Как мужчина пытался взыскать с дорожников компенсацию за разбитую машину

Как мужчина пытался взыскать с дорожников компенсацию за разбитую машину

31
Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Накануне Нового года мужчина из Челябинской области ехал на своей Ладе Калине и попал в яму. Машину занесло, она выехала за пределы проезжей части и опрокинулась. Инспекторы ГИБДД посчитали, что водитель ехал слишком быстро, а вот неровности на дороге в документах не отметили.

Мужчина в ДТП не пострадал, но автомобилю был причинен серьезный ущерб. Оценщик посчитал, что на ремонт Лады потребуется 251 200 ₽, а на компенсацию утраты товарной стоимости — 22 432 ₽.

Водитель узнал, что региональное министерство дорожного хозяйства поручило следить за спорным участком дороги компании «Ойкумена». А та, в свою очередь, передала свои обязанности другой фирме — ООО «Урал-сервис-групп».

Мужчина обратился в суд и потребовал взыскать с обеих организаций деньги на ремонт машины, компенсацию утраты товарной стоимости, а также расходы на эксперта — 4000 ₽, дефектовку — 1290 ₽, компенсацию морального вреда — 50 000 ₽, госпошлину — 6289,7 ₽.

Аргументы сторон

Водитель. Я ехал с допустимой скоростью и внезапно попал в яму, из-за чего мой автомобиль перевернулся. Оказалось, что на дороге была выбоина примерно метр на метр и 8 см глубиной.

Считаю, что в аварии виноваты организации, которые должны содержать эту дорогу в порядке. Они не устранили выбоину и не обработали трассу противогололедными средствами. Это подтвердили даже в МВД. Согласно их письму, спорный участок дороги находится в ненадлежащем состоянии и на нем есть выбоина.

Требую взыскать с АО «Ойкумена» и ООО «Урал-сервис-групп» 335 211 ₽.

Подрядчики. Водитель сам виноват в ДТП. Он ехал слишком быстро и поэтому потерял управление. В административном материале, который составили сотрудники ДПС, нет сведений о том, что дорога повреждена. Поэтому мы ничего компенсировать не будем.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция: 👎️️️️

Дело № 2-756/2021

На дороге не должно быть никаких просадок, выбоин или других повреждений, которые затрудняют движение транспорта с разрешенной скоростью. Ответственные организации обязаны устранять повреждения в срок от 5 до 10 суток в зависимости от их размера. А также компенсировать ущерб, если он причинен из-за недостатков дорожного покрытия. Но сначала потерпевший должен доказать, что виновата именно конкретная организация или человек.

Один из ответчиков просил провести судебную экспертизу. Эксперт заключил, что с учетом времени года, погоды и видимости безопасная скорость на спорном участке дороги составляет 46 км/ч. При такой скорости машина истца не опрокинулась бы. Поэтому причиной аварии была не выбоина, а скорость, с которой ехал водитель. Если бы он ехал не быстрее 46 км/ч, то ДТП бы не случилось.

Кроме того, неподалеку от места происшествия установлены два знака «Неровная дорога», которые водитель не принял во внимание.

Подрядчик и субподрядчик ни в чем не виноваты. В иске отказываем.

Водитель пытался обжаловать это решение. Но апелляционная и кассационная инстанции оставили его в силе.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция: 👎 👎️️️️

Дело № 11-7657/2021

Согласны, все законно.

Аватар автора

Кассационный суд: 👎 👎️ 👎️️️️

Дело № 8Г-16997/2021

Тогда водитель решил дойти до Верховного суда РФ.

Аватар автора

Верховный суд: 🤔 ⛔️️️️

Дело № 48-КГ22-16-К7

Выбоины на дорогах безопасны, пока они не более 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. В остальных случаях ямы могут спровоцировать ДТП, привести к жертвам среди людей и повреждениям транспорта.

Суды решили, что в произошедшем виноват сам истец. Но в деле нет доказательств его вины. Зато есть документ, согласно которому дорога не была безопасной для водителей. А значит, организация, ответственная за содержание трассы, должна компенсировать мужчине причиненный ущерб.

К тому же в таких делах причинитель вреда должен доказать свою невиновность. А суды все перепутали — и заставили истца доказывать, что он не виноват.

Если коллеги посчитали, что водитель тоже виноват в причиненном ущербе, то они должны были сразу установить степень вины истца и ответчика в процентах. И взыскать в пользу мужчины компенсацию пропорционально вине организации, которая отвечала за безопасность дороги. Например, если ее вина, по мнению суда, составила 80%, компания должна заплатить 80% от суммы ущерба.

Отменяем все судебные акты, дело надо рассмотреть еще раз.

Аватар автора

Районный суд, пересмотр: 😰 👍️️️️

Дело № 2-6788/2022

Стороны заключили мировое соглашение, и суд его утвердил. О чем именно они договорились, не сообщается.

Что в итоге

К сожалению, мы не знаем, о какой компенсации в итоге договорились стороны. Но в этом деле важна не столько сумма, сколько позиция Верховного суда. «Несоблюдение скоростного режима» инспекторы вписывают чуть ли не во все подряд административные материалы по ДТП. Водитель не стал оспаривать протокол об аварии, хотя сотрудник ДПС не упомянул о яме, но написал о нарушении скоростного режима.

Только в Верховном суде заметили, что в материале не указана скорость потерпевшего в момент ДТП. Нижестоящие инстанции основывались на экспертизе, согласно которой при скорости движения до 46 км/ч водитель мог избежать аварии, а значит, ехал быстрее.

Чтобы подстраховаться от долгих судебных разбирательств в аналогичной ситуации, нужно внимательно изучать административный материал и оспаривать его содержание, если оно неполное или неверное. Можно сделать отметку о несогласии сразу в протоколе.

Что для нас важно в этой истории

Яма на дороге — это проблема не только водителя. Если он на допустимой скорости попал в выбоину и съехал в кусты или пробил шину, то отвечать за это рублем будет собственник дороги или его подрядчик.

Если вы повредили машину из-за ямы:

  1. Определите, кто отвечает за дорогу. Если авария случилась в городе, это, скорее всего, городская администрация. Если на трассе — региональное министерство дорожного хозяйства.
  2. Закажите экспертное заключение о стоимости восстановительного ремонта. Можно сначала направить претензию с требованием компенсировать ущерб до суда.
  3. Подготовьте иск. Помимо компенсации утраты товарной стоимости и расходов на ремонт можно потребовать с виновника деньги за экспертизу, судебные расходы и компенсацию морального вреда.

Полный пошаговый алгоритм действий можно найти в другой статье Тинькофф Журнала.

По таким делам много судебной практики, расскажу несколько случаев.

  • В Петрозаводске мужчина наехал на выбоину и повредил колесо. Инспектор ГИБДД зафиксировал не обозначенную дорожными знаками яму в асфальте шириной 113 см, длиной 73 см и глубиной 6—7 см, что больше допустимого.
  • ДТП произошло на территории города, поэтому отвечать пришлось администрации городского округа. Виновники пытались переложить ответственность на подрядчика по муниципальному контракту, но он не должен был ограждать выбоины. Так что суд взыскал с администрации 79 000 ₽ за ремонт автомобиля и еще 13 000 ₽ судебных расходов.
  • У водителя из Новосибирска от выбоины длиной 4 метра тоже пострадало переднее левое колесо машины. Автомобилист потребовал с дорожно-эксплуатационной организации и транспортного департамента мэрии 287 000 ₽ на восстановительный ремонт и 17 500 ₽ судебных расходов. Но судебный эксперт пояснил, что водитель тоже виноват: он мог избежать попадания в выбоину, если бы двигался медленнее. И посчитал, что отремонтировать машину можно и за 83 000 ₽.
  • Суд решил, что вина в ДТП на 30% лежит на водителе и на 70% — на дорожно-эксплуатационном учреждении. И взыскал в пользу водителя только 58 000 ₽ на ремонт и 2800 ₽ судебных расходов. Водитель пытался обжаловать решение, но безуспешно.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Алиса МаркинаА вам случалось попадать в аварию из-за ям на дороге? Расскажите, как это было и чем закончилось:
  • Mogg the CatКаждая история на ТЖ про суды удивляет тем, насколько оказываются неэффективны эти мероприятия до тех пор, пока дело не доходит до верховного суда.43
  • Aa-Ron Balakayт.е. по мнению суда знак "неровная дорога" допускает любую дичь на дороге? т.е. ставишь знак и пусть провал в земле в несколько метров?24
  • Константин РепинAa-Ron, хоть развал земли лиш бы знак стоял👍2
  • Дмитрий С."Судебные эксперты", ..вашу так, подсказываю вообще крутой аргумент для таких споров, итак: ЕСЛИ БЫ ВОДИТЕЛЬ ШЕЛ ПЕШКОМ, ТО МАШИНУ БЫ ТОЧНО НЕ ПОВРЕДИЛ !!! значит, априори водитель уже сам виноват, логично ??? мне почему-то кажется что таким "экспертам" часто бьют морду.. и это не нонсенс, ибо СКОРОСТЬ нужно расчитывать исходя из того что дорога БЕЗ ЯМ, в исправном состоянии, а если ямы есть - то нужно поставить соотв.знаки "ямы" и "скорость такая-то", если знака нет, а водила едет с разрешенной скоростью, то идите в ... лес со своей "экспертизой"9
  • MaestroВ ночное время на трассе М10 ехал со скоростью 110 км./ч. Дорога была свободна и без авто в обе стороны. Однако, без предупреждающих знаков на моём пути оказались пластиковые ограждения, причём красного цвета, которые в темноте не просматриваются. Внезапные маневры совершать бесполезно, когда ограждения заметил за 15 м., а машину по энерции заносит прямо на них. Благо, что они были пластиковые, а не бетонные, иначе последствия могли быть плачевными. Пришлось отъехать и припарковаться на обочине, чтобы освободить проезжий участок дороги и обратится к дорожным рабочим. К моему удивлению вся дорожная техника и инвентарь работников оставалась, но самих рабочих ни души. Тогда я решил найти вывеску с описанием подрядчика, кто является ответственным за ДТП и проводит на данном участке дорожно ремонтные работы? Однако никакой должной вывески вокруг, да около - не обнаружилось, а ждать, когда мунуют Сб и ВС Увы, не позволительная роскош. По возвращению домой мне пришлось ремонтировать кузов за свой счёт.2
  • Алиса МаркинаAa-Ron, к сожалению, тут свою роль сыграло заключение эксперта, и, скорее всего, была проблема в формулировке вопросов к эксперту. Эксперта спросили: мог ли водитель избежать аварии? Эксперт ответил, что да, если бы ехал со скоростью меньше 46 км/ч. А "учёт погодных условий" - крайне расплывчатое понятие. Вот судьи и пошли по букве экспертного заключения, что избежать аварии было возможно. Чрезвычайно важно, чтобы судебную экспертизу делали независимые эксперты. Но у компаний, связанных с частыми авариями, часто есть "свои" эксперты, допускающие вольность в формулировках. И если при обсуждении кандидатуры эксперта не возразить письменно против конкретных, то потом судья скажет: "мы с вами юристы, у нас нет технического образования, а у эксперта есть, так что в этом вопросе будем доверять ему, никакой повторной и дополнительной экспертизы, до свидания". Апелляция и кассация обычно просто утверждают решение первой инстанции.2
  • Алиса МаркинаДмитрий, о да, эксперты решают всё(((1
  • Корней КорнеевичЗдравствуйте! Как известно, асфальтовое покрытие в на территориях перекрёстков изнашивается быстрее. Данный факт связан с тем, что водители тормозят и ускоряются именно перед стоп линиями, расположенными перед перекрёстками. Водители, привыкая к реакции своего автомобиля на нажатие педали тормоза на обычной дороге, зачастую не учитывают данное обстоятельство. И в случаях, когда происходит разгон машин, после переключения разрешающего сигнала светофора, экстренное торможение впереди идущей автомашины, может привести к ДТП. Что и произошло со мной в недавнем прошлом… Вопрос: Каковы шансы, и какой алгоритм доказывания своей невиновности в произошедшем на территории перекрёстка ДТП из-за стёртой (гладкой) поверхности дорожного покрытия?0
  • Виталий МЕхал осенью ночью по дороге Ростов Великий - Углич. На обочине в темноте стояло много машин "на аварийке". Поравнявшись почувствовал сильный удар и машину резко повело вправо. На дороге огромная яма. Вызвали ГИБДД, которая приехала через час. Кто-то с детьми, кто-то стоял уже три часа в ожидании помощи с пробитыми колёсами. Кое как поставили запаски с фонариками. Помогали женщинам. Когда приехали гаишники потребовали поставить пробитые колёса на место чтоб сфотографировать. Ужас, всё обратно вытаскивать из багажника, домкратить. На улице холод собачий и дождь моросит. Составили протоколы. Яму гаишники "померили" глубиной 6 см, а моя рулетка упорно показывала 11 см. На этот казус они сказали, что их рулетка сертифицирована, а моя - нет. Когда приехали гаишники машины продолжали биться и я попросил яму закрыть патрульной машиной с мигалкой либо поставить конусы. Гаишники сказали. что в темноте их машину снесут и поставили конусы. Когда всё закончилось гаишники положили конусы в машину и стали уезжать. Я спросил не ели ли они накануне рыбный суп типа ухи, ведь машины сейчас же продолжат биться, но они сказали, что за конусы они отвечают т.к. они на балансе, сели в машину и уехали. Я пытался найти концы на кого подать в суд за пробитое колесо и погнутый рычаг, но т.к. я живу в другом регионе сделать это весьма сложно. Даже дозвонившись в ГИБДД где мне дали какой-то номер ответственного за дорогу юр.лица я не смог никуда дозвониться тем более узнать адрес и какие-либо реквизиты организации на чьём балансе находится дорога. От сюда вывод: 1. Дорога должна быть застрахована точно так же как мы страхуем нашу ответственность 2. В случае аварии из-за качества дорожного покрытия деньги должны автоматом перечисляться на счёт пострадавшего (точно так же как автолюбителям приходит штраф с камеры). Должно быть зеркально !!! 3. В нынешних обстоятельствах добиться компенсации крайне сложно. Потеряется куча времени, денег, а кроме того у вашего автомобиля появится зафиксированная авария, которая не самым лучшим образом скажется на его стоимости в случае продажи.4
  • Валерий БЕЛОВДА ТАКИЕ СЛУЧАИ БЫВАЮТ НЕРЕДКИ СУД ДЕЛО ДЛЯ ТЕХ КОГО КОНСТИТУЦИЯ РФ ВЫДЕЛИЛО ВОТДЕЛЬНУЮ КАТЕГОРИЮ- НЕПРИКАСАЕМЫЕ, НЕПРИВЛЕКАЕМЫЕ ПСИХБОЛЬНЫЕ , НЕСМЕНЯЕМЫЕ,, ПОЖИЗНЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ И Т.Д., ТАК И ОСТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЛЮДЕЙ ДЕЛЯТ НА "НЕЛЮДЬ" И "ЛЮДИ" ЗАКОН АДВОКАТЫ., ЗАКОН ДЕПУТАТЫ, ЗАКОН ОБ МВД,, ЗАКОН О СУДЬЯХ,, И Т.Д.. СУДИТЬСЯ ПОШЛО ЭТО ДЕЛО НЕ ДЛЯ ПРОСТЫХ ГРАЖДАН0
  • Валерий БЕЛОВсуд это дело пошлое лучше сберечь нервы, судится пошло ... юмор писать о кассации и верховносм суде.. они пожизненые несменяемые ., конституция их выделило в отдельную зону им без разницы любое решение. так как это единственная должность/судья// в рф где человек не отвечает за результат , слесарь отвечает за работу.,также как депутаты.главное угодить кому надо .0
  • Игорь КолчановУжасное отношение к населению и его гражданам,должна страховая сразу выплатить полную сумму ущерба,и потом разбираться сама со всеми госструктурами.Где слуги народу?Чем они заняты?За много лет нет ясной работы по всем кредитам и займам,страховым частям даже с крупнейшими банками страны-кругом мошеничество.Есть явные,понятные проблемы,прямые-как палка,но судъи тоже убегают от прямых проблем.Мы все как -сами подорвали газовую трубу-собственную,сами выноваты .Вот за этот бред нас и везде не понимают?1
  • Нина ТимофееваMogg, согласна, хотя скорее всего ситуации, в которых районный суд все рассудил справедливо, просто не доходят до ТЖ3
  • Игорь ГусевГлавная ошибка, когда случилось ДТП надо было естественно яму эту вписать в протокол ДТП , размеры ее и все ..остальное дело техники, а так как яму не учли причиной все пиши пропало.., я попал колесом в яму лет 20 назад, лопнула покрышка, вызывал ГАИ , составили протокол, страховая выплатила ущерб полностью, на все 5 колес, полноценная запаска. И все как то спокойно..1
  • tubik 2004как человек во время движения мог определить сам что ему надо ехать не быстрее именно 46км/ч,чтобы не перевернуться в случае неожиданного наезда на выбоину?0
  • tubik 2004как человек во время движения мог определить сам что ему надо ехать не быстрее именно 46км/ч,чтобы не перевернуться в случае неожиданного наезда на выбоину?0
  • Константин КосцовСлишком притянуто за уши. Водитель должен выбирать скорость исходя из дорожной ситуации. Хоть там 100 разрешено. Но там установлены предупреждающие знаки. Думаю, там ещё кто-то улетел, по этому там грозило коллективным иском и дорожники начали договариваться. А выход здесь должен был быть следующий. У дороги есть инспектор, который обязан следить за её состоянием: состояние дороги, участников, погодные условия. Не уследил - увольнение, либо наказание и увольнение. В современных реалиях это невозможно.0
  • Надежда КурганЗачем содержать такой штат судебной системы, если всё решает верховный суд, на месте суды не хотят работать совсем, суды длятся годами. Мы судимся и тянется уже всё 2-й год, видимо надо идти до верховного суда, в последнее заседание даже не оповестили, как послушаешь у нас на всех уровнях такая беда, зарплаты у всех "маленькие" работать не хотят.1
  • Руслан Пивоварова мне другое интересно, нижестоящие суды вообще несут какую нибудь ответственность? постоянно путают, затягивают, засуживают... впечатление, что там не юристы а обезьян из джунглей наловили и дали полномочия.1
  • Корней КорнеевичВиталий, однозначно согласен с тем, что дорожное полотно, так же как и автомобили и пешеходы, является, если можно так сказать, участником дорожного движения! Только вот наши законодатели никак этого не поймут!!!!0
  • Олег ЗеновЯ в районе Баксана наехал в темноте на какую-то железяку, похожую на баллоный ключ. Минуты через 2-5 остановился на освещённом месте. Боковой порез около 5 см. Шина на выброс. Прибежал охранник. Помог поменять колесо. Есть ли смысл обращаться за компенсацией?0
  • Олег ЗеновMaestro, вообще перво наперво нужно было вызывать ГАИ. А не вывести искать1
  • Олег ЗеновВиталий, вообще-то через местное ГАИ, можно узнать, кто ответственный за данный участок дороги. Я здесь свою ситуацию описал. Пробил колесо. Заменил и уехал.0
  • Олег ЗеновИгорь, это как? Лопнуло 1 колесо, а заплатили да же не за 4, а 5 колёс. Не жирно?0
  • ОльгаПопала в открытый люк правым колесом прямо в центре города, мужчины помогли вытащить, сказали бесполезно бороться, поехала спокойно в ремонт....(0
  • Dima JediФото осенью, а написано Накануне Нового Года явно непрофессиональная статья. Чувак на фото накануне нового года аж в футболке стоит ни капли снега0
  • Виталий ТаршинА зачем нам здесь показали на фото перекрёсток двух улиц Софии, что в Болгарии?0
  • Irek SharyginНа полпути от города Чайковский до поселка Куеда Пермского края при мне в течении 20 минут погнули диски и пробили шины 3!!! Легковых Автомобиля в яме с острыми краями у автобусной остановки близ Усы. Лично я повредил 2 колеса-задний диск удалось отрихтовать молотком и накачать на месте, а переднее колесо пришлось заменить-благо запаска была-доехал своим ходом(отделался покупкой 2- колёс и регулировкой сход - развал. Никуда обращаться не стал-был многократный печальный опыт судебных тяжб. Дешевле отремонтировать ВАЗ чем ходить пешком по инстанция и доказывать что не верблюд (сам в Башкирии выживаю)1
  • kent-visotaПопадал в ямку на трассе у Ростова/Дону, дело было вечером. Итог: помят диск алюминий и шишка на колесе. Благо местный, доехал на запаске 60км. Никуда не обращался(бесполезно). Колесо выкинул, диск удалось спасти. Итог: убыток=3000р+970р. И таких как я тысячи пострадавших, вроде как по мелочам.)1
  • White WolfУ нас в Буйнакске , дороги в ужаснейшем состоянии ! Но коррупционная составляющая нашего руководства, перечёркивает все надежды на улучшение ситуации в городе, как впрочем и в республике ! Как минимум ещё несколько лет продлится это безобразие !0