На маркетплейсах могут торговать компании, предприниматели и самозанятые. С одной стороны, это помогает получить новую аудиторию, с другой — может вредить развитию бизнеса. Например, процессы сильно зависят от чужой площадки, а клиенты идут на маркетплейс вместо сайта продавца.
Рассказываем, что приходится делать владельцам бизнеса для работы на маркетплейсах.
📉 Снижать цены
Когда покупатель ищет товар на маркетплейсе, в выдаче он видит предложения разных продавцов. И есть риск, что он выберет самое дешевое. Ozon, например, в карточке товара подсказывает покупателю, что такой же товар есть у другого продавца дешевле.
Придется или постоянно снижать цену, или ждать, когда товары конкурента раскупят
Придется или постоянно снижать цену, или ждать, когда товары конкурента раскупят
💥 Делать скидки
Маркетплейс рекомендует продавцам участвовать в акциях и давать определенные скидки на товары. Отказаться можно, но тогда на период акции могут поменять условия — например, придется платить комиссию за продажу на 10% больше.
Размер скидки, которую предлагает делать маркетплейс, может доходить до 50%
Размер скидки, которую предлагает делать маркетплейс, может доходить до 50%
🤺 Постоянно конкурировать
Маркетплейсы постоянно предлагают клиентам пробовать что-то новое. Например, Wildberries в карточке продукта показывает три блока с аналогичными товарами, в том числе других брендов.
Это может повысить средний чек для маркетплейса, но вряд ли увеличит продажи конкретного продавца
Это может повысить средний чек для маркетплейса, но вряд ли увеличит продажи конкретного продавца
⚔️ Конкурировать с маркетплейсом
Когда какой-то товар начинают активно покупать, маркетплейс может купить аналогичный и поставлять его дешевле под своим брендом. Например, за рубежом это практикует Amazon. В России продавцы тоже жалуются на подобную практику на крупных площадках
🧮 Просчитывать бизнес-модель
Продавец платит маркетплейсу процент от стоимости любой сделки. Еще доплачивает за доставку и хранение на складе. Но есть и дополнительная статья расходов, которую сложно прогнозировать, — возвраты по инициативе покупателя.
Например, клиент может заказать три пары кроссовок разного размера, выкупить одни и вернуть остальные. За доставку обратно на склад продавец платит маркетплейсу
Например, клиент может заказать три пары кроссовок разного размера, выкупить одни и вернуть остальные. За доставку обратно на склад продавец платит маркетплейсу
📦 Следить за запасами товара
Маркетплейсы могут брать комиссию за отмену заказа по инициативе продавца. Например, у «Яндекс-маркета» это 75 Р за каждый товар.
Придется следить за наличием товара на складе и актуальной ценой на маркетплейсе
Придется следить за наличием товара на складе и актуальной ценой на маркетплейсе
👀 Следить за изменениями в оферте
Продавец должен сам отслеживать изменения в условиях сотрудничества, а меняться они могут быстро. Публикуют новшества на странице с офертой, на сайте или в мобильном приложении.
Например, после начала самоизоляции Wildberries объявила, что теперь работает по предоплате. Продажи сразу снизились: не все люди были готовы платить перед примеркой
Например, после начала самоизоляции Wildberries объявила, что теперь работает по предоплате. Продажи сразу снизились: не все люди были готовы платить перед примеркой
Еще полезное про онлайн-торговлю:
1. Как организовать доставку для онлайн-торговли.
2. Что самозанятым нужно знать о работе на маркетплейсах.
3. Что нужно знать о товарных знаках, если торгуете на маркетплейсах.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Я далека от бизнеса, а на маркетплейсах только периодически покупаю, но выскажусь.
СПОЙЛЕР: маркетплейсы - не айс и для продавцов и для покупателей, но мы уже никогда от них не откажемся.
В общем и целом,
Есть ощущение, что Озон и вайлдберис превращаются в онлайн-ритейлеры, в которые производители и поставщики сначала очень хотят, чтобы масштабировать бизнес, а потом сами же от этой системы страдают.
Маркетплейс держит цены, обязывает давать скидки, не несет никакой ответственности за комплектность/целостность товара и/или снижение его покупательской привлекательности после 2-3 путешествий в пункты выдачи, что, как мне кажется, приведет к тому, что на площадках останутся поставщики с товарами с крайне низкой себестоимостью и возможностью накрутить оверпрайс, который нивелирует расходы на то, что описано выше, а так же на комиссии маркетплейса за хранение, доставку и размещение - и мы, как покупатели, будем за те же деньги покупать товар более низкого качества и исходно более дешевый.
Добавляют неприязни истории про жуткие условия труда складских рабочих в этих компаниях.
Про продвижение на маркетплейсах:
Честно, я не представляю другого пути продвижения для небольших брендов, кроме таких площадок: это ж SEО, это тексты, это реклама, таргет и тд. - куча трат и геморроя.
Технически покупателю всегда проще зайти на 1 площадку, где собраны все, чем искать что-то в гугле. Исключение - для уникальных брендов, или тех, кто делает классный контент - когла идешь на сайт читать рецензии, а не только класть в корзину товары.
Кстати, видела, что многие поставщики в карточках товаров на вайлдберис указывают свои личные сайты - интересно, повышает ли это их продажи там? По ощущениям, выхлоп из таких "промо-акций" нулевой: ну кто из покупателей уйдет по ссылке и упустит возможность сравнить предложения с конкурентными и бросить в корзину сразу и туфли, и блокнот и сковородку, расплатиться в 2 клика сразу с 3 поставщиками одновременно и получить все одной посылкой?
С другой стороны маркетплейсы сами же и сжирают молодые бренды.
Например, Вайлдберис стал таким "базаром", что заказывать там все менее комфортно: найти стоящую вещь в миллиарде предложений, даже воспользовавшись всеми возможными фильтрами стало проблемой - а времени на это уходит больше, чем на ютуб и ин100грамм вместе взятые. В итоге, если мне нужны туфли, сквородка и блокнот, я вспоминаю, что первые покупала раньше в Рандеву, вторые - в gipfel, а блокнотов лучше Молескина еще не встречала, и сразу ставлю фильтр по бренду, который есть в памяти, отсекая возможно классных и новеньких производителей.
Да тут не чего не сказано )) Во первых Вайлдберрис это просто дно, да да )) там не чего не работает нормально никогда и не кто вам не ответит не на один вопрос вообще не когда и не при каком раскладе, даже если у вас пропадёт весь товар и вы обануротитесь они вам не че го не от ве тя Т ))и это не смешно, вот читайте сами я продавал разные вещи из где то 20 разных вещей из них потеряно каждой минимум 2 а некоторые позиции аж 15 штук и это не носки а шубы в обще сложности где то на 100000 рублей прочно товара, то есть его просто украли и они отказываются это признавать, он просто игнорит вас, таких как я 550000 то есть все поставщики ВБ это терпят, если вы хотите торговать имейте ввиду "усушка утряска" ВБ это 10% от поставки в месяц ! Но это я только начал))) они сами режут ножами куртки сами присылают вам заявки на брак которые между прочим надо рассмотреть в течении суток, заявка это такой колокольчик где всякие новости и можно легко забыть его посмотреть один раз и все ваша вещь которая была просто испчкана помадой шуба или дублёнка отправляется на утилизацию за Ваш счет ! Как вам такое Джеф Безос ?) Посте экзъякуции с вашим товаром ВБ начинает свои гениальные разработки, я натерпевшись шмоточного ада ушёл в косметику что бы мой товар уезжал в один конец по закону прав потребителей,тем самым я не даю ВБ загонять меня в долги бесконечным катанием моих вещей за мой счет и 150 рублей одна вещь, не давно я поднял цену на свои злополучный шубы до 500000 и и на остальные вещи так же , что бы товар не заказывали и он отшрузился весь на склад, так как он чилслистья в пути уже пол года, то есть его просто нет ,а ВБ это не признает, так вот в свободном остатке который действительно есть периодически катается, я повысил цену до неприличия что бы их не заказывали и что бы вы думали ? Они все равно катаются !!! По пол миллиона шубы парки водолазки за 80000, вы думаете есть люди которые способны заказать такое на ВБ ?! Не думаю , скорее всего ВБ просто катает мой товар что бы я платил денежки за это. Так вот я еще не закончил ))) как я уже писал я ушёл в косметику по ряду причин, но она очень плохо продаётся сама, ее надо рекламировать, да да прям внешняя реклама ВКонтакте, ваш сайт, директ, и прочие ,все достаточно дорого и как только вы оплачиваете рекламу карточки в дело вствюупают программисты ))) ВБ считает любые изменения манной небесной в селлеров дормаедами и люмпинами, по этому они не когда не при каких условиях не кого не предупреждают не о чем что планируют менять внеднюрять и прочее, в результате там постоянно что то не работает, вот купили вы рекламы на 15000 на всю не делю, а ваша карточка просто исчезла с сайта или они взяли и сняли весь товар на инвентаризацию и товар просто нет а реклама идет!! И наступает время великолепной поддержки которая отвечает ну где раз в пол года, так что ВБ это невероятное дно, но заработать там можно, хотя я ещё не вышел на Озон, честно говоря я думаю что все скоро просто уйдут на озон , а на вб останутся только товары за 50 рублей в закупке которые не жалко потерять, привет селлерам!)
Маркетплейсы это зло, они убили мелкую розницу в интернете, так же как это сделали сети в традиционной торговле. При том что с розничного бизнеса могло зарабатывать огромное количество людей, а зарабатывают единицы. Государству так удобнее, брать налог с крупного бизнеса чем контролировать множество мелких.
Ну а я скажу что маркетплейсы помогают начинающим предпринимателям начать бизнес с нуля. На первых этапах для создания, раскрутке, рекламы нужны большие суммы. А на маркетплейс можно зайти с минимальной суммы.
Александр, начинающим перекупам, вы имели ввиду. Купил на Алике, продал на ВБ.
А вообще откуда у всех эта информация про большие суммы?
Никто не заставляет вкидывать 300к на рекламу по телевизору. Умеешь что-то делать, делаешь это хорошо и используешь бесплатные площадки, такие как Авито, вк (инсту уже нельзя). Друг организовал год назад производство арахисовой пасты. Раздал в ближайших офисах 50 банок (6к себестоимости) и кучу визиток, продал с этого почти 700 банок, часть клиентов на постоянной основе остались. Приезжал в фитнес центры, под реализацию отдавал, договаривался с небольшими магазинами. В январе оборот был 800 тысяч. В феврале да, начался карнавал с поставками и теперь не вывозит спрос. На неделю вперед заказы расписаны, а он 2 дня в неделю работает.
Другой друг мебельный цех сделал и пилил мебель по себестоимости + на еду/аренду себе домой и родственникам месяца 4. Но с условием, что во всех соц сетях фотки и отзывы. Сейчас заказов валом, а нормальных работников найти не может уже полгода, вот и работает сразу за всех.
Мешают сами маркетплейсы, сбивающие неприличные ценники и занимающие позицию лояльную к покупателю.