Компания нашла недостачу и хотела повесить на работников 3 млн рублей

35

В одной крупной косметической сети провели инвентаризацию склада и магазинов, проверили остатки и нашли недостачу. Отвечать за сохранность товаров должны были конкретные сотрудники: заведующая, администратор магазина, продавцы и кассиры. С ними заранее заключили договор о полной материальной ответственности.

По договору работники отвечали за то, чтобы товары никуда не делись: чтобы их не украли, не повредили и не списали без повода. А тут недостача. У работников спросили: как же так? Они ничего ответить не смогли. Компания посчитала себестоимость товаров и пошла в суд: взыскивать с девяти сотрудников 3 млн рублей. Но даже при наличии договора, юристов, правильно оформленной инвентаризации и крупной суммы недостачи сделать это оказалось непросто.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Почему компания сделала работников виноватыми?

Кассирам, продавцам и заведующей доверили товары на складе и в магазине. С ними подписали коллективный договор о полной материальной ответственности. Это значит, что персонал сам согласился отвечать за склад и подписал документы: мол, да, мы готовы в случае чего отвечать за недостачу и компенсировать всю сумму ущерба.

Обычно ответственность сотрудников ограничена. Даже если разбить служебный ноутбук, то всю сумму взыскать не смогут. Но тут другой случай: все сразу договорились именно о полной ответственности и подписали договор с таким условием. Накладные о приемке товара есть, акт инвентаризации тоже есть, все ведомости и документы в порядке, а работники ничего не объясняют.

Если что-то пропадает со склада или из кассы, работодатель имеет полное право требовать от сотрудников всю сумму ущерба, а не только в пределах зарплаты за месяц. Вот и потребовали.

Почему сотрудники отказались платить?

Они не считали себя виноватыми, а полную ответственность им якобы навязали. Инвентаризацию проводили без них, а некоторые сотрудники к моменту проверки уже не работали. Хотя внятных объяснений, куда делся товар, работники не дали и акт проверки не оспаривали. Они даже не стали доказывать, что не виноваты в пропаже товара. В акте записано: отказались от пояснений. По крайней мере, так было по документам.

Суммы выплат для многих оказались непосильными. Компенсацию потребовали от девяти человек. Кому-то выставили 7 тысяч рублей, а заведующей — больше миллиона. При таком раскладе есть смысл отбиваться в суде.

Что сказали суды?

Продавцы говорят, что не подписывали договор о полной материальной ответственности и уволились еще до проверки склада.

Заведующая ссылается на то, что она пришла на работу за полгода до проверки и не может отвечать за весь товар. Когда проводили инвентаризацию, ее вообще выгнали из магазина. Она не видела, что там проверяют и как считают.

Работодатель должен доказать, что сотрудники виноваты в пропаже товаров. И что он вообще передавал им эти товары. И что с этими людьми можно было заключать договор о полной материальной ответственности. Он не доказал — вот ничего и не получит.

Аватар автора

Городской суд 👍

№ 33-40891/2017

Работодатель предъявил все документы об инвентаризации, недостаче и ответственности работников. С чего районный суд взял, что он ничего не доказал?

Вот договор о полной материальной ответственности. Эти люди сами согласились отвечать за товары и подписывали накладные о приемке. Вот акт о недостаче — и ни одного объяснения от сотрудников.

С ними можно было заключать договор о полной ответственности, потому что они имеют доступ к товарам и деньгам. Их прямая обязанность — следить за товаром. Юридически к работодателю не придраться. Пусть работники платят.

Правда, суммы для них слишком большие, поэтому уменьшим их примерно в два раза — до 1,5 млн рублей на всех. С заведующей — 550 тысяч.

Аватар автора

Верховный суд 👎

№ 5-КГ18-161

Работники и работодатели могут сами решать, на каких условиях заключать договоры. Это право им дает Конституция. Но государство все равно будет защищать работников, потому что они слабенькие.

Когда начинаются споры по поводу материальной ответственности, факта недостачи и подписанного договора не хватит. Нужно тщательно разбираться с каждым случаем. Вот что важно знать о полной материальной ответственности:

  1. Если по трудовому договору работник обязан возместить компании ущерб, это еще не значит, что он точно будет что-то возмещать.
  2. Возмещать ущерб нужно, только если установлена вина или доказаны нарушения. То есть если работник сделал что-то не то или не сделал что-то важное и из-за этого фирма потеряла товар или деньги.
  3. Работники возмещают только прямой действительный ущерб. Никаких упущенных выгод и неполученных доходов. Сумму ущерба нужно доказывать.
  4. В причинах ущерба нужно разбираться до того, как предъявлять претензии работникам.
  5. Требовать письменные объяснения от работников — обязательно. Если не дают — нужен акт.
  6. Работодатель обязан доказать: что не было чего-то такого, из-за чего работник не мог отвечать за товары; что он точно виноват, ущерб есть и договор составлен правильно.
  7. Договор о полной материальной ответственности нужно составлять по правилам, а не как захочется. Формы таких договоров устанавливает правительство, а не сайты в интернете и не юристы конкретных фирм.
  8. Полную материальную ответственность нельзя возложить принудительно. Она может быть только добровольной.
  9. Если работодатель заключил договор, но сделал это не по правилам и не по типовой форме, работники освобождаются от полной ответственности.

Что еще сказал Верховный суд по делу косметической компании

У работодателя были проблемы не только с договорами.

Где список сотрудников, которые согласились взять на себя полную ответственность? Кого включали в этот список, а кого исключали при увольнении? Где и как хранились товары? Как должна распределяться ответственность при ущербе? Как установить вину конкретного работника? Все это должно быть оформлено документами.

Что это за листы с подписями работников? К какому договору они относятся? Так материальную ответственность не оформляют.

Компания почему-то решила, что достаточно составить общий договор и взять со всех работников согласие, что они в курсе полной ответственности. Якобы каждый, кого берут на работу, автоматически соглашается: в трудовом договоре есть оговорка на этот счет.

К оформлению инвентаризации тоже есть вопросы. Минфин не просто так установил для нее правила. И тут тоже с документами непорядок. Например, где подтверждение, что каждый раз при смене ответственных лиц проводили инвентаризацию?

Суд почему-то решил, что факта ущерба и описи пропавших товаров будет достаточно, но это не так. Тех, с кого спрашивают, даже не позвали на инвентаризацию. Это нарушение, и не единственное.

Кстати, а как работодатель обеспечивал сохранность имущества? Это его обязанность — делать так, чтобы на склад не попадали посторонние и работники могли отвечать за товар. Продавцы говорят, что там был проходной двор. Где доказательства, что это не так?

И что за копии документов принес работодатель во вторую инстанцию? Почему он не принес их в первую? Где оригиналы? Всё, что в копиях, — не доказательство. Так дела не делаются. Суд не разобрался и вынес незаконное решение.

Итог. Решение городского суда в пользу фирмы отменили, а решение первой инстанции оставили в силе. Пересматривать нечего — работники не будут ничего платить.

Но ведь товары и правда могли пропасть по их вине. Они вообще ничего не заплатят?

Вообще ничего. Может быть, заведующая и кассиры правда виноваты. Или виноват кто-то из них, пусть даже не за весь ущерб. Но иногда все решают документы. И хотя сеть магазинов очень крупная, у нее наверняка есть юристы и кадровики, но документы они оформили неправильно. Даже если кассиры были в сговоре и вынесли полсклада, с них нельзя взыскать ни рубля.

Проверьте, как оформлены ваши договоры о полной материальной ответственности. И исправьте все, пока не поздно. Когда дело доходит до недостачи, каждый документ, каждое слово и подпись — на вес золота. Хитрый ход с копиями задним числом, как видите, может не прокатить.

Если вы работник и на вас вешают недостачу — вам тоже пригодятся выводы Верховного суда. Но лучше пусть до такого не доходит.

Екатерина МирошкинаА какое решение вы бы вынесли на месте судьи? Голосуйте за варианты в комментариях.
  • Екатерина МирошкинаВариант 1. В пользу компании. Огромная недостача не образовалась просто так — работники виноваты и должны отвечать.0
  • Екатерина МирошкинаВариант 2. В пользу работников. Фирма сама виновата, надо было правильно оформлять документы.28
  • Екатерина МирошкинаВариант 3. Не хотелось бы оказаться на месте судьи. Сложно понять, кто тут прав: любое решение кажется несправедливым.2
  • Савруня ЧумашкаевЕкатерина, 20
  • AndyПрочел "Компания нашла чертей и хотела повесить работников за 3 млн рублей" За компьютером видно пересидел.3
  • Георгий ГородникПри приёме на работу не проводилась инвентаризация, причём совместно с новым сотрудником, По последующей проверке работник отсутствовал. Так за что же ему платить? Так происходит почти во всех конторах, где неграмотных руководителей и юристов.5
  • Владимир КоротенкоЕкатерина, При чем тут справедливость? Документы оформлены не верно. Фирма в пролете. Хотят возмещения пусть обращаются в милицию по факту кражи или хищения.1
  • Yaroslav Suchkovполностью согласен с ВС0
  • Алсу СалаховаВ пользу фирмы, удержать с каждого сотрудника в равных долях.0
  • Sasha FrohВ пользу работников. Всё формы документов и порядок действий достаточно просты и понятны. Если этим пренебрегать, то доказать что-то в таком споре при помощи других доказательств, пусть даже оригиналов и с настоящими подписями, не получится.0
  • Сергей Брагинв данном случае будет играть главную роль формальное оформление обязанностей, ответственности, ревизий и проверок. Контроль и риск в этом случае лежит на работодателе. Если его устраивало, что в документах и на складе бардак, который однако приносил прибыль работодателю, значит это риски работодателя, так ему было выгодно. Видимо прибыль перекрывала недостачу и воровство и работодатель не наводил порядок. А теперь чего уж вешать собственную неорганизованность на работников?!1
  • Сергей БрагинЕкатерина, если фирме был выгоден бардак, который приносил прибыль - это выбор фирмы. То, что черви (мухи, мыши, собаки крокодилы...) съели ваши продукты виноваты не черви, а хозяин этих припасов, потому, что не обеспечил сохранность.0
  • Кот МурзикАлександр, Вы бы и там на месте фирмы ничего не доказали по документам. Судя по всему, на этом складе даже видеокамер не было. Так что, куда бы Вы не пошли, правы по закону будут работники.0
  • Александр ПодлесныхАлсу, сначала докажите!1
  • Владимир БыковскийВариант 2. В пользу работников. Нехрен принуждать работников к заключению договора о полной материальной ответственности (а так и бывает, не заключаешь - увольняйся). За принуждение к такого рода договорам под угрозой увольнения надо работодателя штрафовать.0
  • Sasha FrohАлександр, правильное решение. Обращение в органы не исключает обращение в суд в случае отказа в возбуждении дела1
  • Андрей СоловьевОчень много неизвестных факторов. Я, например, работаю с продуктами в супермаркете и тоже подписываю договор о полной материальной ответственности. Но если заказы делает робот, а потом часть товара списывается, т.к. слишком много привезли, то кто в этом виноват интересно? Или по правилам компании выкладка овощей должна быть минимум столько-то, но при этом половина этих овощей выбрасывается, то опять кто здесь виноват. Страдают практически всегда работники магазина.4
  • Алекс ТютневКто в теме, расскажите: А что будет в отношении водителя дальнобойщика, перевернувшего грузовик и разбившего груз на несколько миллионов рублей?0
  • Андрей КовалевЕкатерина, формально справедливость не при чем. Но уж если говорить о ней, то работник - не субъект предпринимательской деятельности, поэтому на него не должны ложиться такие риски. Его "в долю" никто не брал, но пытаются возложить на него убытки в полном объеме. Схема такая - прибыль нам, убытки работнику. Кроме того, это трудовые правоотношения, а не гражданско-правовые, например, об ответственном хранении товара. И наличие договора о мат. ответственности не может подменять существо трудовых правоотношений. По факту это злоупотребление, направленное на переложение рисков на другое лицо, причем на безвозмездной основе, т.к. за мат. ответственности никто не доплачивает. Такой вот вид "страхования" предпринимательских рисков без оплаты страховой премии. Другое дело, если доказан факт хищения либо работником, либо в сговоре с работником. Либо порча имущества со стороны работника и т.д. Но тогда и договор о мат ответственности по сути не при чем, так как это уже деликтное обязательство. Ну или хотя бы, если установлен факт халатности работника (не закрыл склад, оставил товар без присмотра и т.д.) - но и тут про полную ответственность речь идти не может, по моему мнению, лишь в части ущерба, который надо определять с учетом разумной степени предусмотрительности самого работодателя - наличие охраны, организация допуска на склад, видеонаблюдение и т.д.5
  • Иван Лояничработаю в магазине крупной фирмы 5 лет, 2 раза в год инвентаризации, по итогам недостача распределяется на весь персонал магазина, но вот что забавно - охраны нет, вообще(не положена), есть товар, который не подлежит забейдживанию (отсутствует противокражный датчик) - можно просто взять и вынести из магазина, рамки не сработают, охраны нет. Но мы за это отвечаем.0
  • LydiaSВ пользу работников, т.к. много нарушений у организации. По хорошему инвентаризация хотя бы поверхностная должна была проводиться в конце каждой смены, и уж точно в присутствии работников. Очень хорошая идея: сэкономить на камерах, оборудовании и охране, зато повесить всю ответственность на работников. При большой текучке за полгода там мог кто угодно выносить все подряд, по каким критериям выбирались козлы отпущения? А если это покупатели воровали товары, которые не были помечены наклейками с чипом? Вот если бы были видеозаписи, где сотрудники напихивают в сумки товары, тогда это было бы доказательством.3
  • Андрей СергеевичСергей, дело говорите. Полностью согласен, ибо нормальный хозяин не даст разворовывать себя0
  • Alex SavochkinSasha, ну и закончилось бы тем же самым. В возбуждении дела причём наверняка отказали бы сразу.0
  • Alex SavochkinКатя, ничего плохого в этом подходе нет. Нельзя знать всего, вон даже суды во мнениях разошлись — хотя они уж точно специалисты по разбору дел куда лучшие, чем работники на склад.2
  • Alex SavochkinАлекс, мало исходных данных. Дальнобойщик наёмный работник или ИП? Разбил по своей вине или нет? Какой с ним договор заключён? Если предположить, что это ваш наёмный работник, то он никому ничего не должен: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40830/d89302400c6141c38781718a93294392a177187c/0
  • Константин СидякинКатя, вообще-то это основной принцип права в цивилизованных государствах. У гражданина заведомо меньше знаний в отношениях с организациями, т.е. он заведомо слабее. У него меньше ресурсов для ведения судебного процесса. Из этого исходит современное право и поэтому у гражданина есть "фора"4
  • Larisa RomanovaАлексей, если при смене работников при увольнении/приеме не проводилось инвентаризации, как определить ответственность каждого? Если бы фирма могла определить период пропажи товара, тогда, вероятно, и решение суда было бы в пользу фирмы. И проводить инвентаризацию в отсутствие работника, материально ответственного за склад, нельзя, тем более, возлагать ответственность на уволенных работников - откуда известно, что недостача возникла до их увольнения, а не после?0
  • Alexander AlexanderСергей, вполне справедливо0
  • Галина КириленкоДополнительно обязать Работодателя выплатить каждому по 100 тысяч рублей в виде компенсации морального вреда.0
  • user2369305Доброго времени суток у меня на работе случилось такое пропали кожанные ботинки, а пропажу вешаюте..0