Больше всего я не люблю платить за то, чего не получила.

Я пенсионерка и живу в Нижнем Новгороде. Хотя сын мне помогает, а пенсию трачу только на себя, я считаю каждый рубль. Думаю, что такой подход — уважение к деньгам.

В 2019 году я подала заявление на перерасчет услуг ЖКХ, поскольку длительное время не жила в квартире из-за болезни. Но мы не сошлись по цифрам с коммунальщиками. Я не растерялась и решила добиться справедливости, а также научить коммунальщиков внимательно читать законы и правильно начислять компенсации. В итоге они подали в суд из-за 13 Р.

Расскажу, чего мне стоила вся эта коммунальная эпопея.

С чего все началось

5 февраля 2019 года у меня сильно заболело сердце. Я вызвала скорую, и меня сразу увезли в больницу с диагнозом «обширный инфаркт». В отделении кардиологии мне сделали операцию, а потом врачи наблюдали за моим состоянием еще две недели. В последний день лечения — 18 февраля — меня и еще несколько пациентов из нашего отделения отправили в загородный санаторий на реабилитацию. Туда мы все вместе поехали сразу из больницы. Домой я вернулась только 1 марта.

Спустя три недели сын отправил меня в одну из клиник Москвы для дополнительного обследования. Там я провела еще несколько дней — с 26 марта по 4 апреля.

В итоге получилось, что дома с небольшими перерывами я отсутствовала 31 полный день — без дней отъезда и приезда. Причем все время отсутствия я могла подтвердить документами: справками из больницы и санатория, а также железнодорожными билетами.

Когда я окончательно вернулась домой в Нижний Новгород, решила воспользоваться своим правом на перерасчет стоимости коммунальных услуг. Я зарегистрирована в квартире одна, поэтому перерасчет за эти дни позволил бы мне вернуть 100% стоимости услуг, которые я не получила, поскольку отсутствовала.

Почти все услуги — газ, горячая и холодная вода — у меня по счетчикам. За эти услуги я не переплатила. А вот стоимость вывоза мусора сейчас считают не по количеству тех, кто проживает или зарегистрирован в квартире, а по площади. Опущу мой немой вопрос по поводу логики расчета, ведь мусор производят не метры жилплощади, а люди. Я живу одна в двухкомнатной квартире, поэтому переплачиваю, даже когда плачу по нормативу. И мне очень не хотелось платить за вывоз мусора еще и тогда, когда меня не было.

Что такое перерасчет услуг ЖКХ и когда им можно воспользоваться

В России действуют правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены постановлением правительства № 354. Согласно этим правилам, если человек по каким-то причинам не жил больше пяти дней в жилом помещении, он имеет право на перерасчет. Такой перерасчет удобен, если человек уезжает в командировку, на учебу в другой город или уходит служить в армию.

Так, можно получить компенсацию за услуги, потребление которых нельзя измерить по счетчикам. Исключения: газ, электричество и отопление для общедомовых нужд или для поддержания температуры внутри дома.

Стоимость услуг возвращают пропорционально количеству дней отсутствия. День отъезда и приезда компенсировать нельзя.

Для перерасчета нужны подтверждающие документы. Например, подойдут такие:

  1. Документы о служебной командировке.
  2. Справка о лечении в медицинском или курортном учреждении.
  3. Проездные билеты на имя заявителя.
  4. Счета за проживание в гостинице.
  5. Справка о временной регистрации.
  6. Справка из учебного учреждения с круглосуточным пребыванием.
  7. Справка из посольства или консульства, подтверждающая пребывание за границей.

Могут подойти и другие документы, если по ним можно понять точный период и факт отсутствия в жилом помещении.

Сообщить управляющей компании об отъезде можно заранее, а можно — после возвращения. Но сделать это нужно не позже, чем через 30 дней после приезда. В Т—Ж есть отдельная статья о том, как сделать перерасчет услуг ЖКХ.

Заявление на перерасчет

Сначала я пыталась решить вопрос мирно. Я посмотрела в квитанции, кто у нас занимается вывозом отходов, и выяснила, что это ООО «Нижэкология-НН» — адрес и номер телефона написаны прямо в квитанции. Я приехала в районный центр этой организации, чтобы написать заявление на перерасчет. Но мне сказали, что расчет производит домоуправляющая компания моего района — нужно обратиться к ним.

Я пошла в домоуправляющую компанию, где меня отправили обратно. Оказалось, что УК рассчитывает все по данным от ООО «Нижэкология-НН». Я опять пошла к мусорщикам. Но пока ходила, они успели переехать. Прежний офис уже закрылся, а офис по новому адресу еще не заработал.

Через пару недель новый офис открылся, и я оставила заявление на перерасчет. Спустя несколько дней получила ответ: компания обещает сделать перерасчет. В мае мне вернули 357 Р за все дни моего отсутствия. Но эта сумма не сходилась с моими расчетами на 13 Р.

Я обратилась в областное отделение той же компании. Сотрудница спустилась ко мне в фойе, где мы долго беседовали. Она была вежлива, но с моими доводами не согласилась, ссылаясь на те самые правила предоставления коммунальных услуг. Согласно ее интерпретации, первый и последний день при перерасчете в справках не учитываются. Возможно, она не дочитала это постановление до конца, потому что в п. 90 этих правил речь идет о днях «выбытия и прибытия в жилое помещение».

Приведу пример: вы уехали из квартиры 1 апреля, а вернулись 10 апреля. Если коммунальная услуга стоит 300 Р в месяц, то в день выходит 10 Р. Но первый и последний день не компенсируют. То есть вы получите компенсацию 80 Р за восемь дней со 2 по 9 апреля.

Мой расчет немного сложнее. Вывоз мусора по тарифам для моей квартиры стоит 342 Р в месяц. Тогда компенсация пропорционально количеству дней в месяце за февраль составит примерно 281 Р, за март — 55 Р, а за апрель — 34 Р. Всего 370 Р, а я получила только 357 Р — на 13 Р меньше.

Считала я так. В феврале, пока я лежала в больнице и находилась на реабилитации в санатории, квартира пустовала 23 полных дня — без учета дня инфаркта и дня моего возвращения. А потом я еще пять дней в марте и три дня в апреле была в Москве — это тоже без учета первого и последнего дня. Всего меня не было 31 день, за которые я и хотела получить компенсацию.

Чиновники посчитали, что 18 февраля — в день переезда из больницы в санаторий — я заехала домой и намусорила там минимум на 13 Р. Но вместе с заявлением на перерасчет я подавала документы, которые подтверждали обратное: в этот день я не была дома. То же самое я еще раз потом объясняла на словах сотрудникам компании.

Первое заявление написала максимально коротко: понадеялась, что по приложенным документам все будет понятно
Первое заявление написала максимально коротко: понадеялась, что по приложенным документам все будет понятно
Документы приняли и пообещали сделать перерасчет
Документы приняли и пообещали сделать перерасчет
Мне вернули 357 <span class=ruble>Р</span>, но по моим расчетам должно было быть больше на 13 <span class=ruble>Р</span>
Мне вернули 357 Р, но по моим расчетам должно было быть больше на 13 Р

Жалоба в госинспекцию

Мне стало обидно, что чиновники так невнимательно подошли к моим документам и пренебрежительно отнеслись к чужим деньгам. Возможно, 13 Р — не та сумма, из-за которой стоило бороться, но мне не понравилась неаккуратность в расчетах. Поэтому 24 июня я написала заявление в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области и попросила проверить сумму перерасчета.

Инспекция не успела мне ответить за месяц и прислала письмо. В нем мне сообщили, что для «объективного, всестороннего и полного рассмотрения» будет проведена «внеплановая документарная проверка», и им нужно на это еще 30 дней. Еще через месяц я получила ответ, что перерасчет сделан правильно и нарушений они не выявили.

Я вновь пошла в инспекцию и оставила обращение, но на этот раз приложила расчеты. Специалисту, который принимал документы, обосновала так: наверняка мой случай не единственный, возможно, у кого-то из-за подобных ошибок речь идет о более крупных суммах.

В середине октября, то есть через четыре месяца, я получила ответ, что перерасчет выполнен не в полном объеме. Жилищная инспекция проверила документы и установила, что 18 февраля я не заезжала домой, а значит, намусорить не могла. Инспекция выдала предписание ООО «Нижэкология-НН» устранить нарушение и повторно сделать перерасчет.

Заявление в жилищную инспекцию: прошу их проверить правильность перерасчета, который выполнила ООО «Нижэкология-НН»Инспекция в 30 дней не уложилась, попросила еще 30 дней на «внеплановую документарную проверку» для&nbsp;«объективного, всестороннего и полного рассмотрения»Но внеплановая проверка нарушений, по их мнению, не выявилаПришлось подробно объяснять им, почему проверка ошибласьМои подробные объяснения помогли, и инспекция все же нашла ошибку. Но извинений или выражения какого-то сожаления, что ошибку нашли только после моей повторной жалобы и расчетов, так&nbsp;и не было

Суд

Но 13 Р мне так и не вернули. Зато под Новый год я получила по почте новогодний подарок — письмо из областного арбитражного суда. Выяснилось, что ООО «Нижэкология-НН» не признала предписание государственной инспекции и подала в суд. Крупная мусороперерабатывающая компания тоже оказалась принципиальной и решила бороться за свои 13 Р. Иск был подан к государственной инспекции, а мне предложили принять участие в качестве третьего лица, не заявляющего требований. Поскольку от меня ничего в таком случае не было нужно, я с интересом стала следить за развитием событий.

Заседание назначили на 4 февраля, но в суд я не поехала. Через пару недель я получила решение суда по почте. В решении суд подробно изложил правила расчета, основания для перерасчета и отклонил иск. Тем самым он признал, что мой расчет был верным.

Аргументы были такие. При расчете компенсации ООО «Нижэкология-НН» неверно учла день переезда из больницы в санаторий, рассмотрев справки из этих учреждений отдельно друг от друга. Но рассматривать их нужно вместе, потому что 18 февраля я покинула больницу и в этот же день прибыла в санаторий. То есть считать этот день днем прибытия или выбытия нельзя.

Суд постановил сделать перерасчет, а судебные издержки в 3000 Р возложить на проигравшую суд мусороперерабатывающую компанию. Решение вступило в силу через месяц. Компания его не обжаловала, но те 13 Р так и не вернула.

Меня привлекли как третье лицо — видимо, хотели, чтобы я лично 13 <span class=ruble>Р</span> вернулаНикаких ходатайств я не отправляла. Все, что хотела сказать, я уже написала в заявлениях
Суд вынес решение в день заседания и сослался в нем на мои заявления и внеплановую проверку, в ходе которой все&nbsp;же нашли ошибкиТакже в решении много ссылок на различные федеральные законы и постановление правительства № 354Всего в решении девять страниц, но самое интересное начинается только на восьмойИтог: в иске компании отказать, мне сделать перерасчет и выплатить еще 3000 <span class=ruble>Р</span> судебных издержек

Почему не стоит оставлять перерасчеты без внимания

Я добилась корректного перерасчета компенсации за услуги ЖКХ. Правда, спорные 13 Р, из-за которых коммунальщики подали в суд, мне пока так и не вернули. Но по решению суда они обязаны будут это сделать. За это время я потратила на транспорт 280 Р, поскольку муниципальные автобусы к офису компании не ходили — я ездила на маршрутках. Еще я потратила свое время. Но в итоге добилась справедливости, и теперь есть решение суда, на которое могут ссылаться другие жильцы при перерасчете — им коммунальщики уже вряд ли смогут отказать в выплате.

Сейчас многие не хотят разбираться ради нескольких рублей, поэтому ошибки при расчетах коммунальщикам сходят с рук. Но если больше людей будут проверять расчеты и жаловаться на ошибки, чиновники начнут внимательнее к этому относиться. А значит, есть шанс, что таких случаев станет меньше.

Перерасчеты помогают сэкономить деньги. А для пенсионеров важны любые суммы. Например, моя подруга на все лето уезжала к сестре в другой город. Я посоветовала ей написать такое же заявление на перерасчет за время ее отсутствия и приложить документы. За все лето сумма набирается приличная, особенно по меркам пенсионеров, — больше 1000 Р.

Но чиновники плохо знают законы. В районном отделении компании моей подруге сказали, что плата берется с квадратных метров и перерасчет ей не положен. Это, конечно, неверно. Заявление они приняли, но в итоге ответили отказом и не стали ничего пересчитывать. Хотя пару месяцев назад на тех же основаниях в той же компании мне такой перерасчет сделали.

Заберите свое у государства!
Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!

Моя подруга не захотела бороться дальше. Она старше меня. Свои права она знает неважно, и доказывать что-то у нее не было желания. В результате я пробую добиться справедливости и для нее. И мое решение мне в этом поможет.

Иногда эта борьба оказывается дорогой. Так, когда мне стукнуло 70 лет, я решила воспользоваться еще одним своим правом — на частичную компенсацию стоимости капремонта. Для этого мне нужно было предоставить в управление соцзащиты все документы. Я позвонила и оказалось, что все документы у них есть, но не хватает заявления. Меня пригласили его написать лично.

Это было весной 2020 года, когда уже ввели режим самоизоляции и всем пожилым людям настоятельно рекомендовали не выходить из дома без крайней необходимости. Но сотрудники соцзащиты как будто не знали об этом.

В итоге я вооружилась маской с перчатками, зашла на почту в соседнее здание и отправила заявление заказным письмом с описью вложения. Письмо шло по одной улице меньше трех километров. За это удовольствие я заплатила 220 Р. Через неделю мне позвонили из соцзащиты: письмо с заявлением они получили, но все равно попросили прийти лично.

Я не стала ругаться по телефону. Когда пенсионерам разрешили выходить на улицу, я посетила службу соцзащиты и высказала им все, что думаю об их бюрократии. Мне пообещали выплатить компенсацию с того момента, как они получили мое письмо с заявлением, то есть с мая.

В августе мне принесли квитанцию с перерасчетом: по 64 Р за май, июнь и июль. А я только за письмо заплатила 220 Р. Я не знала, что компенсация получится такой маленькой, что даже не покроет затраты на письмо. Если бы написала заявление в августе, за эти три месяца мне вообще ничего бы не вернули. Но я все равно не жалею: в тот момент мне не хотелось лично ходить из-за пандемии, и в следующий раз чиновники не заставят меня идти к ним в офис просто потому, что им так удобнее.

Для работающего человека такое общение может показаться хлопотным и потребовать много сил, поэтому почти недоступно. А у пенсионеров вроде меня есть время, но нужно еще и желание. А оно пока есть не у всех.

Как отстаивать свои права на перерасчет услуг ЖКХ

  1. Если вы уезжаете на лето или ложитесь в больницу, за время отсутствия можно сделать перерасчет по услугам ЖКХ. Для этого нужно написать заявление и приложить подтверждающие документы.
  2. Вернуть деньги можно не за все услуги — перечень исключений есть в постановлении.
  3. К заявлению на возврат нужно приложить документы, подтверждающие, что вас не было.
  4. Лучше самостоятельно посчитать и проверить, какую сумму вам должны вернуть. Компании могут делать ошибки, а их сотрудники — не знать нюансов.
  5. Если компания отказывается признавать ошибку, а вы не согласны с суммой компенсации, то можно обратиться в вышестоящую организацию или государственный контролирующий орган — они проверят расчеты.