Авиакомпания продавала билеты из Турции за 90 000 ₽. Это законно?

19
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Россия закрыла авиасообщение с Турцией с 15 апреля. Как только это стало известно, стоимость билетов лоукостера «Победа» поднялась до 90 000 ₽ в одну сторону. Неужели это законно?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вероятнее всего, авиакомпании грозят только репутационные потери. Есть несколько нюансов, из-за которых надзорным органам будет сложно повлиять на перевозчика, который решил воспользоваться моментом и поднял цены на перелеты.

Как формируется стоимость билета

Стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливает авиакомпания. На нее влияют разные факторы: цена на топливо, аэропортовые сборы, лизинговые платежи, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, сборы за обслуживание.

По закону перевозчик вправе установить несколько пассажирских тарифов, разных по стоимости или условиям применения.

Кто контролирует авиаперевозчиков

За деятельностью авиаперевозчиков следит Росавиация. Федеральная антимонопольная служба России дополнительно контролирует компании-монополистов — так называют перевозчиков, которые обладают доминирующим положением на рынке: доля их услуг превышает 50%.

Российский закон запрещает монополистам устанавливать и поддерживать слишком высокую или низкую цену товара. Но иногда авиакомпании-лидеры все равно пытаются поднять цены на билеты. В этом случае региональные управления ФАС проводят проверки. Если они находят нарушения в действиях перевозчиков, они выносят им предписания. В таком случае монополисты обязаны устранить нарушения.

Например, когда «Аэрофлот» установил разные тарифы на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону, один из пассажиров пожаловался в управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. Разница в стоимости была почти 100%.

Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону

Дата покупки билетаДата вылета и прилетаМаршрутСтоимость билета
09.04.201311.04.2013Ростов-на-Дону — Москва5500 ₽
09.04.201312.04.2013Москва — Ростов-на-Дону11 000 ₽
24.05.201329.05.2013Ростов-на-Дону — Москва5650 ₽
24.05.201329.05.2013Москва — Ростов-на-Дону12 650 ₽

Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону

Дата покупки билета: 09.04.2013
Дата вылета и прилета11.04.2013
МаршрутРостов-на-Дону — Москва
Стоимость билета5500 ₽
Дата покупки билета: 09.04.2013
Дата вылета и прилета12.04.2013
МаршрутМосква — Ростов-на-Дону
Стоимость билета11 000 ₽
Дата покупки билета: 24.05.2013
Дата вылета и прилета29.05.2013
МаршрутРостов-на-Дону — Москва
Стоимость билета5650 ₽
Дата покупки билета: 24.05.2013
Дата вылета и прилета29.05.2013
МаршрутМосква — Ростов-на-Дону
Стоимость билета12 650 ₽

УФАС проверило жалобу и решило, что разница в ценах была экономически необоснованной. Ведомство признало перевозчика виновным в нарушении и вынесло предписание: нарушение устранить.

«Аэрофлот» с таким решением не согласился и обжаловал его в суде. Перевозчик не представил экономическое обоснование такой ценовой политики. В результате суд подтвердил,что УФАС вынесло корректное предписание, и отказал «Аэрофлоту» в удовлетворении требований.

Как быть с «Победой»

Авиакомпания «Победа» не монополист в перевозках между Россией и Турцией, а значит, в ее действиях нет нарушений антимонопольного законодательства.

Даже если УФАС признало бы перевозчика виновным, авиакомпания просто получила бы предписание устранить нарушение. На его исполнение перевозчику дается целых три месяца.

Допустим, УФАС все-таки смогло привлечь авиакомпанию к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ. Вот какое наказание предусматривает эта норма: для должностного лица — штраф от 8000 до 12 000 ₽ либо дисквалификация на срок до трех лет, для юридического лица — штраф от 100 000 до 500 000 ₽. С учетом того, что один билет стоил 91 000—99 000 ₽, вряд ли это можно назвать суровым наказанием.

Впрочем, я не думаю, что дело дошло бы до штрафов. Авиакомпания спокойно может выполнить предписание за три месяца: кратное повышение цен связано с внезапным и краткосрочным ажиотажем вокруг билетов. Через несколько дней российские туристы вернутся домой, и перевозчик может снова снизить цены перед закрытием авиасообщения.


Анастасия КорниловаЧто думаете о такой ценовой политике авиакомпаний?
  • Artur AstilllovinovАвиасообщения между Турцией и РФ на данный момент нет, получается, Победе нужно будет пригнать пустой самолёт в Аланию и улететь обратно. Получается, что турист платит будто за билет в обе стороны. Учитываем и высокий спрос на данную услугу - много желающих будет вернуться в Россию в такой ситуации. В итоге получается, что ничего криминального Победа не совершила - такие уж правила капитализма20
  • ирина сергеевнаНикто не заставляет покупать такие дорогие билеты. Можно остаться в Турции и вернуться в июне. Понимаю все возможные возражения. Но всё это уже проходили в начале 2020 года. Летевшие своим ходом и без обратного билета - должны были осознавать риски. (я, например, не располагая желанием внезапно заплатить 90 вместо 5 тысяч, заранее покупаю обратные билеты). Организованных туристов вывезут по графику, (как заявлено).18
  • Pavla TolokoninaПроще вылететь через соседние страны, с которыми сообщение есть.9
  • николай малыгинЯ думаю,что с утра до вечера нам твердят с экранов телевизора и рекламных билбордов,что мы самая патриотичная нация в мире,а на деле,средневековый капитализм,извлечение выгоды любыми путями.По мне так ,патриот ,тот кто любит и уважает своих сограждан а не то ,кто бьёт себя в грудь,что отдаст жизнь за Родину.Квасной патриотизм уже проходили.1
  • Александра КеринаМерзавцы.1
  • Юлия Кирина, насколько я понимаю, проблема как раз таки в том, что у людей отменили обратные рейсы, и люди ищут способы вернуться домой, а Победа под шумок и цены повысила. А не в том, что кто-то безответственный улетел в один конец14
  • Anna CymАховая политика, конечно. Могу посоветовать посмотреть билеты из аэропорта Антальи. Так как почему-то он дешевле, даже с учётом трансфера из Алании. И лучше на агрегаторе смотреть.1
  • Михаил КуманскийБеженцы из Африки на надувных лодках пересекают Средиземное море, а вы даже Черное море боитесь переплыть.4
  • ЛарисаВ прошлом году когда объявили закрытие авиасообщения. С Тенерифе до Москвы Аэрофлотом 1 билет экономом стоял 122.000.0
  • Константин КутькоДмитрий, у большинства авиакомпаний такие правила, "no show" называются0
  • Lupus EstПосмотрите на стоимость авиабилетов ИЗ Сочи 10 мая. Слов нет.2
  • Ninokentiy LezhninovskyДмитрий, если билет был "туда-обратно", то при неявке на первый сегмент полета, второй сгорает, такие правила у большинства авиакомпаний, увы. Вот если бы брали отдельно "туда", отдельно "обратно", тогда смогли бы улететь.0
  • SvetlanaArtur, даже для перелета туда-обратно цена завышена в несколько раз2
  • Галина СопинаА что же не написали про s7? Потому что Тинькофф с Аэрофлотом не имеет программ, как с партнером?0
  • Олег ГоловановВот из-за таких фактов у населения возникает недоверие к власти и отчуждение от правящего класса! Получается, по нынешним ценам человек все отпускные должен отдать только на дорогу. Цена на авиабилеты ничем экономически не обоснована, кроме жадностью и монополизмом и безнаказанностью.0
  • Александр ГузевЖульё.0