Что такое второе мнение в медицине и когда его стоит получить?
В ваших статьях я часто вижу, что вы советуете читателям получать второе мнение врача по спорным медицинским вопросам. Мне интересно: есть ли от этого объективная польза?
А еще я не совсем понимаю, как именно его получить. Надо просто сходить к другому врачу и проконсультироваться заново? Но что тогда будет с предыдущим диагнозом — его отменят? И как на это отреагирует первый врач? Не будет ли он после этого хуже относиться к пациенту? Мне, например, это важно, ведь врачей в нашем городке не так много, портить с ними отношения не хочется.
По данным ВЦИОМ, в 2019 году более 40% опрошенных россиян перепроверяли поставленный врачом диагноз. Международное врачебное сообщество склоняется к мысли, что это разумная тактика, особенно в сложных или спорных случаях.
Обычно лечащие врачи лояльно относятся к тому, что пациенты получают второе мнение. Во-первых, право на эту информацию закреплено в российских законах. А во-вторых, такой подход страхует специалистов от возможных ошибок.
Но чтобы уменьшить риск ссоры с первым врачом, стоит сформулировать запрос на второе мнение как можно вежливее. Расскажу, какие слова могут в этом помочь и как мнение второго доктора повлияет на диагноз первого специалиста.
О чем вы узнаете
Что такое второе мнение
Это практика повторного посещения медицинского специалиста, чтобы перепроверить уже поставленный диагноз или назначенное лечение.
В РФ услуга весьма популярна. Об этом говорят не только результаты опросов, но и поведение крупных сетевых медицинских организаций. Например, компания «Инвитро», которая раньше предлагала услугу второго мнения только в московском регионе, в 2020 году расширила программу еще на 10 российских городов.
Стоит ли получать второе мнение
Сейчас считается, что диагностические ошибки, ухудшающие качество лечения, в мировой медицинской практике случаются в 10—15% случаев. Согласно оценкам некоторых экспертов, в РФ ситуация может быть хуже. По их мнению, свыше 50% медицинских диагнозов на поверку оказываются неправильными или неточными.
Врачи хорошо знают об этой проблеме. Общепризнано, что в таких сложных областях медицины, как лучевая диагностика и патоморфология , второе мнение требуется особенно часто. Во многих странах мира возможность получить второе мнение считается неотъемлемым правом пациента. В РФ такая возможность тоже есть: право на выбор врача и обращение к другому специалисту закреплено законодательно.
Правда, оценить, насколько второе мнение на самом деле улучшает диагностику и качество лечения, сложно: исследования показывают различные результаты. Например, по данным одного систематического обзора , второе мнение привело к изменению диагноза, лечения или прогноза в 12—69% случаев, согласно другому обзору — в 10—62% случаев, а в третьем говорится о 2—51% случаев.
Скорее всего, это связано с тем, что относительно распространенные диагнозы вроде простуды или гастроэнтерита все врачи ставят примерно с одинаковой точностью. Но если речь идет о тяжелых и редких заболеваниях вроде рака, наиболее опытные доктора и узкие специалисты могут обнаружить их с большей вероятностью, чем, например, семейные врачи.
Оценить конкретную пользу, которую получают пациенты, обратившиеся за вторым мнением, тоже непросто: крупных исследований на эту тему пока мало. Но результаты небольших экспериментов показывают, что второе мнение полезно пациентам с относительно редкими болезнями вроде синдрома ущемления переднего кожного нерва или синдрома раздраженного кишечника. Например, исследование с участием 178 человек показало, что пациенты с обновленным диагнозом получили более эффективное лечение в 52% случаев. А те, кто за вторым мнением не обращался, — только в 14% случаев.
Когда стоит получить второе мнение
Ценность второго мнения сильно зависит от ситуации, в которой оказался пациент. Как правило, в международной практике получить его рекомендуют, если:
- Диагноз неясен или назначенное лечение не работает так, как ожидалось. В этой ситуации без второго мнения обойтись просто не получится. Обращение к другому врачу — единственная возможность своевременно получить уточненный диагноз, от которого зависит выбор оптимального лечения.
- Диагноз подразумевает, что у пациента редкое или опасное для жизни заболевание. Второе мнение поможет либо опровергнуть диагноз и снять страхи, либо подтвердить его и перепроверить назначения — тогда человек будет уверен, что получает необходимое лечение. Именно поэтому за вторым мнением чаще всего обращаются люди, получившие онкологический диагноз.
- Лечащий врач предлагает пройти сложное медицинское обследование, назначает операцию или рекомендует экспериментальный метод лечения. Если второе мнение будет таким же, это может помочь уменьшить тревогу перед процедурой. А если оно будет отличаться, можно взвесить варианты и, возможно, избежать ненужных или рискованных медицинских вмешательств.
- У пациента несколько проблем со здоровьем. Например, если у человека с диабетом второго типа обнаружат рак, ему будет полезно обсудить диагноз со своим лечащим врачом. Врач, который специализируется на лечении сахарного диабета, может скорректировать терапию так, чтобы избежать тяжелых побочных эффектов.
В российских условиях второе мнение особенно полезно в сложных случаях и когда ограничены ресурсы клиники, где лечится человек. Консультация у другого специалиста может помочь с правильной маршрутизацией пациента — то есть он может получить направление в другую клинику, где окажут более квалифицированную помощь.
Как получить второе мнение
Право на выбор врача есть у всех российских пациентов. Получить второе мнение можно как бесплатно в государственной больнице, так и в частной клинике за деньги.
Чтобы записаться на прием к другому врачу в обычной поликлинике, достаточно внутреннего паспорта и полиса обязательного медицинского страхования.
Чтобы получить обоснованное второе мнение, нужно принести с собой медицинские документы, которые помогут второму врачу разобраться с диагнозом и назначениями:
- копию амбулаторной карты и выписку из истории болезни;
- заключение лечащего врача и составленный им план лечения;
- заключения специалистов, у которых ранее консультировался пациент;
- результаты лабораторных исследований — например, общеклинические анализы крови и мочи, биохимический анализ крови и другие анализы;
- результаты диагностических обследований — например, УЗИ, рентгенографии, маммографии, КТ, МРТ, ПЭТ/КТ;
- результаты цитологических, гистологических, иммуногистохимических исследований.
Стоит ли сообщать лечащему врачу, что вы хотите обратиться за вторым мнением. Да, как минимум потому, что получить выписку и копию амбулаторной карты проще с помощью лечащего врача. А если объяснить лечащему врачу, почему нужно получить второе мнение, он может выписать направление на бесплатную консультацию к специалисту из федерального медицинского центра.
Кроме того, в случае сомнений или при подозрении на редкий диагноз врачи из удаленных регионов РФ вправе самостоятельно запросить телемедицинскую консультацию у коллег из федерального центра. В некоторых случаях для пациента это может быть даже удобнее: не придется тратить время и деньги на билет и гостиницу.
Как подготовиться к беседе с лечащим врачом о втором мнении
Говорить с лечащим врачом по поводу второго мнения может быть неудобно — с этой проблемой сталкиваются пациенты по всему миру. Расскажу, как эксперты из пациентской организации Breastcancer.org советуют формулировать запрос, чтобы не разрушить отношения с доктором.
- ✅ «Доктор, я доверяю вам и ценю вашу помощь. Но все это так ново для меня, и я чувствую, что второе мнение могло бы мне помочь во всем разобраться»
- ✅ «Я хочу приступить к лечению с уверенностью в том, что мой диагноз верен и что я изучил все варианты лечения. Поэтому я хотел бы получить второе мнение, прежде чем двигаться дальше»
- ✅ «Я очень уважаю ваше мнение, но никогда не принимаю важных решений, не посоветовавшись с несколькими экспертами. Я думаю, мне нужно подтверждение»
- ✅ «Ради себя и своей семьи я обязан убедиться, что все делаю правильно. Поэтому я хотел бы получить второе мнение по поводу того, что мы обсуждали»
Скорее всего, в этой ситуации лечащий врач отреагирует адекватно и пойдет вам навстречу.
Если же специалист станет злиться и настаивать на своих назначениях, его лучше сменить. Примеры из реальных историй болезни показывают: если врач не находит общего языка с пациентом, это плохо сказывается на результатах лечения.
Что будет с диагнозом, поставленным до второго мнения
В этой ситуации есть два аспекта: медицинский и юридический. С медицинским проще — если диагноз, поставленный изначально, был ошибочным, пациенту изменят схему лечения: назначат другие препараты или процедуры, при необходимости установят новые сроки лечения.
С юридической точки зрения все зависит от последствий неправильной постановки диагноза. Если ошибка врача не отразилась на здоровье пациента, юридических последствий не будет. Но в случае когда из-за неверного диагноза здоровье ухудшилось или были какие-либо тяжелые последствия, можно привлечь медицинскую организацию и врача к ответственности.
Пациент вправе требовать, чтобы медицинская организация возместила вред здоровью, причиненный в результате врачебной ошибки, а также компенсировала моральный вред .
Пострадавший пациент может требовать возмещения утраченного заработка или дохода, который он получал либо мог получать, а также расходов, понесенных из-за ухудшения здоровья, — например, на лечение, реабилитацию, услуги сиделки. Такие расходы должны возместить, если установлено, что пациент нуждается в этих видах помощи и ухода, и у него нет права получить их бесплатно .
Члены семьи пациента, которому поставили неверный диагноз — а значит, оказали ненадлежащую медицинскую помощь, — тоже могут требовать компенсации морального вреда. Они имеют на это право, если из-за ситуации ощущают нравственные или физические страдания — например, если человек заболел в результате переживаний из-за смерти родственника, неправильного диагноза и того, что врачи не предприняли всех нужных мер, чтобы помочь.
Если по итогам второго мнения установлена врачебная ошибка в процессе лечения по ОМС, пациент может обратиться в страховую медицинскую организацию, Росздравнадзор и его территориальные органы, федеральный или территориальный фонд ОМС.
Чтобы получить компенсацию морального вреда и расходов, связанных с повреждением здоровья, пациент или его родственники сначала должны направить претензию медицинской организации. Если она откажется выплачивать компенсацию в досудебном порядке, пострадавшие вправе обратиться в суд с исковым заявлением. В этом случае суд может взыскать не только заявленные требования, но и неустойку за то, что медорганизация не выполнила требования вовремя, в размере 3% от невыплаченной суммы за каждый день просрочки, а также штраф за отказ выполнить требование добровольно — 50% от взысканной суммы .
Что в итоге
Второе мнение страхует врача от возможных ошибок, а пациента — от неправильного диагноза и неэффективного лечения. Пренебрегать возможностью проконсультироваться с другим врачом не стоит, особенно в сложных или спорных случаях.
Все российские пациенты вправе получить второе мнение, в том числе бесплатно по полису ОМС. Но чтобы от консультации была польза, кроме паспорта и полиса, потребуется пакет медицинских документов. Собрать его без помощи лечащего врача непросто.
Как правило, лечащие врачи адекватно реагируют на желание получить второе мнение. В некоторых случаях они могут даже выписать направление к другому специалисту или запросить его самостоятельно. Если же специалист злится и настаивает на своих назначениях, безопаснее будет просто сменить врача.