«Покупатели бывают разными, от милашек до неадекватов»: сколько зарабатывает продавец секс-шопа
Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
Ирина профессионально играет на флейте и имеет диплом швеи, но уже три года работает продавцом в секс-шопе. Она рассказала, как ей удается разговорить стеснительных клиентов, какие товары пользуются наибольшим спросом, зачем в магазине две тревожные кнопки и почему она хочет уволиться.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии
На работу в секс-шоп я попала совершенно случайно, жизнь меня к такому не готовила. По первому образованию я музыкант, по второму — швея-закройщица. Музыкой с детства заставляла заниматься мама, она профессиональная пианистка и личность довольно авторитарная. Пришлось окончить музыкальную школу, а после одиннадцатого класса поступить в музыкальный колледж. Я училась на отделении духовых и ударных, играла на флейте и саксофоне, но после училища к инструментам практически не притрагивалась. Очень жалею, что много лет потратила на совершенно бесполезное для себя занятие.
Шитьем я занималась тоже с детства, но, в отличие от музыки, по своей инициативе. Шью я хорошо, у меня большой опыт. Пока находилась в декрете, решила по этому направлению окончить полугодовые платные курсы, чтобы получить корочку. Потом устроилась костюмером в местный театр. Проработала там около года на мизерной зарплате, почти без выходных и с нагрузкой, рассчитанной на троих. Плюнула на это все, уволилась и начала искать что-то новое.
Мне нужна была работа с нормальными выходными, сменным графиком и более-менее приличной зарплатой. Четких пожеланий и требований не было, просто листала приложение по поиску работы, смотрела, какие есть предложения. На вакансию продавца секс-шопа откликнулась ради прикола. В магазинах для взрослых я бывала как клиент и ничего масштабнее презервативов не покупала. Когда меня пригласили на собеседование, я удивилась. Рассказала об этом мужу, теперь уже бывшему, — он отреагировал спокойно, сказал: «Главное, чтобы тебе там было лучше, чем в театре».
Собеседование проходило в кабинете генерального директора компании. Я рассказала о себе, мне задали несколько стандартных вопросов и спросили, готова ли я работать с такой группой товаров, не стесняюсь ли произносить вслух слова «пенис», «вагина» и «анус». Директору я понравилась, и меня взяли на оплачиваемое обучение. Оно длилось месяц и проходило в самом большом магазине сети, где работают менеджеры и расположен склад. За это время нужно было изучить стандарты работы, основных производителей и категории товаров, чтобы грамотно консультировать покупателей.
Обучение мне понравилось, я узнала много нового о товарах для взрослых и о физиологии человека. Труднее всего было запоминать составы и ингредиенты косметики и БАДов, остальное укладывалось в голове легко. С покупателями мы начинали работать постепенно, в присутствии более опытных сотрудников, которые помогали в случае чего.
После обучения нужно было пройти тестирование у сексолога.
В нашей компании работает опытная женщина с медицинским образованием, которая в основном проводит консультации клиентов, но занимается также и аттестацией сотрудников. Тестирование проходило по «Скайпу» и состояло из тестовой и устной частей. Спрашивали основные ингредиенты косметических средств, товарные группы, моделировали ситуацию с запросом клиента. Я сдала на «отлично».
Испытательный срок длился три месяца. Первые дни были очень стрессовыми. Возникали вопросы по работе с 1С и сложности с документооборотом. Поскольку в каждом магазине у нас по одному сотруднику, оперативно что-то спросить не всегда было возможно, но коллеги помогали как могли в рабочем чате или по телефону. Дальше я быстро освоилась, и никаких проблем не возникало. Работаю уже три года.
Суть профессии
Основная задача продавца-консультанта в секс-шопе — создать приятную атмосферу, расположить человека к себе, разговорить, чтобы ему стало комфортно и он без стеснения мог рассказать, за чем пришел и что хотел бы попробовать.
Чаще всего к нам заходят пары, поодиночке больше мужчины заглядывают, чем женщины. Возрастные клиенты тоже бывают: дедушки лет по 70—80, например, не такая уж диковинка, а вот бабушки не помню ни одной. Документы проверяем, если есть подозрение, что посетителю меньше 18 лет, по закону мы обязаны охранять несовершеннолетних от не предназначенной для них информации.
Некоторые заходят просто посмотреть, но чаще всего приходят за чем-то конкретным, ну или хотя бы могут объяснить, какая товарная группа нужна. Мужчины преимущественно берут БАДы для потенции, женщины больше интересуются смазками и игрушками. Самые ходовые товары — расходники: презервативы и пробники смазок. Многие покупатели не хотят покупать полноразмерные версии, предпочитают набирать с десяток разных тестеров.
Я легко могу завязать общение с любым человеком. Прежде всего, всегда здороваюсь. Если человек не обращается ко мне сам, даю минуту-полторы осмотреться, потом спрашиваю, нужно ли что-то подсказать, показываю ассортимент, обращаю внимание на новинки. Если посетителю понравилось что-то конкретное, рассказываю об особенностях и функциях этого продукта, предлагаю посмотреть его поближе, взять в руки, спрашиваю о впечатлениях.
Самый действенный способ построить доверительные отношения с покупателем — рассказывать о товарах для взрослых как о совершенно будничных предметах вроде еды или одежды и называть вещи своими именами, а то многие стесняются даже названия органов произносить — все у них «писи» и «попы». Кстати, самым классным словом за всю мою карьеру в секс-шопе была «колотуха» — один парень так фаллоимитатор называл.
Я хорошо разбираюсь в ассортименте, особенно в презервативах и интимной косметике. Если человек на что-то жалуется, могу сказать, поможет ли в его случае покупка, например, хорошей смазки или лучше обратиться к врачу.
Мне нравится, как посетители, которые сначала очень стесняются и боятся, в процессе общения успокаиваются, становятся более открытыми, а потом говорят, как я им помогла, — такие моменты всегда греют мое сердечко. Например, к нам как-то пришла женщина среднего возраста по совету своего гинеколога. Она очень смущалась и едва не плакала, но мне удалось ее разговорить и объяснить, что здесь ничего стыдного и плохого нет. Мы пообщались, я показала несколько товаров, и она ушла с покупкой довольная, сильно меня благодарила.
Разговаривать с покупателями приходится очень много и чаще всего ни о чем.
В секс-шопе на тебя льется водопад информации. Например, сколько у этого мужчины любовниц, куда эта женщина помещает фаллоимитатор, кто-то рассказывает про случаи, которые произошли с их друзьями: кто, что и куда засунул.
Странные и смешные покупатели встречаются частенько. Один клиент хотел попробовать игрушку, а только потом ее купить — вдруг не понравится. Спрашивали, можно ли сразу воспользоваться покупкой в примерочной. Интересовались, можно ли вернуть вибратор. Со временем начинает надоедать вопрос «чем вы можете удивить?». Я на такое обычно показываю анальные крюки — и действительно удивляются.
Несмотря на мою открытость и дружелюбие, расположить удается не всех, а некоторые категории клиентов откровенно бесят.
Агрессивные стесняшки. В их понимании секс-шоп — это место для извращенцев или тех, у кого в интимной жизни все плохо. Я не знаю, зачем они к нам приходят, наверное, чтобы лишний раз выразить свое «фи» и показать, что они-то уж точно «нормальные». Общаются через силу, грубят.
Мамкины шутники. Приходят поржать и отпустить дурацкие шутки в духе «а можно вот этот страпон примерить?». Причем это не молодежь, молодые как раз ведут себя более спокойно, это мужчины постарше чудят. Один такой покупатель, все шутивший над тем, какой у него большой член, сообщил мне вскользь, что знает, какого цвета на мне белье. Было очень неприятно, что незнакомый человек заглянул мне под рубашку. Вообще, приставания были неоднократно, в основном от нетрезвых посетителей, но после твердого «нет» все заканчивалось.
Неблагодарные скряги. Общаются, задают огромное количество вопросов, получают полноценную консультацию по какому-то продукту, а потом прямо в лицо говорят, что купят это на маркетплейсах, потому что там дешевле. Поскольку моя зарплата напрямую зависит от продаж, таких людей очень хочется посылать на три веселые буквы.
Но в целом мне нравится каждый день общаться с разными людьми. Например, в одну из смен я познакомилась с мануальным терапевтом, который, как оказалось, работает и со спортсменами. Я серьезно занимаюсь боксом, так что такое знакомство было очень актуальным.
Еще один приятный бонус — возможность покупать интимные товары с хорошей скидкой. Да, я ими тоже пользуюсь и не вижу в этом ничего ужасного. Из всей продукции мне больше всего нравятся свечи для массажа, я их и себе беру, и покупателям рекомендую: от них есть маленький тестер — можно показать, что это и как ими пользоваться.
Коллектив у нас отличный: работают и мужчины, и женщины, все очень дружелюбно друг к другу относятся. Менеджеры также готовы пойти навстречу, если, например, нужно срочно подмениться, взять аванс раньше срока или дополнительный выходной.
А вот с вышестоящим руководством все куда сложнее.
Видимо, люди, которые сидят в кабинете, не очень хорошо себе представляют, каково это — работать на точке с обычными небогатыми людьми, которые могут стесняться или грубить. Даже банальные жалобы продавцов на духоту или, наоборот, холод в торговом помещении могут проигнорировать. Была целая эпопея с тем, чтобы в одном из магазинов сделали вентиляцию. Я откровенно долбила начальство несколько месяцев насчет этого, но с мертвой точки дело сдвинулось только после того, как на духоту стали жаловаться покупатели. Многим сотрудникам такое отношение не нравится. Один раз было такое, что всего за пару месяцев уволились четыре опытных продавца, хотя как таковой текучки у нас нет.
Плюс моей работы — это доступ к интересным и полезным знаниям: у нас есть корпоративный портал, куда регулярно выкладывается информация о новинках. Проблема в том, что эти знания по большому счету теоретические. На пробу ничего не дают, иной раз даже тестеры на магазин выпросить нереально, а некоторые игрушки приходят в полностью закрытых коробках с контролем вскрытия, как такие демонстрировать — большой вопрос.
Каждые полгода продавцы должны подтверждать знания. В личные сообщения на корпоративном портале отправляют вопросы для аттестации, мы по ним готовимся, а потом звонит сексолог и проверяет. Гоняет по основным моментам вроде товарных категорий и их особенностей, а также по новинкам, вышедшим за последние полгода. Результат может зависеть не только от подготовки продавца, но и от настроения сексолога: нередко она откровенно заваливает дополнительными вопросами. Я всегда переживаю перед аттестацией, потому что ее результаты напрямую влияют на размер зарплаты.
Место работы
У компании в городе есть несколько магазинов. Продавца могут поставить работать в любом из них: например, сегодня и завтра ты на одной точке, а следующие две смены — на другой. Большой плюс такой системы в том, что можно легко найти подмену и не переживать, что коллега в чем-то запутается.
Все магазины просторные, с окнами, в торговом зале несколько шкафов-витрин со стеклянными дверцами, в которых представлены как резиновые гениталии, так и более технологичные игрушки, вообще непохожие на человеческое тело. Есть отдельная витрина с интимной косметикой и презервативами. Белье представлено на экономпанелях. Во всех магазинах есть санузел и подсобка, где сотрудник может перекусить и переодеться.
Зловеще и пугающе секс-шопы точно не выглядят.
В магазинах с одним торговым залом витрины расставлены в определенном порядке. Ближе к входу — самые «безобидные» товары: нижнее белье, аксессуары, кружевные маски и сувениры. Где-то в середине — игрушки абстрактного вида, а уже в самом конце — реалистика вроде фаллоимитаторов и кукол, а также БДСМ-атрибутика. В кассовой зоне продаются БАДы, массажная косметика, презервативы, смазки и средства гигиены. Если торговых зала два, то реалистика и страпоны всегда располагаются в дальнем, чтобы не шокировать при входе.
Из-за санкций ассортимент немного сократился: ушли некоторые марки, многие товары стали завозить реже и в меньших количествах, особенно это отразилось на премиальных брендах высокого качества, которым сложно подобрать альтернативу. Но появилось больше продуктов отечественных брендов. В России есть завод по производству реалистичных игрушек в Краснодарском крае, а в Екатеринбурге выпускают интимную косметику. О качестве смазок и презервативов российского производства говорить пока не могу, поскольку еще не было толком обратной связи от клиентов.
Рабочий день
Чаще всего меня ставят работать в магазин недалеко от дома. Практически всегда иду на работу пешком, это занимает минут 20—30. Если приходится ехать на автобусе в другой район, то на дорогу уходит от получаса до часа.
Смена всегда начинается в 10:00, а заканчивается в 20:00—22:00 в зависимости от магазина. Круглосуточных секс-шопов в Новокузнецке нет. Продавцы работают поодиночке. В самом крупном магазине сети есть менеджер, который при сильной загруженности помогает с покупателями. В некоторых магазинах чистоту поддерживают уборщицы, в остальных продавцы убираются сами, за это доплачивают по 100 ₽ за смену.
Почти каждое утро начинается с пересчета товаров. Также нужно позвонить диспетчеру пультовой охраны, чтобы проверить тревожную кнопку. Если есть интернет-заказы, оформляю их и подготавливаю для выдачи. Дважды в неделю привозят товар, это может быть как небольшой пакет с ручками, так и пара-тройка огромных картонных коробок. Нужно все это разобрать, сверить с накладными, отписаться по ним менеджерам и проверить. Проверяю срок годности, комплектность, целостность, у изделий с мотором — вибрацию, если на коробках нет контроля вскрытия. Затем нужно напечатать и расклеить ценники, расставить ассортимент по витринам или убрать в подтоварники.
Ну и главное — это работа с покупателями: консультация, демонстрация, расчет и прочее. При продаже нужно обязательно упомянуть, что товары интимного назначения и белье не подлежат возврату и обмену, рассказать о гарантии на игрушки с мотором и о правилах ухода за ними.
Случай
Смешных случаев было немало, но хотелось бы рассказать об одном из самых страшных.
На мою коллегу однажды во время смены попытался напасть посетитель. Она нажала тревожную кнопку, но охрана приехала, когда злоумышленник уже ушел. Ее спас случайно зашедший посетитель. Ребята из охраны покрутились и ушли, а этот агрессивный мужик снова вернулся! Моя коллега опять нажала тревожную кнопку — на этот раз охрана приехала быстрее, и чувака успели поймать. Чоповцы провели с ним воспитательную беседу. Он после такого воспитания дождался, когда охрана уедет, зашел в магазин и пригрозил коллеге, что будет за ней следить. Хорошо, что в этот раз он ушел сам.
К счастью, руководство не отмахнулось от этого инцидента, было написано заявление в полицию, мужчину нашли и задержали.
Дело передали в следственный комитет. Начальство написало инструкцию для продавцов о том, как действовать в подобных ситуациях, но ничего нового в ней не сообщили. Все то же самое: жмите на кнопку, не вступайте в конфликт, ждите охрану. Сделали, правда, еще тревожную кнопку на компьютере в виде активной ссылки, при нажатии на которую поступает сигнал менеджеру, и тот уже может напрямую позвонить в полицию или связаться с охранным предприятием.
Откровенно страшно, что моя безопасность на работе зависит от действий охраны или полиции, сотрудники которых могут забить на свои прямые обязанности. За то время, пока охрана ехала, моей коллеге легко могли навредить.
Доход и расходы
Система оплаты у нас очень запутанная. Зарплата состоит из оклада и бонусной части, которая начисляется за выполнение плана продаж, причем план каждый месяц разный. Мне кажется, такая сложная и странная схема была специально придумана, чтобы максимально урезать зарплату сотрудникам. Каждый раз мне самой приходится проверять и пересчитывать получку, так как уже неоднократно находила ошибки в расчетах бухгалтера.
За смену нужно продать определенное количество единиц на определенную сумму. Скажем, сегодня в одном магазине я выполнила план на 50% по выручке и на 30% по единицам товара, а завтра в другом магазине у меня 100 и 80% соответственно. В конце месяца из данных за все смены рассчитывается среднее арифметическое. Если показатели выше минимального порога, сотруднику выплачивается бонусная часть. Если нет, получаешь только оклад — что-то около 18 000 ₽, из которых еще вычтут налоги. Бонусную часть выплачивают полностью, ее через налоги и отчисления не проводят.
При такой системе важную роль играет проходимость конкретного магазина. На количество покупателей влияет и день недели, и месяц, и даже погода на улице. Например, в середине месяца, когда люди получают зарплаты, продаж становится гораздо больше. Неприятно осознавать, что твой доход зависит не напрямую от приложенных усилий, а от интереса клиентов и их количества — вещей, на которые ты никак не можешь повлиять. У меня бывали дни, когда в магазин заходила всего пара человек и выручка составляла 1000—2000 ₽.
Лучше всего продажи идут под Новый год. Самый большой чек у меня был на 50 000 ₽: женщина купила несколько дорогих игрушек и много белья.
На зарплату также влияет категория продавца. Все новенькие начинают с третьей. Те, кто сдает аттестацию хорошо, переходят на категорию выше, где ставка больше. При расчете финальной суммы почасовая ставка умножается на коэффициент по выполненному плану.
До первой аттестации, на испытательном сроке, я получала от 15 000 до 25 000 ₽ при графике 3/3. Потом сдала аттестацию на «отлично», перешла на первую категорию и всегда ее подтверждала. В декабре прошлого года за 17 смен я получила около 40 000 ₽, большая часть этой суммы — бонусы за высокие праздничные продажи. В январе за 14 смен зарплата была 29 000 ₽.
На графике 3/3 у меня обычно выходит около 30 000 ₽, если работать 4/2, можно получить в пределах 40 тысяч.
Даже в Новокузнецке на эти деньги особо не разгуляешься.
Для комфортной жизни хотелось бы зарабатывать раза в два больше. Единственная возможность тут — брать больше смен, подменять коллег. Можно вообще работать без единого выходного, если договориться с менеджерами. Но даже при таком раскладе все зависит от продаж: сделаешь минимальный процент — получишь нормальную зарплату, нет — живи на официальную часть.
Теоретически меня могли бы повысить до менеджера. Менеджеры занимаются закупками на подразделение, перераспределяют товары между магазинами, составляют графики работы продавцов. На всю сеть в городе у нас два менеджера, и руководство считает, что этого вполне достаточно, так что по факту перспектив роста практически нет.
Еще я получаю пособие на ребенка, это дополнительные 9000 ₽ в месяц.
Муж работает менеджером по снабжению в организации, которая занимается сельским хозяйством, получает от 70 000 до 100 000 ₽. Его зарплата зависит от количества смен и рабочих дней в месяце.
Мы живем в квартире мужа. Он сам платит ипотеку и все коммунальные платежи, но у него и доход в три раза выше моего. У каждого из нас своя карта, общего счета нет. Иногда я могу попросить у него денег, иногда — он у меня, но второй случай — большая редкость. Траты на продукты и бытовые товары мы делим поровну, но есть статьи расходов, которые полностью несет кто-то один. Строгих правил нет, всегда обо всем договариваемся.
Большая часть моей зарплаты уходит на бытовые нужды, продукты, одежду и обувь. Также на мне содержание животных: у нас три кошки, все они в разное время были подобраны или взяты из приюта, им нужно покупать корм и наполнитель, возить к ветеринару при необходимости.
Вторая существенная статья расходов — моя шестилетняя дочка. Я периодически покупаю ей игрушки, регулярно — канцелярию и разную мелочь для творчества и развития: карандаши, альбомы, краски, пластилин. Часть денег идет на развлечения: последний раз мы ходили в театр кукол на сказку, за три билета отдали 1500 ₽.
Дочка занимается спортом, ходит на теннис, это примерно 4000 ₽ в месяц за восемь занятий, но эту статью расходов полностью взял на себя мой нынешний муж, так как отдать ребенка именно на теннис было его инициативой. С родным папой дочки мы в разводе, но остались в дружеских отношениях. Алименты он не платит, так как самозанятый, и мы договорились, что его зоной ответственности будут одежда и обувь, а также оплата садика. Еще он балует ее всякими вкусняшками, покупает лекарства по мере надобности, может сводить куда-то развлечься. С дочкой он время проводит, не слился и действительно много ей дает.
Ощутимая статья расходов — мои контактные линзы. На месяц я покупаю две упаковки по 30 штук — это почти 5000 ₽, по всяким акциям и бонусам можно сэкономить примерно тысячу. Приходится брать дорогие капли для глаз, так как у меня чувствительная роговица и подходят не каждые. Морально готовлю себя к покупке очков, так как зрение стало хуже. Надо либо менять линзы в старых, а это 6000 ₽ минимум, либо заказывать новые с оправой, а это уже не меньше 10 000 ₽.
Еще я трачу 3000 ₽ в месяц на занятия боксом, иногда покупаю спортивную экипировку, изотоники и витамины. Одежду себе обновляю редко, по мере изнашивания.
Экономия
Экономить приходится на очень многом. Мы мало тратим на развлечения, почти не ходим по кафе и ресторанам, технику и мебель обновляем крайне редко, покупаем одежду и обувь только по необходимости. Из недавнего — взяла в рассрочку обувь себе и дочери, так как заплатить 6000 ₽ за две пары не могла. «Авито» и «Юла» много раз спасали, но именно в тот раз там не было нужных размеров, а дело было зимой — ждать не могли.
Продукты покупаю в ближайших супермаркетах, доставкой пользуюсь очень редко, только если получается не дороже, чем сходить в магазин самой. Меню особо не планирую, готовлю первое и второе на несколько дней и беру что-то к чаю.
Экономлю на маленьких радостях типа кофе навынос, косметики, парфюмерии и книг.
Отказываю себе в обеде на работе, если не было возможности взять еду из дома. Нормальный обед, которым наешься, стоит от 400 ₽ — я лучше посижу до конца смены голодная, но сэкономлю эти деньги, чтобы купить линзы и хорошо видеть. Кстати, можно было бы не тратиться на линзы, а ходить в очках, но в них невозможно заниматься спортом, а зимой — ходить по улице. От занятий боксом отказываться не хочу. Для меня это большая отдушина, в спорте мне важна не только физическая составляющая, но и удовольствие.
Отпуск — 14 дней два раза в год — провожу дома, так как куда-то съездить мне тоже не на что. В прошлом году была семейная поездка в Калининград с мамой и дочерью — на этом все. Очень хотелось бы поездить по России, посетить города Золотого кольца.
На чем не экономлю, так это на здоровье, потому что перелечивать плохо вылеченное выходит всегда дороже. С бесплатной медициной я давно попрощалась, в государственную поликлинику хожу только к терапевту при острой необходимости, узкие специалисты и анализы — всегда платно. Никакой экономии не может быть и на животных: покупаю им корм определенной марки, вовремя везу к ветеринару. Потребности дочки тоже в приоритете.
Финансовая цель
Сейчас моя главная финансовая цель — закрыть кредитку с долгом 80 000 ₽. Во время ковидного карантина 2020 года я на два месяца осталась без работы, потому что все магазины, кроме продуктовых и аптек, в нашем ТЦ закрыли. На тот момент я была в разводе, нужно было оплачивать съемную квартиру, покупать продукты, на что-то жить с дочерью. Сбережений не было никаких.
До кучи у меня сломались холодильник и компьютер, я сильно заболела, много денег ушло на лекарства. Ремонт холодильника я еще потянула, а вот новый ноутбук, самый дешевый, пришлось купить в кредит. Этот долг закрываю уже два года из-за постоянных расходов и маленького заработка.
Будущее
Я хочу сменить профессию, чтобы зарабатывать больше, закрыть кредитку и начать откладывать. Мне нравится сфера продаж товаров для взрослых, здесь много интересных людей и знаний. В больших городах можно было бы раскрутиться, но не в Новокузнецке — тут в этом направлении нет совершенно никаких перспектив. Можно до старости сидеть за кассой за 40 000 ₽. Более того, я откровенно выгорела, постоянно рассказывая одно и то же, отвечая на одни и те же вопросы, занимаясь одним и тем же.
В магазин часто заходят люди, которые хотят устроиться к нам работать, а мне порой хочется им откровенно сказать, что здесь они ничего для себя не найдут. Да, работа интересная и необычная, но поначалу придется вкалывать за копейки, а безопасность доверить дармоедам-чоповцам. Да и покупатели бывают разными — от милашек до полных неадекватов, откровенно пристающих к продавцу.
О переезде я не думаю, на него нужны деньги и силы.
Переобучиться было бы классно, но на что жить во время учебы — большой вопрос. Система образования в нашей стране, когда нужно четыре года кроме предметов по специальности посещать всякую бесполезную ерунду типа философии, разбивает мне сердце. Я хотела бы получить знания в области управления или бизнеса, вообще много думала над тем, чтобы открыть что-то свое. При любом раскладе нужна финансовая подушка, которой у меня пока даже близко нет.