Мне срочно надо было открыть ООО в другом городе. Расстояние до нужной мне инспекции ФНС составляло без малого 2000 километров.

Я уже собрался лететь, но в последний момент вылет сорвался. Тогда я заинтересовался возможностью регистрации юрлица через сайт налоговой. В интернете мало об этом пишут, потому что регистрацией юридических лиц в основном занимаются компании-посредники.

Несмотря на помощь Т—Ж, я не смог получить ответы на все вопросы. Я действовал на свой страх и риск, и у меня все получилось. В статье расскажу, как зарегистрировать ООО удаленно за 5 шагов.

Что за сервис и кому он подходит

В конце 2017 года Федеральная налоговая служба РФ запустила сервис удаленной регистрации. Он позволяет зарегистрироваться как ИП или создать ООО в интернете: через сайт отправить заявку, а готовые документы получить по электронной почте. С 2019 года при подаче документов через сервис госпошлину платить не нужно. Получается, можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить.

Электронный сервис ничуть не уступает личной подаче: можно открыть ООО с любым составом учредителей в любом населенном пункте РФ, независимо от места подачи заявления и адреса регистрации заявителя, и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения.

Пока через сервис нельзя создать другие типы юридических лиц: если вы хотите открыть акционерное общество или товарищество на вере, придется воспользоваться Программой подготовки документов для государственной регистрации или лично идти в нужное отделение ФНС.

У Тинькофф есть бесплатный сервис для регистрации ИП: отправляете заявку, отвечаете на вопросы — дальше все само. Ответ от ФНС придет на почту, самому ездить никуда не нужно.

Шаг 1
Зарегистрироваться на сайте ФНС

Для работы с сервисом необходимо зарегистрироваться на сайте и дать согласие на хранение и обработку персональных данных. Регистрация на сайте ФНС мало отличается от любого другого сайта: нужно указать электронную почту, ФИО и ИНН, а потом подтвердить действительность электронной почты, перейдя по ссылке. После этого можно работать с сайтом.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, можете войти через них. В этом случае повторно регистрироваться не нужно.

Шаг 2
Получить ЭЦП

Что такое ЭЦП. Электронная цифровая подпись — способ подтвердить личность отправителя. Например, пароль из смс от банка для авторизации платежа — это простая электронная подпись.

Кроме простой существует усиленная электронная подпись, которая может быть квалифицированной и неквалифицированной. Разница между ними в том, что квалифицированную подпись выдают лицензированные ФСБ удостоверяющие центры, которые входят в зону доверия ФНС, — они гарантируют надежность шифрования. Такая подпись защищена от копирования и подделки, ее нельзя переслать по почте или выложить на торренты.

Усиленная квалифицированная электронная подпись полностью равносильна собственноручной подписи на бумажных документах. Именно она требуется для электронной подачи заявления и всех документов на регистрацию.

Поскольку мне необходимо было отправить документы как можно скорее, я поехал за ЭЦП в офис представителя, которого нашел в интернете. Большинство компаний, которые этим занимаются, могут привезти ЭЦП курьером, так что и для получения подписи из дома выходить не обязательно.

Документы для получения ЭЦП. Мне понадобились оригиналы паспорта, СНИЛС и ИНН. С документов сняли копии, меня сфотографировали с паспортом и заявлением на выдачу электронной подписи. Эти документы отправились в сертификационный центр, чтобы подтвердить мою личность. После проверки документов в сертификационном центре мне выдали токен (специальное устройство, похожее на флешку, в котором записан сертификат ЭЦП), пин электронной подписи и инструкцию, как с этим работать.

Весь комплект обошелся мне в 2290 Р. Это не самое дешевое предложение на рынке, но мне была важна скорость.

Как работать с ЭЦП. Электронная подпись, как и обычная, — дополнение документа небольшим фрагментом информации, который однозначно идентифицирует подписанта. В случае ЭЦП такой информацией является сертификат на токене.

Чтобы подписать документы при помощи ЭЦП, необходимо установить на компьютер специальную программу. Лицензия на нее входила в стоимость электронной подписи. В программу необходимо внести сертификат с токена, после чего она сможет подписывать документы. Есть плагины, которые позволяют подписывать и проверять подписи в программах пакета «Микрософт-офис» и «Адоуб», но для работы с сервисом ФНС это не потребуется.

Токен следует хранить так же тщательно, как любой другой документ. Но на случай его утери существует защита пин-кодом. Программа запрашивает его всякий раз, когда кто-то пытается подписать электронный документ. Считается, что пин-код невозможно взломать, но я не рискую и храню токен в сейфе вместе с другими документами.

Токен (носитель) электронной подписи
Токен (носитель) электронной подписи

Шаг 3
Собрать документы и заполнить анкету

Для регистрации ООО необходимо подать следующие документы:

  1. Решение участника (участников) о создании общества.
  2. Форма Р11001 заявления о государственной регистрации ООО.
  3. Устав ООО.

Этот список одинаковый как для подачи в отделении ФНС, так и для дистанционной регистрации. Отличие лишь в том, что при личной подаче необходимо представить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 Р.

Госпошлина. С 1 января 2019 года за дистанционную регистрацию юридических лиц и ИП госпошлина не взимается. Когда я регистрировал ООО, изменения еще не вступили в силу, поэтому пошлину я оплачивал и прикладывал квитанцию к заявлению о регистрации.

Решение и устав. Сайт ФНС может самостоятельно составить решение о создании юридического лица и типовой устав. Для этого нужно выбрать инструмент «ООО с единственным участником — физическим лицом и типовой формой устава». Поскольку я их составил предварительно, планируя очную подачу, я решил загрузить те, что уже есть, выбрав «Иные ООО». По крайней мере так я точно знаю, что в них написано.

Анкета и форма Р11001. Система автоматически сгенерирует заполненную форму Р11001. Для этого необходимо заполнить специальную анкету на подсайте ФНС. В ней потребуется ввести данные паспорта, ИНН и адрес регистрации по месту жительства, а также сведения о планируемой деятельности создаваемого общества (коды ОКВЭД) и уставном капитале.

Анкету необходимо заполнять внимательно. В системе есть автоматическая проверка данных, но касается она не всего. Она заметит некорректный ИНН или номер паспорта, а выдавшее учреждение или адрес регистрации — нет. Ошибки могут привести к отказу в регистрации.

Анкета автоматически сохраняется на сайте, так что можно делать перерывы и даже выходить из системы.

Анкета на сайте ФНС
Анкета на сайте ФНС

Гарантийное письмо от арендодателя. Рекомендуется приложить гарантийное письмо от будущего арендодателя и документы, подтверждающие его право на недвижимость. Они подтвердят достоверность юридического адреса ООО, который нужно указать в форме Р11001.

Мой арендодатель прислал скан гарантийного письма по электронной почте. Документы на право собственности я не просил. Зарегистрировать ООО можно и по домашнему адресу учредителя, тогда понадобятся документы на право собственности и согласие всех собственников квартиры, если их несколько.

Документы о юридическом адресе

Формально список необходимых документов на регистрацию ООО не включает в себя ни гарантийное письмо, ни договор аренды, ни подтверждение права собственности на помещение, где будет зарегистрирована компания. Лица, которые обращаются с заявлением на регистрацию юрлица, не обязаны представлять дополнительные документы, чтобы подтвердить достоверность сведений о юридическом адресе.

Но правоприменительная практика такова, что при отсутствии этих документов ФНС может отказать в регистрации, сославшись на недостоверность представленных сведений об адресе. А может и не отказать — все зависит от взглядов конкретной инспекции и конкретного регистратора. Я решил не рисковать и приложить гарантийное письмо от арендодателя.

Переход на УСН. Как и личная подача, дистанционная регистрация позволяет сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого достаточно приложить к пакету документов заявление о переходе ООО на УСН (форму № 26.2-1).

Если не перейти на УСН сразу при регистрации, придется ждать 1 января следующего года и есть риск переплатить налогов. Поэтому заявление я отправил в ФНС электронно вместе с остальными документами.

Шаг 4
Форматирование и отправка документов

Формат документов. У налоговой есть жесткие требования к формату документов. Документы нужно сначала распечатать, а затем отсканировать в формате TIFF c разрешением 300 точек на дюйм в черно-белом (однобитовом) цветовом режиме.

Если с решением или гарантийным письмом проблем нет, то на устав придется потратить время. Мне не хотелось распечатывать и сканировать его: это и напрасный перевод бумаги, и просто хлопотно. Поэтому я экспортировал устав из формата DOCX в PDF при помощи ворда. Полученный файл сконвертировал в TIFF в бесплатном сервисе из интернета.

Каждый документ должен весить не более 2 Мб. TIFF — типографский формат без сжатия, так что один только мой устав занимал 116 Мб. Это можно исправить. Я редактировал файл в программе «Икс-эн-вью-классик», она бесплатная для частных лиц, кем я и был на тот момент.

Для каждой страницы я задавал количество точек 300 на дюйм и преобразовывал в черно-белый режим без сглаживания. После того как я обработал все страницы, устав занимал на диске чуть больше 1 Мб.

Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изменение цветности в программе «Икс-эн-вью-классик»
Изменение цветности в программе «Икс-эн-вью-классик»
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС

Отправка документов. Форма Р11001 сразу оказывается в личном кабинете. Остальные документы просто загружаются на сайт. У меня получилось шесть документов: форма Р11001, решение, устав, квитанция об уплате госпошлины, гарантийное письмо и форма № 26.2-1. Сейчас их было бы только пять — без квитанции.

При отправке документов сайт ФНС требует их подписать. Поэтому необходимо подключить токен к компьютеру и запустить программу для электронной подписи. Каждый документ подписывается отдельно, так что я ввел пин-код шесть раз подряд. Я обращаю на это отдельное внимание, так как меня сначала смутили многократные запросы.

Чтобы подписать документы, ФНС рекомендует работать со своим сервисом при помощи «Интернет-эксплорера». Я не проверял работоспособность других браузеров — мне в первую очередь был важен результат, а не тестирование возможностей сайта налоговой.

Шаг 5
Решение ФНС

Пакет документов уходит на рассмотрение в инспекцию. ФНС обещает получение результата спустя три рабочих дня после заполнения, но есть нюанс — в скорости работы самого портала. Документы между порталом и региональной инспекцией перемещаются не мгновенно, так что на это тоже нужно делать поправку.

Письмо от региональной инспекции о получении документов мне пришло спустя шесть часов после их отправки. Видимо, срок исчисляется с этого момента: я отправил документы в четверг днем, а ответ получил во вторник поздно вечером.

Регистрация ООО прошла успешно: мне прислали копию устава, свидетельство о постановке на налоговый учет и выписку из ЕГРЮЛ. Каждый документ был заверен электронной подписью ФНС, что приравнивает его к бумажному оригиналу. С такими документами можно открывать расчетный счет, заключать договоры и делать все остальные вещи, которые полагаются обществу с ограниченной ответственностью.

Письмо из ФНС о получении документов
Письмо из ФНС о получении документов
Устав с отметкой налоговой о регистрацииЛист записи ЕГРЮЛСвидетельство о постановке на учет

Запомнить

  1. ФНС предоставляет сервис для удаленной регистрации ООО. Это просто и удобно, а с 2019 года — еще и выгодно, потому что за дистанционную подачу документов не нужно платить госпошлину.
  2. Для работы с электронными сервисами нужно получить ЭЦП физического лица.
  3. Документы для регистрации юрлица нужно отсканировать по требованиям ФНС: формат TIFF многостраничный, 300 точек на дюйм, черно-белый цветовой режим.
  4. Документы загружаются на подсайт ФНС. Там же заполняется заявление по форме Р11001.
  5. После рассмотрения документов ФНС пришлет на электронную почту либо документы, подтверждающие регистрацию, либо решение об отказе в регистрации.