Исключить алкоголь и помнить о смерти: 6 уроков, которые можно извлечь из тяжелой болезни
Опыт читателей Т—Ж
Болеть — ужасно.
Но иногда периоды, когда мы теряем контроль над собственным телом, заставляют иначе взглянуть на собственное здоровье, на отношение к жизни и другим людям. Мы спросили у читателей, которым доводилось бороться с серьезными недугами, как их поменяла болезнь и чему научила.
Вести более здоровый образ жизни
Возраст: 30 лет
Болезнь: вылечил гепатит А
Заболев, я провел в больнице три недели. После выписки еще полгода восстанавливал разрушенную печень. Она регенерирует сама, и, пока процесс не завершен, пищеварительная система не работает так, как обычно. Из рациона пришлось исключить алкоголь, кофе, крепкий чай, жирные и жареные блюда, красное мясо, майонез, лук, редис, чеснок и многое другое. Из-за перехода на легкую и здоровую пищу я стал чувствовать себя лучше, чем до болезни. С тех пор слежу за рационом и пищевыми привычками.
Болезнь стала хорошим стимулом отказаться от спиртных напитков. После окончания обязательной диеты я еще возвращался к алкоголю, но в данный момент прекратил употреблять его совсем.
Следующий шаг, которым я занимаюсь по сей день с переменным успехом, — отказ от сладкого, привычка к которому тянется за мной еще с детства.
Считаю, что мне очень повезло пережить самую безобидную форму гепатита. Я вышел сухим из воды и получил громадный опыт.
Принимать решения с оглядкой на доказательную медицину
Возраст: 27 лет
Болезнь: живет с недифференцированной врожденной миопатией
В 19 лет, на втором курсе университета, я стала очень быстро уставать, часто спотыкаться и падать, медленно ходить, было тяжело подниматься и спускаться по лестницам. Родители постоянно водили меня по врачам, мы посетили более 40 медучреждений по РФ и Европе. Сейчас в 27 лет сама ходить могу только по квартире, на улице — только с мужем под руку и по асфальту.
Болезнь кардинально поменяла мои взгляды на жизнь. Теперь один из самых главных критериев выбора врача для любой цели — его приверженность принципам доказательной медицины. Если вам говорят: «Главное, чтобы врачу было интересно», не верьте. Интерес человека, предпочитающего духовные материи в медицине, может навредить не меньше, чем поедание раскаленных гвоздей посреди свалки.
Российская медицина — как и белорусская, как и французская — меня чуть не убила. Доверия осталось очень мало. Голландская недалеко ушла, кстати. В плане генетики так однозначно. Очень помогают Израиль и Германия. При этом в Эстонии можно сдать генетические анализы куда дешевле, чем в России, Германии и Израиле. Фонды помощи орфанным заболеваниям в США — святые люди, честное слово.
Сейчас меня наблюдает врач-нейрогенетик из Воронежа. Врач рекомендует, какие анализы сдавать, я отправляю их ему, он списывается с коллегами, и они вместе выстраивают стратегию моего лечения.
Не игнорировать услуги по ОМС
Возраст: 34 года
Болезнь: живет с ревматоидным артритом
Не совру, если скажу: после диагноза жизнь разделилась на до и после. В начале болезни было несколько месяцев тяжелой депрессии, когда все болит, сил нет даже холодильник открыть и зубы почистить. Обычные бытовые вещи становятся непосильными, а от неизвестности еще страшнее.
Болезнь научила ценить маленькие, казавшиеся незначительными ранее моменты. Пришло осознание, что не нужно тащить все на себе, рядом мой муж, взрослый сильный человек, которого достаточно попросить.
Удивительное открытие преподнесла российская медицина: молодец терапевт, которая сразу заподозрила серьезное заболевание! В стационаре у врачей отношение было невероятно доброе. Четыре года я наблюдалась у прекрасного ревматолога, в котором я уверена на 1000%. Капельницы ритуксимаба ставили абсолютно бесплатно в рамках ОМС, стационар тоже полностью по ОМС. Я знаю, что мне всегда помогут.
Уже с артритом я вышла замуж, посетила несколько стран, сменила место работы, сейчас планирую беременность, жизнь прекрасна!
Становиться лучше благодаря болезни
Возраст: 31 год
Болезнь: живет с сахарным диабетом первого типа
Я заболел диабетом вскоре после школьного выпускного. В больнице провел три недели. Одноклассники и родители поддерживали меня морально, я им все рассказал. Бабушки до сих пор сильно расстраиваются, когда заходит разговор о сахарном диабете.
Болезнь пока неизлечима, но я верю, что в этом веке ее обязательно победят. Научился считать углеводы и знаю, сколько инсулина мне нужно подкалывать после каждого приема пищи. У меня более-менее стабильная работа, пока учился в университете — успел поиграть за сборную по баскетболу, провести время с друзьями, съездить за границу отдохнуть.
По правде говоря, взгляды на жизнь и здоровье у меня поменялись только после обретения семьи: я бросил курить — начал в 19 лет, диабет тогда уже был, — практически не пью и стал больше следить за собой. Мне кажется, что если бы не диабет, то я бы не окончил университет и ушел в тусовки.
Сейчас больше ценю свой комфорт и здоровье, поэтому мои друзья и знакомые иногда немного обижаются, когда я отказываюсь с ними потусить до ночи или выпить. За собой слежу в меру.
Врачи у меня всегда вызывали чувство уважения. С возрастом стал понимать еще, что все мы люди, все мы разные, и если хочешь сделать себе хорошо, то сделай это сам.
Помнить о смерти
Возраст: 24 года
Болезнь: перенес инсульт с разрывом аневризмы
Когда мне было 22 года, у меня в голове лопнул сосуд и все внутри залило кровью. После этого я стал крайне плохо видеть, глаза окосели: у всех, кого я видел, было по четыре глаза и два рта. Это очень пугало. Еще я перестал слышать на правое ухо и почти не слышал на левое. Очень легко впадал в панику, благо меня начали кормить успокоительным, но когда действие проходило, у меня снова случались истерики.
Примерно через 20 дней, когда немного сошел отек мозга и стало меньше крови внутри черепа, меня повезли на операцию. Ее проводили по какой-то новой методике: зашли через артерию на ноге и в голове «запечатали» место вокруг разрыва спиралями. Через сутки после операции у меня произошел хлопок в ушах и я стал слышать намного лучше. Еще через несколько дней меня увезли домой.
Меня эта история научила тому, что ты можешь умереть в любой момент. Большинство проблем — раздутые пузыри. Я начал смотреть на жизнь намного проще, больше радости стал получать от каждого дня. Раньше парился, что у меня не последний Айфон, что у друзей машины. Это все, конечно, добавляет комфорта, но самый основной фактор счастья — когда у тебя крепкое здоровье и ничего не болит.
Я начал учиться финансовой грамотности — инсульт встретил с кредитом на телефон, который купил за три часа до приступа. Методом проб и ошибок накопил подушку безопасности и продолжаю копить. Это очень важно каждому человеку: в тот раз пришлось искать огромную сумму для оплаты лечения, а что было бы, если не нашли?
Сейчас я уже полтора года как переехал в Киев, нашел интересную работу, живу с любимой женщиной и радуюсь каждому дню.
Ценить близких и любить себя
Возраст: 32 года
Болезнь: вылечился от туберкулеза
К началу весны 2019 года я ощущал себя совершенно измотанным и обессиленным. Последние полгода каждое утро мне было все труднее вставать и тащить себя на работу. Примерно через месяц поднялась температура: симптомы простуды при этом отсутствовали — ни соплей, ни кашля. Сильно лихорадило, постель была насквозь мокрая от пота.
После общения с терапевтом и флюорографии у меня заподозрили пневмонию и на две недели отправили в больницу. Начались постоянные анализы, капельницы и уколы. К концу госпитализации, когда стало понятно, что лечение не дает результата, меня отвезли в лабораторию на сдачу мокроты и диаскинтест — более современный и точный аналог пробы Манту. Анализы были положительные, и меня направили в областной тубдиспансер, так как обнаружилась открытая форма туберкулеза. И хотя бактериовыделение у меня было минимальным, все же я мог быть заразен для окружающих.
В диспансере я пробыл ровно 6 месяцев. Атмосфера там гнетущая, и часто не с кем нормально поговорить. Лечение представляет собой химиотерапию рядом препаратов. У меня обнаружили устойчивый туберкулез, который лечить нужно более «жесткими» лекарствами. Я пил каждый день 6 разных препаратов и заедал это витаминами и гепатопротекторами, потому что из-за лечения пневмонии и туберкулеза у меня развился лекарственный гепатит.
Самое подходящее описание состояния во время такой химии — тяжелое похмелье. Головные боли, диарея, боли суставов, изменение запахов, поражение слуха, визуальные искажения зрения — вот самые постоянные побочные эффекты. Ну и постоянная депрессия. В диспансере должен быть штатный психиатр, но здесь его не было. Лечащий фтизиатр меня особо слушать не стала и назначила глицин для успокоения. Медперсонал был грубым и часто халатно относился к своим обязанностям.
После болезни поменялось отношение ко всему. Понял, что жизнь может быть разная: есть не только работа и стремление к успеху. Никакие деньги и карьера не стоят здоровья. Время, проведенное с близкими, бесценно. Поддержка любимых и друзей может спасать жизнь. От видеопривета, снятого коллегами, пока я был в больнице, рыдал несколько часов. Почти поверил в бога и больше не позволяю себе шуток на тему религии.
Научился терпению. Это очень важное качество для любого, кому предстоит длительное лечение.
И главное — себя надо любить. Давать себе отдых, не экономить на еде, чаще бывать на воздухе и больше гулять. И, конечно, регулярно обследовать свой организм. Если бы я проходил медосмотры, болезнь нашли бы раньше.
Медицина у нас есть, и она работает. Временами даже бесплатно. Но бесчеловечное отношение может морально искалечить даже самого стойкого. Даже среди врачей многие мыслят стереотипами и дают странные советы, которые не подтверждаются доказательной медициной. Врачи — прекрасные люди, но иногда им стоит помнить, что пациентам нужно сочувствие и нормальное отношение. А стигматизация болезней и их замалчивание — это ужасно.