Чтобы стать инструктором по сноуборду, не обязательно заниматься этим спортом с детства.
Я из Рязани и впервые встала на сноуборд в 17 лет. Мне настолько понравился процесс, что уже через два года я получила удостоверение инструктора.
В работе инструктором по сноуборду прекрасно все: я постоянно нахожусь в обществе энергичных людей, путешествую по стране и миру, учусь чему-то новому. В статье расскажу, где пройти обучение, сколько это стоит, как получить такую работу и сколько можно заработать.
Потратила на то, чтобы стать инструктором по сноуборду, — 138 940 Р
Комплект одежды: куртка, штаны, термобелье, перчатки, баф, флиска | 30 000 Р |
Обучение: курс категории С от НЛИ и организационные расходы | 27 300 Р |
Сноуборд | 25 000 Р |
Повышение квалификации — курс категории B-basic от НЛИ | 18 000 Р |
Ботинки для сноуборда | 15 000 Р |
Крепления для сноуборда | 14 000 Р |
Маска | 7640 Р |
Шлем | 2000 Р |
Чем занимается инструктор по сноуборду
Инструктор — это специалист, который прошел обучение и сдал экзамены. Этот человек сам отлично катается и видит ошибки своих учеников. Он может обучать как новичков — показывать им наименее трудозатратные техники катания и объяснять правила на склоне, так и уже катающихся сноубордистов — корректировать их движения специальными упражнениями.
Опытным сноубордистам нужна помощь инструктора, если:
- им не хватает сил даже на один полноценный спуск в горах, усталость появляется уже через 10—15 минут катания;
- их преследует боль во всем теле, которая долго не проходит. Это признак того, что сноубордист делает много лишних движений и у него работает все тело, — так не должно быть;
- у них появляются травмы, которые на первый взгляд не связаны со сноубордом. Например, защемления нервов в позвоночнике или боли в коленях.
Чем тренер по сноубордингу отличается от инструктора
Работа тренера направлена на результаты в спорте высоких достижений, инструктор же такую цель не преследует. Чаще всего тренеры работают с детьми и подростками.
Как правило, тренеры «закатывают», то есть доводят до автоматизма, правильную технику у своих подопечных, но не объясняют им, какие упражнения для чего нужны. Поэтому бывает, что спортсмены в зрелом возрасте не могут объяснить, зачем они делают те или иные движения.
Если вы не планируете стать профессиональным сноуборд-спортсменом, тренер вам не нужен — достаточно инструктора. Но если кажется, что научиться кататься на сноуборде просто и никакие помощники для этого вообще не нужны, это не так. Этот вид спорта очень травмоопасный — сэкономив на инструкторе, вы подвергнете себя большому риску получить травму.
Чтобы стать инструктором по сноуборду, нужно:
- Научиться кататься на сноуборде. В некоторых школах перед зачислением проводят конкурс и устраивают тестовые спуски, поэтому совсем новичок не сможет сразу стать инструктором.
- Выбрать организацию, в которой можно пройти обучение. Если на примете уже есть спортивный комплекс, в котором вы хотите трудиться, советую поговорить с руководителем службы инструкторов в нем же: он подскажет, удостоверение какой организации необходимо для приема именно на эту работу.
- Выбрать комфортный по времени и стоимости курс, пройти обучение на инструктора начального уровня и получить удостоверение.
- Сдать внутренний экзамен в службе инструкторов комплекса, в котором вы собираетесь трудиться, и приступить к работе.
- Постоянно развиваться и повышать квалификацию на новых курсах. Рекомендую, если есть такая возможность, уехать на высокий сезон в горы, чтобы позаниматься сразу с большим количеством людей, — это здорово прокачивает навыки преподавания.
Как я училась кататься на сноуборде
Я впервые встала на сноуборд в 2014 году — вдохновилась победами наших спортсменов-сноубордистов на Олимпиаде в Сочи. Два сезона я училась кататься в рязанских Альпах — спортивно-развлекательном комплексе «Семено-Оленинский» в Рязанской области. Брала оборудование в аренду там же, это стоило 450—500 Р за два часа катания. Еще платила за ски-пасс по 500—800 Р — тарифы зависят от дня недели и типа ски-пасса. Всего за два сезона я потратила на него около 30 000 Р.
Первые два часа, когда я только училась вставать на сноуборд, я занималась с инструктором, а потом каталась самостоятельно. Инструктор объяснил технику передвижения на небольшом склоне и помог довести ее до автоматизма. Стоимость занятий с инструктором в «Семено-Оленинском» — 1000—1400 Р в час.
В среднем для того, чтобы достаточно уверенно спускаться связанными поворотами, нужно взять 1—3 занятия. Такой уровень позволит выехать на самую простую — зеленую — трассу в горах, а потом попробовать другие склоны.
Уже через пару месяцев после первого занятия с инструктором я спокойно спускалась со спортивного склона в «Семено-Оленинском». Это горка с самым большим уклоном в комплексе уровня красной трассы. А еще могла сделать прыжок на 180 градусов и перепрыгнуть через небольшое препятствие.
Пока я училась кататься, точно поняла, что хочу стать инструктором.
Потратила за два сезона, пока училась кататься, — 73 800 Р
Ски-пасс | 30 000 Р |
Одежда: термобелье, куртка, штаны, баф, перчатки, маска | 20 000 Р |
Снаряжение: сноуборд, крепления, ботинки | 15 000 Р |
Бензин на проезд до комплекса | 5000 Р |
Два занятия с инструктором | 2800 Р |
Аренда снаряжения на первые два катания (потом я купила свое) | 1000 Р |
Где в России учиться на инструктора
В России обучением инструкторов занимаются 4 организации:
- Союз инструкторов горных лыж и сноуборда Snowpro.
- Учебный центр Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России.
- Всероссийская ассоциация горнолыжных инструкторов.
- Национальная лига инструкторов.
Расскажу об их программах подробнее.
На обучение в Snowpro может попасть только уверенно катающийся сноубордист: зачисление происходит по конкурсу — нужно выполнить несколько тестовых спусков по разным склонам и с разным состоянием снега.
Те, кто справляются с конкурсом, попадают в первый класс школы инструкторов. Всего их три:
- Первый подойдет тем, кто только начинает карьеру инструктора. После него можно работать в любом горнолыжном комплексе, обучать новичков кататься по учебным трассам. Курс длится две недели. Отработка техники и методики на склоне занимает четыре часа в день, остальное время отводят на теорию и контрольные.
- Второй — для инструкторов, которые хотят обучать уже уверенно катающихся учеников. Здесь изучают крутые и очень крутые склоны, разное состояние снега и трасс, катание в узких местах, повороты и несложные прыжки.
- Третий — для инструкторов, которые готовы работать с учениками любого уровня на любых склонах, на трассах и вне их, на любом снежном покрытии, при любом состоянии снега.
Стоимость каждого класса — 25 000 Р. Проходить их нужно последовательно, начиная с первого.
По завершении обучения студенты сдают три экзамена:
- Теорию — это проверка знаний, полученных на курсе.
- Методику — будущий инструктор проводит реальное занятие и объясняет группе, как выполнить элемент, который выберет экзаменатор.
- Практику — студент показывает, как он справляется с поворотами, и выполняет упражнения по заданию экзаменатора.
В третьем классе дополнительно нужно сдать экзамен первого класса по смежному снаряду: лыжникам — по сноуборду, а сноубордистам — по горным лыжам. Чтобы экзамен зачли, необходимо набрать от 3,5 баллов из 5. Студенты, успешно сдавшие экзамены, получают сертификаты об окончании школы инструкторов Snowpro по соответствующему классу.
В Snowpro также можно пройти стажировку в выездной школе. Для начинающего специалиста это возможность подтвердить свою квалификацию: по завершении он получит удостоверение инструктора.
Стажером может стать как студент Snowpro — в течение трех лет после выпуска он имеет приоритет при наборе и льготные условия, так и любой другой начинающий инструктор.
Школы по совершенствованию техники — это мероприятия для всех желающих, независимо от навыков катания. Их проводят на российских и зарубежных горнолыжных курортах в течение нескольких дней. В программе — ежедневные занятия на склонах, разбор ошибок и развлечения по вечерам.
Если начинающий инструктор прошел обучение и стажировку в Snowpro, он может продолжить сотрудничество с компанией: на сайте организована система записи на индивидуальные занятия к таким специалистам. Но я не знаю, сколько можно зарабатывать при таком сотрудничестве.
У учебного центра Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России программа подготовки инструкторов состоит из четырех уровней. Они разделены на три таких же класса, как у Snowpro. Первый и второй уровни подходят для начинающих сноубордистов, третий — для средних и совершенствующихся, четвертый — для экспертов.
Программа обучения инструкторов горных лыж и сноуборда от учебного центра ФГССР
Уровень | Класс | Название | Количество часов | На каких трассах проходит обучение |
---|---|---|---|---|
Первый | Первый | Инструктор без категории (кандидат в инструкторы) | 144, из них теория — 20, практические занятия на склоне — 52, стажировка — 72 | Зеленая |
Второй | Первый | Инструктор третьей категории | Синяя | |
Третий | Второй | Инструктор второй категории | 144, из них теория — 20, практические занятия на склоне — 52, педагогическая практика — 72 | Красная |
Четвертый | Третий | Инструктор первой (высшей) категории | Черная |
Стоимость обучения зависит от того, где и когда проводят занятия. Как правило, это 15 000—17 500 Р за участие в одной школе, но лучше уточнять цены на сайте ФГССР.
На первый уровень обучения принимают кандидатов от 18 лет, которые умеют кататься на сноуборде, — на сайте организации написано: «Имеющие многолетнюю практику катания или спортивный разряд по соответствующему виду спорта». При приеме проводят тестирование: абитуриенты должны продемонстрировать свои навыки.
В конце обучения студент сдает экзамены. Система такая же, как у Snowpro: аттестация по теории, практике и методике. Также студент должен пройти стажировку, направление на нее действует один год.
На первом уровне после стажировки студент получает удостоверение инструктора без категории, а на втором — квалификацию инструктора по сноуборду третьей категории. С такой квалификацией уже можно работать с новичками на трассах с небольшим уклоном.
Третий и четвертый уровни обучения считают повышением квалификации. Если инструктор изначально учился в ФГССР, то он может поступить на них без тестирования.
Инструктор второй категории может работать на больших уклонах и вне трасс и знает правила организации и проведения спортивных соревнований, прохождения спортивных трасс. А инструктор первой — высшей — категории может работать на любых трассах и вне их, организовывать спортивные соревнования, имеет навыки поиска людей в лавине, транспортировки пострадавших при проведении спасательных работ в горах.
Всероссийская ассоциация горнолыжных инструкторов (ВАГИ) предлагает три уровня обучения. На первом можно получить удостоверение инструктора без категории, а затем — третью квалификационную категорию. На втором присваивают вторую категорию, на третьем — первую и квалификацию национального инструктора.
Программа обучения в ВАГИ
Уровень | Квалификация | Кол-во часов | Срок обучения | Стоимость | Результат |
---|---|---|---|---|---|
Первый | Кандидат в инструкторы | 72 | 1 неделя | 18 000 Р | Может обучать начинающих сноубордистов на трассах протяженностью до 500 м в присутствии инструктора с категорией |
Третья категория | Имеет право проводить занятия с начинающими сноубордистами на трассах протяженностью не более 1500 м | ||||
Второй | Вторая категория | 260 | 2 недели | 21 900 Р | Может обучать сноубордистов среднего уровня на трассах протяженностью более 2000 м |
Третий | Первая категория | 320 | 2 недели | 32 000 Р | Вправе проводить занятия с опытными сноубордистами на трассах длиной более 2000 м |
Национальный инструктор | 360 |
У ВАГИ не указаны требования к уровню подготовки абитуриентов и нет информации о каком-либо вступительном тестировании. Зато есть отметка о том, что для первого уровня обучения кандидат должен иметь образование не ниже среднего, для второго — не ниже среднего специального, а для третьего — только высшее.
В целом обучение в ВАГИ строится так же, как и в Snowpro и ФГССР. А вот экзамены кажутся более сложными: студент сдает технику спуска, в том числе скоростного — слалом, письменные контрольные и общий теоретический экзамен, проходит экспертные тесты по ошибкам и технике. В конце выдают удостоверение инструктора и квалификационную книжку.
Результаты такой аттестации действительны четыре года — после нужно проходить однодневную переаттестацию с зачетом по технике.
Обучение в Национальной лиге инструкторов
Национальная лига инструкторов (НЛИ) — это организация, в которой я училась. Расскажу о ней подробнее. Я выбрала ее, потому что удостоверения от НЛИ больше ценятся работодателями: организация — член Международной ассоциации инструкторов ISIA. Это значит, что за качеством курсов следит не только НЛИ, но и техническая комиссия от ISIA. Программа НЛИ одобрена учебно-методическим объединением Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Минспорта России и Федерацией горнолыжного спорта и сноуборда России.
В НЛИ трехступенчатая система обучения инструкторов: основные курсы — категорий С, В и А. Есть еще дополнительные — «Фристайл», категория B-basic и альпинкурс. Независимо от стартового уровня подготовки, проходить курсы нужно последовательно от С к А.
На любом курсе обучение состоит из теоретической части и практических занятий на склоне. Учебные проезды студентов снимают на видео, а потом разбирают ошибки на семинарских занятиях.
В конце любого курса студенты сдают три экзамена:
- Тестирование по всему теоретическому материалу и лекциям. На курсах разных уровней предусмотрена разная теория: с повышением уровня усложняется и материал.
- Методику обучения. Экзамен проходит в реальных условиях. Студент тренируется на своих однокурсниках — проводит занятие на выбранную экзаменатором тему.
- Технические проезды — самый сложный экзамен. Нужно четко и безупречно выполнить все элементы, которые изучали на курсе.
Категория С — стартовая, с удостоверением этой категории инструктор сразу после курса может обучать сноубордистов-новичков на зеленых и синих трассах.
Учиться можно в России, курс стоит 27 800 Р, или за границей — в Австрии, Литве или Андорре. Зарубежный курс обойдется в 460 € (41 965 Р). В стоимость не включают организационные расходы: авиаперелет, проживание, питание, трансфер, визу, страховку и ски-пасс. Студент сам выбирает курс из календаря на сайте НЛИ, длительность обучения — 9—10 дней.
Попасть на курс можно, если абитуриент уверенно справляется с поворотами на среднекрутых склонах, катается в технике «свитч» — задом наперед или неудобной ногой вперед — и умеет пользоваться подъемниками.
По ходу обучения студенты ежедневно сдают контрольные работы по теории, а в конце курса — экзамены. По результатам обучения выдают удостоверение инструктора и присваивают квалификацию «Инструктор категории С по сноуборду». Ее нужно подтверждать раз в четыре года.
Я получила категорию С в феврале 2015 года, тогда курс обошелся мне в 21 500 Р. Дополнительно я оплачивала ски-пасс по льготному тарифу для будущих инструкторов — 4000 Р за 9 дней, а также питание на горе — примерно 200 Р в день. За перелет, трансфер, проживание и визу мне платить не пришлось: я училась в «Семено-Оленинском».
После того как я получила категорию С, меня сразу же пригласили работать в «Семено-Оленинский», но я провела первое занятие только в следующем году: в нашей полосе зима часто заканчивается раньше срока.
Категория B-basic — промежуточная между С и В. На ней изучают карвинговые повороты — то есть повороты на скорости без ее потери, когда сноуборд касается снега только острым краем — кантом. Но нет блока с катанием по неподготовленному склону, а без него сложно устроиться на работу в горах. В целом этот курс предназначен для инструкторов, которые пока не планируют работать в горах, но хотят повысить свой уровень. После курса можно работать на зеленых, синих и красных трассах.
Учиться можно в России за 18 800 Р или в Литве за 325 € (29 649 Р), не считая организационных расходов. Курс длится 5 дней, потом студент сдает экзамены и получает удостоверение с обновленной категорией.
Я получила категорию B-basic в 2019 году. Заплатила за курс 18 000 Р и больше ничего не потратила: проходила его в «Семено-Оленинском», где уже работала. Ски-пасс для сотрудников был бесплатным.
Вложенные деньги окупились меньше чем за две недели: у меня увеличилось среднее количество занятий для одного ученика, их стало больше пяти. Так случилось потому, что ко мне стали записываться люди, которые не хотят останавливаться на простом медленном катании, а инструкторов с повышенной категорией в нашем комплексе значительно меньше, чем специалистов начального уровня подготовки.
Категория В — вторая ступень в системе обучения НЛИ. С ней инструктор может обучать карвинговым поворотам и спуску по более сложному рельефу, например кочкам и буграм, а также по неподготовленному склону. После курса можно работать на зеленых, синих и красных трассах и обучать людей на специальных соревновательных площадках — трамплинах, пирамидах, перилах.
В России курс стоит 39 000 Р, в Австрии и Андорре — 630 € (57 474 Р). Длительность — 9—10 дней. В конце курса сдают экзамены, затем студенту выдают удостоверение с обновленной категорией.
Получить категорию В — это следующая ступень в моем развитии в качестве сноуборд-инструктора. Она позволит мне осуществить давнюю мечту — работать в горах.
Альпинкурс пригодится тем, кто хочет работать на красных и черных трассах, а также гидом в горах. Гид сопровождает сноубордистов вне трасс на неподготовленном снеге, например когда их забрасывают на вершину горы с вертолета.
На альпинкурсе изучают ориентирование в горах, прокладку маршрута вне трасс, оценку и прогнозирование лавинной опасности, основы проведения поисково-спасательных работ, работу с альпинистским снаряжением и т. п. На итоговом экзамене студенты сдают теорию, выбор маршрута и ориентирование, оценку стабильности снежного покрова и спасательные работы в лавинах.
Этот курс можно пройти только в российском Приэльбрусье за 37 000 Р, он длится 8 дней. В конце выдают сертификат НЛИ об успешном прохождении.
Категория А — заключительная. Инструктор этого уровня считается экспертом, он может работать со спортсменами на любых склонах, вне трасс и на спортивных сооружениях в сноуборд-парке. Часто специалистов этого уровня привлекают как помощников тренеров в национальные и региональные сборные команды по сноуборду. Также они могут работать лекторами в НЛИ.
Получить категорию А сложно, дополнительно к основному курсу нужно сдать:
- Экзамен категории С по горным лыжам.
- Альпинкурс.
- Базовый уровень фристайла.
Если вы хотите получить бессрочную категорию А и забыть об экзаменах, можно сдать ISIA-тест. Это норматив на трассе борд-кросса — скоростной спуск одновременно с несколькими спортсменами.
На сайте не указана стоимость курса. Но знакомый, который проходил его в 2019 году, заплатил 70 000 Р за 15 дней обучения.
Переаттестацию инструкторов категории А проводят раз в шесть лет, если у специалиста нет карты ISIA.
Как выбрать снаряжение
Еще одна статья расходов для будущего инструктора — снаряжение: сноуборд, ботинки, крепления, шлем, маска, перчатки и теплый горнолыжный костюм — штаны и куртка. Кратко расскажу, как их правильно выбрать и сколько придется потратить.
Комплект одежды должен состоять из нескольких слоев. Первый — термобелье, его надевают на нижнее белье. Оно отводит влагу и регулирует температуру тела. Как правило, термобелье очень тонкое, не стесняет движений, но не дает замерзнуть.
Комплект термобелья — верх и низ — стоит от 2000 Р. При температуре воздуха от −10 °C на термобелье лучше надеть второй слой — флисовую кофту, флиску. Она стоит от 700 Р.
Третьим слоем на термобелье и флиску надевают куртку и штаны: пуховикам не место на склоне. Верхняя одежда не должна промокать, стеснять движения и быть слишком теплой. Куртки для сноубордистов и горнолыжников имеют специальную «юбку», которая застегивается на поясе и не дает снегу попасть внутрь.
При выборе верхней одежды обратите внимание на два показателя — водостойкость и паропроницаемость, их указывают на ярлыках.
Водостойкость обозначают в миллиметрах водяного столба — мм вод. ст. Куртка с водостойкостью 2000 мм вод. ст. выдержит мокрый снег, а с 5000—8000 мм вод. ст. — ливень. В первое время вы будете постоянно падать на снег, а падения создают большее давление. Поэтому лучше выбирать куртки и штаны с пропиткой от 10 000 мм вод. ст.
Паропроницаемость — показатель, отвечающий за отведение влаги от тела. Ее указывают в граммах на квадратный метр — г/м². Лучше выбирать средний вариант — 10 000 г/м².
Удобно, если у вашей одежды будет много карманов: на рукаве куртки — для ски-пасса, чтобы не снимать перчатки при проходе на подъемники; внутренние — для телефона, документов и каких-то личных вещей; внешние — для перчаток или маски.
Хорошо, если у верхней одежды будет вентиляция — специальные вставки под мышками на куртке и на внутренней стороне бедер на штанах. Вентиляция не даст сильно вспотеть, если вам станет жарко во время катания, и позволит не расстегивать куртку — это защитит от переохлаждения.
Стоимость хорошей куртки — от 5000 Р, штанов — от 6000 Р.
|
|
Шлем и маску лучше подбирать сразу в одном месте: верхняя часть маски должна плотно прилегать к козырьку шлема, в магазине есть возможность померить их вместе. Шлем должен быть удобным, легким и не болтаться на голове во время катания. Его стоимость обычно начинается от 5000 Р.
Маска предназначена для защиты глаз и лица от солнца и снега, поэтому она должна плотно прилегать к шлему, иначе в зазоры будет задувать ветер и залетать снег. Выбирайте модели с широким углом обзора: так у вас практически не будет слепых зон.
Хорошо, если маска будет со сменными линзами — под разную погоду. В противном случае берите маску с желтой или розовой линзой: так вы будете лучше видеть рельеф.
Стоимость обычной маски — от 2000 Р, со сменными линзами — от 6000 Р.
|
|
Баф, перчатки и носки. Баф — это повязка на шею в форме трубы, которую надевают через голову. Он должен быть легким, но непродуваемым, при плохой погоде его можно натянуть на нос и дышать через него. Стоимость — 500 Р.
Лучше взять специальные горнолыжные перчатки. Они не мокнут от длительного нахождения на снегу и достаточно теплые. Стоимость — от 1000 Р.
Советую купить специальные носки, предназначенные для сноубордистов и горнолыжников. Они высокие и обладают влагоотталкивающими свойствами. Если вы в таких носках, ботинки не натрут вам ноги. Стоимость носков — от 1000 Р.
Ботинки и крепления подбирают исходя из того, каким стилем и где вы планируете кататься.
Ботинки отличаются не только дизайном, но и жесткостью по шкале от 1 до 10. Мягкие, с показателем 1—2, более удобные, они как бы замедляют управление сноубордом и дают новичкам возможность подумать и правильно выполнить движение. Жесткие, с показателем 6—8, позволяют лучше контролировать доску, но менее комфортные. Новичкам стоит выбирать модели со средней жесткостью — от 4 до 6. Ботинки с жесткостью 9—10 подойдут тем, кто уверенно и быстро катается.
При выборе рекомендую померить все ботинки, которые есть в магазине: те, что лучше всего сядут, — ваши. А еще попробуйте отогнуть язычок ботинка: если он «ломается» у основания, то лучше выбрать другую модель. Язычок в хорошем ботинке — цельная конструкция. Он должен быть жестким: с таким легче выполнять повороты на переднем канте. И лучше не заказывать обувь в интернет-магазине без примерки.
Стоимость ботинок — от 6000 Р. Также имейте в виду, что при ежедневном многочасовом катании они приходят в негодность уже через 2—3 сезона.
Крепления также различаются жесткостью от 1 до 10. Начинающим можно взять модели со средним уровнем — это значения 3—5. Они стоят от 7000 Р.
Сноуборд тоже подбирают исходя из стиля катания. Важные характеристики — размер, жесткость и прогиб.
Размер подбирают по росту и весу сноубордиста. У каждого производителя, как правило, есть собственная таблица для подбора оптимальной доски по этим параметрам. Но в целом она должна быть не ниже подбородка и не выше носа.
Нужно помнить, что для разных стилей катания подходит разная длина сноуборда. Например, для фрирайда — это катание вне трасс — используют доску длиннее, для фристайла — это прыжки и акробатические элементы — короче.
Жесткость тоже зависит от стиля катания. Ее измеряют по шкале от 1 до 10. Для фристайла предназначены доски со значением 2—4, универсальные — это 4—5, для фрирайда подходят доски со значением 7—8.
Есть четыре основных типа прогиба сноуборда:
- Кэмбер — классический. Точки соприкосновения со снегом находятся рядом с носом и хвостом, а посередине сноуборд выгибается вверх. Такие доски созданы для катания по трассе, фристайла и карвинга.
- Рокер — доска с приподнятыми краями. Такой прогиб считается оптимальным для новичков, потому что при повороте шансы зацепиться за снег и упасть сводятся к минимуму. Доска не такая скоростная, как кэмбер, но лучше всплывает в глубоком снегу и более безопасна для обучения катанию на фигурах в парке.
- Флэт — плоская доска, за исключением немного приподнятых носа и хвоста. Такие доски дают постоянный контроль и хороший контакт со снегом. Но прыгать на них сложнее, и они не так стабильны на скорости.
- Гибрид — сочетание различных прогибов. Каждая такая доска универсальна, их часто используют для всех стилей катания.
Стоимость подходящего новичку сноуборда начинается от 7000 Р.
Б/у комплект — это хороший вариант сэкономить на оборудовании, когда вы только учитесь кататься. Можно купить б/у крепления и сноуборд, но ботинки стоит подобрать новые, чтобы они удобно сели.
При выборе б/у сноуборда обратите внимание на состояние скользящей поверхности: на ней не должно быть глубоких вмятин и царапин. Обязательно осмотрите кант — боковую поверхность сноуборда. Если на ней есть вмятины, значит, доску скоро придется ремонтировать, а это дорого.
Крепления тоже должны быть целыми, а все их составные — одного цвета. Если что-то меняли, не факт, что крепление прослужит вам еще хотя бы сезон.
Мое снаряжение
В 2014 году я потратила на снаряжение 15 000 Р: купила сноуборд за 5000 Р, крепления за 5500 Р и ботинки за 4500 Р. Набор обошелся дешево, потому что я покупала все по скидке в конце сезона. Сейчас комплект такого же уровня стоит 20 000—30 000 Р.
Через два года катания я продала крепления и доску за 4000 Р, а ботинки — за 1500 Р.
Сейчас у меня новый комплект снаряжения, который обошелся мне в 54 000 Р:
- Ботинки Salomon 2019-20 Kiana — 15 000 Р.
- Сноуборд Jones Twin Sister — 25 000 Р.
- Крепления Burton 2016-17 Lexa Feelgood Purple — 14 000 Р.
Я меняла все постепенно: сначала доску, потом крепления, а последними — ботинки, они у меня уже третьи.
Я выбирала универсальный комплект, чтобы кататься в горах, скейт-парке и вне трасс, и не ошиблась. Этот сноуборд хорошо ведет себя на скорости, он достаточно легкий, чтобы выполнять разные трюки. Вне трассы он тоже ведет себя нормально, но, думаю, для более комфортного катания лучше купить доску с удлиненным носом и коротким хвостом.
Работа сноуборд-инструктором
Для работы инструктором вы можете выбрать практически любой удобный для вас курорт. Чтобы не остаться без работы зимой, лучше начинать поиск в сентябре. Есть несколько вариантов.
Работа в основном составе подойдет тем, кто хочет заниматься только инструкторской деятельностью. Ее плюс в том, что администратор горнолыжного комплекса всегда распределяет новых учеников между инструкторами основного состава.
Инструкторов в основной состав обычно набирают перед сезоном. Как правило, чтобы пройти, нужно сдать внутренний экзамен шеф-инструктору. Он состоит из видеоразбора спуска одного из учеников и проверки техники самого кандидата: нужно сделать несколько спусков.
Я не знаю, сколько можно заработать в основном составе на разных курортах, но в Рязани доход таких специалистов — от 60 000 Р в месяц.
Инструктор выходного дня может совмещать работу в горнолыжном комплексе с любой другой. Как правило, на этой позиции нужно полностью отрабатывать выходные дни, а в будни возможна занятость на несколько часов вечером или рано утром.
На мой взгляд, совмещать довольно сложно: работа инструктором приносит удовольствие, но она очень энергозатратна, а после 8-часового дня в офисе хочется отдохнуть. Многие мои знакомые, которые начинали инструкторами выходного дня, получали удостоверения еще и по летним видам спорта или искали основную работу со свободным графиком.
В Рязани инструкторы выходного дня зарабатывают от 30 000 Р в месяц.
Инструктор на высокий сезон, например на новогодние праздники. В эти периоды на курорты приезжает много людей, поэтому школы не против взять дополнительных сотрудников. Минус в том, что работать, скорее всего, придется с новичками. И их будет очень много. Зато за новогодние праздники вполне можно заработать от 30 000 Р.
Шеф-инструктор есть в большинстве служб инструкторов. Шефы отвечают за набор новых сотрудников, их адаптацию и повышение уровня катания. Они регулярно, чаще всего вечером, проводят тренировки для действующего состава, на которых отрабатывают уже знакомые элементы, новые виды проездов или демопроезды для привлечения учеников.
Зарплата шеф-инструктора может быть фиксированной, а может зависеть от количества проведенных занятий для подчиненных. Точную цифру я не скажу, но знаю, что они зарабатывают значительно больше обычных инструкторов.
Мой опыт. С 2016 года — именно тогда ко мне пришли первые ученики — я работаю инструктором в «Семено-Оленинском». Я была и в основном составе, и инструктором выходного дня. Расскажу, как у нас все устроено.
Распределением учеников в нашей службе инструкторов занимается администратор. У него есть список всех сотрудников, и он действует по следующей системе.
В начале списка стоят инструкторы, в прошлом сезоне принесшие комплексу наибольшую выручку. Соответственно, новички всегда автоматически оказываются в конце списка. Когда комплекс максимально загружен, например в выходные и праздники, новому инструктору проще получить ученика. В остальное время приходится ждать, пока ребята, которые давно работают, разберут учеников и администратор дойдет до конца списка.
Также выше по списку всегда стоят сотрудники из основного состава: они полностью зависят от заработка в службе инструкторов, поэтому стараются забить все свободное время занятиями.
В конце недели каждый инструктор должен прислать свой график на следующую неделю, чтобы администратор мог начать записывать к нему учеников. Также требуют отчет о проведенных занятиях, чтобы правильно рассчитать гонорар.
Все инструкторы сами выбирают, сколько часов в неделю работать. При этом есть определенный минимум:
- для основного состава — не меньше 5 дней в неделю и минимум 4 часа в день;
- для инструкторов выходного дня — обязательно нужно отработать субботу и воскресенье. Некоторые добавляют себе вечер пятницы.
Комплекс работает всю неделю, кроме понедельника: это технический день.
Службы инструкторов на горнолыжных комплексах платят сотруднику процент от каждого занятия. Такая система и у нас: нет никаких окладов, сколько работаешь — столько и получаешь в конце периода. У нас отчетный период — неделя. В выходные занятие с инструктором стоит дороже, поэтому и заработать можно чуть больше.
Получаемый процент зависит от квалификации инструктора. Например, специалист с категорией С от НЛИ получает 60% от каждого чека. А инструкторы с категорией выше забирают себе 65% от чека.
В мой первый рабочий сезон зимой 2016 года снега практически не было, из-за этого было мало учеников. Кроме того, я была новичком без опыта и стояла в списке последней, хоть и работала инструктором в основном составе. Но я все равно смогла получить 60 000 Р.
Второй сезон — зима 2017 года — был более удачным. Ученики начали рекомендовать меня своим знакомым, я немного поднялась в рейтинге инструкторов и стала больше работать. За сезон получила больше 100 000 Р.
С каждым последующим сезоном я набирала базу учеников, в том числе корпоративных — получилось провести много занятий с коллективами организаций Рязани. В результате я вышла на стабильный доход в 180 000 Р за сезон. Зимой 2020 года я получила чуть меньше — 120 000 Р, потому что трудилась только в выходные — совмещала работу экономистом и инструктором.
Работа в Европе
Удостоверения НЛИ ценят и за границей, но устроиться куда-то с категорией С практически невозможно: все заинтересованы в том, чтобы инструктор как можно дольше работал с одним учеником, но такой специалист не сможет многому научить, нужна более высокая квалификация. Плюсом будут и дополнительные категории по смежным направлениям, например по горным лыжам. Кроме того, необходимо владеть английским на разговорном уровне, чтобы общаться с учениками из разных стран.
В остальном работа инструктора в Европе похожа на российскую: обязанности такие же, он также получает процент от занятий.
Чтобы найти работу в Европе, можно мониторить сайты горнолыжных комплексов, куда хотелось бы попасть: часто там размещают вакансии. Еще их можно найти на сайте НЛИ. Но в 2020 году из-за сложной ситуации в мире вакансий за рубежом практически нет.
Я никогда не работала за границей, но мой приятель трудился инструктором в Андорре. С его слов я знаю, что минимальная зарплата там — 1200 € (109 476 Р) в месяц. Чтобы столько получить, нужно отработать 75 часов. После достижения этой планки есть большая вероятность, что администратор не будет ставить вам новых учеников, а начнет распределять их в пользу тех инструкторов, кто еще не заработал эту сумму.
Чтобы получить больше, нужно стараться сделать всех учеников постоянными. Во-первых, чтобы они проводили с вами не одно занятие, а несколько, а во-вторых, чтобы записывались к вам напрямую: так оплата будет больше. Реальная сумма, которую можно заработать за месяц в Андорре, — 2000 € (182 460 Р).
Приятный бонус — бесплатное катание для действующих инструкторов практически на всех курортах: в свободное время вы можете оттачивать технику или просто отдыхать на склонах.
Если хотите стать инструктором по сноуборду, вот несколько советов
- Без умения кататься на сноуборде не получится поступить в школу инструкторов. Чтобы сразу освоить правильную технику, обратитесь к квалифицированному инструктору. С поставленной профессионалом техникой будет легче сдать экзамены с первого раза.
- Поговорите с действующими инструкторами, а лучше — с руководителем службы инструкторов комплекса или курорта, в котором хотите работать. Он расскажет про требования, предъявляемые к сотрудникам.
- Купите снаряжение, подходящее вам по уровню катания. Не бойтесь брать оборудование для новичков: когда ваши навыки улучшатся, его можно продать и купить более профессиональное.
- Запишитесь на курс для инструкторов по сноуборду и возьмите отпуск на время обучения, чтобы ничто не помешало вам успешно сдать экзамены.
- Старайтесь быть максимально полезным для учеников, сделайте их катание комфортным. Тогда они будут возвращаться к вам и рекомендовать вас своим знакомым — от этого напрямую зависит ваш доход.
Уважаемые бордисты!
Напоминаю, что сидеть посреди склона трассы - опасно для жизни. Если чувствуете усталость, или хотите пофоткаться в инсту: прошу, переползите на край трассы и не мешайте уважаемым лыжникам кататься.
Шевалье, уважаемые лыжники, что началось-то? тупизна на склоне не зависит от ориентации снаряги.
Шевалье, на фото край склона, а так да, соблюдение правил FIS обязательно)
Шевалье, и не только лыжникам, а вообще всем мешают :)
Шевалье, я так сразу и поняла, что трассы построили только под лыжников, а потом эти гадские сноубордисты пришли и все испортили) причем именно лыжникам, другим бордерам-то сидящие не мешают, другие бордеры через сидящих магическим образом проезжают, не застревая в текстуре)
Классная статья, спасибо :) Задумался над инструкторскими курсами. Катаюсь с сезона 2009-2010, первый раз встал на доску на Домбае. Да, сразу в горах)
Пчеловек, спасибо)
А я боюсь сломать себе что-то, поэтому на борд так и не встал :(
тьфунатебя, тут как повезет. я катаюсь очень осторожно и на черные захожу только видом полюбоваться, и ни разу ни одной травмы. моя подруга несколько лет назад на Красной Поляне сломала руку вдребезги. несколько операций, реабилитаций, угроза полной неподвижности кисти, чудом выросший нерв и никаких больше лыж, само собой (как и других активностей, где можно упасть).
Pavla, вот я по уровню удачи - ваша продруга :(
тьфунатебя, тогда все правильно.
тьфунатебя, инструктор минимизирует риски)
Наталия, сидя на диванчике их еще меньше :)
Наталия, убедили. Хочу стать ученицей у вас, с чего начать?
Рассказ счастливого человека, хорошо приправленный кучей полезной инфы ))
👍
Алексей, спасибо)
Первый раз я встал на сноуборд в Шерегеше, сразу с инструктором, а что мне запомнилось больше всего - то, что он был на жесткой доске (рейс/слалом) и все время катался с одной пристегнутой. (До сих пор удивляюсь)
Сноуборд запал в душу с первого дня. После той поездки я понемногу набирался опыта самостоятельно, пока однажды не попал на мастер-класс к Владу Меньшову, у вас, в Семено-Оленинском. После этого я понял, как хороший инструктор может существенно прокачать навык методичным подходом и комплексом упражнений на исправление ошибок в технике. Теперь для меня прогресс в катании - одна из главных составляющих удовольствия! А 11 декабря 2020 года я успешно окончил курс подготовки инструкторов категории "С" для того, чтобы примкнуть к рядам проводников в этот увлекательный вид спорта и активного отдыха!
P.S Отличная, всеобъемлющая и полезная статья!
Evgeny, поздравляю с успешным окончанием курса)
Наталия, спасибо!)
Павел, техника позволяет кататься с минимально возможными затратами сил, плюс все движения максимально естественные для организма человека) естественно, каждый сам выбирает, как ему кататься, но вы же, например, не крутите педали на велосипеде руками)) а многие сноубордисты-самоучки вкручивают себя в поворот махами рук вместо нормальной работы в нижней части корпуса)
А где шлем?
Artem, на голове)
Горы это здорово!
Правда никогда не хотел стать инструктором - просто катаюсь в свое удовольствие
Дмитрий, тоже хороший вариант)
Ну чёт 180 за 5-6 месяцев не так уж и супер при физической работе в холоде и чаще всего далеко от дома.
Valentin, 5-6? Сезон обычно около 3 месяцев. Можно и больше) зарплата то сдельная.
Наталия, зависит, конечно от места расположения, но обычно снежить начинают в конце октября, в начале-середине ноября открывают сезон, в марте-апреле заканчивают (на урале).
Valentin, ну да, а еще высокий выброс эндорфинов и адреналина в кровь, укрепление иммунитета, повышение ОФП, а еще и свежий воздух... да короче жесть, конечно, та еще альтернатива офису.
Алексей, держите в курсе. Я сам поставил человек 10 на борд, никакого там адреналина и эндорфинов нет, обычная работа, пусть и на свежем воздухе. Подскажете ваш опыт? Не забывайте, что в сезон на улице не всегда +5.
Если автору нравится такой рабочий режим - пожалуйста, все профессии нужны и важны.
Алексей, именно) один сезон отработала параллельно с офисом, никогда так не хотелось побыстрее сбежать от нужных бумаг на склон)
Конечно 1...3 занятие для связанных поворотов это очень оптимистичный сценарий.
Владу Меньшову привет от меня)
Руслан, передадим))
Услугами не пользовалась, а стоило бы. Может тогда не пришлось немного в больничке полежать)
Катаюсь хорошо, но если уж падаю, то прям как в страшных видео, и всё время повреждаю крестец, никакая защита не помогает.
Алена, нужно воспользоваться услугами, как минимум, инструктор научит правильно падать и безопасно спускаться)
Хорошая статья. Жалко, не упоминаются заработки на курортах Красной поляны, уверен, что там получают в 2-X раза больше....
Михаил, это далеко не предел, мой максимум, пока совмещала с очной учебой) при 100-процентой загрузке будет значительно больше)
Задумывалась об инструкторстве, даже ставила на доску некоторых знакомых
Но с моими 40 кг тяжело их удерживать и управлять, видимо для детишек если только))))
Екатеринка, во мне чуть больше, но и с массивными учениками катаюсь, все хорошо)
"..сэкономив на инструкторе, вы подвергнете себя большому риску получить травму." - Здесь больше не травматизм, а неправильное изучение катанию и ошибки потом сложно исправить.
"..пуховикам не место на склоне." - Очень даже место. В -16 и ниже необходимо уже надевать не куртку, а мембранный пуховик. Особенно если вы тренер, которому нужно долго стоять и учить.
"..могу порекомендовать маску Electric Kleveland есть бонусная линза в комплекте." - Недавно ее купила, у нее нет дополнительной линзы, был бонус "скидка на новую линзу" на оф. сайте Электрика, но мне не пригодилась: нужной линзы не было в наличии, пришлось заказывать из другого магазина.
"Для фристайла предназначены доски со значением 2—4 жесткости" - Поправлю из своего опыта. Жесткость 2-4 подходит для маленького парка, джиббинга. 5-6 универсальные для небольших трамплинов. Для биг-эйров, пайпа и пр сложный фристайл нужна доска 6-7-8 жесткости, на ней удобно приземляться и контролировать большую скорость.