Три предпринимателя из разных городов России делятся историями о том, как они переживали кризис и добивались разных мер поддержки для своего бизнеса.

Одной героине материала отказали в субсидии из-за ошибки в ОКВЭДах, но одобрили льготные займы, другому предпринимателю сначала не учли районный коэффициент, но потом разобрались, третий герой с первого раза получил субсидию и ждет одобрения займа.

Клиника в Калининграде: из-за ошибки могли не попасть в список пострадавших отраслей

Моя клиника специализируется на косметологии и лечении заболеваний суставов и позвоночника. В марте поток клиентов снизился наполовину, а в апреле пришлось закрыть клинику до 16 июня.

Моя клиника работала с 2015 года по ОКВЭДу 96.02 — «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». В основном занимаемся косметологией, она дороже и приносит 70% прибыли: например, инъекционная процедура стоит в пределах 3000—25 000 Р. Остальная прибыль распределяется между услугами по похудению и лечению заболеваний. На медицинские услуги у нас есть лицензия.

Клиника работает по ОКВЭДу салона красоты, потому что большую часть услуг мы оказываем в косметологии
Клиника работает по ОКВЭДу салона красоты, потому что большую часть услуг мы оказываем в косметологии

В 2019 году я зарегистрировала отдельное ООО, чтобы разделить с партнером финансовые потоки в компании. Когда получала медицинскую лицензию, по ошибке указала другой ОКВЭД — 86.1 «Деятельность больничных организаций». Я не обратила внимание на ошибку, а бухгалтер посчитала, что изменение согласовано, и не предупредила меня.

Ошибку обнаружили в конце года, когда нанимали нового специалиста: бухгалтер начала настаивать, что по документам мы должны увеличить зарплату, иначе у налоговой появятся вопросы. Я удивилась, потому что знала среднеотраслевую зарплату специалистов нашего профиля. Начали разбираться и выяснили, что у нас неправильный ОКВЭД.

Поехали на консультацию в налоговую. Нам попался толковый инспектор, который объяснил, что по отчетам наша среднеотраслевая зарплата меньше в полтора раза — это лишний повод для проверки бизнеса. Чтобы избежать ненужных рисков, подали заявление и вернули прежний код 4 марта. Если бы не вернули старый ОКВЭД, наш бизнес не относился бы к пострадавшей отрасли.

После того как в апреле закрылась клиника, я отслеживала новости и подавала заявления на разные государственные меры поддержки бизнеса. Расскажу, что нам в итоге удалось получить.

Нам одобрили региональный заем под 0,1% от Фонда поддержки предпринимателей в Калининграде — 981 000 Р. Мы связались с фондом, нас попросили отправить заявку, поручительство собственника и еще 55 документов. Среди документов был расчет примерной стоимости залога: мы отправили перечень оборудования с ценой, а также сумму, на которую претендуем.

Условия получения займа:

  1. Сумма займа зависит от залога, максимум можно получить 10 млн рублей.
  2. Срок — до 12 месяцев.
  3. Процентная ставка — 0,1% годовых.
  4. Отсрочка погашения долга и процентов — 3 месяца.
  5. Половину займа обязательно нужно потратить на зарплаты, вторую половину — на прочие операционные расходы.
  6. Нужно сохранить 75% персонала от среднесписочной численности за 2019 год.
  7. Не иметь задолженности по налогам.
Выписка из протокола № 27/2020 заседания наблюдательного совета Фонда поддержки предпринимателей Калининграда. Трем компаниям отказали, одной пришлось подавать документы заново
Выписка из протокола № 27/2020 заседания наблюдательного совета Фонда поддержки предпринимателей Калининграда. Трем компаниям отказали, одной пришлось подавать документы заново

Заявку рассматривали 20 дней на наблюдательном совете вместе с представителями налоговой. Мы попали во вторую волну тех, кому одобрили заявку на заем.

Одобренная заявка означает, что мы соответствовали условиям займа. Дальше нужно было провести оценку залога: для этого я позвонила в оценочную компанию, которую порекомендовал фонд.

Мы хотели получить 1 миллион рублей, но для этого пришлось заложить оборудование на 2 миллиона: оценщики уценили имущество в два раза. Мы получили результаты оценки залога и отправили их в фонд вместе со справкой о том, что у нас нет задолженности по налогам.

Всего мы получили 981 000 Р, деньги пришли на следующий день после одобрения займа. Из этих денег 90% ушло на зарплаты, а остаток мы придерживали для поставщика, чтобы закупить сырье после открытия клиники.

Сейчас мы должны отчитаться перед фондом, что потратили минимум половину денег на зарплаты. Возвращать заем начнем с 18 сентября 2020 года — планируем платить по 102 500 Р ежемесячно.

Получили региональную субсидию — 65 000 Р. В Калининграде бизнес из пострадавшей отрасли может получить региональную субсидию. Возвращать ее не нужно. Чтобы получить субсидию, нужно подать заявление в Информационно-расчетный центр до 15 июля 2020 года.

Условия получения субсидии:

  1. Максимальная выплата — 100 000 Р.
  2. Нужно быть в реестре МСП.
  3. Нужно работать в Калининградской области и числиться в ЕГРЮЛ на 01 марта 2020 года.
  4. В штате должно быть максимум 15 человек.
  5. Не иметь задолженности по налогам.
  6. Не проходить процедуру банкротства или реорганизации.

Мы связались с расчетным центром и согласовали время, чтобы приехать и подать документы. Все подали за пять минут и получили регистрационный номер, по которому нужно отслеживать статус заявления.

Отслеживать статус заявления неудобно: нужно каждый день заходить на сайт расчетного центра, скачивать список и искать себя по регистрационному номеру.

Полученных 65 000 Р нам хватит на зарплату двух специалистов за месяц.

Уведомление, что у нас приняли документы. Прежде чем привезти документы, мы на всякий случай позвонили в департамент труда и уточнили их список. Оказалось, что нужна еще форма 6-НДФЛ, хотя на сайте про нее не было сказано
Уведомление, что у нас приняли документы. Прежде чем привезти документы, мы на всякий случай позвонили в департамент труда и уточнили их список. Оказалось, что нужна еще форма 6-НДФЛ, хотя на сайте про нее не было сказано
Фрагмент из списка с заявлениями на субсидию, мне ее одобрили 9 июня. Всего из 2137 заявлений предпринимателей забраковали только 87
Фрагмент из списка с заявлениями на субсидию, мне ее одобрили 9 июня. Всего из 2137 заявлений предпринимателей забраковали только 87

Нам отказали в федеральной субсидии. Чтобы получить эту субсидию, нужно было зайти в личный кабинет налоговой и подать заявление. Заявления принимали до 1 июля.

Условия получения субсидии:

  1. Субсидию можно получить только за два месяца — апрель и май.
  2. Нужно быть в Едином реестре субъектов МСП на 1 марта 2020 года.
  3. Нужно сохранить 90% штата по сравнению с предыдущим месяцем. Если в штате 10 работников, уволить можно только одного.
  4. Задолженность по налогам и взносам не должна превышать 3000 Р.
  5. Нельзя проходить процедуру банкротства.
  6. Компания не должна быть в процессе ликвидации и ей не должно грозить исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.

Мы подали заявление за оба месяца, но получили отказ: у нас обновился основной ОКВЭД 4 марта, а субсидия выдается тем, у кого пострадавший ОКВЭД на 1 марта. Если бы одобрили субсидию, мы бы получили 266 860 Р.

Одобрили государственный зарплатный кредит — 1 040 754 Р. У докторов и косметологов зарплата зависит от маржи и снизилась на 40%, остальную часть я платила полностью из своего кармана. Кому-то полностью сохранила зарплату, например уборщице. Клиника не работала, а деньги заканчивались — бизнес трещал по швам. Из новостей я узнала о государственном кредите на зарплату и воспользовалась ей как возможностью сохранить штат.

Я подавала заявку на кредит в банки, где были счета: Альфа-банка, Сбербанк и Тинькофф-банк — партнер МСП-банка, который выдает государственные кредиты.

В Альфа-банке мне не смогли быстро объяснить суть программы, а Сбербанк потребовал перевести к ним зарплатный проект. В итоге выбрала Тинькофф-банк.

Условия получения кредита на зарплату:

  1. Деньги можно тратить только на зарплату.
  2. Первые полгода ничего платить не нужно, далее — 3,5% годовых.
  3. Деньги выдаются только до 30 ноября 2020 года, поэтому чем раньше оформите кредит, тем лучше.
  4. Нельзя проходить процедуру банкротства или ликвидации.
  5. Деятельность компании или ИП не приостановлена, например, в качестве административного наказания.

Я оставила заявку, меня попросили прислать 10 документов. Я собрала документы за один день и отправила менеджеру, а она загрузила их в личный кабинет МСП-банка — мне осталось подписать их цифровой подписью.

Пока одобряли кредит, переживала, что получится как с льготным займом: потребуют поручительство или имущество в залог. Опасение не подтвердилось.

Я оформляла кредит в мае, и мне одобрили максимальную сумму — 1 040 754 Р из расчета на 11 сотрудников. Если не буду сокращать штат, сумма ежемесячного транша будет максимальной — 173 459 Р.

Каждый месяц после получения денег нужно подтверждать выплату зарплаты: бухгалтер формирует зарплатную ведомость, подписывает электронной подписью и отправляет ее куратору в МСП-банк. После этого мы получаем транш на расчетный счет, а дальше распределяем деньги по сотрудникам.

С 1 июня появилась новая мера господдержки для бизнеса — кредит под 2%. В отличие от зарплатного, этот кредит можно тратить на аренду и закупку сырья, а также погашать другие кредиты. Если сохранить 90% сотрудников, кредит можно вообще не возвращать — государство погасит его вместе с процентами.

Можно взять оба кредита и получить два миллиона рублей, но я не хочу плодить кредиты. Вместо этого планирую рефинансироваться и пользоваться только новым кредитом — под 2%. Сейчас жду, когда одобрят заявку.

Больше историй о бизнесе — у вас в почте
Подпишитесь на рассылку для предпринимателей: раз в месяц присылаем важные новости и истории успеха

Пиццерия в Надыме: в мае заработали больше, чем до кризиса

Наша пиццерия находится в торговом комплексе на центральной площади Надыма. В конце марта власти объявили режим повышенной готовности, нам пришлось закрыть зал и работать только на доставку и самовывоз.

В апреле нам разрешили частично открыть зал: внутрь гостей пускать было нельзя, но можно было поставить кассу у входа и принимать заказы. Гостей почти не было, и выручка с зала составила всего 10% по сравнению с мартом, а общая выручка снизилась на 11%.

Пока нельзя было открыть кафе, принимали заказы на входе. Чтобы обезопасить гостей и сотрудников, установили дозатор с антисептиком, каждый час обрабатывали дверные ручки и пол, нанесли разметку для поддержки дистанции
Пока нельзя было открыть кафе, принимали заказы на входе. Чтобы обезопасить гостей и сотрудников, установили дозатор с антисептиком, каждый час обрабатывали дверные ручки и пол, нанесли разметку для поддержки дистанции

Сколько заказов было в пиццерии во время кризиса

Март13 570
Апрель9062
Май11 099
Июнь9600
Март
13 570
Апрель
9062
Май
11 099
Июнь
9600

Чтобы сохранить рентабельность пиццерии, мы оптимизировали затраты и стали ежедневно отслеживать показатели ликвидности, а управляющая компания обнулила маркетинговый сбор 3%.

Помогли и меры господдержки: отмена страховых взносов за второй квартал, федеральная субсидия в размере МРОТ на каждого сотрудника, муниципальная субсидия и государственный кредит на зарплату. Расскажу, как мы их оформляли.

Получили федеральную субсидию за май — 560 000 Р. Эту поддержку могли получить все малые и средние предприятия из пострадавших отраслей, по 12 130 Р на каждого сотрудника.

Деньги можно тратить не только на зарплаты, но и на другие расходы по бизнесу. Субсидию выдавали только за два месяца: апрель и май.

Мы входим в пострадавшую отрасль, поэтому подали заявление за оба месяца. Субсидию за май нам одобрили — получили 560 000 Р через две недели после подачи заявления, а за апрель отказали.

Я думаю, что нам незаконно отказали в субсидии за апрель. Мы перевели курьеров на самозанятость и расторгли с ними гражданско-правовые договоры. Налоговая руководствовалась отчетом СЗВ-М и посчитала, что, из-за того что мы расторгли договоры, у нас снизилась среднесписочная численность сотрудников по сравнению с мартом более чем на 37%, и из-за этого отказала в субсидии. Мы оспаривали это решение, так как субсидия выделялась на сотрудников, работающих по трудовым договорам, но нам все равно отказали.

Ответ об отказе в субсидии на зарплаты сотрудникам пиццерии за апрель
Ответ об отказе в субсидии на зарплаты сотрудникам пиццерии за апрель

Комментарий эксперта

С точки зрения ФНС, действия инспекции правомерны.

Когда появились правила субсидирования, представители налоговой уверяли, что нужно учитывать только работников по трудовым договорам. Это логично: работник — это человек с трудовым договором, а субсидия помогала сохранить оплачиваемую занятость.

В итоге налоговая решила трактовать правила буквально: считать работников только по форме СЗВ-М, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Из-за этого подхода герою рассказа не выплатили субсидию за апрель.

Еще инспекция сетует, что форма СЗВ-М не разделяет людей по типу договора. Чтобы решить проблему, достаточно заглянуть в расчет по страховым взносам за первый квартал: в третьем разделе есть строчка выплат по гражданско-правовым договорам. Если она не заполнена, то договор с человеком — трудовой, и его легко найти в СЗВ-М за апрель и май.

Если получить деньги принципиально, действия налоговой можно обжаловать в суде под предлогом, что письмо ФНС противоречит статьям 20 и 21 трудового кодекса.

Получили муниципальную субсидию — 200 000 Р. Об этой субсидии я узнал на региональном сайте для предпринимателей #сохранибизнес89 — его специально сделали для тех, кого задел кризис.

Условия получения субсидии:

  1. Быть в реестре МСП.
  2. К концу 2020 года нужно сохранить среднесписочную численность сотрудников, которая была в 2019 году.
  3. Не иметь долгов по налогам на сумму больше 12 130 Р.
  4. Не проходить процедуру банкротства или реорганизации.
  5. Не быть иностранным юридическим лицом.

Максимальный размер субсидии зависит от среднесписочной численности сотрудников за 2019 год:

Я отправил в администрацию Надыма несколько документов:

  1. Заявку на субсидию.
  2. Справку о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование.
  3. Сведения о среднесписочной численности персонала за 2019 год.
  4. Копии платежных документов, подтверждающих затраты. Я запрашивал субсидию на закупку продуктов, поэтому предоставил счет-фактуру от поставщика.

Администрация Надыма переслала документы в торговую палату, там заявку рассматривала комиссия. Через две недели мне позвонили и сказали, что одобрили субсидию. Я приехал в администрацию, подписал соглашение, и через пару дней деньги пришли на счет.

У меня 27 сотрудников, поэтому мне одобрили максимальную выплату — 200 000 Р.

Деньги можно тратить только на цели, которые указаны в заявке, у нас это «Приобретение ингредиентов». Чтобы подтвердить затраты, я отправил накладную от поставщика в администрацию Надыма.

Накладная от поставщика, в которой я подтвердил расходы по субсидии. Субсидия невозвратная, но если ее потратить на иные цели, придется возвращать
Накладная от поставщика, в которой я подтвердил расходы по субсидии. Субсидия невозвратная, но если ее потратить на иные цели, придется возвращать
Уведомление о том, что мне одобрили субсидию на 200 000 <span class=ruble>Р</span>
Уведомление о том, что мне одобрили субсидию на 200 000 Р

Получил зарплатный кредит — 3,5 миллиона рублей. Я взял зарплатный кредит, чтобы подстраховаться. Обычно кредиты выдают под залог имущества, но здесь его не потребовали.

У меня открыт счет в Тинькофф-банке, мне позвонил менеджер и предложил оставить заявку. Такие заявки принимают разные банки, но кредит выдает МСП-банк — Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства.

Я собрал 15 документов: паспорт, расчет по страховым взносам, список участников ООО, бухгалтерский баланс, письмо о районных коэффициентах и так далее. Документы в МСП-банк загружал менеджер.

В первый раз мне одобрили кредит без учета районного коэффициента. Я переподал заявку и мне одобрили правильную сумму — 3 500 000 Р на 27 сотрудников.

Первые полгода ничего платить не нужно, я получаю деньги от банка, а через полгода нужно платить 3,5% от суммы долга и возвращать основной долг. Кредит выдают траншами, его можно тратить только на зарплату, налоги и взносы за сотрудников.

Из кредита я воспользовался пока 300 000 Р на выплату зарплат, и больше тратить не планирую.

Оставил заявку на кредит под 2% на возобновление деятельности. Хочу перейти на него с зарплатного кредита. Если бы они вышли в одно время, я бы взял сразу под 2%.

Этот кредит можно тратить не только на зарплату, но и на другие операционные расходы, например закупку продуктов. В нем учитывается не только районный коэффициент, но и северная надбавка, поэтому мне должны одобрить около 5 500 000 Р.

Чтобы не возвращать кредит, мне нужно к 1 марта 2021 года сохранить 90% штата или 80% — но тогда нужно будет вернуть половину кредита. Самый пессимистичный сценарий: мне придется расплатиться по кредиту в течение следующих трех месяцев, это примерно по полтора миллиона рублей. Но я уверен, что сохраню штат: если кто-то уйдет, я успею найти замену.

Я связался со специалистом МСП-банка, он перезагрузил документы по первому кредиту, а я проверил, исправил неточности и подписал документы.

Пока мне одобряли заявку, выяснилось, что, по данным ФНС, у меня работает только один сотрудник. Я позвонил в налоговую, мне ответили, что у них верная информация. Я попробовал подавать заявку на кредит в другом банке, но мне снова отказали по той же причине.

Кажется, что это ошибка налоговой. Скоро буду подавать СЗВ-М за июнь и надеюсь, что это поможет. Еще попробую получить письменный ответ от МСП-банк, откуда берутся данные, и дальше обращусь за разъяснениями в налоговую.

Как только налоговая исправит ошибку, еще раз подам заявление на кредит под 2%. В будущем планирую пользоваться только им, а от зарплатного откажусь.

Сотрудник МСП-банка показал мне данные из ФНС, на основании которых одобряют кредит
Сотрудник МСП-банка показал мне данные из ФНС, на основании которых одобряют кредит

Канцелярский магазин в Чите: закрылись только на неделю

У меня небольшой канцелярский магазин в Чите. Я начинал с продажи ручек и бумаги, а потом расширил ассортимент: добавил мебель, продукты, бытовую химию, товары для хобби, компьютерные аксессуары и так далее. Сейчас я работаю с оптовыми и розничными продажами.

В Чите не было суровых ограничений, поэтому мы закрылись только на первую неделю карантина. Хотя покупателей почти не было, мы на свой риск также продавали и в розницу. У нас был предлог: магазин работал как пункт выдачи заказов из интернет-магазина.

Сравнение выручки в 2019 и 2020 годах

Розничный магазинИнтернет-магазин
Апрель 2019 года350 000 Р60 000 Р
Апрель 2020 года87 000 Р100 000 Р
Розничный магазин
Апрель 2019 года
350 000 Р
Апрель 2020 года
87 000 Р
Интернет-магазин
Апрель 2019 года
60 000 Р
Апрель 2020 года
100 000 Р
Наш магазин был открыт во время карантина, потому что мы выдавали заказы, которые забирали самовывозом
Наш магазин был открыт во время карантина, потому что мы выдавали заказы, которые забирали самовывозом

Какие-то вещи просто сложились удачно. Например, один из сотрудников ушел на больничный — это снизило нагрузку на зарплату. Арендодательница сама предложила 50% скидку на аренду за апрель и май — мы бы справились и так, но пришлось бы искать больше кредитов. Розничная выручка уменьшилась в четыре раза, зато увеличились заказы через интернет.

Магазин не останавливал работу. Из мер господдержки я подал только на федеральную субсидию и на зарплатный кредит.

Получил федеральную субсидию — 48 520 Р. О субсидии узнал из выступлений президента. Это невозвратная субсидия, она не облагается налогом, и по ней не нужно отчитываться.

Заявление было легко подать: зашел в личный кабинет налоговой, нажал пару кнопок, отправил. Когда я подавал заявление, у меня работало только два сотрудника, поэтому за апрель и май я получил 48 520 Р. Деньги потратил на зарплату, аренду, коммуналку и поставщиков.

Оставил заявку на кредит под 0%. Это государственный кредит, который можно тратить только на зарплату.

Мне позвонил менеджер из банка и предложил оформить кредит. Я согласился взять кредит на всякий случай, хотя у меня хватало денег на зарплату и даже получилось нанять еще одного сотрудника.

Нужно было собрать десять документов: баланс, СЗВ-М, договор аренды, паспорт и так далее. Все документы обычные, я их собрал за два дня.

Мне одобрили кредит, но я им пока не пользуюсь: хватает своих денег. В июне узнал про кредит под 2%, хочу подать документы и воспользоваться только им. Его можно потратить не только на зарплату, но и на налоги, операционные расходы и ремонт помещения.

Кредит гасит государство, если сохранить 90% сотрудников. У меня в штате только три сотрудника, и если кто-то уйдет, мне придется самому погасить долг. За своих сотрудников я уверен, но в крайнем случае успею найти замену. Сейчас жду одобрения заявки.