после ее прочтения вы поймете, что с работой вам повезло.
Соблюдать корпоративный дресс-код
При трудоустройстве устно обязали ходить в офисе только в корпоративной форме — работа была с клиентами. И никого из руководителей не смутило, что на складе только 46-й размер при моем 40-м. Спорить не стала, просто вышла к клиентам в этой форме, и уже через пару часов требования о дресс-коде заметно изменились: разрешили джинсы, белую футболку и кроссовки :)
Был стандарт формы одежды для сотрудников от директора по персоналу, в том числе запрет на декольте, красный лак и шорты. А мужчинам летом нельзя было носить белые носки, так как они подпадали под статью «яркие расцветки».
В студенчестве устроилась работать контролером в театр. Форму выдавали, а вот все остальное надо было покупать на свои деньги. Зарплата — 5000 ₽, а среди требований были туфли на каблуках, капроновые колготки — даже в жару и зимой в мороз, хороший (!) парфюм, макияж и маникюр.
А теперь попробуйте уложить в 5000 ₽ колготки, парфюм, косметику и еще умудриться оставить денег хотя бы на проезд. Но руководство не видело в этом ничего такого, и когда за один день кроме меня уволились еще три человека, замдиректора сетовала, какой плохой персонал им попадается.
Не носить шорты и синие джинсы
Бывшая начальница на прошлой работе летом пыталась запретить руководящему персоналу, к которому относился и я, носить в жару шорты. Аргументировала это тем, что «руководство должно выглядеть солидно». При этом офис у нас был без кондиционеров: в Германии их не принято ставить, потому как жара летом бывает нечасто и длится обычно всего пару недель.
Некоторые коллеги пошли у нее на поводу и в +35 °C ходили в джинсах. Я послал ее подальше и продолжал ходить в шортах. Никаких последствий, конечно же, не было, потому как при трудоустройстве я ничего на тему дресс-кода не подписывал и ее требования в связи с этим были абсолютно незаконны.
В универе запрещали носить шорты — любые, даже деловые, даже до колена. Реально не пускали, отправляли переодеваться. Запрет при этом действовал только в одном корпусе, центральном, в остальных ходи как хочешь. А по длине юбок никаких ограничений.
Сейчас на работе одно время были запрещены шорты. Особенно тяжело это было летом для мужчин. Коллега не выдержал и стал приходить в офис в килте. Сейчас запрет сняли :)
Я работаю машинистом экскаватора, наше начальство — бывшие военные. Летом мне запрещают приходить на работу в шортах. На работе я всегда переодеваюсь в спецовку, но почему нельзя прийти в шортах — не понимаю!
Работала в школе. Категорически были запрещены синие джинсы, даже классического кроя, без рванины, принтов и прочего. Черные джинсы — можно, синие брюки не из джинсовой ткани — можно, синие джинсы — нельзя.
На другой работе — ИТ, в Москве — заказчиком был дилерский центр «Мерседес». Однажды пригласили на экскурсию в новый шоурум на Ленинградском проспекте. При этом сказали всем быть в официальной одежде, мужчинам обязательно гладко побриться. Обоснование: в клиентской зоне может находиться какая-нибудь важная шишка, она не должна увидеть бородатых айтишников в джинсах и футболках со смешными принтами.
Выбирать «приличные» аксессуары, белье и обувь
Выдержка из инструкции по охране труда: запрещено носить полупрозрачное белье, одежду в горошек и швами наружу. Видимо, были прецеденты.
Когда-то работала в банке, который уже не существует. При трудоустройстве внимательно читала все правила и нашла там, что нельзя носить кольца на определенных пальцах. Типа на среднем и безымянном — ок, а на остальных нельзя. Насколько я знаю, это никто не проверял, но звучало забавно.
Мне измеряли длину сережек линейкой, так как руководителю показалось, что они слишком выходят за мочку уха: длина сережек была прописана в договоре. Кроме этого, по внешнему виду были прописаны количество ден в колготках, высота каблуков, длина юбки выше колена в сантиметрах, цвет заколок, количество колец и их сочетаемость с часами.
Позабавило, что в договоре даже был рекомендован магазин для покупки обуви. В 2014 году цена пары там начиналась от 10 000 ₽, а получали мы 30 000 ₽.
В языковом центре коллеге-администратору выговаривали за то, что она на работу пришла в резиновых сапогах в цветочек, ведь ее могли увидеть родители учащихся. Как и на что это влияет, нам не сказали.
Поддерживать «солидность» рабочего места и ничего не пачкать
На одном месте было запрещено держать комнатные растения в кабинетах и ставить чайные чашки на стол, чтобы не оставлять пятен.
В одном без преувеличения прекрасном и стильном опенспейсе на телеке нельзя было пить чай на рабочем месте — только у специальной чайной зоны, где специальный человек за зарплату этот чай заваривал.
Еще нельзя было вешать верхнюю одежду на спинку своего кресла и держать сменную обувь под столом. При этом одно время гардероб не работал, а на весь этаж был рейл, где места и вешалок не хватало. А как-то утром одна девушка не без удивления обнаружила свои туфельки в мусорном ведре.
На одной работе запретили чашки. По легенде, гендир зашел в какой-то отдел, сотрудник переволновался и опрокинул чашку на клавиатуру — и чашки запретили. Купили всем дешевые пластмассовые непроливайки с логотипом фирмы. Не пользовалась. Как и многие, чашку прятала в стол.
За все мои более 10 мест работы никто не переплюнет «Нота-банк»:
- В офисе нельзя ничего ни есть, ни пить, включая воду (!) — приносить ее в бутылках запрещено, но и кулеров не установлено. Как-то начальник подразделения угостил коллег пиццей на свой день рождения — его уволили в тот же день.
- На столе не может быть ничего, кроме рабочих документов, в том числе нельзя поставить фото жены или ребенка.
- В ящиках стола аналогично нельзя хранить ничего, кроме рабочих документов, в том числе нельзя положить лекарство: «завтра придет директор административного блока и будет проверять тумбочки».
- Мужчинам нельзя снимать пиджак и вешать его на спинку стула. При этом у нас был бэк-офис: никто из гостей в принципе не мог пройти внутрь, все встречи только за охраной.
- Зимой нельзя поставить уличную теплую обувь под стол — весь офис переобувался в отдельной комнатушке, где стоял такой духан…
- Чтобы выйти из офиса в любое время, кроме обеденного, надо было писать докладную записку в административно-хозяйственный отдел — АХО. Я, работая юристом, отпрашивался на каждое судебное заседание.
- На работу не брали «лиц кавказской национальности». Новый начальник пригласил коллегу с бывшей работы, она уже уволилась оттуда, а потом ему сказали, что «ее брать нельзя, у нее национальность не та».
- Все документы на печать отправлялись на единый принтер в кабинете АХО, и там проверяли, нужные ли документы ты распечатал, и выдавали только после проверки.
Помню, нас отчитывали за то, что не включаем свет летом, днем, в коридоре с несколькими большими окнами. Здесь уже нам пояснили: это влияет на имидж компании.
Еще директор призывал нас стучать друг на друга. Вызывал по одному и рассказывал, что другие уже сообщили ему про мои косяки, — не хочу ли я сообщить про косяки других.
Так что да, невключенная лампочка может испортить имидж компании, а поток преподавателей, стравливание сотрудников и серая зарплата — нет.
Писать объяснительные и отчеты по любому поводу
На моем первом рабочем месте — ИТ, между прочим — заставляли каждое утро отправлять начальнику письмо, кто на сколько опоздал на работу. И брали с нас объяснительные, как в школе.
Работала в частной клинике. Директор завел специальную группу в «Вотсапе» и требовал присылать каждые два часа фотоотчет из туалетов — у нас их было два. При этом указывал, в какое время и с какого ракурса должны были быть фото.
А сделал он это потому, что однажды пришел в самый разгар работы в субботу или воскресенье, когда была невероятная очередь, а убрать в туалете мы просто физически не успели. К слову, в субботу и воскресенье у нас не было санитарки и мы убирали сами, нам за это доплачивали. Но потом руководство решило, что нечего платить, и не заплатило никому эти деньги за полгода.
Самое странное требование на моей памяти — каждые 15 минут заносить в табличку, чем в данный момент занят. В конце дня табличка сдавалась начальнику отдела. Правило было введено типа для повышения продуктивности, хотя на самом деле дико раздражало, отвлекало и снижало эту самую продуктивность.
Не общаться с коллегами
Когда работал в ресторане, под запретом оказалось общение: нельзя было говорить с коллегами и по телефону — налагался штраф. Уже нашел другую работу.
Нам не разрешали дружить и общаться на работе.
Ничего не спрашивать
Когда я устраивался на свою первую работу, меня предупредили, что, если я спрошу шефа, чем мне заняться, он меня уволит. Видимо, хороший сотрудник сам должен находить себе применение.
А сейчас я работаю в компании, где нельзя ходить в джинсах. Но по пятницам — можно!
Работать «в команде»
Мне начальник запрещал писать «я» в письмах в другие отделы, особенно если они были адресованы руководителям. То есть не «я подготовила анализ», а «мы подготовили…»
Не поднимать тяжести
В одной очень крупной американской ИТ-компании, где я работал какое-то время, нельзя было поднимать с пола тяжелые вещи, более 3 кг, даже если они твои и ты их уронил, например. Не говоря уже про перенос, скажем, воды для кулера или системного блока. Нужно было позвонить на короткий номер, чтобы вызвать специального человека на зарплате, который это сделает за вас.
На первый взгляд, это абсурдно, но с другой стороны — все объяснимо: в случае какой бы то ни было травмы во время этих действий вред считается полученным на территории компании, и как результат — суды и миллионные компенсации. Гораздо дешевле было держать специального человека, у которого в контракте прописаны любые отказы от возможных требований.
Отдыхать в церковные праздники
На одной из работ мы отдыхали не в общегосударственные светские праздники, а в церковные: не на Новый год или майские, а на Рождество, Покров или Троицу. В праздники помельче, типа Усекновения главы, могли отпустить пораньше.
Любить свой продукт
В «Кока-коле» был просто абсурд: нельзя было говорить, что не любишь колу, не пьешь ее, что кола вредная. Нельзя было пить продукцию конкурентов.
Пользоваться гаджетами по расписанию
Ограничить пользование смартфонами на рабочем месте, за исключением установленного времени перерыва и обеденного перерыва: 10:30—10:45, 13:00—14:00, 16:00—16:15. Размещение гаджетов обеспечить в специально отведенных местах. Установить конкретные рингтоны на особо важные группы контактов: руководителей, детей, родителей.
Больше работать
Приходить к 09:00. При этом уйти с работы раньше 19:00 — заявленный срок до 18:00 — моветон. А лучше остаться поработать до 20:00 и еще выйти в субботу.
Грустить
На одной работе было запрещено улыбаться и веселиться, так как компания не выполняла план продаж. Начальник говорила: «Чему вы можете радоваться в жизни, если план не выполняется?» Уволилась оттуда через месяц.