«Долгов у нас было на 800 000 ₽»: как ресторану в Вологде удалось не закрыться

Мы вышли в плюс, но сейчас открывать общепит я бы не стал
28
«Долгов у нас было на 800 000 ₽»: как ресторану в Вологде удалось не закрыться
Аватар автора

Антон Гаспарян

совладелец ресторана Dome1791

Страница автора

Пару лет назад я уже писал о том, как мы открыли ресторан перед пандемией.

С тех пор многое изменилось. Иногда мне кажется, что мы живем в компьютерной игре или сериале — и сейчас идет четвертый сезон. С одной стороны, хочется, чтобы он скорее закончился, с другой — выработался психологический иммунитет на все проблемы.

Много комментариев после первой статьи были такими, что в 2021 году мы обязательно должны были закрыться, более щедрые давали нам максимум два года. Честно говоря, на их месте я бы тоже не дал нам больше. Хотя справедливости ради было много слов поддержки. Но вот мы в 2023 году — и наш бизнес жив.

Сейчас у нас три зала на двух этажах, 25 столов на 120 человек, две кухни. Мы не потеряли ни одного ключевого члена команды с момента открытия. Были и трудности — расскажу о них.

Проблемное открытие перед пандемией

Сначала напомню, на чем мы остановились. Наше помещение находится в центре Вологды в историческом здании — с просторными залами, кирпичными арками внутри, большими окнами и куполом на крыше. Площадь ресторана огромная — 510 м².

Когда мы подписали договор аренды, место было в очень плохом состоянии: все перекрытия сгнили, на кирпиче была плесень. Договоренности с владельцем были такие: он делает реставрацию, а мы — ремонт. То есть на нем были несущие стены и перекрытия между этажами, он менял окна и делал основные коммуникации: проводку, канализацию, отопление. Мы же с партнером — отделку и интерьер.

За аренду платим 15% от выручки. При этом минимальная ставка — 254 000 ₽. Получается так: если наша выручка, к примеру, 2 500 000 ₽, то арендодателю мы платим 375 000 ₽. Во время стройки ставка была 100 000 ₽, но остальное мы должны были закрыть, когда начнем работать.

Реставрация затянулась. Мы думали, что владелец сделает ее за шесть месяцев, а на деле ему потребовалось два года. От заключения договора аренды до открытия ресторана прошло четыре года.

К 2019 году мы вложили в проект 18 млн рублей. Половину с партнером внесли из своих накоплений, другую — брали в долг у знакомых и банка.

Здание снаружи
Здание снаружи
А это купол, который дал название ресторану — Dome1791
А это купол, который дал название ресторану — Dome1791
1/2
Здание снаружи

К открытию мы были должны 2 400 000 ₽ за аренду, но из-за всех проблем собственник здания предложил такую схему: мы сразу платим половину, то есть 1 200 000 ₽, — и после этого обнуляемся.

К запуску нас была оборудована кухня, сделаны туалеты, гардероб, бар и вся отделка первого этажа. Почти доделан второй этаж под куполом, оставалось только купить мебель и сделать освещение.

Мы открылись с первым этажом на девять столиков и баром на восемь человек. Потом у нас стало 15 столов и два бара — нижний бар и наверху, под куполом. Получается, что было около 60 посадочных мест.

Таймлайн нашего проблемного запуска, если коротко, выглядит следующим образом. Мы открылись 13 марта 2020 года, а 27-го из-за пандемии губернатор закрыл весь общепит. 4 августа губернатор разрешил работать общепиту, и через две недели мы открылись снова.

В октябре мы на один месяц смогли выйти на операционную прибыль, потом все снова пошло на спад: выросла заболеваемость, общепиту ограничили время работы до 22:00. На первый взгляд кажется, что ничего страшного. Но это только на первый взгляд. Вечера пятницы и субботы — это лучшее время для ресторанов. По сути, мы лишались где-то восьми полных посадок только за эти два дня — это примерно 400 000 ₽ выручки при среднем чеке 1200 ₽.

Итого на открытие ресторана мы потратили 20 с лишним миллионов рублей. За год получили прибыль только за один месяц и всю ее пустили на погашение отсроченных платежей и долгов перед поставщиками.

Несмотря на все проблемы, мы решили открыть третий зал. Расскажу, как у нас складывались дела дальше.

Посещаемость ресторана в 2020—2021 годах

МесяцЧеловек в месяц
Сентябрь1643
Октябрь2421
Ноябрь1803
Декабрь1834
Январь2488

Посещаемость ресторана в 2020—2021 годах

МесяцЧеловек в месяц
Сентябрь1643
Октябрь2421
Ноябрь1803
Декабрь1834
Январь2488

Выручка за 5 месяцев

МесяцВыручка
Сентябрь1 590 000 ₽
Октябрь2 450 000 ₽
Ноябрь1 800 000 ₽
Декабрь2 025 000 ₽
Январь2 800 000 ₽

Выручка за 5 месяцев

МесяцВыручка
Сентябрь1 590 000 ₽
Октябрь2 450 000 ₽
Ноябрь1 800 000 ₽
Декабрь2 025 000 ₽
Январь2 800 000 ₽

Взяли кредит на третий зал

В феврале 2021 года мы начали отходить от первых шоков пандемии. Постепенно ввели завтраки и начали работать с 8 утра. Не сказать, что люди стали массово ходить к нам по утрам. Возможно, наше заведение не воспринимали как место, с которого можно начинать день. Со временем появились постоянные гости, которые проводили у нас деловые встречи по утрам. Но все равно эта статья дохода не стратегическая, скажем так.

Пришла весна, в Вологду начали приезжать туристы. Постепенно за счет этого мы выходили на операционную прибыль, и к началу лета даже начали отдавать долги, накопившиеся за прошлый, очень тяжелый год. Долгов у нас было примерно на 800 000 ₽.

На тот момент в ресторане было 14 столов в двух залах, оставалось открыть третий — в котором можно было бы проводить закрытые банкеты. Для его запуска нам не хватало по расчетам около 2 млн рублей. Решили, что нужно открываться ближе к ноябрю. А пока достаточно будет увеличить посадку в двух залах на три стола. Это было в первоначальных планах рассадки и не повлияло на комфорт гостей. Добавлять столы планировали в сентябре 2021 года.

Меню завтраков
Меню завтраков
А это блюдо из основного меню — тыквенный крем⁠-⁠суп на кокосовом молоке
А это блюдо из основного меню — тыквенный крем⁠-⁠суп на кокосовом молоке

Белую полосу, которую мы себе представляли, пришлось отложить из-за новой волны ковида в июне 2021 года. Особенно страшно стало, когда Сергей Собянин объявил ограничения на работу общепита в Москве. В Вологде ограничений не ввели, но общепит держал руку на пульсе. Обычно регионы повторяли за столицей. В Москве ограничения отменили в июле. Нас они так и не коснулись, мы работали в прежнем режиме.

За лето мы установили кондиционер в приточную систему, но жара была такая, что система не справлялась. Мы просчитались и потеряли на этом очень много гостей. Они предпочли летние террасы. В дальнейшем мы постарались улучшить систему охлаждения воздуха. На оборудование и работы ушло порядка 170 000 ₽ по ценам 2021 года.

К концу августа мы уже вышли на стабильную, хоть и очень незначительную прибыль. Впервые приблизились к выручке в 3 млн рублей, но так и не пересекли ее. Поэтому мы решили не ждать, когда накопим денег, и взяли у банка потребительский кредит на новый зал.

Так выглядело помещение под третий зал. Посетители даже не догадывались о его существовании — оно было за зеркалом во втором зале
Так выглядело помещение под третий зал. Посетители даже не догадывались о его существовании — оно было за зеркалом во втором зале

Больше не будем наступать на грабли

Полтора года у нас стояло помещение, заваленное кучей строительного мусора, и никто из гостей даже не догадывался о существовании еще одного зала.

Первым делом мы решили, что больше не будем наступать на грабли и делать бетонные столешницы. Себестоимость бетонных столешниц выходила в приличную сумму. В прошлый раз мы организовали целое производство под это: сняли склад, купили вибростол и небольшую бетономешалку.

Начали искать подрядчиков, которые бы смогли сделать столешницы из натурального мрамора для нового зала, а мы хотели заменить все столы во втором зале. Всего выходило 15 штук. В Москве большинство компаний считали производство и доставку до Вологды от 700 000 до 900 000 ₽. Эта сумма не укладывалась в бюджет.

Мы уже почти отчаялись, но случайно наткнулись на ребят, которые согласились нарезать нужное количество столов из четырех больших плит мрамора и доставить все за 350 000 ₽. А потом еще и сделали приличную скидку. Директор этого предприятия сказал, что хотел поработать с общепитом для портфолио. Через пару месяцев у нас было 15 новых мраморных столешниц по цене ниже, чем из искусственного камня, в полтора раза. Мы заплатили около 300 000 ₽.

300 000 ₽
мы заплатили за столешницы из мрамора

Так как столешницы получились очень тяжелыми, их нужно было как-то укрепить, чтобы они не треснули под своим весом. Производитель предложил армировать сеткой. Время показало, что этого достаточно.

Столешницы мы сделали из плит размером 3 × 2 метра из отечественного мрамора. Он был дешевле иностранного, но по расцветке подходил нам даже больше. По краям они были не совсем ровные, поэтому стоили дешевле.

Так выглядели слэбы размером 3 × 2 метра
А это один из планов, как вписать 15 столешниц в слэбы
Армированные сеткой столешницы

Все устали от ковида

Тем временем мы решили с нашим дизайнером полностью переделать проект третьего банкетного зала. До этого у нас был дизайн-проект, по которому в новом зале было два санузла и перегородка — она видна на фотографиях ниже. Зал по старому проекту был меньше на восемь метров.

Стены и отделка плиткой в туалетах были готовы еще к первому открытию в 2020 году. Решили убрать туалеты наверху и сделать новые производственные мощности. Шеф-повар предложил сделать новую кухню, чтобы в случае закрытого мероприятия можно было автономно обеспечивать третий зал.

Плюс со временем предполагали перенести туда холодный цех и расширить основную кухню. Так что мы построили дополнительную кухню наверху и заказали новое кухонное оборудование.

В сентябре 2021 года начали работы по ремонту нового зала. Важный момент: к 2020 году все коммуникации и отделка пола уже были готовы, нужно было переделать некоторые стены, отшлифовать кирпич и все покрасить и сделать декоративную отделку.

По плитке видно, как должны были располагаться туалеты
По плитке видно, как должны были располагаться туалеты
По плану видно: там, где были запланированы туалеты, теперь кухня
По плану видно: там, где были запланированы туалеты, теперь кухня

Но в ноябре пришел дельта-штамм с новыми ограничениями. В Вологде ввели QR-коды. Людей с QR-кодами в нашем городе, по моим прикидкам и ощущениям, было не более 25—30%.

Помню, как мне позвонил Иван, мой партнер, и спросил: «Что будем делать с новым залом?» Часть расходов мы планировали покрывать из выручки. Решили заморозить проект: смысла в нем не было, да и денег на продолжение ремонта тоже.

К тому моменту мы сделали кухню с отделкой и купили часть оборудования. Посетителей стало очень мало. Многие агрессивно реагировали на просьбу показать QR-коды. В ноябре выручка по сравнению с октябрем упала на 45%, этот месяц мы работали одним залом. Кассовый разрыв за один месяц был 700 000 ₽.

Первоначальный проект, который потом мы переделывали: в нем площадь зала была ограничена стеной перед туалетами
Первоначальный проект, который потом мы переделывали: в нем площадь зала была ограничена стеной перед туалетами

К моменту заморозки стройки мы потратили на оборудование для дополнительной кухни 600 000 ₽, на работы и материалы 300 000 ₽, внесли предоплату за мягкую мебель 200 000 ₽, потратили на столешницы — 310 000 ₽, на дизайн-проект третьего зала — 80 000 ₽. Итого — 1 490 000 ₽.

Мы запустили доставку. С учетом формата авторской кухни заказов было немного, в среднем по три-четыре в день.

В декабре ситуация немного улучшилась, люди постепенно получали QR-коды, но все равно кассовый разрыв увеличивался. К январю 2022 года он был уже 1 млн рублей. Январские праздники помогли нам прервать тенденцию с операционным минусом: приехало очень много туристов с QR-кодами.

Мы немного выдохнули, а в январе пришел очередной штамм ковида. Все уже устали думать о ковиде: и люди, и власти. Но все равно губернатор не отменял QR-коды для общепита.

Возникает вопрос: зачем вообще ввязываться в доставку, если заказов мало
Возникает вопрос: зачем вообще ввязываться в доставку, если заказов мало
Но мы хотели поддержать постоянных гостей, у которых не было QR⁠-⁠кодов
Но мы хотели поддержать постоянных гостей, у которых не было QR⁠-⁠кодов
1/2
Возникает вопрос: зачем вообще ввязываться в доставку, если заказов мало

Высокий индекс страха и жадности

После 24 февраля запаниковали поставщики. Каждый день курс рубля к доллару и евро менялся на 10—15%. Поставщики решили сразу на все иностранное накинуть от 30 до 100%. Даже на некоторые товары отечественного производства накидывали 50%. Если говорить языком фондовых рынков, индекс страха и жадности был на максимально высоком уровне.

Поменялась система оплаты. Поставщики опасались либо банкротства партнеров, либо обесценивания рубля. Поэтому 30-дневную отсрочку за оплату товаров они сократили до пяти дней. Плюс не отгружали товары, пока мы не погасим уже накопившиеся задолженности.

Маржинальность бизнеса сильно упала, точка безубыточности перемещалась в зону выше 3 млн рублей, но непонятно было — насколько.

Вот пример, который хорошо иллюстрирует ситуацию: мы ездили по торговым точкам и искали недорогой алкоголь. В одной точке бутылка «Апероля» стоила 2000 ₽, а в другой не успели поднять цены и цена была 1400 ₽.

Расскажу, что мы сделали, чтобы бизнес остался на плаву. Первое — решили поднять цены в меню, но доходы людей оставались на прежнем уровне. Поэтому мы обсудили все внутри и пришли к выводу, что пока можно поднять цены на продукты — 10% максимум, на алкоголь — 20%. Плюс мы провели аналитику цен всех местных заведений — задача была не быть выше рынка.

Одно вологодское заведение подняло цены на алкоголь на 50% и довольно быстро закрылось.

Следующий шаг — постепенно выплачивали отсрочку по предоплате перед поставщиками и старались не паниковать. Естественно, задачи что-то заработать не стояло. Мы думали о том, как не закрыться.

Реклама тоже сильно пострадала. Наш основной канал продвижения был «Инстаграм»: в нем было 5800 подписчиков, а со временем эта цифра уменьшилась до 5500. Охваты тоже стали меньше. Гугл давал много отзывов, а с конца февраля их заморозили. Остались Яндекс, «Вконтакте» и «Трипэдвайзор». Во «Вконтакте» у нас было 2500 человек, теперь примерно 4700, — акцент сместился.

После 24 февраля отменили QR-коды. Удивительно, но в марте люди стали активно ходить в ресторан, было много туристов. Мы даже не ожидали этого, но каждый следующий месяц выручка становилась больше, чем за любой предыдущий. Например, в феврале она была 2 557 000 ₽, а в марте — 3 109 000 ₽. Этого следовало ожидать из-за поднятия цен, но количество чеков тоже увеличилось.

Думали открыть террасу, но пока согласовывали проект с администрацией города, началось лето. Мы с Иваном посчитали все затраты и возможную прибыль от летнего кафе. Пришли к выводу, что в этом году мы не потянем. Погода летом в Вологде всегда разная, веранда могла проработать всего два месяца. Решили сосредоточиться на имеющихся ресурсах и постепенно доделывать третий зал, который уже необходимо было открыть.

Так на рендерах выглядел новый зал
Так на рендерах выглядел новый зал
Помещение выдержали в том же стиле
Помещение выдержали в том же стиле

Открыли новый зал

Лето прошло относительно неплохо, за шесть месяцев бизнес стал операционно прибыльным. Мы закрыли часть задолженностей, остались отсроченные долги перед арендодателем за период QR-кодов.

В сентябре 2022 года уже ожидаемо начала падать выручка: туристы перестали приезжать, а местные жители потратили все деньги на подготовку детей в школу.

21 сентября была объявлена частичная мобилизация. Удивительно, но поначалу гости не отреагировали. Зато октябрь начался в очень большой яме. Выручка в очередной раз упала существенно.

Зал готовили под новогодние корпоративы, поэтому посередине нет столов
Зал готовили под новогодние корпоративы, поэтому посередине нет столов

Непонятно было, что делать. Открывать или не открывать зал? Решили, что надо брать кредит и открывать. Мужчинам призывного возраста банки не давали в долг, и в итоге под конец года взяли кредит на сестру. Третий зал открыли 18 декабря.

На продолжение ремонта в 2022 году ушло: 300 000 ₽ — работы и материалы, 210 000 ₽ — вторая часть мягкой мебели, 200 000 ₽ — изготовление каркасов для мебели и столов, 150 000 ₽ — мраморное панно вокруг окна, 100 000 ₽ — свет и декор.

В новом зале успели провести новогодние корпоративы, и он здорово помог нам во время январских праздников, когда было много туристов. Даже с учетом 25 столов иногда некуда было посадить людей.

Расходы на развитие ресторана

Всего расходов2 570 000 ₽
Третий зал1 600 000 ₽
Оборудование на вторую кухню600 000 ₽
Вентиляция и кондиционеры170 000 ₽
Увеличение посадки первого и второго зала120 000 ₽
Дизайн третьего зала80 000 ₽

Расходы на развитие ресторана

Всего расходов2 570 000 ₽
Третий зал1 600 000 ₽
Оборудование на вторую кухню600 000 ₽
Вентиляция и кондиционеры170 000 ₽
Увеличение посадки первого и второго зала120 000 ₽
Дизайн третьего зала80 000 ₽

В общепите нет быстрых денег

Что имеем на начало 2023 года. С мая 2022 года выручка не падала ниже 3 млн: выросли цены и влияние оказал внутренний туризм. Рейтинг на «Трипэдвайзоре» тоже давал результаты.

Ресторан к 2023 году стал популярным в Вологде. Постепенно закрываем отложенные платежи и гасим кредиты. Но средства из оборотного капитала не достаем, это может поставить под угрозу жизнеспособность проекта. Сейчас мы не можем думать об излишках, но и экономия может создать снежный ком, который за несколько месяцев превратит предприятие питания в банкрота.

Какие выводы я сделал за почти три года работы ресторана:

  1. Общепит не приносит быстрых денег. В лучшем случае, если не брать в расчет катаклизмы, кризис и пандемию, ресторан выйдет на операционную прибыль через год. Поэтому важно взвесить все за и против и не вкладывать все свои средства в это направление.
  2. Важно понимать, что общепит приносит в самых исключительных случаях 10% прибыли. Чтобы выйти в ноль, наш доход должен быть 3 млн рублей. При 3 200 000 ₽ мы зарабатываем 70 000 ₽, при 3 500 000 ₽ — 150 000 ₽, при 3 800 000 ₽ — 280 000 ₽, при 4 000 000 ₽ — 340 000 ₽. Дальше прибыль растет сильнее. Но необходимо помнить о сезонности.
  3. Надо стараться не паниковать в кризис: проблемы не только у вашего бизнеса. Большинство предприятий питания страдают, арендодатели тоже страдают. Все готовы договариваться, чтобы не потерять клиента, поэтому нужно относиться к решению проблем как к проекту.
  4. Стал бы я снова открывать ресторан? Если бы мы вернулись в 2019 год, то открыли бы ресторан так же, как и планировали. В данный момент думаю, что нет, рынок слишком турбулентный. Потом — время покажет. Мы не можем заглянуть в будущее, не можем вернуться в прошлое. Поэтому непродуктивно рассуждать в стиле «если бы я тогда купил криптовалюту, то сейчас был бы миллионером». Мы никогда не угадаем точку входа.
  5. Какой общепит лучше всего открывать сейчас? На мой взгляд, тот, у которого выше маржинальность. Например, ресторан грузинской кухни. Продукты там не самые дорогие, кухня понятная, испортить блюдо сложно, если готовит понимающий человек. Возможно, есть смысл присмотреться и к дарк китчену — когда ты открываешь кухню на доставку, она может быть где угодно, если соблюдены санитарные условия.

Операционные расходы в ноябре 2020 года

Выручка1 800 000 ₽
Всего расходов1 657 000 ₽
ФОТ580 000 ₽
Продукты и алкоголь480 000 ₽
Аренда270 000 ₽
Другие расходники и мелкие траты175 000 ₽
Коммунальные платежи107 000 ₽
Хозтовары45 000 ₽

Операционные расходы в ноябре 2020 года

Выручка1 800 000 ₽
Всего расходов1 657 000 ₽
ФОТ580 000 ₽
Продукты и алкоголь480 000 ₽
Аренда270 000 ₽
Другие расходники и мелкие траты175 000 ₽
Коммунальные платежи107 000 ₽
Хозтовары45 000 ₽

Операционные расходы в январе 2023 года

Выручка4 000 000 ₽
Всего расходов3 331 000 ₽
ФОТ965 000 ₽
Коммунальные платежи и электричество144 000 ₽
Аренда350 000 ₽
Продукты и алкоголь1 600 000 ₽
Хозтовары115 000 ₽
Такси и курьеры40 000 ₽
Интернет, телефон, CRM22 000 ₽
Комиссии по эквайрингу, пост отчисления и налоги95 000 ₽

Операционные расходы в январе 2023 года

Выручка4 000 000 ₽
Всего расходов3 331 000 ₽
ФОТ965 000 ₽
Коммунальные платежи и электричество144 000 ₽
Аренда350 000 ₽
Продукты и алкоголь1 600 000 ₽
Хозтовары115 000 ₽
Такси и курьеры40 000 ₽
Интернет, телефон, CRM22 000 ₽
Комиссии по эквайрингу, пост отчисления и налоги95 000 ₽
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Антон ГаспарянКакой бизнес вы бы открыли сейчас?
  • Тимофей РазовКлассная история, спасибо! Давно смотрю на ваш ресторан, еще с прошлого кейса, специально хочу приехать в Вологду, чтобы его посетить)24
  • Оранжевый ЛисАнтон, у вас очень красивый ресторан!!! Успехов вам и большой прибыли!)14
  • Антон ГаспарянОранжевый, спасибо)6
  • СципионИстория захватывающая, но не совсем понял. У вас прибыль в районе 100 тыс. на человека с партнером вышла только через 2 года? Хм. Думал, бизнес это более прибыльно. Ресторан классный. Жил бы в таком.6
  • Антон ГаспарянСципион, прибыль приходила, а потом новачюя волна или другой катаклизм, выходили в долго и потом отдавали. Тут еще старые кредиты3
  • DGЯ хорошо помню первую статью про открытие ресторана. Могу сказать так: если вопреки всему бизнес выжил даже теперь - то думаю, что он переживет все, что угодно)35
  • Ната ТИнтересно было читать. Очень хочется узнать как у вас дела будут серез год. Надеюсь, что все будет круто! Удачи вам!2
  • zxcvbРебята, был у вас несколько раз в поездках. Видно, что вложили душу! Для Вологды место однозначно outstanding! Удачи во всем!6
  • Александр БобковКрасавцы, одно слово! 👍🏻 Буду в Вологде, зайду к вам обязательно! 😃🙌🏻2
  • Ольга МилаяПрофессионально написано, не занудно, но все по делу. Чек у вас ниже московского. Аж захотелось к вам на завтрак 😉 В Вологде не была, но если буду, обязательно заеду. Удачи 🤝12
  • Екатерина ДашуткинаОчень круто2
  • АринаВ статье перечислены все тяжёлые события последних лет, удивительно, что этот сложный период длится уже три года. Интересно было почитать и вспомнить. Ну и история бизнеса, конечно, увлекла. Всех благ автору, очень грамотный подход к делу, надеюсь, у вас и дальше всё будет получаться. И становиться только лучше. :) Если буду в Вологде, зайду к вам обязательно.10
  • Малая медведицаЯ была в Вашем ресторане дважды, он классный 👍Удачи!4
  • О боже, Карл!Хочется пожелать автору удачи. Действительно, кажется, что с 2019 года собраны, все комбо возможных неприятностей, хочется верить, что дальше все-таки будет проще. Еще, как турист, регулярно бываюший в регионах, очень хочется пожелать развиваться дальше, потому что, когда находишь что-то приемлемого уровня - с непаленым алкоголем, необлезлой мебелью и где цезарь не на пекинской капусте с заправкой не майонез, наступает счастье. И в выводах резанул выход общепита на окупаемость при благоприятных условиях сроком в год, что кажется супер оптимистичным. Такой срок часто пишут в объявлениях, когда продают бизнес, но по факту среднестатистически это не так. Ставила бы на окупаемость 2 года все-таки при прогнозе, что все вокруг хорошо.3
  • Антон ГаспарянТак я про операционную прибыль говорил, когда доходы превышают операционные расходы. Сюда не входят кредиты долги и прочий "capex" (capital expenditures)1
  • О боже, Карл!Антон, пропустила про операционную, тогда вопросов нет👌0
  • ТютинкаАнтон, вроде про вас была передача по ТВ или я ошибаюсь? Вы очень крутой!!!!! Процветания вашему заведению! И пусть в стране, да и в мире будет уже меньше сюрпризов....1
  • SoFar MeСпасибо, что поделились! Это, конечно, невероятный труд и закалка.3
  • Владислав МихеевЗамечательный ресторан. Периодически бываем с девушкой у вас (привет от вологжан). Успехов в дальнейшем развитии!2
  • Леся ГаськоваДа, я тоже помню предыдущий материал — он в голове засел плотно, так как мне, человеку, незнакомому с собственным бизнесом, да еще и таким проблемным, при прочтении показалось, что вы просто герои)) И вот этой осенью я была в Вологде, решила посетить ресторан и осталась в расстроенных чувствах( дизайн классный, первое впечатление безусловно отличное, но все портит обслуживание. Оно не очень вежливое (что типично для Вологды) и очень долгое. А еще принесли такой перезаварившийся чай, что после глотка захотелось почистить зубы) Так что катаклизмы катаклизмами, а с персоналом и кухней все равно работать надо.2
  • Антон ГаспарянЛеся, спасибо, если вы уточните и мне лично напишете, то разберемся. Без обратной связи обслуживание не сделать лучше, так что не стесняйтесь сообщать обо всем администратору или официанту.2
  • Татьяна ЗатолокинаОтличный пример, как не пасть духом и изо всех сил бороться за свое дело. Не взирая ни на какие трудности.2
  • Ещё один торгашКрасивый ресторан! Но как по мне при таких бешеных оборотах прибыль маловата.... Правильно я понял, что во всем общепите так? Долговато 18 миллионов будут отбиваться, так еще и арендодатель может исполнить....2
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичТо чувство, когда живёшь в Вологде, а про ресторан прочитал в ТЖ 🤔. История шикарная, молодцы.2
  • Малая медведицаЛеся, расскажите где ещё Вы столкнулись с невежливым обслуживанием, что ещё и пишите "типично для Вологды"? Я Вам скажу, что это вовсе не типично, ни в одном общественном месте, даже в МФЦ 😁с таким не сталкивалась, и тем более в ресторанах и туристичеких местах. Так что не надо тут)) Скорее всего, это Вы всем хамите, а Вам кажется, что Вас"невежливо обслуживают"0
  • kefirtapirКогда буду в Вологде, обязательно приду в ваш ресторан. Все части вашей истории прочитала с огромным интересом, затаив дыхание. Удачи!0
  • ElenТолько что вернулись из поездки, были в вашем ресторане по рекомендации местных знакомых. Очень понравилось все. И кухня, и ценник, который намного ниже питерского.0
Вот что еще мы писали по этой теме