Как отказаться от услуг консьержа?
Родители подарили нам с мужем квартиру. Купили ее у женщины, которая ее сдавала. Жильцы были недобросовестные, и хозяйка, устав от них, прикрыла бизнес.
Это старый фонд — 237-я серия советских домов с хорошей планировкой, грузовым лифтом и консьержем, который за ежемесячную плату должен следить за порядком и оказывать приятные услуги-мелочи владельцам. Но с самого знакомства с консьержем у нас не задалось.
Когда мы впервые пришли посмотреть квартиру, неизвестная женщина перегородила проход и спросила, кто мы. Мы удивились ее гонору и сообщили номер квартиры. В ответ консьержка сказала, что предыдущие жильцы не платили за ее услуги и, пока мы не отдадим их долг, она не будет пускать нас к лифту.
Спустя несколько дней ситуация повторилась: она перегородила вход моему мужу, который уже прописался в квартире, сказала, что знать его не знает и, пока мы не заплатим, не будем иметь права входить.
Тогда я стала разбираться, и вот что выяснилось. В нежилом помещении с окошком проживают три бабульки, сменяя друг друга и работая по 24 часа. Платят им по 300 ₽ с квартиры в месяц. Деньги отдают наличными, и бабульки записывают все в «тетрадку» — никаких чеков или отчетов. В платежных документах информации нет.
Мы решили, что раз консьержки так к нам относятся, мы не будем им платить. И обратились в управляющую компанию. Но там сказали, что если я пожалуюсь или позвоню в полицию из-за людей, проживающих в нежилом помещении, то мне ничем не помогут. А вот в УК знают способы, как сделать мою жизнь в доме менее сладкой из-за перебоев с водой и электричеством.
Мы смирились — платить по 300 ₽ мимо касс и налогов неприятно, но это все-таки не заоблачные деньги. Чужой долг на нас не повесили.
Спустя полгода мы поняли, что обещанная комфортная жизнь с консьержем не такая уж и комфортная. Вот с чем мы столкнулись.
Плюсы:
- Консьержка восемь раз из десяти открывает дверь заранее, если ты входишь с парадного входа и она узнала тебя по камере.
- Однажды она напомнила, что мы не внесли показания счетчика.
- Здоровается с тобой, если ты с ней здороваешься.
- Хулиганы не звонят нам в домофон.
- Один раз консьержка звонила соседу, который шумел ночью, и это помогло.
Минусы:
- Наш домофон подключен к домофону консьержки, и никто не может связаться с нами напрямую. Схема такая: человек звонит в домофон, ему отвечает консьержка, узнает, что надо, потом звонит нам и спрашивает, впускать ли.
- После полуночи доставку нужно забирать самостоятельно, спускаясь вниз: консьержка уходит спать и курьеров не встречает.
- Обычно, когда соседи снизу шумят и не дают спать ни нам, ни другим жильцам, консьержка отмахивается. Говорит, что это наши проблемы и мы должны вызывать полицию.
- Как-то я попросила консьержку вызвать мне сантехника на замену батарей, она ничего не поняла и передала ему «подойти на осмотр». В итоге я зря отпросилась с работы, потому что сантехник не взял инструменты и не заложил достаточно времени на замену. Потом он дал свой номер, и мы договорились лично.
- Когда мы услышали, как в соседней квартире ночью кого-то избивают, сразу пришли к консьержке. Но она отмахнулась — сказала, что ничего не слышно. А утром поделилась, что там муж регулярно бьет жену и это норма — влезать не надо. Мы были в шоке — и в следующий раз сразу вызовем полицию, но такой пофигизм поражает.
- Когда мы однажды застряли в лифте и вызвали консьержку, она нам нахамила. Сказала, что когда лифтер приедет, тогда и приедет. Никакой оперативности и человеческого отношения.
- В целом при нашей приветливости и готовности идти на компромисс все консьержки — хамоватые натуры. Есть ощущение, что это они нам платят, а не мы им.
Есть ли какой-то способ пожаловаться на незаконные действия УК и будет ли от этого польза?
Меня все это очень напрягает — я хочу, чтобы домофон был напрямую у меня и никто не вынюхивал подробности моей жизни: кто и зачем ко мне ходит. Мне не нравится, что левых людей наделили бесполезными полномочиями и я должна за это платить, становясь соучастником преступления. Я не хочу свергать УК, мне просто хочется, чтобы все было законно, а в личную жизнь моей семьи не лезли.
Консьерж, который следит за порядком и оказывает приятные услуги-мелочи владельцам, — это, конечно, здорово. Но в вашем случае я не вижу, чтобы он вообще оказывал какие-то услуги.
Расскажу, как эта ситуация выглядит с точки зрения закона и как с этим бороться.
Как жильцы нанимают консьержа
Наличие консьержа — это опция, которую могут выбрать жильцы дома. Вот как все должно происходить:
- Жильцы проводят собрание и решают нанять консьержа. Там же договариваются об оплате его услуг.
- Участники собрания составляют протокол с решением и направляют его в управляющую компанию. В протоколе должны быть прописаны все детали: в каком помещении находится консьерж, график его работы, что он должен делать, а что не должен, кого может пропускать, а кого — нет, может ли вместо жильцов отвечать на домофон и что происходит после этого. Информация о подключении домофона тоже должна быть в решении собрания.
- УК на основании протокола вносит стоимость услуг консьержа в платежные документы и подписывает с ним трудовой договор.
- Жильцы дома платят управляющей компании, а УК переводит деньги консьержу за вычетом НДФЛ и платит за него страховые взносы.
Если все оформлено так, то собственник не может отказаться от платежей, даже если не согласен. Решение собрания обязательно для всех жильцов. Нет оформления — нет и услуг, которые консьерж оказывает. А еще собственники и жильцы дома не обязаны ему платить.
Если бы собственники вашего дома провели собрание о работе консьержа, УК не пришлось бы угрожать вам отключением воды и света. Сотрудники управляющей компании показали бы вам протокол с решением о том, как и сколько платить консьержу. Они разъяснили бы, что задолженность с вас взыщут через суд, если откажетесь. Вместо этого УК начала угрожать вам в стиле старых советских управдомов.
Правда ли, что из-за жалоб могут отключить свет и воду
Я почти уверен, что это пустые угрозы. Если собственники на собрании не приняли решения об оплате услуг консьержа, ничего подобного УК после ваших жалоб не сделает.
Дело в том, что юридически консьерж вам никто. Без решения собственников это просто странная женщина, которая мешает войти в подъезд и требует деньги. Управляющая компания на словах ее поддерживает. Но если по вашей жалобе начнется проверка, УК не сможет сказать: «Да, это наш человек, мы ее тут посадили». Если они это признают, сотрудников управляющей компании можно будет привлечь к ответственности.
Вот какие нарушения допустила УК:
- Не заключила трудовой договор с консьержем. Штраф для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 ₽, для компании — от 50 000 до 100 000 ₽.
- Умышленно не платила за консьержа НДФЛ и страховые взносы. Штраф — 40% от недоимки.
- Брала плату с жильцов без решения общего собрания собственников и угрожала отключением воды и света за жалобу. Это нарушение правил управления многоквартирным домом. За такое должностных лиц могут оштрафовать на 50 000—100 000 ₽ или дисквалифицировать на срок до трех лет. Штраф для УК — 150 000—250 000 ₽.
Как показывает опыт, в такой ситуации сотрудникам УК выгоднее заявить проверяющим, что к этой тетеньке с тетрадкой они отношения не имеют: «Да, сидит в подъезде, собирает деньги, следит за дверью и теми, кто ходит по подъезду. Почему она так делает — науке неизвестно. Наверное, с жильцами договорилась. Товарищи проверяющие, спрашивайте у жильцов — УК здесь не при делах. А то, что обещали свет и воду отключить, — нас просто неправильно поняли».
Как пожаловаться на действия УК
Я рекомендую сначала попросить управляющую компанию дать вам копию протокола общего собрания собственников. Там должно быть прописано, сколько жильцы обязаны платить за услуги консьержа, как он подключается к домофону и пропускает посетителей в подъезд и что вообще входит в его обязанности.
Чтобы получить копию протокола, необязательно посещать управляющую компанию лично. Есть более надежный способ — подать обращение через сайт ГИС ЖКХ либо через его мобильное приложение «Госуслуги.Дом».
В обращении укажите, что у вас в подъезде в нежилом помещении живет какая-то женщина. Регулярно просит денег непонятно за что, мешает входить в подъезд, отвечает вместо вас на звонок в домофон, не пускает к вам гостей. Чем она руководствуется — объяснить не может. А когда вы попытались выяснить подробности в УК, вам пообещали отключить свет и воду.
В связи с этим вы просите предоставить копию решения общего собрания собственников, которое наделило женщину такими полномочиями и обязало УК отключать свет и воду недовольным жильцам. А если такого решения не было — принять меры и навести порядок. Если УК сама это сделать не сможет, вы пожалуетесь в Госжилинспекцию, ГЖИ, и полицию уже на управляющую компанию.
По своему опыту скажу — в большинстве случаев такого обращения достаточно как минимум для того, чтобы консьерж перестал портить вам жизнь.
А управляющей компании придется выбрать один из вариантов действий:
- В трехдневный срок предоставить вам копию решения собрания собственников. Если оно действительно есть, вам придется его исполнять.
- Проигнорировать обращение или пойти на обострение конфликта. Выразится оно, скорее всего, в том, что консьерж будет громче кричать. Но если вы не опустите руки, продлится это недолго. А вот отключить, например, воду в отдельно взятой квартире УК не может технически. Со светом тоже не все так просто: отключают его только за долги.
Если УК выберет второй вариант, отправьте в ГЖИ жалобу на ее действия и приложите копию своего обращения — на том же сайте ГИС ЖКХ или в приложении «Госуслуги.Дом». В жалобе попросите устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Что в итоге
Гарантий, что вопрос сразу решится в вашу пользу, нет. Но шансы навести порядок в доме очень хорошие.
Запросите у управляющей компании копию протокола. Если выяснится, что собственники жилья не проводили собрание, консьерж работает незаконно. В этом случае вы не должны соблюдать его правила и платить ему.