Меня зовут Александр Ковальский, вместе с женой Валентиной я развиваю бренд сережек ручной работы «Слонвиш» из Смоленска.

Мы продавали украшения через «Инстаграм» и на местных ярмарках: обороты росли, но выйти в стабильный плюс не получалось. Чтобы увеличить доход и найти новых покупателей, в январе 2020 года мы открыли магазин на «Вайлдберриз».

За 19 месяцев маркетплейс перечислил нам 6,3 млн рублей. Доход постепенно растет, в сентябре 2021 года мы получили 370 000 Р чистой прибыли от продажи сережек.

Как хобби стало бизнесом

Бренд «Слонвиш» появился из хобби моей жены Валентины: еще в 2012 году она начала увлекаться лепкой из полимерной глины, делала украшения, выкладывала фото в группу во «Вконтакте» и приглашала туда знакомых. Валя делала изделия на заказ, участвовала в региональных и зарубежных неделях моды, выиграла несколько дизайнерских конкурсов.

Постепенно бренд стали узнавать, Валя начала заниматься им активнее. Покупала рекламу в «Инстаграме» и «Вконтакте», предлагала украшения журналам для фотосъемок. Мы захотели сделать «Слонвиш» полноценным бизнесом — зарегистрировали ИП, стали искать каналы продаж.

Например, мы пытались продавать украшения через салоны красоты, но опыт был неудачным: продавцы часто давали знакомым поносить наши украшения, они теряли товарный вид. Была ситуация, когда один московский салон просто удалил страницу из соцсети, а когда мы приехали к ним, выяснилось, что они съехали из помещения. Найти владельцев удалось случайно, но все равно мы оказались в минусе: из долга в 50 000 Р нам вернули 21 000 Р. В договоре не прописали точные суммы, поэтому решить вопрос с остатком долга мы не смогли.

Еще мы участвовали в уличных ярмарках для мастеров, в Смоленске такие проводят в городских парках или на пешеходных улицах. Изделия раскладывают на столах, а прохожие могут померить и купить. Как-то на двухдневной ярмарке мы за первый день продали украшений на 3000 Р, а соседи выручили от 15 000 до 50 000 Р. На второй день Валя была готова сделать скидку 50%, но я ее отговорил, и мы продали украшений на 30 000 Р. Оказалось, что многие, кто просто подходил посмотреть, на второй день вернулись за покупкой.

Тогда мы не особо следили за цифрами, это был наполовину бизнес, наполовину хобби.

В декабре 2018 года мы поняли, что оборот приблизился к 600 000 Р в месяц, но прибыли почти не было.

Дело в том, что на некоторых изделиях мы зарабатывали совсем мало. Например, простое украшение стоило от 1000 до 2000 Р, а чистая прибыль выходила всего 50 Р.

Роста продаж тоже не было. Мне кажется, проблема была из-за малой известности бренда среди широких масс. Получился парадокс — с одной стороны, «Слонвиш» знают в творческих кругах, среди тех, кто следит за модой и устраивает фотосессии. Но для активных продаж этих людей было мало. Тогда мы поняли: сейчас у нас совсем не массовый продукт, для розничных продаж это не подходит.

Примеры первых украшений из полимерной глины «Слонвиш»
Примеры первых украшений из полимерной глины «Слонвиш»
Фотография с украшениями Вали была на обложке смоленского журнала «PRO тебя»
Фотография с украшениями Вали была на обложке смоленского журнала «PRO тебя»
Такие работы Валя изготавливала специально для участия в конкурсах и модных показах
Такие работы Валя изготавливала специально для участия в конкурсах и модных показах
Фотография с украшениями Вали была на обложке смоленского журнала «PRO тебя»
Фотография с украшениями Вали была на обложке смоленского журнала «PRO тебя»
Такие работы Валя изготавливала специально для участия в конкурсах и модных показах
Такие работы Валя изготавливала специально для участия в конкурсах и модных показах

В 2019 году в Смоленске появился акселератор, который помогал предпринимателям выйти на экспорт: консультировал, оформлял документы. Мы сходили на бесплатную консультацию и узнали, что на рынке ручной работы Европы и Америки изделий, похожих на «Слонвиш», не было. А цены на хендмейд оказались выше, чем у нас.

Мы решили попробовать это направление: поискать местных партнеров за границей и поставлять им украшения оптом. Конечно, можно было бы продавать и самим, но мы хотели создать бизнес для широких масс, а не тратить время на недорогие разовые сделки.

Попытка выйти на экспорт с оптовыми продажами вскрыла проблемы в нашей системе производства и бизнес-модели. Выяснилось, что мы делаем мало изделий и они слишком отличаются друг от друга.

Чтобы поставлять товары за границу, нужно было на каждую партию получать паспорт изделия, подтверждающий, что мы не везем драгоценности. Это стоит 200 000 Р. Если делать партию из условных 100 украшений, такие расходы окупить невозможно — нужно было резко увеличивать производство. И еще украшения в партии должны быть визуально одинаковыми.

Валя попробовала делать одинаковые цветы, пыталась изготавливать их быстрее, но не вышло — каждое украшение из глины получалось уникальным, это кропотливая работа, а не конвейер. Поэтому мы решили поменять и сам продукт, и технологию производства.

Сначала отошли от производства сложных украшений и цветов. Цветы — это что-то воздушное, выделяющееся и уникальное. Их тяжело и долго делать, а еще это не массовый продукт, не все готовы носить такие броские украшения.

Мы решили, что проще делать украшения в виде узнаваемых геометрических форм, треугольников и кружков. Это понятный людям продукт. Но делать такие украшения из глины было долго.

Изменили технологию производства, чтобы делать массовый продукт

В марте 2019 года Валя поехала в Москву обучаться работе с эпоксидной смолой. Обычно с помощью смолы делают крупные композиции, например интерьерные панно или столы. Валя решила переосмыслить технологию и начала заливать эпоксидной смолой маленькие изделия.

Мы экспериментировали несколько месяцев. Оказалось, что смола от разных поставщиков отличается. Более того, на производстве формулу смолы тоже могли изменить, поэтому свойства сырья менялись от партии к партии. В первый раз одна и та же смола могла дать красивый результат, во второй раз пожелтеть, в следующий — исказить текстуру.

В итоге мы нашли завод в Санкт-Петербурге и договорились, что он будет делать для нас смолу по конкретной, подходящей для нас формуле. Сейчас смолу заказываем в среднем два раза в месяц по 30 000—40 000 Р за поставку.

Сами серьги мы делаем из фанеры. Пробовали заливать бумагу, кожу, ткань, органическое стекло, обычное стекло, пластик, зеркала, дерево. Самым оптимальным оказалось заливать фанеру хорошего качества — это быстро и результат получается красивым. Мы заказываем фанеру на заводе в Кирове, берем сразу по 10 листов раз в месяц, это примерно 1500 Р. Когда приходит фанера, мы отдаем ее нашему подрядчику, который вырезает заготовки для сережек на своем промышленном лазере. Платим за это в среднем 62 000 Р в месяц.

Для создания сережек нужны «гвоздики» — элементы, с помощью которого украшения крепятся в ухе. Обычно их делают из металлов, но это аллергенный материал. Поэтому мы используем медицинский пластик. Такие гвоздики мы покупаем на «Алиэкспрессе» у китайского завода. Заказываем раз в квартал 60 000—100 000 штук — с доставкой выходит примерно 23 000 Р.

Если перевести испорченные материалы в деньги, то на разработку формулы смолы и в целом на технологию производства мы потратили полгода и около 600 000 Р из личных сбережений.

Наша гипотеза оказалась верна — украшения из эпоксидной смолы оказалось делать быстрее и проще, чем из глины. А еще это производство получилось поставить на поток, сейчас мы делаем 25 000 изделий в месяц. За счет новой технологии мы смогли сократить расходы на производство. По сравнению с изделиями из глины серьги из смолы и фанеры получались в 10 раз дешевле.

Всего у «Слонвиш» 624 вида продукции. Из них 420 — сережки. Остальное — кольца, наборы украшений. В линейке есть светящиеся в темноте серьги, с битым стеклом, под дерево, изумрудного цвета, блестящие на солнце.

После запуска производства мы стали активно развивать продажи в нескольких направлениях. Идею с оптом отложили — для этого были нужны серьезные инвестиции. За полгода экспериментов мы активно изучали опыт других предпринимателей, таких же небольших производств. Многие торговали на маркетплейсах, и мы тоже решили попробовать.

Это заготовки для сережек, которые нам нарезал подрядчик из листа фанеры
Это заготовки для сережек, которые нам нарезал подрядчик из листа фанеры
Справа производственный брак: размытый, нечеткий рисунок. Слева все хорошо, ровный цвет и рисунок
Справа производственный брак: размытый, нечеткий рисунок. Слева все хорошо, ровный цвет и рисунок
Так выглядят сережки «Слонвиш»
Так выглядят сережки «Слонвиш»
Справа производственный брак: размытый, нечеткий рисунок. Слева все хорошо, ровный цвет и рисунок
Справа производственный брак: размытый, нечеткий рисунок. Слева все хорошо, ровный цвет и рисунок
Так выглядят сережки «Слонвиш»
Так выглядят сережки «Слонвиш»

Почему решили продавать через маркетплейс

Мы решили попробовать маркетплейсы по нескольким причинам. В первую очередь потому что продавать офлайн украшения нерентабельно. Например, приходит в магазин клиент, перемеряет несколько десятков изделий, а покупает одно. Получается, мы тратим на человека в среднем 30—40 минут, а получаем прибыль всего несколько десятков рублей. Однажды девушка мерила наши сережки около часа, у нее даже кровь пошла из мочек.

В офлайне сложно с персоналом. В маленьком городе трудно найти специалиста, готового работать на точке с украшениями. И даже если человек найдется, придется постоянно его контролировать, следить, чтобы он выглядел опрятно, обучать его.

В офлайне нужно платить за аренду, а на проходимость влияет погода: пошел дождь, людей нет, а за помещение мы все равно платим. Наконец, в маленьком городке просто не так много покупателей украшений, чтобы создать большой поток.

Маркетплейсы решили эти проблемы: продавцы не нужны, аренды нет, зато есть поток клиентов и система логистики.

Мы начали с «Вайлдберриз» — в 2019 году он рос быстрыми темпами, в два раза увеличил оборот по сравнению с 2018 годом. Плюс тогда комиссия у них была 19%, а на «Озоне» — 40%. Сейчас комиссия в нашей категории на «Вайлдберриз» и «Озоне» одинаковая — 15%.

К тому же на «Вайлдберриз» продавалось в три раза больше товаров из нашей категории, чем на «Озоне». Тогда эти данные было легко проверить — информацию о количестве проданного товара маркетплейсы размещали в открытом доступе, в карточке товара на сайте. Сейчас «Озон» убрал эти данные.

Количество продаж на «Вайлдберриз» показывают в строке с оценкой товара, под названием. На «Озоне» эти данные из карточек товаров уже убрали
Количество продаж на «Вайлдберриз» показывают в строке с оценкой товара, под названием. На «Озоне» эти данные из карточек товаров уже убрали

Как мы организовали продажи на «Вайлдберриз»

Тут важно сказать, что наша история про открытие магазина, сроки и бюджет на это описаны в реалиях 2020 года. Сейчас цифры и правила изменились. Например, регистрация стала проще. Уже не нужно загружать документы в кабинете: паспорт, ИНН и свою фотографию с паспортом. На портале для продавцов «Вайлдберриз» опубликовано множество инструкций и справок.

Вот что мы сделали, чтобы выйти на маркетплейс.

Изучили конкурентов и сделали товар. Мы начали с анализа выдачи маркетплейса — вбили в строку поиска слово «бижутерия» и смотрели, что продают. Сейчас в нашей категории 250 000 товаров и 34 000 брендов. Когда заходили на маркетплейс, эти показатели были в два раза меньше.

Конкуренты тогда продавали в основном дизайнерские, блестящие, асимметричные изделия. У нас же в ассортименте можно было найти изделия в виде простых геометрических форм. Мы подумали, что на рынке украшений важно выделяться среди конкурентов, и как раз визуальная простота станет нашим своеобразным уникальным предложением. Поэтому мы взяли популярные у нас в «Инстаграме» базовые серьги и сделали из них ассортиментную матрицу из 12 моделей, где каждая представлена в пяти цветах. Произвели для первой поставки около 800—900 пар сережек. В себестоимости получилось 120 000 Р.

Подключили электронный документооборот. Потратили на это пять дней. ЭДО был нужен, чтобы дистанционно заключить договор с «Вайлдберриз». За 12 000 Р мы купили в сервисе Synerdocs пакет ЭДО с роумингом для маркетплейсов, включая «Вайлдберриз», «Озон» и «Казань-экспресс».

Сейчас правила упростили, электронная подпись уже не нужна. Достаточно зарегистрироваться на портале и вписать данные: расчетный счет, ИНН, фамилию и имя, адрес. Оферта «Вайлдберриз» публичная и считается принятой, если вы продолжаете регистрацию.

Заполнили данные в личном кабинете поставщика. В «Вайлдберриз» все взаимодействие с маркетплейсом проходит на портале поставщиков.

На заполнение всех данных мы потратили 10 дней — нам пришлось указывать много параметров в спецификации к товарам. Это размеры изделия, цвета, точные размеры упаковки, крепление сережек, их вид, стиль и прочие характеристики.

Больше всего времени заняли фотографии: тогда к ним было много требований. Например, они должны были быть вертикальными с соотношением сторон 3 × 4 и разрешением не менее 900 × 1200 пикселей. Максимальный размер одной из сторон не должен был превышать 8000 пикселей. Товар должен был располагаться на нейтральном фоне и занимать максимальную площадь на фото — и еще множество других нюансов. Мы загружали фотографии, модератор их отклонял, мы их переделывали и снова загружали. Для съемок наняли фотографа — потратили 60 000 Р.

Сейчас все проще. Принимаешь оферту, заводишь карточку товара, заполняешь несколько обязательных полей, загружаешь фото, которое сразу принимает модератор, и ждешь продаж. Поставить товар на склад маркетплейса можно даже без фотографий, чтобы сэкономить время — например, отправить партию, пока делаешь обработку снимков.

Наши товары в каталоге на «Вайлдберриз»
Наши товары в каталоге на «Вайлдберриз»
Карточка товара с сережками «Слонвиш»
Карточка товара с сережками «Слонвиш»

Зарегистрировали права на бренд. Параллельно с оформлением магазина мы подали заявку на регистрацию торговой марки. Это необязательное условие для поставок на «Вайлдберриз», но мы решили подстраховаться: в нашей практике была ситуация, когда кто-то в Смоленске начал торговлю украшениями, называя их «под Слонвиш». Не хотелось столкнуться с чем-то подобным на маркетплейсе.

Мы нашли в городе патентного поверенного, выбрали коды МКТУ — Международной классификации товаров и услуг, по которой регистрируют товарные знаки — и подписали с ним договор. Поверенный проверил, что бренд можно зарегистрировать в таких кодах, мы оплатили пошлину и получили свидетельство о регистрации торгового знака. За все заплатили 47 000 Р.

Упаковали товар к отгрузке. Мы потратили на это неделю. Сначала купили у 10 конкурентов сережки и посмотрели, как они их упаковали: просто завернули в пакеты. Нам это не подходило: маленькие сережки в целлофане будут приезжать к клиенту похожими на бесформенный комок.

Нам хотелось, чтобы покупатель получал их в красивом виде, чтобы клиент мог ассоциировать бренд с положительными ощущениями. Поэтому мы нашли компанию, которая делает для нас коробки из картона: форма для нарезки обошлась в 21 000 Р, а за одну коробку платим 12 Р.

Знакомый иллюстратор нарисовал для нас набор стикеров: мы кладем их в коробку, чтобы еще больше порадовать покупателя. Это подарок, способ предвосхищать ожидания: клиент заказал сережки, а получил еще и наклейку. Кроме стикеров мы сделали открытки, на которых закрепляются сережки — они тоже с иллюстрациями. На дизайн совокупно потратили 66 000 Р. Печать стикеров и открыток с иллюстрациями стоила для нас 20 000 Р.

Напечатали и наклеили штрихкоды. По правилам «Вайлдберриз» на каждый товар нужно клеить штрихкод: это нужно для учета товаров, чтобы маркетплейс мог убедиться, что мы поставили им на склад именно тот товар, который указали в личном кабинете.

Чтобы сделать штрихкод, сначала нужно сгенерировать числовой код товара, так называемый баркод на портале поставщика, а затем с помощью внешнего сервиса превратить его в штрихкод. Мы пользуемся бесплатным тарифом сервиса BarTender.

Затем печатаем наклейки на термопринтере, купили его за 14 200 Р. Термопринтер выбрали специально, так как напечатанные на нем штрихкоды не выцветают гораздо дольше, чем обычные. Мы купили технику с заделом на будущее: для поставок на «Озон» требуются штрихкоды, напечатанные только на термопринтере.

Подготовили товары к отгрузке. У «Вайлдберриз» есть требования к логистике — товар нужно поставить в определенных видах транспортных коробов. Например, украшения поставляются в так называемых монокоробах — в них можно складывать только одинаковые товары. Сейчас максимальный размер монокороба — 60 × 40 × 40 см, вес не должен превышать 25 кг. Но требования постоянно меняются, их нужно отслеживать в личном кабинете.

Монокороба заказываем там же, где и маленькие коробочки для товара. Стоимость одного — 30 Р. На все коробки мы потратили 12 000 Р. В один монокороб помещается 10 коробочек с серьгами.

Это монокороб, сложили в него коробочки с серьгами
Это монокороб, сложили в него коробочки с серьгами
В таком виде серьги приезжают к покупателю
В таком виде серьги приезжают к покупателю
Это монокороб, сложили в него коробочки с серьгами
Это монокороб, сложили в него коробочки с серьгами
В таком виде серьги приезжают к покупателю
В таком виде серьги приезжают к покупателю

На каждый монокороб тоже приклеиваем штрихкоды. Они генерируются в личном кабинете, после занесения туда данных о планируемой поставке. Для этих кодов сторонние сервисы не нужны, они появляются сразу в виде картинки, достаточно скачать и распечатать.

После генерации штрихкодов нужно запланировать в личном кабинете дату поставки, после этого создается товарно-транспортная накладная. В ней мы заполняем данные о машине и водителе, которые поедут на склад, а также указываем количество коробов в поставке.

Это штрихкоды для монокоробов
Это штрихкоды для монокоробов
Товарно-транспортная накладная, которую мы заполняем в личном кабинете. Нужна для заезда на склад и поставки товара
Товарно-транспортная накладная, которую мы заполняем в личном кабинете. Нужна для заезда на склад и поставки товара

Отвезли товар на склад. Первую поставку я отвозил на автомобиле моей знакомой — все поместилось в легковую иномарку. Заплатил за бензин и водителю — вышло 10 000 Р. Сейчас в Москву мы отправляем товар доставкой «Вайлдберриз», в сентябре потратили на это 3000 Р. На склады маркетплейса в другие города отправляем «Деловыми линиями», потому что из Смоленска «Вайлдберриз» возит только в Москву. В сентябре потратили 10 874 Р.

Приемка на складах «Вайлдберриз» автоматизирована. На въезде камера считывает номер машины, который мы указали в товарной накладной, и открывает шлагбаум. В приложении маркетплейса для партнеров получаем уведомление с номером ворот. Подъезжаем, называем сотруднику номер товарной накладной, сами выгружаем короба с товаром. В это время приемщик следит за количеством монокоробов, может открыть несколько и посмотреть наличие товара.

Фактического пересчета в момент разгрузки нет, товар пересчитывают сотрудники на складе уже потом, без присутствия продавца. Весь процесс передачи товара на склад занимает несколько минут, документы о приемке приходят в личный кабинет.

Сейчас мы отгружаем не только в Москву, но и на другие склады: Казань, Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург. Это важно для роста продаж: маркетплейс сортирует товары в выдаче по региональному принципу. То есть жители Южно-Федерального округа в первую очередь видят товары, которые есть на складе в Краснодаре. Склад в Санкт-Петербурге виден населению Европы, Беларуси, Украины и Северо-Западного Федерального округа.

Хочешь продавать по всей стране — поставляй на склады в разных городах.

Стоимость комиссии «Вайлдберриз», логистики до покупателя и хранения на складах зависит от категории товара и время от времени меняется. Мы смотрим актуальные цифры для нашей категории в личном кабинете поставщика. Увидеть их без регистрации на портале не получится.

После принятия оферты можно увидеть стоимость доставки товара до покупателя, размер комиссии «Вайлдберриз» и цену за день хранения товара
После принятия оферты можно увидеть стоимость доставки товара до покупателя, размер комиссии «Вайлдберриз» и цену за день хранения товара

Дождались начала продаж. После того как товар передан маркетплейсу, начинается приемка внутри самого склада «Вайлдберриз». Нужно дождаться подтверждения, что количество товара в накладных и в коробках совпадают. У нас первую поставку подтвердили через пять дней, остальные — в течение 1—3 дней. Хотя в оферте у «Вайлдберриз» указан максимальный срок на приемку в течение 20 дней рабочих дней. После этого товар появляется в продаже.

Когда сережки наконец появились в маркетплейсе, мы рассказали об этом в своем инстаграме.

Сам «Вайлдберриз» никак не выделяет нового продавца на старте, только помечает новые товары плашкой New
Сам «Вайлдберриз» никак не выделяет нового продавца на старте, только помечает новые товары плашкой New

В первый день со склада к покупателям ушли 83 пары сережек. В личном кабинете поставщика «Вайлдберриз» показал, что мы должны им 2490 Р: это деньги за доставку товара до покупателя, их вычтут из будущего заработка на площадке. Причем их придется отдать независимо от того, купят ли заказанный товар. Если человеку не понравятся серьги и он откажется их получать, за доставку мы все равно будем должны маркетплейсу.

Оплата от «Вайлдберриз» приходит каждую неделю — по понедельникам. До этого в личном кабинете мы видим финансовый отчет — сколько денег ждать.

За первый месяц на «Вайлдберриз» мы продали на 117 000 Р, а за вычетом всех комиссий — 95 000 Р.

Всего на выход на маркетплейс, включая производство первой партии, мы потратили 382 200 Р. От начала работы до первой продажи прошло 42 дня.

Расходы на запуск магазина на «Вайлдберриз» — 382 200 Р

Себестоимость изделий 120 000 Р
Стикеры и открытки — услуги иллюстратора 66 000 Р
Фотоконтент — услуги фотографа 60 000 Р
Регистрация товарного знака 47 000 Р
Форма для нарезки коробок 21 000 Р
Печать стикеров и открыток — услуги полиграфии 20 000 Р
Покупка термопринтера 14 200 Р
Подключение ЭДО (пакет для маркетплейсов) 12 000 Р
Нарезка коробок на заводе 12 000 Р
Транспортировка товара до склада «Вайлдберриз» 10 000 Р
Себестоимость изделий
120 000 Р
Стикеры и открытки — услуги иллюстратора
66 000 Р
Фотоконтент — услуги фотографа
60 000 Р
Регистрация товарного знака
47 000 Р
Форма для нарезки коробок
21 000 Р
Печать стикеров и открыток — услуги полиграфии
20 000 Р
Покупка термопринтера
14 200 Р
Подключение ЭДО (пакет для маркетплейсов)
12 000 Р
Нарезка коробок на заводе
12 000 Р
Транспортировка товара до склада «Вайлдберриз»
10 000 Р

Как мы рассчитали экономическую модель для выхода на маркетплейс

Я рекомендую перед выходом на маркетплейс рассчитать экономическую модель продаж, так называемую юнит-экономику. Это нужно, чтобы понимать, какая цена товара на маркетплейсе будет рентабельной, сколько прибыли продавец будет получать после вычета всех комиссий «Вайлдберриз» и ниже какой цены опускаться нельзя — иначе продажи будут идти в минус. Расскажу, на какие цифры мы рассчитывали и что получилось в итоге.

Для расчета нужно знать процент комиссии, стоимость логистики и хранения вашей категории товара. Чтобы узнать актуальные данные, нужно зарегистрироваться на портале поставщиков, принять оферту, а затем кликнуть на раздел «Комиссии, логистика и хранение».

Сначала мы собрали ключевые данные в нашей категории товара: искали в открытых источниках, спрашивали других продавцов, изучали материалы в медиа.

На основе этой информации мы сделали расчет для своих товаров:

  1. Себестоимость одной пары сережек — 80 Р.
  2. Предполагаемая цена сережки на маркетплейсе — 250 Р.
  3. Комиссия «Вайлдберриз» — 15% (или 0,15).
  4. Стоимость логистики к покупателю — 30 Р.
  5. Стоимость логистики от покупателя — 33 Р.
  6. Стоимость хранения — 0,04 Р в день.
  7. Прогнозируемый выкуп товара, взяли средний по рынку — 70%.

Считаем комиссию «Вайлдберриз» в рублях. Для этого умножаем предполагаемую цену на 0,15, получаем: 250 × 0,15 = 37,5 Р.

Вычисляем среднюю стоимость логистики за единицу товара. Тут нужно учитывать, что не каждый товар клиент покупает, а платить нужно за доставку товара до клиента, это 30 Р, и за доставку обратно на склад, это 33 Р. Поэтому считаем прогноз средней стоимости.

Предполагаемый выкуп у нас 70%, то есть каждую третью сережку нужно возить туда и обратно, это 63 Р. За две сережки платим только доставку туда — 30 Р + 30 Р, то есть 60 Р. Еще нужно учесть 30 Р за доставку непроданной сережки до нового покупателя. Складываем все доставки и делим на количество изделий — 63 Р + 60 Р + 30 Р / 3 изделия = 153 Р / 3 = 51 Р.

Считаем стоимость хранения одной единицы товара на складе за два месяца: 0,04 Р × 60 дней = 2,4 Р. Берем два месяца, потому что за это время получим от продаж достаточно данных и сможем пересмотреть экономическую модель уже на реальных данных о продажах.

Складываем все полученные результаты: средняя стоимость логистики одной единицы товара, стоимость хранения за два месяца, комиссия «Вайлдберриз», себестоимость единицы товара. Получаем: 51 + 2,4 + 7,5 + 80 = 170,9 Р.

Если продавать одну пару сережек за 250 Р, то прибыль составит 79,1 Р. С этой суммы нужно еще заплатить налоги.

Добавляем расходы на маркетинговые акции. Еще нужно закладывать в цену товара маркетинговые акции самого маркетплейса, если вы будете в них участвовать.

Какого-то понятного графика с акциями нет, «Вайлдберриз» просто присылает письмо с правилами. Например, нужно поставить скидку 10%. За участие в акции маркетплейс дает льготы, обычно это снижение комиссии, допустим, не 15%, а 10%. Если же продавец не будет участвовать в акции, то на время ее проведения комиссия повышается — например, с 15% до 25%.

Размер скидки, которую предлагает делать маркетплейс, может доходить до 50%. Мы закладываем на маркетинговые акции еще 30% сверху от конечной цены изделия: по опыту в нашей категории обычно именно такие скидки.

Пример новости об акции на портале поставщиков
Пример новости об акции на портале поставщиков

Сколько мы зарабатываем в действительности

В реальности оказалось, что цифры немного отличаются от прогнозируемых. Если посчитать вплоть до единицы товара, то получится так:

  1. Средняя стоимость сережек — 250 Р.
  2. Средняя логистика на единицу с учетом возвратов — 37 Р.
  3. Комиссия — 37 Р.
  4. Стоимость брака/потери/порчи — 27 Р.
  5. Хранение — 1 Р.

Итого мы получаем на руки 147 Р с одной пары сережек. Причем у нас довольно высокий процент выкупа — от 70% до 90%.

Еще в экономической модели мы стали учитывать все остальные расходы. В пересчете на одну сережку получается вот так:

  1. ФОТ — 20 Р.
  2. Упаковка — 17 Р.
  3. Постоянные расходы: аренда, коммунальные услуги и другие — 10 Р.
  4. Реклама — 10 Р.
  5. Потери брака при производстве — 10 Р.
  6. Налоги — 7 Р.
  7. Логистика до склада «Вайлдберриз» — 4 Р.

Чистая прибыль с одной проданной сережки — 79 Р.

За все время работы на «Вайлдберриз» наш оборот составил 9,875 млн рублей. Это деньги, которые клиенты потратили на заказ украшений. Если отнять от этой суммы все комиссии, оплату логистики и хранения товара, отмену покупок клиентами, то получится 6,3 млн рублей.

Сережек покупают примерно на 600 000—800 000 Р в месяц. Около 33 Р за изделие уходит на утилизацию товара. Например, если кто-то во время примерки сломал сережку или потерял от нее часть, то «Вайлдберриз» считает это неполным комплектом и утилизирует за счет поставщика.

Средние расходы магазина на «Вайлдберриз» в месяц

15% комиссия маркетплейсу 133 500 Р
Оплата логистики 130 000—150 000 Р
Оплата хранения 7000—8000 Р
Утилизация товара 1300—2500 Р
15% комиссия маркетплейсу
133 500 Р
Оплата логистики
130 000—150 000 Р
Оплата хранения
7000—8000 Р
Утилизация товара
1300—2500 Р

Прибыль от магазина постепенно растет. Например, в сентябре 2021 года мы получили на счет после вычета всех расходов на маркетплейс 370 000 Р.

Расскажу, как мы пытаемся влиять на эту прибыль — анализировать результаты, увеличивать продажи и продвигать магазин.

Как устроена аналитика магазина на Вайлдберриз

В портале для поставщиков «Вайлдберриз» есть раздел со статистикой и аналитикой, в том числе с финансовым отчетом продавца. Этот отчет — коммерческая тайна, по договору мы не можем разглашать информацию оттуда. Я не смогу назвать конкретные цифры нашего магазина, но поделюсь доступной информацией.

Есть несколько важных показателей в разделе «Аналитика», которые помогают продавцам прогнозировать продажи.

Динамика оборачиваемости. Оборачиваемость — это количество дней, за которое весь товар будет продан со склада «Вайлдберриз». Например, у вас на складе 500 штук и оборачиваемость 500. Это значит, что в среднем у вас заказывают по 1 штуке в день. Если она равна 5, то, значит, заказывают по 100 штук в день.

Данные можно посмотреть в динамике и узнать, когда показатель падает, а когда растет. Чем меньше показатель, тем лучше — тогда вы не переплачиваете за хранение товара на складе.

Мы стараемся держать показатель на уровне 30—60, он средний по рынку. Если оборачиваемость снижается к 30, значит, какие-то товары у нас раскупят быстрее, чем мы успеем их привезти на склады «Вайлдберриз», потому что производственный цикл занимает две недели. То есть нам нужно наращивать складской запас.

Если же оборачиваемость выросла до 60, значит, какие-то позиции у нас идут плохо. Нужно определить, какие, поставить на них дополнительную рекламу, сделать скидку или вообще снять с продажи, если они не ходовые.

Аномалии на графике означают резкие всплески продаж
Аномалии на графике означают резкие всплески продаж

Процент выкупа. Число показывает процент товара, который человек оставил себе после заказа, то есть выкупил. Например, человек заказал 10 пар сережек померить, а оставил себе только одну пару. Показатель будет 10% — это плохо, ведь за доставку остальных 90% мы все равно заплатим маркетплейсу. Стремиться нужно к максимальному проценту выкупа.

Для нас нормальный процент — больше 70—90%, потому что часть товара людям в любом случае не подходит, это нормально. Если процент снизился до 50% по каким-то позициям, то есть проблема с этими товарами. Это значит, что получивший наше изделие клиент ожидал совсем другое. Значит, нужно проработать карточку товара — изменить фотографии, добавить видео, поправить описание и характеристики. В общем, сделать все, что поможет покупателю составить более точное и полное представление о товаре.

Это сводный отчет по поставщику. Он показывает, сколько заказано товаров и на какую сумму, процент выкупа, среднюю оборачиваемость и сколько магазин заработал за год
Это сводный отчет по поставщику. Он показывает, сколько заказано товаров и на какую сумму, процент выкупа, среднюю оборачиваемость и сколько магазин заработал за год

Доля бренда в продаже. Это процент, который занимает бренд среди всего, что продается вообще на «Вайлдберриз», и среди всего, что продается в этой товарной категории. Не особо полезен, просто внутренний рейтинг.

Доля продаж по регионам. Количество продаж в регионы РФ и другие страны. Эта цифра показывает, откуда больше заказывают ваш товар.

Этот показатель помогает понять, на какие склады стоит завозить больше или меньше товара. Например, если на условные красные сережки есть спрос в Краснодаре, мы отправляем туда именно их.

Так выглядит доля продаж по регионам
Так выглядит доля продаж по регионам

Рейтинг по отзывам. Если у товара он стабильно 4+, то с ним все в порядке. Если вдруг появилось много плохих отзывов, значит, что-то случилось.

Так было, когда у нас неправильно приняли на складе товар — больше, чем мы отгрузили. Покупатели получали какой-то другой товар вместо нашего и оставляли гневные отзывы.

Выручка с единицы товара. Это сумма денег в отношении проданного сегодня товара к товару на складе. Например, продал сегодня 5 сережек по 500 Р, то есть выручка 2500 Р. Если на складе сегодня всего 25 сережек, то выручка с единицы товара 2500 / 25 = 100 Р. «Вайлдберриз» выгодно, если этот показатель у продавца высокий, чтобы он не забивал склады невостребованным товаром.

Например, если выручка с единицы товара всего 20 Р, то маркетплейс понимает, что ты привез на склад товар, который никто не покупает, или слишком много отгрузил и не успеваешь все продать. В самое пиковое время продаж маркетплейс может ограничивать такие магазины: пришлет письмо, что товары плохо продаются и поэтому новые партии на склад больше не примут. Чтобы возобновить поставки, нужно распродать товары на складе. Как правило, это делают с большой скидкой, чтобы не останавливать работу.

На графике по продажам видно соотношение проданных товаров к заказанным и к поступлению новых на склад
На графике по продажам видно соотношение проданных товаров к заказанным и к поступлению новых на склад

Как продвигать магазин на «Вайлдберриз»

На позицию товара в выдаче маркетплейса влияют четыре параметра:

  1. Рейтинг товара — внутренний показатель магазина. Не путать с отзывами клиентов.
  2. Наличие товара. Если товар ближе к клиенту и его много, то «Вайлдберриз» будет показывать его в первую очередь.
  3. Количество продаж этого товара в сравнении с конкурентами.
  4. Количество размеров в карточке товара, если он размерный — чем больше, тем лучше.

Я встречал мнение продавцов на маркетплейсах, что на позицию товара в выдаче влияют отзывы покупателей. Это не так: мне пояснили в официальном чате «Вайлдберриз» для поставщиков, что количество и содержание отзывов не влияет на позицию в выдаче. Хотя следить за содержанием отзывов нужно, потому что они мотивируют клиентов к покупке.

Ответ маркетплейса на запрос про ранжирование товаров в выдаче
Ответ маркетплейса на запрос про ранжирование товаров в выдаче

На «Вайлдберриз» есть несколько видов внутренней рекламы. Например, можно брендировать свой магазин или поставить баннер в категории конкретного товара. Не во всех категориях есть возможность рекламы.

Работает реклама по принципу аукциона, как таргетинг в соцсетях. Например, мы запускали рекламу в карточке товара. Выбрали из списка товары, которые хотели продвигать. Затем создали объявление, отправили на модерацию. Мы выбрали, сколько готовы заплатить и запустили кампанию. Статистика доступна только после завершения кампании — то есть пока реклама крутится, посмотреть, сколько было кликов, не выйдет.

Не могу сказать, что реклама на маркетплейсе успешно работает. Мы пытались использовать этот инструмент, но прогнозируемого и понятного результата не получили. Оценить эффективность пытались по динамике продаж — например, выбрали товар, который заказывают в день пять раз, а в неделю 35 раз. Создали с ним рекламное объявление, ждали, что цифра продаж изменится. Но в итоге ничего не происходило, либо изменения были совсем несущественными.

Может быть, дело в маленьком бюджете или мы неверно что-то настроили. Потратили на тестирование рекламы 15 000 Р за три месяца.

Рекламное объявление создается по шаблону
Рекламное объявление создается по шаблону
Так выглядит экран тестовых кампаний
Так выглядит экран тестовых кампаний
Можно выбрать, сколько готовы платить за рекламу
Можно выбрать, сколько готовы платить за рекламу
Вот так выглядит эта реклама на сайте
Вот так выглядит эта реклама на сайте
После завершения кампании можно просмотреть статистику по ней — количество просмотров, кликов, затраты
После завершения кампании можно просмотреть статистику по ней — количество просмотров, кликов, затраты

Отзывы — еще один канал коммуникации с клиентами. Они купили товар, похвалили или поругали его, а ты можешь всегда с помощью этого что-то сказать. Мне кажется, отзывы читают чаще, чем текст в карточке товара.

Конечно, лучше реагировать на нелестные отзывы, пытаться решить проблему покупателя. Мы отвечаем и на положительные отзывы — благодарим клиентов за покупку.

Мы стараемся отвечать на все отзывы, независимо от их тональности
Мы стараемся отвечать на все отзывы, независимо от их тональности
Даем советы по ношению сережек, если у покупателя что-то идет не так
Даем советы по ношению сережек, если у покупателя что-то идет не так
Если покупателю пришел не тот товар, то извиняемся и спокойно обещаем разобраться
Если покупателю пришел не тот товар, то извиняемся и спокойно обещаем разобраться
Если отзыв с низкой оценкой и без подробностей, то просим объяснить ситуацию
Если отзыв с низкой оценкой и без подробностей, то просим объяснить ситуацию

Можно давать скидки на товары. На «Вайлдберриз» два варианта для скидок. Первый — это скидка, которую устанавливаешь сам, можешь ставить любую, какую захочешь. В теории это влияет на видимость товара у покупателей, потому что часто они сортируют товары по максимальной скидке. Соответственно, товары со скидками будут показываться раньше.

Второй вариант — это рекламные акции самого маркетплейса. Он закупает рекламу для акции на сайтах, в приложениях, на телевидении, в соцсетях. Чтобы участвовать, нужно снижать цену товара во время этой акции. В личном кабинете есть отдельный отчет, который показывает список товаров, попадающих под участие в акции.

На «Вайлдберриз» сейчас очень высокая конкуренция практически во всех нишах, поэтому просто выставить какой-то товар недостаточно. Нужно продавать по выгодной цене товар какого-то очень известного и крупного бренда. Либо как-то стимулировать покупателей, чтобы алгоритмы маркетплейса видели их интерес и продвигали товар выше.

Минусы и риски открытия магазина на «Вайлдберриз»

Важно понимать, что «Вайлдберриз» — это не твой бизнес. Нельзя не согласиться с каким-то пунктом правил, потому что «Вайлдберриз» настолько большой и мощный, что им в целом не интересно твое мнение. Если не согласен с правилами, то есть выбор: другие маркетплейсы или собственный интернет-магазин.

Я вижу это так: ты заключаешь партнерские отношения, но в них нет возможности что-то сказать.

Вот какие риски работы с площадкой мы заметили.

Правила работы на маркетплейсе могут меняться очень быстро. Мы столкнулись с этой проблемой в 2020 году, когда началась пандемия.

29 марта, сразу после объявления самоизоляции в стране, «Вайлдберриз» объявил, что теперь работает по предоплате. Это поменяло модель покупки, привычную модель поведения покупателей на маркетплейсах.

Раньше люди заказывали сразу несколько сережек, мерили их, а затем выбирали подходящие, оплачивали их, а ненужные отдавали обратно. После нововведения клиентам пришлось бы сначала оплатить все заказанные серьги, дождаться доставки, выбрать подходящую пару, а затем ждать возврата денег за остальные.

Конечно, часть клиентов отказались от покупки, потому что не хотели «замораживать» деньги. В первые дни марта у нас было около 30 заказов в день. В начале апреля — 2—4 заказа в день.

То самое письмо, в котором маркетплейс объявил продавцам, что теперь работает по предоплате
То самое письмо, в котором маркетплейс объявил продавцам, что теперь работает по предоплате

«Вайлдберриз» продолжил часто менять условия: например, стоимость логистики снизилась до 20%, потом поднялась до 30%, затем снова стала 20%. Появилось требование заклеивать коробки с товаром пломбировочным красным скотчем — в Москве такой можно было купить, а в регионах были проблемы. Продавцы скотча резко подняли на него цену. Через 10 дней «Вайлдберриз» прислал новость, что требование отменили, хотя продавцы уже потратились на этот скотч.

Мы решили не поставлять новый товар на маркетплейс, пока ситуация с правилами не устаканится. По условиям «Вайлдберриз» на тот момент, за хранение товара на складе дольше 60 дней было нужно платить. Нам это обошлось бы в 20 000 Р в месяц, поэтому мы сделали скидку в 50% и быстро распродали остатки. И поставили работу с маркетплейсом на паузу — расторгать договор для этого не нужно, штрафов за это тоже нет.

В июле 2020 года ситуация постепенно стала стабильнее, правила уже не менялись так быстро. Мы вернулись на маркетплейс. Продажи постепенно начали расти, к показателям до самоизоляции мы вернулись в прошлом октябре, а к концу 2020 года даже выросли на 25%. К сентябрю этого года по сравнению с прошлым мы выросли в четыре раза по выручке.

Есть и другие минусы, с которыми сталкиваются продавцы.

Процесс приема товара может занять до 20 рабочих дней. Обычно, конечно, все происходит намного быстрее, но в оферте прописано: 10 рабочих дней на приемку товара и еще 10 рабочих дней на раскладывание товара по местам хранения. Почти месяц твой товар может не продаваться, хотя ты уже отдал его «Вайлдберриз».

Часть товара могут потерять. Так бывает: не туда положили, не смогли найти. Следуя регламенту, нужно обратиться в соответствующие службы маркетплейса, поставить задачу и ждать ответа. Чаще всего площадка находит товар. Но это может произойти через 2—3 недели или 2—3 месяца после поставки.

«Вайлдберриз» не возмещает стоимость потерянного, а за порчу и утилизацию платит сам поставщик — 33 Р за каждую утилизированную единицу товара. От чего зависит срок поиска «потеряшек» — неизвестно. У нас недавно нашелся товар, который мы загружали еще в первую поставку. Процент потерянного товара очень мал, рано или поздно «Вайлдберриз» все находит, и каких-то постоянных массовых потерь мы не наблюдаем.

Может возникнуть пересорт, то есть излишек товара. Так называют ситуацию, когда ты привез на склад 40 единиц товара, а приняли у тебя 120. Мы не знаем, как это происходит, может быть, сотрудник склада отвлекается и два раза сканирует один и тот же товар. Доказать, что ты положил в транспортные коробки все правильно, невозможно.

Так выглядит пересорт в кабинете поставщика. В четвертой колонке верхняя цифра — это отгруженное по документам поставщика, а нижняя — фактически принятое «Вайлдберриз»
Так выглядит пересорт в кабинете поставщика. В четвертой колонке верхняя цифра — это отгруженное по документам поставщика, а нижняя — фактически принятое «Вайлдберриз»

Если пересорт в 1—2 единицы товара не особая проблема, то расхождение в десятки и сотни штук — это уже серьезно. Например, вы будете оплачивать стоимость транспортировки лишнего товара, который не является вашим. Но «Вайлдберриз» посчитал его таковым, поэтому стоимость логистики спишут с вашего магазина. Убытки маркетплейс не возместит.

Еще есть большой репутационный риск: люди будут заказывать сережки, а получать чехол для Айфона. Они оставят отзывы с одной звездой, потенциальные покупатели будут думать, что у вас плохой магазин.

Мы стараемся уменьшить риск утери товара: сделали заметные коробки, упаковываем так, чтобы товар не выпадал и его было сложно унести в кармане. Закладываем в цену 5% от стоимости товара на риск утери, брака, порчи.

Выкупили свой же товар, чтобы избежать проблем

Однажды у нас была проблема с пересортом. Можно было написать обращение в «Вайлдберриз», но это долго. Мы выбрали другой путь. За три дня после первого плохого отзыва от разгневанного клиента мы купили почти треть нашей поставки — 400 единиц товара. Это обошлось нам примерно в 70 000—80 000 Р.

Но зато мы сохранили товар, наклеили на него заново штрихкоды и быстро выставили его на продажу заново.

Как мы работаем сейчас и что планируем делать дальше

Эксперимент с «Вайлдберриз» оказался успешным: экономическая модель сходится, мы получаем прибыль и постепенно наращиваем обороты. В октябре 2021 года мы продали там на 650 000 Р, а в следующем году планируем дойти до месячного оборота в 1,5 млн рублей. Конечно, важно учитывать, что это деньги без учета возвратов и трат на комиссии маркетплейса, то есть реальная прибыль будет меньше.

Сейчас бренд «Слонвиш» располагается в трех помещениях: склад с готовой продукцией; производственное помещение, где происходит заливка; упаковочная линия, где люди пакуют тысячи сережек по коробочкам. На аренду тратим 35 000 Р в месяц. В команде 11 человек.

Валя стала главным технологом — сама изделия не заливает, а следит за производством и разрабатывает новые модели. Есть два производственных специалиста и ученик. На сборку коробок нанимаем самозанятых, обычно от двух до десяти человек на партию.

Для работы с маркетплейсами наняли менеджера — он ставит план по отгрузке, отвечает на отзывы покупателей, организовывает акции. Раз в месяц привлекаем фотографа, он делает снимки товара. Еще у нас есть управляющий — он контролирует все счета, товарные накладные по сережкам, координирует отгрузки.

Сейчас у «Слонвиш» есть несколько источников дохода.

  1. Магазин на «Вайлдберриз». Это основной канал продаж. В следующем году рассчитываем, что на него придется половина оборота всего бизнеса.
  2. Магазины на «Озоне» и «Казань-экспресс». На «Озон» мы сделали первую отгрузку в апреле этого года, оборот за сентябрь составил 172 000 Р. На «Казань-экспресс» начали продавать в мае 2021, здесь оборот за сентябрь — 42 000 Р.
  3. Аккаунт в «Инстаграме». В нем 10 000 подписчиков, и до выхода на «Вайлдберриз» мы продавали в месяц на 200 000 Р. Сейчас оборот в «Инстаграме» — 70 000 Р в месяц. Он сократился, потому что часть аудитории стала покупать через маркетплейсы.
  4. Оптовые поставки. У нас много партнеров в Смоленске и других городах — Минске, Калининграде, Ейске, Владивостоке, Уфе, Ижевске. Это магазины одежды, салоны красоты, сувенирные и чайные лавки. Они заказывают оптом украшения по своему техзаданию и продают не под маркой «Слонвиш», а под своим брендом. За сентябрь мы отгрузили таким партнерам товара на 177 000 Р. Одна поставка может включать от 1000 до 15 000 изделий. Минимальная оптовая цена у сережки около 100 Р. В среднем сережка в опте стоит 150—170 Р.
  5. Ярмарки. Время от времени выходим со своими сережками на арендованные места на городских праздниках и фестивалях в Смоленске и Смоленской области. Иногда платим за аренду символическую тысячу рублей, но обычно место дают бесплатно. Такие выезды — больше раскрутка бренда, чем продажи. Иногда на ярмарках вокруг нас собиралось по 250—300 человек, которые в течение двух часов мерили украшения. В среднем привозим по 500 пар сережек на такое событие. В месяц на выездных мероприятиях зарабатываем в среднем 10 000—15 000 Р.

В 2022 году мы планируем все-таки начать продажи через зарубежных партнеров Великобритании и США и запустить в Европе франшизу. Если получится развиваться в этих направлениях, планируем в 2022 году выйти на 80—90 млн рублей выручки.