Как открыть школу танцев в металлургическом городе и потом продать ее
Восемь лет назад я открыла танцевальную студию в маленьком металлургическом городе, где ничего подобного в то время не было.
За время существования студия пережила несколько переездов, два раза серьезно уходила в минус, но в итоге осталась успешным бизнесом, а потом я ее продала. Расскажу, как все было, что у меня получалось, а что не вышло.
Почему я решила открыть танцевальную студию
История начиналась стандартно: я с детства мечтала танцевать и долго уговаривала родителей отвести меня в хореографическую студию.
В студии не существовало праздников, каникул или дней рождения. Пропускать тренировку можно было только в двух случаях, как шутили тренеры: заболел или умер. Остальные причины не считались уважительными, и можно было вылететь навсегда.
Позже я оценила жесткую дисциплину и требовательность преподавателей. Благодаря им я легко умею контролировать себя, концентрироваться на любом, даже неприятном деле и довожу все до конца.
Это отчасти помогло в бизнесе: я могла работать по 10—12 часов в день без выходных и праздников.
После окончания школы я подумала, что танцы — это бесперспективная сфера, поэтому нужно получать другое образование и строить карьеру. Я училась на экономиста и за время учебы успела поработать в торговой фирме, женской исправительной колонии и крупной сетевой компании.
Но мне было скучно выполнять однообразные занятия и находиться в подчинении у кого-то, я хотела воплощать свои идеи. В 2009 году я решила пойти на подработку — тренером по танцам, и с тех пор началась совсем другая жизнь. Я стала работать в популярных тогда направлениях: стрип-пластике, растяжке, гоу-гоу, еще учила обычным танцам детей и была тренером групповых программ в фитнес-залах.
Мне нравилось учить людей и ставить номера, вдохновлять других на свершения, растить учеников и вместе с ними добиваться результатов. Это похоже на работу тренера: он отдает всю душу и взращивает чемпионов.
Почти сразу, как я начала работать тренером, мне захотелось открыть свою студию. Мне не нравились установленные рамки и отсталый подход к бизнесу. В танцевальных школах, где я работала, были несовременные направления, которые уже давно были не в моде, типа аэробики. Занятия проходили без требований к ученикам и без результатов: мы не ставили номера и не участвовали в конкурсах или соревнованиях. Никаких возможностей роста для преподавателей или учеников не было.
Сам бизнес не был ориентирован на сервис. Школы не развивались, не вводили новшеств — просто работали десятки лет по старой схеме. Несколько раз я приходила со свежими идеями, например снять видеоклип, но все это воспринималось руководством в штыки.
В 2012 году я окончила институт и получила диплом экономиста. Передо мной стоял выбор: уезжать в другой город, потому что в моем не было перспектив, либо ехать работать в танцевальной сфере за границу, либо оставаться здесь, но делать собственный проект.
Я мечтала создать проект с нуля самостоятельно: обдумывала, как планировать и проводить занятия, представляла дизайн студии, отслеживала ошибки других. Все эти мысли постоянно крутились в голове, день за днем я жила только этой идеей, запоминая, как не стоит делать или что можно улучшить.
После окончания института я сама узнала о новом направлении — пол-дэнсе, это танцы с трюками на шесте. Оно показалось мне интересным и перспективным, в нашем городе подобного не было. Я решила, что идея выстрелит и привлечет людей за счет своей новизны. Через три года после того, как начала работать тренером, я запустила свою студию.
Что такое пол-дэнс
Пол-дэнс близок к стрип-пластике, но в отличие от нее цель танца — не соблазнить, а показать акробатические умения. Движения в стрип-дэнсе мягкие и плавные. А пол-дэнс — это та же гимнастика, только не на бревне или кольцах, а на пилоне. На нем танцоры выполняют цирковые и силовые элементы.
В моем городе металлургов о таком направлении даже не слышали, а в России и во всем мире в 2010-х годах пол-дэнс как раз становился трендом. У меня тогда уже была большая клиентская база из школ танца и фитнес-центров, где я работала раньше, многие ученики спрашивали, когда я открою собственный зал.
Перед тем, как открыть свою студию, я дважды проходила обучение пол-дэнсу в Екатеринбурге — это была ближайшая ко мне школа, где преподавали это направление. А еще там жила подруга, у которой я могла остановиться.
В первый раз я поехала в январе 2012 года, а потом еще в мае, перед открытием своего зала. Занималась неделю каждый день по много часов, посещала мастер-классы. В первый раз директор студии сделал мне скидку по знакомству, и само обучение стоило всего около 10 000 ₽. Во второй раз потратила около 17 000 ₽: выросла стоимость самого обучения, а еще было больше дополнительных расходов на еду и проезд. Оба раза получила сертификаты.
- 27 000 ₽
В моем городе конкурентов на тот момент особо не было. У нас было всего семь танцевальных студий: в трех преподавали уличные танцы вроде хип-хопа, брейк-данса и локинга, остальные были ориентированы на детей, обучали современной и классической хореографии и бальным танцам. В фитнес-клубах в основном обучали гоу-гоу и восточным танцам. Я решила рискнуть и стать первооткрывателем нового направления в городе.
Первая студия: трехметровые потолки и украденная идея
В мае 2012 года я начала искать помещение, чтобы запустить проект как раз к началу учебного года. Все детали вроде оборудования, технических моментов и процесса обучения я обсудила с директорами студии в Екатеринбурге, когда училась там пол-дэнсу.
К помещению были свои требования:
- Высота потолков — хотя бы 3 метра, чтобы можно было установить шесты — пилоны.
- Потолочная плита не должна быть полой, а ее толщина должна быть от 30 сантиметров. Пилоны должны выдерживать вес до 150 кг. Если потолок будет тонкий, крепление просто не выдержит.
- Арендная плата — до 15 000 ₽ в месяц. По моему опыту, сумму выше было бы сложно покрыть количеством абонементов, а еще такие деньги я в случае чего могла бы найти, чтобы перекрыть провальный месяц.
Не все арендодатели соглашались портить потолок, не всегда толщина потолка подходила под мои нужды.
С первым залом сделка сорвалась. Из-за особенностей потолка там нужно было делать дополнительную конструкцию. Арендодатели согласились сделать это сами, а я оплатила бы работы, но сперва они повысили цену в два раза, потом повысили еще, а потом вообще отказались сотрудничать.
Спустя несколько месяцев я узнала, что они хотели украсть мою идею и открыть такую же студию.
К счастью, их попытка не удалась: они не смогли найти соответствующих преподавателей, потому что такой сертификат и знания в городе были только у меня. Но проблема с залом оставалась: я уже раскручивала группу во «Вконтакте» и вела запись на учебный год. Ученики активно набирались, а мне было негде их принимать.
Я не могла просто оправдываться, рассказывая историю о недобросовестных арендодателях, и продолжала искать везде, где только можно: на сайтах, в местных газетах, ездила по городу, высматривая вывески об аренде.
В итоге открытие пришлось задержать на два месяца: из-за специфики и ограничений по цене аренды помещение пришлось искать практически полгода. Помог бывший коллега: он узнал от общих знакомых, что я открываю студию, а его приятель как раз сдавал небольшой зал.
Мы договорились, что часть затрат на ремонт пойдет в счет аренды. Я сделала косметический ремонт за несколько дней и купила оборудование.
Ремонт делала своими силами — например, покрасила стены я сама. Если нужно было прикрепить пилоны и расставить тяжелую мебель, то звала на помощь знакомых мужчин. На полу расстелили линолеум и местами прибили его гвоздями.
Пилоны устанавливаются довольно быстро, если нет проблем с потолком и полами: нужно пробурить отверстие, прикрепить пилон, выровнять по уровню, и все. К пилонам всегда прилагается подробная инструкция по установке. Первый пилон мы ставили 2—3 часа, остальные — быстрее.
Важная часть расходов для танцевальной студии — это зеркала. Их изготовили в местной фирме моего города на заказ. Я заказала цельные большие зеркала в пол. Из-за большого размера возникли трудности с транспортировкой: нужна была специальная машина с оборудованием для перевозки — в таких обычно возят пластиковые окна.
Одному человеку их было не перенести и не установить, а еще они с трудом вмещались в проход. Плюс были сложности с закреплением: если стена была не идеально ровная, то в зеркале было видно любое малейшее отклонение — на стыках, в отражениях.
Но сами зеркала были превосходные, и я потом перевозила их в новые студии, попутно разбивая часть и заказывая новые. В итоге мои знакомые придумали сделать на заказ огромные пластиковые рамы, как для пластиковых окон, куда мы вставили зеркала. Так их было легче перевозить и устанавливать.
Тогда же я зарегистрировала ООО, была единственным учредителем. ООО выбрала, так как планировала открывать филиалы в других городах, — мне показалось, что сделать это будет проще, чем с ИП.
К слову, лучше бы я открыла ИП. ООО мне потом не пригодилось, пришлось его закрывать, а это сложнее, чем ИП. Во втором зале мне нужно было договариваться с арендодателем, чтобы он дал мне юридический адрес. Он неохотно согласился, и мне пришлось платить за это. Еще ООО нужно сдавать большое количество отчетов, а у меня не было нужных бухгалтерских знаний. Пока я не наняла бухгалтера на аутсорсе, были просрочки по сдаче отчетов и штрафы.
Студию я открыла в начале ноября. Мне было стыдно перед учениками, но они дождались и пришли практически все.
Чтобы открыть студию, я брала кредит, поэтому после открытия большая часть выручки уходила на платежи банку — 20 000 ₽ в месяц. За все время работы бизнеса я взяла несколько кредитов, в среднем по 30 000—50 000 ₽ на срок от 3 до 5 лет. Общая сумма всех кредитов была 200 000 ₽.
Расходы на открытие студии в 2012 году — 200 000 ₽
Оборудование: зеркала, пилоны, крепления | 95 000 ₽ |
Косметический ремонт: покраска стен, напольное покрытие | 53 000 ₽ |
Обучение и повышение квалификации перед открытием студии | 27 000 ₽ |
Ремонт санузла | 14 000 ₽ |
Музыкальный центр, мебель в раздевалку, вешалки на входе и другая мелочь | 11 000 ₽ |
Расходы на открытие студии в 2012 году — 200 000 ₽
Оборудование: зеркала, пилоны, крепления | 95 000 ₽ |
Косметический ремонт: покраска стен, напольное покрытие | 53 000 ₽ |
Обучение и повышение квалификации перед открытием студии | 27 000 ₽ |
Ремонт санузла | 14 000 ₽ |
Музыкальный центр, мебель в раздевалку, вешалки на входе и другая мелочь | 11 000 ₽ |
Сколько получалось зарабатывать
Первая студия была маленькой — там помещалось всего три пилона, и за час я могла обучать не больше шести-семи человек. Это позволяло студии получать доход около 65 000 ₽ в месяц.
Было два основных источника дохода: групповые и персональные занятия.
Групповые занятия были только по абонементам. Самый популярный, на восемь занятий в месяц в вечерние часы, стоил 1800 ₽. Вечер считается самым прибыльным временем, потому что приходит больше людей. На дневное время была небольшая скидка.
Персональные занятия были по абонементам и разовые. Абонемент на восемь занятий стоил 3000 ₽, разовое посещение — 500 ₽. Поначалу доход с персональных занятий был небольшой: с групповыми занятиями я не успевала брать больше учеников. Когда появилось больше педагогов, я смогла уйти только на персональные занятия, и выручка с них доходила до 30 000 ₽ в месяц.
Регулярной тратой была покупка спирта: им протирают поверхность пилона, чтобы убрать грязь и пот и улучшить сцепление с кожей. Спирт приходилось покупать канистрами у знакомых медиков — нам нужен был с концентрацией не менее 70%, а такой в открытом доступе не продается. На это уходило 2000 ₽ в месяц.
Самый большой оборот был с весны 2013 по весну 2014 года: 140 000—170 000 ₽. А самая крупная чистая прибыль — около 60 000 ₽.
Выручка за декабрь 2012 года
Абонемент на 8 занятий | 27 000 ₽ |
Абонемент на 12 занятий | 12 500 ₽ |
Абонемент на 16 занятий | 12 000 ₽ |
Дневная группа | 8000 ₽ |
Персональные занятия | 5000 ₽ |
Итого | 64 500 ₽ |
Выручка за декабрь 2012 года
Абонемент на 8 занятий | 27 000 ₽ |
Абонемент на 12 занятий | 12 500 ₽ |
Абонемент на 16 занятий | 12 000 ₽ |
Дневная группа | 8000 ₽ |
Персональные занятия | 5000 ₽ |
Итого | 64 500 ₽ |
Расширение студии: за пять лет переезжали четыре раза
В первом помещении студия просуществовала всего полгода: у арендодателя поменялись планы и нам пришлось съехать.
Я уже и сама хотела съехать, потому что помещение было маленьким и я не могла обучать за час больше семи человек. Чтобы обеспечивать себя, поддерживать студию и отдавать кредит, мне нужно было продавать 20—30 абонементов в месяц. Если покупали меньше, у меня уже не хватало денег на все расходы. Нужно было расширяться и увеличивать доход, а для этого необходимо было другое помещение. Всего за пять лет мы переезжали четыре раза — каждый раз в новый район города.
В марте 2013 года я забрала коврики и музыкальный центр и переехала в другой зал — больше старого почти в три раза. Снова пришлось брать кредит, потому что старые пилоны не подходили по высоте. За 150 000 ₽ я купила пять новых пилонов и поменяла напольное покрытие. Переезд обошелся в 300 000 ₽ вместе с арендой за два месяца.
- 300 000 ₽
С покупкой пилонов проблем не было: уже тогда в России было несколько специализированных компаний, которые производили профессиональные пилоны для танцевальных студий. Самая лучшая и известная находится в Питере — Pole4You. Оформляешь заказ на сайте, выбираешь удобный способ доставки — у меня были «Деловые линии», — и они отправляют. Через две недели мне пришли пилоны.
Аренда помещения была выше прежней в три раза, коммуналка входила в стоимость. Дополнительно нужно было оплачивать охрану. Все вместе обходилось мне в 50 000 ₽.
Дешевых помещений не было, поэтому выбор был либо продолжать, либо отказываться от мечты. Я решила рискнуть, и риск оправдался: бизнес быстро вырос. После переезда мы обучали уже 10—12 учеников в час и зарабатывали в среднем 150 000 ₽ в месяц.
Как я выстраивала работу с педагогами
Преподавателей я набрала из бывших учеников: выбирала тех, кто имел потенциал к тому или иному направлению, любил занятия и умел общаться с коллективом. Основных педагогов было трое, еще одного-двух брала на дополнительные направления вроде гоу-гоу.
Работу педагогов старалась сделать в удовольствие: давала зарплату выше, чем по рынку, премировала, оплачивала их обучение и повышение квалификации, давала подработки. Средняя зарплата в городе у педагогов в то время была 2500—4000 ₽ в месяц за 2—3 занятия в неделю. Я платила 7000—8500 ₽, если выдавала премию, то выходило около 10 000—11 000 ₽. Премии выдавала тем, кто привлекал к себе на занятия и, самое важное, удерживал новых учеников. Или тем, кто придумывал что-то интересное вроде новогодних конкурсов.
Повышать квалификацию педагоги ездили в Екатеринбург. Это обходилось мне в 500—3000 ₽ за одного человека. Сама я преподавала до осени 2013 года, а потом решила уйти только в управление студией, так как занятия отнимали силы и время.
Продвижение: в основном работало сарафанное радио
Самой первой у меня появилась группа во «Вконтакте» — я начала набирать первых студентов еще до открытия студии из бывших учеников. Когда я начинала развивать группу, то просила друзей вступить в нее и делать репосты, каждый день выкладывала посты, фотографии и видео для привлечения людей. Примерно через год в группе было 1000 подписчиков, и с 2013 года она начала активно развиваться.
На популярность повлияла еще и уникальность проекта: пол-дэнс в городе был новым экзотическим направлением, этим заинтересовались люди из медийной сферы.
Моими основными клиентами были девушки 25—35 лет со средним доходом и чуть выше.
Вот что я использовала для продвижения.
Регулярно обновляла аккаунты во «Вконтакте» и «Инстаграме». Я фотографировала большой, красивый, просторный зал с высокими пилонами, люди реагировали и записывались на занятия. Мы писали о студии каждый день, выкладывали посты, просили всех знакомых и друзей рассказывать о нас.
Привлекала к раскрутке сообщества педагогов. В новом помещении я преподавала уже с тремя тренерами, которых нашла среди бывших учеников. Они постили объявления о наборе в группы в своих соцсетях, делали фотосеты и видео для «Инстаграма». Приходили знакомые знакомых — получалось такое сарафанное радио.
Сделала сайт студии. Он обошелся примерно в 13 000 ₽. На главную страницу я сделала красивый клип, добавила фотографии, информацию о педагогах и расписание занятий. После того как появился сайт, звонков стало поступать в два раза больше.
- 13 000 ₽
Приглашала фотографов и операторов работать по бартеру. Направление было в городе новым, поэтому им было интересно работать с нами на безвозмездной основе. Иногда они делали провокационные репортажи типа «Пол-дэнс: стриптиз или искусство?», но в любом случае публикации приносили нам известность. Постоянных фотографов было около 15 человек.
Размещала объявления о студии. Я публиковалась на местных сайтах, «2ГИС», «Флампе» и «Авито». Несколько раз давала рекламу через «Яндекс-директ». Местные сайты и «2ГИС» результата не дали, зато сработало продвижение через «Яндекс-директ» и «Гугл-эдс».
Занималась продвижением я, в самом начале попросила знакомого разобраться и помочь настроить рекламу. Обычно новые кампании запускала перед сезоном — в конце лета, чтобы привлечь учеников на новый учебный год, и в конце зимы, чтобы привлечь людей на весну. Реклама длилась 1—2 недели, средний бюджет на кампанию был 7000—15 000 ₽.
Еще к нам периодически приходили местные СМИ, снимали сюжеты про студию. Нам не приходилось договариваться с ними: они сами узнавали, что в городе обучают новому танцевальному стилю, и хотели об этом рассказать.
Развитие студии: новые направления в городе
Все закрутилось с головокружительной скоростью. Скоро я привезла в город новые танцевальные направления: воздушную гимнастику на полотнах и акробатику на кольце. В Екатеринбурге тогда уже начался этот тренд, и я знала, что скоро он придет и к нам в город. Нужно было успеть стать первой.
Поначалу это все не пользовалось спросом, потому что ученикам было тяжело и сложно. На кольце и полотнах заниматься очень больно: после занятия остаются огромные синяки от обручей и ожоги от ткани.
Представьте: вы висите в воздухе и вас держит тряпка, впивающаяся в тело.
Но дальше направление раскрутилось: во всех соцсетях появлялись красивые фотосеты и клипы с танцами на полотнах, в городах стали проводиться соревнования, танцевальные студии делали завлекающую рекламу.
Я начала развивать это направление первой в городе, поэтому ко мне сразу пришли ученики. Один раз устроила конкурс, чтобы привлечь внимание к танцам на полотнах: за лучшее фото на полотнах дарила абонемент на восемь занятий в студии.
Со стороны эти танцы кажутся опасными, но происшествий на моих занятиях никогда не было. Занятия обязательно проходят со специальными матами, которые смягчают удары, если вдруг кто-то упадет. Педагоги проходят обучение и знают, как исключить травмы. Перед стартом занятий мои клиенты знакомились с инструкцией правил безопасности и подписывали ее. Все же взрослые люди, понимали свою ответственность, никто не рисковал лишний раз.
В этой сфере вообще бывает мало происшествий. Слышала только про один случай: в Екатеринбурге девушка улетела с пилона и сломала руку. Но это был пилон другой конструкции — переносной, который стоит на подиуме. Он менее устойчив, чем пилон, прикрученный к полу и потолку в студии.
Преподавателей я сначала искала в местном цирковом училище, у нас оно довольно сильное. Но с ними мы поработали пару месяцев и не сошлись, поэтому я отправила нескольких учеников учиться в Екатеринбург за свой счет — чтобы они могли вести занятия.
- 44 000 ₽
Внедрить новые направления обошлось в 44 000 ₽: 38 000 ₽ ушло на полотна, анкеры и кольца, еще 6000 ₽ — на обучение педагогов.
Детская школа танцев и упущенный грант
Мои ученицы и родители бывших учеников регулярно просили открыть танцевальные классы для детей: эстрадные танцы, растяжку, современную хореографию.
Это помогло бы расширить бизнес и охватить другую часть аудитории. Я точно знала, что проект был бы успешным: я уже работала хореографом с детьми 6—7 лет, у меня была репутация и потенциальные клиенты.
На создание детской школы свободных денег не было, поэтому я решила поискать грант и нашла подходящий — конкурс Фонда предпринимательства. Чтобы участвовать в нем, нужно было пройти курсы и защитить бизнес-план.
На курсах я не узнала ничего нового, так как у меня уже было экономическое образование. Дальше нужно было написать бизнес-план и отправить заявку. Я просила деньги не просто на детскую школу, а на развитие бизнеса.
Я собрала пакет документов: уставные документы, справки об отсутствии задолженностей перед госструктурами, сертификат об окончании курсов, несколько анкет самого фонда, бизнес-план и чеки, подтверждающие расходы на проект, — 15% от запрашиваемой суммы.
- 300 000 ₽
В итоге я выиграла конкурс и получила 300 000 ₽.
Все складывалось удачно, но снова возникли сложности с помещением. Мне нужен был зал площадью от 50 м², а такие стоили 50 000—100 000 ₽, причем не в центре, а на окраине города. Я не могла брать на себя такие обязательства и платить за помещения взрослой и детской студии больше 100 000 ₽: у меня были кредиты, и если бы что-то пошло не так, мне бы никто не помог.
Я пыталась искать помещение через государственные торги и администрацию города, обращалась за помощью к мэру. Предлагала делать бесплатные занятия для детей из детдомов или многодетных семей. Но навстречу мне никто не шел. У нас маленький город, здесь не особо развиты культура и образование.
В моем городе живут заводчане, которые предпочитают после работы выпить и посмотреть телевизор.
Чем-то увлекаться или иметь хобби было не принято, поэтому сложно развиваться в творческой среде.
В результате школу открыть так и не удалось. Я потратила грант на действующую студию, и фонд это принял, потому что я изначально просила деньги на расширение и развитие бизнеса. Так что грант был потрачен целесообразно.
Несмотря на историю с грантом, 2014 год был успешным: мы впервые провели первое крупное танцевальное мероприятие в городе — соревнования по пол-дэнсу. Тогда же появилась возможность открыть филиалы в других городах: я нашла два зала и представителя и могла бы запустить сразу три школы. Но испугалась ответственности и отложила это на будущее.
Я боялась одна тянуть такую большую финансовую нагрузку, особенно пугали одновременные выплаты за четыре аренды. Еще у меня не хватило бы времени на руководство всеми студиями самой, а делегировать было некому.
Если бы я создала сеть танцевальных студий, это повысило бы статус проекта, принесло бы дополнительный доход и позволило бы запустить продажу франшизы. В будущем мне таких возможностей уже не представилось.
Ушла в минус и снова начала с нуля
Зимой 2014 года дела пошли плохо. Сначала я подумала, что это просто несезон, зима и лето в этой сфере — провальные месяцы. У меня была небольшая подушка безопасности, с помощью которой я закрыла дыры. Но весной она закончилась, а ситуация лучше не стала, и бизнес ушел в минус.
Тогда как раз случился финансовый кризис, и это существенно ударило по моему городу: зарплаты сильно снизились, люди стали экономить — и в первую очередь на хобби. В городе живет небогатое население, с бизнесом все обстоит не очень хорошо, а финансовые потрясения сказываются сильно.
Мне кажется, мой бизнес ушел в минус главным образом из-за двух причин:
- Часть преподавателей оказались недобросовестными — проводили в студии дополнительные занятия мимо кассы. Или проходили обучение за мой счет, а потом уходили и переманивали учеников. Я заметила это как раз осенью 2013 и зимой 2014 года, в месяц теряла из-за этого 20 000—35 000 ₽.
- Клиенты просили продлить им абонементы авансом, но так и не приносили деньги. Зимой 2014 года таких случаев стало очень много — около 9—12 человек в месяц.
В итоге доход студии упал с 110 000 до 60 000 ₽. Я была вынуждена уволить недобросовестных педагогов и уже не могла платить аренду.
С хорошего места пришлось съехать в никуда, и студия перестала работать почти на год — до февраля 2015 года.
Несмотря на закрытие, я верила в свой проект и не представляла, чем мне еще заниматься. На тот момент студия казалась делом всей моей жизни. В январе 2015 года я увидела объявление о сдаче здания с четырехметровыми потолками и двумя большими залами.
К тому времени в городе уже стали появляться конкуренты, которые также обучали пол-дэнсу. Половина моих учеников и весь персонал ушли к ним — на этот раз никто не выражал преданность и не дожидался, пока я решу проблемы. Но описание нового помещения зацепило меня, и я все-таки решила открыться снова. Педагогов набирала из своих бывших учеников, а клиентов искала также через соцсети.
Ремонт зала занял несколько месяцев, поэтому студия открылась только в конце марта. С трудом, но я вывела бизнес на прежний уровень, запустила совместные курсы с педагогами из других городов. На открытие я потратила 285 000 ₽ — это расходы на ремонт и аренду на три месяца. Часть суммы заняла у знакомого, часть заработала сама — ночами писала дипломы по экономике за студентов.
- 285 000 ₽
Как я решила продать студию
Осенью я переехала в последний раз и быстро вышла в плюс: клиенты и оборудование остались, а новая аренда обошлась в 26 000 ₽ за два месяца. У меня получилось отбить долги за ремонт и выйти на стабильную прибыль.
В 2016 году в моей жизни многое поменялось. Я встретила своего будущего мужа, мы стали жить вместе, а потом решили уехать в другой город. Бизнес для меня был неактуален, и я выставила студию на продажу.
Планировалось, что ее купит кто-то из давних учеников, кто занимается в студии с момента ее основания. Так и вышло. С одной из учениц мы вели переговоры почти месяц. К тому времени я уже закрыла свое ООО и собиралась переезжать. Поэтому продала ей студию как физлицо с передачей всех прав, имущества и оборудования за символические 100 000 ₽ — столько стоило оборудование зала с учетом износа.
После продажи я представила новую хозяйку студии коллективу и ученикам, завершила все личные дела и больше к этой теме не возвращалась.
Расходы за декабрь 2016 года
Зарплата | 25 000 ₽ |
Аренда помещения | 14 000 ₽ |
Питьевая вода и одноразовые стаканчики | 2000 ₽ |
Спирт | 2000 ₽ |
Коммунальные платежи | 1500 ₽ |
Итого | 42 500 ₽ |
Расходы за декабрь 2016 года
Зарплата | 25 000 ₽ |
Аренда помещения | 14 000 ₽ |
Питьевая вода и одноразовые стаканчики | 2000 ₽ |
Спирт | 2000 ₽ |
Коммунальные платежи | 1500 ₽ |
Итого | 42 500 ₽ |
Какие ошибки повлияли на развитие бизнеса
Несмотря на успешное начало 2014 года, я совершила ошибки, которые затормозили развитие бизнеса.
Не заключила договоров с педагогами, потому что понадеялась на их добропорядочность и честность. В итоге они проходили обучение, которое оплачивала я, потом переходили к конкурентам и уводили учеников. Чтобы такого не было, мне нужно было юридически закрепить отработку обучения и условия конфиденциальности. Например, прописать в договоре, что педагог обязан отработать в студии какой-то срок после прохождения обучения или выплатить его стоимость, иначе — штраф.
Отдала ключи от студии всем педагогам. Я не следила за тем, что делают педагоги в студии вне занятий, и кто-то стал проводить занятия мимо кассы. Обычно в студиях работает администратор, и ключи есть только у него: он открывает и закрывает студию, отмечает клиентов, следит за абонементами.
Сделала слишком высокую по городу зарплату. Я могла бы сэкономить на зарплате педагогов примерно 15 000 ₽ в месяц и эту сумму потратить более целесообразно — на рекламу или привлечение дополнительных педагогов в дневное время и выходные дни.
Не ввела строгие правила посещения и не сделала систему учета. Я шла навстречу, когда ученики просили продлить абонемент в долг или платить по частям. Из-за этого я потеряла часть денег: клиенты ходили на занятия, но так и не приносили за них деньги, а я могла забыть, кто не оплатил. Если бы у нас была CRM или другая система учета клиентов, этих проблем можно было бы избежать.
Нерационально использовала помещение. Вместо того чтобы открыть второй зал и обучать другим танцевальным стилям, я сделала на его месте раздевалку и кабинет для сотрудников. Кроме того, можно было сдавать помещение в субаренду в утреннее и дневное время, когда не проходили занятия. Мне предлагали такое, но я отказывалась. В студии могла лежать крупная сумма с вечера за продажу абонементов, поэтому пришлось бы следить за теми, кто снимает зал в субаренду, — либо нанимать администратора, либо делать все самой. За символическую плату работника не нашлось, а у меня не хватало времени.
Не применяла все инструменты для рекламы. Можно было привлекать для сотрудничества известных личностей в городе, размещать буклеты и визитки в популярных местах, запускать таргетированную рекламу и активнее вести страницу в «Инстаграме». Когда я открывала студию заново, то уже не приглашала прессу и не устраивала мастер-классов, и в итоге о школе стали забывать, тем более что появилось три конкурента.
Принимала поспешные решения. Третий переезд был неудачным: студия находилась в районе, куда было сложно добраться общественным транспортом, слишком много денег ушло на ремонт, а с арендодателями было трудно найти общий язык. Например, они три месяца обещали установить батареи и приступили к работе, только когда я пригрозила отъездом. Все договоренности с арендодателями нужно было закреплять письменно в договоре, а не ограничиваться устными обещаниями.
Вложилась в рекламу, которая не сработала. Я потратила на рекламу на местном новостном сайте 27 000 ₽ — ни одного нового клиента, даже ни одного звонка не поступило. На визитки ушло около 4000 ₽. В популярных местах их положить не удалось, потому что владельцы просили за это от 5000 ₽ в месяц. А в местах, где я положила визитки, — у знакомых кофеен и салонов красоты — была слишком маленькая проходимость, поэтому эффекта это не принесло.
Еще 25 000 ₽ я потратила на вывеску для входа в студию и баннер для соревнований. Оба пригодились только один раз: вывеску нельзя было забрать при переезде, и хотя она привлекала внимание, можно было на ней сэкономить.