Как женщина пыталась вернуть деньги за некачественную кухню. Но не смогла
Изумительные истории
10K
Фотографии в коллаже — Ground Picture / Artem Glushchenko / Shutterstock / FOTODOM

Как женщина пыталась вернуть деньги за некачественную кухню. Но не смогла

24
Аватар автора

Светлана Логвина

юрист

Страница автора

В декабре 2020 года жительница Смоленска сделала в квартире ремонт и решила заказать новый кухонный гарнитур. Вместе с исполнителем она составила проект кухни и заключила договор на ее изготовление по индивидуальному заказу. Привезти все должны были через 45 дней — в конце февраля 2021 года. Женщина внесла 160 000 ₽ предоплаты и стала ждать новую мебель.

Кухню привезли и собрали только в апреле. Заказчица заплатила еще 150 000 ₽, но обнаружила в гарнитуре множество недостатков: материал заменили на другой, на фасадах были сколы, петли установили разные и без доводчиков, а положенных по проекту цоколя и фальшпланки вообще не было.

Женщина дала изготовителю семь дней на устранение недостатков, тот несколько раз звонил покупательнице, но в ее квартиру так и не попал. Тогда заказчица обратилась в суд и потребовала расторгнуть договор на изготовление мебели, взыскать 310 000 ₽, которые заплатила за кухню, 323 500 ₽ неустойки, 20 000 ₽ компенсации морального вреда и 50% от взысканной суммы в качестве потребительского штрафа.

Аргументы сторон

Заказчица. Я недовольна работой исполнителя. Мало того что мне доставили кухню на два месяца позже, так ее еще и изготовили с недостатками. Материалы использовали не те, что мы предусмотрели в договоре, мойки нет, ящики кривые, доводчики не работают, кромка корпусов другого цвета и рисунка, зазоры на фасадах разные. Я не подписала акт приема-передачи и отправила предпринимателю претензию с требованием исправить все недочеты. Но никто ничего не сделал.

Я узнала в другой фирме, что исправление всех недоработок будет стоить около 100 тысяч, а значит, недостатки мебели существенные. Поэтому прошу, чтобы исполнитель забрал кухню, вернул 310 000 ₽, которые я заплатила за гарнитур, и еще выплатил мне неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф за некачественную работу.

Исполнитель. Эта женщина все придумала. Мы действительно заключили договор в декабре, но тогда проект составили по примерным размерам, потому что у заказчицы дома был ремонт, кухонный фартук еще не выложили. Сделать точные замеры я смог только 28 января, с этой даты и надо считать 45 дней. К тому же я предупреждал ее, что фасадов придется ждать два месяца. В эти сроки я уложился.

Женщина заплатила остаток суммы, а значит, приняла кухню. Но потом предъявила кучу претензий, причем часть ее требований вообще не была предусмотрена договором. Я попытался связаться с заказчицей, попасть к ней домой, чтобы посмотреть, что не так с гарнитуром. Но она сказала, чтобы я все исправил за семь дней. Это нереально в любом случае — а женщина еще и не пускала меня в квартиру под разными предлогами. Я даже не смог увидеть, что именно ей не нравится.

В любом случае я считаю, что все недостатки несущественные, их можно исправить. Просто на это нужно время. А истица — потребительский террорист. Она злоупотребляет своими правами, чтобы заработать на добросовестных предпринимателях. Прошу в иске отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-1220/2021

👍
Верните заказчице деньги.

Суд назначил экспертизу, чтобы специалисты осмотрели мебель и выяснили, есть ли в гарнитуре недостатки и насколько они серьезные.

Эксперты установили, что кухня действительно не соответствует эскизу и в ней много недоработок — как серьезных, так и незначительных. Например, она изготовлена не из того материала, что стороны согласовали в договоре, есть зазоры на фасадах, вытяжка не установлена. Доводчики есть, но установлены неправильно, их надо отрегулировать. Цоколь, мойка и фальшпланка также есть в наличии, но их нужно установить. С кромкой кухонных шкафов все в порядке, она сочетается по цвету с кухней, а часть сколов появилась уже во время эксплуатации.

Ответчик говорит, что истица не давала провести окончательные замеры для кухни. Но в договоре не указано, что перенос срока исполнения заказа согласован сторонами. Исполнитель нарушил срок договора, поэтому заказчица вправе по своему выбору:

  1. Назначить исполнителю новый срок.
  2. Поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
  3. Потребовать уменьшения цены.
  4. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Требования женщины считаю законными. Расторгаю договор, взыскиваю с предпринимателя в пользу заказчицы 310 000 ₽ в счет оплаты заказа, 100 000 ₽ неустойки, 20 000 ₽ компенсации морального вреда, 150 000 ₽ потребительского штрафа, а всего 580 000 ₽.

Истица должна вернуть кухню, а ответчик в течение 15 дней со дня вступления решения суда в силу обязан демонтировать мебель и вывезти ее из квартиры.


Предприниматель не согласился с таким решением и пошел его оспаривать.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-886/2022

🧐
Так не пойдет.

Действительно, исполнитель нарушил сроки. Но заказчица не отрицает, что ответчик замерил кухню только в январе — и именно поэтому так поздно изготовил гарнитур. А устранить недостатки после монтажа он тоже не мог, так как женщина не пустила его в квартиру.

Мы назначили еще одну экспертизу, и она подтвердила, что все недостатки можно было бы устранить, если бы заказчица позволила это сделать. Что касается материала кухни, то он действительно изготовлен другим производителем. Но по качеству и характеристикам не отличается от материала, согласованного в договоре.

Недостатки в виде установки вытяжки, полки под холодильник, усилителя полки под духовой шкаф устранению не подлежат, поскольку вообще не были предусмотрены условиями договора.

Также суд первой инстанции не обратил внимания на то, что кухонный гарнитур, который изготавливается по заказу, обладает индивидуально-определенными свойствами, является товаром надлежащего качества, в связи с чем потребитель не вправе от него отказаться.

Решение суда первой инстанции отменяем. Предприниматель обязан в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу устранить все недостатки и выплатить женщине штраф — 10 000 ₽.


Заказчица обратилась в кассационный суд.

Аватар автора

Кассационный суд:

Дело № 88-24831/2022

👌
Все правильно.

Согласны с коллегами, нет оснований отменять определение апелляционной инстанции.


Тогда женщина пошла в Верховный суд.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 36-КГ23-1-К2

😬
Суды вышли за пределы полномочий.

Женщина в своем иске не просила исправлять недостатки кухни. Она хотела расторгнуть договор и требовала вернуть ей деньги. Но суды, вместо того чтобы удовлетворить ее иск или отказать в требованиях, вынесли совершенно другое решение.

Заказчица требовала вернуть деньги за гарнитур на основании нормы закона, которая предоставляет потребителю право отказаться от исполнения договора о выполнении работы, если исполнитель нарушит срок, существенно отступит от условий договора или не устранит недостатки за положенное время. К качеству кухни у нее вопросов не было.

Переделывайте решение.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-2714/2022

😅
Поняли, исправляемся.

По вине заказчицы исполнитель получил точные размеры кухни только в конце января. Очевидно, что изготовить кухню в феврале предприниматель не смог бы.

После установки ответчик пытался устранить недостатки, но истица не предоставила ему для этого доступ в квартиру.

Учитывая все проведенные по делу экспертизы, можно сделать вывод, что дефекты сборки носят несущественный характер, кухня используется по назначению, а заказчица сама не пустила мастера в квартиру, чтобы тот все исправил.

Отменяем решение суда первой инстанции и в иске отказываем.

Что в итоге

Суд прислушался к предпринимателю, и теперь тот не потеряет деньги на кухне, которая была сделана по индивидуальному заказу, а после установки не понравилась хозяйке.

Как вернуть товар, который был сделан под заказ

Товар под заказ — тот, что изготавливается для индивидуального пользования и отличается от других аналогичных товаров какими-то определенными свойствами. К примеру, платье, сшитое на заказ по выкройкам, сделанным для конкретной женщины, вряд ли подойдет другой. А мебель, которая делается по размерам определенного помещения в доме, не всегда подойдет для другой комнаты. Такой индивидуальный товар не представляет интереса для других покупателей.

Если качество вещи по индивидуальному заказу соответствует договору, вернуть ее нельзя.

В Московской области мужчина заказал дверь в квартиру. Получив и установив дверь, он решил, что оттенок ему не нравится, и захотел ее вернуть. Но изготовитель отказался принимать дверь, так как она была сделана по индивидуальному заказу и все ее параметры были прописаны в договоре. Суд изготовителя поддержал.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Светлана ЛогвинаЧто лучше: покупать готовую кухню или делать под заказ?
  • Мистер Ха я вот понимаю эту женщину, во первых это кухня, там вообще сложно что то делать не по индивидуальному плану, так что то что это тут индивидуальный заказ это должно быть нормой, а не исключением. во вторых она прождала столько, потом пришел мастер и сделал как попало, еще не из того материала, вот тут то и развилка, ты понимаешь что мастер никакой, и ничего нормально не исправит, по этому и предпочитаешь просто отказаться и вернуть свои деньги. но как мы видим все не так просто, и нужно было еще пару месяцев помучаться, пускать мастера, а потом уже подавать в суд.2
  • Заясь, заясьЕсли это индивидуальный заказ, то как можно менять материал без согласования? Это должно было быть признано существенным отступлением от условий договора31
  • ВладимирУже писал свой совет в подобном посте, но повторюсь. Когда я заказывал кухню по индивидуальному проекту, я ожидал что могут всплыть косяки после сборки. Поэтому я предложил внести окончательный расчет (30%) только после сборки кухни и подписании акта приемки. Конечно менеджер в офисе на это не соглашалась, но я попросил телефон директора и с ним мы сразу пришли к согласию и изменили порядок расчетов в договоре. В итоге поставку мне все-таки немного задержали. Но собрали всё четко и без косяков, поэтому я на следующий же день после сборки, пришёл к ним в офис и заплатил остаток. Может просто повезло с производителем. Но думаю пробовать можно всем.23
  • BeaRitzМеня одну смущает, что она оставшиеся деньги заплатила, еще не увидев кухню??? Люди совсем не думают.0
  • Светлана ЛогвинаBeaRitz, нет, кухню установили в апреле, а претензию женщина написала только в мае. То есть она кухней пользовалась почти месяц, а потом вдруг решила вернуть6
  • Светлана ЛогвинаЗаясь,, экспертиза установила, что материал заменили, но по сути он был такой же, просто от другого производителя6
  • Far AwayBeaRitz, найдите исполнителя, готового изготовить вам дорогостоящее индивидуальное изделие не по полной оплате, а я с ваших попыток знатно посмеюсь. Все именитые кухонные салоны (Мария, Первый Мебельный, Кухонный двор и тд и тп) даже не посмотрят в вашу сторону, если вы им о таком заикнетесь. Перед началом работы вы внесете процентов 20-30, а потом по готовности кухни вас вызовут на полную доплату, и только после этого кухня приедет к вам и ее начнут собирать. Риски покупателя понятны и я их поддерживаю. Но дурачков, готовых работать авансом, просто нет, либо это будет завышенная цена (где 70% аванса составят реальных 100% стоимости кухни), либо новички на рынке.12
  • Наталия МорозоваСветлана, ну так, может, в договоре были обозначены гарантийные обязательства продавца? В пределах гарантийного срока продавец безвозмездно устраняет недостатки. Если гарантия была предусмотрена, то покупатель злоупотребила своим правом и выводы суда закономерны5
  • Светлана ЛогвинаНаталия, продавец был готов устранить недостатки, но его не пустили в квартиру.5
  • Наталия МорозоваСветлана, в таком случае он должен был дать ей письменный ответ на претензию, в котором либо признать требования, либо дать мотивированный отказ от её удовлетворения. В любом случае без понимания конкретных обстоятельств и условий сделки судить о чьей-либо правоте не совсем корректно. Сейчас суды в вопросах защиты прав потребителей, как и в трудовых спорах, по общему правилу встают на сторону гражданина как менее защищенного лица0
  • Светлана ЛогвинаНаталия, но в это деле потребитель проиграла. Она не дала мастеру устранить недостатки и сразу подала иск в суд. Суд встал на его сторону.3
  • Наталия МорозоваСветлана, я внимательно прочитала статью. Она проиграла в какой инстанции? Если бы продавец был не таким принципиальным, а сдался после решения первой или апелляционной инстанции, что бывает чаще всего, исход был бы иным. А потом вот эти решения формируют судебную практику3
  • Наталия МорозоваСветлана, чем, интересно, продавец доказал, что покупатель не пускала его в квартиру? Если он ответил на претензию, указав, что в такое-то время готов приехать, а она ответила, что не сможет его встретить, это да, доказательство. А если разговоры были устными, то такое обстоятельство могло быть принято судом лишь при признании его покупателем. Вопросов много. Но суд, наверняка, досконально изучил все имеющие для дела доказательства и обстоятельства1
  • Светлана ЛогвинаНаталия, да, женщина не отрицала, что у нее не было времени пустить мастера в квартиру для устранения недостатков1
  • Сергей СуворовСамое странное в этой истории что женщина не пускала мастера домой для осмотра и устранения недостатков. Как будто реально ей какой-то горе юрист подсказал что можно вернуть стоимость кухни и еще наварить такую же сумму компенсацией и неустойкой. Stonks, короче30
  • Светлана ЛогвинаСергей, у меня тоже сложилась такое впечатления. Действия или бездействие женщины непонятны9
  • Татьяна ХохряковаУ меня с кухней была подобная засада!!! Тоже по индивидуальному заказу, приехали сборщики и началось!!! То фасады не того цвета… то пере заказали, но пришли не того размера… то дырки под шарниры не правильно просверлили, потом без палева типо пересверлили рядом.. ну типо заказчик лох, и так сойдет… то в ящике выдвижном второй ящик скрытый под ложки-вилки по размерам не вошел… и такая дребедень длилась на протяжении 8 месяцев!!!5
  • Yuriy KulakovFar, одно дело изготовить кухню, другое дело установить её. Вот за установку и нужно платить по факту выполненной работы, убедившись что все ок, и опять же даже предоплатив за изготовление гарнитура, прежде чем устанавливать - убедиться не помешало бы, что вся комплектация , оттенки и тд соответствует договору.4
  • Сетевой леммингЯ всегда так боялась такие истори!!!! Слава богу, что мы совершенно случайно наткнулись на хорошую фирму (был в тц павильон) и у нас была великолепная девочка проектировщица. В итоге все в срок, и четко. Сборщики виртуозы. Кухня 3,5 метра + пенал и короб для холодоса встали нам всего в 125к+100 за столешницу (это без верхних шкафов).2
  • КотКузяРФстранная история, с обоих сторон. с такими клиентами не дай боже работать. точных размеров нет, в квартиру не пускает, потом куча судов и недовольства, мирно наверно решать не умеет дела. заплатить до сборки - тоже странное решение. исполнитель тоже безответственный, без согласования менять элементы - не комильфо. встретили друг друга горемыки!5
  • КотКузяРФFar, за материал сначала платим далее за работу, при успешной установке. Лично так расплачивался за мебель на заказ по индивидуальному проекту.0
  • Леди ТакаяЯ вот тоже купила кухню на заказ. Мастер приезжал, все замерил, все нарисовал. На картинке красиво было, а когда собрали - верхние шкафы оказались очень длинными и узкими - что мне совсем не понравилось. Так же кухню собирали не по проекту, так как горе-дизайнер не учел розетки, которые были сделаны. Вытяжку к вент каналу не подвели, сказали сразу, что не получится, но зачем-то сделали выпил на самом верху в шкафу. Обнаружила я это уже спустя месяца два, так как в квартире ремонт и никто там не живет. На установку сделали скидку 3000 (установка 18 тыс по мимо стоимости кухни) типо так решило руководство, хотя они должны были со мной связаться в тот же день. Но у них не было времени, а когда я звонила - никто не брал трубку. В августе написала отзыв на данную организацию- игнор. Повторно написала в октябре - ответили направить номер договора и суть претензии на их почту. Написала претензию, указала договор, отправила на ту почту, которую мне указали. Написала в январе еще один отзыв и комментарий, что продавец вообще не хочет устранять ничего. Связались. Сказали, что им ничего не приходило, а на телефон звонили - никто не отвечал, «наверное, вы внесли наш номер в чс».. ну да, а потом волшебным образом он оттуда удалился и до меня смогли дозвониться после очередного отзыва и комментария. Еще раз сказали письменно написать претензию. Все написала и указала. На что пришел ответ директора организации, что мол со мной все согласовали, а выпил они сделали «исходя из практики, чтобы воздух не задерживался» .. при том, что в середине не сделали, а только наверху. А еще «в качестве лояльности» они готовы мне предоставить деталь для самостоятельного монтажа. Направила им ответ с указаниями статей закона о защите прав потребителей, что свои «косяки» должны устранить сами! Просила копию акта выполненных работ, где я письменно согласилась с установкой кухни не по проекту и дала согласие на этот выпил. Продавец просто проигнорировал данное объявление. А в отделе сервиса ответили, что уже был дан мне ответ и они не в праве его оспаривать. Это как?! Так же я решила перемерить всю кухню на предмет соответствия размерам. В договоре допустимы отклонения +-5 мм от указанных, но высота нижних ящиков оказалась аж на 1,5 см больше. Вот что теперь делать в таком случае? Продавец отвечать не желает за свои косяки. Остается только в суде это решать видимо.1
  • user3260794Татьяна, и чем всё закончилось, у меня сейчас такая же история, только в начальной стадии.0
  • Татьяна Хохряковаuser3260794, я написала им досудебное заявление на полное устранение косяков, фирма у нас как бы известная, сказала везде ославлю и никто к вам не пойдет, с горем по полсм но все исправили0