Навыки антикризисного управления нужны всем предпринимателям: каждый бизнес рано или поздно сталкивается с трудностями. Максим Батырев — основатель консалтинг-агентства и автор множества бестселлеров для предпринимателей. Его последняя книга посвящена кризисам — «Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис». Мы собрали оттуда главные тезисы.
🌋 Понять, что кризисы будут и дальше
🚀 Быстро реагировать
Есть теория о стадиях реакции на кризис: отрицание, гнев, поиск компромисса, депрессия и принятие. Задача менеджера — быстро пройти до пятой стадии и реагировать адекватными решениями, без паники
🧘♀️ Позаботиться о себе
Это значит закрыть базовые потребности: например, скопить стратегический запас денег, продумать личный план безопасности, разобраться с фобиями. Поискать поддержку у друзей и семьи и найти то, что мотивирует
📊 Анализировать и менять бизнес-процессы
Анализировать стоит все составляющие бизнеса: процессы, финансы, персонал, продажи, маркетинг, продукты, систему управления, отношения с партнерами, технологии и инструменты
🎯 Перестроить позиционирование продукта
Поэтому важно перестроить коммуникацию с клиентами, учитывая это. Например, позиционировать фруктовые снеки как способ сделать запас продуктов на несколько недель
🔔 Дать людям информацию
Чтобы этого избежать, организуйте ежедневные короткие встречи с работниками, на которых будете рассказывать о планах бизнеса. Встречаться лучше лично
🧩 Искать проблемные места
В кризис тонкие места становятся видны: они находятся там, где больше всего жалуются сотрудники. Такие места надо искать и пробовать их изменить
🛑 Принимать непопулярные решения
Нужно заранее продумать, как сотрудники отреагируют на решение и как можно смягчить последствия. О новшествах лучше рассказать лично и объяснить, почему вы так сделали и чего хотите добиться
⚠️ Заняться сценарным планированием
— если выручка упадет больше чем на 50%;
— в тяжелый кризис — когда падение составит 15—50%;
— на случай сложных времен — то есть падения выручки на 5—15%.
Важно заранее определить маркеры, по которым будет понятно, к какой ситуации приближается бизнес. Составлять планы нужно с участием ключевых сотрудников: это покажет, что с ними не планируют расставаться, и мотивирует спокойно работать
🥇 Сосредоточиться на похвале сотрудников
Не все получится с первого раза, поэтому попытки сделать что-то иначе нужно закреплять похвалой: отметить, что сотрудник сделал правильно, и акцентировать его внимание на этом
📆 Планировать короткие перебежки
Можно попробовать работать по системе Scrum: планировать неделями, составлять список коротких и понятных задач, постоянно анализировать и решать возникающие проблемы
🤲 Практиковать родительскую модель управления
Сотрудники не супермены со стальными нервами. Им нужна поддержка. Не нужно превращаться в психолога, но важно говорить с сотрудниками и находить повод для радости
💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Руководители, для вас:
1. Ошибки в делегировании.
2. Как сохранить сотрудников в кризис.
3. Как планировать работу в неопределенности.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.