«В маршрутке молюсь всем богам»: 6 идей, как улучшить общественный транспорт в регионах
В рубрике Т—Ж «Остановка» читатели хвалят и ругают местный общественный транспорт.
Мы выбрали самые вопиющие истории о ломающихся автобусах, лихих маршрутках и трамваях с отключенной в −40 °C печкой и на их основе составили список того, над чем стоит поработать, чтобы сделать жизнь пассажиров более комфортной.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Обновить транспортный парк
Я пользуюсь всеми видами транспорта, и все они старые. Что в музее, что по городу — одни и те же трамваи с разницей несколько лет.
Чуть лучше выглядит метро. Маршрутки из пазиков или маленьких МАЗов — это зависть начальника ада.
Троллейбусы регулярно ломаются на маршруте, так что постоянно пересаживаюсь в другие с тем же билетом. Летом в прошлом году видел, как у троллейбуса на ходу лопнуло колесо и остатками железа он пробороздил свежий асфальт.
Весной в Екатеринбург пришли восемь новых троллейбусов — впервые за 15 лет. Занавес. Про трамвай речи не идет, а ведь у города в этом году трехсотлетие.
Троллейбусы в Новосибирске очень старые. Зачастую в них просто наружу все провода, порой они искрят, от них идет запах гари. Кондукторы на такое отвечают: «Это нормально».
Однажды мне нужно было попасть в суд, и делать это пришлось с двумя пересадками. Резко начался проливной дождь, благо подошел нужный троллейбус. Когда мы, пассажиры, зашли, поняли, что он залит водой. Я подняла голову, и все стало ясно: в крыше троллейбуса была огромная дыра, не оставалось никаких шансов проехаться в сухом и теплом транспорте.
Трамваи чаще всего нам привозят из Московской области, как хвастает новосибирское правительство. Они подержанные выглядят гораздо лучше, чем те наши трамваи 2000-х годов, где в −40 °C не работает печка и кажется, что ты просто умрешь от обморожения, пока едешь из точки А в точку Б.
Из минусов нашего общественного транспорта я бы назвал такие: старый парк автобусов, долгие интервалы, нерабочие терминалы оплаты — не всегда, но бывает, — хамоватые водители, высокая цена проезда.
Старые советские ПАЗ-3205 в Якутске начали менять на новые модели «Вектор» со всеми удобствами, но не на всех маршрутах. В большинстве своем так же ходят старенькие пазики, которые держатся на молитвах водителя.
Со мной как-то случилась очень неприятная история. Ранним субботним утром мне нужно было ехать в центр города. Оплатил и сел на сидушку, и тут автобус резко глохнет. Это было зимой, когда на улице стояла температура −45 °C. И мы всем автобусом 20 минут ждали следующий.
Раньше я каждый день ездил на общественном транспорте на учебу и обратно. Обычно с одногруппниками — мы всегда уходили в конец троллейбуса, там обсуждали все, что произошло за день. Это было весело и очень душевно.
Но троллейбусный парк в Рязани — тихий ужас, иногда можно было увидеть дырки в полу. Все скрипело, временами рога от линий отваливались, просто страх. Но до конца маршрута тем или иным способом доезжали всегда :)
Упростить оплату
Боль многих — наличный расчет. В Иркутске практически везде безналичная оплата, кроме частного общественного транспорта. В выходные я специально иду и снимаю деньги исключительно на проезд.
Тем не менее не раз попадала в ситуации, когда налички не было. Просишь пассажиров заплатить, сама переводишь им. Однажды девушка готова была мне дать на проезд даже без перевода. После того случая тоже иногда безвозмездно выручаю. И не только я: как-то при мне мальчик искал деньги по всем карманам, мужчина заметил это, предложил оплатить за него, но тот отказался, мол, у меня есть, сейчас найду. Короче говоря, на нашем маршруте развита взаимовыручка пассажиров. А что делать — власти эту проблему решать не спешат.
Читала, как один пассажир наблюдал ситуацию: видимо, туристы зашли в салон и искали, где и как оплатить картой. Налички у них не было, и водитель на них наорал. Незабываемые впечатления, наверное, остались.
Ввести вечерние и ночные маршруты
В Новосибирске нет ночных маршрутов, многие сходят с линии уже в 10 вечера. Метро работает до 12. Уехать в полночь и позже можно только на такси. Столь крупному мегаполису, который никогда не спит, пора бы подумать над этой проблемой.
Излюбленный общественный транспорт у меня в городе — это маршрутки. Водители любят впихивать побольше стоячих пассажиров, зато проезд стоит дешево. А главное, маршрутки быстрее трамваев. Признаюсь, они не раз меня выручали. Но когда засиживаюсь на работе допоздна, не могу их поймать — их просто нет. Рано перестают ходить.
Повысить контроль над маршрутками
В Екатеринбурге маршрутчики-беспредельщики. Большинство водителей зеленых пазиков — граждане иностранных государств с непонятными правами. Они устраивают гонки на улицах, нарушают ПДД, промахиваются мимо остановок или подолгу на них стоят в ожидании пассажиров, резко останавливаются на дороге и дерутся между собой, становятся виновниками ДТП.
А еще маршрутки — это на 90% убитый хлам.
Проблеме с маршрутками не один год. Однако власти по сути ничего не предпринимают. Видимо, им нет дела до безопасности пассажиров, каждый день рискующих жизнью. Я лично боюсь ездить в маршрутках, но иногда приходится. Тогда молюсь всем богам, хотя атеист.
Маршрутки — это главная проблема городского общественного транспорта, с которой ничего не делают. Их очень много. Они маленькие, они неудобные, в них нельзя платить картами. За ними очень слабый контроль. И главное, они небезопасные.
Водители в основной массе агрессивные, водят неаккуратно, гоняют и часто перестраиваются. Постоянно болтают по телефону, попутно рассчитываясь с пассажирами. В маршрутку можно не попасть, потому что водитель не захотел останавливаться или перестраиваться. Или проскочить остановку, так как он не услышал.
Проблем с общественным транспортом в Тюмени не так много, но все-таки они есть. Маршрутчики-гонщики. Очень часто наблюдаешь, как они нарушают ПДД.
Даже когда едешь на собственной машине, стараешься держаться от них подальше. Как-то была такая ситуация: на светофоре водитель маршрутки из соседней полосы решил перестроиться и, выворачивая, зацепил мне правое зеркало.
Не зацикливаться на метро
Безусловно, метро — это круто. Но тотальная зацикленность властей и населения на нем как на волшебной таблетке от всех бед бесит.
Метро — это очень дорого, сложно и медленно (если у вас нет московских бюджетов). Куда проще, дешевле и полезнее было бы не мечтать о закапывании денег под землю, а действовать здесь и сейчас, улучшая то, что есть. Развивать трамваи, строить новые линии. Обновлять парк автобусов и троллейбусов. Делать город удобнее для пешеходов. Но нет, мы хотим метро.
В Самаре представлены все существующие виды транспорта, кроме разве что экзотики типа фуникулера. Однако все, кроме метро, пребывает в упадке. Именно метро съедает львиную долю транспортного бюджета. Кроме того, оно виновно в смерти десятков красивых исторических зданий в центре, которые сносятся ради новой станции.
На наземный транспорт чиновники забили давно.
Трамвай сильно обветшал, потерял значительное количество кадров и самую важную линию в центре, в восстановление которой после метростроя на ее месте никто не верит. Движение трамваев постоянно прерывается из-за ДТП на путях и поломок, сходов вагонов. Скорости достигли дореволюционных цифр — 15 километров в час и менее. Пути не обособляются, трамваи стоят в пробках. Во всем городе ровно два перекрестка с автоматическими стрелками, в остальных местах водители останавливаются и выходят переводить их вручную.
Троллейбус в чуть лучшем положении, однако та же проблема с кадрами, сильное дублирование со стороны маршруток, многие рейсы не доезжают до конечных — сворачивают в депо или на обед.
Автобус отдан частнику, которому важна только прибыль. Очень много машин средней вместимости, где почти всегда тесно и душно. На кондукторах экономят, но не установкой валидаторов, а входом через одну узкую дверь с оплатой водителю.
Стать добрее друг к другу
Типичная ситуация в Новосибирске — это расталкивание всех и каждого, лишь бы занять место в салоне автобуса или вагоне метро. И эти бабушки, которые всегда кричат о своей слабости, а на крупных остановках с какой-то нечеловеческой силой распихивают даже мужчин и бегут к месту у окошка.
И кстати, именно бабушки любят при полном салоне сидящих мужчин обратиться к девушке и попросить, чтобы она уступила. Я обычно сама предлагаю сесть гражданам старшего возраста, но в таких случаях отвечаю, что здесь много мужчин, которые могут уступить. Те начинают недобро сверлить взглядом, а бабушки возмущаются, мол, что это мальчиков тревожить, когда есть девушки. Таким не уступаю принципиально.