Ассоциация европейского бизнеса опросила владельцев 90 компаний и выяснила, чем наш рынок привлекателен для иностранных предпринимателей, а в чем ограничивает развитие компаний.
Исследование помогает взглянуть на предпринимательство в России со стороны: пока локальным бизнесменам мешают налоги и ставки по кредитам, европейцы говорят о нехватке деловой культуры и проблемах с утилизацией мусора.
Европейские компании приходят в Россию в первую очередь из-за большого объема и высокого потенциала рынка. Важным фактором для выхода на наш рынок остаются более низкие по сравнению с Европой зарплаты, а также цены на сырье в России. 9% компаний положительно оценили субсидии, которые предлагает государство.
В этом материале — восемь причин, которые больше всего мешают вести бизнес в России, по мнению европейских предпринимателей.
Нормативные ограничения
Нормативных документов много: есть федеральные, региональные, местные, для отдельных случаев и отраслей
Ограничения из-за эпидемии коронавируса
Отсутствие квалифицированного персонала
Несмотря на это, 54% опрошенных оценили низкие зарплаты в стране как «важную» причину прихода в Россию
Отсутствие передовых производственных мощностей
Проблемы с производствами есть, но иногда в силах бизнеса это исправить. Знаем несколько примеров, когда все получилось: арахисовая паста в Барнауле, напитки из меда в Белгороде, производство шоколада в Москве
Утилизация мусора
Хотя с мусором в России все не так плохо. Например, площадь мусорных полигонов занимает порядка 40 000 км². Для сравнения: в той же Австрии мусор лежит на территории 83 858 км²
Деловая культура
С подрядчиками ситуация чуть хуже: положительная оценка — 37%, нейтральная — 59%, отрицательная — 3%.
Хуже обстоит ситуация с чиновниками:
— общение с налоговыми органами положительно оценили 11% компаний, отрицательно — 24%;
— работу законодательных органов положительно оценили 6%, отрицательно — 27%;
— таможенных органов — 10% хорошо, 20% плохо
Где следить за новостями бизнеса
Почитать полезное про бизнес:
1. Как зарегистрировать ИП через интернет.
2. Как бизнес в регионах борется с кризисом.
3. Как выбрать условия поставки по международной сделке.