«Все нужно было сделать по-другому»: я открыл кофейню в 2022 году за 1,2 млн рублей

41

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Денис Крицин

Страница автора

Идея и суть бизнеса

Идея на поверхности была. Мы продаем кофе и несем радость, что сказать. Сейчас функционируют две точки — в одной формат подразумевает кофе на вынос, вторая кофейня расположена внутри креативного пространства, где есть свободная зона, коворкинг и находятся резиденты офиса.

По сути это абсолютно разные подходы. Сейчас передо мной стоит задача по фокусированию и определению формата, который будем далее масштабировать.

Открытие

Начало истории было положено в сентябре 2022 в Ростове-на-Дону. Тогда и открылась первая точка TutCoffee. Родной город, где началась и проходила вся жизнь. Кстати, что символично, — первую точку открыли на проспекте Ленина, где я провел часть детства, ведь рядом жила моя бабушка.

Какие ожидания были перед запуском? Ну, было много влажных фантазий. Одна из них это расчет финансовой модели, по которой достаточно было 35-40 чеков в день. Это позволяло бы проходить точку безубыточности и выходить в небольшой плюс. Выглядело красиво, но на эти показатели мы смогли выйти только год спустя.

Причиной тому совокупность факторов: какое-то неумение, непонимание как делать, тривиальные ошибки на старте. Играло роль отсутствие продвижения, то есть кроме личных соцсетей никаких инструментов рекламы не было. Даже визуально сама точка не имела ярких баннеров и наклеек. Это все стало появляться только по мере развития и появления опыта. Поэтому ожидания были сильно завышены.

Траты на запуск

Все полетело довольно быстро, а стартовал с оформленного кредита. 1 200 000 рублей, который был бездарно потрачен за первые несколько месяцев. Причиной были неправильные шаги. Я опирался не на факты и расчеты, а на веру. Излишняя самоуверенность, безусловно, также сыграла свою роль.

Первичная инвестиция в саму точку составила около 500-600 тысяч, а все остальные деньги вкладывались в запуск других кофеен, которые закрылись уже через несколько месяцев. Часть кредита пошла на пополнение оборотных средств и обеспечение моей жизни — к тому моменту я уже уволился с работы, а жить и содержать семью было нужно.

Причем это был самый быстрый кредит в моей жизни. Ситуация мне кажется довольно забавной. Между уходом с работы и оформлением кредита прошло буквально несколько недель. У меня уже была одобрена кредитная линия. Я переживал, что информация об увольнении может поступить в банки и линия будет отменена.

Но все получилось и буквально за 3 минуты произошло оформление. Просто пришел в банк, показал паспорт и подтвердил, что открываю кредитную линию. Сумма ушла на счет и я уже держал путь на встречу — вносить оплату за точку.

Де-юре, купил “готовый бизнес”. Де-факто, это N-ый перечень оборудования — кофемашины, кофемолка и прочее мелкое оборудование, которое требуется для работы. Сейчас понимаю, что отдал 300 000 рублей за кофемашину и кофемолку, потому что все остальное мы уже обновили и купили новое.

Это первый транш, потом были операционные расходы — деньги замораживались в товаре, выделялись на зарплаты, потому что текущих выручек на эти обязательства не хватало.

Были дни, когда выручка составляла всего 1500-2000 рублей и это лучший вариант. Ведь иногда сумма не доходила даже до 1000 рублей, поэтому все требовало дотаций, дополнительных вложений.

Ошибки на этапе открытия

Плюс-минус все, что мы делали нужно было сделать по-другому. Звучит оптимистично, знаю. Сейчас я понимаю, что нужно было запускаться в другом формате, в другой локации. Что нужно было идти не от моих ограничений и паттернов, а смотреть на более конкурентоспособные и дорогие места. Сразу “попытаться в брендинг”, какую-то единую визуальную концепцию.

Безусловно, мы это все сделали. Но на мой взгляд весьма посредственно, потому что это делал сам. Углубленными навыками я не обладаю ни в дизайне, ни в маркетинге. Мои знания изложены практикой, предпринимательским опытом и стажем работы в найме.

Поэтому, уже с высоты годового опыта, начинаешь подмечать мелочи: тут мы не так сделали, там ошиблись. Но это часть пути и это нормально. Поэтому отношусь к этому с принятием, спокойствием и радостью. Благодаря этому сейчас уже понимаю, чего делать точно не нужно и как определенные задачи можно выполнить лучше. Думаю, впереди еще много подобных ярких открытий.

Команда

Важный дисклеймер — мы по сути микропредприятие, то есть очень маленькие. Сейчас у нас 4 бариста, которые работают посменно 2/2. Есть SMM-специалист в команде и человек, который отвечает за учет. В его задачи входит формирование P&L за отчетный период, ведение первичной документации и сдача бухгалтерской отчетности. Итого вместе со мной 7 человек.

Были ли сложности с наймом? Это вообще перманентная проблема и головная боль, которая не прекращается. Сейчас, на конец 2023 года, она ощущается особенно остро. Например, мы уже на протяжении полутора месяцев подбираем новых бариста. Это печальная тенденция, проблема не только у нас — она у всех на рынке. Причем почти независимо от ниши, в которой ты работаешь.

Доходы и расходы

Если выражаться в процентах, то это в районе 15-25% от 100% выручки. В зависимости от того, какой месяц, были ли какие-то инвестиции в оборудование и так далее. Если сухо по модели считать, то доходность 15-20%.

Что приносит больше всего дохода? Учитывая, что мы продаем кофе, то продукт-локомотив абсолютно в любой кофейне — это капучино. Капучино — это самая продаваемая позиция, которая, как следствие, приносит больше всего дохода.

Зависит ли заработок от сезона? Учитывая, что у нас только год первый закрывается, пока тяжело делать подобные выводы и утверждения. Мы в процессе анализа сезонности. Например, сейчас видим в сентябре некий спад относительно августа по одной из точек. Пока непонятно, с чем связано это небольшое падение, но стараемся разобраться.

Расходы складываются стандартно. Регулярные платежи — это аренда, коммунальные услуги, интернет и так далее. Ну и, конечно, заработные платы. Я не беру в этот раздел оплату поставщикам, потому что это постоянные издержки, они идут регулярно.

А касательно оформления — используем патентную систему налогообложения. Для нашей модели и вида деятельности это оптимальный выход с текущим оборотом.

Продвижение

На рекламу тратим по сути копейки, то есть расходы очень ограничены. С удовольствием увеличим взносы в фонд рекламы, когда чуть встанем на ноги. Сейчас мы делаем это “по возможности”, тщательно анализируя варианты. Цель — чтобы направление, куда вложим деньги принесло максимально возможную отдачу.

В первую очередь, инструмент продвижения это соцсети. Часть концепции моего личного блога — открыто рассказывать о том, чем я занимаюсь и как это делаю. Также мы используем методы оффлайн-продвижения. Несколько раз устраивали партизанский маркетинг. Регулярно практикуем раздачу листовок, которая на удивление неплохо работает. Казалось бы уже такая банальная тема, но, опираясь на цифры, можно говорить, что результаты есть.

Если говорить о неудачных подходах к рекламе, то тут сложно сказать. Некоторые инструменты имеют отложенный результат и работает совокупность факторов, которые влияют на принятие решения человеком. Например, возле одной из точек в Ростове-на-Дону, на дереве мы повесили скворечники, привели в порядок территорию, рядом все помыли, почистили, засадили газон, покрасили бордюры и это дало классный вау-эффект.

Многие люди останавливаются, поднимают голову и начинают осматриваться — куда вообще они попали, откуда здесь скворечники. Получили на эту акцию очень позитивный фидбэк. Также повесили классную гирлянду, которая в вечернее время создает уютную атмосферу. Жители говорят, что мы круто приукрашиваем проспект и наполняем его теплотой и атмосферой.

Сложности в сфере и советы

Наверное, ключевая сложность, с которой я сталкиваюсь, это найм сотрудников. Это самая сложная задача, потому что текучка достаточно высокая в нашей сфере. Встречался с коллегами из крупной федеральной компании, которая связана с общепитом. Они подтвердили, что у них тоже текучка кадров за год достигает 100-120%. То есть средний цикл работы сотрудника 3-5 месяцев. У нас такие же цифры. За год, я недавно считал, было 16 бариста.

Новичкам порекомендую взвешенно принимать решение — чем вы хотите заниматься и какую роль отводите себе. Потому что, смотря на коллег из этой сферы, вижу, что очень многие собственники отводят себе роль бариста, а не предпринимателя. Они также стоят в сменах, работают за машинкой, варят кофе и так далее.

Мне эта роль не очень близка, потому что все-таки ощущаю и позиционирую себя как предпринимателя. Хочу построить большую сеть, крупную компанию. Обязательно надо понимать, зачем вы в это идете и чего хотите получить. Условных свободы, признания, больших денег или чего-то иного. В зависимости от ответа на этот вопрос зависит ваш путь.

Интересная история о бизнесе

Я люблю рассказывать эту историю. На четвертый месяц работы к нам пришла девушка на стажировку. Все в порядке, наступает время обеда и она спрашивает: “а можно я выйду за булочкой?’ Рядом с нами пекарня находится и мы конечно ее отпускаем. Но вот вышла и до сих пор не вернулась. На ум каждый раз приходит сравнение с отцом, который вышел за хлебом. Вот такие кейсы очень-очень частые. Касательно досадных историй, то наверное, сейчас я уже не воспринимаю их таковыми. В моменте же когда такие ситуации происходили, немного был в недоумении и непонимании.

У меня были случаи, когда в команде появлялся крутой человек, который хотел развиваться вместе, расти внутри проекта, толкать его. А потом просто в мгновение, около 1 минуты, человек менял свою позицию и выходил из игры одним днем. То есть такие ситуации меня всегда немножко ставят в тупик и обескураживают. Я не понимаю, как такое происходит. Но это было раньше.

Сейчас просто отношусь с принятием к таким ситуациям, потому что все люди разные. Хотя хочется находить опору в людях и вместе с ними двигаться к достижению целей, которые стоят у меня как лично, так и у компании.

Планы

У нас есть план и мы его придерживаемся. Сейчас произошло некое переосмысление формата, в котором я хочу развивать TutCoffee. Есть ключевая цель, к которой стремлюсь. Это расширение и масштабирование. Необходимо дойти до рубежа в 10 точек в нашем городе. Хочется, чтобы имя компании становилось нарицательным и приобрело облик федеральной кофейни.

Развивать бренд до уровня большой компании, которая привлекает инвестиции, строит сеть и испытывает меньше проблем с наймом сотрудников. Тогда люди сами хотят быть вместе с нами, работать у нас. Вот такие одновременно краткосрочные и очень долгосрочные цели стоят.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой
Отредактировано

"Хотя хочется находить опору в людях и вместе с ними двигаться к достижению целей, которые стоят у меня как лично, так и у компании"

На ваши цели наемным работникам плевать. Создайте комфортные условия для работы и платите конкурентную зп, тогда и текучка пойдет на убыль.

41
Автор поста

Евгения, тоже позиция, но Ваша)
правда где-то по середине)

0
0
Отредактировано

Кофейный бизнес имеет много своих тонкостей. 80% новичков без опыта просто закрываются. Мои советы из опыта такие:
1. Половину времени проводите за стойкой. Ведите душевые беседы с посетителями. Заводите постоянных гостей 2. Использовать максимум бесплатного продвижения. Допустим просите людей делать отзывы с фото на Яндекс картах. Это работает. 3. Делать постоянно работающие акции типа 6 кружка в подарок. 4. Самое главное, без чего не работает кофейня - НАУЧИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ЛУЧШИЙ КОФЕ НА РАЙОНЕ. Сначала сами, потом научите делать бариста. Без этого пункта не будет ничего. 5. Выпечка - она нужна, хотя бы пару пунктов но обязательно. Кофе - кроассан, эта связка работает. 6. Найдите одного постоянного бариста. Пусть он будет странным, но чтобы он был там чаще, чем другие. Таким образом у вас будет уже связка: вы и он, постоянно работающие.
7. Не делайте большое меню. Оно должно быть простое и понятное, иметь всё необходимое.
Желаю вам успехов.

30

Сергей, плюсую. В СПб берешь каппучино на вынос, а он, блин, температуры тела. Не говоря уже об остальном

8
Автор поста

Сергей, Сергей, Благодарю за обратную связь! Возьмем рекомендации на вооружение :)

1
0
Герой

Все конечно прекрасно . но вот скворечники не стоит гвоздями прибивать к деревьям.

22

user, отмечу ещё, что скворечник висит на очень низкой высоте. Скворечники следует вешать намного выше.

15

Ser, это же не для птиц, а для услады глаз

6

Dinar, тогда вопросов нет )

1
0

Автор, я живу возле вашей кофейной точки , в районе автосборки. Каждый божий день , все лето я и мои подруги ходим за Кофе на площадь мимо вас . Причина -дважды ( летом!)мы хотели купить холодный латте и дважды не было льда. Вот вам причина по которой лично я и несколько моих товарищей к вам не заглядывают , а все остальное лирика.

19
Автор поста

Мария, добрый день.
Благодарю за обратную связь.
Да, действительно были проблемы со льдом :)
Сейчас уже они решены.
Приглашаю Вас в гости, будем рады! :)

2
0

Н-да уж... история бренда. На 2 точки 7 человек сотрудников кмк перебор, но не в этом суть. ( одна из них закрыта уже, судя по Карте Яндекс) Итак, из плюсов: энергичный и креативный собственник, удачная локация, высокомаржинальный продукт.
Из минусов :
16 сотрудников за год, это не текучка, а провал кадровой политики ( видимо с мотивацией очень неважно),
полное отсутствие понимания, где ЦА обитает, и как до неё достучаться : сайта нет от слова ВООБЩЕ, запрос Туткофе отправляет в "ПитьКофе", к конкурентам. Нет рекламы в Картах, в Яндексе в Карточке меню "капучино 130р"... и всё. В Гугле - вообще нет информации.
Отсутствие понимания об LTV, судя по отзывам в Яндекс.
Вывод: если не будет собственными силами проведён конкурентный и маркетинговый анализ, внедрены ВСЕ возможные рекламные и маркетинговые инструменты, то перспектива развития очень слабая. Инвестора нормального найти будет сложно.

14
0

Так и непонятно из статьи что с кредитом. Погашен ли, на сколько лет взят, сколько от выручки уходит за кредит, сколько остаётся в кармане автора в сухом остатке. Из статьи есть ощущение, что это бизнес ради того, чтобы быть бизнесменом, а не для заработка. Амбиций много, а про прибыль очень туманно...

13
Автор поста

Елена, с кредитом всё в порядке)) Взять на 5 лет, платиться исправно с прибыли))
Доходность по фин.модели 20% +-

1

ясень, из 10 мест где была пью кофе только в двух. Лучше выпью за 150 чем за 100 но фиговый. Кто пьет кофе больше пары раз в неделю в кофе разбираться, и поверье эти люди и делают выручку

12
0

Ключевым было всё-таки проклятье после того, как вы скворечники к дереву прибили.
Учтите ошибки и успехов в развитии!

11
Автор поста

Владимир, Спасибо!)

0
0

Надо было написать: "Тут кулер")
Критиковать буду безбожно. У не опытных предпринимателей есть одна самая главная ошибка: вывеска и название. Ошибка стоит денег.
Вот представьте обычного пешехода или водителя. Что он видит? Как он видит ваше заведение?
Вот я вижу: офис билайна, ломбард, возможно скупку, пункт пвз, яндекс какой-нибудь, а если всматреться, то паркмахерская, где людям предлагают кофе. Я вижу, что угодно! Но только не кофейню.
Если вы думаете, что ваш клиент найдёт вас в соц. сетях, то вы наивный человек. Никто кофейни не гуглит.
Ваши соц. сети могут посмотреть лишь постоянные клиенты, которые захотят скидку.
Вывод: клиент вас не видит, не найдёт.

11

Анастасия, Вы 100% правы, кофе не Гуглят, но ( есть фанаты) неместные могут на ГуглКартах поискать, поэтому как минимум карточку в Гугле держать нужно (она бесплатная, но её нет).

6

Олег, гугл не дает сейчас размещать новые компании на картах, к сожалению. Уже год весит "ожидайте подтверждения" и в поддержку писал, отписались, что типа следите за ситуацией, может что-то изменится. С яндекс и 2гис все проще)

0
Герой

Анастасия, согласна с вами. Когда начала читать статью и пролистала фото, где вроде должно быть фото кофейни, не поняла даже, что там кофе. Подумала он что сфоткал офис билайн мол хочет сделать там кофейню. Только при пристальном рассмотрении увидела за стеклом бутылки с сиропом и каким-то мелким шрифтом, что тут все-таки «кофе») Я б в такую кофейню не зашла б даже, для меня ассоциируется с забегаловкой, где и кофе скорее так себе. Нет стиля, нет шарма. Не понятно еще какой район это в этом городе и на какую аудиторию рассчитывали то. И скворечники это какая-то декорация странная, птицы там селиться не будут, так как низко от земли, и дереву плохо 😞

5
0

Ахах почитал комментарии, люди прям о реагировали на скворяеники, значит работает)
Но вообще, я тоже сразу подумал, что зачем так низко и почему прибили. Забота об окружении хорошо, но вот если бы на скворечниках была надпись кофейни, наверное отрицательный эффект был бы очевидным.
Но классно, что в этой ситуации можно воспользоваться мнением людей, и сделать например не скворечники, а кормушки для птиц, а закрепить их на основу, убитую в землю. На кормушках написать логотипы и что в кофейне можно получить немного корма для птиц 😉

7
0
Герой

+5

В компании, в которой я раньше работала, 3 человека во время обеда выходили "за булочкой". Частая история.

А один раз было вообще интересно. Директору в понедельник с утра пришло сообщение от сотрудника - пусть сегодня все поработают из дома. Он в офис - а там нет ни одного компьютера, офисной техники. Сотрудник оказался игроманом и в порыве прухи (или непрухи) приехал на выходных, забрал все что увидел и заложил в ломбард.

Технику выкупили и вернули в тот же день родители сотрудника под угрозой уголовного дела.

7
0
Сообщник

Почитал. И то ли я дурак, то ли лыжи не едут. Взял кредит и сразу начал нанимать людей, хотя кофейня, даже до сих пор не может набрать оборотов, но в голове уже федеральная сеть. Приоткрою завесу, в большие компании люди тоже идти не хотят. Потому, что нужно работать. Что Вы можете предложить человеку? Рыночную зарплату и 12 часов стояния у кофемашины? У Вас уличный бизнес, а рекламу Вы делаете в соцсетях, для кого? Не вкладываете в рекламу, но ищете причины спада спроса. Не поработав за прилавком, Вы не поймёте сути Вашего бизнеса

7
0

Никакая зарплата не даст тебе уверенности в своих работниках. Он что тебе должен душу вкладывать в ТВОЙ бизнес. Вставай сам за машинку и вперёд

5
0

Этот вид бизнеса не сегодняшнего дня. Все эти кофе на вынос, бариста и прочее было популярно года три назад и вообще при растущей экономики. Сейчас, падение потребительского спроса будет только нарастать. У меня на улице уже закрылась кофейня и два магазина типа крафтового пива. Не закрываются только аптеки. Люди на всем экономят.

5
0

Тоже собирался открыть сеть кофеен во время короны, чтобы материализовать свой бизнес ИТ. Но благо сначала собирал инфу, уже был опыт построения бизнеса. В общем, рекомендую пару подкастов заварили и бизнес- роботы-мечты. После этого как заочно покрутил всю историю. Понял, что нужно будет полностью посвящать себя кофейням, заочно или на сдачу вести не получится. Ну и как говорил мой знакомый про любой бизнес. Вбухиваешь рекламу и точка раскручивается через 2 года, а не вбухиваешь - через 24 месяца.

2
Автор поста

Дмитрий, Дмитрий приветствую!
Полное погружение в проект – единственный способ что-то сделать стоящее. Это правда. Вам успехов.

1
0

Если весь приход был на 1000 р в день (условно 5 чашек капучино), то это не провал, а провалище! И видимо кофе был полным УГ. Даже в неприметном автомате или наоборот супермажорной спешшалти кофейне куда простому человеку неловко зайти и то в день больше пролив.
То есть это примерно 1 человек в 2-2,5 часа. Или локация расположена в пустыне?

А по рекламе, мне кажется, что даже самые по-советски воспитанные люди и то понимают, что нужна хотя бы минимальная реклама. Возвращаясь к баристе, который мог 2 часа (исходя из количества поестителей посчитанного выше) стоять на окладе. Даже если бы он молча стоял на улице с рекламным баннером и то больше человек бы пришло)

1

Александр, это пройдет

0
0

Очередной мамкин кофе бизнесмен. Сколько их тут уже плакалось.

0
Автор поста

Андрей, будем знакомы))

1

Денис, отличная реакция! 👍👍
Читаю комменты, а они разные - и никакой агрессии с Вашей стороны! Действительно, конструктивная критика может улучшить сервис, а кой смысл тратить время и реагировать на неконструктивную? 😀🤗

3
Автор поста

Stanislav, доброй ночи)
конечно ни какой агрессии) это же пустое) а я про твёрдое)
Всё читаю, всё вижу, всё понимаю))
Все что могу делаю, пытаюсь, пробую))

А "языком болтать – это вам не мешки ворочать"))
Любой комментарий и обратная связь для меня возможность, поэтому у меня открытая позиция))

0
0

Денис восторг да и только! Приятно одно, что пока сеть не федеральная под этим постом сообщения лично прочитаешь ты) Шлю большой привет!! И горжусь твоим стремлением и постоянными открытиями!))

0
Автор поста

Ксения, благодарю 🫂

0

ясень, не согласна про любой кофе. Очень есть разница и даже по качеству сырья заметно и по обжарке. И с учётом бешеной конкуренции я всегда иду туда, где вкуснее, даже если там дороже на условные 50 руб.

0
0

Коротко о рандомной кофейне рядом с региональным бизнес-центром, она работает с 11! С 11 Карл, это на кого она рассчитана? Во вторых как я узнала что там вообще есть кофе? случайно проходила и на стекле мелким шрифтом, что тут кофе и кофе машина профессиональная что говорит о том, что все таки они хотят продавать кофе, а не шаурму допустим обеденную. Попробовала на картах посмотреть чтобы написать им об этом, так их нет ни в одном из геосервисов, а это ОЧЕНЬ важно, туда люди пишут обратную связь, что действительно помогает посмотреть на плюс я и минусы своего бизнеса!

0

Сообщество