«Решил напомнить о себе»: как я вернул деньги за выбор мест на отмененные рейсы

«Решил напомнить о себе»: как я вернул деньги за выбор мест на отмененные рейсы

Опыт читателя

4
Аватар автора

Александр Топчий

справился

Страница автора

Весной 2020 года мы с супругой собирались навестить моих родителей в другом городе.

Заранее спланировали отпуск и за четыре месяца купили билеты из Красноярска в Волгоград и обратно в Тинькофф Путешествиях. Потратили 30 000 ₽. В эту сумму входили перелеты, услуга выбора места в самолете и страховой полис. Мы должны были вылететь 5 апреля.

Отмена рейса

В марте началась первая волна ковида. Мы следили за новостями — в них говорили, что страны закрывают границы и из-за этого отменяются международные рейсы. До последнего думали, что нас это не коснется, но увы.

У нас был обычный рейс на нетуристическое направление, невозвратные билеты экономкласса. Но поскольку не полетели мы не по своей вине, я решил, что мы тоже можем вернуть деньги. Начал искать в интернете информацию и узнал, что наша ситуация подпадает под условия вынужденного отказа от воздушной перевозки.

В случае такого отказа пассажиру вернут стоимость перелета, несмотря на его класс. Случаи, которые подходят под вынужденный отказ, описаны в пункте 2 статьи 108 воздушного кодекса и пункте 227 федеральных авиационных правил. Это:

  1. Отмена или задержка рейса.
  2. Изменение маршрута перевозки.
  3. Выполнение рейса не по расписанию.
  4. Невозможность предоставить пассажиру место на рейс.
  5. Задержка пассажира в аэропорту из-за продолжительности досмотра, если запрещенные к перевозке вещи у него не обнаружили.
  6. Необеспечение стыковки рейсов, если речь о единой перевозке.
  7. Болезнь пассажира, болезнь или смерть члена его семьи или близкого родственника, который летит вместе с ним. Это необходимо подтвердить документально и уведомить авиакомпанию до окончания регистрации.
Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Возврат денег за билеты

Так как билеты я покупал через Тинькофф, то написал в их поддержку. Оператор сразу сказал, что моя ситуация подходит под вынужденный отказ, и принял обращение.

На следующий день мне вернули деньги за билеты и страховой полис — 27 778 ₽.

Четыре билета стоили 27 778 ₽
Четыре билета стоили 27 778 ₽
На сайте сервиса я создал заявку на возврат
Заявку на возврат одобрили почти сразу
На следующий день я получил деньги за билеты, но не за услугу выбора места

Попытки вернуть деньги за услугу выбора места

Мы с супругой хотели наверняка сидеть рядом на борту. К тому же у нас должна была быть пересадка в Москве, то есть мы летели на двух самолетах и туда, и обратно.

Услугу выбора места купили напрямую у перевозчика. Она обошлась в 2570 ₽ за четыре перелета. Но поскольку в итоге мы никуда не полетели, получается, что я внес предоплату за услугу, которую нам не оказали. Поэтому я решил вернуть деньги и за нее. Думал, это будет легко.

Обращение к перевозчику. Я позвонил на номер горячей линии «Аэрофлота», описал ситуацию, назвал номер брони и попросил оформить вынужденный отказ от услуги выбора места.

Мне ответили, что запрос поставят в очередь на проведение возвратов, и предупредили, что процесс долгий: вначале помогают тем, у кого рейс отменился на сегодняшнюю дату. Конкретных сроков не назвали. Думаю, что обращений было много и операторы просто не знали, что отвечать.

У меня не осталось ни номера заявки, ни каких-то других доказательств, что я вообще обратился за возвратом. Поэтому решил продублировать запрос на электронную почту — это было 4 апреля. На сайте нашел адрес и в письме повторил все то, что говорил оператору по телефону: каким рейсом должен был лететь, за какую услугу хочу вернуть деньги.

Мне сразу пришел автоматический ответ. В нем сказали, что обращений поступает много, поэтому рассматривать их будут долго. Еще попросили не создавать новые, пока не будет результата по этому. Я понимал, что компания большая, у нее много клиентов и все столкнулись с такой же проблемой. Поэтому просто стал ждать.

25 апреля на почту пришел ответ, что мой запрос отправили в очередь на возврат.

Это сообщение я написал, чтобы доказать, что обращался к перевозчику за возвратом
Это сообщение я написал, чтобы доказать, что обращался к перевозчику за возвратом
Мне пришел автоматический ответ, что срок обработки обращений могут увеличить
А потом сообщили, что «оплаченные дополнительные услуги направлены в специальную очередь для произведения возврата»

Повторное обращение. Через три недели ничего не произошло. Я решил напомнить о себе и направил еще одно обращение через сайт авиакомпании 15 мая. 20-го числа пришел ответ, что сроки обработки запросов на возврат увеличены. А еще — что появился новый вариант компенсации: можно получить скидку на новый перелет. Тогда еще не было никаких постановлений правительства. Поскольку моя заявка уже была в очереди, я продолжил ждать.

Прошло больше месяца, но денег я так и не получил. Поэтому 11 июля создал новое обращение на сайте и указал в нем, что с 4 апреля жду компенсацию за неоказанную услугу. Попросил сообщить, когда мне все-таки вернут деньги. Через два дня прислали шаблонный ответ — такой же, как и в мае: сроки обработки увеличены, просим прощения, можете получить скидку на следующий перелет. Я начал понимать, что ускорить процесс не получится.

Ваучер. 27 октября пришла рассылка от авиакомпании: они, сославшись на постановление правительства, предложили мне ваучер вместо денег.

Я решил, что это тоже неплохо, поэтому 9 декабря оставил через сайт компании заявку на получение ваучера. В обращении уточнил, распространяется ли такая возможность на мой случай, ведь я возвращаю деньги не за билеты, а за услугу. Мне сначала вновь отправили шаблонный ответ. А 29 декабря отказали: стоимость билетов мне уже компенсировали.

Получалось, что деньги за авиаперелеты и страховку — 90% от всей суммы — я вернул всего за день. А стоимость дополнительной услуги не мог вернуть вот уже восемь месяцев. Стало обидно просто оттого, что большая компания забрала себе мои деньги, а я с этим ничего не мог сделать.

Как возвращают деньги за билеты, купленные до 1 мая 2020 года

Аватар автора

Редакция права

Возврат таких билетов подпадает под положение, утвержденное постановлением правительства от 6 июля 2020 года № 991. Эти правила касаются договоров воздушной перевозки, которые должны быть исполнены:

  1. В Китай и обратно — с 1 февраля 2020 года.
  2. В другие страны и по России — с 18 марта 2020 года.

Перевозчик мог изменить условия договора в чрезвычайной ситуации или при введении режима повышенной готовности: поменять дату и время рейса, предложить маршрут с пересадками вместо прямого перелета или совсем его отменить.

Если пассажир был не согласен с новыми условиями договора, у него оставалось два варианта:

  1. Получить ваучер — на него начисляли сумму, потраченную на перелет. Ее можно использовать в течение трех лет на новый авиабилет или услуги этой же авиакомпании. Например, выбор места, дополнительный багаж или питание на борту.
  2. Вернуть деньги — авиакомпания вправе выплатить их клиенту в течение трех лет после даты перелета, указанной в билете.

Турист получит деньги с процентами, исходя из ключевой ставки ЦБ за весь период. Для расчета учитывают только стоимость перелета. На дополнительные услуги, багаж, питание, проценты не начисляют.

Если турист купил билет по России после 18 марта 2020 года и рейс не состоялся, то подать заявление на возврат он сможет после 18 марта 2023 года. Если турист получил ваучер, но не воспользовался им в течение трех лет, авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета с процентами.

Страница автора

Претензия

В ваучере мне отказали 29 декабря. Начало 2021 года выдалось насыщенным, поэтому к возврату денег за неоказанную услугу я смог вернуться только в ноябре.

Я еще раз оценил, как со мной общались в компании, сколько времени ждал ответов, и понял, что очередное обращение к перевозчику — пустая трата времени. Поскольку в последнем своем сообщении я указал, что буду жаловаться в Роспотребнадзор, решил почитать в интернете, как это делать правильно.

После нескольких статей понял, что просто так в ведомство обращаться нельзя. Сначала нужно отправить претензию авиакомпании заказным письмом. Раньше я таких документов не составлял, поэтому начал изучать и этот вопрос. Вот основное, что я выяснил:

  1. Претензия — это не иск в суд, здесь не нужно ссылаться на нормативные документы и законы.
  2. В документе нужно описать ситуацию, объяснить, почему вы правы, указать, что должна сделать авиакомпания и в какой срок, — все это можно написать своими словами.
  3. Претензию нужно обязательно направлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении по юридическому адресу компании или передать лично, поставив отметку о принятии. Это докажет, что вы обращались к организации, если будете подавать жалобу в Роспотребнадзор.

На текст ушло примерно полдня. Я подробно описал ситуацию: как отменился рейс, как я обращался в контакт-центр, потом создавал много обращений и что мне на них отвечали. Просил в течение 10 дней вернуть деньги за неоказанную услугу и, поскольку с момента первого обращения прошло больше года, сделать это вместе с процентами за их использование.

Еще потребовал компенсацию морального вреда, потому что история тянулась уже больше года. Методики, как рассчитывать моральный ущерб, я не нашел, поэтому просто посчитал, сколько времени у меня ушло на переписку, и умножил на среднюю зарплату в своем регионе. В конце попросил возместить почтовые расходы — посчитал их в калькуляторе на сайте Почты России. Всего получилось 5253 ₽.

Распечатал претензию, подписал ее и отправил почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.

Текст претензии уместился на двух страницах
Текст претензии уместился на двух страницах
А с распечатанными вложениями документ перед отправкой выглядел довольно внушительно
На почте мне выдали опись вложений в двух экземплярах, один остался у меня
Позже мне пришло извещение о том, что письмо доставлено адресату
Позже мне пришло извещение о том, что письмо доставлено адресату

Претензию доставили авиакомпании 26 ноября. 10 декабря на электронную почту пришло письмо — в нем сказали, что ответ на претензию отправили на обратный адрес. Его я получил 20 декабря. Мне пообещали вернуть деньги за услугу выбора мест на карту, с которой я ее оплатил. Сказали, что срок возврата — 14 календарных дней, но деньги могут идти дольше — от 5 до 45 дней.

Еще сказали, что готовы выплатить компенсацию за использование моих денег в течение года. Но для этого нужно лично приехать в филиал «Аэрофлота» в моем городе. Моральный вред и расходы на отправление претензии компенсировать отказались. Вместо этого обещали начислить 2000 миль по бонусной программе.

В этом письме мне сообщили, что ответ на претензию отправили обычной почтой на мой адрес
Ответ пришел в фирменном конверте авиакомпании
На бланке компании мне вежливо ответили, что деньги за услугу вернут, а компенсировать моральный вред и издержки не будут. За процентами за использование денег нужно лично приехать в офис компании
На бланке компании мне вежливо ответили, что деньги за услугу вернут, а компенсировать моральный вред и издержки не будут. За процентами за использование денег нужно лично приехать в офис компании

Я посчитал, что срок возврата — 18 февраля. Естественно, к этому моменту деньги так и не пришли. 9 марта я создал очередное обращение на сайте и спросил, когда все-таки вернут деньги. 24 марта мне ответили, что задержка произошла из-за длительных согласований.

26 марта я снова создал обращение. В нем довольно эмоционально попросил прекратить присылать отписки и все-таки вернуть деньги. В этот же день на карту пришла вся сумма.

Во мне кипели эмоции, поэтому последнее обращение в «Аэрофлот» через сайт вышло довольно резким
Во мне кипели эмоции, поэтому последнее обращение в «Аэрофлот» через сайт вышло довольно резким
Мне пришло восемь возвратов — за каждый перелет на четырех самолетах меня и супруги
Мне пришло восемь возвратов — за каждый перелет на четырех самолетах меня и супруги

Итоги

Почти два года я ждал денег за неоказанную услугу выбора места — от момента отмены рейса до возврата на карту. Я решил нарисовать схему, чтобы показать, насколько долго затянулся этот процесс.

Время проведения вынужденного возврата в днях
Время проведения вынужденного возврата в днях

Если исключить периоды, которые зависели от моей инициативы, а именно время от ответа авиакомпании до моего нового обращения и время от ответа на последнее обращение до подготовки претензии, то получится чуть больше полугода.

Думаю, это сроки, на которые стоит ориентироваться в подобных случаях.

Сколько я в итоге получил

Указал в претензииПолучил от авиакомпании
Услуга выбора мест2570 ₽2570 ₽
Процент за пользование суммой313,15 ₽217,52 ₽
Моральный ущерб2151,98 ₽0 ₽
Почтовые расходы218,50 ₽0 ₽
Итого:5253,63 ₽2787,52 ₽
Бонусные мили2000

Сколько я в итоге получил

Услуга выбора мест
Указал в претензии2570 ₽
Получил от авиакомпании2570 ₽
Процент за пользование суммой
Указал в претензии313,15 ₽
Получил от авиакомпании217,52 ₽
Моральный ущерб
Указал в претензии2151,98 ₽
Получил от авиакомпании0 ₽
Почтовые расходы
Указал в претензии218,50 ₽
Получил от авиакомпании0 ₽
Итого:
Указал в претензии5253,63 ₽
Получил от авиакомпании2787,52 ₽
Бонусные мили
Указал в претензии
Получил от авиакомпании2000
Редакция
В какие ситуации вы попадали в путешествиях?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество