Как мужчина хотел заставить магазин продать ему телевизор за 480 ₽. И у него получилось
Изумительные истории
39K
Фотографии в коллаже — Irina Borsuchenko / Showtime.photo / Shutterstock

Как мужчина хотел заставить магазин продать ему телевизор за 480 ₽. И у него получилось

133
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

В 2021 году житель Уфы зашел на сайт известного магазина электроники и не поверил своим глазам: телевизор LG с диагональю 40 дюймов можно было купить всего за 480 ₽. Мужчина тут же положил товар в корзину, оплатил заказ и стал ждать доставку.

В назначенный день телевизор не привезли, а на карту покупателя вернулись деньги. Мужчина не отчаялся и решил попытаться купить технику по этой цене через суд. Он потребовал у магазина исполнить договор купли-продажи и передать ему телевизор LG за 480 ₽.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Мужчина. Я зашел на сайт этого магазина, увидел телевизор по низкой цене и сделал заказ. Позже мне сообщили, что такого товара в наличии нет, и вернули деньги. Считаю это нарушением моих прав потребителя.

Цену устройства придумал не я, она была указана на сайте. Мне подходят все условия покупки, а вот магазин не вправе в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи. Прошу передать мне выбранный телевизор по той цене, что была указана в день заказа.

Продавец. Этот мужчина хочет обогатиться за наш счет. Да, у нас была временная короткая акция на телевизоры, но она давно закончилась. Теперь эти модели сняты с производства, на складе их нет. Поэтому передать товар мужчине мы не можем.

А вот расторгнуть договор купли-продажи по своей инициативе — да. По условиям публичной оферты, размещенной на нашем официальном сайте, мы можем в одностороннем порядке отменить оформленный заказ, если товара нет на складе.

Покупатель совершил покупку — значит, был ознакомлен с условиями продажи. Поэтому сейчас мы ему ничего не должны.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-4707/2021

👍
Покупатель прав.

Договор розничной купли-продажи — публичный. Это значит, что магазин обязан продать товар любому желающему.

Покупатель дистанционно приобрел телевизор, что подтверждается электронным чеком. С этого момента у продавца возникла обязанность передать товар мужчине. Но вместо этого продавец аннулировал заказ и вернул истцу деньги.

Это незаконно. Продавец не вправе по своей инициативе отказаться от исполнения договора. Кроме того, ответчик не доказал, что акция по продаже спорного телевизора была ограниченной. И что магазин сообщил об этом покупателю.

Иск удовлетворяем. Магазин обязан исполнить заказ — передать мужчине телевизор, который тот выбрал.


Магазин обжаловал это решение в апелляционной инстанции.

Аватар автора

Верховный суд Республики Башкортостан, апелляционная инстанция:

Дело № 33-4197/2022

👎
Магазин ничего не должен.

Районный суд ошибся. Согласно условиям публичной оферты с сайта продавца магазин вправе отменить оформленный заказ, если товар отсутствует на складе или поврежден до передачи покупателю. Истец был ознакомлен с этими правилами и согласился заключить договор на этих условиях. Ответчик воспользовался этим правом, обоснованно отменил заказ и вернул покупателю деньги.

Вывод суда первой инстанции о том, что у продавца возникли обязанности по передаче товара, ошибочны. Если товара нет в наличии, то ответчику просто негде его взять.

Отменяем решение районного суда и отказываем мужчине в иске.


Теперь жалобу на решение подал мужчина.

Аватар автора

Суд кассационной инстанции:

Дело № 88-14758/2022

👎
Согласны.

Заявка мужчины на покупку товара еще не считается оформленным заказом. Сначала нужно, чтобы продавец подтвердил заказ. Этого не произошло, заказ телевизора за 480 ₽ магазин не согласовал. А значит, и оснований передать товар покупателю нет. Оставляем решение второй инстанции в силе.


Мужчина направил жалобу в Верховный суд. Коллегия по гражданским делам заинтересовалась делом о телевизоре.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 49-КГ22-28-К6

🧐
Коллеги, все не так.

Товар можно купить не только непосредственно в магазине, но и дистанционно. Например, по каталогам или через интернет. При дистанционном способе, как и при обычном, продавец обязан заключить договор купли-продажи с любым человеком, который пожелал приобрести товар.

Причем договор считается заключенным с момента выдачи продавцом чека или после получения сообщения потребителя о намерении купить товар.

Предложение о покупке телевизора на сайте магазина было обращено к неопределенному кругу лиц и содержало все существенные условия договора: подробную информацию о товаре и цену. Поэтому его вполне можно считать публичной офертой. Мужчина оформил заказ телевизора и оплатил его, то есть акцептовал оферту. В этот момент договор между сторонами был заключен, а у продавца возникла обязанность передать товар.

Доводы ответчика о том, что они объективно не могут передать телевизор, поскольку его нет на складе, ничем не подтверждены. Сведений о снятии таких телевизоров с производства в материалах дела тоже нет.

Суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что продавец вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Даже если это условие предусмотрено во внутренних правилах магазина, оно не соответствует закону, поэтому его можно смело игнорировать.

Решения апелляционной и кассационной инстанций отменяем. Снова направляем дело в Верховный суд Республики Башкортостан, разберитесь еще раз.


Дело вернулось в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Аватар автора

Верховный суд Республики Башкортостан, апелляционная инстанция:

Дело № 33-9930/2023

😅
Отдайте мужчине его телевизор.

Действительно, продавец не доказал, что такой модели на складе нет. Это были просто слова. А пункт публичной оферты с официального сайта магазина противоречит закону, поэтому его мы применять не будем.

Районный суд прав, оставляем его решение в силе.

Что в итоге

Через полтора года судов мужчина все же получит телевизор за 480 ₽ — это примерно в сто раз меньше его рыночной стоимости.

Какие выводы надо сделать

Не все, что указано на сайте продавца, стоит приравнивать к закону. Если правила магазина не соответствуют законодательству, можно просто не обращать на них внимания. В этом случае будет работать только закон.

Любые доводы продавца должны быть подтверждены доказательствами. Недостаточно просто сказать, что на сайте произошел технический сбой или товар снят с производства. Магазин должен представить документы, которые это доказывают.

Договор купли-продажи считается заключенным с момента заказа товара. Не нужно ждать никаких подтверждений или согласований продавца. Как только потребитель оплатил заказ или даже просто его оформил, договор считается подписанным.

Часто бывает, что товара действительно не оказывается в наличии, — и покупателю проще сразу выбрать что-то другое, чем годами ходить по судам. Но если разница в цене принципиальная и есть свободное время, то в аналогичных случаях закон будет на вашей стороне.

В этом деле покупатель мог потребовать с магазина потребительский штраф и компенсацию морального вреда. Кроме телевизора он получил бы еще около 1000 ₽ сверху. То есть телевизор достался бы мужчине не просто бесплатно, а с небольшой доплатой от магазина. Но он, вероятно, решил не злоупотреблять правами, а получить хотя бы товар.

Случай героя этой истории не исключение. Мужчина из Волгограда заказал в интернет-магазине ЦУМа 19 предметов одежды за 2787 ₽. Джинсы, футболки, пиджаки, которые на самом деле стоят несколько десятков тысяч рублей, достались покупателю буквально за копейки. Дело дошло до Верховного суда, и его вывод был однозначным: сбой в программе нужно доказать, а потребитель не должен страдать из-за проблем продавца. Мы ждем окончания этой истории — и напишем статью по итогам.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Елизавета ВасильеваА вам приходилось спорить с интернет-магазинами? Расскажите, в чем было дело:
  • Туманный туманКруто. Я тоже нагнул один магазин и заставил их продать мне шоколадку по цене, указанной на витрине. Мой профит 20 рублей! Поясню почему я это сделал - в этом магазине я стал часто замечать несоответствие цены на ценники и на кассе. Стандартная отговорка - не успели переклеить ценники, сработала пару раз, на третий я понял, что это тупо обман покупателей и начал методично раз в неделю требовать исполнения закона, в чем мне больше не отказывали, а ценники постепенно стали соответствовать225
  • Alex Frolovкрасавчик всегда было интересно, кто эти люди, юристы или имеющие хороших знакомых юристов? У меня в сознании сложилось так, что все юристы занимаются только типовыми делами, а тот, кто реально шарит и готов браться за нестандартные случаи, те берут столько денег, что 10 таких телевизоров можно купить. А вообще круто, жаль, что нет (или я не знаю) какого-то банка исков и апелляций, что бы можно было на основе одного такого дела всем остальным легко отстоять свои права47
  • Alex FrolovТуманный, как-то раз покупал что-то, на кассе цена оказалась выше той, что заявлена на ценнике. Я пошёл перепроверил, убедился, что это ошибка, но цена была очень привлекательной. Поэтому я купил ещё несколько единиц этого товара, пока ценник ещё висит старый, и потом вернул разницу в стоимости. Горжусь своей тогдашней гражданской позицией, потому что сейчас часто уже часто лень идти проверять ценник, ждать администратора и пр, и если разница небольшая, то забиваю, хотя понимаю, что это неправильно. А ещё когда-то жил за городом, там была единственная пятёрочка с очень ленивыми бабами, чуть ли не каждый мой поход туда на протяжении нескольких лет заканчивался возвращением разницы в стоимости товаров. Поначалу они пытались ещё что-то возражать, сделать возврат товара, а не возврат разницы в стоимости..приходилось учить их закону о защите прав потребителей59
  • Sergey AveryanovПо моему любой юрист (да я просто знакомый с законодательством человек) знает, что закон имеет приоритет на внутренними правилами юр.лиц. Почему этого не знают некоторые судьи мне не понятно.63
  • Аватаркана озоне тоже такой сбой был как-то в течение часа. потом массово отменяли заказы на планшеты-телефоны-телевизоры и многое другое. может, кто-то и судился полтора года, если бы это было массово то озон бы разорился наверное. что по закону обязаны продать по заявленной цене большинство знает уже давно, но реально по судам ходить из-за этого мало кто хочет.25
  • Андрей ГостAlex, КонсультантПлюс - справочная правовая система )18
  • Glissa SunslayerАватарка, кстати говоря, озон частенько такими сбоями грешит. Помню, как мы с мужем ломанулись покупать дорогие книги по акции за 200 р. Назаказывали книжных серий, на которые давно слюни пускали. В итоге, то, что озон успел отправить, получили по 200 р. Остальное поотменяли. И так вышло, что пришли из книжной серии 2,4,5 части, а остальное таки пришлось докупать, но уже по фулпрайсу. И по факту пришлось немного разориться, что в наши планы вообще не входило. Неприятненько.11
  • Glissa SunslayerЧестно говоря, в последнее время, ознакомившись с подобными историями, я окончательно поверила в себя и теперь всегда готова отстоять свое потребительское право получить товар по той, цене, которая на нём указана. То, что ценники вовремя не поменяли или с логистикой проблемы - не канает. Конечно, чисто по-человечески я всё прекрасно понимаю и сочувствую, но как потребитель я желаю получить своё. И знаете, всё больше магазинов таки идут навстречу потребителю. Главное, общаться адекватно и уважительно. Например, мне часто отменяют заказы из детского мира, ссылаясь на проблемы с логистикой и просят перезаказать товар. Я, конечно, перезаказываю и часто по завышенной цене, но после обращения с службу поддержки мне возвращают разницу в виде бонусов. Хочется верить, что везде так будет21
  • Сергей АлексеевКупил наверно сотню кожаных ремней на Али по 68₽,у продавца была паника)).Он продавал их примерно за 2000р. Не стал особо наглеть-забрал один,остальные отменил.16
  • ЙцукенТут ошибка продавца в том, что плохо подготовился. Было бы у него больше доказательств, результат был бы другой. Вроде была похожая история, но там продавец сослался на техническую ошибку, и подозреваю смог это доказать, так что покупатели остались ни с чем. Интересно кстати почитать про таких людей, которые ловят скидки в магазинах/маркетплейсах, там боты все скупают? Были истории когда магазин делает большую скидку на свой товар, чтобы выкупить его с маркетплейса по себестоимости и не платить маркетплейсу, но не успевает и товар раскупают другие10
  • Lexa LexaЙцукен, кстати да, есть довольно много примеров, где просто переворачивали в сторону того, что покупатель заведомо знал о "невозможности" такой цены на товар и воспользовался ситуацией в корыстных целях (но там в корзине сразу десятки таких товаров оказывались, поэтому в это можно еще поверить). Когда товар один - тут уже легче его забрать себе, я сам так через претензию покупал компрессор за 120 рублей вместо 5000 в эльдорадо через приложение.10
  • Lexa LexaAlex, претензии про "покупку за ценник" спокойно гуглятся, нужно лишь желание и умение пользоваться заказными письмами.0
  • mwRuF947bpjM9jsyqhXcPavel, LG 43UN81006 в связном он купил.10
  • РоманПоражает вопиющая некомпетентность судей, как они выносили эти решения, если даже мне, простому обывателю, понятно, что они противоречат закону? Особенно «заявка на покупку не считается оформленным товаром», он же его оплатил!!! Или «сведений о том, что его нет в наличии» нет в деле, то есть они просто сказали, типа у нас нет и всё!?) Работал в свое время директором магазина электроники, и когда такие случаи периодически случались, всем, кто успевал оплатить заказ, выдавали все в порядке досудебной претензии по изначальной цене!61
  • Александр П.Всё правильно. Задолбали мамкины маркетологи, ставившие цену от балды, а потом : " ой, этого нет, закончилось ( как вариант - ошиблись), но вот возьмите...", ссылаясь на 5 томов специальных условий мелким почерком. Все понимают зачем это делается - привлечь внимание, а там глядишь - чего-то и купят. Хотите играть в эти игры - учитывайте что можно и проиграть. Ошиблись, забыли - это опять же ваши проблемы и риски. Нанимайте нормальный персонал.19
  • МрМаксSergey, какой юрист знает закон, когда суды сами не знают законы, читаю тут решения судов и удивляюсь каждый раз, одни одно говорят, другие другое34
  • РоманРоман, хорошо бы еще придумать наказание за отмену товара. Когда тратишь несколько дней на ожидание доставки товара, а он еще и задержится, а потом "не шмогла я"(с). Бывает что то очень ждешь или нужно в конкретный день. Подтвердил заказ - согласился доставить, будь добр выполнить заказ и в срок (+-2 дня), либо не подтверждай.28
  • НатальяОх, я в феврале-марте 2022 три раза покупала один и тот же кондиционер, каждый раз по все более высокой цене, естественно. Отговорка простая - ой, они кончились, через три дня ждите свои деньги назад в целости и сохранности. Естественно, никуда они не кончились, а вот ценник переписали. Не знала, что можно было побороться за свои права, спасибо за текст!9
  • Ольга НадееваНиколай, программисты обычно ценниками не занимаются.10
  • Vadim RybalkoНиколай, а что, погромисты нынче занимаются забиванием ценников в админку магазина?19
  • Vadim RybalkoJuffin, так работают не законы в России, а понятие публичной оферты в принципе — это не российское изобретение. На то она и публичная: публично обосрался — публично отвечай.27
  • никЭтож сколько чинуш сидят и такие пустяковые дела рассматривают противореча друг-другу, пздц...21
  • LemmingJuffin, тут не выронил из кармана, а подошел и протянул человеку купюру. А потом когда тот её взял, сказал - я пошутил, верните обратно. И вот на этом этапе уже пошли суды :)37
  • Максим ЛеопольдовСберМегаМаркет после выхода этой истории28
  • ВитаминМаксим, СбММ, эта отдельная песня :(1
  • НикитаИВАН, тут проблема в том что эта оферта противоречит ГК РФ и ЗоЗПП, на что ВС и указал21
  • rusa4ekТуманный, дайте угадаю что за магазин, так как сам попадал в такую ситуацию именно с этой сетью, это сеть на букву М?))13
  • Туманный туманrusa4ek, именно! 😂1
  • Денис ГригорьевУ меня аналогичный опыт с магазином на букву М. Сняли заказ на три айфона, типа нет на складе, а сами ценник переписали. Я в суд, тяжба почти год длилась. Присудили пеню и штраф, получил 300 тыщ. Договор купли-продажи они до сих пор не исполнили, т.к. в РФ нет айфонов для Российского рынка. Планирую возобновлять тяжбу.32
  • МихаилАватарка, дело в том, что озон и подобные ему площадки, не дают тебе чек о покупке товара, а выдают сначала чек о предоплате и только после доставки выдают полноценный чек на товар. Скорее всего это дает им право отменять такие заказы не нарушая закона.11
  • Бычкова Ларисаrusa4ek, в этой сети купила кофе, акция на ценнике. на кассе удивилась сумме в чеке. вернулась в зал(была в отпуске), взяла чек, пошла к кассиру, вернули разницу.8
  • AeeE30Билайн, где мой айфон?!10
  • Алекс ТютневМаксим, так там цены +- обычные, но проблема в другом: они тупо не привозят товар, либо часть товаров из заказа "нет в наличии", либо везут месяц. В общем пару раз обжегся и больше там не заказываю.2
  • Александр Б.Juffin, Внимательнее читайте текст. Аргумент продавца в первом суде "Да, у нас была временная короткая акция на телевизоры, но она давно закончилась". Это не опечатка продавца, а тупо мошенничество со стороны магазина для привлечения внимания. И они не забыли сменить цену. Очень часто в онлайн-магазинах и маркетплейсах такие "акции" проходят, где товар на сайте есть по низкой цене, а для отправки покупателю его уже нет. В том числе в момент распродаж со счетчиком оставшегося количества продукции на складе, когда покупаешь одним из первых, а тебе заказ отменяет по любой причине. Чем чаще покупатели будут наказывать подобные магазины судебными тяжбами, тем честнее будет продажа товаров. Слишком часто корыстным продавцам все сходит с рук12
  • ПарампампамТуманный, сегодня покупала корм кошке в магните, на ценнике 1159р, на кассе пробивают 1500👀 Немного пободались, продали за 1159р.3
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоЗабавно, даже у Вас нужно было доводить дело до досудебной претензии, чтобы Вы выдали товар8
  • РоманФан-клуб, это правда! По понятным причинам никто не хочет работать в минус.4
  • Туманный туманJessi, я обхожусь без скандалов. Это раз. Два - это то, что ситуация исправилась со временем, значит все таки можно выполнить свою работу качественно. Три - мне по сути и не надо наказывать магазин, мне надо решить проблему. 4 - почему я должен платить из своего кармана за некачественно сделанную работу? 5 - не нравится работа - найди другую. Если я на шиномонтажке сделаю вам некачественный ремонт потому что у меня много таких за день , вы вернетесь и попросите переделать за свой счет или мой?14
  • Светлана БелянкинаJessi, ну и пусть из своего кармашка кассиры возмещают. Надоест и пойдут ругаться к директору магаза. И там они решат что и как быть с ценами. Заодно почитают закон о защите прав потребителей и другие нужные, важные законы.21
  • Safety1stAlex, тяжбы по ЗоЗПП бесплатны для покупателя 🤭2
  • Йожег Без ГоловыБычкова, в этой сети купил гель для стирки, удивился цене на ценнике, кассир на кассе тоже удивилась что очень скромная цена на ценнике совпала с ценой на кассе. Хотела было метнуться то ли ценник поменять то ли себе купить, но я сказал что уже поздняк метаться, я забрал последние, но если у них еще есть на складе, то я готов подождать :) Мне сказали, что больше нет - подозреваю, что нае...обманули меня :)3
  • zifro zifroJessi, Бред не несите. Кассиры не несут ответственности за ценники на витрине. За это отвечают другие люди.11
  • АкхеМрМакс, мы не знаем, на основании каких знакомств они выносят решения...0
  • АкхеФан-клуб, да, т.е магазин упирался как мог, причём незаконно, и в конечном счёте выдавал товар самым стойким и скандальным, которые дошли до досудебной претензии. Тем, кто в тех же ситуациях не стали мучиться, ничего не дали)8
  • Александр РеЙожег, нужно было по данным компании в наличии убедиться... Нечто подобное было со мной в М-Кос...., любимая послала за краской для волос, сказала руб 300-500 стоит, нашёл за 90 руб, звоню, она говорит не может быть но если так то возьми пару, одну про запас, на полке стояло 8 штук, я всё забрал пришёл на кассу, там то ли смена другая была то ли они про акцию забыли, но далее мне насчитали за краску 700 с чем то, я спросил, ещё есть ? Сказали да нет наверное, последние если на полке вы всё взяли, посмотрела в компе по остатку, нет говорит нету, показать мне комп не разрешила, позвали старшего, назвал причину вызова, она посмотрела и нашла ещё упаковку 25 штук... И тут то ли от жадности то ли от желания отомстить я сказал что забираю и эти 25 штук... В общем я забрал, но думаю продавец прокляла меня так как пошёл принципиально вперёд чтобы узнать остаток... Итого в наличии имеем 33 ой, уже 32..упаковки краски для волос по 90 руб при их цене около 450 руб.. Думал может на авиту выкинуть пару десятков... Руб по двести, любимая сказала, пусть стоят, типа пригодятся, думаю по подругам растащит..)) так что проверяйте наличие по остатку в компе..) и пребудет с вами удача..1
  • Мария СтейнерАлександр, пока срок годности нормальный - советую, выставляйте на Авито!))) Тем более, если в краске в комплекте окислитель лежит . А то, потом, обидно будет в унитаз спускать!) Я просроченную конфету с голоду съем, а вот просроченную краску на волосы стремно наносить!) Одно дело с поносом денёк - другое, шиньон подбирать, пока новые волосенки отрастут после химатаки!))5
  • rusa4ekБычкова, я возвращал так раз 10)) всегда спокойно и без проблем. Зато теперь научили всегда смотреть в чек после оплаты.3
  • Александр РеМария, 🙏💕0
  • AlfAlex, стоимость услуг юриста сразу включается в исковые требования и в случае выигрыша вам ее компенсируют (если она будет разумной, конечно)1
  • Дмитрий ШепельДенис, вы именно с маркетплейсом судились? (Мегамаркет как понимаю) А как суды относятся к тому что мегамаркет в в условиях заказа прописывает что - "Маркетплейс не является продавцом Товара по указанным договорам купли-продажи. Все взаимоотношения, связанные с куплей-продажей Товара, возникают непосредственно между Продавцом и Пользователем , и Продавец несет ответственность перед Пользователем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации." Или это нарушает законодательство и маркеталейсы несут всю ответственность?0