7 советов, которые помогут сдать квартиру и не пострадать от проблемных жильцов
Проблемные арендаторы, безусловно, бывают, но это очень редкое явление.
Я знаю только три примера: с одним сталкивался лично, с двумя другими имели опыт общения знакомые. Выборка — более чем 30 успешных заселений. То есть проблемный жилец — не более чем каждый десятый. Многие арендодатели имеют шанс ни разу в жизни их и не встретить.
В моем случае все решилось при помощи направления досудебной претензии и регулярного капания на мозги. Вежливого, но твердого. Жильцы съехали почти в срок. Потеря в деньгах была несущественна. А теперь немного обобщенного опыта от практикующего арендодателя.
Пропишите в договоре условия конфликтного расторжения
В договоре нужно отдельно добавить блок текста о его конфликтном расторжении и акцентировать на нем внимание арендатора в момент заселения. Например, прописать, в каких ситуациях наступает конфликтное расторжение, как оно происходит, какие предпринимаются шаги по выселению, какие еще принимаются меры вроде пени или увеличенного тарифа арендной платы до ликвидации просрочек. Это неплохо организует и бодрит.
Если сдаете несколько квартир, найдите юриста
Если вы сдаете несколько квартир и процесс поставлен на поток — неплохо бы найти грамотного юриста и поддерживать с ним контакт. Даже в случае выселения по решению суда есть шанс провести его достаточно быстро. Например, обойтись без прений сторон и вообще протолкнуть дело в обработку намного быстрее.
Не бойтесь сказать арендатору нет, если у вас есть сомнения
При заселении нужно включать голову. Если вас что-то смущает, не бойтесь отказать жильцам, даже если вы уже на этапе подписания договора.
В моей истории с неудачными арендаторами виноват я сам. У жильцов были проблемы с логическим мышлением и психикой, и я это заметил еще во время просмотра квартиры и оформления документов. Но я расслабился, опираясь на прошлый беспроблемный опыт.
Аналогичные ситуации были и у знакомых: один заселил наркопотребителя, второй — безработного мужика, которого выгнала жена за пьянство. В обоих случаях проблема была очевидна уже при первой встрече с жильцом.
Поддерживайте постоянный контакт с жильцами
Со своими арендаторами нужно поддерживать постоянный информационный контакт, а в квартире — регулярно появляться. Если не проявлять себя, у недалеких головой арендаторов со временем возникает иллюзия, что это их дом. А значит, «попробуй-ка меня из моего дома выселить».
Если арендатор оказался проблемным, будьте решительны и не надейтесь, что все наладится
Я бы советовал не затягивать решение вопроса с проблемными арендаторами. Не давать им третий, четвертый и прочие шансы. Лучше наличие конфликтного, но однозначного решения, чем бесконечная надежда на то, что все наладится.
Будьте непреклонны, даже если арендатор угрожает судом
По моему опыту, если жилец неадекватный, он вряд ли разбирается в законах и часто их не признает. Его аргументация почти всегда будет лежать за гранью законодательства и логики. Поэтому — да, при выселении вполне работают внесудебные методы урегулирования вопроса. Без членовредительства и нарушений УК, естественно.
Если же жилец угрожает судом, спокойно говорите, чтобы шел и судился, вы не против. Это сразу охлаждает пыл потенциального склочника.
Если арендатор отказывается съезжать — меняйте замки
Замена замков или «хозяйский замок» в двери — отличная тема. По краткосрочному договору аренды ни один мастер вскрывать замки не возьмется. А по выписке из ЕГРН или договору купли-продажи — запросто. Один раз потеряв доступ к своим вещам, жильцы съезжают достаточно бодро. Доказать какой-то ущерб в суде — невозможно.