Женщина купила тойоту на 200 тысяч дешевле и отсудила 425 тысяч компенсации

2
👩💰🚗💰💰💣👎😏👍✔⁉

Одна гражданка из Адыгеи заказала в автосалоне автомобиль за миллион рублей. Как положено, подписала договор и внесла предоплату 50 тысяч. Машину нужно было ждать четыре месяца.

В договоре было условие, что продавец имеет право в одностороннем порядке повысить цену. Например, если этого потребует официальный дилер или увеличатся таможенные пошлины, а покупатель еще не оплатил товар полностью.

Автосалон прописал в договоре, что может повысить цену не чтобы больше заработать, а ровно на сумму удорожания машины. Кажется, что это честное и логичное условие, особенно для 2014 года.

В итоге цена выросла. Когда машина пришла, автосалон попросил доплатить к остатку еще 214 тысяч рублей. Покупательница написала на договоре, что не согласна, но всё-таки доплатила, чтобы забрать машину. А после этого пошла в суд.

Повод для суда

Покупательница хотела вернуть свои деньги — доплату, на которую не соглашалась, но внесла. Еще она потребовала с автосалона компенсацию за пользование своими деньгами, штрафы и моральный ущерб. Помимо доплаты набежало еще 425 тысяч рублей.

В своем иске женщина указала, что требование о доплате незаконное. Она не обязана платить за предпринимательские риски автосалона. В итоге потребовала признать недействительным пункт договора об одностороннем повышении цены и вернуть деньги с компенсацией.

Решение судов

Городской суд встал на сторону автосалона. Он отказал в выплатах и оштрафовал продавца на символические 1500 рублей. Сказал, что по закону можно повышать цену, если такое условие есть в договоре. Апелляция тоже не помогла.

Потом подключился президиум регионального Верховного суда. Там предыдущие решения отменили, спорное условие договора признали недействительным и обязали автосалон выплатить кучу денег.

Автосалон с таким решением не согласился, деньги выплачивать не захотел и подал жалобу в Верховный суд.

Чем закончилось

История пока не закончилась, но в выводах Верховного суда много интересного и важного для всех. Вот что коллегия из трех судей сказала про повышение цен в одностороннем порядке.

По закону сумму договора можно менять. Само по себе изменение цены не нарушение, но только если это не противоречит закону или стороны договорились.

Повысив цену на машину, автосалон нарушил закон о защите прав потребителей.

Условия для покупательницы ухудшились, а ее права были ущемлены. Так нельзя.

Если одна из сторон договора предприниматель, а другая нет, повышать цену в одностороннем порядке нельзя. В этой истории повысить цену могла только покупательница, потому что она не предприниматель в этом договоре. Или если бы стороны мирно договорились. А по своей инициативе и без согласия покупательницы автосалон так сделать не мог, но сделал.

И даже тот факт, что покупательница изначально подписала договор и как будто согласилась на эти условия, ничего не решает. Договор нарушил ее права. Теперь продавец обязан компенсировать убытки.

И еще один важный для всех вывод Верховного суда: предприниматели не могут перекладывать на потребителей свои риски. Если выросли таможенные пошлины, налоги или себестоимость, покупатель не виноват. Он не может на это повлиять и платить не обязан.

Я уже подписал договор на покупку авто. Что делать, если с меня потребуют доплату?

Прочитайте, что написано в договоре. Грамотные юристы могут так сформулировать условие о доплате, что оно окажется законным.

Если формулировки шаблонные и у вас похожая история, есть два варианта:

  • расторгнуть договор, потребовать вернуть аванс и ничего не доплачивать. Тогда придется заказывать машину в другом месте. Может быть, цена уже везде повысилась и в этом нет смысла: всё равно заплатите больше;
  • заплатить всю сумму, забрать машину, а потом подать в суд. В суде можно потребовать вернуть доплату и возместить ущерб, в том числе моральный.

На нарушения прав потребителя можно пожаловаться в Роспотребнадзор в своем регионе. Иногда этого бывает достаточно, чтобы всё решить без суда.

Если вы обратились в суд и не согласны с его решением, не стесняйтесь его обжаловать

P.​ S. Решение в пользу покупательницы пока отменили. Но не потому, что автосалон прав и ничего возвращать не должен. Выводы Верховного суда как раз говорят о том, что автосалон не прав и доплата незаконная. Другие продавцы, которые сделают так же, тоже будут не правы.

Дело в том, что кассационная инстанция превысила полномочия. Ей надо было отменить решение нижестоящих судов, а не выносить свой вердикт по взысканию с автосалона. Но это формальность и на выводы Верховного суда не влияет — при пересмотре их учтут.

  • Михаил Сорокинпохоже не все суды знают эту позицию ВС РФ0
  • Саша ФИнтересно, чем эта история закончилась? Сейчас появится много таких дел и обиженных и покупателей, и продавцов, тк многие делали заказы до 24 февраля 2022, а в последующие дни рубль начал падать, что не могло не повлиять на стоимость товара.0