«Потратили 96 миллионов рублей и за 7 часов все свернули»: как фестивали переживают отмены

И как будут возвращать инвестиции

12
«Потратили 96 миллионов рублей и за 7 часов все свернули»: как фестивали переживают отмены
Аватар автора

Ольга Такмазьян

поговорила с организаторами

Страница автора

Второй год подряд музыкальные фестивали отменяют и переносят из-за ковидных ограничений.

Организаторы мероприятий уже отменяли и переносили фестивали с лета и осени 2020 года на следующий. Многие возлагали на 2021 год большие надежды, рассчитывая выйти в ноль после расходов прошлого года. Но ситуация повторилась, и большинство запланированных на лето и осень фестивалей не состоялось. Кто-то перенес события в интернет, другие надеются на 2022 год или провели небольшие концерты офлайн, чтобы поддержать свои фестивали.

Поговорили с организаторами фестивалей в разных городах России о том, как они планируют вернуть вложенные деньги и что будут делать дальше.

«Фестиваль отменили за 7 часов до начала, но нас поддержали спонсоры, администрация и зрители»

Аватар автора

Андрей Клюкин

генеральный продюсер фестиваля «Дикая мята»

«Дикая мята» — это первый и, надеюсь, последний фестиваль, который был отменен за семь часов до проведения.

На организацию фестиваля в 2021 году мы потратили 96 миллионов рублей. Он должен был пройти с 18 по 20 июня. После полуночи 18 числа мы получили распоряжение о том, что все массовые мероприятия в Тульской области отменены. В том числе наш фестиваль.

У нас было все готово к мероприятию:

  • установили 5 сцен;
  • организовали ярмарку на 300 мест;
  • установили 60 ресторанов и фудтраков;
  • привезли и заселили в гостиницы музыкантов, в том числе и из-за рубежа;
  • построили водопровод, питьевые фонтанчики, туалеты и душевые кабинки;
  • построили детские площадки, комнату матери и ребенка, детский сад;
  • смонтировали кинотеатр, лекторий, территорию Green Age (площадка красоты и здоровья);
  • продали билеты, а вырученные средства потратили на артистов, стройку, рекламу, транспорт и гостиницы.

Моя первая мысль: жизнь окончена и ничего дальше нет, вторая — нужно снять фильм про фестиваль, чтобы хоть как-то его увековечить, ведь это конец. У меня нет такого имущества, чтобы его продать и вернуть расходы. Придется еще десятки лет отдавать долги.

Ночью мы обдумывали, как минимизировать расходы. Сперва обратились в авиакомпании с просьбой снимать бронь на тех артистов, которые не вылетели, затем в гостиницы и транспортные компании. Попросили рестораторов провести демонтаж и увезти продукты, которыми планировали ежедневно кормить 20 000 человек.

В 6 утра я свалился спать — нервное истощение было очень серьезным. Через три часа мне назначил встречу губернатор Алексей Дюмин. Я ожидал, что он объяснит отмену эпидемиологической ситуацией и пожмет плечами, но он взял на себя ответственность за непростое решение и пообещал оказать финансовую помощь фестивалю. Дюмин запросил смету, и нам компенсировали расходы на стройку. Я не могу озвучивать сумму, но это была очень серьезная и важная для нас поддержка.

Видимо, из-за того, что такого беспрецедентного случая в истории российской музыки еще не было, вокруг нас аккумулировалось много добра и понимания. Сначала партнеры из отеля «Шератон», в котором жили наши иностранные артисты, отказались от оплаты. Потом остальные спонсоры, которые могли потребовать у нас компенсацию за расходы и увеличить долги еще на 100 миллионов рублей, продлили спонсорство на 2022 год и отказались от штрафных санкций. Благодаря им у фестиваля появился шанс не умереть.

Не прошло и суток после отмены, как известный российский диджей Федор Фомин, который должен был играть на «Дикой мяте», написал, что разочарован отменой и готов в следующий раз выступить за 1 ₽. Эту идею подхватили и другие артисты из программы нашего фестиваля — группа The Hatters, «Тараканы!», «Нервы», «IOWA», Алена Швец, «Несчастный Случай», «Кирпичи» и десятки других артистов. В итоге лайн-ап фестиваля в 2022 году обошелся нам в 78 ₽.

78 ₽
во столько обошелся нам лайн-ап фестиваля в 2022 году

Поддержали нас и зрители. Всего было выкуплено 12 500 билетов. Большинство — 11 200, сохранили их на следующий год. Для них «Дикая мята» — целый мир, в котором они живут из года в год, и они очень лояльны к фестивалю.

Мы остались должны за билеты, которые вернули зрители, 4 500 000 ₽. Однако где взять эти деньги, мы не понимали. И тут нам опять пришли на помощь. У нас на сайте был открыт лайн-ап на 2022 год. На тот момент там была указана одна певица Аврора, которая сразу же подписала договор на следующий год. А как только открываешь модуль с лайн-апом, на сайте появляется кнопка «купить билеты».

Кто-то из зрителей купил билет на 2022 год и опубликовал это у себя в «Фейсбуке». Внезапно начался флешмоб: зрители стали скупать билеты. Всего купили на сумму 2 500 000 ₽.

Поклонники фестиваля предложили нам открыть краудфандинговую платформу. Первое время я отказывался: мы уже не оправдали ожидания тех, кто купил билеты, с какой стати у них просить еще денег. Но потом партнер фестиваля, Тинькофф, предложил нам сделать эту платформу, и мы собрали еще 2 500 000 ₽. Так у нас появилась возможность отдать деньги тем, кто хотел вернуть билеты.

Благодаря такой мощной поддержке со всех сторон наши долги уменьшились вдвое, и сейчас мы должны 46 миллионов рублей, из которых около 43 миллионов — билеты зрителей, которые решили их не сдавать.

Если в следующем году ограничений не будет и мы сможем провести фестиваль, заработать на нем не получится.

Даже если все музыканты выступят за 78 ₽, нужно еще поставить сцену, потратить деньги на техническое устройство мероприятия.

Обдумывая ситуацию, мы посмотрели на опыт американского фестиваля Coachella. Экономика любого фестиваля устроена так, что на строительство инфраструктуры — инклюзивную среду, бесплатную воду, душ, туалеты, — уходит больше всего средств.

Поэтому Coachella проводит фестиваль три дня, потом заказывает клининг и через неделю делает еще один фестиваль на той же площадке. Таким образом, расходы на производство следующего фестиваля сокращаются на 70%. Условно построить одну сцену стоит 5 миллионов рублей, а простой на несколько дней обойдется в миллион.

Мы решили в 2022 году организовать два фестиваля. Раньше постоянно экспериментировали с музыкой, добавляли в традиционную программу с рок-музыкой, джазом и хип-хопом электронные проекты. Теперь решили вынести электронную музыку в отдельный фестиваль Violet. Он сохранит нашу идеологию дикорастущей независимой музыки.

Чтобы сократить косты на монтаж и демонтаж, мы пришли к еще одной идее: строительству кемпинга, который будет работать с мая. Мы уже взяли кредит и сейчас строим музыкальный лагерь со сценой, кинотеатром и лекторием.

Партнеры и здесь предлагают нам бартер или свою поддержку. К примеру, один ресторан откроется в кемпинге под своим брендом. Мы в это не вложим ни копейки.

Так шаг за шагом мы создадим фестивально-музыкальное пространство, в котором люди, которые нам помогали, будут чувствовать себя как создатели этого мероприятия, а не гости.

Я не знаю, будет ли этот проект коммерчески успешен. Мы хорошо умеем делать фестивали, а строительством кемпингов раньше не занимались. Вполне возможно, это принесет новые убытки. Но в любом случае пандемия дала нам возможность попробовать.

Монеточка на фестивале «Дикая мята» в 2019 году. Фото: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке», автор Полина Рожицкая. Елизавета Гырдымова, выступающая под именем Монеточка, внесена Минюстом в реестр иноагентов
Монеточка на фестивале «Дикая мята» в 2019 году. Фото: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке», автор Полина Рожицкая. Елизавета Гырдымова, выступающая под именем Монеточка, внесена Минюстом в реестр иноагентов

«Фестивали 2022 года в России состоятся, но будут проходить в формате COVID-free»

Аватар автора

Денис Цуканов

учредитель ParkSeason Fest

Наша команда проводит фестивальные, общегородские и деловые мероприятия, также мы занимаемся развитием парков и общественных пространств. В 2019 году в Волгограде во время подготовки Международного паркового форума нам очень понравился как сам город, так и пространство стадиона «Волгоград-арена» и Центрального парка культуры и отдыха. Когда мы узнали, что в нем не проходят крупные фестивали, решили организовать собственный.

Первый ParkSeason Fest должен был состояться 15 августа 2020 года. Мы планировали провести однодневное мероприятие на объединенной территории стадиона и парка. Пригласили группы Guano Apes, Bomfunk MC’s, «Мумий Тролль», «Сплин» и еще около 20 музыкантов.

Когда в начале 2020 года появилась первая информация про COVID-19, никто не воспринимал ее всерьез: у нас был бум по продажам билетов и активно шла реклама. Но с объявлением локдауна пришлось притормозить подготовку. В начале лета на оперативном совещании в Волгограде с местной администрацией мы приняли решение о переносе ParkSeason Fest на следующий год. Но в начале 2021 года из-за ограничений в регионе пришлось разделить фестиваль на две части.

29 мая в партнерстве с «Муз-ТВ» мы провели концерт в центральном парке Волгограда с участием артистов из ротации телеканала. Из-за того, что на тот момент только закончилась очередная волна пандемии, в парке удалось собрать всего лишь около 6000 человек.

Основной фестиваль на стадионе «Волгоград-арена» был запланирован на 18 сентября 2021 года. Весь июнь мы активно готовились, но 7 июля нам пришло письмо от первого вице-губернатора о том, что из-за эпидемиологической обстановки мероприятие провести невозможно.

В письме сообщалось, что нам готовы оказать поддержку, понимая, что мы несем потери. Финансовую помощь на проведение фестиваля местные власти нам не выделяли, но пообещали организационную.

Хорошо, что решение о переносе ParkSeason Fest приняли почти за два с половиной месяца до его начала: мы инвестировали на тот момент около 35 миллионов рублей, при другом раскладе сумма была бы намного выше. Большая часть этой суммы ушла на предоплату артистам и подрядчикам, некоторым хедлайнерам мы выплатили гонорар в полном размере. Также деньги ушли на рекламную кампанию.

Изначально мы с партнерами закладывали бюджет фестиваля в размере 80 миллионов рублей. Но за время переносов бюджет превысил 100 миллионов рублей. Его увеличила перезапущенная рекламная кампания и гонорары новым артистам — мы хотели не просто сохранить артистов, а добавить еще других. Поэтому дополнительно пригласили группы «Би-2», «ДДТ» и еще нескольких музыкантов.

Если при переносе фестиваля с 2020 на 2021 год иностранные группы отменяли выступления, то на 2022 год мы уже получили их согласие и находимся в финальной стадии переподписания контрактов. Состав будет намного мощнее, чем планировался.

Расходы из общего бюджета фестиваля примерно такие:

  1. 40—45% — гонорары артистам без учета райдеров — требований музыкантов к организаторам, например нужно поселить артиста в определенный отель. Обычно эта статья расходов ниже, но у нас получился практически фестиваль хедлайнеров.
  2. Около 40% — все, что связано с техническим обеспечением, в том числе райдеры артистов и логистика (билеты на самолеты, визы, сопровождение, охрана, отели, транспорт).
  3. 15—20% — организационные расходы, включая зарплату команды и рекламную кампанию.

Благодаря тому, что мы с партнерами вложили собственные средства в организацию ParkSeason Fest, у нас не было критической зависимости от первоначальной выручки с проданных билетов. Это помогло нам не испортить отношения с посетителями, часть из которых попросила вернуть деньги за билеты.

На данный момент у нас продано более 5000 билетов, из них около сотни оставили заявки на возврат.

К сожалению, имидж крупных фестивалей подрывается из-за некоторых недобросовестных организаторов концертов, которые принципиально не возвращают деньги за билеты. Они пользуются постановлением правительства о том, что можно не делать возвраты, если мероприятие перенесено, а не отменено.

Такая тенденция плохо влияет на индустрию в целом. Теперь люди опасаются покупать билеты заранее, а у большинства фестивалей экономика строится на выручке с проданных билетов. Им нужно заранее заплатить предоплату артистам и потратиться на рекламу, а сделать это не на что. Зрители ждут до последнего, не понимая, состоится ли мероприятие.

В начале октября 2021 года мы перезапустили продажу билетов, а в ближайшие пару месяцев планируем возобновить активную рекламную кампанию. Думаю, будем делать это в декабре: билеты часто покупают в качестве подарка на Новый год.

Я четко осознаю, что такой динамики продаж, как в начале 2020 года, уже не будет.

Ожидаю, что рост пойдет, когда все ограничения снимут, либо за пару месяцев до фестиваля. Чтобы отбить все затраты и выйти в плюс, мы должны собрать большую часть стадиона. Его официальная вместимость — 45 000 человек. Я уверен, что с нынешним составом артистов мы соберем стадион.

Пока остаются риски ограничений со стороны Роспотребнадзора по количеству посетителей. В этом случае проект будет нерентабельным, но отменять его мы не будем ни при каких условиях. Ранее на «Волгоград-арене» проходило только два крупных события: концерты групп «Ленинград» в 2019 году и «Руки Вверх!» в июне 2021 года. Оба раза были аншлаги.

Думаю, что все российские летние фестивали 2022 года состоятся, но будут проходить в формате COVID-free. Это лучше, чем перенос или отмена. И, несомненно, лучше, чем многочисленные онлайн-концерты, которые не могут передать всех эмоциональных переживаний.

В Европе давно поняли, что вакцинация — единственная возможность жить привычной жизнью, а артистам и организаторам не обанкротиться и продолжать радовать зрителей. Уже многие концертные и спортивные мероприятия других стран проводятся без каких-либо ограничений по количеству посетителей, соблюдению социальной дистанции и ношению масок, так как у большинства людей есть сертификаты или QR-коды.

Ждать проект, в который вложены огромные силы, в такой нестабильной ситуации в мире очень непросто. Но если воспринимать болезненно все эти переносы, то можно сойти с ума. Смотрю на эти обстоятельства как на возможность сделать наше мероприятие еще мощнее, подтвердив статус крупнейшего музыкального фестиваля юга России.

И уверен, что после пандемии ценность фестивалей станет намного больше. Людям важны эмоции, а живые музыка и общение восполняют эту потребность на 100%.

Концерт ParkSeason совместно с «Муз-ТВ» в мае 2021 года. Источник: аккаунт фестиваля в «Инстаграм»
Концерт ParkSeason совместно с «Муз-ТВ» в мае 2021 года. Источник: аккаунт фестиваля в «Инстаграм»

«Вместо фестиваля провели вечеринку»

Аватар автора

Артем Крючков

идеолог и организатор фестиваля Present Perfect Festival

Обычно мы приступаем к подготовке нового фестиваля после того, как заканчивается предыдущий — в конце лета. Сначала планируем букинг артистов, в январе приступаем к разработке общего художественного замысла и концепции будущего события, затем к проработке технической части и реализации принятых идей.

В феврале 2020 года мы получили все финальные подтверждения по букингу, а в марте случился локдаун. На тот момент у нас было подтверждено 20 иностранных артистов и несколько крупных российских звезд.

В апреле-мае на фоне внешних событий отменились все иностранные букинги. В июне мы подписали договор с новой площадкой для фестиваля: в 2020 году готовились представить гостям новую локацию, где планировали развивать собственный клубный проект.

Подписывая договор аренды, мы надеялись, что сможем провести Present Perfect Festival если не в традиционные даты, то хотя бы осенью. Но границы по-прежнему оставались закрыты, правила игры и ограничения менялись каждый день, поэтому мы перенесли фестиваль на следующий год. А в сентябре решили провести мероприятие с локальными артистами Present is Perfect, посвященное фестивалю.

Одним из хедлайнеров была диджей Нина Кравиц, с которой мы договорились задолго до пандемии. У нас была локация, хедлайнер с мировым именем, отличный состав локальных музыкантов. С этими исходными данными мы создали проект, который был не только посвящен несостоявшемуся фестивалю, но и полноценно передал его атмосферу.

Гости могли пройти на мероприятие по ранее купленным на фестиваль билетам, а также использовать их для входа на фестиваль в 2021 году. Сложностей в продаже новых билетов не было: сработал эффект отложенного спроса. Петербуржцы, да и остальные жители страны долго сидели взаперти, а летом все постепенно начало открываться, и люди хотели расслабиться и отдохнуть.

Конечно, Present is Perfect — не то, к чему привыкли наши постоянные гости, не такой масштабный фестиваль. Это скорее эмоциональное событие, которое помогло поддержать музыкантов, индустрию, тех, кто хранил купленные билеты, и самим не сидеть без дела.

До локдауна наша структура доходов выглядела примерно одинаково:

  • 50% выручки приносили проданные билеты;
  • 30% — партнеры;
  • 20% — наш собственный бар.

Расходы в среднем выглядели так:

  • 35% — инфраструктура и технический продакшен;
  • 40% — контент (артисты, художники-постановщики, арт-объекты);
  • 15% — административные расходы на организацию события;
  • 10% — на соцсети и пиар.

Экономика Present is Perfect сложилась иначе. 70% дохода нам принесли проданные билеты, 20% — партнеры и 10% — бар. Так произошло, потому что большинство международных партнеров проекта не могли позволить себе рисковать. Осенью 2020 года, когда в России было послабление, в Европе и США продолжался достаточно жесткий локдаун.

Мероприятие вместо фестиваля не покрыло все наши расходы, многое осталось невозвратным: зарплата сотрудникам, офисные расходы, технический продакшен. К тому моменту, когда мы поняли, что фестиваля не будет, уже провели переговоры, нарисовали все партнерские интеграции, спроектировали мероприятие, запустили рекламную кампанию.

Затраты остались непогашенными, потому что мы готовились к фестивалю на 15 000 человек, а сделали событие на 5000.

В декабре 2020 года мы по-прежнему не понимали, чего ждать в 2021 году. Поэтому в концепции будущего фестиваля сделали ставку на локальную сцену, выбрав в качестве хедлайнеров артистов из России — «СБПЧ», Kito Jempere, Московский ансамбль современной музыки и Владимира Варнаву. Пригласили российских художников, которые с января разрабатывали с нами специальные шоу. Параллельно снимали документальный фильм о том, как разные формы современного искусства взаимодействуют друг с другом.

В начале июля 2021 года, когда мы поняли, что фестиваль опять не состоится, два шоу — «СБПЧ» и Kito Jempere — полностью были готовы. Но из-за того что петербургская администрация так и не ввела понятные алгоритмы действий, нам пришлось снова перенести фестиваль.

С одной стороны, в Санкт-Петербурге проходили Петербургский международный экономический форум и масштабные праздники на Дворцовой площади, а с другой отменялись «негосударственные» культурные события с гораздо меньшим количеством людей. Мы почему-то должны были согласовывать свой фестиваль с Комитетом по культуре, Комитетом по промышленности, собирать кипу бумаг по ковид-безопасности и все равно все отменять.

Власти так долго бились за то, чтобы все вакцинировались, а в ноябре снова ввели локдаун, который не разделяет людей на вакцинированных и невакцинированных, дома должны сидеть все. У нас в офисе вакцинированы 95% сотрудников. На площадке фестиваля мы прививали каждого бармена, рассчитывая, что работать будут те, кто вакцинирован.

В Москве совершенно другая ситуация: город был открыт все лето, там проходили концерты, события разного формата. Чтобы организовать COVID-free мероприятие в столице, достаточно было впускать людей с QR-кодами, либо выдерживать социальную дистанцию и раздавать всем маски.

Санкт-Петербург с июня сидит в локдауне и практически ничего не может проводить официально. При этом я не вижу разницы в количестве заболевших на сегодняшний день: мы как были на втором месте, так на нем и остались. Эти антиковидные меры не приносят результат, но подрывают индустрию.

Наш бизнес предполагает достаточно глубокое планирование, нужно заранее бронировать артистов, заказывать оборудование, ставить шоу. В процессе препродакшена и в реализации занято огромное количество людей. Но из-за пандемии в креативной индустрии появилось очень много безработных людей: подрядчиков, художников.

Этим летом в наше поп-ап пространство дважды приходил Роспотребнадзор. У нас не выявили никаких нарушений, но мероприятие было остановлено. После этого мы наняли юриста, начали разбираться в деле. В итоге административного состава правонарушения не нашли, но ведь мероприятие уже сорвали. Кажется, что вместо поддержки мы получаем невероятное давление.

Мы все крайне заинтересованы в том, чтобы остановить распространение пандемии. Можно использовать креативную индустрию как ресурс: мы обладаем лояльной аудиторией и способны помочь как минимум с информированием о вакцинации. Но диалог пока не состоялся.

После отмены Present Perfect Festival летом 2021 года и в условиях полной непредсказуемости в Петербурге мы решили повторить мероприятие Present Is Perfect, но уже в Москве, где есть понятный алгоритм для реализации проекта.

Наше мероприятие состоялось в клубе «Мутабор» в октябре 2021 года, который мы снова собрали в очень сжатые сроки. Мы достаточно гибкая команда, у нас на борту собственная продакшен-компания, плюс мы погружены в креативную составляющую и хорошо разбираемся в той музыке, которой занимаемся, поэтому собрать классный ивент в короткий срок снова получилось. Вся наша команда живет общим делом, у нас просто не было другого варианта, чтобы мозги не включились на придумывание новых решений.

Конечно, случаются моменты отчаяния, а каждые новые ограничительные меры приводят к выгоранию: готовились к одному, переделывали под второе, меняли города. Но позитивные события тоже были: в условиях пандемии у нас родилось два новых проекта — мини-версия фестиваля и собственное поп-арт пространство, которым мы занимаемся уже второй год — К30.

В 2022 году мы будем стараться провести фестиваль любой ценой если не в Санкт-Петербурге, то на другой территории; Россия неоднородна, есть регионы с налаженным диалогом между властью и бизнесом.

Present Perfect Festival в Санкт-Петербурге в 2019 году. Источник: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке», автор Иван Чернов
Present Perfect Festival в Санкт-Петербурге в 2019 году. Источник: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке», автор Иван Чернов

«Людям не хватало положительных эмоций, и мы решили провести фестиваль онлайн»

Аватар автора

Александр Унешкин

директор VK Fest

Когда в конце марта 2020 года объявили локдаун и ограничения на массовые мероприятия, у нас полным ходом шла подготовка к фестивалю и рекламная кампания.

Мы начинаем организовывать мероприятие примерно за восемь месяцев до начала — в октябре. Поэтому к концу марта практически на 100% был утвержден лайн-ап, программа была готова на 60—70%. У нас на фестивале не только музыка, в программе было около 250 участников по нескольким тематическим направлениям: общение с блогерами, лекции, зона компьютерных игр.

В середине апреля мы начали задумываться о том, что ограничения и локдаун могут продлиться не месяц, как многие этого ожидали, а намного дольше. Все были вынуждены сидеть по домам, выходить только по QR-кодам. И мы поняли, что людей нужно порадовать, необходима какая-то позитивная повестка и если не живое, то хотя бы онлайн-общение. Поэтому мы решили провести фестиваль онлайн.

Очень быстро, за три-четыре недели, собрали программу и анонсировали перенос фестиваля в онлайн на конец мая. Поскольку мы сделали это заранее, за три месяца, нам удалось минимизировать наши убытки, они составили примерно 10% от общего бюджета мероприятия. У нас подписан NDA, поэтому точную сумму назвать не могу: это несколько миллионов рублей.

В основном это были затраты на рекламную кампанию и на работу команды. Если бы отмена произошла за месяц до фестиваля или еще ближе к дате, ущерб был бы значительно больше.

В целом структура расходов фестиваля выглядит так:

  1. Широкая рекламная кампания на онлайн- и офлайн-площадках.
  2. Техническая дирекция — оборудование, которое мы полторы недели монтируем на территории парка: пять музыкальных сцен, несколько километров коммуникаций, чтобы обеспечить электричеством все зоны, которые расположены на территории 25 гектаров.
  3. Административный блок: все, что связано с инфраструктурой и безопасностью фестиваля — сотрудники охраны, ограждения, досмотровые контрольные мероприятия, система контроля доступа по билетам, навигация.
  4. Артисты, которых нужно привезти, обеспечить логистику, проживание, технические и бытовые райдеры.
  5. Контент фестиваля. Для большинства участников фестиваля мы обеспечиваем базовую инфраструктуру, это относится частично к технической дирекции и к программе. Для участников мы обеспечиваем электричество, базовую застройку, ставим шатер, кому-то ставим подиум. А уже контент внутри формирует сам участник.

Но организация онлайн-фестиваля тоже потребовала вложений. У нас ушло несколько десятков миллионов рублей.

Фестиваль проходил целую неделю, на нем выступило более 50 артистов. Чтобы это состоялось, мы организовали три сцены в Москве, одну в Санкт-Петербурге и еще несколько в других городах: часть артистов выступали из своих городов, где оказались заперты в период локдауна. К примеру, Тима Белорусских выступал из Минска, MGZAVREBI из Тбилиси. По сути это были такие же концерты с живой музыкой, сценой и шоу, которые мы снимали на видео и транслировали в реальном времени в интернете.

Онлайн-фестиваль строился по другой бизнес-модели: вход на трансляцию был бесплатным для зрителей. Это значит, что мы недополучили около 50% выручки, которую получали в офлайн-событии.

Доход фестиваля строится только на привлечении коммерческих партнеров, но мы не можем получить от них ту же сумму, что и на обычном фестивале. В офлайне у нас огромная территория парка, где мы можем разместить 25—30 брендов. На онлайн-трансляции через один главный канал мы не можем вставить в программу даже 10 компаний.

Из 30 спонсоров, с которыми договорились о сотрудничестве, мы интегрировали всего 4—5 партнеров.

Все же мы довольны тем, как прошел VK Fest — 2020: офлайн мы собирали 95 000 человек за два дня, а трансляцию за неделю посмотрело более 40 миллионов уникальных пользователей.

В 2021 году ничто не предвещало бури: казалось, что пандемия идет на спад, на лето было запланировано очень много фестивалей, концертов. Мы готовили полноценный VK Fest. Но 15 июня анонсировали новые ограничения. Сначала мы перенесли фестиваль на месяц в надежде, что по аналогии с 2020 годом к концу лета волна заболеваемости снова пойдет на спад.

Проводить еще один онлайн-фестиваль мы не планировали: он был актуальным в 2020 году, когда вся страна сидела дома и источников положительных эмоций и впечатлений было очень мало. А летом 2021 люди спокойно могли перемещаться по городу, были открыты рестораны, очень многие заведения из сферы услуг, парки. Поэтому в такой ситуации, когда люди могли выходить и общаться друг с другом, актуальность онлайн-событий уже потерялась.

В середине июля — за полтора месяца до новой даты фестиваля, стали понимать, что ситуация не улучшается: заболеваемость не снизилась, ограничения пока не сняты. При этом в разгар третьей волны в Санкт-Петербурге проходили «Алые паруса» и еще ряд городских событий, но фестивали по-прежнему были под запретом.

В конце лета мы перенесли VK Fest на 23—24 июля 2022. Сейчас занимаемся подготовкой и стараемся не думать о плохом: надеемся, что россияне будут вакцинироваться и к следующему лету пандемия закончится.

Онлайн-трансляция с VK Fest — 2020. Источник: группа фестиваля во «Вконтакте»
Онлайн-трансляция с VK Fest — 2020. Источник: группа фестиваля во «Вконтакте»

«После переноса фестиваля мне присылали угрозы»

Аватар автора

Мария Семушкина

автор и президент фестиваля «Усадьба Jazz»

Мы переносили «Усадьбу Jazz» и в 2020 году, и в 2021 году. Даже в мирное время организация фестиваля — огромная подвижническая работа. Без гарантированной поддержки — государственной или частной, организатор в постоянном стрессе и преодолении новых трудностей.

Некоторые фестивали, например «Нашествие», инициированы медиахолдингом, другие, как «Alfa future people» — банком. За этими мероприятиями стоит финансовая поддержка, у них есть подушка безопасности.

Когда у фестиваля нет такого спонсора или он приходит в последний момент, выживать непросто. «Усадьба Jazz» — полностью мой проект, в нем не участвуют другие продюсеры или меценаты. Поэтому, когда началась пандемия, я осталась без поддержки. И когда детище, которое я создавала 17 лет, начало рушиться, я не понимала, как жить дальше.

Примерно 50% выручки «Усадьбе Jazz» приносят проданные билеты и столько же — вложения спонсоров. Фестиваль существует в основном за счет билетного авансирования: мы заранее продаем билеты и на эти деньги начинаем готовить мероприятие. А расходы, возникающие ближе к старту, покрывают спонсоры.

У нас редко остается прибыль, которую можно потратить на подготовку фестиваля в следующем году. Как правило, «Усадьба Jazz» выходит в ноль. Поэтому в 2020 году мне пришлось брать кредит на организацию фестиваля.

Как всегда, мы готовились к мероприятию за девять месяцев до старта. Искали спонсоров, продумывали, как их интегрировать в программу. У «Усадьбы Jazz» десятки партнеров: коммерческих, некоммерческих, бартерных, образовательных, музейных. Чтобы фестиваль получился насыщенным, нужно заранее со всеми встретиться, согласовать концепцию.

Параллельно вели переговоры с артистами и с государственными властями. Иногда они готовы оказывать помощь, к примеру бесплатно предоставить нам три рекламных щита в их округе.

За несколько месяцев до старта провели совещание по техническому обеспечению фестиваля, набросали приблизительный план, где разместим сцены. Технический подрядчик забронировал необходимое оборудование на даты мероприятия. А за три месяца до начала мы перешли в фазу реализации, утверждения макетов, подписания договоров. Всю эту подготовительную работу мы делали в команде. Сначала постоянным составом — около восьми человек, а ближе к началу приглашали проектных сотрудников, и команда возрастала до 20 человек.

В конце апреля 2020 года, когда стало понятно, что ограничения сохранятся, мы решили перенести фестиваль на 2021 год. Можно было перенести его с мая на сентябрь, но мы не были уверены, что к этому времени снимут ограничения.

Фестиваль невозможно быстро остановить или запустить: нужно много времени на подготовку.

Из-за убытков нам пришлось закрывать офис и распускать команду. Ее содержание обошлось в 50% от бюджета. Еще 30% ушло на рекламу и 20% — на организацию перелетов артистов. Расставаться с командой, с которой я проработала 10—15 лет — очень болезненно. Фактически мы были семьей, внутри которой создавали свой музыкальный мир.

Еще одним ударом стала реакция зрителей. Наша постоянная публика всегда была интеллигентной и благодарной. А в 2020 году мы включили в программу артистку, которая привела совсем другую аудиторию. Объявив о переносе фестиваля, я начала получать угрозы и оскорбления в соцсетях. Поскольку у меня нет СММ-менеджера, пришлось самой разгребать этот лютый хейт вплоть до пожеланий смерти.

Этой аудитории было наплевать на фестиваль, который проводился 17 лет и менял музыкальный облик страны, они не видели в этом ценности. Они просто хотели попасть на выступление любимой артистки, а когда этого не произошло, с агрессией потребовали вернуть деньги. Но деньги были не у нас, а у билетного оператора, поэтому мы не могли урегулировать эту проблему.

Я очень переживала из-за отмены фестиваля, обманутых ожиданий слушателей, долгов и шквала ненависти. Это больно ударило по моему здоровью, по нервной системе. Я не понимала, способна ли физически все это выносить, или нужно поставить точку. Потом стало легче. В конце концов, многие попали в такую же ситуацию.

Поддержка со стороны аудитории тоже была: многие написали, что готовы хранить свой билет всю жизнь, главное, чтобы фестиваль возродился.

В 2021 году я пыталась вести переговоры с крупными концертно-промоутерскими компаниями, которые привозят международных артистов. Надеялась, что мы сможем объединиться и вместе организовать «Усадьбу Jazz». Но ни у кого не было уверенности, что фестиваль разрешат.

Мы начали общаться с артистами в марте 2021, срок на организацию оставался очень небольшой. Однако в июне поступило распоряжение от министра культуры, что большие фестивали этим летом проводить не будут, даже если мы обеспечим режим COVID-free. И тогда я снова объявила о переносе мероприятия на следующий год.

Сейчас убытки фестиваля достигли десятков миллионов рублей. Ни в 2020, ни в 2021 «Усадьба Jazz» не получила никакой господдержки. Хотя я много раз обращалась в министерство культуры, в администрацию президента, в разные фонды. Даже предлагала частным компаниям выкупить фестиваль, чтобы сохранить его. Это не принесло результатов.

Пока у меня нет плана, что делать дальше. Во время очередного локдауна сложно что-то прогнозировать и убеждать инвесторов в том, что в 2022 году снимут ограничения на массовые мероприятия. Думаю, мы подождем до января, и если к тому времени ситуация с COVID-19 и разрешениями на мероприятия утрясется, начнем искать инвестора и новую команду.

Зрителям по ту сторону кажется, что организаторы больших фестивалей купаются в золоте. Но на самом деле мы перезаложили квартиры и набрали кредиты, чтобы расплачиваться с сотрудниками. На этом рынке важно уметь восставать из пепла. Я делала это много раз, но последние два года были самые тяжелые.

Когда показалось, что фестиваль на дне, я внезапно нашла новый источник вдохновения и запустила проект «Усадьба Jazz Kids». Это поиск и обучение талантливых юных музыкантов. Я увидела, как интересно вкладываться в новое поколение, развивать его и воспитывать будущих музыкантов. Я не стою на месте, верю в молодые таланты и хочу развивать международные проекты.

Фестиваль «Усадьба Jazz» в 2019 году в Москве. Источник: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке»
Фестиваль «Усадьба Jazz» в 2019 году в Москве. Источник: аккаунт фестиваля в «Фейсбуке»

«Не хватало указа об алгоритме посещения массовых мероприятий»

Аватар автора

Эдуард Ратников

гендиректор концертного агентства TCI, соорганизатор фестиваля «Ласточка-Sumeet»

Мы с «Лужниками» планировали перезапустить фестиваль «Ласточка» в 2021 году и сделать из него главный фестиваль городского лайфстайла в Москве. Подготовили программу: лекторий с популярными блогерами и лидерами мнений, спортивные площадки на свежем воздухе, фуд-корт, маркет с одеждой и развлекательные детские площадки. Составили музыкальную программу на трех сценах фестиваля и пригласили более 20 артистов, включая Земфиру, «ЛСП», Shortparis и «Куртки Кобейна». Мы планировали, что фестиваль будет работать и ночью, где отыграют сеты популярные диджеи и звезды электронной музыки.

Наш фестиваль о городском образе жизни. Такие фестивали, как «Дикая мята» или «Нашествие», проводятся за пределами города. Посетители несколько дней наслаждаются природой, музыкой, общением друг с другом. А наш фестиваль о городском образе жизни, это возможность для каждого жителя, находясь в привычной для него среде, зарядиться драйвовым настроением.

В конце мая 2021 года мы анонсировали фестиваль на 28 августа и чуть позже запустили продажу билетов. Но уже в начале июня появились первые нотки опасности: мы боялись, что заболеваемость начнет бесконтрольно расти. В июне, когда в Санкт-Петербурге проводился Международный экономический форум и чемпионат Европы по футболу, рост заболеваемости стал выглядеть достаточно драматично.

Мы несколько раз беседовали с городскими властями и с Роспотребнадзором и предлагали меры по безопасному проведению мероприятий: проверку ПЦР-тестов или сертификатов о вакцинации на входе. Я недавно вернулся из США, где посещал несколько концертов. Там режим COVID-free работает блестяще: ПЦР-тесты можно сдать на каждом перекрестке, это легко и бесплатно.

К сожалению, решений об алгоритме посещения массовых мероприятий наше руководство не приняло. Почему-то даже с QR-кодами о вакцинации Роспотребнадзор не позволяет проводить массовые мероприятия. Хотя в театрах, например, не соблюдают предписания о заполняемости зрительных залов до 50%.

Пару месяцев мы ждали постановлений или указов со стороны властей, а потом поняли, что кредит доверия людей не бесконечен. Они тоже ждали, надеялись и верили. Поэтому мы взяли на себя ответственность и в конце июля перенесли фестиваль на 4 июня 2022 года.

Наша команда не рассматривала возможности провести мероприятие в онлайн-формате. Мы исповедуем «религию» живых выступлений. Верим в уникальность прямого контакта между артистом и публикой: когда каждый посетитель чувствует вибрацию от энергии, топанья ног. Только такой контакт способен на магию, и ничто его не заменит.

Наше агентство существует с 1995 года, мы видели дефолты, выжили в этом аду и поэтому в 2021 году отнеслись к расходам максимально аккуратно. До переноса мы успели потратить деньги в основном на разработку сайта, продвижение и рекламу фестиваля, а также на работу команды. Это около пяти миллионов рублей. Предоплату, которую заплатили артистам, мы не считаем убытками, поскольку со всеми договорились об участии в следующем году.

Самые крупные расходы — строительство объектов, продакшен, аренда площадок — происходят примерно за месяц до мероприятия. Поэтому мы уберегли себя от основных невозвратных расходов.

Общий бюджет фестиваля с учетом 2021 года и запланированных расходов в 2022 году —140—150 миллионов рублей.

Подавляющее большинство зрителей — 98—99% — не захотели возвращать билеты.

Во-первых, они очень ждали Земфиру, которая давно не выступала. Во-вторых, верили в надежность организаторов. Фестиваль готовили давно существующие на рынке компании — АНО «Ласточка», концертное агентство TCI и SAV Entertainment.

Сейчас мы на низком старте. У нас практически все готово к фестивалю в 2022 году.

На какие фестивали вы собирались пойти в 2021 году?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество