Куда жаловаться, если почтальон обманул с пенсией?
Моя мама — пенсионер со стажем. Ей 91 год, и у нее первая группа инвалидности по зрению. Пенсию ей приносит на дом почтальон и выдает наличными.
В одном месяце шесть купюр были номиналом 500, а не 5000 ₽. Мама обнаружила это позже, когда почтальон уже ушла. Получается, ее обманули на 27 000 ₽: дали 3000 вместо 30 000 ₽. Куда теперь обращаться?
Ситуация, конечно, неприятная, но для начала нужно разобраться, что на самом деле произошло. Не обязательно, что почтальон обманул вашу маму. Например, он мог ошибиться и потом вернуть деньги в кассу. Тогда достаточно обратиться в почтовое отделение и забрать их.
Если же сотрудник почты все-таки специально подменил купюры, то это уголовное преступление — присвоение вверенных денег.
Почтальон мог ошибиться
Территориальный орган социального фонда, СФР, выплачивает пенсию и организует ее доставку. Пенсионер сам выбирает, как получать деньги:
- на банковский счет;
- в отделении почтовой связи;
- на дому.
Если человек выбрал последний вариант, выплату приносит почтальон. Он выдает купюры по одной и проговаривает, какого они номинала. А пенсионер перепроверяет итоговую сумму.
Вместе с деньгами почтальону под подпись выдают ведомости, где указан получатель и сумма выплаты. Пенсионер расписывается в ведомости, когда получает деньги. Или почтальон делает отметку, что доставить пенсию не получилось.
Ведомости почтальон сдает руководству — они хранятся на почте три года. Если поступит жалоба, начальник отделения перепроверит заполненные бланки и выяснит, расписался ли в них получатель.
Почтальон и его руководитель несут материальную ответственность за деньги, которые нужно выдать людям. Недоставленные выплаты или купюры, которые остались у почтальона по ошибке, сдают обратно. Каждый день в почтовом отделении проводят инвентаризацию наличных — в операционной кассе не должно быть излишка или недостачи. Если при проверке находят лишние деньги, их кладут на специальный счет и выясняют, кому почтальон не доплатил.
Предположим, что почтальон выдал вашей маме шесть купюр номиналом 500 ₽ по невнимательности. Если он действовал добросовестно и принес в кассу лишние 27 000 ₽, деньги лежат на специальном счете и проводится служебная проверка.
Ваша мама может прийти или позвонить в отделение почты и попросить, чтобы сотрудники перепроверили ведомости. Еще она может оформить доверенность на вас, чтобы самой никуда не ходить. Если почтальон просчитался и лишние деньги оказались в кассе, ваше обращение будет только кстати: ситуацию удастся решить без полиции.
Если же в ведомости стоит вся сумма, в кассе не было излишка, но пенсионерка настаивает на том, что недополучила деньги, начальник отделения вызовет полицию и вместе с ней проведет инвентаризацию. Из зарплаты почтальона могут удержать невыданную сумму или понудить его выплатить недостачу за свой счет. Разбирательство с полицией чревато для сотрудников увольнением, поэтому чаще всего они соглашаются на такие варианты.
Пенсионер мог что-то купить
Почтальоны не только приносят выплаты на дом, но и оформляют страховки, подписки на журналы и газеты, принимают коммунальные платежи. А еще предлагают купить товары «Почта-маркета», в том числе в рассрочку под будущие пенсии: почта будет удерживать часть выплаты в счет долга и отдавать пенсионеру чек на очередной платеж в рассрочку.
Ваша мама могла что-то купить или оформить, а потом забыть. Или вовсе не заметить покупку и пожаловаться вам на обсчет. Но это нетрудно выяснить. Когда почтальон продает товар, он оформляет накладную. Один экземпляр остается у покупателя, второй хранится на почте.
Еще все платежи вносят в книгу учета товаров, отпущенных покупателям по договорам купли-продажи. Она тоже хранится в отделении. Если дома никаких квитанций вы не находили, обратитесь в отделение почты и уточните информацию.
Заодно узнайте, не покупала ли мама что-то в рассрочку. В этом случае в отделении почты должны храниться:
- Заключенный с пенсионером договор.
- Записи в книге учета товаров.
- Накладная и чеки об удержании денег из пенсии в счет уплаты долга.
Версию лучше проверить, поскольку долг по таким договорам может быть солидным, а срок рассрочки всегда не больше месяца.
- Вот пример из судебной практики. В Курганской области женщина купила товары в рассрочку под пенсию. Но не стала платить, и образовался долг — 53 322 ₽.
- Пенсионерка уверяла, что она действительно покупала товары на почте, но договора не было. За покупки она отдавала всю пенсию, а в книге учета задолженностей ее расписываться не просили.
- Сотрудники почты не могли доказать, какой именно товар покупала пенсионерка по договору рассрочки, потому что не вели документацию. На этом основании суд отклонил их требование об уплате долга. Обжаловать решение в апелляционном суде не вышло.
- Если вы проверите все документы и выясните, что по ведомости мама получила всю сумму на руки, товары она не покупала, а денег все равно не хватает, версия с добросовестным почтальоном отпадет. Тогда нужно разбираться с почтамтом и писать заявление о краже.
Куда и как жаловаться на недобросовестного почтальона
Пока пенсионер не получит выплату, деньги принадлежат почтамту. Присвоение вверенных денег почтальоном — уголовное преступление.
В том, что человеку дали меньше денег, виноват почтамт, который не проследил за сотрудником. Поэтому можно писать жалобу на имя руководителя филиала — он обязан провести проверку и передать данные полиции.
В жалобе нужно объяснить, что по ведомости пенсионерка должна была получить одну сумму, но на руки ей выдали меньше, при этом товары, подписки и услуги через почтальона он не оплачивала.
Деньги ваша мама получит за счет бюджета отделения. Сам почтамт останется в дефиците. И уже его руководство инициирует привлечение виновных сотрудников к ответственности по статье 160 уголовного кодекса за хищение вверенных денег.
Я посмотрела судебную практику и нашла похожую историю.
- В Гулькевичах осудили почтальонку, которая трижды присвоила себе деньги. Она доставляла пенсии и пособия, а еще принимала коммунальные платежи, для чего носила с собой терминал.
- Женщина приняла оплату коммунальных услуг по терминалу — 546 ₽. Когда вечером она сдавала отчетность, обнаружила, что платеж не прошел. Почтальон не сообщила руководству об излишке и забрала деньги себе.
- Позже она должна была доставить компенсацию за коммунальные услуги. Но вместо этого расписалась в ведомости и оставила деньги себе. Еще один раз она расписалась в ведомостях за двух пенсионеров и не отнесла им выплаты.
- Все стало известно, когда у женщины, которая платила за коммунальные услуги через терминал, образовалась задолженность. Она сохранила чек и сообщила о случившемся руководителю почтамта. Он разобрался в ситуации и вернул ей сумму непрошедшего платежа.
- Позже в отделение почты обратилась женщина, которая не получила компенсацию. А за ней с жалобами пришли и оставшиеся без выплаты пенсионеры.
- Когда почтамт начал проверку, сотрудница сама призналась, что присвоила деньги. Почтальонку осудили на 200 часов обязательных работ. Деньги пострадавшим выплатил почтамт.
- Гражданский иск о взыскании долга с бывшей работницы почта предъявлять не стала. Видимо, сотрудница вернула деньги бывшему работодателю добровольно.
Что в итоге
Вам нужно обратиться к руководству почтамта с жалобой на недостачу и запросить документы:
- Ведомость на доставку пенсии с данными получателя, почтальона, суммой выплаты и подписью получателя. Эти данные должны сойтись с записями в книге учета денежных средств и кассовыми справками. Подпись получателя в ведомости должна быть подлинной.
- Договор купли-продажи товаров и товарные накладные. Если выяснится, что с пенсионеркой заключили договор на покупку товаров с рассрочкой платежа, — чеки об удержаниях в счет долга.
Жалоба станет поводом для проверки. Если руководство найдет нарушения, деньги ваша мама получит от почтамта сразу — не нужно будет ждать следующей выплаты. Виновного сотрудника привлекут к материальной ответственности и, возможно, уволят или осудят.