Как исправить ошибку в авиабилете?
Я покупал билет на самолет, но ошибся в своей фамилии. Посадят ли меня на рейс или нужно связаться с авиакомпанией, чтобы неточность исправили? Как это сделать и придется ли доплачивать за такую услугу?
Если вы ошиблись в паспортных данных и обнаружили это до регистрации в аэропорту, то неточность нужно исправить — чем раньше, тем лучше. Нельзя надеяться, что вашу оплошность не заметят. Данные сверяет компьютер, и даже одна буква или цифра для него критична. Придется ли доплачивать за эту услугу, зависит от правил авиакомпании.
Вы узнаете
Что считается ошибкой в авиабилете
Когда вы покупаете авиабилет, заключаете с транспортной компанией договор перевозки. Он удостоверяется вашим билетом, а тот, в свою очередь, — паспортом. На момент поездки данные в проездном документе и паспорте должны совпадать .
Любая неточность в данных — серии, номере и сроке действия документа, ФИО, дате рождения — будет ошибкой. Некоторые путешественники говорят, что авиакомпании допускают до трех ошибок в имени или фамилии, если они не меняют произношение. Например, Sergey и Sergei. Но официальных предписаний на этот счет в Воздушном кодексе РФ или международных правилах IATA нет.
Поэтому любые ошибки лучше исправлять. Если заранее этого не сделать, в посадке на рейс могут отказать. Имя и фамилию важно вводить латиницей так, как они указаны в загранпаспорте. Если в документе нет латиницы, руководствуйтесь правилами транслитерации МВД.
Бывают неочевидные ошибки. Например, у коллеги родственницу не пустили на рейс по России, потому что в билете не было указано отчество. Пришлось доплачивать за изменение данных.
«Я заплатила 1600 ₽ за замену одной цифры»
В январе 2021 года я купила билеты из Москвы в Санкт-Петербург и ошиблась в номере паспорта на одну цифру. Такая неточность считается критичной, поэтому пришлось отправлять запрос на корректировку данных в авиабилете.
Так как я покупала билеты через агрегатор «Купибилет», это обошлось мне дороже. Я заплатила 1600 ₽ за замену одной цифры: 1000 ₽ — сбор авиакомпании «Победа», 600 ₽ — сервисный сбор агрегатора. Но проблему быстро решили по электронной почте.
Я отправила запрос в «Купибилет» за 7 дней до вылета. Обновленные билеты получила в тот же день.
Как исправить ошибку
Проверьте, можно ли изменить данные в личном кабинете на сайте авиакомпании. Иногда перевозчик разрешает пассажиру менять информацию самому.
Например, у S7 исправить ошибку в контактных данных, номере, серии паспорта и до трех букв в имени или фамилии можно через раздел «Мои бронирования». Если неточностей больше или ошибку допустили повторно, напишите в чат на сайте или позвоните в контакт-центр. Все должны исправить бесплатно.
В контакт-центре «Аэрофлота» сообщили, что разрешают изменить самостоятельно через личный кабинет только контактные данные — номер телефона и адрес электронной почты. Чтобы исправить ошибки в ФИО, дате рождения или номере паспорта, нужно позвонить в контакт-центр и назвать номер бронирования. После подтверждения личности оператор поменяет данные беспатно.
Одни перевозчики меняют данные бесплатно, другие берут за услугу сервисный сбор. Это законно: авиакомпания вправе устанавливать свои правила перевозки, оформления и изменения билетов в части, не урегулированной федеральным или международным законодательством . Стоимость услуги тоже определяют перевозчики.
Emirates готовы изменить данные в билете минимум за 2 часа до полета. Сервисный сбор зависит от страны продажи. Для России это 30 $ (2847 ₽) за каждый билет в бронировании.
«Уральские авиалинии» разрешают менять гражданство, пол, дату рождения, электронный адрес и номер телефона сколько угодно раз на сайте. А вот исправить ошибки в графах «Фамилия», «Имя», «Отчество» и «Документы» можно только через службу поддержки по телефону. Стоимость услуги — 1000 ₽.
Важно изменить данные до регистрации на рейс, иначе могут возникнуть проблемы при посадке. Некоторые авиакомпании предъявляют дополнительные требования к срокам.
Например, «Победа» разрешает изменить ФИО, дату рождения, реквизиты документа и контактные данные через кол-центр минимум за 4 часа до вылета. В аэропорту изменения вносят до окончания регистрации на рейс. Ошибку в ФИО, дате рождения и реквизитах еще можно поменять по месту покупки билетов — тоже до завершения регистрации.
Стоимость исправлений всегда 800 ₽. Бесплатно добавят отчество, если оно не указано, и поменяют доменное имя электронной почты .
Что делать, если заметили ошибку только в аэропорту
Ситуация остается на усмотрение сотрудников аэропорта и пограничной службы. Если ошибка не влияет на прочтение вашего имени или фамилии и вы летите по России, то, вероятнее всего, вас посадят на рейс. Но представители авиакомпании могут потребовать доплату за внесение изменений.
Мой коллега, сотрудник аэропорта, видел, как на стойке регистрации «Аэрофлота» трем путешественникам из Армении бесплатно изменили ошибку в гражданстве в билете. Они делали бронь через посредника, а тот случайно указал им гражданство Аргентины.
Российские пограничники в личном разговоре сообщили коллеге, что могут пропустить пассажира, если в посадочном талоне до трех ошибок. Например, вместо фамилии Кузнецов написано «Кузнетсов». Если ошибки кардинально изменяют фамилию, через границу не пропустят. Например, если вместо фамилии из трех букв Ким будет написано Нам.
На паспортном контроле за рубежом могут возникнуть проблемы даже из-за одной ошибки: там часто не знают русских имен и фамилий. Поэтому лучше исправить неточность заранее.
Ошибка в билете может помешать получить компенсацию за проезд
Если у вас есть право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно, вы должны подтвердить свои расходы. Например, если вы работаете на Крайнем Севере.
Расходы на проезд подтверждают билетами. Но если вы допустили ошибку в фамилии, имени или отчестве, в данных паспорта, вам могут отказать в компенсации. А если авиакомпания не согласится исправить ошибку, придется идти в суд.
Так, например, поступила жительница поселка Березово Тюменской области. Как пенсионерке, ей полагалась компенсация за проезд к месту отдыха и обратно. Но в билетах была ошибка в паспортных данных. Из-за этого пенсионный фонд отказал в выплате денег за билеты.
Авиакомпания «Ютэйр» не стала менять данные билета. Тогда пенсионерка обратилась в суд, и тот пришел к выводу, что в маршрут-квитанциях и посадочных талонах была описка в серии и номере паспорта заявительницы. Поскольку именно эта пассажирка летела по маршруту Березово — Ханты-Мансийск — Тюмень и Тюмень — Березово, суд ее заявление удовлетворил.