«Республика Лодыгина»: как мы объединились с соседями и благоустраиваем двор
Изначально мы с соседями объединились, чтобы бороться с уплотнительной застройкой.
Мы живем на улице Лодыгина в Екатеринбурге, в историческом районе Втузгородок. Владелец соседнего участка, который граничит с нашим домом, собирался сдать его в аренду строительной компании, поэтому всем жильцам в доме пришлось познакомиться, чтобы защитить двор от уплотнительной застройки. Мы сдружились и стали проводить во дворе разные мероприятия.
Свой квартал мы назвали республикой, а двор — музеем, потому что у нас здесь особая атмосфера, нестандартное оформление и свои принципы управления. Это привлекло внимание СМИ и блогеров — о нас узнал весь город. Однажды мы даже участвовали в «Ночи музеев».
В этой статье расскажу, как наладить дружескую атмосферу во дворе, чтобы соседи не цапались из-за мест на парковке и мусора у дверей, а помогали друг другу и разрешали споры мирно. Еще объясню, как за небольшие деньги превратить двор в объект стрит-арта.
Что из себя представляет наш дом и двор
Район Втузгородок — это центр Екатеринбурга. Дом расположен в тихом уютном уголке рядом с крупнейшим вузом города — Уральским федеральным университетом. Рядом с домом растут взрослые высокие деревья — клены, вязы, березы, а также кусты боярышника, шиповника, сирени. Весной и летом здесь головокружительные ароматы, прилетают птицы, иногда можно встретить даже белок.
Нашу улицу назвали в честь русского научного деятеля Александра Николаевича Лодыгина. Он изобрел первый летательный аппарат и вольфрамово-молибденовую лампу накаливания. Его имя не столь популярно в российской науке, но на Западе оно хорошо известно.
Дом по Лодыгина, 13 — кирпично-шлакоблочный с деревянными перекрытиями, подвалами и бомбоубежищем. В доме 36 квартир и четыре подъезда. Наша семья купила квартиру здесь десять лет назад. Мы хотели обрести тихий, уютный уголок в центре города, который бы напоминал загородную дачу: есть места для прогулок на свежем воздухе, а также маленькие магазины, кофейни и другая инфраструктура.
Квартиры тут продаются редко, но нам повезло. Однажды я увидела объявление о продаже трехкомнатной квартиры площадью 80 м² на улице Лодыгина. Это была прокуренная и раздолбанная квартира с высокими потолками 3,5 м и большими комнатами. Мы сторговались на 2 670 000 ₽ — для центра Екатеринбурга это недорого. В соседнем доме однушка стоила 3 млн рублей, а свою однушку в хрущевке на окраине мы продали за 2 млн рублей.
Когда мы переехали в дом, он был совсем неухоженный. На двери в подвал даже сохранилась табличка 1957 года — это год, когда дом построили. Во дворе не было скамеек, и все было как будто заброшенное.
Мы начали писать в разные инстанции, чтобы нам сделали капремонт в доме и привели в порядок двор. Начали с управляющей компании, затем стали жаловаться в жилинспекцию, затем — в прокуратуру. Постепенно нам отремонтировали подъезды, а потом сделали капремонт: отремонтировали крышу, стены и фасад.
К этому моменту мы уже знали некоторых соседей в лицо и регулярно с ними общались. Но как такового дворового сообщества не было. Дальше расскажу, как и почему мы его создавали.
Познакомились с соседями
В основном в нашем доме живут семьи с детьми, но есть и старожилы. С соседом дядей Толей, который потом стал центром жизни нашего дома, мы вообще познакомились еще до переезда. С остальными знакомились в процессе: у меня трое детей и мы всегда много гуляли. Я узнала, что среди соседей есть инженер-конструктор, профессиональный камнерез, юрист и воспитатель детского сада. Мы проводили совместные праздники и прогулки, но со всеми остальными соседями мы не общались. Все изменила история с точечной застройкой.
В марте 2018 года собственница соседнего с нами офисного здания обратилась в мэрию Екатеринбурга. Она хотела присоединить к своему участку землю, которую мы использовали под спортивную площадку, — эта земля была в неразграниченной собственности. Обосновала все так: ей требовался подход и проезд к ее зданию.
В результате она получила в собственность этот участок земли. А в 2020 году выяснилось, что на этом участке хотят построить высотный дом. Мы как жильцы дома были против такой уплотнительной застройки, поэтому подали коллективный иск в суд, чтобы оспорить процедуру межевания. Юриста искали с трудом, потому что все отказывались: никто не хотел связываться с земельными спорами.
Помню, когда на спорном участке брали пробы земли, мы вышли всем домом и стали обсуждать ситуацию. Тогда мы обменялись телефонами со многими соседями, кого еще не знали. Судебный спор длится до сих пор, мы проиграли первую инстанцию, но будем судиться дальше. Именно эта история стала первым шагом для появления нашего сообщества.
Создали чат и страницу дома
Еще несколько лет назад мой десятилетний сын создал в «Инстаграме» страницу — свой дворово-семейный альбом. Он публиковал в нем фото с дворовых праздников Нового года, 23 Февраля, Масленицы, а также фотосессии со своими друзьями. Наш двор всегда был открыт для общения, поэтому семьи из других домов также приходили к нам погулять, поиграть и поговорить.
Эта страница и простое человеческое общение легли в основу интернет-сообщества, которое жители ласково стали называть «Республика Лодыгина». Помимо страницы в «Инстаграме», мы создали общедомовой чат, где теперь обсуждаем все проблемы. Так как я знала телефоны соседей, то добавляла их в чат — никто не возражал. Сейчас у нас там 70 человек.
Сначала мы обсуждали суд по точечной застройке и подачу иска. Решили, что будем действовать в двух направлениях: формальном — писать разные запросы и судиться и неформальном — привлекать внимание общественности к своему дому как творческому объединению.
Еще мы с чатом подсчитали и нанесли на карту зеленые насаждения возле нашего дома — боялись за них. В Нью-Йорке есть карта деревьев: на ней обозначено каждое дерево, его параметры и указано, чем оно помогает городу. За каждое дерево там кто-то отвечает. Проект карты деревьев реализует в нашем городе сообщество «Парки и скверы» — они ведут активную работу, чтобы защищать и приумножать зеленый городской ландшафт. Нам понравилась эта идея, и мы решили привить ее у себя. А потом в этом чате мы начали решать вообще все проблемы дома.
Стали проводить дворовые мероприятия
Однажды в Новый год кто-то из соседей предложил повесить гирлянду на старую ель — так мы и сделали. Потом решили, что у елки с гирляндой можно провести и сам праздник. Папы по очереди переодевались в Деда Мороза и дарили детям игрушки. Мы устроили общую фотосессию, каждый снимал со своего телефона.
Я преподаю теорию музыки в двух колледжах нашего города, а также в университете. Во время самоизоляции ко мне пришла моя студентка Наталья Суханина — она работает в театре, и у нее своя театральная студия. Я предложила ей выступить у нас с читкой или спектаклем, потому что режим самоизоляции угнетал: все сидели по домам и нельзя было никуда пойти.
У нас нет во дворе сцены или ее подобия, и Наталья предложила использовать окна квартир — тем более что обычные окна в доме напоминают окна в «Зуме», через который все тогда стали общаться. Мне понравилась идея, и я написала в чат дома и в наш инстаграм. Люди меня поддержали.
Благодаря случайному знакомству в местном дендропарке мы узнали, что в соседнем дворе живет детская писательница Дарья Мясникова. Мы спросили Дарью, можно ли почитать ее рассказы из окон во дворе, и она согласилась. По ролям рассказы вызвались читать актеры театральной студии «Преломление», которой руководила моя студентка Наталья.
Программу фестиваля мы анонсировали в чате и в «Инстаграме». Там же договорились, что все принесем чашки и термосы с чаем.
10 октября мы провели первый фестиваль: актеры из окон читали рассказы Дарьи, а во дворе состоялся мастер-класс, на котором делали флажки. К нам в гости пришли ростовые куклы — мы встретили ребят незадолго до фестиваля в парке и пригласили к себе. Идея им понравилась, и они согласились прийти.
Фестиваль шел с 15:00 до 21:00. Ближе к вечеру к нам подошла соседка и попросила тише себя вести после 22:00. Но мы к тому моменту уже сворачивались, поэтому в 22 часа во дворе никого и не осталось. В итоге недовольных не было.
Полученный опыт укрепил нас в мысли, что можно создавать во дворе что-то интересное и необычное. С соседями мы стали намного дружнее, а это было для нас важно.
Занялись благоустройством
Мы с соседями много обсуждали, как сохранить наш дворовый мир с его неспешным образом жизни, прогулками, тихим зеленым двором. Но при этом привлечь к себе внимание, развивать и обустраивать наше пространство.
Однажды кто-то упомянул международную акцию «Ночь музеев — 2021», и мы подумали, почему бы не принять в ней участие. Как физлицо подавать заявку для участия в этой акции нельзя, но у одного из соседей, который занимается концертами, была зарегистрирована автономная некоммерческая организация. Я попросила соседа подать заявку. Мы заявились как площадка «Республика Лодыгина — экспозиция дворовых арт-объектов под открытым небом».
Вскоре пришел ответ, что нас включили в программу «Ночи музеев». Это было довольно неожиданно, и мы стали активно готовиться к мероприятию.
В первую очередь мы систематизировали страницу двора в «Инстаграме», чтобы любой мог быстро получить информацию о нашей «республике». К ведению страницы подключилась моя соседка Марина. Она художница и всегда мечтала поработать с уличным искусством.
Мы написали десять подробных постов о дворе и жителях, чтобы новые подписчики могли быстро получить информацию.
Затем мы стали искать уличных художников, чтобы превратить заурядный двор в музейное пространство. Для этого объявили опен-колл в «Инстаграме» и призвали откликнуться всех интересующихся: художников, дизайнеров, писателей, музыкантов, архитекторов, урбанистов, актеров. Мы сами не представляли, как все будет происходить.
Пост лайкали, но почти никто не откликнулся. Тогда мы стали искать помощников по личным контактам: показывали художникам двор и предлагали разрисовать стены, дровяник и уазик-буханку, который всегда стоял во дворе, — его хозяин был не против.
К нам пришла художница Анастасия Пищугина, которая всегда хотела что-то сделать на сетчатом заборе, — у нас как раз такой был. Анастасия сделала проволочные фигуры — копии фигурок из краеведческого музея, которые рассказывали об истории происхождения Урала.
Во время авторского мастер-класса Анастасии мы с детьми обернули фигурки специальной проволокой, а потом во время акции «Ночь музеев» художница сама вплела их в сетчатый забор. За работу она денег не взяла, мы потратили только 3000 ₽ на проволоку. Этот арт-объект назвали «Пазл Урал».
Еще мы обратились в местную керамическую мастерскую и предложили что-то сделать у нас во дворе. Керамисты Анастасия Кузьминых и Дмитрий Аликин украсили старые столбы между домами фигурами из битой керамики.
Постепенно двор начал наполняться арт-объектами. Через мастерскую о нас узнали художники Рита Хаак и Александр Девятаев. Они согласили расписать заброшенный дровяник во дворе. Рита нарисовала удивительных существ на стенах, а Александр изобразил 12 подвигов Геракла на дверях.
Уазик разрисовали — помимо того, что он стал выглядеть необычно, мы его использовали как место для переодевания для тех, кто выступал.
На стенах нашего дома появился комикс о том, как актеры читали рассказы из наших окон. Его создал художник-дизайнер Евгений Борщевский. Его работу мы оплатили — он взял 3000 ₽.
Колонну на входе во двор художница Марина Давыдова превратила в маяк. Эта колонна стала местным ориентиром: люди собираются «под маяком». Еще благодаря Марине на крыше дома появились статуи, которые символизируют семь свободных искусств.
Чтобы зрителям во время «Ночи музеев» было где посидеть, мы взяли в магазине паллеты и сделали из них сидения. Еще нужно было организовать уборную для гостей праздника. На территории промышленной базы недалеко от нашего двора был общественный туалет. Руководитель базы по нашей просьбе распорядился, чтобы охрана в «Ночь музеев» пускала в туалет посетителей. Платы за это с нас не взяли.
Поскольку и я, и мой муж связаны с музыкой, найти музыкантов было проще, чем все остальное. В «Ночь музеев» во дворе выступали мои студенты и коллеги, приехала группа из Новоуральска «Кефир 33», фронтменом которую возглавляет мой выпускник Евгений Кузнецов. Он давно хотел принять участие в каком-нибудь концерте и сам привез к нам группу и аппаратуру на машине.
«Ночь музеев» прошла отлично. С утра все жители и гости вышли на зарядку, потом были дворовые игры. Днем начался концерт, затем состоялась экскурсия по двору: народу пришло в три раза больше, чем мы планировали, был даже директор музея истории Екатеринбурга.
Параллельно из окон читали рассказы, а потом начался спектакль «Муховорот» — его поставили актеры театральной студии «Преломление». Вечером был кинопоказ: проектор и аппаратуру дал сосед из коттеджа, а мой муж был звукорежиссером.
Мы не знали до последнего, на что проектировать: на простыню, стену дома или что-то другое. Но один из наших соседей занимается натяжными потолками. Прямо перед показом он вынес нам кусок полотна. Другой сосед принес фен — так они сделали отличное полотнище для кинопоказа с невероятно ровной поверхностью.
В процессе мероприятия наш сосед Андрей вынес самовар и чашки, мы устроили чаепитие. Уже около 23:00 из соседнего дома подошел житель — спросил, когда закончим. Мы показали ему разрешение — до 23 часов. В итоге закончили в 23:30, но никто не нажаловался. Когда все убрали, пошли есть шашлыки — пригласили соседи.
На «Ночи музеев» мы ничего не заработали, но получили массу положительных впечатлений, а еще благодаря этой акции мы благоустроили наш двор в необычном стиле.
Привлекли внимание СМИ, блогеров и властей
Когда о дворе и доме все знают, решать любые проблемы — подать иск в суд или организовать праздник — легче. Не надо объяснять, кто мы такие, откуда взялись и чего хотим.
Мы ничего не делали специально, чтобы привлечь к себе внимание, все получалось само собой. Во время одного из мероприятий к нам подошли урбанисты во главе с Дмитрием Москвиным — это соавтор экскурсий «Екбгуляем». Дмитрий предложил включить квартал «Республики Лодыгина» в свои маршруты. Сейчас, когда он проводит экскурсии по Втузгородку, заканчивает их в нашем дворе. Еще благодаря ему мы поверили в себя: он поддержал наши идеи и сказал много теплых слов в поддержку.
Благодаря экскурсиям Дмитрия Москвина и «Ночи музеев» о нас узнали местные СМИ. О нас стали писать и сняли репортаж на областном телевидении. Мы давали свои тексты из «Инстаграма» для статей.
Однажды к нам приехал депутат Дмитрий Ионин, через которого мы уже неоднократно делали запросы по вопросам межевания и точечной застройки. Мы вынесли два термоса и напоили его горячим чаем. Он подарил нам гирлянду для елки.
Благодаря муниципальному депутату мы наладили формальное общение с органами власти. А в неформальной коммуникации в качестве творческого объединения помогли урбанисты, блогеры и СМИ.
Наш двор стал очень известным. Про нас регулярно пишут статьи, снимают репортажи и ролики. Мы в центре внимания, и это хорошо. Мы до сих пор судимся за спорный участок и первый суд проиграли. Но поскольку теперь о нас знают и много пишут, строительной компании стало сложнее нас игнорировать: объясняться надо уже перед всем городом.
Деньги и организационные моменты
Когда мы в чате решили, что будем судиться, нужно было найти деньги для оплаты работы юриста. Все скинулись по 500 ₽, и мы быстро собрали 20 000 ₽.
- 20 000 ₽
Когда мы подали заявку на «Ночь музеев», я тоже написала в чат. Нам нужны были деньги на краски и веревки, а также на оплату работы художников. Скидывались кто сколько хочет, в итоге собрали 18 000 ₽.
Большинство наших помощников из числа художников не просили деньги за свою работу, а только говорили купить материалы. Часть художников приходила со своими красками.
На что мы потратили 18 000 ₽
Расходы | Зачем |
---|---|
Газон | Когда стал сходить снег, стало понятно, что надо восстановить газон. Мы купили семена и посадили вокруг елки |
Краски, веревки и баллончики | Чтобы расписывать стены и уазик |
Металлический жгут | Им оплетали фигурки для сетчатого забора |
Лампочки | Чтобы создать настроение во дворе и подсветить двор для «Ночи музеев» |
На что мы потратили 18 000 ₽
Расходы | Зачем |
Газон | Когда стал сходить снег, стало понятно, что надо восстановить газон. Мы купили семена и посадили вокруг елки |
Краски, веревки и баллончики | Чтобы расписывать стены и уазик |
Металлический жгут | Им оплетали фигурки для сетчатого забора |
Лампочки | Чтобы создать настроение во дворе и подсветить двор для «Ночи музеев» |
Еще художникам, которые расписывали двор, требовалось простое человеческое внимание. Поэтому мы, жильцы дома, по очереди находились рядом с ними, поили их чаем, кормили, поддерживали желание работать: хвалили и говорили, как нам все это важно.
Что нам все это дало
Мы хотим развивать наш двор дальше. Планируем получить финансовую поддержку со стороны. Для этого нам нужно организовать НКО — так мы сможем претендовать на гранты и господдержку. Недавно мы пытались подать заявку на грант 100 000 ₽ в программу «Жить вместе» в Москве, но вошли только в лонг-лист.
Еще мы хотим отреставрировать дровяник во дворе и будем искать под это финансирование. Когда отреставрируем, сделаем там мастерские для художников и студию звукозаписи.
А вот бытовые плюсы, которые мы получили.
Ощущение общности и взаимопонимания с соседями. Мы и раньше были дружны, но благодаря «Ночи музеев» у нас с соседями добавилось совместных историй и впечатлений. Мы все разные — с разными профессиями и интересами, но стали слаженно жить и работать. Теперь, если мы приходим в суд на заседание, то никто никого не перебивает и не красуется перед другими. Мы дополняем друг друга, и видно, что у нас единая позиция.
Развиваем общественный быт. Сейчас на подоконниках в общественных местах у нас цветы, в одном из подъездов организован «книговорот» — соседи оставляют друг другу книги для чтения. Мы начали эксперимент с частичным разделением мусора и создали во дворе места для сбора крышек и пластика.
Быстро решаем конфликты и принимаем решения по дому. Нам стало проще договариваться между собой: если кто-то поставил машину на чужое место, то все легко решается, потому что все друг друга хорошо знают. Если нужно собрать деньги на общественные нужды — достаточно написать в чат. Не нужно ходить по квартирам и каждому объяснять, что и зачем. Сейчас я просто пишу в чат. Мне доверяют, поэтому переводят деньги. Отчетов не требуют, хотя я храню все и в любой момент могу отчитаться.
Наши дети растут в нормальных условиях. Мы без принуждения тратим время на развитие своего двора, а наши дети все это видят и перенимают наш опыт.
Заводим новые знакомства. Со временем к нам стали подтягиваться люди, которые хотят помочь. Как-то во двор заехал фотограф и предложил сделать бесплатно фотографии на профессиональную технику. Недавно я вышла во двор — а там что-то снимают. Кто-то из съемочной группы увидел наш двор и сад пней, и ему понравилась фактура.
К нам также стали водить экскурсии. Кроме центра авторских экскурсий «Екбгуляем», иногда сами приходят студенты из архитектурной академии, педуниверситета. Еще к нам приводили экскурсии из соседнего детского сада.
Запомнить
- Если хотите подружиться с соседями, нужно организовать вместе какое-то мероприятие. Потом будет уже проще договариваться и по бытовым вопросам.
- Дружные соседи могут выступать против уплотнительной застройки, а еще улучшать свой двор.
- Мы предложили художникам свой двор как арт-пространство и благодаря этому наш двор стал интересным и необычным.
- Главное богатство для нас — проводить время вместе. Мы очень много времени тратим на чужие истории и жизнь — например, на общественно полезную работу. Все это уходит в никуда, и не видно, для кого это делается. А тут мы тратим время по любви на развитие своего двора.