23.03
17K
6

«На прежнем месте дела шли не очень»: 3 истории о том, как сменить профессию

Как герои рубрики «Профессии» устроились на новой работе

«На прежнем месте дела шли не очень»: 3 истории о том, как сменить профессию

Каждую неделю мы публикуем истории о профессиях и доходах, которые они приносят.

И решили связаться героями прошлых выпусков, которые планировали искать что-то новое. В этом выпуске бывший дальнобойщик рассказывает, как стал заниматься организацией грузоперевозок и насколько это оказалось выгодно, мастер по ремонту техники в прошлом — о том, легко ли начать карьеру в общепите и какие там есть перспективы, экс-бармен — о том, как он попал в финтех.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.

История 1. Дальнобойщик → логист
«Карьерный рост в моей нынешней организации скорее невозможен, но я стал гораздо проще относиться к смене работы»

Город: Пермь
Возраст: 27 лет
По образованию: преподаватель истории
Прошлая профессия: дальнобойщик, доход до 50 000 Р
Что говорил о работе: «Если появится возможность сменить занятие на что-то более интересное, то точно не буду сомневаться»
Новая профессия: логист, доход от 40 000 Р

Я никогда не считал, что всю жизнь буду дальнобойщиком. В этой работе нет ничего особенно плохого, но мне хотелось участвовать непосредственно в организации процесса грузоперевозок. Еще со времен моего увлечения компьютерными играми-стратегиями меня интересовала сфера транспорта, торговых путей и логистики. Мне больше нравились не исключительно экономические стратегии, а глобальные пошаговые, где экономика была лишь одной из сфер, которая должна помочь твоему государству прийти к победе. Например, серия игр «Цивилизация». Ну а первой моей игрой на компе были «Дальнобойщики-2».

У меня была возможность уйти в продажи, но я подумал, что правильнее будет развиваться в своей сфере, и одним из самых логичных вариантов было стать механиком. Летом 2019 года я пошел получать второе высшее по этому профилю. Учеба стоила 30 000 Р за семестр.

Варианта устроиться механиком в той компании, где я работал водителем, не было. Я решил не ждать, постоянно обновлял резюме на сайте с вакансиями, стабильно дважды в месяц ходил на собеседования. В январе 2020 года откликнулся на объявление, и меня взяли механиком по ремонту — это человек, который отвечает за работоспособность техники, организует ремонт на базе и в пути, руководит автосервисом. Компания была практически такой же, как мое предыдущее место работы, правда значительно меньше: здесь около сотни машин, а там было больше тысячи. Тем не менее это крупная местная транспортная компания. И график работы был удобный — 2/2/3: два дня работаешь, два отдыхаешь, три работаешь, два отдыхаешь, два работаешь, три отдыхаешь — и так по кругу.

Правда, задерживаться на этой должности надолго мне тоже не хотелось: вариантов для развития тут не так уж и много. Спустя полгода на новом месте я подошел к руководству с просьбой перевести меня в отдел логистики, и уже в сентябре 2020 года сменил профиль. Меня стажировали недели две, после чего благополучно вручили машины и сказали: «Работай!»

В нашей компании логист занимается многими вещами, которые в конечном итоге приводят к тому, что груз перемещается из точки А в точку Б. Он работает с заказчиками и водителями, заводит заявки, составляет графики и маршруты, рассчитывает время доставки, контролирует выполнение заказов.



Первая рабочая неделя на новом месте оказалась для меня испытанием. Я думал, что сойду с ума. Многие вещи в сфере логистики можно освоить только на практике, к тому же времени на раскачку не было совсем — решать вопросы нужно было сразу.

Поскольку раньше я работал водителем и механиком, у меня есть представление о процессе перевозок. К тому же я отлично знал наш автопарк, водительский состав и всю внутреннюю кухню — это позволило быстро влиться в новый отдел. Но в профессии логиста столько нюансов, что их придется изучать всю жизнь. Особенно в России. В частности, нужно ориентироваться в наиболее выгодных направлениях перевозок. К примеру, есть места, куда можно уехать по очень хорошей ставке, но при этом оттуда практически невозможно загрузиться по приемлемой цене, а в некоторых случаях приходится вообще ехать пустым. При планировании такие моменты нужно учитывать.

Еще важно уметь договариваться с водителями: далеко не каждый будет рад отправиться в конце октября в условный Магистральный. Мой опыт работы дальнобойщиком помогает говорить с людьми на одном языке, мне довольно легко отвечать на их жалобы на загрузку или сложность какой-либо трассы. Их можно было бы принять за чистую монету, если бы я сам не ездил по этим дорогам и не растентовывал бок в −30 °C. Иногда офисные сотрудники вызывают у водителей некоторую неприязнь. В моем случае это смягчается.

На новой должности мне пришлось овладеть программой 1С, основная масса документов проходит через нее. И конечно, мои обязанности включают работу с клиентами: тут мы не столько ищем новых, сколько концентрируемся на основных.

Когда я освоился, стало намного легче. Мне очень помогли коллеги — в этой сфере без командной работы никуда.

Честно говоря, иногда я скучаю по работе водителем.

Но задачи на новом месте гораздо интереснее и сложнее. Здесь нужно всегда оставаться в тонусе, быть готовым решить вопрос в любое время суток: к примеру, ночью ломается машина с важным грузом и приходится организовывать доставку эвакуатором до сервиса. Одновременно это и минус моей работы. Раньше у меня оставалось время и желание на саморазвитие, я гораздо больше читал, занимался музыкой и спортом, меньше стрессовал. Сейчас свободного времени практически нет, я на телефоне 24/7, это сильно выматывает. Из университета отчислился. В течение пяти лет можно восстановиться, но пока не получается: нынешний работодатель не приветствует академический отпуск.

При этом получаю я даже меньше, чем на работе «от звонка до звонка», — от 40 000 Р. Доход зависит от заработка транспорта, которым я управляю. Работа имеет некоторый элемент сезонности. Например, летом заработок выше, потому что активизируются стройки, соответственно, возят больше стройматериалов.

Карьерный рост в моей нынешней организации скорее невозможен. Но я стал гораздо проще относиться к смене работы и не вижу ничего страшного в том, что через какое-то время решу кардинально сменить сферу. Правда, думаю, что все-таки останусь в логистике. Возможно, после смены места работы я продолжу учебу, так как мне нравится сам процесс.

Пока я немного подгорел эмоционально и не могу объективно оценить ситуацию и перспективы. Сама по себе логистика вполне предполагает рост и развитие, люди в этой сфере могут хорошо получать. Другой вопрос — есть ли в этом смысл? Тратить всю свою жизнь на то, чтобы компенсировать деньгами те вещи, которых лишился, зарабатывая их.

История 2. Мастер по ремонту техники → управляющий в общепите
«Если голова соображает, то можно многому научиться, это ведь не хирургия и не квантовая механика»

Город: Екатеринбург
Возраст: 33 года
По образованию: специалист по PR и связям с общественностью
Прошлая профессия: мастер по ремонту техники, доход до 60 000 Р в хорошие времена
Что говорил о работе: «Сейчас часто ремонтом занимаются все кому не лень, а в интернете особо умные еще и обучают других»
Новая профессия: управляющий в кондитерском цехе и кофеточке, доход до 70 000 Р

На прежнем месте работы — в сервисе по ремонту техники — дела шли не очень, появлялось все больше федеральных сервисов с большими рекламными бюджетами, конкуренция высокая, из-за этого работы становилось меньше, зарплата падала, и я начал подрабатывать курьером в кофейне. В начале прошлого года я также занялся закупкой в кондитерском цехе, где делали все десерты для этого кафе. Еще через пару-тройку месяцев его владелец предложил мне стать управляющим в цехе и кофеточке при нем.

О смене работы я думал недолго, дня три, и в итоге согласился. Общепит — интересная сфера, ходить по кафе, ресторанам и кофейням мне всегда нравилось, почему бы не узнать эту кухню изнутри.

У нас есть три филиала: две кофейни и кондитерский цех с кофеточкой. Здесь я и тружусь. Еще тут работают пять кондитеров, два бариста и курьер, а всего в нашей мини-сети заняты больше 20 человек.

Я занимаюсь закупкой для производства десертов, работаю с поставщиками и возвратами, встречаюсь с представителями других кофеен, которые закупают у нас десерты. Составляю график работы сотрудников в цеху и на кофеточке, подсчитываю зарплату, нанимаю новых сотрудников, чиню или заменяю оборудование, если оно вышло из строя, — тут помогают навыки с прошлой работы. Еще я делаю некоторые заготовки, например для супов или сэндвичей, просчитываю себестоимость выпускаемых десертов и их КБЖУ, то есть число калорий, белков, жиров и углеводов в составе, — заношу данные по каждому из ингредиентов и способы обработки в специальную программу, которая все рассчитывает. Если заказов много, помогаю с доставкой. Если их совсем много, то помогают все, кто может. Плюс на мне повышение продаж и обновление меню. Поскольку у нас кофейня, ассортимент довольно небольшой. Новые блюда чаще предлагает директор, потом обсуждает свои идеи с нами, и мы вместе принимаем решение.



Я работаю пять дней в неделю, с 8 до 18. Есть топовые числа: 14 и 23 февраля, 8 марта, Пасха и так далее. Тогда рабочий день ненормированный. Получаю я примерно столько же, сколько и раньше: в сервисе вместе с подработкой в хорошие времена выходило 50—60 тысяч рублей, сейчас — 60—70 тысяч в зависимости от объема продаж.

Переход на новую работу происходил постепенно и особых затруднений не вызвал: если голова соображает, то можно многому научиться, это ведь не хирургия и не квантовая механика. Были, правда, и совсем новые для меня вещи: например, пришлось заниматься поиском и обучением сотрудников, освоить с нуля кофемашину. Месяцев пять ушло на то, чтобы овладеть основными навыками. Мой капучино все еще не идеален, и изобразить на пенке рисунок мне пока не под силу, но кофе гостям готовил, и плохой отзыв был лишь раз, со вторым стаканом я исправился, и гость ушел довольный.

Теперь в форс-мажорной ситуации я могу заменить почти любого из своих сотрудников.

Во время самоизоляции мы переориентировались на формат «с собой» и доставку. За счет этого наша кофейня смогла удержаться на плаву, объем заказов даже вырос, и коронавирус никак на зарплате сотрудников не отразился.

Доставкой занимаются и наши курьеры, и курьеры известных всем федеральных сервисов. У этих сервисов на приготовление заказов заложено определенное время, и одному человеку в заданные рамки обычно сложно уложиться, так что с приготовлением блюд и заготовок для них помогал я. Конечно, кондитерское дело от и до я не знаю, но готовить некоторые десерты научился. Со временем я также освоил новые блюда: супы-пюре, брускетты, рапы и круассаны с различными начинками. Со стороны кажется, что ничего фееричного, но по факту учиться пришлось многому, к тому же нужно было привыкнуть к четкой дозировке всех ингредиентов, тут не как дома — «этого побольше, повкуснее будет». Еще я учил готовить новые блюда сотрудников нашего филиала.

На новой работе мне очень интересно. Хочется, чтобы компания расширилась, после этого, думаю, появятся и новые перспективы. Правда, пока таких планов нет: в целом открыть новый филиал реально, но по всему городу огромная проблема с персоналом, сложно найти нормальных сотрудников, молодежь совсем не хочет и не умеет работать, из десяти собеседованных остается один-два.

Я все еще хочу понемногу осваивать ИТ-сферу — пока для себя и на всякий случай. Положение у нас в стране нестабильное: сегодня одно, а завтра все может измениться.

История 3. Бармен → проектный менеджер и рекрутер
«Втянуться было тяжело — я был совершенно не готов к серьезным задачам»

Город: Москва
Возраст: 25 лет
По образованию: специалист по гостинично-ресторанному менеджменту (неоконченное высшее)
Прошлая профессия: старший бармен, доход плюс-минус 70 000 Р
Что говорил о работе: «Как бармен-бармен я не лучший экземпляр, но таких барменов-психологов-товарищей, уверен, мало»
Новая профессия: проектный менеджер и рекрутер, доход 70 000 Р

Я уволился из бара, так как хотел более понятный график, и ушел в продажи — менеджером интернет-магазина. Мы продавали ручки «Паркер», нашими клиентами в основном становились юридические лица либо просто сотрудники компаний, которые хотели сделать подарок коллегам. У меня была ставка 250 Р/час, я работал пять дней в неделю, в месяц выходило 69 000—72 000 Р. Еще была премия за декабрь — 35 000 Р, которые я благополучно спустил в отпуске.

Через семь месяцев в Москве началась самоизоляция, я перешел на удаленку и устроил мини-офис у себя в квартире. Из-за коронавируса вся столица и многие регионы впали в спячку в плане рабочих процессов, спрос на нашу продукцию снизился. Мой рабочий день сократился до двух часов, появилось много свободного времени, а денег не хватало. Я начал подрабатывать курьером.

Потом у меня возникла идея создать ютуб-канал об инвестициях — беседы с частными инвесторами и финансистами. Первым гостем стал блогер Вредный Инвестор. В «Телеграме» у него большой чат, и еще во времена работы в баре я пару раз устраивал встречи для его участников, чтобы они познакомились и пообщались.

Во время пандемии я набил руку на съемках рекламы со своими друзьями из индустрии кино и ТВ, они же помогали мне с видео для моего блога. Я развивался в видеомонтаже, в работе со звуком, продолжал изучать рынок — прочитал множество книг, включая работы профессора финансового дела Асвата Дамодарана, прошел бесплатные курсы от ВШЭ на сайте «Открытое образование».

Люди, которые видели мои интервью, уровень съемки и монтажа, начали ко мне обращаться с предложениями по работе. Так я занялся сведением подкастов для одной управляющей компании.

Это стало первым шагом на пути к большим переменам в моей карьере.

В августе 2020 года автор блога «Вредный инвестор» Назар Щетинин позвал меня на позицию проектного менеджера к себе в «Ньютон технологии» — эта компания специализируется на информационных технологиях и фондовом рынке.

Я подписал документы, попросил рабочий ноутбук, пришел в офис на инструктаж и начал работать. В мои обязанности входит помощь в работе блога «Вредный инвестор»: я ищу интересных гостей, договариваюсь с компаниями Мосбиржи о съемках интервью. Периодически гендиректор делегирует мне поиск гостей для других своих проектов, например для «Калькулятора» — это подкаст «Медузы».

Больше всего времени у меня уходит на ведение соцсетей. Я развиваю тематические соцсети и продвигаю небольшие community-based продукты — например, игры или голосовалки для Мосбиржи. Еще я работаю с тремя нашими комьюнити: занимаюсь администрированием, привлекаю новых людей через наш ютуб-канал, провел несколько офлайн-мероприятий для участников.



Первое комьюнити — чат в «Телеграме» на 1700 человек: тут общаются инвесторы, старички помогают новичкам. Второе — это комьюнити внутри нашей компании: мы становимся больше, у нас уже 36 сотрудников, география расширяется, поэтому необходимо заниматься развитием этого сообщества. И наконец, совсем маленький «Клуб вредных инвесторов» — это форум, где сидят 15 упоротых в хорошем смысле ребят. Мы с ними разбираем различные секторы экономики, а впоследствии из этих наработок складывается вики-статья на нашем ресурсе.

На эту должность меня взяли потому, что я очень хорошо говорю, видимо, сказалась работа барменом. Но втянуться было тяжело — я был совершенно не готов к серьезным задачам. Я боялся сделать что-то не так, мне казалось, что моих навыков недостаточно. Но мой руководитель сказал: «Ты просто делай, а если что-то будет не так, то тебе об этом скажут». Для меня это стало откровением: проявлять активность оказалось куда важнее, чем пытаться что-то сделать «правильно», ведь что такое «правильно», не знает никто. Это очень раскрепощает, и постоянно хочется придумывать что-то новое.

На прошлом месте я не был устроен официально. Сейчас у меня белая зарплата — 70 000 Р после вычета налогов. Главное преимущество моего нового места — то, что работа полностью удаленная, за исключением съемок видео для блога, где я помогаю ведущему и оператору, а также слежу за звукозаписью.

Самым большим сюрпризом на новом месте для меня стала разносторонность моих коллег. От айтишников обычно не ждешь чего-то такого вау. А потом узнаешь, что один по выходным пилит восьмибитную игру-файтинг в стиле 1990-х, где ты за инвестора должен отфигачить трейдеров-спекулянтов. Второй стирает руки в кровь на парусных регатах, третий любит готовить мясо на гриле по всем правилам, которые, оказывается, есть, четвертая в свободное время работает гидом.

В этой компании мне очень нравится. Я знакомлюсь с людьми, изучаю сферу финтеха изнутри, общаюсь с профессионалами этой области, к примеру, с IR компаний, которые торгуются на Мосбирже, с различными управляющими и директорами брокеров, с Андреем Мовчаном и так далее.

В марте я перехожу в эйчар-отдел, моя новая специализация — рекрутинг ИТ-специалистов. В дальнейшем намерен трудиться над тем, чтобы выбирать для компании самых креативных и способных сотрудников, заняться корпоративной культурой. Я считаю, что сейчас время такое: если ты не врач или кто-то еще с узкой специализацией, то должен развиваться разнонаправленно.

Ксения Донская
Тоже сменили профессию? Расскажите, как все прошло:

Третий герой - вообще бомба.

13

Анастасия, спасибо;) впервые за много лет чувствую себя на своём месте

5

Отличная статья и интересные герои!

6

Менял профессию в 24 года, когда осознал, что тем, кто пишет низкоуровневый софт (для ПЛИС, микроконтроллеров и т.д.) в РФ платят крайне мало (мне бы пришлось еще года 3-4 сидеть на зп в 50к в спб). Решил перейти в IT, начал с саппорта л1, но там еще меньге зп была. Решил самообучаться и потом попал в сисадмины и л2 саппорта, а оттуда уже в DevOps инженеров. И текущая работа полностью устраивает - как и пользой, которую я приношу команде и командам разработки, так и уровнем заработной платы.

3

О,и я тут!;)

2