
«Моя активность только разозлила судью»: как я судился с государством из-за земли
Опыт читателя
В 2020 году моя семья получила земельный участок в деревне Шейно Истринского района.
Я понимал, что он будет неликвидный, но все оказалось хуже: не было ни коммуникаций, ни какой-либо инфраструктуры поблизости. Поэтому я решил обязать администрацию Истры сделать участок пригодным для жизни через прокуратуру и суд. Вот что из этого вышло.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Как мы получили землю
В 2018 году после рождения третьего ребенка наша семья получила статус многодетной. На разных уровнях существуют меры социальной поддержки таких семей. Например, на федеральном уровне тем, у кого в собственности еще нет земли, выдают участки. А на региональном — компенсируют траты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
У нас земли не было, и я решил получить ее, как только появилась такая возможность. Для этого мы обратились в администрацию городского округа Истра.
Сама процедура постановки на учет за участком несложная и наполовину электронная: заявка подается через сайт. После ее одобрения мы принесли оригиналы заявления и необходимых документов в администрацию, и в течение месяца нас внесли в лист ожидания. В очереди мы были трехсотые и простояли в ней два года.


Как семье с детьми получить земельный участок
У семьи с тремя и более детьми есть право бесплатно получить землю от государства. Оно прописано в земельном кодексе, но особенности процедуры устанавливают регионы. Например, они могут добавить требование, что семья должна нуждаться в жилье, или предложить компенсацию вместо участка. Кроме нуждаемости обычно еще смотрят на место регистрации семьи и срок проживания в регионе. Чтобы уточнить условия предоставления земли, нужно зайти на сайт местной администрации — обычно там публикуют информацию о действующих программах.
Землю дают в порядке очередности, поэтому сначала семья должна встать на учет. Заявление и документы к нему надо подать через портал госуслуг или местную администрацию. По результатам рассмотрения дадут ответ, поставили семью на учет или нет.
Посмотреть, какие участки предлагают, можно заранее: администрация формирует перечни свободной земли. За счет бюджета проведут межевание, поставят участок на кадастровый учет, подведут коммуникации. Но на практике, как и у героя статьи, с последним бывают проблемы: семьям выделяют землю без инфраструктуры.
Если участок не пригоден для застройки, по обращению семьи его заменят. Например, это происходит, когда земля заболочена или затоплена. А если нет инфраструктуры, участок не меняют — придется ждать строительства. Но его можно ускорить через прокуратуру и суд.
Что было не так с участком
У нас в семье три дочери: две ходят в детский сад, а старшая оканчивает школу. Поэтому вопрос с инфраструктурой для нас важен.
Мы рассчитывали получить землю в уже готовом поселке для многодетных семей, проект которого нам показывали в администрации. Но участок, который нам выдали, находился просто в поле, и дорога заканчивалась за два километра до него. Ближайшая школа, детский сад и магазин находились в 10 километрах. Кроме того, в границах населенного пункта, где расположен участок, не было водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, пожарного пруда или гидранта. Использовать нашу землю для проживания было просто невозможно.
Чтобы полноценно пользоваться участком, нужно было искать дополнительные деньги для строительства и обустройства дорог, бурить скважину или возводить колодец, покупать биотуалет и так далее.



Обращение в прокуратуру
По данным Минтруда, 82% из общего числа бедных в России — это именно семьи с детьми. Ни секунды не пожалел о рождении дочек, но на собственном опыте могу сказать, что в финансовом плане это очень обременительно.
Я считаю, что выделение земли должно помогать многодетным семьям, ведь это одна из мер соцподдержки. А участки без инфраструктуры только усугубляют положение многодетных в обществе и создают для них дополнительные сложности. Поэтому я хотел объединить усилия семей, которые так же, как и мы, получили участок в Шейне. Но, к сожалению, из 300 семей только три-четыре были готовы куда-то обращаться и что-то отстаивать.
Уже потом, когда я начал общаться с активистами из других массивов и районов, мне все как один говорили одно и то же: деятельных людей единицы, а основная масса чего-то ждет. Но не везде ситуация такая. Например, в Химках многодетные семьи написали около 400 обращений в прокуратуру, и результатом этого стало решение суда в их пользу — они добились пригодных для жизни земельных участков.
Еще одной семье удалось получить от прокуратуры представление о недопустимости нарушения прав многодетных семей — в разумные сроки администрация должна была принять меры по возведению инфраструктуры. Местные власти согласились, но ничего не сделали, поэтому прокуратура обратилась в суд. В итоге администрацию обязали построить дорогу и организовать водоснабжение к участку в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.
В надежде защитить права своей семьи я тоже решил обратиться в прокуратуру. Мое обращение перенаправили в администрацию Истры. Они сказали, что в течение трех лет при первой возможности постараются что-то сделать с земельными участками, — никакой конкретики. Такой ответ меня не устроил.
Судиться в моих интересах прокуратура не стала, поэтому я решил бороться самостоятельно.




Иск в суд
Я работаю юристом, и у меня есть опыт ведения судебных дел. Поэтому я сам подготовил исковое заявление и в декабре 2020 года обратился в Истринский городской суд — по месту нахождения земельного участка. На заседания тоже ходил сам, к помощи представителя не обращался.
В иске я требовал организовать и построить инфраструктуру в течение года с даты вступления решения в законную силу. Кроме этого, просил взыскать с администрации компенсацию морального вреда и судебную неустойку — 5000 ₽ за каждый день неисполнения решения. Эта был ориентир для суда, потому что он сам определяет размер неустойки. Я руководствовался простым принципом: лучше попросить что-либо и получить любую реакцию суда, чем самому себе придумать ограничения и потом сожалеть.
Моральный вред я обосновал тем, что как собственник лишен права пользоваться земельным участком из-за отсутствия коммуникаций, а строительство инфраструктуры слишком обременительно для моей семьи — это нарушает наши права и доставляет нравственные страдания.
Первая инстанция
Администрация Истры несколько раз за процесс меняла свою позицию, приобщала судебную практику, которая не имела никакого отношения к делу. По их просьбе в качестве третьих лиц привлекли восемь госорганов: Главное управление МЧС России по МО, Комитет по архитектуре и градостроительству МО, Министерство ЖКХ МО, Министерство имущественных отношений МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Министерство экономики и финансов МО, Министерство энергетики МО и Правительство МО. Все эти действия только мешали рассмотрению дела по существу.

Я возражал против экспертизы: никакого правового смысла в ней не было. Перед началом процесса я изучил судебную практику по Московской области, и мой иск был основан на решениях судов, тексты которых есть в открытом доступе. Ни в одном из дел о необходимости экспертизы речи не было.
Целью назначения экспертизы было все так же затянуть процесс по максимуму, и у администрации это получилось: вместо месяца экспертиза длилась полгода. Сначала суд тянул с направлением дела эксперту. Затем эксперт просил представить дополнительные документы. К сожалению, когда мне наконец предложили прийти на исследование земельного участка, я заболел ковидом и не смог участвовать в экспертизе.
В своих выводах эксперт указал, что сейчас нет технической возможности подключиться к водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, а работы по строительству этих систем и дороги обойдутся примерно в 179 млн рублей.






С затягиванием процесса я пытался бороться: за полгода написал два обращения на имя председателя суда и Высшей квалификационной коллегии судей. В них просил рассмотреть дело в разумные сроки. На мои обращения председатель суда отвечала, что нарушений нет, все идет в рамках процессуального кодекса. А Высшая квалификационная коллегия судей вообще никак не отреагировала.
Моя активность только разозлила судью — это было понятно по ее реакции на мои доводы в последнем судебном заседании. Она была хладнокровна и отказала в удовлетворении всех ходатайств: об объединении дела с другим, где участвовал прокурор, о допросе эксперта и прочих.
Результат был очевиден: в августе 2021 года в удовлетворении иска мне полностью отказали, мотивировав это недостаточным сроком для строительства инфраструктуры.
Иногда судам первой инстанции проще отказать в иске с позиции «в апелляции и кассации вас услышат». При этом первая инстанция самая трудная и важная, потому что только в ней можно представлять доказательства, изменять предмет или основание иска.










Апелляция
Меня не устроило решение Истринского городского суда, и я решил обжаловать его в Московском областном суде. До этого я уже в нем судился и скажу, что это конвейер по рассмотрению дел, к этому надо быть готовым. Вам дают условно три минуты, за которые нужно кратко, емко, четко и понятно изложить суть вопроса и объяснить, почему исковые требования должны были удовлетворить.
Важно помнить, что суд не устанавливает истину, а выносит решение на основании доказательств, которые стороны ему представили.
Если вы проиграли, это не значит, что вы не правы. Это значит, что вы не доказали свою позицию.
В заседании апелляционного суда присутствовали все стороны, оно длилось не более 15 минут. Администрация и третьи лица просили оставить решение суда в силе, а мне — отказать.
В итоге решение суда первой инстанции отменили частично: администрация обязана организовать и построить всю инфраструктуру в течение трех лет с даты вступления решения в силу. Компенсацию морального вреда и неустойку мне не присудили.
Три года — это, конечно, долго, но зато какое «обилие» инфраструктуры. Хотя я думаю, что даже по истечении этого срока у нас не будет обещанных коммуникаций и дорог, если не продолжать стимулировать администрацию. В любом случае благодаря судебным разбирательствам я получил документ, который закрепил обязательства администрации Истры перед моей семьей.









Кассация
Это был еще не конец. Весной 2022 года я подал кассационную жалобу и просил суд взыскать с администрации компенсацию морального вреда и установить судебную неустойку: без нее администрация вряд ли будет торопиться что-то строить.
По результатам рассмотрения жалобы мне отказали. Суд указал, что если в течение трех лет администрация не исполнит свою обязанность возвести инфраструктуру, то я смогу потребовать неустойку за просрочку.
То есть теперь у меня на руках есть не только судебный акт с точными сроками строительства инфраструктуры, но и право на компенсацию в случае их нарушения, которое подтвердил кассационный суд.















Итоги
На все суды ушло больше полутора лет. Я получил бесценный опыт и создал прецедент по Московской области. Фактически сделал работу прокурора.
Теперь нашей семье предстоит еще три года ждать строительства инфраструктуры вокруг земельного участка. Но лучше знать точный срок и потом требовать компенсацию за его нарушение, чем просто гадать, когда же администрация сделает участок пригодным для жизни.
09.09.22, 16:29
автор, вы красавчик, горжусь вами!
10.09.22, 11:24
Михаил, Спасибо
11.09.22, 08:28
После таких решений суда следует инициировать увольнение прокурора, давшего отписку, с предложением истцу занять его место ☝️ Вот тогда заживем - когда чиновник будет чувствовать страх, что в случае отписки получит «коленом под зад» со своей должности 😆
Автор красавчик! Почерпнул некоторые дельные вещи из Вашей статьи.
12.09.22, 10:34
Сколько же нервов нужно иметь, чтобы проходить через такие процессы. Мое уважение к автору.
09.09.22, 21:53
Здорово, что вы хоть как-то их прогнули! Надеюсь, хоть что-то все же сделают.
09.09.22, 21:41
Коллега, преклоняю голову! С уважением!
13.09.22, 01:59
Я не понимаю вообще смысла этих участков, строительство инфраструктуры к ним обходится в сотни миллионов рублей, реально нуждающимся от этой земли ни горячо ни холодно потому что на обустройство участка нужны приличные средства, которых у людей нет, не проще
ли государству выдавать за третьего ребёнка людям просто какие то деньги.
11.09.22, 05:08
Попробуйте подать заявку на подключение участка к электричеству, в Россети. Вдруг они насчитают разумную сумму - раньше это было 550 рублей за 15 кВт.
Опять же, можно бесплатно запросить технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, это можно сделать через портал госуслуг Московской области.
Если у водоканала нет технической возможности, но есть инвестиционная программа, то он будет обязан включить ваш участок в эту свою программу. Отказ обжаловать проще всего через УФАС области.
11.09.22, 06:50
Ivan, электричество есть. Я его подключил. В суд, я предоставлял ГПЗУ, в котором указано, что технической возможности подключения к водоснабжению, водоотведению и газоснабжению нет. Ближайший населенный пункт с коммуникациями расположен в 10 км. На карте, нанесены ВЗУ и КНС и даже садик, только забыли про финансирование.
В Московской области, очень остро стоит вопрос о компенсации, за отказ от земли. Многим семьям нужны живые деньги, а не участок.
11.09.22, 07:03
Alexander, подайте заявку именно гарантирущему поставщику услуг водоснабжения и водоотведения. Он должен был быть уже назначен в вашем районе согласно ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
При отсутствии технической возможности он обязан в течение одного месяца включить вас в свою инвестиционную программу, при её наличии.
11.09.22, 07:57
Ivan, попробую. Спасибо. А если у меня голый участок, это не будет являться основанием для отказа ?
13.09.22, 08:50
Alexander, вот я не уверен по поводу голого участка, надо шерстить НПА.
Ещё небольшой совет. Если водоканал будет уклоняться, то проще его принуждать через УФАС, пишется жалоба с требованиями возбудить на него дело об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП. Можете попросить признать Вас потерпевшим в рамках данного дела.
11.09.22, 07:06
Alexander, В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя
10.09.22, 05:42
Молодец, осталось дождаться строительства инфраструктуры.
13.09.22, 12:55
Маша, что бы вы с ним делали? Если там даже дороги нет? Приезжали полежать в чистом поле после работы, предварительно пройдясь 2 километра пешочком?))
31.05, 16:37
Anna, можно купить участок в поселке и там не будет дороги. Я сделала воду, купила электричество за 450 000. Вот скоро на дороги нужно будет скидываться)))) и это в городском квартале))))))
12.09.22, 11:25
Восхищаюсь людьми, которые готовы вот так идти и бороться
14.09.22, 13:59
Алина, тоже такая мысль закралась. Автор наглядно проиллюстрировал, как нерационально государство распоряжается удержанными с меня налогами и доходами от природных ресурсов. Рискую быть заминусованным, но по мне надо учиться самим отвечать за свои безопасность и комфорт, а налоги снизить до минимума.
15.09.22, 05:43
Константин, абсолютно с вами согласна, платят налоги одни, а пользуются ими другие, я понимаю например платить то, за что я пользуюсь, транспорт, поддержание чистоты в городе, какие то гос структуры, но блин оплачивать жизнь людям которые просто понарожали и сосут деньги, как то ну не очень. Давно живу с убеждением что, нет денег-не рожай, но нет, все рожают ради мат.капиталов и тд. Знаю людей которые всю жизнь платят налоги и получают с них ничего, пользуются дмс, квартиры сами покупали, а налоги платят
15.09.22, 05:52
Константин, откровенно обидно за таких людей, как вы, платите дофига , а получить с этого ничего нельзя, тк все льготы семьям, многодетным и тд, которые как раз налоги и на плотют
10.12.22, 19:29
Комментарии многих пользователей - автор молодец, прогнул систему, бла бла бла. Но суть в том что большинство из людей с такой же проблемой (со слов автора) не захотело это делать. Мне жаль что до сих пор в нашей стране понятие обратиться в суд и отстоять свои права у людей вызывает оцепенение! Это касается всех прав. Ребята вы все можете так делать, так почему не делаете? Я сам инициировал около дюжины дел по нарушению своих прав, и вы так можете! Автор молодец что выделил время и поделился успешным опытом!
14.09.22, 17:30
Маша, а за землю в собственности ещё налоги платить надо
19.09.22, 13:28
Вы молодец!
12.09.22, 10:18
Подскажите, а какова площадь земельного участка?
12.09.22, 10:29
The, 1200
14.09.22, 19:39
Alexander, а в Астрахани только 6 соток дают...
12.09.22, 14:49
Алина, не хотите - не рожайте. Работайте, платите налоги. Можете поинтересоваться куда они уходят.
А хотите рожайте и получайте компенсаций с ранее уплаченных налогов. Так хотя бы людям возвращаются, а не борьбу в врагом.
12.09.22, 23:09
Аннушка, ну, расскажите куда уходят налоги
13.09.22, 06:55
Алина, в том числе на ежегодную перекладку бордюров в первопрестольной, на замену отличного асфальта на еще более черненький, на дела военные.
А могли бы на социалку, на адресную помощь
15.09.22, 05:47
Аннушка, а с чего адресная помощь идет тем, кто как раз меньше всего платит налогов и больше всего получает с государства? мне кажется если человек платит больше, то он имеет право на получение помощи, а то как то не круто, всю жизнь платить налоги, которыми будут пользоваться другие.Мне кажется наоборот стоит вводить налоги на детей и тд, потому что обычный человек без детей платит очень много и ничего с этого не получает, лучше бы деньги которые уходят вот таким, как автор этого поста, уходили тем же самым пенсионерам и ветеранам войны, потому что они хоть чего то достойны, всю жизнь платили и получили ничего, с чего вообще государство должно его обеспечивать чем то , если просто детей заделал?
12.09.22, 15:06
Алина, Спроси у своих родителей зачем тебя родили ) если ответ не устроит можешь выпилиться, чтобы тебя никто не беспокоил )
12.09.22, 23:08
Aleksandr, мои родители нихуя не получили с государства, хотя всю жизнь платят налоги
13.09.22, 06:51
Алина, вот я тоже всю жизнь плачу налоги, но если не я, то хотя бы другие пусть нормальной и доступной социалкой пользуются.
Я это и родителям объясняю, что не стыдно получать лекарства от государства, пользоваться путевками, какие-то льготы выбивать - за это с меня уже взяли плату.
Очень хотелось бы чтобы не приходилось выбивать, как автор, поклон ему.
15.09.22, 05:51
Аннушка, а почему одни должны платить за других?: в чем логика? Ваши родители имеют право на поддержку государства, так как скорее всего они отработали свой стаж и нехило так отсыпали денег государству. Я лично не понимаю прикола "пусть другие пользуются тем, за что я плачу", зная наши налоги при белой зп, привет 13% подоходного, и в районе 30% еще работодатель платит во всякие фонды, пенсионный и тд( кстати зная сколько идет в пенсионный и сколько потом люди реально получат на пенсии, очень сильно не сходятся цифры, гораздо адекватнее было бы как в китае, у них просто есть счет к которому доступ открывается только на пенсии, а не идут фиг пойми куда. В сумме, считая ндс, привет налоги более 50%, я бы предпочла эти деньги просто к зп прибавлять
15.09.22, 09:58
Алина, у меня тоже много вопросов к нашей налоговой политике. Я бы тоже предпочла сама распоряжаться на что пойдут налоги с моего дохода. Но, что имеем, как говорится.
Налоги всегда будут, вопрос на что они идут.
Сейчас родители получают социалку, в том числе с моих налогов, какую пенсию буду я получать - для меня загадка, в нашей стране все еще десять раз поменяется. Так что моя позиция дают-бери.
15.09.22, 10:02
Аннушка, как говорится, кому дают
13.09.22, 09:30
Так они и даются в поле, эти участки. Это потом уже там проводят всё коммуникации. Когда большая половина участков занята. А иначе куда будет проводиться вода, свет? В голое поле? В никуда?
14.09.22, 09:54
А категория выданных вам земель какая была? Это ключевой вопрос.
14.09.22, 09:58
ИЖС. Нашел. Все понятно.
14.09.22, 21:13
Автор молодец. Но по срокам не 3 года ждать. В 2018 выделели, через 2 года - иск, 1,5 года на суд, 3 года на исполнение решения, еще года 3 на рассказы, почему его не исполнили. Итого около 10 лет. Такая "поддержка" многодетных семей. Отдать пустующий участок - это затраты в 5 тыс. на кадастровый учет. Администрации земля ничего не стоит. Но в Московской области участки выделяют типа своевременно. Есть регионы, где в очереди по 5 лет стоят.
21.04, 12:26
Перед главой про аппеляцию вёрстка для ПК поехала.
09.09.22, 16:43
Комментарий удален пользователем
10.09.22, 11:24
ВсяВБелом, а справедливо вообще выдавать участки земли на основании количества детей?
10.09.22, 12:57
Alexandra, почему бы и нет. Дети - будущие налогоплательщики, будущие работники. Люди их воспитавшие работают и на благо государства в том числе.
С другой стороны многодетность почти синоним бедности. Государство помогает бедным.
10.09.22, 14:05
Мария, так бедные с выданным участком ничего сделать не смогут, разве что приехать разок по весне посадить картошку, а по осени второй раз - урожай собрать (если, конечно, многодетные с соседнего участка не соберут его раньше). Даже будь это действительно нормальный участок, не заболоченный и с подъездной дорогой, в него нужно ещё вложить немерено денег, сил и времени, чтобы он мог приносить пользу этим самым будущим налогоплательщикам. Очень сомнительная помощь.
10.09.22, 18:22
Alexandra, нахаляву и Рама сливочное масло.
10.09.22, 14:08
Комментарий удален пользователем
10.09.22, 14:16
ВсяВБелом, разумеется. Но тогда возвращаемся к первому вопросу - о справедливости: если перед нами достаточно обеспеченная семья, которая родила несколько детей потому, что реально может себе это позволить, и её финансовое положение позволяет ни много ни мало построить дом, то они ведь и участок прекрасно сами купят, причём выберут нормальный, а не из предлагаемых, где один другого хуже и где надо годами выбивать из администрации через суд реализацию своих прав.