Один мужчина поздно ночью ехал по делам. Вдруг — резкий удар, машина подпрыгнула на дороге. Водитель затормозил и вышел посмотреть, что случилось. Оказалось, в темноте машина попала в выбоину. Передние диски, шины и стойка амортизатора были сильно повреждены.

Мужчина обратился к оценщику. Эксперт заключил, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составит 151 203 Р, а с учетом износа — 42 596,97 Р.

Мужчина решил взыскать с организации, которая отвечает за безопасность дорог, полную сумму на ремонт без учета износа. Плюс расходы на оценку — 5000 Р.

Аргументы сторон

Водитель. Я ехал по дороге и попал в яму. Яма была длиной в человеческий рост, в ширину — полметра, а в глубину — 10 сантиметров. В результате мой Мерседес серьезно пострадал. Я в аварии не виноват: освещения на дороге не было, лежал снег, никаких признаков ремонтных работ, ограждений и предупреждающих знаков я не видел.

В повреждении моей машины виновата горуправа, а точнее — управление дорожного хозяйства. Это они должны следить за дорогами и вовремя их ремонтировать. Раз не уследили — пусть теперь оплачивают мне ремонт. У меня есть заключение экспертизы, согласно которому стоимость ремонта составляет 151 203 Р. Прошу взыскать эти деньги с управления дорожного хозяйства.

Управление городского хозяйства. У этого мужчины старая машина 2005 года выпуска, а он хочет за ремонт 150 тысяч рублей. Автомобиль целиком столько не стоит, потому что и сам бы скоро развалился. Иск не признаем, ничего платить не будем.

Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Что сказали суды

Районный суд

Дело № 2-1949/1/2018

По закону покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной скоростью.

Есть даже гост, который регламентирует допустимый размер выбоин на дороге. Так, по длине они не должны превышать 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см. На ликвидацию таких повреждений дается не более пяти суток. Специальные органы должны следить, чтобы состояние дорог соответствовало правилам и стандартам.

На дороге, по которой ехал этот мужчина, действительно была выбоина. Это подтверждают сотрудники ГИБДД и сам ответчик. Поэтому за ущерб должно отвечать именно управление дорожного хозяйства города. Это ведомство не выполнило свои обязанности по своевременному ремонту дорог.

Но мы считаем, что взыскивать с ответчика полную стоимость ремонта без учета износа нельзя. Мерседес выпущен в 2005 году, на момент ДТП находился в эксплуатации более 12 лет, имеет 233 996 км пробега и значительный износ. Истец не предоставил информации о том, что в машине были новые или незначительно изношенные детали, которые были повреждены в результате ДТП.

Поэтому мы взыскиваем с управления городского хозяйства стоимость ремонта с учетом износа, то есть 42 597 Р, а также расходы по проведению оценки и уплате госпошлины — 5000 и 1477,91 Р соответственно.

Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.

Областной суд

Дело № 33-1862/2018

Решение коллег из районного суда законно. С учетом состояния и возраста автомобиля этой суммы достаточно на ремонт. Оставляем решение в силе.

Это решение истец обжаловал в Верховном суде.

И районный, и областной суд ошиблись.

Если чье-то право нарушено, он может требовать полного возмещения убытков. Убытки — это расходы, которые человек понес или должен будет понести для восстановления своих прав. В этом случае — для восстановления автомобиля.

Если для ремонта автомобиля будут использованы новые детали, то их стоимость тоже считается убытками, даже если цена машины увеличится по сравнению с ее ценой до повреждения. Несмотря на то что автомобиль старый, его нужно ремонтировать новыми деталями, а их стоимость должен оплатить виновник аварии.

Размер возмещения можно уменьшить, если ответчик докажет, что существует другой, более разумный и распространенный способ исправления таких повреждений. Но таких обстоятельств в деле нет.

Пересмотрите дело и примите решение в соответствии с требованиями закона о полном возмещении убытков.

Областной суд

Дело № 33-1175/2019

И правда, обычно автомобили ремонтируют новыми запчастями. По закону цену новых деталей нужно включать в убытки, даже если в поврежденном автомобиле детали были двенадцатилетней давности.

Других, более разумных и распространенных в обороте способов устранения полученных повреждений мы не знаем. Взыскиваем в пользу истца 151 203 Р на ремонт, 5000 Р — расходы на проведение оценки, 4224 Р — расходы по уплате государственной пошлины.

Что в итоге

Спустя год судебных разбирательств сумма увеличилась в три с половиной раза — с 42 тысяч до 151 тысячи рублей.

Эта история будет полезна тем, кто взыскивает с виновника аварии ущерб, причиненный автомобилю. Если ответчик не докажет, что можно дешевле и проще отремонтировать автомобиль или что стоимость деталей завышена, то он будет обязан возместить стоимость ремонта без учета износа. Даже если автомобиль и до аварии был старый. Потерпевший не должен искать, где купить стойку амортизатора 2005 года выпуска.

В дорожно-транспортных происшествиях, где автогражданская ответственность виновника застрахована по ОСАГО, страховая компания обычно возмещает стоимость ущерба с учетом износа. Это предусмотрено единой методикой расчета ущерба по ОСАГО. Если этих денег не хватает на ремонт, разницу можно взыскать с виновника ДТП.