
Что делать, если ребенку не дали место в детском саду
Одинокая мама из поселка в Ленинградской области записала сына в детский сад недалеко от дома. Ребенку к тому времени не было еще и двух лет. Она выбрала два подходящих садика, подала заявление, но получила отказ. Администрация сказала: «В этих садиках мест нет, там очередь и детей до двух лет не берут. Приходите в следующем году».
Вместо садика на полный день ей предложили место на полдня и в 50 км от дома. Возить сына так далеко мама не могла. Зато она могла подать в суд на администрацию, которая не обеспечила ребенку место в детском саду рядом с домом. Вот как эта мама боролась с районной администрацией и двумя судами. Ее сын уже ходит в садик рядом с домом, а упорству позавидуют многие юристы.
Почему ребенку не дали место в яслях?
Мама выбрала два детских сада, в которые ей было удобно водить ребенка. Сад нужен был на полный день и с яслями. Но таких групп в этих садиках не было, или места ждали еще десятки семей. Администрация приняла заявление мамы, но в нужные сады ребенка не зачислила. Предложили неудобное место и короткий день.
Администрация не может бесконечно растягивать группы в детских садах, потому что есть санпины. А перед этой мамой зачисления ждут другие семьи, которым тоже надо устроить детей. Их права не могут пострадать из-за интересов конкретной родительницы, пусть даже очень настойчивой и нуждающейся.
Все это обычные аргументы любой администрации в любом регионе России: нет мест, ждите. И родители ждут до трех лет или выбирают садик в другом районе. Кто-то платит за частный детский сад, увольняется с работы, нанимает няню или решает вопрос тем способом, за который могут наказать по статье 291 уголовного кодекса. (Чтобы вам не кликать — там про взятки.)
Почему мама так настойчиво требовала место для ребенка?
Она воспитывает и содержит сына одна. Ей нужно отдать его в садик на полный день, причем не за десятки километров от дома, а как можно ближе. Ждать трех лет нет возможности: нужно работать.
Мама прочитала закон, который гарантирует всем доступное и бесплатное дошкольное образование, узнала о возможности выбрать три подходящих садика и потребовала место именно там. На предложения администрации она не согласилась. А когда стало понятно, что мирно договориться не получится, пошла в суд.
У мамы было два требования:
- Признать бездействие администрации по зачислению ребенка незаконным.
- Зачислить ребенка в детский сад на полный день, рядом с домом и до того, как ему исполнится три.
Защищать свои права пришлось в трех инстанциях — одинокая мама дошла до Верховного суда.
Что сказали суды?
В зачислении могут и отказать, если именно в этом дошкольном учреждении нет мест. Это единственная причина для отказа, и она предусмотрена законом.
Конституционный суд говорил, что это не нарушение прав.
Все родители стоят в очереди, в том числе льготники. Никто не может пролезть вперед в ущерб другим семьям: всем надо на работу, у всех нет денег и все хотят устроить детей в садик. Ущемлять права одной мамы, чтобы соблюсти интересы другой, не положено.
Мама обвиняет местные власти в бездействии. Они и правда должны делать все, чтобы дети могли пойти в сад. Но администрация и так все делает: создала 1000 новых мест, предложила маме на выбор два садика. Ну и что, что на полдня или далеко от дома, но ведь предложила же. Семьям с детьми платят пособия и всячески их поддерживают. Нет тут бездействия, а мама неправа и получает отказ по обоим требованиям.
Организацией доступного и бесплатного дошкольного образования занимаются местные власти.
Все родители имеют право выбирать садик рядом с домом. Если нет мест, в приеме могут отказать. Тогда надо обращаться в администрацию и искать место в другом саду.
При этом именно власти обязаны сделать все, чтобы детям хватало мест. Не по очереди и не в следующем году, а всем, кто именно сейчас в этом нуждается и подал заявление. Если в регионе нет денег, можно попросить в федеральном бюджете. Можно что-то пристраивать, плотнее комплектовать группы, строить новые сады, планировать загрузку на годы вперед. Все это проблемы властей, а не родителей, алло!
Еще раз: работа администрации — чтобы места были. Если мест нет — это ваши, администрация, проблемы. Крутитесь, я не знаю.
Мальчику исполнилось полтора года — он имел право на садик. Мама воспитывает его одна. Сад за 50 км или на полдня ей не подходит: она не сможет работать.
Значит, администрация хоть и предложила альтернативу, но все равно не выполнила свои обязанности по устройству ребенка в детский сад. И нарушила права конкретного ребенка на доступное дошкольное образование.
Итог. Решения двух инстанций отменили как незаконные, и дело даже не отправили на пересмотр. Верховный суд сам принял окончательное решение. Бездействие местной администрации признали незаконным. А второе требование — о зачислении ребенка — удовлетворять уже не пришлось. Когда стало ясно, что мама не остановится, ее сына зачислили в детский сад возле дома прямо в середине учебного года. Так что это требование администрация выполнила до заседания судебной коллегии.
Не ори на мать.
Не расстраивай маму.
А толку было ходить по судам, если ребенка все равно зачислили?
Толк ходить по судам был. Во-первых, если бы в первой инстанции вынесли законное решение — а там вынесли незаконное и с нарушением прав, — то мальчик попал бы в сад на год раньше. И мама могла бы выйти на работу, получать зарплату и не тратиться на нянь. Суды в других регионах выносили решения в пользу родителей, но в Ленинградской области что-то пошло не так.
Во-вторых, бездействие администрации признали незаконным. А государство отвечает за незаконное бездействие органов власти — деньгами. То есть мама может требовать возмещения ущерба. Например, утраченный заработок за год судов или моральную компенсацию. Без решения суда о незаконном бездействии добиться этого невозможно. А теперь у администрации нет шансов доказать отсутствие вины, а у мамы есть реальный шанс получить деньги из бюджета. Как сделал должник, который отсудил у государства 32 тысячи рублей за то, что приставы его не предупредили о запрете на выезд.
Даже если она не захочет снова идти в суд, это решение может пригодиться другим семьям. Сейчас как раз решаются вопросы зачисления детей в школы и детские сады на следующий учебный год. Многие родители слышат: «Нет мест». Но это проблемы администрации. Если вам положено место — требуйте его, как сделала эта мама. Если решите идти в суд, изучите определение судебной коллегии и используйте эти аргументы.
09.04.19, 02:40
Респектище мамаше! Именно так и нужно поступать! А то понастроят новостроек, а садами и школами их не обеспечивают!
25.04.19, 09:59
Наталья, если каждый родитель так поступит, а потом еще потребует возмещение расходов с администрации - администрация возможно начнет думать над решением этих проблем
25.04.19, 19:54
Аналогичная ситуация Московская обл., Химки: история началась ещё на этапе поставки ребёнка в очередь. Заявление подавалось через портал госуслуг, пребывали в полной уверенности, что ребёнок стоит в очереди, пока не позвонили узнать какой он в очереди... как оказалось в очереди не стоим, поскольку необходимо было представить подлинники документов, поданных через портал госуслуг. Сам портал госуслуг об этом не знает. Около 6 месяцев потратили на восстановление в очереди той датой, которой было подано заявление (мфц, Управление образования го Химки, Минобразования МО и пр.)
По достижении трехлетнего возраста путевку не получили.
«Бомбардировка» жалобами прокуратуры Химок, детского омбудсмена МО, Минобразования МО, а также подача заявления в Химкинский следственный отдел УПРАВЛЕНИЯ СКР по МО принесли желаемый результат - примерно через 3 дня после направления всего вышеперечисленного пришло смс о предоставлении путевки.
В суд идти не пришлось, ребёнок отходил около 3 недель в частный детский сад, если бы вопрос не был решён, то очевидно, пошли по тому же пути и при положительном решении в суде первого вопроса планировали иск о взыскании убытков в виде расходов на частный детский сад.
P.S. Оба родителя юристы.
04.06.19, 11:58
Vladimir, не поделитесь текстом заявления в эти органы? Нам предстоит такая же история в Красногорске.
08.01.20, 19:46
Евгений, я буду вам признательна если вы поделитесь и со мной какой либо информацией или образцами жалоб!
26.04.22, 11:16
Vladimir, можно мне так же текст заявлений? Я не юрист, буду вам благодарна!
31.08.20, 11:18
Vladimir, первый комментарий у меня глупый получился- вы ж пишите , что юристы. Может вы поделитесь текстами жалоб? Или может услуги ваши оплатить можно? Ситуация практически аналогичная. Дают сад в 26 км, и дороги в пробках.
27.01.20, 16:50
Vladimir, добрый день!
Можете скинуть образец жалобы? Столкнулся с аналогичной ситуацией.
08.01.20, 19:44
Vladimir, я буду очень вам признательна если поделитесь хоть какой либо информацией или образцами жалоб! Нам дали сад в 5 км от дома в Москве с постоянной пропиской все по той же причине - нет мест ни в одном из 8 садов во всем районе!
19.11.19, 04:36
Vladimir, Здравствуйте! та же история: отказали в предоставлении места в детском саду. И та же просьба: не поделитесь текстом документов? Надо же как-то расшевелить местные власти к решению таких проблем. Живем в городе Томск. Спасибо
06.05.20, 22:53
Ольга, вам удалось добиться садика?
08.01.20, 19:46
Ольга, я буду вам признательна если вы поделитесь и со мной какой либо информацией или образцами жалоб!
11.09.19, 13:05
Vladimir, возможно ли воспользоваться вашими услугами?у нас такая же ситуация!мы тоже живём в Химках Левобережный район!
08.01.20, 19:46
Юрий, я буду вам признательна если вы поделитесь и со мной какой либо информацией или образцами жалоб!
27.11.20, 06:43
Vladimir, здравствуйте. Попался Ваш комментарий. Буквально вчера узнали, что год не стоим в очереди из-за того, что подали через госуслуги, а там ни слова о подаче оригиналов. Если можете, скиньте пож и мне документы которые Вы писали. Alenazvezda83@gmail.com Спасибо большое!! 🙏
22.12.21, 20:31
Мария, подскажите, откуда вы узнали, что не стоите в очереди, куда звонить? и куда нести оригиналы документов. спасибо!!
22.12.21, 20:29
Мария, Подскажите, а где вы узнали, что не стоите в очереди? Куда звонить, чтобы узнать и кому оригиналы подавать?
31.08.20, 11:09
Vladimir, подскажите сами жалобы писали?
21.09.19, 11:39
Vladimir, выручайте. Дайте пожалуйста образцы заявлений. И конкретно в какие инстанции направить. ruslantops@outlook.com
26.04.22, 11:23
Ruslan, вам прислал Владимир образцы заявлений на детский сад? могли бы вы поделиться?
08.01.20, 19:46
Ruslan, я буду вам признательна если вы поделитесь и со мной какой либо информацией или образцами жалоб!
09.04.19, 04:09
Дмитрий, очень однобоко рассуждаете! Еще и на личности перейти пытаетесь. Человек отстоял права, нет, вот так, ПРАВА, свои и своего ребенка, которые ГАРАНТИРУЕТ закон. А почему она одна, это уже не Ваше дело. Вам не приходило в голову, что папа погибнуть мог, например, такое часто бывает...
08.04.19, 17:57
вину определяете не вы, а суд. Суд уже определил - виновна в нехватке мест администрация.
09.04.19, 06:51
Дмитрий, Захотелось вас как нить обозвать, но пожалуй не буду. Так как вы, может рассуждать только человек у которого детей нет. Исходя из вашей логике в ямах на дорогах виноваты не власти, которые их плохо делают или ремонтируют, а автомобилисты, т.к. по ним ездят. "Накупят машин и гоняют - ямы разбивают, понимаешь. Ходите пешком и ям на дорогах не будет".
10.04.19, 10:27
Дмитрий, Но это не проблема родителей. Это проблема властей. Проблемы нужно решать. Мы - родители, решаем их своими путями, в том числе и через суд, потому что по другому не получается. Вы знаете, сколько сейчас составляют детские пособия на ребенка после 3-х лет? Что должны делать родители, которым нужно выходить на работу после достижения ребенком 3-х летнего возраста? Либо отдавать в садик (а мест нет), либо не работать. Тогда возникает законный вопрос - "а на что жить"? Разумеется, как сказала тут одна чиновница - "вас рожать никто не просил", однако государство должно заботится о своих гражданах. У нас тут уде несколько лет, как, должны были построит новый большой детский сад и финансирование из бюджета на него вроде было, попадались отчеты, однако там даже котлована нет. У нас тое типа нет очередей в сады, однако на мой запрос в администрацию мне сообщили, что в нашем районе ясельных групп вообще нет ни в одном детском саду.
Сейчас не тот момент, чтобы пытаться оправдать администрацию муниципального образования. Никто не хочет ничего делать. Вы не представляете, сколько я пишу постоянно в разные инстанции по разным вопросам и почти всегда получаю стандартные отписки типа "денег нет, но вы держитесь".
13.04.19, 10:42
Всё правильно! Абсолютно права мамочка! А то Администрации городов и районов только и могут, что руками разводить: садиков нет - так стройте! Воспитателей нет - платите лучше и набирайте! Так же и про школы и поликлиники, учителей и врачей! Чиновники, стройте и платите! А почему должны простые люди страдать?!
08.04.19, 15:59
Что-то я не понял. Все очереди в сады теперь незаконны?
09.04.19, 02:41
Anton, по сути да. Все должны зачисляться сразу же.
25.03.22, 12:28
Anton, вы вероятно не углубились в статью и не прочитали решение ВС на основе которого и была написана эта статья. В данном случае судя по всему сыграло роль то, что мама одиночка, ей предложили д/с реально далеко от дома(49км) и предложили не полный день.
Очереди никто не отменяет, просто есть свободно трактуемые принципы доступности образования, которые на местах трактуют слишком "свободно"
09.04.19, 06:45
Мне любопытно вот что: суды первой инстанции (местные, районные) несут какую-то ответственность за свои неверные решения? Нет ли для них последствий в том случае, когда Верховный суд принимает противоположное решение? Это ведь и их вина, что из-за своего решения мама с ребенком доходит до Верховного суда, чтобы отстоять свои права, а ребенок все это время в детский сад не ходит.
10.04.19, 21:35
Иван, есть конечно последствия. У них кажется есть ограничение по отменённым решениям
08.04.19, 13:28
Елена, правильно сказать - вперёд детей , менее настойчивых и расторопных родителей.
25.04.19, 13:08
Наталья, типичная позиция расейских терпил, которых власти крутят на чем хотят. Вместо того, чтобы порадоваться за торжество справедливости - ещё палкой протыкают правдорубов, а "администрация - она хорошая просто не смогла"...
10.04.19, 10:26
В стране плоха рождаемость и большие проблемы с детскими садами. Раньше рождаемость была больше, а садов меньше, и проблем не больше чем сейчас. Странная зависимость, число садов растёт, число детей падает, а доступных мест всё меньше. Куда же они деваются?
11.04.19, 16:48
Dmitry, у нас в городе некоторые детские сады были разрушены, некоторые проданы под коммерческую недвижимость (под банк например)
03.12.19, 19:47
Dmitry, как вариант, может быть проблема в скорости урбанизации, к которой невозможно построиться властям. Условно 30 лет назад сады нужны были более равномерно по территории, а сейчас необходимость свернулась вокруг областных центров. Подготовиться к этому невозможно, только пытаться догонять. Кто знал, что мир сместится с производства товаров на оказание услуг? Что сельское хозяйство так автоматизируется, что народу надо будет в разы меньше?
25.06.19, 18:58
Dmitry, садик нужно не только построить, но и укомплектовать персоналом. Никто не хочет работать за эти копейки. Думаю, дело в этом.
25.04.19, 13:32
Наталья, проблемы администрации и хренового планирования, а не мамы этой
10.04.19, 06:54
Дмитрий, Вам и пытаются донести, что виной всему Администрация населённого пункта. А как ещё получать положенное по закону? У Вас есть свой эффективный метод? Вот, когда мы начнем отстаивать и добиваться, тогда и власти шевелиться начнут.
13.04.19, 10:01
Дмитрий, вы так говорите, как будто мать может предоставить абсолютно все блага своему ребенку. У нас есть целый огромный конструкт - государство, во главе которого сидит бесчисленное количество людей, которые не только могут, но и обязаны предоставлять гражданам этого государства необходимые вещи, такие как: доступные еду, жилье, образование для детей, возможность заработка и прочее, что прописано в законах. Так вот, пока все эти вещи остаются вне компетенции рядовых родителей, они физически не могут отвечать за все грехи мира и, может, и хотели бы взять на себя ответственность по обеспечению своих детей всем, чем только можно, но никто им такой возможности не даст. Может, к лучшему. Так что вы совершенно не ту сторону защищаете, довольно глупо ругать мать за то, что она отстояла свои права и права своего ребенка, которые ГАРАНТИРОВАНЫ им законом, и при этом ни словом не обмолвиться, что, вообще-то, благодаря всем этим ухищрениям в виде очередей и прочего беспредела (даже ваш рассказ о переполненных детских садах, которые вообще-то под контролем властей находятся и работают в таком режиме как раз из-за нежелания выделять деньги на новые, сюда вписывается) в этой сфере пышным цветом цветет коррупция, поощряется безалаберность и некомпетентность. Выше русским языком несколько раз сказано: это ответственность администрации, алло? Почему граждане должны страдать, когда власти не могут обеспечить их необходимыми услугами?
13.04.19, 10:04
Из ваших статей я сделал один вывод, справедливый суд в нашей стране - Верховный суд. На районные и областные надежды нет.
09.04.19, 06:35
Здравствуйте, я живу в Мурино, стою в очереди на сад. В декабре 2018 был набор детей в новые садики, первый день посещения 9 января 2019. Дети которым подошла очередь получили места. Если мест нет они законно не появятся. Пишу из солидарности к родителям, которые ходят по инстанциям,обращаются в суд, но их очередь пока не подошла.
27.06.19, 17:44
Daria, а вы извиняетесь заранее, чтобы написать осуждение за которое не будет мучать совесть? Я планировала выйти в 2 года на работу и когда " ребенка планировала" (пардон, но ребенок не квартира) не было проблем в районе( подкопила на 2 года сидения т.к. работала -получала 100 тыс. в месяц белыми(налоги и отчисления), но потребовались платные врачи для ребенка вирусы атаковали с 1,5 года на детских площадках(коксаки из песочницы, моллюски),по ОМС ребенка довели до операции(причем на глаза),хотя таблетки и анализы в общей сложности 30 000, НИИ Детских инфекций поставили на ноги быстро,без операций,но запасы опустели) . Встали в очередь через 2 недели после рождения, были 103, прошло почти 3 года...стали 130. Про деньги- мой муж хорошо зарабатывал, но хорошо 3 года назад и сейчас учитывая инфляцию- разные вещи, а в этом году с ноября 2018 у него по работе пусто было вообще, потому что сейчас везде тендеры и выигрывают их те кто ставят самую низкую цену,часто нереальную (да часто отказываются, но тендер-то разыгран)..к лету все стало нормализоваться, но это не стабильно,муж подрабатывает- монтирует электрику, кровли, старается,(на жопе не сидит малообеспеченным не прикидывается) на 50 р. пособия ничего не купишь. Бабушек нет,чтобы выйти работать. Описала свою картинку,надеюсь у вас в голове теперь уложилось как можно однажды проснуться и считать копейки на молоко,когда раньше не задумываясь мог махнуть в Европу на выходные? Нет конечно здорово, когда есть бабушки, муж-миллионер, няни и не считаешь денег...тогда я понимаю пишут- в голове не укладывается. Но если ты наемный специалист живущий в РФ и отпахавший лет 10 само- собой разумеется что бывает с перебоями в работе всякое.
28.06.19, 16:02
Daria,Осуждать людей- не зная их ситуации плохая манера , значит извинение ваше -это не вежливость.Вы осудили конкретно меня, вы конкретно мне задали вопрос" зачем рожать?","о чем я думала?". Вы конечно не знаете обо мне ничего,но и кидаться словами в меня не нужно. Отвечаю на ваш вопрос по поводу моих обращений к органам власти: автор статьи не обращалась в суд, в суд обращалась мама о которой написал автор статьи. Я обращалась в прокуратуру, суд и писала официальные письма, ходила 2 раза на официальные встречи с представителями власти, когда были эти встречи о садиках,озвучивала вопросы публично, писала письма, мне до сих пор приходят ответы, о том что места нет(родились в конце августа- август заключительный месяц, сейчас в набор попали июньские дети). Про "недоедать" ребенку вы вообще все сгустили Если я покупаю по скидке(потому что просто нет денег на еду)- то хочу сэкономить и купить побольше полезного:денег мало, а кушать хочется всегда. А про будущее- никто не знает, что будет в будущем,спланировать будущее вообще невозможно СССР и тот развалился.
15.08.19, 08:43
Daria, жизнь штука непредсказуемая и все не спланируешь никогда, тем более на годы вперед
10.04.19, 10:47
Шикарно! Очень хорошая статья! Интересно, а что делать с Москвой, где формально имеют место на садик люди со временной регистрацией, а по факту их не зачисляют, хотя места в садике ЕСТЬ (это достоверная информация, заведующая так и сказала: будет постоянная регистрация - приходите. Временная - мимо, пролетаете)))
05.02.20, 09:32
Daria, в жизни бывают разные ситуации. бывает планируешь, а все идет не по плану. не зная ситуации, не нужно задавать категорических риторических вопросов и обижать людей.
20.03.20, 13:42
Daria, у меня папа работал в Майкрософт, а когда были сокращения - уволили. 2 высших и знание трех языков не помогли ему найти хорошую работу сразу же, а мама в то время только перенесла операцию на позвоночник. У нас с братом всегда были репетиторы, я занималась платно большим теннисом. А как уволили, мы стали «малообеспеченной» семьей, приходилось экономить почти на всем.
В жизни всякое может произойти, нельзя расписать все на 10 лет вперед.
05.08.20, 19:52
Daria, для этого и существуют детские сады, дорогая Дарья, к вашему сведению, чтобы люди могли на работу выйти, а по вам сразу видно, что детей у вас нет, вот и умничаете тут
04.02.21, 10:04
Юлия, вы абсолютно правы. Не все это понимают. Не все родители интересуются детской психологией, к сожалению.