«Воссоздаем Платоновскую академию»: как я организую бесплатные выездные школы в регионах

Опыт читателя
1
«Воссоздаем Платоновскую академию»: как я организую бесплатные выездные школы в регионах

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Никита Смирнов

занимается образовательными проектами

Страница автора

Вот уже пять лет я занимаюсь образовательными проектами в сфере социальных наук для школьников.

Бизнес на этом не построил — участие в школах бесплатное, а выделяемого финансирования хватает обычно только на символическую зарплату преподавателям. Зато я научился организовывать мероприятия, вырос как лектор и, кажется, могу договориться с кем угодно о чем угодно.

Расскажу, как я смог воплотить идею проекта в жизнь, как он развивается сейчас и чем полезен детям и преподавателям.

С чего все начиналось

Интерес. Я увлекся обществознанием еще в восьмом классе: влюбился в идею изучения людей и законов, по которым они взаимодействуют друг с другом. Мне казалось, что интереснее этого ничего быть не может. Тогда же я решил, что хочу уехать из республики Коми и поступить в столичный вуз.

К 11 классу я стал двукратным победителем Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и задумался, как могу помочь ребятам, которые тоже хотят связать свою жизнь с социальными науками.

Желание поделиться знаниями родилось после того, как в 2018 году мне, школьнику из региона, пришлось с трудом искать качественную информацию, чтобы подготовиться к олимпиадам и поступлению. В то время как московских ребят натаскивали лучшие эксперты на специальных бесплатных курсах, я конспектировал первые попавшиеся учебники и бороздил просторы Википедии. Когда открыл для себя источники действительно интересных данных о мире социальных наук, мне захотелось разделить все это с другими людьми.

Поиски возможностей для реализации проекта. Я начал с преподавания олимпиадного обществознания: записал ролики для онлайн-школ подготовки, провел несколько занятий как репетитор и решил попробовать организовать лекторий в Сыктывкаре для ребят из моего региона. Нужно было презентовать проект Министерству образования республики — сделать это удалось через знакомых учителей и работников Минобра.

Единственным способом «продать» лекторий от одиннадцатиклассника людям из Министерства стал концепт олимпиадного интенсива для заинтересованных школьников, на котором преподаватели — недавние победители и призеры ВсОШ — смогут поделиться своим опытом. Это было какое-никакое уникальное торговое предложение: ребята, сами недавно прошедшие весь путь от школьного этапа до диплома призера, раскрывают секреты успешной подготовки. Я пообещал, что найду людей с нужным опытом и мы сами составим программу. Единственный ресурс, который был нужен, — место для проведения.

Удивительно, но мне пошли навстречу. В качестве площадки выбрали детский оздоровительный лагерь «Мечта» — легендарное место с туалетами на улице и вареным луком на обед. Преподавателей я подобрал из числа знакомых: двое жили вместе со мной в Сыктывкаре, еще одной девушке мы скинулись на автобус из Кирова.

Фрагмент презентации: рассказываем о концепции школы
Фрагмент презентации: рассказываем о концепции школы

Программу составляли сами, ориентировались на принципы подготовки к олимпиадам: брали базовые темы по политологии, социологии, истории и праву, отрабатывали типовые задания, тренировали устные выступления. Уже тогда нам стало понятно, что проводить такие пары очень скучно, и мы сделали несколько авторских лекций, например про социологию технологий и биоэтику.

Школа и выводы. Первая школа, которую мы организовали, длилась пять дней. Участие в ней приняли около 30 ребят. Конечно, первый блин немного вышел комом. Помню, как мы каждый день вставали в шесть утра на автобус до лагеря: нам не предоставили жилье. В школе оказалось много случайных участников, потому что на тот момент мы не проводили отбор. А еще несколько пар совершенно не получились из-за нашей усталости и неопытности.

Были и маленькие победы. Во-первых, нам удалось создать дружескую и уютную атмосферу, в которой дети чувствовали себя комфортно и сами тянулись к знаниям. Во-вторых, мы нашли формат, который понравился и нам, и участникам, — научно-популярные лекции, мало общего имеющие с олимпиадной подготовкой, но затрагивающие важные вопросы и оттого вызывающие неподдельный интерес к социальным наукам.

По окончании школы у меня появилось огромное желание сделать работу над ошибками, немного поменять формат проекта и начать развиваться в этом направлении. Я очень корил себя за все недочеты, плохо подготовленные презентации и неудавшиеся пары, но верил, что смогу сделать лучше.

Тогда я как раз поступил на политологию в НИУ ВШЭ и ожидал, что за год уровень моей экспертности сильно вырастет. Поэтому, как только приехал в Москву, начал планировать следующую школу и подыскивать преподавателей среди моих новых знакомых.

Развитие выездной школы как полноценного проекта

После первого олимпиадного интенсива я понял, что формат этот скучный: занятия не захватывали ни детей, ни преподавателей. Поэтому начал развивать идею научно-популярного лектория, основная цель которого — не подготовить будущих призеров и победителей олимпиад, а заинтересовать школьников социальными науками и рассказать им о траекториях поступления на социально-гуманитарные специальности.

Я быстро нашел единомышленников: несколько ребят с моей образовательной программы заинтересовались и подключились к развитию проекта.

Летняя гуманитарная школа в республике Коми. В 2019 году я снова отправился в родной регион. В этот раз договориться с министерством было проще: они уже видели мою работу и чуть больше мне доверяли.

Я повторно пригласил преподавателей из Сыктывкара и Кирова и привез в республику троих одногруппников — все они были победителями и призерами Всероса по обществознанию и приехали в Москву из регионов. Наши ценности сильно совпадали: мы вместе хотели сделать образование для ребят не из столицы более доступным.

К подготовке школы подошли более ответственно: создали группу во «Вконтакте», своими силами придумали дизайн, распечатали участникам программки и дополнительные материалы и даже провели небольшой конкурсный отбор по мотивационным письмам. Помню, нас до слез растрогала заявка одного мальчика. Он рассказал, что специально взял у друзей компьютер, чтобы податься в нашу школу и узнать что-то новое, а его мечта — стать учителем в своей сельской школе.

Нас снова отправили в «Мечту», но в этот раз выделили жилье для преподавателей. Мы спали все вместе в одной большой комнате. Казалось, что мы точь-в-точь как наши участники — просто дети, приехавшие в летний лагерь.

Сложностей было много. Ребята, которых я привез из Москвы, читали пары в первый раз и сильно волновались. Техническое оснащение тоже оставляло желать лучшего: аудитории были совсем не предназначены для проведения лекций, экраны рябили, флипчартов  не хватало. Кроме того, руководство лагеря относилось к нам не очень доброжелательно — пришлось, например, отвоевывать возможность покупать свою еду и пользоваться в комнате чайником.

Так выглядели помещения для лекций
Так выглядели помещения для лекций

Но главное, что ставка на научно-популярный формат сыграла. Мы рассказывали детям про то, чем горели сами, и им было действительно интересно. Моя коллега, например, прочитала пару по гендерным исследованиям — в ней была базовая информация про стереотипы, дискриминацию и классические исследования, но участницы остались в восторге. Это была живая, близкая им тема, и девочки еще долго не отпускали преподавателя, задавая уточняющие вопросы и делясь личными историями.

В целом школа прошла удачно: пять дней пролетели незаметно, участники отметили интересные лекции и хорошо проработанную внеучебную программу. Мы устроили несколько неформальных вечеров, где ответили на вопросы ребят про учебу, олимпиады и поступление. Окрыленные, мы решили продолжать развитие в выбранном направлении.

В конце школы ребята подарили нам рисунки с портретами преподавателей
В конце школы ребята подарили нам рисунки с портретами преподавателей

Онлайн-лектории в 2020 году. Из-за пандемии ковида об очной школе пришлось забыть. Но мы с командой решили не отставать от трендов и сделать что-нибудь на дистанте.

Коллега предложила провести лекторий для ребят из Нижегородской области — ее родного региона. За финансированием обратились к факультету социальных наук НИУ ВШЭ: он как раз проводил конкурс проектных инициатив, так что мы подали заявку. Мотивацию для Вышки дать нам денег объяснили тем, что будем пиарить московский и нижегородский кампусы университета.

Заявку одобрили, и нам выделили финансирование. В этот раз мы вплотную занялись продвижением: завели соцсети лектория, заказали дизайн постеров, которые потом развесили в нижегородских школах, запустили несколько рекламных постов во «Вконтакте». Мы очень переживали, что школьники не захотят тратить осенние каникулы на занятия в «Зуме».

Так выглядел постер с рекламой, дизайн которого мы заказали у знакомой
Так выглядел постер с рекламой, дизайн которого мы заказали у знакомой

Программу постарались максимально разнообразить: пригласили преподавателей социологии, политологии, права, философии и экономики. Тогда впервые пришлось иметь дело с не очень обязательными лекторами: нескольких людей порекомендовал нижегородский кампус Вышки, но проект их не очень интересовал, и они не уложились с подготовкой лекций в срок.

Удивительно, но школьники оказались гораздо более осознанными, чем мы предполагали. Около 50 участников ежедневно подключались к парам, и многие активно участвовали в обсуждениях. В пике на занятии находилось около 80 человек.

Собрав обратную связь, мы убедились, что формат работает, и уже зимой организовали второй проект — межрегиональную онлайн-школу при поддержке Министерства образования Коми. Кроме обычных лекций и семинаров добавили прикладные мастер-классы — например, о том, как делать презентации и выступать на публике. Недостатки онлайна старались компенсировать интерактивными элементами: тестами, групповыми обсуждениями и розыгрышем призов для самых активных участников.

В итоге получилось неплохо: в зимней школе участие приняли более 100 человек. Но нам сильно не хватало живого общения и уютной атмосферы офлайн-мероприятий, поэтому мы решили вернуться к привычному формату, как только снимут коронавирусные ограничения.

Лекторий в Нижнем Новгороде и другие проекты. Весной 2021 года мы получили разрешение на проведение очного лектория при поддержке нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. Формат отличался от выездной школы: участники приходили на полдня, слушали пары и отправлялись по домам.

Было интересно масштабировать проект на новый регион, но мы столкнулись с несколькими трудностями. Во-первых, формат лектория не позволил нам ближе познакомиться с участниками и создать комфортную среду обучения, к которой мы стремились. Во-вторых, у нас возникли разногласия с кураторами из вуза: из-за проблем с документами для бухгалтерии школу грозились отменить накануне старта, мы слегка поседели, пока пытались мирно уладить вопрос. После этого мы решили, что формат проектной группы от университета нам не подходит, и начали искать новые варианты организации и финансирования.

Параллельно наши преподаватели начали развивать личный бренд: ездили с лекциями на научную смену в «Артеке», проводили олимпиадные интенсивы, занимались методической деятельностью в крупных коммерческих проектах, работали в EdTech-индустрии.

За несколько лет мы сильно выросли в экспертности, и в 2022 году нас даже пригласили стать членами жюри регионального этапа ВсОШ по обществознанию в Коми.

Фото с пар в Нижнем Новгороде, которые мы проводили в 2021 году
А это наша поездка в «Артек». Мы читали лекции всего пару часов день, а в остальное время гуляли и ели блинчики в столовой

Как проходят занятия в выездной школе

Все наши очные школы сейчас проводтся в Коми. В Сыктывкаре открылась «Академия юных талантов» — современный образовательный центр, куда приезжают дети со всей республики. Там же мы с 2021 года проводим летние гуманитарные школы.

Масштабировать проект хочется, но нет понимания, как найти подход к региональным министерствам и где брать время и ресурсы. Сейчас на подготовку школы уходит около полугода — мы ответственно подходим к каждому этапу планирования.

Составление программы. В первую очередь мы стараемся продумать сбалансированное расписание, чтобы участники не выдохлись от слишком большой нагрузки, но и не чувствовали себя как в обычном летнем лагере. Мы много экспериментируем с сеткой: например, в этом году продлили школу до восьми дней и немного сдвинули начало учебного дня — прочитали исследования про негативное влияние ранних подъемов на здоровье и когнитивные функции подростков.

Также мы заранее продумываем внеучебные активности. Стараемся делать их разноплановыми: устраиваем квизы, гитарники и даже дискотеки.

Два года подряд мы проводили вечерние свечки, как в лагере, но затем отказались от идеи: поняли, что выросли из роли вожатых, и предложили вместо этого формат вечерних чаепитий и свободного общения.

Так обычно выглядит расписание на день
Так обычно выглядит расписание на день

Согласование и подготовка пар. Сейчас в проекте задействовано шесть преподавателей: два социолога, два политолога, психолог и экономист. Мы растем, наши интересы меняются — одни ушли в научную деятельность и преподавание, а другие работают в индустрии. В зависимости от личных предпочтений учителей стараемся составить разноплановую учебную программу: кроме академических лекций рассказываем, например, про финансовую грамотность и критическое мышление.

Выездные школы для нас превратились в площадку для экспериментов: мы следим за исследованиями в области образования, стараемся внедрять эффективные практики и придумываем новые форматы. Так, уже два года подряд некоторые лекции у нас проходят на открытом воздухе — воссоздаем Платоновскую академию.

Обратная связь о занятиях на свежем воздухе всегда крайне положительная
Обратная связь о занятиях на свежем воздухе всегда крайне положительная

Пары в основном готовятся как научно-популярные лекции. Преподаватели стараются вовлечь участников в обсуждение, заставить их критически осмысливать различные теории и концепты, отвечать на каверзные вопросы, участвовать в групповых активностях.

Кроме обычных занятий есть проекты по группам — дети под руководством преподавателя готовят небольшое исследование: изучают влияние различных факторов на цену жилья в Москве или берут интервью у участников школы, чтобы выявить их ценностные установки. Так мы стараемся показать ребятам, как на практике работают социальные науки, а кураторам из министерства — результаты нашей работы.

Отбор участников. Центр, где проходят школы, вмещает до 35 участников, поэтому мы проводим отбор с помощью мотивационных писем. Для нас главное, чтобы участник был готов работать и узнавать новое. В спорных ситуациях оцениваем достижения — участие в олимпиадах и конкурсах.

Чтобы о школе узнало как можно больше людей, стараемся активно вести соцсети — все делаем своими силами. Также отправляем информацию в школы и делаем рассылки по базам.

Проведение школы. Где-то к концу июня готовы основные компоненты: расписание, темы пар, список участников. Тогда мы добавляем последние штрихи: делаем дизайн для учебных материалов, заказываем мерч, готовим презентации.Школа проходит в конце августа. Мы неделю живем рядом с «Академией юных талантов», спим по пять-шесть часов, обедаем чем придется и очень много работаем. В день у преподавателя минимум две пары — лекция или семинар и проект по группам. Внеучебные активности тоже на нас, как и подготовка технического оборудования. В какой-то момент мы поняли, что не справляемся с такой нагрузкой, и набрали волонтеров — бывших участников наших проектов.

Материальная выгода от школы для меня не просто нулевая — я часто ухожу в минус, потому что на свои деньги закупаю мерч и печатаю материалы. Преподавателям оплачивают перелет, питание и лекции по часам, деньги чисто символические. Но никто из нас не занимается этим ради денег — все приезжают за эмоциональной отдачей и классным опытом.

Люблю пересматривать фотографии с лекториев и заряжаться энергией
Люблю пересматривать фотографии с лекториев и заряжаться энергией
Люблю пересматривать фотографии с лекториев и заряжаться энергией

Итоги и планы

Каждый год мы обучаем 35 человек в республике Коми. В абсолютных значениях это похоже на маленький и незначимый результат. Но один из девизов школы звучит так: «Мы сильны людьми, а не цифрами».

Для меня гораздо важнее истории наших ребят, от которых до сих пор тепло на душе. Например, наши волонтерки — бывшие участницы лекториев — сейчас учатся на факультете социальных наук в московском кампусе Вышки и постепенно сами начинают заниматься преподаванием.

Не скажу, что мы обеспечиваем каждому дорогу в вуз, но мы даем возможность ребятам посмотреть на мир, совершенно не похожий на то, что они у себя в школе видят каждый день, и через это, возможно, набраться смелости, сил и желания много работать и учиться.

Надеюсь, когда-нибудь мы сможем вырасти за пределы республики, но пока это кажется сложным. Невозможно переложить организационную модель с одного региона на другой. Это каждый раз новая площадка проведения, новые организаторы, новые условия финансирования. Все это сложные процессы, которые с Коми удалось наладить за шесть лет, и то не до конца.

Кроме того, куда-то мы скорее сами не хотим заходить. Например, я не вижу смысла проводить школы в Москве. В столице очень много образовательных инициатив, рынок переполнен. Нам интереснее что-то делать в регионах.

Дать конкретных советов тем, кто хотел бы запустить подобный проект, я, наверное, не могу. Все сильно зависит от ваших возможностей и целей. На рынке сейчас огромное количество коммерчески успешных школ подготовки к олимпиадам по социальным наукам, есть даже парочка популярных лекториев, которые занимаются в первую очередь просветительской деятельностью. Скорее, учиться нужно у них.

Одно могу сказать точно: общение с замотивированными школьниками дарит невероятные эмоции, которые дороже денег. Сейчас мы каждый раз на закрытии школы плачем вместе с участниками оттого, что всем пора разъезжаться. И это топливо, на котором держится весь проект.

Участвовали в школьных олимпиадах? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

РедакцияУчаствовали в выездной школе? Поделитесь впечатлениями: