Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать.
Все эти права — из конституции, закона о полиции, КоАП, ПДД и порядка надзора за участниками дорожного движения. Чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
О чем расскажем
- Право не выходить из машины, когда для этого нет оснований
- Право узнать причину остановки или ограничений движения
- Право объяснить свои действия или не давать показания
- Право снимать инспектора на камеру
- Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
- Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
- Право не подписывать протокол и указывать разногласия
- Право ничего не платить на месте
- Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
- Право не отдавать водительские права без решения суда
- Право на медицинское освидетельствование
- Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Право не выходить из машины, когда для этого нет оснований
Основание: п. 53, 54 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Тот может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор.
Сотрудник вправе предложить водителю выйти из транспортного средства, если:
- Нужно его участие в процессуальных действиях — например, чтобы оформить протокол.
- Водитель должен оказать помощь другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Водитель в болезненном или утомленном состоянии, которое ставит под угрозу безопасность движения.
- Необходимо осмотреть транспортное средство и груз — но только при подозрении, что их используют в противоправных целях.
- Необходимо идентифицировать транспортное средство при водителе — например, чтобы тот открыл капот и показал VIN.
- Нужно устранить неисправность автомобиля при нарушении правил перевозки груза — например, если он плохо закреплен.
Водитель может отказаться, но тогда в некоторых случаях инспектор вправе запретить дальнейшее движение.
Иногда сотрудник ГИБДД вправе потребовать у водителя покинуть автомобиль. Вот эти ситуации:
- Задерживают подозреваемого в совершении преступления, пресекают преступления, преследуют подозреваемого или преступника. Водитель может не иметь отношения к преступлению — дело может быть в его пассажире или в опасности возникновения угрозы участникам движения.
- Водителя необходимо доставить в полицию, задержать или отстранить от управления транспортным средством.
- Транспортное средство задерживают.
- Проводят личный досмотр, досмотр вещей водителя или пассажиров, досматривают автомобиль и груз.
- Есть основания полагать, что водитель пьян: например, от него пахнет алкоголем, его поза неустойчива, речь нарушена, цвет лица резко изменился. Или если поведение водителя агрессивное или заторможенное.
- Поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника — например, он кричит на инспектора или держит в руках оружие.
Право узнать причину остановки или ограничений движения
Основание: п. 52 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. При остановке машины инспектор обязан кратко объяснить причину и какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причиной для остановки машины может быть проверка документов или рейд. Но сотрудник не обязан показывать водителю приказ о последнем.
Есть мнение, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. ПДД обязывают водителя передавать для проверки сотрудникам полиции права, полис ОСАГО или СТС, даже если нарушений не было. Речь идет обо всех сотрудниках полиции — не только ГИБДД.
Инспектор может проверить документы еще и у пассажиров, но только если есть основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они в розыске либо совершили административное правонарушение . По своей прихоти проверять документы у пассажиров инспектор не может.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Основание: ст. 51 Конституции РФ, п. 23 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он имеет право объяснить, почему так поступил.
Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством, и нарушителю могут назначить минимальное из тех, что предусмотрены статьей КоАП РФ. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос.
См. также:
Право снимать инспектора на камеру
Основание: ст. 8 закона «О полиции».
Как это работает. В действующих нормативных актах нет пункта о видеосъемке общения с инспектором. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их запрещено. На самом деле вести видеозапись можно. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например, что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.
См. также:
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Основание: п. 10, 20 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться, сообщить причину и цель обращения. Водитель вправе попросить показать служебное удостоверение. Можно узнать номер телефона дежурной части или подразделения, позвонить туда для проверки и спросить, точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Основание: п. 20 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Если инспектор зафиксировал выезд на встречку, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение водителя, задержал машину, изъял из нее какие-то вещи, он обязан оформить это документально — например, актом, протоколом или постановлением.
Инспектор обязан показать водителю, что там написано, и отдать на руки копию. Если не ознакомились на месте, это можно сделать в подразделении, где проходит службу сотрудник. Все это помогает оспаривать штрафы и получать компенсации.
См. также:
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Основание: ст. 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол.
Этого можно не делать, но вы не получите преимуществ: в протоколе укажут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится, если водитель решит обжаловать постановление, вынесенное на основании протокола.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
См. также:
Право ничего не платить на месте
Основание: ст. 32.2 КоАП РФ, ст. 290, 291 УК РФ.
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при уплате штрафа в течение 20 дней со дня его назначения, а намеки инспектора могут привести к уголовному делу. Санкции для водителя за дачу взятки — от штрафа до 500 000 ₽ до лишения свободы на срок до двух лет.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудника могут поощрить.
Если у вас работают водители, предупредите их, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
См. также:
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Основание: п. 7 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства, ст. 25.7 КоАП РФ.
Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, на это нужны основания. Например, он подозревает, что в автомобиле находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор вправе трогать вещи. Но обязательны понятые или видеозапись.
Под видеозапись досмотр проводят без понятых. Снимают цифровой аппаратурой — например, носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи. Записывать может как сотрудник, так и водитель.
При осмотре может не быть понятых, но в этом случае и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом отметьте в протоколе, что понятых и записи не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых, видеозаписи и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено. Но не забудьте: если требования законные, то их нужно выполнять, чтобы не получить штраф.
См. также:
Право не отдавать водительские права без решения суда
Основание: п. 115 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол и отстранить водителя от управления автомобилем — например, если он пьян. Но водительское удостоверение на месте не забирают — сначала протокол передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, ВУ забрать не могут, а водитель вправе им пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать в течение трех рабочих дней. Срок лишения отсчитывают с того дня, в который водитель сдал ВУ. Чем позже он это сделает, тем дольше будет без права управления транспортными средствами.
См. также:
Право на медицинское освидетельствование
Основание: п. 93.2 порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
Как это работает. Если инспектор заподозрил, что водитель пьян, ему предложат пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда его направят на медицинское освидетельствование, то есть сдать пробы в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО, а еще человек может потерять работу — если работает водителем по найму. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере, пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
См. также:
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Основание: ст. 33, 53 закона «О полиции», гл. 30 КоАП РФ.
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы — оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинили ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
См. также:
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil