Навыки антикризисного управления нужны всем предпринимателям: каждый бизнес рано или поздно сталкивается с трудностями. Максим Батырев — основатель консалтинг-агентства и автор множества бестселлеров для предпринимателей. Его последняя книга посвящена кризисам — «Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис». Мы собрали оттуда главные тезисы.
🌋 Понять, что кризисы будут и дальше
Не получится пересидеть проблемы, ничего не делая: после одного кризиса появляется другой — и так до бесконечности. Нужно искать факторы, на которые можно повлиять
🚀 Быстро реагировать
В любой кризис рынок сжимается, но покупатели все равно остаются. Нужно узнать их актуальные потребности и отреагировать — изменить бизнес-процессы.
Есть теория о стадиях реакции на кризис: отрицание, гнев, поиск компромисса, депрессия и принятие. Задача менеджера — быстро пройти до пятой стадии и реагировать адекватными решениями, без паники
Есть теория о стадиях реакции на кризис: отрицание, гнев, поиск компромисса, депрессия и принятие. Задача менеджера — быстро пройти до пятой стадии и реагировать адекватными решениями, без паники
🧘♀️ Позаботиться о себе
Чтобы принимать взвешенные решения и мотивировать сотрудников, менеджер сначала должен решить собственные проблемы.
Это значит закрыть базовые потребности: например, скопить стратегический запас денег, продумать личный план безопасности, разобраться с фобиями. Поискать поддержку у друзей и семьи и найти то, что мотивирует
Это значит закрыть базовые потребности: например, скопить стратегический запас денег, продумать личный план безопасности, разобраться с фобиями. Поискать поддержку у друзей и семьи и найти то, что мотивирует
📊 Анализировать и менять бизнес-процессы
Ответьте себе на три вопроса: что нужно изменить, учитывая кризис, что адаптировать и от чего отказаться.
Анализировать стоит все составляющие бизнеса: процессы, финансы, персонал, продажи, маркетинг, продукты, систему управления, отношения с партнерами, технологии и инструменты
Анализировать стоит все составляющие бизнеса: процессы, финансы, персонал, продажи, маркетинг, продукты, систему управления, отношения с партнерами, технологии и инструменты
🎯 Перестроить позиционирование продукта
В кризис меняется потребительское поведение. Основные мотивы покупки: безопасность, привязанность, комфорт, гордость, новизна, экономия.
Поэтому важно перестроить коммуникацию с клиентами, учитывая это. Например, позиционировать фруктовые снеки как способ сделать запас продуктов на несколько недель
Поэтому важно перестроить коммуникацию с клиентами, учитывая это. Например, позиционировать фруктовые снеки как способ сделать запас продуктов на несколько недель
🔔 Дать людям информацию
В кризис сотрудники воспринимают молчание руководителя как сигнал о том, что все плохо, и могут распространять слухи и накручивать себя.
Чтобы этого избежать, организуйте ежедневные короткие встречи с работниками, на которых будете рассказывать о планах бизнеса. Встречаться лучше лично
Чтобы этого избежать, организуйте ежедневные короткие встречи с работниками, на которых будете рассказывать о планах бизнеса. Встречаться лучше лично
🧩 Искать проблемные места
Работоспособность любого бизнеса ограничена тонкими местами — например, бесполезно наращивать число клиентов, если один юрист не успевает выставлять договоры.
В кризис тонкие места становятся видны: они находятся там, где больше всего жалуются сотрудники. Такие места надо искать и пробовать их изменить
В кризис тонкие места становятся видны: они находятся там, где больше всего жалуются сотрудники. Такие места надо искать и пробовать их изменить
🛑 Принимать непопулярные решения
Для экономии руководителю иногда приходится делать то, что не нравится коллективу: перестать компенсировать траты на спортзал, перевести людей на удаленку или неудобный график.
Нужно заранее продумать, как сотрудники отреагируют на решение и как можно смягчить последствия. О новшествах лучше рассказать лично и объяснить, почему вы так сделали и чего хотите добиться
Нужно заранее продумать, как сотрудники отреагируют на решение и как можно смягчить последствия. О новшествах лучше рассказать лично и объяснить, почему вы так сделали и чего хотите добиться
⚠️ Заняться сценарным планированием
Продумайте несколько планов действий:
— если выручка упадет больше чем на 50%;
— в тяжелый кризис — когда падение составит 15—50%;
— на случай сложных времен — то есть падения выручки на 5—15%.
Важно заранее определить маркеры, по которым будет понятно, к какой ситуации приближается бизнес. Составлять планы нужно с участием ключевых сотрудников: это покажет, что с ними не планируют расставаться, и мотивирует спокойно работать
— если выручка упадет больше чем на 50%;
— в тяжелый кризис — когда падение составит 15—50%;
— на случай сложных времен — то есть падения выручки на 5—15%.
Важно заранее определить маркеры, по которым будет понятно, к какой ситуации приближается бизнес. Составлять планы нужно с участием ключевых сотрудников: это покажет, что с ними не планируют расставаться, и мотивирует спокойно работать
🥇 Сосредоточиться на похвале сотрудников
Во время перемен руководитель хочет, чтобы сотрудники научились чему-то новому: навыкам, процессам, подходам.
Не все получится с первого раза, поэтому попытки сделать что-то иначе нужно закреплять похвалой: отметить, что сотрудник сделал правильно, и акцентировать его внимание на этом
Не все получится с первого раза, поэтому попытки сделать что-то иначе нужно закреплять похвалой: отметить, что сотрудник сделал правильно, и акцентировать его внимание на этом
📆 Планировать короткие перебежки
В шторм стоит сократить горизонт планирования и ставить сотрудникам простые задачи. Пример плохой формулировки: «Нужно выполнить квартальный план продаж». Пример хорошей: «Сделать 100 звонков потенциальным клиентам».
Можно попробовать работать по системе Scrum: планировать неделями, составлять список коротких и понятных задач, постоянно анализировать и решать возникающие проблемы
Можно попробовать работать по системе Scrum: планировать неделями, составлять список коротких и понятных задач, постоянно анализировать и решать возникающие проблемы
🤲 Практиковать родительскую модель управления
Станьте для сотрудников кем-то вроде родителя: подавайте личный пример, объясняйте, что им непонятно, развивайте и помогайте раскрывать потенциал.
Сотрудники не супермены со стальными нервами. Им нужна поддержка. Не нужно превращаться в психолога, но важно говорить с сотрудниками и находить повод для радости
Сотрудники не супермены со стальными нервами. Им нужна поддержка. Не нужно превращаться в психолога, но важно говорить с сотрудниками и находить повод для радости
💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер
Руководители, для вас:
1. Ошибки в делегировании.
2. Как сохранить сотрудников в кризис.
3. Как планировать работу в неопределенности.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.