В марте 2022 года некоторые компании приостановили грузоперевозки в Россию. Это сказалось на доставке посылок из Европы.
Российскому бизнесу часто нужно получить от зарубежных партнеров небольшие партии товара, запчасть или образец. Раньше можно было отправлять и получать посылки через международную курьерскую службу, например через DHL или TNT. Но они прекратили доставку в Россию, и у предпринимателей и организаций появились проблемы.
Например, швейная мастерская в Казани раз в три месяца заказывала в Дании запасные части для швейных машин и матрицы для раскроя. Груз небольшой — всего одна коробка на три килограмма, получали через DHL, декларацию подавали и выпускали в электронном виде, и никаких сложностей с оформлением не было.
Теперь так сделать не получится, но датская компания может отправить посылку через свою государственную почтовую службу. В РФ она придет в отделение Почты России по адресу компании.
Чтобы ИП или компания могли получить посылку на почте, нужно пройти таможенные процедуры. Если не задекларировать товар по правилам, можно получить штраф до 20 000 ₽.
Я много раз получал международные коммерческие посылки на почте. Расскажу, какие документы нужно оформлять и к чему готовиться предпринимателям.
Согласуйте с продавцом пакет документов
Груз по почте отправляют вместе с документами — обычно это инвойс, то есть счет на покупку товара и почтовая накладная.
Документы идут вместе с посылкой, их увидит таможня, и поменять в них что-то при получении будет уже поздно. Если на таможне увидят ошибки, то могут составить протокол о нарушении, а это затянет сроки получения посылки.
Ошибки бывают разными: неверно определен базис поставки по Инкотермс, написано наименование товара, неправильно указаны единицы измерения или даже название фирмы — отправителя или получателя товара.
Поэтому перед тем, как продавец отправит вам товар, согласуйте документы с ним и таможенным представителем, который будет заниматься таможенным декларированием посылки.
Самый важный документ — инвойс, то есть счет, где должны быть указаны:
- Отправитель — зарубежная сторона.
- Покупатель или получатель — это ваша фирма или ИП. Обязательно вписать ИНН.
- Номер и дата контракта, на основании которого поставляется груз.
- Наименование отправляемого груза, которое позволяет однозначно классифицировать товар по ТН ВЭД.
- Его стоимость, которую нужно будет подтверждать таможне платежным поручением. Валюта в инвойсе должна соответствовать валюте платежа в контракте.
- Количество груза в единицах измерения.
- Страна происхождения товара.
Бывает, что груз отправляют бесплатно — например, подарок, образец или запчасть для замены бракованного оборудования по гарантии. Но нельзя ввезти груз с «нулевым инвойсом», даже если это бесплатная поставка. В инвойсе на такую посылку нужно написать «Стоимость только для таможенных целей, поставка бесплатная».
Грузы стоимостью до 200 € без учета стоимости доставки таможня пропускает без подачи декларации, потому что пошлина с этой суммы не взимается. К такой посылке, как правило, не бывает вопросов.
Инвойс в таком случае можно назвать проформой-инвойсом или просто проформой — так называют счет при безвозмездной поставке. Это совершенно законный способ оптимизации таможенных платежей, если вам отправляют продукцию бесплатно.
В инвойсе обязательно стоит прописать номер контракта, по которому поставляют товар, и страну происхождения товара. Эти сведения необходимо указывать и в таможенной декларации.
Если вы импортируете технически сложные устройства или, например, семена растений, то в России может быть установлен запрет на поставки из некоторых стран. Обязательно указывайте в инвойсе страну происхождения товара.
Допустим, вы заказали в голландском интернет-магазине изделие как образец. В таможенной декларации вы пишете страну происхождения — Нидерланды, как было указано в счете, который вам прислали на оплату. Посылка приходит, вы подаете декларацию, и тут вас просят приехать на таможенный досмотр. Вы с инспектором таможни вскрываете посылку и обнаруживаете на изделии ярлык Made in China, о котором вас никто не предупредил в магазине. У таможни есть все основания зафиксировать нарушение и приостановить оформление, а вы можете не скоро получить посылку.
Это правило работает и наоборот. Можно получить посылку из Китая с европейскими или американскими ярлыками от производителя. Китайцы перекупают в других странах товары, которые сейчас не поставляют в Россию, и перепродают их.
Если планируете подавать декларацию через таможенного представителя, рекомендую предварительно согласовать макет инвойса с ним — это поможет снизить вероятность ошибок. То есть нужно прислать макет инвойса таможенному представителю, он проверит страну происхождения, стоимость, правильное название и количество товара, и подтвердит вам, что все верно. Это позволит быстрее пройти таможенные процедуры и получить груз на почте без задержек.
Кроме инвойса необходимо в такой же процедуре согласовать упаковочный лист, особенно если у вас несколько наименований товара в посылке и декларировать их вы будете разными кодами ТН ВЭД. Упаковочный лист можно составить в произвольной форме, но в нем обязательно нужно прописать количество товара в единицах измерения, вес нетто и брутто каждой единицы и вид упаковки товара: картонный короб, деревянный ящик, полиэтиленовый пакет, гофротара, жестяная банка или пластиковый бокс.
Во время отправки посылки почтовая служба страны продавца составит накладную.
Но в накладной не будет веса нетто, а его нужно указывать в таможенной декларации, причем в ряде случаев от него зависит таможенная пошлина — вот почему стоит запросить у продавца упаковочный лист.
Например, на текстиль или одежду пошлина считается именно от веса нетто. Однажды мы сами не обратили на него внимание, и на таможне нас попытались поймать на несоответствии в 30 граммов — расскажу об этом чуть ниже.
По номеру накладной вы можете отслеживать посылку и планировать время ее таможенного оформления и получения. Отслеживать иностранную коммерческую посылку можно на сайте Почты России.
После того как посылка придет, адресату пришлют стандартное уведомление о том, что груз можно забрать в таком-то почтовом отделении в рабочее время.
Если нужно, закажите бесплатное таможенное наблюдение
На почте вам должны дать уведомление с требованием оформить груз в таможне.
Иногда сотрудники почты по незнанию выдают получателям нерастаможенные посылки на руки и письменно предупреждают об обязанности провести таможенную «очистку» груза, то есть подать таможенную декларацию и уплатить таможенные платежи.
Но принимать на руки нерастаможенную посылку нельзя, иначе получателя могут оштрафовать:
- на 500—1000 ₽ — гражданина;
- на 10 000—20 000 ₽ — ИП или организацию.
Запомните: вы не можете принимать, вскрывать, перемещать, пользоваться посылкой без письменного разрешения таможни. Пока посылка не растаможена, она должна находиться на почте.
Так что оставляете посылку на почте, берете уведомление и с ним идете на таможенный пост — он есть в каждом городе. На почте подскажут, куда именно нужно обратиться для растаможки посылки. Либо можно найти нужный таможенный пост в онлайн-справочнике.
Если посылка пришла неожиданно, вы не знаете или сомневаетесь, что точно там находится, и из-за этого не можете подать декларацию, воспользуйтесь бесплатной процедурой таможенного наблюдения.
Таможенное наблюдение — это вскрытие и осмотр содержимого посылки с участием инспектора таможни. Он фиксирует результаты осмотра в своем внутреннем документе, а импортер — получатель посылки — видит, что конкретно пришло и как это декларировать.
Иногда проще и дешевле отправить все это богатство назад, чем проводить таможенную очистку. Случается это по разным причинам. Например, инженер или гарантийный техник на предприятии заказывает запчасть, но не знает, что у поставщика нужно запросить документы, согласовать их и пройти растаможку груза. В итоге оформление посылки может затянуться на несколько недель, а технический специалист или заказчик не получит посылку в нужное время.
Таможенное наблюдение можно проводить не только для почтовых посылок, но и для фур, контейнеров и любых партий товара в закрытой таре и упаковке, содержимое которых вызывает сомнение или подозрение, что контрагент мог добавить к отправке вложение. Особенно это касается сборных контейнеров или посылок из Китая.
В моей практике случалось всякое: европейцы любят приложить к посылке шоколад в подарок или блокноты, ручки и ежедневники, за которые нужно заплатить пошлину 10%. Как-то раз нам к грузу положили несколько курток «Бош» для техников, на которые потребовалось оформлять декларацию соответствия. Самое ужасное — когда кладут подакцизные товары: их нужно везти на акцизный пост, который может быть в другом городе. Оформлять все это очень долго и дорого, проще отказаться от груза.
Таможенное наблюдение поможет:
- проверить, нет ли посторонних вложений, товаров, не перечисленных в инвойсе;
- посмотреть вложенные в саму посылку документы на товар;
- проверить упаковку, маркировки изделий;
- учесть индивидуальные признаки предметов для правильности составления таможенной декларации.
Случай из практики
Моему клиенту посылкой пришел некий прибор для испытаний, откуда-то из Европы.
Заботливый поставщик положил в посылку тюбик клея и тюбик со смазкой на основе технического масла. На клей в Роспотребнадзоре нужно оформлять свидетельство о государственной регистрации изделия. А смазку, по коду товара, нужно разместить на специальном акцизном складе временного хранения — это стоит от 30 000 ₽, и на нее надо подать отдельную акцизную декларацию.
Но ни клей, ни смазку в товаросопроводительных документах не упомянули. Импортеру пришлось бы проводить таможенные процедуры за свой счет. Подсчитав возможные расходы, импортер предпочел отказаться от получения груза и оплатить отправку назад. Стоимость и трудозатраты по таможенной очистке такого груза были несоразмерны с его ценностью.
Для того чтобы провести таможенное наблюдение, нужно подать заявление. Таможенный пост назначит инспектора, который будет проводить процедуру таможенного наблюдения.
С заявлением нужно приехать на почту, где вам выдадут посылку для вскрытия и ознакомления с содержимым.
Таможенное наблюдение позволяет точно определить вес брутто и нетто, количество, фактическую маркировку, наличие посторонних вложений, проверить, какие документы на груз пришли с посылкой, — и все ли есть у таможни.
После этого можно заняться таможенным оформлением посылки.
Подайте таможенную декларацию
Таможенную декларацию нужно подавать, когда вы точно знаете, что находится в посылке, и можете это описать.
В моей практике был случай, когда даже после таможенного наблюдения у таможенников были вопросы к импортеру.
Дело было так: в посылке получили два лазерных датчика для робота, который обслуживает камеры созревания сыра. Мы провели таможенное наблюдение по всем правилам, убедились, что содержимое посылки соответствовало инвойсу и почтовой накладной.
В таможенной декларации в графе «Вес брутто» мы указали данные из почтовой накладной — 370 граммов, а в графе «Вес нетто» примерно прикинули сами — 250 граммов. Упаковочного листа не было, а во время таможенного наблюдения посылку не взвешивали. Надо было письменно запросить у поставщика информацию о весе, но в тот момент мы не посчитали это существенным.
И тут случилось неприятное — таможенная инспекция, куда мы подали декларацию, назначила таможенный досмотр. Она решила еще раз проверить содержимое посылки, так как не было упаковочного листа или другого подтверждения о точном весе датчиков.
В назначенный день на почту пришел таможенный инспектор с весами. Пришлось второй раз распечатывать посылку, доставать ее содержимое, все фотографировать и взвешивать.
На досмотре таможенник выяснил, что единственное наше нарушение — это вес нетто посылки — в декларации мы указали его выше на 34 грамма. Таможенная инспекция составила акт досмотра и прислала требование внести исправления в вес нетто в таможенной декларации — что мы и сделали.
Таможня выпускает декларацию, и уже с ней можно получить разрешение на выпуск товара — обратиться на таможенный пост, который контролирует почтовое отделение, где находится посылка. С собой взять распечатанную декларацию и уведомление, которое дали на почте в самом начале.
На таможенном посту на уведомлении поставят отметку о том, что посылка растаможена и почтовое отделение может ее выдать.
По уведомлению с требованием оформить груз и с записью таможенного инспектора о том, что это сделано, можно спокойно забирать посылку.
Таможенные пошлины автоматически спишутся с лицевого счета или ЕЛС юрлица или ИП, которые являются декларантом груза. ЕЛС — это единый лицевой счет, который присваивается каждому ООО или ИП — участникам внешнеэкономической деятельности, чтобы оплачивать таможенные платежи. Чтобы получить ЕЛС, участник ВЭД должен зарегистрироваться на портале customs.ru и заполнить регистрационные данные.
Регистрация единоразовая, совершенно бесплатная и доступна даже простому бухгалтеру или обычному ИП. Для регистрации понадобится цифровая подпись, та, что подходит и для налоговой.
Как оформить на таможне почтовую посылку
- Согласуйте с поставщиком пакет документов, который он вложит в посылку с грузом. Можно предварительно получить сканы инвойса, упаковочного листа, почтовой накладной.
- После получения уведомления от Почты России о прибытии посылки обратитесь в таможенный пост для предварительного осмотра ее содержимого.
- Взвесьте, пересчитайте и сфотографируйте товары в посылке.
- Сфотографируйте ярлыки, этикетки и индивидуальные обозначения на товаре, если они есть. Это будет необходимо для таможенной декларации.
- Подайте таможенную декларацию.
- Если таможня назначит таможенный досмотр, не уклоняйтесь, обязательно участвуйте в процедуре досмотра.
- Подтвердите в таможенном посту, что декларация подана и товар растаможен. Только после этого можно забирать посылку с почты.