Как жилец хотел получить с ТСЖ деньги за разбитую льдом машину. А суды такие: это ветер

Как жилец хотел получить с ТСЖ деньги за разбитую льдом машину. А суды такие: это ветер

20
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

В декабре 2020 года мужчина из Владивостока, как обычно, припарковал свою Тойоту около подъезда. Незадолго до этого в городе прошла ледяная буря — шквалистый ветер с дождем и снегом, который валил деревья и рвал провода, — и фасады домов покрылись ледяными наростами. Аварийные службы работали круглосуточно, а губернатор края объявил режим чрезвычайного положения.

Когда мужчина вышел из дома, он увидел большую глыбу льда на своей машине. Крыша, багажник и вся задняя часть Тойоты были разбиты. Хозяин автомобиля пошел к оценщику, и тот подсчитал, что ремонт обойдется в 928 791 ₽. Эту сумму мужчина потребовал с ТСЖ, но получил отказ.

Тогда владелец машины потребовал компенсировать ему расходы через суд. К стоимости ремонта он добавил траты на юриста и доверенность — 17 400 ₽, оценку — 15 000 ₽, а также 10 000 ₽ компенсации морального вреда и 12 488 ₽ госпошлины.

Аргументы сторон

Автовладелец. Выхожу я из подъезда и вижу, что мою Тойоту Харриер разбила льдина, которая оторвалась от фасада дома. Я вызвал полицию, но в возбуждении уголовного дела отказали: обрушение льда — это не преступление. Зато сотрудники ТСЖ составили акт и зафиксировали ущерб.

Эксперт оценил стоимость ремонта машины в 928 791 ₽, и я потребовал эту сумму с товарищества. Но они ссылаются на ледяной дождь и шквалистый ветер и ничего оплачивать не хотят.

Считаю, что это просто оправдания. Со дня, когда прошла ледяная буря, до происшествия с моим авто прошло 19 дней. За это время коммунальщики могли очистить фасад. Это их прямая обязанность, за которую они получают деньги.

Участок, где я парковался, не был огорожен, предупреждающих знаков не было. Да и других мест для машины во дворе нет, поэтому я нигде больше не мог оставить автомобиль.

Пусть ТСЖ ответит за халатность и возместит мне стоимость ремонта внедорожника.

Представители ТСЖ. Нам жаль, что с машиной истца произошел этот инцидент, но ничем помочь не можем. Когда началась непогода, мы лично контролировали ситуацию и спасали жильцов и автомобили как могли.

В конце ноября 2020 года во Владивостоке прошла ледяная буря, фасад покрылся ледяной коркой. Мы сразу огородили дом специальными лентами, развесили повсюду предупреждения, разместили информацию об опасности на сайте ТСЖ и в наших соцсетях. Не увидеть их было невозможно.

Нетронутой мы оставили только территорию между домами: по правилам пожарной безопасности она должна быть доступна всегда. Но автовладельцы сами снимали ограждающий материал и ставили свои машины прямо под сосульки.

К тому же неподалеку есть платные парковочные места для жильцов дома. Некоторые водители на время стихии оставляли транспорт там. Истец же к нам по этому вопросу не обращался.

Мужчина сам виноват в том, что пострадала его Тойота, просим в иске отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-1324/2021

👎
В иске отказываю полностью.

По общему правилу компенсировать ущерб автовладельцу должен виновник обрушения наледи. Здесь в этом нельзя обвинить никого, кроме ТСЖ. Товарищество приняло на себя обязательство обеспечивать безопасность общего имущества многоквартирного дома, в том числе фасада.

Но из правила есть исключение. Ответчик не должен компенсировать ущерб, если докажет, что не мог добросовестно исполнить свои обязательства из-за действия непреодолимой силы. Это чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которые нельзя было предугадать и принять в расчет. Внезапный ледяной дождь и шквалистый ветер — как раз такой случай.

Мастер, который занимается высотными работами, пояснил в зале суда, что фасад обледенел с крыши до низа. Ветер был такой силы, что работать на высоте было невозможно. Другие свидетели указали, что территория около дома была огорожена.

Согласно официальному постановлению губернатора, в день обрушения льдины действовал режим чрезвычайного положения. ТСЖ не могло устранить шквалистый ветер и отправить высотников отскребать фасад. Здесь нет их вины, а значит, нет и ответственности.


Автовладелец пошел обжаловать решение в апелляционной инстанции. Добавил к предыдущим требованиям взыскание штрафа за отказ выплатить ущерб добровольно — 464 395 ₽, а также почтовых расходов — 187 ₽.

Аватар автора

Краевой суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-1480/2022

😊️️
Согласны с коллегой.

Отказываем в удовлетворении уточненных требований.


Тогда мужчина подал кассационную жалобу.

Аватар автора

Кассационный суд:

Дело № 88-6288/2022

👌️️
Тут ошибок нет.

Наша инстанция отменяет или изменяет решения, только если выяснит, что нижестоящий суд неправильно применил закон. А в этом деле все в порядке.

Ущерб возник из-за падения глыбы, а она образовалась из-за ледяного дождя — природного катаклизма. ТСЖ проявило должную заботу и развесило ограждающие ленты и предупреждения. Большего с него требовать не стоит.


Собственник машины не мог смириться с тем, что миллионный ущерб ему взыскать не с кого, и подал жалобу на судебные акты в Верховный суд.

Коллегия по гражданским делам заинтересовалась делом. Но не потому, что в нем были ошибки, а чтобы подтвердить, что все инстанции абсолютно правы.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 56-КГ22-35-К9

🙌️️
ТСЖ сделало все возможное.

Товарищество действительно обязалось беречь имущество дома, обеспечивать безопасность жильцов при его эксплуатации. И свою работу не выполнило: автомобиль истца разбит льдом, который откололся от фасада. Такое состояние имущества нельзя назвать безопасным. Если бы не было официального объявления о чрезвычайной ситуации, ТСЖ отвечало бы за ущерб.

Чтобы наказать управляющую домом организацию, нужно доказать ее вину. А товариществу — доказать свою невиновность. Например, сослаться на обстоятельства непреодолимой силы — ситуацию, в которой на месте ТСЖ никто не смог бы предотвратить последствия катаклизма.

В этой истории такой непреодолимой силой стал ледяной дождь и ураганный ветер. Последствия непогоды аварийные службы ликвидировали почти два месяца, пострадали более 148 тысяч жителей Приморья, а власть официально ввела спецрежим.

В таких условиях достаточно и того, что ТСЖ предупреждало жильцов: берегите машины и берегитесь сами. Это был предел его возможностей.

Отправлять дело на пересмотр не станем: все законно. Оставляем все судебные акты в силе.

Что в итоге

Пройдя четыре судебные инстанции, мужчина так и остался ни с чем. Мало того что ему придется ремонтировать Тойоту за свой счет, так он еще и потратился на экспертизу, юриста и госпошлину.

Какие выводы нужно сделать

Исход этой истории мог бы быть совсем другим, если бы в день аварии в Приморье не был объявлен режим ЧС. Произойди эта ситуация в обычный непогожий день, последствия которого ТСЖ ликвидировать не успело, можно было бы взыскать и ущерб, и еще сверху.

Например, на автомобиль жителя Казани упал лед с крыши дома. Только произошло это при обычных условиях — никакой чрезвычайной ситуации не было. Обычная зима.

Мужчина взыскал с коммунальщиков стоимость ремонта машины — 517 000 ₽, затраты на оценку — 5500 ₽, расходы на юриста — 18 000 ₽, госпошлину — 8250 ₽, а также проценты за пользование деньгами до даты исполнения судебного решения. Коммунальщики пробовали обжаловать решение, но не вышло.

Такую же позицию ранее высказывал Верховный суд.

Не любой сильный ветер поможет управляющей организации избежать ответственности. Главный признак непреодолимой силы — непредсказуемость. Если ветреная погода случается в населенном пункте периодически, она не будет считаться непреодолимой силой.

Стоит внимательно следить за сообщениями от властей, читать смс от МЧС о введении спецрежимов и следовать им. В эти периоды гражданам нужно проявлять большую осмотрительность и осторожность для собственной безопасности.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Ирина ПоловодоваГде во дворе безопаснее всего парковать автомобиль?
  • Алексей ПетровНу вообще безопаснее всего парковать в гараже :) Но если у дома, лучше подальше от фасада. Дело не только в сосульках (их иногда неудачно сбивают, и у нас был случай, когда нерасторопный автовладелец не убрал машину, хотя все остальные убрали, как только повесили флажки-ограждения, а расторопные узбеки радостно сбросили сосульки ему на стекла, потому что «им велели, ничего не знаем»). Просто дикие люди среди нас могут с балконов кидать окурки, огрызки, мусор, одна психованная бабка у нас просто кидалась метко чем-то из окон (и залила всяким дерьмом стоящий под окном чей-то лэндкрузер, крику было со всех сторон..). Проще на другой стороне дороги ставить, туда с балкона не докинешь, и на тротуаре не мешает:))11
  • Дмитрийвообще парковка у фасада здания это быдлячество, все заставят, а как спасателям, скорой и пожарной машине подъезжать никто не думает. У нас даже мусоровоз заехать нормально не может. Но касаемо конкретно описано ситуации, все равно думаю, что управляющая организация должна нести ответственность за вред, и проблем, по моему мнению две: первая, государственная политика защиты интересов бизнеса, в этом плане подход кривосудия изменился от защиты граждан в начале 2000 годов к защите бизнеса по большинству споров от защиты прав работников до потребителей: банки, страховые, магазины(обычно крупные ритейл), управляющие компании, там тоже товарищества и мелкие компания скорей исключение. вторая. Владелец таёты не доказал вину управляющей организации. Да был ЧС, ветер и дождь, но лед на крыше ведь образовался не во время появления ветра, а раньше, и его своевременно не убирали... свидетельские показания что лед был и до чс, графики выполнения работ управляющей организации(хотя любые документы будут нарисованы), когда они вообще осматривали крышу последний раз, конкретно сотрудников которые осматривали пригласить на допрос, найти какие-то фото видео с камер наблюдения... Ну а если, действительно крыша была чистая, объявили режи чс, пошел ледяной дождь и за несколько часов на крыше набралась критическая масса, которая упала и разбила авто, ну да, наверно ленточка и предупреждение - это все, что могла сделать управляющая организация.8
  • ЙцукенДмитрий, вроде там в ледяной дождь сосулька не упала, а выросла. Просто за 2 недели тсж не успело убрать и оно упало на машину.3
  • Leonov EvgenyОтдельно стоит сказать, что ТСЖ, это не Управляющая компания, которая закладывает поверх платежей жильцов свой интерес, а просто объединение жильцов этого дома. Автовладелец хотел взять 1 млн у своих же соседей. По мне - владелец машины решил положиться на авось. Тут и лента вокруг и в окно видно, что происходит, и введен режим. Неее, главное жоповозку поближе к подъезду.26
  • НиколайДмитрий, в парковке возле фасада конечно нет ничего хорошего. Но если администрация позволяет строить дома, как грибы на опушке, то жильцам приходится парковаться, по факту наличия свободного пространства.... Незнаю, как в других местах, а у нас народ очень неохотно платит в ТСЖ. Постоянно в чате списки должников. Еле еле хватает на уборку подъездов и придомовой территории. Хорошо у нас Южный регион, и про наледи на крышах слышим только в новостях. А так уборка крыш, дорогостоящее дело. Т.к. нужно спец оборудование и люди с допусками к проведению таких работ. Не у всякого ТСЖ деньги на такое есть6
  • Игорь ОнуфриенкоНиколай, снимаю квартиру, во дворе газон своими ведрами превратили в месиво. Даже с учётом того, что теперь большая площадь - парковка, находятся индивидуумы, которые прям у подъезда паркуются, хотя рядом много мест4
  • Игорь ОнуфриенкоВсе верно. Купил машину - купи гараж.3
  • АннушкаА если было бы КАСКО, интересно, страховая выплатили бы ущерб, или сослалась бы на режим чс?3
  • Илья СаломатинВот для этого и нужна страховка, нет?3
  • KonstantinНиколай, ну да, администрация позволяет строить дома довольно плотно, это факт. Но ситуация то эта возникла не вчера. Всегда была. И люди, которые живя во дворе, заставленном машинами, покупают ещё машину, тоже на что-то непонятное рассчитывают. К сожалению, не реально обеспечить всех желающих парковочными местами даже в теории. В этом смысле кивать на администрацию, мол "не обеспечили мне место" - не честно. И не должны вроде как. Правильнее было бы как в Японии. Хочешь машину? Покажи документы на парковочное место.5
  • MarkСогласен с решением суда, этож каким нужно быть беспечным, чтобы парковать машину в опасных местах, под сосульками, балконами и.тп. Тем более если нет страховки. Лично я лучше за пол километра припаркуюсь от места назначения, чем оставлю тачку как нибудь криво, где ее могут задеть и повредить.3
  • ДмитрийНиколай, ситуации разные, и можно смотреть конкретно каждую отдельно, но то что я вижу своими глазами, люди просто ленятся поставить машину в 200-600 метров от подъезда. Да можно считать 600 метров это очень далеко, но это не дальше остановки общественного транспорта. А под подъездом практически не возможно сделать бесплатную парковку для всех желающих, а если предположить реально парковочные поля у каждого дома, то инфраструктура - магазины, сады, школы, общественный транспорт будет не привлекателен. Потом, интересный подход, администрация вот такая плохая, разрешила строить дома, я купил там квартиру и теперь где мне хочется там и буду ставить машину; администрация плохо дорожную сеть спроектировала, буду по тротуарам и обочинам ездить. А работодатель мало платит, поэтому я что хочу то и буду брать и не платить. А подруга не дает, поэтому я кого смогу того и буду насиловать... так получается? или все таки надо соблюдать какие-то правила общества, думать о интересах людей вокруг... Кроме этого, у меня соседний дом имеет подземный паркинг, места стоят по 800тысяч и не покупают, ставят свои машины на газоны, причем даже приличные машины за 6-7 млн, стоят на газонах и тротуарах, но не в паркинге за 800тысяч.2
  • Vadim RybalkoИлья, не факт, что страховая не слилась бы точно также по тем же основаниям ЧС.1
  • АлексKonstantin, ну кто-то покупает авто невзирая на отсутствие мест, а кто-то приобрел еще тогда, когда места были. с новых можно спросить упомянутую справку, а что с теми, кто уже давно авто имеет?1
  • АлексАннушка, так для страховщиков как раз подобное - страховой случай. Хотя, смотря от чего застрахована машина, точнее как сформулирован страховой случай. То, от чего не застрахована, понятно дело, что не страховой случай, и ЧС тут нипричем вроде. Но возможно какие-то оговорки на счет ЧС и могут прописывать. Сам по себе режим ЧС - это не само какое-то природное явление, а мероприятия, проводимые властью. Смотря что они предполагают..1
  • АлексVadim, смотря как в договоре страхования прописаны страховые случаи. На то она и страховая, чтоб страховать от непредвиденных случаев. Если они например как раз страхуют от наводнения, то почему должны идти в отказ? это для участников других видов деятельности обстоятельства непреодолимой силы имеют особое значение, т.к. они могут мешать исполнить обязательства по договору. У страховой в принципе тоже могут возникнуть какие-то обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать исполнить ей договор. Но смотря что это за обстоятельства такие...если страховая утонула в полном составе - то это веская причина. А если страховая получает баблишко сидя где-то в центре (Москве или СПб) и у нее все сухо и тепло, то каким боком ее коснулось ЧС? ну только разве что революция или еще какой переворот3
  • АлексИгорь, главное чтоб было где купить и не в другом городе🤣 Ну если все ломанутся покупать гаражи, не факт, что на всех хватит0
  • Vadim RybalkoАлекс, полностью согласен. Однако страховые любят вписать много ограничивающих условий и надо быть осторожнее. Крупными буквами написано одно, а в каком-то подпункте 45 пункта 98 как раз будет что-то про ЧС и что у них лапки.1
  • Борис БахтинАлекс, в законе нет правила "прав тот, кто раньше", права равные.0
  • Борис БахтинАлекс, будет спрос, будет и предложение. А то сейчас покупая помойку за полтос, новоиспечённый аффтовладелец присваивает себе право на кусок дорогущей земли, при этом нормальные люди, покупая велы за полляма, например, на куски земли не претендуют.2