Авиакомпания продавала билеты из Турции за 90 000 ₽. Это законно?
Россия закрыла авиасообщение с Турцией с 15 апреля. Как только это стало известно, стоимость билетов лоукостера «Победа» поднялась до 90 000 ₽ в одну сторону. Неужели это законно?
Вероятнее всего, авиакомпании грозят только репутационные потери. Есть несколько нюансов, из-за которых надзорным органам будет сложно повлиять на перевозчика, который решил воспользоваться моментом и поднял цены на перелеты.
Как формируется стоимость билета
Стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливает авиакомпания. На нее влияют разные факторы: цена на топливо, аэропортовые сборы, лизинговые платежи, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, сборы за обслуживание.
По закону перевозчик вправе установить несколько пассажирских тарифов, разных по стоимости или условиям применения.
Кто контролирует авиаперевозчиков
За деятельностью авиаперевозчиков следит Росавиация. Федеральная антимонопольная служба России дополнительно контролирует компании-монополистов — так называют перевозчиков, которые обладают доминирующим положением на рынке: доля их услуг превышает 50%.
Российский закон запрещает монополистам устанавливать и поддерживать слишком высокую или низкую цену товара. Но иногда авиакомпании-лидеры все равно пытаются поднять цены на билеты. В этом случае региональные управления ФАС проводят проверки. Если они находят нарушения в действиях перевозчиков, они выносят им предписания. В таком случае монополисты обязаны устранить нарушения.
Например, когда «Аэрофлот» установил разные тарифы на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону, один из пассажиров пожаловался в управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. Разница в стоимости была почти 100%.
Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону
Дата покупки билета | Дата вылета и прилета | Маршрут | Стоимость билета |
---|---|---|---|
09.04.2013 | 11.04.2013 | Ростов-на-Дону — Москва | 5500 ₽ |
09.04.2013 | 12.04.2013 | Москва — Ростов-на-Дону | 11 000 ₽ |
24.05.2013 | 29.05.2013 | Ростов-на-Дону — Москва | 5650 ₽ |
24.05.2013 | 29.05.2013 | Москва — Ростов-на-Дону | 12 650 ₽ |
Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону
Дата покупки билета: 09.04.2013 | |
Дата вылета и прилета | 11.04.2013 |
Маршрут | Ростов-на-Дону — Москва |
Стоимость билета | 5500 ₽ |
Дата покупки билета: 09.04.2013 | |
Дата вылета и прилета | 12.04.2013 |
Маршрут | Москва — Ростов-на-Дону |
Стоимость билета | 11 000 ₽ |
Дата покупки билета: 24.05.2013 | |
Дата вылета и прилета | 29.05.2013 |
Маршрут | Ростов-на-Дону — Москва |
Стоимость билета | 5650 ₽ |
Дата покупки билета: 24.05.2013 | |
Дата вылета и прилета | 29.05.2013 |
Маршрут | Москва — Ростов-на-Дону |
Стоимость билета | 12 650 ₽ |
УФАС проверило жалобу и решило, что разница в ценах была экономически необоснованной. Ведомство признало перевозчика виновным в нарушении и вынесло предписание: нарушение устранить.
«Аэрофлот» с таким решением не согласился и обжаловал его в суде. Перевозчик не представил экономическое обоснование такой ценовой политики. В результате суд подтвердил,что УФАС вынесло корректное предписание, и отказал «Аэрофлоту» в удовлетворении требований.
Как быть с «Победой»
Авиакомпания «Победа» не монополист в перевозках между Россией и Турцией, а значит, в ее действиях нет нарушений антимонопольного законодательства.
Даже если УФАС признало бы перевозчика виновным, авиакомпания просто получила бы предписание устранить нарушение. На его исполнение перевозчику дается целых три месяца.
Допустим, УФАС все-таки смогло привлечь авиакомпанию к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ. Вот какое наказание предусматривает эта норма: для должностного лица — штраф от 8000 до 12 000 ₽ либо дисквалификация на срок до трех лет, для юридического лица — штраф от 100 000 до 500 000 ₽. С учетом того, что один билет стоил 91 000—99 000 ₽, вряд ли это можно назвать суровым наказанием.
Впрочем, я не думаю, что дело дошло бы до штрафов. Авиакомпания спокойно может выполнить предписание за три месяца: кратное повышение цен связано с внезапным и краткосрочным ажиотажем вокруг билетов. Через несколько дней российские туристы вернутся домой, и перевозчик может снова снизить цены перед закрытием авиасообщения.