До пандемии мы с супругой посещали по 10—12 концертов любимых исполнителей в год.

В 2020 году планы были такие же, и в марте у меня на руках было пять билетов на концерты и два — на трехдневный фестиваль. Но заболеваемость коронавирусом выросла, и власти ограничили проведение массовых мероприятий, в том числе концертов.

Еще в середине марта организаторы начали отменять выступления зарубежных групп — границы были закрыты — и переносить концерты отечественных исполнителей. Новые даты были для нас неудобными. К тому же мы с женой столкнулись с финансовыми трудностями — деньги нужны были здесь и сейчас, а никакой информации, когда ограничения снимут, не было.

Поэтому я решил вернуть билеты — и из потраченных 22 749 Р получил обратно больше половины. Расскажу, как мне это удалось и с какими сложностями я столкнулся.

Почему вернуть деньги было проблемой

В 2020 году дни с 30 марта президент объявил нерабочими. Сначала этот режим действовал до 3 апреля, потом его продлили до 30 числа, а затем — до 8 мая. Губернаторы в регионах вводили более конкретные ограничения: определяли перечень организаций, которые могут работать, запрещали ходить в театры и кино, проводить зрелищные мероприятия. Под запрет попали и концерты.

Никто не сообщал сроки, когда ограничения снимут. Во всех документах писали: «До особого распоряжения».

3 апреля правительство ввело временные правила возврата денег за отмененные или перенесенные из-за пандемии концерты. Раньше организатор или агрегатор был обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента обращения — этот срок увеличился до 30 дней. А 6 июня правила возврата вновь изменили, и теперь:

  1. Деньги вернут, только если мероприятие отменили, а не перенесли.
  2. Переносить мероприятие можно на 180 дней после отмены режима повышенной готовности.
  3. У организатора есть 6 месяцев, чтобы объявить новую дату концерта.
  4. Организатор может вернуть деньги в течение 180 дней с момента обращения.

Получается, если бы я обратился за возвратом до 3 апреля, деньги получил бы в течение 10 дней, с 3 апреля по 16 июня — в течение 30 дней, а с 17 июня — в течение 180 дней, но только если концерт отменили.

Вот на какие выступления у меня были билеты:

  1. Концерт Sabaton. Он должен был пройти 28 марта. У меня было два билета, покупал на «Яндекс-афише» в ноябре. С учетом комиссии заплатил за них по 2200 Р. Концерт сначала перенесли на полгода, потом еще на полгода. А сейчас организаторы пишут: «Концерт состоится, когда обстановка в мире наладится».
  2. Концерт Iron Maiden, который должен был состояться 2 июля. Я купил билет за 4949 Р на «Партер-ру» в январе 2020 года. 7 мая организатор объявил об отмене концерта и сказал, что по завершении нерабочих дней опубликует регламент возврата билетов.
  3. Фестиваль «Нашествие», он должен был пройти с 26 по 28 июля. Два билета обошлись в 8400 Р. Организаторы долго уверяли, что «Нашествие» состоится. Но после публикации постановления правительства № 830, которое изменило правила возврата денег за билеты во время пандемии, объявили о переносе на следующий год.
  4. Концерт группы «Ария», который должен был состояться 3 ноября. Я купил билеты себе и супруге на Intickets в августе — тогда заболеваемость пошла на спад и мы думали, что все ограничения позади. Заплатил 5000 Р. Концерт переносили трижды, последний раз — за сутки до даты проведения.

Из этого списка официально отменили только концерт Iron Maiden. Но мне удалось вернуть деньги за все билеты, кроме «Нашествия».

История 1
Отмененный концерт Iron Maiden в Москве

Это моя любимая хеви-метал-группа. Ради их выступления я вернул билет на концерт Hammerfall, который прошел в феврале 2020 года: не мог позволить себе поехать на оба. Как оказалось, лучше бы я этого не делал.

Об отмене концерта я узнал 7 мая в группе организатора — агентства TCI. Фанаты ожидали такого решения, но до последнего надеялись, что выступление состоится. В этом же посте организатор написал, что регламент возврата билетов опубликуют по окончании нерабочих дней: мол, его прорабатывают с правительством. Но на самом деле в то время действовали старые правила возврата. Если бы я сразу это знал, обратился бы с заявлением раньше и, скорее всего, получил бы деньги быстрее.

Как я пытался вернуть деньги до новых правил возврата билетов. Я подождал окончания нерабочих дней — до 8 мая. Потом еще пару недель, надеясь, что вот-вот опубликуют порядок возврата. Но регламента все не было, поэтому 27 мая я написал письмо в «Партер-ру», где покупал билет, и спросил, как его вернуть. Мне посоветовали ждать дальше.

В ответ на письмо я получил копию текста из группы организатора: надо ждать регламента возврата
В ответ на письмо я получил копию текста из группы организатора: надо ждать регламента возврата

Еще в личных сообщениях группы «Партер-ру» во «Вконтакте» я уточнил, как вернуть сервисный сбор. Оказалось, что по договору-оферте клиенту возвращается только номинальная стоимость билета, а сервисный сбор — нет. Это оплата услуги доставки билета, которую агрегатор оказал надлежащим образом.

В переписке я сослался на закон о защите прав потребителей: заказчик может в любое время отказаться от услуги и получить назад деньги, компенсировав исполнителю издержки. Я считал, что «Партер-ру» не понес никаких трат. Позже мне объяснили, что сервисный сбор — основной источник дохода агрегатора и вернуть его нельзя.

Я решил дождаться, когда организатор опубликует регламент возврата билетов, а потом уже решать вопрос с сервисным сбором. Но на всякий случай в тот же день — 27 мая — написал на почту организатору и снова задал вопрос, как получить назад стоимость билета и сервисный сбор. На мое письмо никто не ответил, а в колцентре сослались на нерабочие дни и отказались общаться.

Общение с представителем «Партер-ру» во «Вконтакте» результата не принесло. Меня отправили писать письмо на почту, чтобы дать официальное объяснение, почему сервисный сбор вернуть не получится
Общение с представителем «Партер-ру» во «Вконтакте» результата не принесло. Меня отправили писать письмо на почту, чтобы дать официальное объяснение, почему сервисный сбор вернуть не получится
В письме агрегатору я сослался на закон о защите прав потребителей: заказчик может в любое время отказаться от услуги и компенсировать исполнителю фактически понесенные расходы
В письме агрегатору я сослался на закон о защите прав потребителей: заказчик может в любое время отказаться от услуги и компенсировать исполнителю фактически понесенные расходы
Мне ответили, что сервисный сбор — это деньги, на которые агрегатор ведет свою деятельность: продажу билетов, обслуживание касс. Поэтому сервисный сбор не возвращается в любом случае
Мне ответили, что сервисный сбор — это деньги, на которые агрегатор ведет свою деятельность: продажу билетов, обслуживание касс. Поэтому сервисный сбор не возвращается в любом случае
На мое письмо организатор TCI ответил только 2 июня: передо мной извинились, но сообщили, что ждут согласования регламента возврата с правительством
На мое письмо организатор TCI ответил только 2 июня: передо мной извинились, но сообщили, что ждут согласования регламента возврата с правительством

4 июня организатор опубликовал новую запись: представители концертной индустрии оказались в тяжелом положении, поэтому обратились к президенту, чтобы разработать план выхода из кризиса.

В тексте поручения по итогам встречи бизнеса с президентом речь шла не о регламенте, а об увеличении сроков возврата полной стоимости билета: правительство должно было разработать новые правила.

В начале июня я начал искать информацию, как вернуть деньги за билеты во время пандемии. Только тогда выяснил, что до этого действовали старые правила возврата, а когда будут новые, деньги я смогу получить уже в течение 180 дней, а не 30. Поэтому 5 июня я снова написал организатору на почту и спросил, почему они отказываются возвращать деньги, ведь процедура возврата билетов есть. 10 июня мне ответили на это письмо, но не сказали ничего нового.

Организатор написал, что согласовывает новый регламент. Фактически он тянул время до нового постановления правительства, которое увеличило сроки возврата денег
Организатор написал, что согласовывает новый регламент. Фактически он тянул время до нового постановления правительства, которое увеличило сроки возврата денег
Когда я выяснил, что в начале июня действовали старые правила и 30-дневный срок возврата денег за билеты, я снова написал организатору на почту
Когда я выяснил, что в начале июня действовали старые правила и 30-дневный срок возврата денег за билеты, я снова написал организатору на почту
Организатор не ответил ничего нового: снова сослался на разработку регламента
Организатор не ответил ничего нового: снова сослался на разработку регламента

Как я получил деньги после ввода новых правил. 11 июня, уже после публикации постановления правительства № 830, я долго разговаривал по телефону с поддержкой «Партер-ру» и с сотрудником TCI. Пытался доказать, что на меня новые правила не распространяются. Вот какими были мои основные тезисы:

  1. Впервые я обратился с вопросом о возврате денег еще в мае.
  2. Для моего случая работает прежний порядок возврата.
  3. Я еще раз отправлю заявление-претензию — это мне посоветовали в группе, где общаются люди, оказавшиеся в той же ситуации.

Организатор и агрегатор не ответили ничего внятного. Собеседники говорили, что они всего лишь сотрудники колцентра и не могут решать такие вопросы.

16 июня я составил претензию и отправил ее на электронную почту «Партнер-ру», потому что билет покупал именно там. В претензии указал первую дату обращения за возвратом, приложил сам билет и указал, что деньги мне обязаны вернуть в течение 30 дней.

В этот же день пришло сообщение, что мою претензию приняли. Билетный агрегатор обязан был перечислить деньги до 27 июля — в течение 30 рабочих дней с даты заявления.

В пятницу, 24 июля, мне позвонил сотрудник «Партер-ру» и сообщил, что возврат согласовали — нужно было выслать реквизиты по электронной почте. 30 июля мне вернули стоимость билета без сервисного сбора — 4500 Р.

Это был мой первый опыт общения с организаторами концертов и отстаивания своих прав. Он меня сильно вымотал, поэтому ругаться дальше и требовать полную стоимость билета я не стал.

Я сам составил претензию, приложил билет и написал, что перечислить деньги мне обязаны в течение 30 дней, поскольку тогда действовали старые правила возврата
Я сам составил претензию, приложил билет и написал, что перечислить деньги мне обязаны в течение 30 дней, поскольку тогда действовали старые правила возврата
Сначала мне позвонили по телефону и попросили прислать реквизиты. Потом написали на почту
Сначала мне позвонили по телефону и попросили прислать реквизиты. Потом написали на почту
30 июля я получил стоимость билета за вычетом сервисного сбора
30 июля я получил стоимость билета за вычетом сервисного сбора

Выводы из этой истории. Я много общался и с организатором, и с билетным агрегатором по поводу возврата денег за отмененный концерт. Мне кажется, успех обеспечили дотошность и настойчивость. Насколько я знаю из сообщений в группе «Верни деньги за билет!», есть люди с билетами на этот же концерт, которые до сих пор ничего не получили.

Если бы я лучше разбирался в законах, думаю, деньги бы вернули быстрее. Но я верил в добросовестность всех сторон конфликта и долго ждал, что организатор сам напишет, как лучше поступить.

Мой совет: не бойтесь разговаривать и отстаивать свои права, даже если не совсем в них уверены. В случае отказа проверьте, на какой документ ссылается организатор, и не поленитесь самостоятельно в нем разобраться.

История 2
Перенесенный концерт Sabaton в Воронеже

О том, что концерт переносится, я узнал 21 марта из письма от «Яндекс-афиши». В нем обещали, что все купленные билеты на Sabaton будут действительны на новые даты.

Я не хотел возвращать билеты, поэтому просто стал ждать, когда объявят новую дату концерта в Воронеже. Однако 23 апреля в группе мероприятия написали, что «Яндекс-афиша» начала возвращать деньги.

Такое письмо я получил от «Яндекс-афиши». Организатор и концертная площадка сказали, что обменивать ничего не нужно и все купленные билеты будут действительны на новые даты
Такое письмо я получил от «Яндекс-афиши». Организатор и концертная площадка сказали, что обменивать ничего не нужно и все купленные билеты будут действительны на новые даты
Но позже фанаты начали жаловаться, что «Яндекс-афиша» самостоятельно решила вернуть всем деньги за билеты на этот концерт
Но позже фанаты начали жаловаться, что «Яндекс-афиша» самостоятельно решила вернуть всем деньги за билеты на этот концерт

Как я пытался сохранить билеты. 7 мая мне пришло на карту 2200 Р — за один билет. Меня это не устроило, поэтому я написал «Яндекс-афише» на электронную почту и спросил, почему вернули деньги: организатор же сказал, что ничего обменивать не нужно. Мне ответили, что билеты недействительны и деньги за второй придут позднее.

Сходить на этот концерт я очень хотел, поэтому стал ждать, когда организатор объявит новые даты и снова откроет возможность покупать билеты. Это случилось в тот же день, но цена билета выросла до 2800 Р, а с учетом комиссии — до 3080 Р.

Я не хотел переплачивать, потому что изначально не собирался делать возврат. Написал об этом концертной площадке, снова в поддержку «Яндекса» по почте и во «Вконтакте». Спросил, почему организатор говорит одно, а билетный агрегатор — другое и как все-таки купить билеты по старой цене.

Я не понимал, почему «Яндекс-афиша» вообще вернула деньги, если концерт состоится. И почему мне пришла стоимость одного билета, если я покупал два — один в подарок другу
Я не понимал, почему «Яндекс-афиша» вообще вернула деньги, если концерт состоится. И почему мне пришла стоимость одного билета, если я покупал два — один в подарок другу
«Яндекс-афиша» ответила, что билеты недействительны и деньги по второму заказу придут позже
«Яндекс-афиша» ответила, что билеты недействительны и деньги по второму заказу придут позже
Организатор объяснил, что возврат был автоматическим
Организатор объяснил, что возврат был автоматическим
Когда появилась новая дата и выросла цена, пришлось еще раз писать на почту «Яндекс-афише»: я не хотел возвращать билет и не был готов покупать новый дороже
Когда появилась новая дата и выросла цена, пришлось еще раз писать на почту «Яндекс-афише»: я не хотел возвращать билет и не был готов покупать новый дороже
Тот же вопрос я задал во «Вконтакте»
Тот же вопрос я задал во «Вконтакте»

Поддержка обещала вернуться с ответом через пару дней. 13 мая я снова написал во «Вконтакте» и напомнил о своей проблеме. Мне дали промокод на 800 Р, который компенсирует разницу в стоимости, и обещали выдать второй промокод, когда придут деньги за второй билет.

18 мая поддержка «Яндекса» ответила по почте. Специалист написала, что возврат все-таки производится вручную, а не автоматически, поэтому нужно время, чтобы отправить деньги и за второй билет. Еще спросила, что мне будет удобнее: получить баллы в «Яндекс-плюсе» или промокод. Я выбрал второй вариант, и 22 мая мне прислали код — почему-то не на 800, а на 600 Р.

Я сразу купил два билета на новую дату, возврата денег за второй билет решил не ждать. Но даже с их учетом мне пришлось доплатить 200 Р за второй билет — и еще по 80 Р за каждый, поскольку выросла комиссия. Но я настолько устал от постоянных вопросов к поддержке, что не стал снова чего-то требовать.

«Яндекс-афиша» подарила мне промокод, чтобы компенсировать разницу в стоимости билетов. Звучало все, конечно, приятно
«Яндекс-афиша» подарила мне промокод, чтобы компенсировать разницу в стоимости билетов. Звучало все, конечно, приятно
В письме сотрудница поддержки «Яндекс-афиши» сообщила, что они готовы компенсировать разницу баллами или промокодом. Видимо, во «Вконтакте» и по почте мне писали разные люди: они словно не понимали, что я веду диалог и там и там
В письме сотрудница поддержки «Яндекс-афиши» сообщила, что они готовы компенсировать разницу баллами или промокодом. Видимо, во «Вконтакте» и по почте мне писали разные люди: они словно не понимали, что я веду диалог и там и там
Мне прислали второй промокод — на 600 <span class=ruble>Р</span>. Меньше, чем нужно, но отказываться и спорить я не стал
Мне прислали второй промокод — на 600 Р. Меньше, чем нужно, но отказываться и спорить я не стал

Месяц спустя деньги за второй билет так и не вернули. Тогда я написал организатору концерта во «Вконтакте» — спросил, есть ли информация по моему вопросу. Ответа не получил, поэтому через несколько дней позвонил по телефону. Организатор сказал, что нужно писать заявление на возврат билета и «Яндекс-афиша» перечислит деньги. Я все сделал верно, а ошибка была на стороне билетного агрегатора.

Я заполнил специальную форму, указал в примечаниях, что обращался по поводу этого концерта в поддержку и уже купил два новых билета, так как старые якобы недействительны.

Мне ответили в тот же день: сказали, что в связи с новым постановлением правительства вернуть деньги за билет на перенесенное мероприятие не получится.

В ответ я приложил скриншоты переписки с организатором и поддержкой «Яндекс-афиши» во «Вконтакте». Еще раз указал номер заказа и отметил, что это старый билет и деньги вернуть нужно именно за него: ведь поддержка сама написала, что он не действует на новые даты. Но мне пришло письмо, в котором не было никакого ответа по существу: никто не ожидал пандемии, «Яндекс-афиша» — всего лишь агрегатор, все вопросы нужно задавать партнерам, потому что именно они согласовывают возвраты.

Внезапно билет, деньги за который мне обещали вернуть позднее, вновь оказался действительным, поэтому не подлежал возврату
Внезапно билет, деньги за который мне обещали вернуть позднее, вновь оказался действительным, поэтому не подлежал возврату
«Яндекс-афиша» перенесла всю ответственность на организаторов концерта: именно они отказались вернуть деньги за ненужный билет
«Яндекс-афиша» перенесла всю ответственность на организаторов концерта: именно они отказались вернуть деньги за ненужный билет

В течение июля я несколько раз звонил организатору. Каждый раз меня просили подождать, но ничего конкретного не говорили. 14 августа я решил еще раз напомнить о себе. Внезапно мне ответили — попросили прислать номер заказа и почту, которую я указывал при покупке. В тот же день пришло сообщение от «Яндекса», что возврат одобрили.

Итак, у меня на руках оставались два билета на новую дату — 20 ноября. Однако границы стран были все еще закрыты, и 4 ноября организатор объявил о переносе концерта во второй раз. Но теперь новых дат уже не было.

По поводу возврата второго билета мне никто не отвечал в течение полутора месяцев, поэтому пришлось снова напоминать о себе
По поводу возврата второго билета мне никто не отвечал в течение полутора месяцев, поэтому пришлось снова напоминать о себе
После нескольких сообщений во «Вконтакте» и телефонных разговоров с организатором мне наконец согласовали возврат ненужного билета
После нескольких сообщений во «Вконтакте» и телефонных разговоров с организатором мне наконец согласовали возврат ненужного билета
Позже организаторы во второй раз объявили, что концерт не состоится, но теперь уже не назвали никаких конкретных дат
Позже организаторы во второй раз объявили, что концерт не состоится, но теперь уже не назвали никаких конкретных дат

Как я получил деньги после ввода новых правил. Я ждал новой даты концерта до июня 2021 года, но ее так и не назвали. А согласно новым правилам возврата билетов, если организатор в течение полугода не может объявить даты, мероприятие считается отмененным.

Я заполнил форму возврата 19 июня, а 23 июня мне вернули деньги за оба билета — 2480 и 2280 Р. Суммы такие, потому что в одном случае я использовал промокод на 600 Р, во втором — на 800 Р.

Сейчас о концерте Sabaton все еще нет никакой информации. Организаторы официально не заявили об отмене мероприятия, а новую дату так и не назвали.

После того как я заполнил форму, поддержка попросила оформить возврат на другой счет — я так&nbsp;и не понял почему. Но потом написала, что ничего заполнять не нужно
После того как я заполнил форму, поддержка попросила оформить возврат на другой счет — я так и не понял почему. Но потом написала, что ничего заполнять не нужно

Выводы из этой истории. В этом случае я тоже был настойчив: очень часто напоминал о себе по всем доступным каналам связи — и по почте, и по телефону, и в социальных сетях. Поэтому мне удалось сначала получить промокоды, а потом вернуть деньги за билеты.

Я уверен, что воронежский организатор сначала не разобрался в моей проблеме, поэтому я так долго ждал ответа.

История 3
Перенесенный трижды концерт «Арии»

В августе 2020 года заболеваемость коронавирусом пошла на спад. Например, в Воронеже, где я живу, почти все заведения и предприятия начали работать без ограничений, а в октябре прошел первый концерт. Поэтому мы с супругой решили купить билеты на один из юбилейных концертов «Арии» — они должны были состояться 3 и 4 ноября 2020 года в Москве.

В конце октября стало понятно, что выступления не будет: наступила вторая волна пандемии. Организаторы объявили о переносе концерта на 21 мая 2021 года. При этом два выступления объединили в одно.

Так выглядело сообщение об объединении концертов в один в официальной группе во «Вконтакте»
Так выглядело сообщение об объединении концертов в один в официальной группе во «Вконтакте»

23 апреля 2021 года организаторы объявили сразу несколько новостей:

  1. Администрация площадки запретила «проводить концерт в полном объеме», потому что ограничения не сняты.
  2. Шоу переносится в «Крокус-сити-холл», но будет снова два концерта, потому что помещение меньше, чем «ВТБ-арена».
  3. Новые даты — 17 и 18 июня вместо 21 мая.
  4. Будет две программы — «Гость из царства теней» 17 июня и юбилейное шоу с симфоническим оркестром 18 июня.

Мы изначально покупали билеты на 3 ноября, поэтому должны были идти на концерт 17 июня. Но у меня возник логичный вопрос: что делать, если я хочу пойти на юбилейный концерт? Его я задал организатору по электронной почте.

Мне ответили, что можно вернуть текущий билет, а потом купить новый на нужный день. Мы не стали этого делать: решили пойти на первое шоу.

Чтобы пойти на другое шоу, нужно было сдать старый билет и купить новый. Мы с женой решили не рисковать
Чтобы пойти на другое шоу, нужно было сдать старый билет и купить новый. Мы с женой решили не рисковать

Поскольку я удаленно работаю на московскую компанию, решил воспользоваться случаем и приехать за неделю до концерта, чтобы походить в офис и очно познакомиться с командой. Поэтому план был такой:

  1. Я приезжаю в Москву 12 июня, работаю до 16 числа.
  2. 17 июня встречаю супругу в Москве, вместе идем на концерт.
  3. 19 июня уезжаем обратно в Воронеж.

Я купил билеты на поезд туда и обратно, нашел и оплатил жилье на неделю и стал с нетерпением ждать выступления любимой отечественной рок-группы.

В столицу я приехал в обед 12 июня. А вечером увидел новость, что мэр Москвы снова ввел в городе ограничения из-за роста числа заболевших коронавирусом. Но «Крокус-сити-холл» находится в Подмосковье. Оставалась небольшая надежда, что группа успеет отыграть концерты до того, как ограничения введут в области.

15 июня вечером организаторы написали: «Сегодня мы, как и все, прочитали в новостях, что губернатор области запретил все массовые мероприятия. Но официального распоряжения пока нет».

А 16 июня — ровно за сутки до концерта — организаторы объявили, что все-таки переносят его на сентябрь.

Организатор объявил о переносе концерта за день до мероприятия
Организатор объявил о переносе концерта за день до мероприятия

В Москву мы, по сути, приехали ради концерта. Если бы о переносе стало известно раньше, мы бы никуда не поехали и не стали бы тратить около 18 тысяч рублей на жилье и билеты и 10 тысяч на бытовые нужды и еду.

Я очень хотел бы попасть на концерт в сентябре. Но боюсь опять потратить существенную сумму на поездку и в итоге снова пролететь: эпидемиологическая обстановка пока становится только хуже — неизвестно, что будет через несколько месяцев.

Как я получил деньги после ввода новых правил возврата билетов. Я понимал, что вряд ли получится вернуть билеты, но все равно решил написать организатору на почту. Естественно, получил стандартный ответ, что в связи с постановлением правительства № 830 возврата не будет.

Тогда я решил инициировать процедуру чарджбэка в Сбере. Меня попросили собрать пакет документов:

  1. Подтверждение отмены заказа, если такое есть.
  2. Переписку с организаторами с просьбой решить конфликт мирно.
  3. Заявление с реквизитами операции, причиной опротестования, результатом переписки с организаторами.

Все это нужно было отправить на электронную почту банка.

Я собрал и структурировал в письме в банк всю историю: что концерт переносили трижды, при этом менялась и программа шоу, и концертная площадка. Написал, что организатор был готов вернуть деньги за билет, если бы я захотел пойти на выступление в другой день. В письмо вставил все скриншоты переписок, копии билетов и объявления организаторов во «Вконтакте».

Чтобы инициировать чарджбэк, я написал в поддержку Сбера во «Вконтакте» и объяснил ситуацию
Чтобы инициировать чарджбэк, я написал в поддержку Сбера во «Вконтакте» и объяснил ситуацию
Вначале я рассказал, когда купил билеты, сколько они стоили и почему хочу их вернуть
Вначале я рассказал, когда купил билеты, сколько они стоили и почему хочу их вернуть
Затем написал, что организаторы изменили концертную программу: вместо одного мероприятия должно было состояться два шоу с разной программой
Затем написал, что организаторы изменили концертную программу: вместо одного мероприятия должно было состояться два шоу с разной программой
Приложил обращение концертного режиссера к фанатам и отметил, что организатор был готов вернуть деньги за билеты, чтобы я купил новые
Приложил обращение концертного режиссера к фанатам и отметил, что организатор был готов вернуть деньги за билеты, чтобы я купил новые
В конце привел аргумент, что концерт не может считаться перенесенным: это новое шоу с новой программой, а отказ организаторов в возврате денег противоречит правилам платежной системы
В конце привел аргумент, что концерт не может считаться перенесенным: это новое шоу с новой программой, а отказ организаторов в возврате денег противоречит правилам платежной системы

Параллельно с заявлением на чарджбэк я решил еще раз написать организатору и привести новые аргументы: что люблю творчество группы «Ария», но не смогу пойти на перенесенный концерт из-за финансовых трудностей. Напомнил, что организаторы «Дикой мяты», например, узнали о невозможности провести фестиваль за семь часов до начала, но при этом все равно вернули деньги тем, кто написал заявление.

Неожиданно организатор концерта пошел мне навстречу. У меня уточнили, из какого я города, и 23 июня написали, что мое заявление приняли. На следующий день я получил сообщение, что деньги придут на карту в течение 30 рабочих дней. Мне вернули 5000 Р 30 июня.

Выводы из этой истории. Иногда с организаторами можно просто поговорить. Все мы люди и всё понимаем. Мне повезло, что удалось убедить организатора концерта «Арии» проявить лояльность. Но так бывает не всегда.

Это мое второе обращение к организатору: я рассказал о своей проблеме, привел в пример «Дикую мяту» — фестиваль отменили за семь часов до начала, но тем, кто захотел, вернули деньги
Это мое второе обращение к организатору: я рассказал о своей проблеме, привел в пример «Дикую мяту» — фестиваль отменили за семь часов до начала, но тем, кто захотел, вернули деньги
Организатор вошел в мое положение и согласовал возврат
Организатор вошел в мое положение и согласовал возврат

История 4
Как я судился с «Нашествием»

На «Нашествие» мы должны были поехать с супругой. Когда мероприятия начали отменяться из-за пандемии, организаторы фестиваля утверждали, что «Нашествие» все равно состоится. Но 11 июня объявили, что фестиваль переносится на следующий год.

Организаторы давали фанатам ложную надежду, что «Нашествие» в 2020&nbsp;году состоится несмотря на коронавирус
Организаторы давали фанатам ложную надежду, что «Нашествие» в 2020 году состоится несмотря на коронавирус
Но через месяц объявили о переносе фестиваля на 2021&nbsp;год
Но через месяц объявили о переносе фестиваля на 2021 год

14 июня я начал искать информацию на сайте фестиваля. Нашел только электронную почту и адрес офиса в Москве. Написать в группу «Нашествия» во «Вконтакте» нельзя: сообщения закрыты. Номера телефона нет.

Я написал на почту и спросил, как вернуть билеты, если на следующий год посетить фестиваль не получится. К тому же билеты нельзя просто передать другому человеку, они именные. Ответа не получил.

Мы с женой решили не идти на фестиваль в 2021&nbsp;году, поэтому я уточнил у поддержки, как вернуть билеты
Мы с женой решили не идти на фестиваль в 2021 году, поэтому я уточнил у поддержки, как вернуть билеты

Как я начал работать с юристами. 15 июня в группе «Верни деньги за билет!» я увидел сообщение от админа. Он рекомендовал обратиться в юридическую контору, которая занимается судебными тяжбами по возвратам билетов. Решил написать этим юристам и узнать, как они работают.

Оказалось, что услуги бесплатны: юристы хотели собрать портфолио на подобных делах. Если суд выигрываем, свой гонорар они взыскивают с ответчика.

Еще мне нужно было оформить доверенность у нотариуса, чтобы юристы могли представлять мои интересы в московском суде.

Я решил заключить с ними договор и попробовать все-таки вернуть деньги за билеты. Проблема заключалась в том, что мы начали работать в двадцатых числах июня. То есть правила возврата билетов уже изменились, а заявление я не писал.

Юристы посоветовали самостоятельно написать еще раз на почту фестиваля, объяснить ситуацию и попробовать по-человечески разрешить спор. Также они рекомендовали сослаться на то, что я задавал вопрос о возврате билетов 14 июня — до вступления изменений в силу.

Я еще раз написал письмо организаторам — снова описал всю ситуацию, попросил войти в мое положение и уточнил, что впервые с вопросом о возврате билетов я обратился до вступления в силу новых правил. Но получил отказ.

Это мое второе обращение к поддержке «Нашествия» с просьбой вернуть билеты. Я привел те аргументы, что посоветовали юристы
Это мое второе обращение к поддержке «Нашествия» с просьбой вернуть билеты. Я привел те аргументы, что посоветовали юристы
Как я и думал, деньги за билеты на фестиваль мне возвращать отказались
Как я и думал, деньги за билеты на фестиваль мне возвращать отказались

Исковое заявление. Всю переписку я передал юристам, чтобы они приобщили ее к исковому заявлению. Также через СДЭК отправил им доверенность и копии других документов.

Юристы написали, что подали иск 21 июля. И дали небольшой комментарий: странно, что с сайта нельзя скопировать договор оферты. Так обычно поступают с объектами авторского права, а не с юридическими документами. К тому же на сайте изменены ИНН и ОГРН — словно организаторы хотят ввести пользователей в заблуждение.

Вот основные аргументы, которые отражены в иске: когда я обращался к организаторам в первый раз, действовали старые правила возврата билетов. Также юристы отметили, что фактически произошел не перенос, а отмена фестиваля: будет другая программа, другие даты. Это был довод в пользу того, что в моей ситуации не действуют новые правила возврата.

В исковом заявлении мы требовали взыскать с организаторов:

  1. Стоимость билетов — 8400 Р.
  2. Моральный ущерб —10 000 Р.
  3. Штраф — 50% от суммы, присужденной в мою пользу.
  4. Юридические расходы — 20 000 Р.

Если бы суд полностью удовлетворил иск, я получил бы 47 600 Р, из которых 20 000 Р отдал бы юристам.

Юрист назвал «Нашествие» странным бизнесом, поскольку организаторы стараются скрыть о себе юридическую информацию
Юрист назвал «Нашествие» странным бизнесом, поскольку организаторы стараются скрыть о себе юридическую информацию
Фрагмент искового заявления с доводами, почему мероприятие считается отмененным, а не перенесенным
Фрагмент искового заявления с доводами, почему мероприятие считается отмененным, а не перенесенным

Решение суда. Слушание дела проходило в сентябре 2020 года, и мы его проиграли. В телефонном разговоре с юристом я понял причину отказа в иске так: в моем самом первом сообщении организатору судья не увидела желания вернуть билеты. Поэтому считалось, что впервые это сделать я попробовал только 22 июня.

Довод о том, что фестиваль не перенесли, а отменили, судья тоже признала несостоятельным. Как сказал юрист, суд не стал создавать прецедент: иначе все бы ринулись сдавать билеты и возникло бы еще больше конфликтов.

К сожалению, я не могу приложить ни решение суда, ни мотивировку: в октябре у меня произошли очень серьезные перемены в жизни и на какое-то время я упустил ситуацию с «Нашествием» из виду. Потом достучаться до юристов уже не получилось, ситуацию я пустил на самотек. С супругой мы решили действовать по принципу «будь что будет».

В июне этого года организаторы сначала изменили место и даты проведения фестиваля, а потом снова объявили о переносе «Нашествия» — на 2022 год.

Хорошая новость: 25 июня начал работать сервис, через который можно было автоматически вернуть билеты или переоформить их на другого человека. Плохая новость: он перестал работать 2 июля. Организаторы фестиваля нигде не говорили, что возможность возврата будет ограничена этими числами. В это время я болел коронавирусом, и новость увидел уже 8 июля. Сейчас организаторы по-прежнему отказываются возвращать деньги за билеты.

Организаторы «Нашествия» сообщили, что 25&nbsp;июня запустят сервис, через который можно будет вернуть билеты
Организаторы «Нашествия» сообщили, что 25 июня запустят сервис, через который можно будет вернуть билеты
Я не знал, что сервис возврата будет работать только до 2&nbsp;июля, поэтому не успел вернуть билеты. 16&nbsp;июля поддержка снова отказала мне в возврате денег
Я не знал, что сервис возврата будет работать только до 2 июля, поэтому не успел вернуть билеты. 16 июля поддержка снова отказала мне в возврате денег

Выводы из этой истории. К сожалению, пока неясно, что будет дальше. Учитывая неприятный опыт общения с организаторами, вряд ли удастся что-то вернуть.

Хочу еще привести слова юриста. Во время перерыва в заседании представитель «Нашествия» спросил у него, почему я вообще довел дело до суда. Юрист ответил, что, если бы со мной связались и по-человечески поговорили, мы, скорее всего, нашли бы мирное решение проблемы. И он прав, я бы ответил точно так же.

Что в итоге

Мне удалось вернуть 13 900 из 22 749 Р, которые я изначально заплатил за все билеты. При обмене билетов на Sabaton я потратил 360 Р, но их мне тоже вернули. Еще 1200 Р стоило составление доверенности для юристов. В общей сложности вся история заняла чуть больше года.

В первую волну пандемии никто — ни клиенты, ни организаторы — не знали, сколько будут действовать ограничения. Я понимаю, что организаторы понесли огромные убытки. Но и покупатели столкнулись с финансовыми проблемами. Я уверен: если бы с фанатами общались по-человечески, а не слали одни и те же шаблонные сообщения, то таких историй, как моя, было бы меньше.

Сейчас у меня нет претензий ни к одной организации, за исключением «Нашествия». Со стороны кажется, что организаторы фестиваля уверены в своей фан-базе и просто хотят наживы любым способом.