Как я проспал свою станцию и отсудил у РЖД 15 360 ₽
Будить пассажиров — это не право, а обязанность проводников.
В 2018 году я проспал свою станцию, потому что проводник поезда меня не разбудил. В итоге я опоздал на самолет и переплатил за дорогу 10 167,6 ₽. Но потом я отсудил у РЖД 9667,6 ₽ за новые билеты, 2000 ₽ — за моральный вред и еще 3692,5 ₽ — за то, что компания не захотела решить вопрос без суда. То есть в сумме 15 360,1 ₽.
Рассказываю, как все было.
Как я проспал свою станцию
Я живу в Ноябрьске — это город в Ямало-Ненецком автономном округе. В декабре 2018 года я собрался на выходные к девушке в Москву — она была там по работе.
Я заранее продумал маршрут и купил билеты. Должен был доехать на поезде до Сургута и через два часа вылететь оттуда в столицу. Такой же маршрут спланировал и на обратный путь. Билет на самолет я взял сразу туда и обратно. На распродаже он стоил всего 5159 ₽. Еще 1231 ₽ и 1185 ₽ я отдал за билеты на поезд в обе стороны.
7 декабря 2018 года в 22:25 я сел в поезд на станции Ноябрьск-2. Через 6 часов, в 4:28, я должен был выйти в Сургуте и поехать в аэропорт. Завел несколько будильников, но на всякий случай еще попросил проводника обязательно меня разбудить. Я знал, что поезд простоит в Сургуте 40 минут, и думал, что точно успею проснуться и сойти. Так что со спокойной душой лег спать.
А в 6:29 я проснулся от смс: мне много раз звонила мама. Оказалось, я проспал свою станцию и уже подъезжаю к Пыть-Яху — это в 66 км от Сургута. А мой самолет улетает через полчаса. Я позвонил в авиакомпанию «Ютэйр» и узнал, что предупреждать об опоздании нужно было минимум за 40 минут до вылета. И что теперь мой билет сгорит, причем не только туда, но и обратно.
Как проводник объяснил ситуацию
Еще в поезде я нагуглил, что проводник должен был разбудить меня минимум за 30 минут до остановки в Сургуте. И пошел выяснять, почему он этого не сделал.
Наш диалог был таким:
- Я: «У вас в Сургуте все вышли?»
Проводник: «Нет. Вы не вышли: мы не смогли вас разбудить».
Я: «За 40 минут в Сургуте вы могли вызвать даже транспортную полицию».
Проводник: «Ну, мы не вызвали, а вы не вышли».
Я: «То есть я мог спать хоть до Тюмени, хоть до Москвы?»
В этот момент поезд остановился в Пыть-Яхе, и проводник пошел открывать дверь. А я забрал вещи, вышел из поезда и подробно записал, что и во сколько со мной произошло. Я понимал, что мне придется покупать новые авиабилеты, и решил потребовать у РЖД компенсацию. Записи я сделал, чтобы не забыть детали.
Сколько стоили новые билеты
На вокзале Пыть-Яха я купил билет на ближайший поезд до Сургута. Он стоил 267,6 ₽. До поезда оставалось 1,5 часа: он отправлялся в 8:33, а прибывал в Сургут в 9:59. Я взял в автомате кофе и стал подбирать себе новые авиабилеты.
Удобный рейс Сургут — Москва был в 15:00. На сайте «Аэрофлота» билет обошелся мне в 4015 ₽. Обратно я решил лететь тем же рейсом «Ютэйра», который выбирал с самого начала. Только билет стоил уже 5385 ₽ — на 226 ₽ больше, чем я отдал за «раундтрип» туда и обратно. В итоге на новые авиабилеты я потратил 9400 ₽, а с учетом сгоревших билетов перелеты обошлись мне в 14 559 ₽.
- 9400 ₽
Я добрался на поезде до Сургута, сходил там в барбершоп, перекусил и немного погулял по городу. А потом поехал в аэропорт.
Самолет, который я проспал, прилетал во Внуково — там меня должна была на машине встретить девушка. Но из-за смены рейса я приземлился в Шереметьеве, а оттуда удобнее было ехать на «Аэроэкспрессе» за 500 ₽. Эту трату я не планировал и хотел, чтобы мне компенсировали и ее. Но потом передумал — дальше расскажу почему.
Я переплатил за дорогу 10 167,60 ₽
Транспорт | Траты по плану | По факту |
---|---|---|
Самолет Сургут — Москва — Сургут | 5159 ₽ | 14 559 ₽ |
Поезд Ноябрьск — Сургут | 1231,20 ₽ | 1231,20 ₽ |
Поезд Сургут — Ноябрьск | 1185,30 ₽ | 1185,30 ₽ |
«Аэроэкспресс» в Москве | — | 500 ₽ |
Поезд Пыть-Ях — Сургут | — | 267,60 ₽ |
Итого | 7575,50 ₽ | 17 743,10 ₽ |
Я переплатил за дорогу 10 167,60 ₽
Самолет Сургут — Москва — Сургут | |
Траты по плану | 5159 ₽ |
По факту | 14 559 ₽ |
Поезд Сургут — Ноябрьск | |
Траты по плану | 1185,30 ₽ |
По факту | 1185,30 ₽ |
Поезд Ноябрьск — Сургут | |
Траты по плану | 1231,20 ₽ |
По факту | 1231,20 ₽ |
«Аэроэкспресс» в Москве | |
Траты по плану | — |
По факту | 500 ₽ |
Поезд Пыть-Ях — Сургут | |
Траты по плану | — |
По факту | 267,60 ₽ |
Итого | |
Траты по плану | 7575,50 ₽ |
По факту | 17 743,10 ₽ |
Как я писал претензию в РЖД
Несмотря на приключения, в Москве я хорошо отдохнул. А когда вернулся домой, в офисе начался предновогодний аврал. Поэтому я начал разборки с РЖД только в январе 2019 года.
Сразу подать в суд я не мог. Споры, связанные с перевозками пассажиров, нужно сначала попробовать решить переговорами. Так что первым делом я просто составил претензию к РЖД.
Труднее всего мне было нагуглить документы, которые регулируют отношения ж/д перевозчика и пассажира. Я уже знал, что проводник должен был разбудить меня за полчаса до остановки в Сургуте. А теперь выяснил, что в билете не зря указан маршрут: когда пассажир пропускает свою станцию, то считается безбилетным. Проводник должен это обнаружить и потребовать оплату до ближайшей станции. А там высадить пассажира из поезда.
Но мой проводник этого не сделал. Следующая за Сургутом станция была Усть-Юган, и даже там он меня не разбудил. А дождался, когда я сам проснусь и выйду в Пыть-Яхе.
Если бы я отказался платить, проводник обязан был составить акт и выписать мне штраф. Правда, я успел проехать меньше ста лишних километров, поэтому штраф был бы 0 ₽. Но мой проводник не составлял никакие акты и никакой штраф не выписывал.
На сайте РЖД я нашел форму обращения. Подробно описал, что случилось, приложил сканы всех своих билетов и попросил возместить мне 10 167 ₽. В эту сумму входила стоимость:
- Ж/д билета Пыть-Ях — Сургут — 267,6 ₽.
- Новых авиабилетов Сургут — Москва — Сургут — 4015 ₽ и 5385 ₽.
- Билета на «Аэроэкспресс» — 500 ₽.
Эту претензию я отправил 12 января 2019 года.
Что мне ответили на претензию
14 января 2019 года мне на электронную почту пришло письмо, что мое обращение зарегистрировано. Потом мне позвонил сотрудник АО «ФПК» — это дочерняя компания РЖД, которая, как выяснилось, отвечала за мою перевозку. Он еще раз расспросил, что произошло, и уточнил, извинился ли передо мной проводник.
А 29 января я получил от ФПК письмо с решением. Компания согласилась вернуть только 4291,6 ₽ — стоимость ж/д билета Пыть-Ях — Сургут и нового авиабилета Сургут — Москва. На самом деле ФПК немного ошиблась: эти билеты стоили 4282,6 ₽, но я решил забить на такие мелочи.
Остальные расходы ФПК компенсировать отказалась. Тот, кто рассматривал обращение, не увидел связи между действиями проводника и тем, что в Москве я потратился на «Аэроэкспресс». И не нашел нормативных документов, по которым «Ютэйр» был вправе аннулировать билет из Москвы.
Меня попросили написать повторное обращение и указать банковские реквизиты, чтобы перечислить 4282,6 ₽. Но я не торопился и решил подумать, что делать дальше. В итоге отвлекся на другие дела и вернулся к проблеме только в июле 2019 года.
Как я писал в РЖД второй и третий раз
В июле 2019 года я позвонил в отделение Роспотребнадзора в Ноябрьске и объяснил ситуацию. Мне посоветовали отправить в ФПК реквизиты и ждать, когда придут 4282,6 ₽, а также написать новое обращение в РЖД — о том, что я не согласен с решением компании. Так я и сделал.
Я нашел, что компания «Ютэйр» действительно могла аннулировать мой маршрут на участках, которые шли за пропущенным. Обычно это касается транзитных перелетов. Например, если пассажир опоздал на первый рейс, то сгорают и остальные. Но в моем случае условие распространилось на перелет из Москвы в Сургут. Ведь два перелета считались сегментами одной и той же поездки.
В обращении я дал ссылку на общие правила воздушных перевозок, где об этом говорится, и попросил компенсировать мне 9667,6 ₽ — уже без учета билета на «Аэроэкспресс». В конце концов я сам выбрал новый рейс до Шереметьева, а не до Внукова. И в любом случае как-то добирался бы до Москвы.
Я отправил обращение 9 июля 2019 года, приложил к нему все проездные документы и предыдущую переписку с РЖД. А 18 июля мне снова ответили, что вернут только 4282,6 ₽. Я отправил заявление о возврате этих денег и указал там свои реквизиты.
До заявления, 19 августа, я написал в РЖД третье обращение. В нем пригрозил, что если мне не вернут 9667,6 ₽, то я потребую полную компенсацию через суд. 21 августа мое обращение зарегистрировали, но ответа на него я так и не дождался. А 27 августа 2019 года получил письмо, что в ФПК создали приказ о возврате, и мне все равно придут только 4282,6 ₽.
Как я подавал в суд
Я несколько месяцев ждал денег и ответа на третье обращение. Звонил на горячую линию РЖД, но мне просто говорили: «Ждите».
В феврале 2020 года я распечатал билеты и переписку с ФПК и пошел в Роспотребнадзор. Меня приняли без всякой записи — дали только заполнить заявление об оказании консультационной услуги.
Консультант расспросила, что со мной произошло. Потом посмотрела распечатки и убедилась, что я пробовал урегулировать спор без суда. Раз в ФПК не пошли на уступки, она посоветовала мне обращаться в суд. Забрала распечатки и сказала, что иск бесплатно составят специалисты Роспотребнадзора.
Через две недели я забрал готовый иск и 5 марта 2020 года подал его в суд по месту своего жительства. По закону о защите прав потребителей мне даже не пришлось платить госпошлину.
В иске я требовал:
- Вернуть стоимость новых билетов — 9667,6 ₽.
- Компенсировать моральный вред за ненадлежащее оказание услуг — 5000 ₽.
- Взыскать штраф в размере 50% цены иска — 4833,8 ₽.
К иску приложил такие документы:
- Распечатки своих претензий, уведомления об их регистрации и ответы от ФПК.
- Фотографию табло из поезда.
- Детализацию действий со смартфона в ту ночь, когда я проспал станцию. Я заказал ее бесплатно в МТС. Она иллюстрировала, что той ночью я не пользовался смартфоном, пока меня не разбудила смс.
- Распечатки всех билетов и посадочные талоны на самолеты.
В суде мне сказали, что такой же комплект документов я должен отправить ответчику — ФПК — и приложить квитанции об отправке к комплекту для суда, чтобы иск не оставили без движения. Заказная бандероль с уведомлением о вручении обошлась мне в 108,5 ₽, но я не стал включать эту сумму в иск.
Заседание суда назначили на 27 марта 2020 года. Тут начался режим самоизоляции — я на заседание не явился, и суд отказался рассматривать иск. А потом вообще перестал принимать заявления по гражданским делам.
10 июля 2020 года я подал в суд новое заявление — о возобновлении производства по делу. С образцом мне помог специалист судебного участка. И процесс наконец начался.
Что было на первом заседании
Я участвовал в заседаниях лично, а ФПК — заочно. Представитель компании присылал возражения и ходатайства судебному секретарю, а она переправляла их мне. Я поступал аналогично.
Первое заседание было 23 июля 2020 года. К этому времени представитель ФПК прислал возражения на мой иск. Он написал, что в первых обращениях в РЖД я не указал реквизиты счета, и ФПК просто не могла отправить деньги. Еще он заявил, что я никак не доказал свои моральные страдания, поэтому в компенсации морального вреда следует отказать. Также представитель ФПК просил прекратить дело, потому что я якобы нарушил срок исковой давности — 1 год.
В общем, на первом заседании судья просто расспросила меня обо всем, что произошло в поезде. И сказала, что пока ей не хватает сведений, чтобы принять решение.
Что было на втором заседании
Второе заседание было 29 июля 2020 года. К этому времени я получил от ФПК заявление, что в сентябре 2019 года компания все же отправила мне 4282,6 ₽. Это подтверждало платежное поручение.
Я запросил выписку из Т-Банка и понял, что это правда. Просто тогда я получил отпускные и много тратил в отпуске — вот и не заметил зачисления. Пришлось писать ходатайство, чтобы выписку приобщили к делу. И объяснять, почему я требовал деньги, которые уже пришли. Из 9667,6 ₽ я вычел 4282,6 ₽ и теперь настаивал на возврате только 5385 ₽ за новые билеты, на компенсации морального вреда и штрафе.
В том же ходатайстве я ответил и насчет срока исковой давности: написал, что вообще-то пытаюсь урегулировать спор с января 2019 года.
Ко второму заседанию юристы ФПК изучили детализацию с моего смартфона. И заметили, что в ночь, когда я проспал станцию, я дважды выходил в интернет — в 3:50 и в 5:50. Они написали ходатайство, что я мог как минимум выйти в Усть-Югане, который проезжал за Сургутом. Предположили, что я специально поехал дальше, и потребовали закрыть дело. Я ответил, что в смартфоне автоматически обновлялись программы, а я в этом не участвовал.
В итоге суд я выиграл, но иск удовлетворили частично. К той сумме, которую я уже получил, ФПК обязали выплатить:
- Стоимость авиабилета из Москвы в Сургут — 5385 ₽.
- Штраф по закону о защите прав потребителей за то, что ФПК не урегулировала вопрос без суда, — 3692,5 ₽. Это 50% от общей суммы, которую мне присудили.
- Компенсацию морального вреда — 2000 ₽. Эта сумма была меньше, чем я требовал.
- 5692 ₽
Как я потом отвоевывал деньги
Прошло полгода, а деньги не приходили. В феврале 2021 года я пошел в суд и узнал, что после заседания исполнительный лист отправили приставам. И раз они не взыскали с ФПК деньги, то лист, скорее всего, потерялся.
В суде я написал заявление, чтобы мне выдали дубликат исполнительного листа. Я получил его через месяц. Мне посоветовали идти с этим дубликатом в банк, где у ФПК открыты счета. В разделе «Контакты» на сайте РЖД я нашел реквизиты и понял, что мне нужно в ВТБ. Я отнес дубликат в ближайшее отделение и написал заявление, чтобы деньги списали со счета ФПК и отправили мне.
19 февраля 2021 года деньги наконец-то пришли. Спустя два года я вернул стоимость новых авиабилетов и билета на поезд из Пыть-Яха в Сургут и дополнительно получил от ФПК 5692,5 ₽.
Если вы тоже проспали свою станцию
- Если вы не успеваете на самолет, позвоните в авиакомпанию и предупредите, что опаздываете. Если до вылета больше 40 минут, вам могут поменять билет.
- Сфотографируйте табло в вагоне, где указано время, когда вы проснулись.
- Попросите проводника составить акт, что вы безбилетный пассажир. В нем будет указана станция, где вас высадят. Этот акт поможет доказать, что проводник не выполнил свои обязанности и не разбудил вас.
- Записывайте все, что с вами происходит: во сколько проснулись, когда разговаривали с проводником и во сколько сошли с поезда.
- Сохраняйте все билеты до места назначения.
- Как можно скорее напишите претензию на сайте РЖД. Приложите к ней билеты, фото табло и акт из поезда.
- Если РЖД не согласятся компенсировать ущерб до суда, идите в ближайшее отделение Роспотребнадзора. Там для вас бесплатно составят иск.
- Подавайте в суд и настаивайте на компенсации.