Как я поступил в онлайн-магистратуру по наукам о данных
Информация об онлайн-магистратуре в Вышке актуальна для 2024 года
Впервые мы опубликовали этот материал в декабре 2021 года. Мы обновили его в июле 2024.
Меня зовут Никита, я разработчик ПО на языке C#.
Я самоучка в ИТ и давно хотел получить техническое образование в университете, но всегда не хватало времени. В начале 2021 года ситуация изменилась: я поступил в онлайн-магистратуру НИУ ВШЭ на программу «Магистр по наукам о данных» на английском языке.
В статье расскажу, как выбирал университет, как проходил учебный процесс, кому подойдет такой формат обучения и, конечно, сколько он стоит.
Как появилась идея получать высшее образование
После первого выпуска из университета в 2013 году я несколько раз сменил работу, но ни одна не приносила ни денег, ни удовольствия. Не было и понимания, как переломить сложившуюся ситуацию. А что еще важнее — не было мотивации и осознания, что изменить ход вещей в принципе возможно.
Все изменилось в 2017 году, когда мы с женой на месяц уехали в Берлин изучать немецкий язык. Поездка стала волшебным пинком, которого так не хватало. Я твердо решил, что должен получить востребованную профессию, которая позволит мне реализоваться и обеспечить семью, в какой бы точке мира я ни находился.
Я начал учиться программированию по онлайн-курсам ITVDN и книгам «Язык программирования C# и платформа.NET» и CLR via C#. За годовой доступ к курсам отдал чуть больше 8000 ₽, а книги, каюсь, скачал в интернете. В 2018 году получил первую работу в качестве C#-разработчика. Подробно я писал о переходе в статье о том, как создал приложение для ведения бюджета.
Будучи самоучкой, я всегда задавался вопросом, нужно ли программисту профильное высшее образование. Вопрос спорный, его часто можно встретить и на тематических площадках, и в Т—Ж.
У меня уже было два высших. Первое — юридическое, второе — педагогическое, с непонятной специальностью «андрагог». Это человек, который обучает взрослых.
Первое я получил скорее по глупости. В 16 лет, сразу после школы, я не знал, чего хочу и в какой вуз поступить, и выбрал тот, с которым у школы были контакты, — НИУ ВШЭ. Тогда Вышка еще не была таким популярным вузом, особенно в Санкт-Петербурге, где я жил.
Мы с одноклассниками ездили в университет, писали олимпиады по истории, экономике и английскому. Результаты впоследствии зачли вместо экзаменов.
Второе образование потребовал один из работодателей. Долгое время я работал в сфере образования, вел курсы по «Экселю» и «Ворду» для учителей. В какой-то момент нам начали настойчиво намекать, что всем работникам, которые ведут занятия, нужна профессиональная переподготовка или высшее педагогическое образование. Тогда же РГПУ имени А. И. Герцена выполнял план по зачислению на магистерские программы таких бедолаг, как я. В общем, звезды сошлись, и я стал магистром педагогики.
Несмотря на то что мне хватало высших, в программировании есть основы, которые прошли мимо меня. В основном все, что связано с математикой, — это сложно изучать самостоятельно.
Конечно, чтобы получить первую работу разработчиком, не обязательно быть гением математики и алгоритмов. Но поработав программистом на C#, я освоился в профессии и захотел восполнить пробелы в знаниях. Университет мог бы в этом помочь.
Лимит бесплатных образований был исчерпан, я понимал, что новый диплом обойдется в приличную сумму. Мы с женой обсудили ситуацию и, вспомнив цитату неизвестного мне автора, что до 30 лет нужно инвестировать в себя, решили поискать варианты. Дело было в 2019 году, до пандемии.
Выбор вуза
Я решил, что нужно учиться, — теперь предстояло определиться, в какой университет и на какое направление поступать. Довольно долго я просто просматривал программы вузов без особой уверенности, что все же хочу получить еще одно образование.
Поиски программы осложнялись тем, что мне нужен был диплом, который признается во всем мире без дополнительных действий с моей стороны. Лакмусовой бумажкой для меня служила немецкая база данных «Анабин». Она показывает, как Германия оценивает иностранные дипломы. Коротко: находите свой вуз, если у него статус H+, скорее всего, проблем с признанием не возникнет.
Первый вариант, который я решил рассмотреть серьезно, — магистерская программа «Веб-технологии» в ИТМО, корпоративный партнер — телекоммуникационная компания Deutsche Telekom.
Учиться предстояло два года. В 2019 году цена за все составляла 502 000 ₽, то есть 251 000 ₽ в год. В 2024 год обучения обойдется в 539 000 ₽.
Программа очная, что не очень мне подходило, но в то же время для меня она была максимально профильной, так как я веб-разработчик. Повторюсь: в 2019 году речи о коронавирусе не было, поэтому удаленные форматы не были такими популярными. Найти программу полностью в онлайне я так и не сумел, но, может быть, плохо искал.
Я начал было готовиться к поступлению, но, еще раз проанализировав ожидания от обучения, решил, что не готов отдавать полмиллиона рублей, чтобы постоянно отпрашиваться с работы, ездить на занятия и обзавестись неплохим источником стресса. К тому же профиль магистратуры подсказывал мне: я и бесплатно смогу получить большую часть знаний.
Вторую попытку найти подходящую программу я предпринял уже в начале 2020 года. Просто вбивал в интернете что-то в духе «высшее образование онлайн», отсеивал университеты вроде «Синергии» и смотрел, что нового появилось с того момента, как я прежде интересовался вопросом. В этот раз я рассматривал два российских университета и один зарубежный.
Первый — ЧелГУ, Институт информационных технологий, направление «программная инженерия». Из плюсов: статус H+ в «Анабине», стоимость — 76 700 ₽ в год, заочное обучение.
Были у программы в ЧелГУ и минусы. Прежде всего — она бакалаврская. Оба моих образования гуманитарные, я не смог бы перезачесть большую часть предметов, а значит, сократить время обучения. Тратить четыре года на очередной диплом ужасно не хотелось. У представителей вуза я узнал, что программа в онлайне, но не совсем. Посетить университет все-таки придется на защите диплома. Поездка в Челябинск в мои планы не входила.
Я решил поискать еще и, не отыскав магистерских программ, почти смирился с необходимостью четырехлетнего обучения. Но прикинул: раз уж все равно придется ехать на защиту, почему бы не поискать место поближе к Санкт-Петербургу. К моему удивлению, такое место нашлось — это университет «Дубна».
Дубна — наукоград в Московской области с упором на физику, ИТ, медицину, нанотехнологии. В отличие от ЧелГУ, о «Дубне» я несколько раз слышал, к тому же он входит в 100 лучших российских вузов.
В университете также был дистанционный бакалавриат по направлению «программная инженерия». В 2020 году семестр стоил 22 200 ₽, за четыре года предстояло отдать 177 000 ₽. В 2024 стоимость подняли до 26 700 ₽ за семестр.
Приехать нужно было только раз — на защиту диплома. На тот момент вуз в Дубне стал первым номером в моем списке.
Я также решил поискать дистанционную программу за рубежом. Прежде всего меня интересовали университеты Германии. Я знаю немецкий на B1 — такого уровня недостаточно, чтобы учиться в немецком вузе, но за полгода язык можно подтянуть до B2, а его зачастую хватает для поступления. Плюс учеба в немецких вузах бесплатна в том числе для иностранцев.
Я выяснил, что в Германии действует государственный Хагенский университет, который специализируется на дистанционном образовании. В нем были программы и бакалавриата, и магистратуры по Computer Science. Платить нужно только за учебные материалы. Полный бакалаврский курс стоит около 2000 € (74 700 ₽), магистратура — около 1200 € (74 700 ₽).
Я начал переписываться с работниками вуза — тогда и появились первые трудности. Главная — язык. Требования оказались выше моих тогдашних навыков. Для поступления подходит сертификат TestDaF уровня TDN-3 или выше. TDN-3 сопоставим с уровнем B2. Задача получить подобный сертификат казалась непростой, но выполнимой.
Кроме того, выяснилось, что сдавать экзамены по учебным модулям нужно очно в специальных учебных центрах, которые есть только в Германии, Австрии, Швейцарии и Венгрии.
Пообщавшись с представителями университета, я выяснил, что можно ездить в эти центры, а можно сдавать экзамены в Гете-институте, представительство которого есть в Петербурге. Но в Гете-институте я не получил четкого подтверждения. Если и можно сдавать там экзамены, один стоит от 3800 ₽, в зависимости от уровня.
Получается, нужно либо платить Гете-институту, либо постоянно ездить в Германию. Дело было в начале 2020 года, отношение к коронавирусу было не таким серьезным. Казалось, все закончится так же быстро, как началось, и можно будет спокойно ездить в Европу.
Поступление выглядело как малореализуемый, но тем не менее привлекательный вариант. Я установил, что нужно срочно учить немецкий, и начал заниматься каждый день. Все равно у меня было желание однажды работать в Германии, и немецкий язык стал бы преимуществом. Сейчас интерес к работе в Германии почти угас, но тогда придавал сил.
Во второй половине 2020 года, когда стало очевидно, что человечество так просто не справится с коронавирусом и границы не откроются, вариант с Хагенским университетом окончательно потерял актуальность. Я уже наудачу набрал в поиске «дистанционное высшее образование» и неожиданно нашел статью о новой программе НИУ ВШЭ «Магистр по наукам о данных», полностью в онлайне. Мне вариант показался интересным, и я перешел на официальный сайт Вышки, чтобы почитать о программе побольше.
Во-первых, никуда не нужно ездить, даже на защиту: весь учебный процесс проходит на «Курсере». Во-вторых, это вуз с именем и статусом H+ в «Анабине». Язык обучения — английский.
В-третьих, это магистерская программа, а значит, не придется тратить четыре года на обучение. В-четвертых, программа ориентирована не только на специалистов с техническим бэкграундом. Первые несколько модулей: «Алгоритмы», «Высшая математика», «Линейная алгебра», «Теория вероятности», «Статистика» — как раз та база, которую мне очень хотелось наверстать.
Немаловажным фактором для меня было и то, что это Data Science. По моему убеждению, которое может быть ошибочным, потребность в знаниях из этой области будет только расти. Следовательно, обладание ими сделает меня более ценным специалистом. Все выглядело как что-то, что я давно искал. Поэтому я начал узнавать подробности и готовиться к поступлению.
Сколько стоит обучение в НИУ ВШЭ
Оплата производится по семестрам. Я решил поступать в конце 2020 года и попасть в весенний набор, а в середине февраля 2021 года нужно было внести первый платеж — 225 000 ₽. Один семестр в 2024 году обойдется в 200 000 ₽.
Мы с женой обсудили условия и пришли к выводу, что сумма хоть и внушительная, но вполне подъемная и станет хорошей инвестицией в себя, а также закроет давний гештальт с дипломом. Так что в 2021 году началась моя учеба.
Для поступающих предусмотрены скидки. Их три вида: при раннем приеме, по результатам приема или обучения. В первом случае дают скидку 10% на первый год.
Второй и третий вид более интересны — можно получить скидку от 30 до 70%. Но там сложная система — самому, мне кажется, разобраться нереально.
Какие экзамены нужно сдавать
Первое требование программы — наличие диплома о высшем образовании, при этом профиль не имеет значения. Второе — «теоретические знания базовых разделов математики в рамках школьного курса».
Уровень проверяют с помощью экзамена по математике. Вопросы в нем охватывают школьную программу с 5 по 11 класс. Полуторачасовой экзамен проходит в онлайне, с прокторингом. Это значит, что перед началом нужно установить на компьютер специальную программу, которая следит за действиями ученика: не подсказывает ли кто-то тестируемому, не открывает ли он другие вкладки в браузере.
Экзамен состоит из 20 вопросов. Насколько я понял из примеров на сайте и общения с однокурсниками, есть пара вариантов экзамена, но отличия минимальны. Например, в одном варианте нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную, а в другом, наоборот, из десятичной в двоичную. Есть несколько задач из разряда: «У Пети было два яблока, одно он съел — сколько яблок осталось?»
Несколько заданий связаны с решением уравнений или системы уравнений. Есть алгоритмическая задача, но для ее решения хватит банальной логики, никаких специальных знаний. Из того, что потруднее, — логарифмы и действия с ними, комбинаторная задача, производная функции.
Экзамен несложный, что, впрочем, не помешало мне написать его весьма посредственно. С английским проблем не возникло: я использую язык в работе каждый день, а перед экзаменом посмотрел непонятные математические термины в демонстрационных вариантах.
Хорошая новость для тех, кто уже позабыл всю математику, а времени восстанавливать знания почти нет: на сайте НИУ ВШЭ есть раздел, посвященный подготовке к экзамену. Там представлены и список тем, и пробные варианты экзаменационных листов с ответами. Программа платная, Вышка просто так не согласится потерять деньги, поэтому проходной балл весьма низкий. Для последнего набора — 40 баллов из 90. Значит, для поступления нужно решить 9 задач из 20.
Дополнительно нужно подготовить мотивационное письмо. Оно даст до 10 баллов. В нем предстоит ответить на вопросы об образовании, рассказать о мотивации поступления в магистратуру, текущей занятости, интересующих областях в ИТ. Когда я поступал, этого задания не было, но теперь оно обязательно.
Учебный процесс
Язык. Еще раз отмечу, что обучение, общение с преподавателями, видеолекции и взаимодействие с сокурсниками в публичных чатах ведутся на английском. При поступлении никто не просит языковой сертификат, но стоит оценивать свои знания адекватно, чтобы не попасть в неприятное положение, когда деньги уже ушли, а вы ничего не понимаете.
Моя языковая ситуация такая: какие-то термины я знал из программирования, какие-то — благодаря тому, что посмотрел перевод перед вступительным испытанием. Но если я по учебе встречал непонятное слово, просто гуглил: обычно у многих понятий есть страница на Википедии, а у страницы есть версия на русском, где все можно почитать на более понятном языке. Порой смотрел тематические ролики на «Ютубе».
Английский язык выбран неспроста. Примерно половина из 90 студентов на курсе — иностранцы. Многие из ближнего зарубежья и, скорее всего, понимают по-русски, но со мной учились ребята из Китая, Вьетнама, Индии, Европы, США. Более того, мне кажется, что целевая аудитория подобных программ — именно иностранцы.
Мы взаимодействовали друг с другом в «Слаке», но вполне можно было учиться, ни с кем не общаясь. Некоторые студенты иногда собирались, но встречи проходили в Москве, так что я на них не попадал.
С одной стороны, английский — это хорошо, с другой — некоторые преподаватели обладали просто идеальным рунглишем. В более-менее легких для меня курсах вроде курса по Python преподаватели — молодые ребята, которые говорили на хорошем английском. Зато в математических дисциплинах своеобразное произношение и подача — норма.
Устройство курса. В программе два направления:
- Data Scientist — специалист по машинному обучению, способный решать важные для бизнеса задачи.
- Machine Learning Engineer — специалист на стыке наук о данных и разработки, который умеет писать эффективный код и проектировать сложные системы, связанные с сервисами на основе машинного обучения.
Учебные курсы разные для разных потоков. Но читать отдельные курсы начинают с середины второго семестра, в моем случае — в декабре 2021 года.
Мое обучение началось не с первого дня. Первую неделю посвятили вводному курсу, onboarding course. Нам рассказали, как будет проходить учебный процесс, как сдавать разные виды заданий.
Советую обратить особое внимание на внутренние документы НИУ ВШЭ, так как за нарушение некоторых правил вуза можно получить выговор, а это означает лишение скидки. Студента в основном касается запрет на плагиат: не списывать, не перефразировать, не допускать двойной сдачи работы. Я сам чуть не попал в подобную ситуацию, но об этом позже.
Как устроено преподавание. После вводного курса я наконец приступил к учебе. Все материалы были разбиты на модули и опубликованы на платформе «Курсера». Обычно модуль состоял из шести недель. Параллельно всегда шло не более двух модулей.
Первые шесть недель мы изучали основы языка программирования Python и дискретную математику. Каждую неделю слушали видеолекции, иногда получали материалы для чтения — чаще всего в виде ссылок на сторонние ресурсы.
Для меня видеолекции — самый спорный момент. Ролики были предзаписаны, они короткие, около десяти минут. Порой времени не хватало, чтобы полноценно объяснить материал. Бывало, лекция в курсе длилась, скажем, 12 минут, а видео или серия бесплатных роликов по той же теме на «Ютубе» — час. Время от времени я изучал уже знакомую мне тему и ловил себя на мысли: если бы я ничего не понимал в предмете, разобраться по лекциям было бы сложно.
Иногда проблема заключалась не в длительности видео, а в изложении материала. Я считаю, что некоторые люди призваны заниматься наукой, а некоторые — излагать достижения этой самой науки в понятной манере. Иногда эти типы совпадали в одном преподавателе. Но на некоторых курсах лектор запутанно рассказывал материал. Модуль «Математический анализ», по мне, был поверхностным, без примеров, сюда же отнесу модуль «Линейная алгебра».
Уверен, что все преподаватели — профессионалы, но иногда сложность лекции вкупе со стилем подачи информации делали предмет невозможным для понимания. Тогда я, махнув рукой, шел на «Ютуб» смотреть ролик какого-нибудь иностранца, который излагал материал в разы проще. Презентации тоже не особо помогали, как и лайвкодинг преподавателя.
Часто преподаватель говорил условно: «Берем вот эту величину и делим ее на другую», затем начинал молча писать на прозрачной доске. В итоге значительную часть лекции педагог что-то писал, а потом говорил, так что из-за пауз все уже забывали, что было в начале. А еще некоторые преподаватели писали неразборчиво.
Я пересмотрел множество видео по профессии на «Ютубе», и формат записи, который использовала Вышка, мне кажется, устарел. Мне пришелся по душе канал программиста Леса Джексона: детальное изложение, все по шагам.
Кто-то скажет: «Ну а чего ты хотел, это университет. Тут не тебя учат, тут ты сам должен учиться». Отчасти так, но есть разумные пределы. За те деньги, что я отдал, я ожидал, что мне предоставят материалы несколько лучшего качества и облегчат мою участь как студента. Последнее, чего я хотел после работы, — сидеть на «Ютубе» и смотреть, как мне бесплатно и более качественно рассказывают то, за что я немало заплатил.
Но в программе были действительно хорошие и интересные курсы, я бы даже сказал, что их количество превалировало. А те, что выглядели сырыми, надеюсь, в будущем станут лучше.
Проверка знаний. Обычно в курсе было шесть недель, домашнее задание для первой недели требовали сдать в конце этой же недели. Видео можно было не смотреть, а вот домашку сделать нужно. Студентов, которые задерживали сдачу, штрафовали в половину оценки: условно говоря, все сделал верно, но зачитывали только половину баллов за задание. Если задержался на две недели, можно было вообще не сдавать работу.
Пройденный материал закреплялся разными заданиями. Прежде всего — тестами. Тесты бывали тренировочными, или промежуточными, и на оценку.
Тренировочные тесты не влияли на итоговые результаты курса, поэтому я их решал, только если хотел отработать непонятный момент. Для прохождения оцениваемого теста давали от одной до трех попыток — в зависимости от курса и желания преподавателя.
Тесты могли содержать вопросы с одиночным или множественным выбором, а также открытые. Последние — самое сложное в такого рода заданиях, обычно приходилось писать ответ к задаче, без решения. При этом задачи могли быть сложными — такие попадались на матанализе и линейной алгебре.
Еще попадались SGA — Staff Graded Assignment. В основном это задание, подразумевающее развернутый ответ, например решение задачи. Его преподаватель проверял вручную. Ограничиться ответом или поверхностными объяснениями не удавалось — приходилось предоставлять подробное описание решения со всеми шагами. Работу принимали в виде фотографии листочка с записанным ответом или PDF-файла.
Мне не очень нравились SGA: зачастую приходилось использовать формулы, а вводить их в «Ворде» для последующей выгрузки в PDF неудобно. Можно было, конечно, написать решение от руки, но я иногда и сам не могу понять, что пишу, поэтому старался не сдавать сканы рукописных работ. Мне было жалко преподавателей, которым пришлось бы все это проверять.
Некоторые задания оценивали сокурсники по заранее определенным критериям. Я загружал свою работу на сайт, потом мне нужно было оценить три работы сокурсников. Затем я получал свой балл, сформированный из трех оценок других студентов.
В курсах по программированию задания немного отличались от тех, что давали, скажем, по математике, и подразумевали написание кода. К примеру, нужно было реализовать алгоритм, который решает поставленную задачу. Код проверялся автоматически.
Студент, который не проходил какой-то тест, получал сообщение в духе «вы провалили юнит-тесты 1, 2, 3» без дополнительной информации. Это слегка бесило. Юнит-тесты — это дополнительный код, который проверял корректность основного. Не помню, чтобы на практике я хоть раз написал тест, который бы говорил мне, почему код падает. Но преподаватели утверждали, что в жизни все именно так и подобный подход научит нас тестированию.
Каждый модуль заканчивался большим тестом, проектом или лабораторной. Иногда — всем вместе.
Проект — это написание небольшой программы по имеющемуся заданию, возможно, с применением конкретных алгоритмов, оценкой их сложности. Но больше всего мне нравились лабораторные. Они подразумевали, что нужно загрузить подготовленные преподавателем наборы данных, исследовать их по ряду критериев, а также визуализировать с помощью предназначенных для этого Python-библиотек.
В любом финальном задании могли попросить дать письменный ответ в свободной форме: написать решение задачи, проанализировать алгоритм, дать описание набору данных.
Несколько раз за курс проводили вебинары, где разбирали особо сложные задания и темы. Вебинары проходили в один день, но два раза — утром и вечером, чтобы могли поучаствовать студенты из разных часовых поясов. Каждый вебинар записывался, и записи выкладывали в курс, поэтому можно было посмотреть их в удобное время.
Сложность учебы. Я бы Я бы сказал, что сложность целиком зависит от прежних знаний конкретного студента. Многие вещи были несложными, но объясняли их плохо. Впрочем, даже если найти хорошие материалы, некоторые темы заставляли попотеть: для меня это был матанализ и отчасти — статистика.
В среднем я тратил на учебу четыре дня в неделю, по два-три часа после работы. Не скажу, что учеба давалась мне легко. Часто не хватало времени, поэтому иногда студенты помогали друг другу. Правда, мы не знали, что взаимопомощь может обернуться против нас.
Однажды я не мог разобраться в задачах, написал однокурснику, мы вместе что-то придумали с горем пополам, загрузили решение. Пришла оценка — 0 баллов. Объяснение: вы друг у друга списали, ждем от вас объяснительную и будем решать, что делать — замечание, выговор и лишение скидки или отчисление.
С одной стороны, я могу понять университет, с другой — такой формализм мне не близок. Не важно как, главное, что человек разобрался. В конце концов, в 90% случаев на техническом собеседовании станет ясно, если кандидат чего-то не понимает, не знает. Поэтому большого смысла обманывать преподавателей нет: на деле пробелы в знаниях быстро обнаружатся.
Пугает, что за подобное можно лишиться скидки, — внимательно читайте договор и приложения к нему.
Отдам должное преподавателям: зачастую они оказывали хорошую поддержку. Почти у всех заданий была специальная секция «Дискуссия», своеобразный форум. На нем можно было разместить свой вопрос. Преподаватели, которые курировали модуль, обычно отвечали быстро и старались помочь, иногда даже в выходные.
В отличие от общения на форуме, взаимодействие с вузом в мессенджерах и по почте происходило до боли медленно. Вплоть до того, что на некоторые вопросы могли ответить через месяц или вообще не отреагировать. Насколько я знаю, сейчас на факультете меняются менеджеры, и, надеюсь, все придет в норму.
Какой диплом выдают после обучения
Одна из основных причин, по которой я выбрал эту программу, — диплом уважаемого вуза. Программа полностью в онлайне, никаких подвохов, связанных с дипломом, это не подразумевает.
По окончании Вышка выдает диплом государственного образца по направлению «прикладная математика и информатика», а также европейское приложение к диплому. Оно помогает иностранным компаниям и учебным заведениям оценить объем пройденного материала и увидеть оценки, не требует нотариального перевода, поскольку написано на английском.
Форма обучения заочная, но эта информация в дипломе указывается только по желанию студента.
Плюсы и минусы онлайн-университета
Я выделил для себя достоинства и недостатки подобного формата обучения.
Плюсы:
- Диплом государственного образца хорошего вуза.
- Получение востребованной профессии.
- Удобный формат обучения без необходимости ездить в университет.
- Нет привязки к конкретному времени: занимаешься когда тебе удобно. Исключение — вебинары, но они доступны в записи.
- Студенты получают доступ к внутриуниверситетским активностям и ресурсам.
Еще я бы сказал, что работодателям нравится, когда ты говоришь, что в свободное время учишься в вузе на перспективном направлении. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление.
Минусы:
- Высокая стоимость обучения.
- Университет может отменить скидку, но хотелось бы верить, что в действительности это маловероятно.
- Некоторые курсы откровенно сырые, или подобраны неудачные преподаватели.
Я бы отметил и то, что такой формат обучения хотя и подходит многим, немногим нужен. Если у вас уже есть высшее образование, работа в технической сфере и известная степень самодисциплины, подобный диплом может оказаться излишеством. В современном мире почти все необходимое для образования можно найти бесплатно или за кратно меньшие деньги, чем стоит университетская программа.
Запомнить
- Высшее образование в онлайне — это реальность, и речь идет о востребованных специальностях.
- Чтобы поступить в ИТ-магистратуру, первый диплом не должен быть техническим, хотя это и поможет в учебе.
- Если хочется получить высшее образование в онлайне, придется потратиться.
- Поступайте в университет, если четко знаете, зачем вам диплом. В противном случае лучше учиться самостоятельно с помощью книг и курсов.