Горизонт планирования для бизнес-проектов в нестабильной ситуации сокращается: непонятно, как выстраивать процессы, что стоит добавить в товар или услугу, чтобы не оттолкнуть покупателей и получить прибыль, как анализировать и прогнозировать результаты.

Мы послушали открытую встречу проекта «Индекс дятла» с руководителем отдела разработки премиум-сервисов Т-Банка Андреем Антоненко и собрали главные тезисы о том, как, по его мнению, стоит развиваться бизнесу в состоянии неопределенности.

Найти и заняться чем-то стабильным

Обычно в бизнесе есть привычные и рутинные процессы, которые приносят пусть небольшой, но стабильный результат. Чтобы немного успокоиться, стоит заняться ими. Это в любом случае будет полезнее, чем необдуманные и резкие движения в состоянии нервного потрясения.

Простая аналогия — занятия спортом. Когда все непонятно, потратить время на спорт точно будет полезно

Составить перечень того, что сейчас делает команда и предприниматель

Каждый пункт перечня нужно проанализировать. Задать вопросы: это действие критически важно для бизнеса? Что будет, если это не делать? Что будет, если делать? Чем можно заменить действие, чтобы получилось эффективнее и важнее?

В кризис важно расставить приоритеты и сначала делать то, что важно
Сколько стоит ваше время

Обмениваться информацией

В кризис бизнесу важно не конкурировать, а пытаться помогать друг другу. Например, обмениваться информацией и идеями, спрашивать и слушать мнение других предпринимателей.

В поглощении и обмене информацией важно вовремя остановиться. Нужно аккумулировать достаточно данных, чтобы придумать новое. А затем сделать это первым
Почему важны софт-скиллы

Понять, что неопределенность была всегда

Бизнес — это всегда риски и нестабильность. Сейчас больше стресса и неизвестности, связанных с внешними решениями. Но предприниматели выживали и развивались в любых стрессовых ситуациях.

Это вопрос психологии: владельцу бизнеса и руководителю нужно стараться успокоиться и работать
Как руководителю поддержать команду

Смотреть на горизонт, но действовать сейчас

Когда мы ведем машину, то не смотрим на каждую яму под колесами. Мы смотрим вперед, чуть дальше автомобиля, планируем путь, но если видим препятствие, то принимаем решение и объезжаем его.

Бизнес может планировать развитие на год вперед, это помогает держать фокус на том, чего хочет владелец. Но этот план нужно постоянно менять, делать его гибким. И дробить на максимально мелкие задачи
Сервисы управленческого учета

Перед внедрением идеи задавать вопросы

Не стоит думать, что если идея понравилась руководителю или владельцу бизнеса, то ее с энтузиазмом воспримут покупатели. Предпринимателю нужно найти несколько потенциальных или действующих клиентов, спросить их мнение. Найти в ответах закономерности, попытаться сделать выводы.

Важно пройти стадию вопросов быстро, иначе новшество никогда не будет внедрено
Как разговаривать с клиентами

Подключить аналитику

Малому бизнесу не обязательно сразу тратить деньги на внедрение сложных сервисов. Если аналитики нет вообще, стоит начать следить за колебаниями среднего чека. Когда станет понятным стандартный диапазон значений, можно вводить новшества и смотреть, есть ли значительные изменения

Познакомиться с клиентами

У малого бизнеса обычно мало клиентов, поэтому можно просто поговорить с ними.

Выбрать 10—20 постоянных покупателей. Спросить, что их раздражает в бизнесе, что мешает покупать больше, — это стоит попробовать исправить. Узнать, что им нравится, почему они не идут к конкурентам, — и развивать это преимущество

Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Что еще почитать про бизнес:

1. Какой бизнес нельзя вести самозанятым.
2. Как ИП выбрать коды ОКВЭД и еще 5 инструкций.
3. Как предпринимателю продолжить работать в госзакупках в 2022 году.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.