Самые частые ДТП в России

131
Аватар автора

Сергей Антонов

любит статистику

Страница автора

Каждый день на дорогах страны происходит 363 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 40 человек.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой информации, в 2023 году в стране произошло 132 466 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибли 14 504 человека. Еще 166 500 получили травмы. Годом ранее в России аварий было на 4% меньше — 126 705 случаев. Тренд на повышение начался только в прошлом году: до 2022 ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижалось.

Каждая 11-я авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП за год погибли 3303 человека — это 22% всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Ингушетия. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 355 погибших. На втором месте Чечня — 253 погибших. На третьем Калмыкия — 246. В Чукотском автономном округе за год произошло 12 ДТП, в которых никто не погиб, а выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на 1000 аварий приходится 27 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, каждое третье ДТП оформляется по европротоколу. В 2022 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 1,3 млн водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит около 2 млн ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

Источник: ГИБДД
Источник: ГИБДД

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается почти четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж свыше 30 лет. Мужчины попадают в аварию почти в три с половиной раза чаще женщин.

По данным «Страхового дома ВСК», чаще всего страдают автомобили Lada — 19%, Toyota — 8%, Hyundai — 7%, Kia — 6% и Renault — 5%.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 13 случаев наезда на гужевые повозки. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Источник: ГИБДД
Источник: ГИБДД

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. На долю загородных трасс приходится всего четверть случаев, но последствия тяжелее: например, на 1000 ДТП в черте города приходится 64 погибших, а за городом — 253.

Примерно половина всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Август, пятничный вечер, Мурманск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своей Ладе. Он не первый год за рулем, но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Тойоту. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Лады разбита фара и бампер, у второй машины погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Сергей АнтоновКак вы считаете, каким образом можно снизить количество ДТП?
  • Дмитрий ПотаихинУбрать нештрафуемое превышение в 20 км/ч. Пересмотреть скоростной режим на многих участках дорог.13
  • Иван ДрагоУчитывая, что половина трупов от ДТП - на трассах, считаю ключевым фактором снижения смертности от ДТП обновление всех федеральных трасс минимум на 4-полосные (по 2 в каждую сторону) с полноценным бетонным разделителем. Самые страшные ДТП - обгон на трассе и вылет на встечку под фуру/легковушку с семьёй... М10, Москва-Питер - позорище, полтрассы - 3 полосы с "карманами" для обгона. Или тащись 80 км/ч за фурой или играй в шашечки с обгоном и потенциально смертельным исходом...17
  • Иван ДрагоAleksandr, только в теории. На практике не взлетает даже в Калифорнии, не говоря уже о наших осинах. И не взлетит ещё миниум 10 лет, как по техническим, так и по юридическим причинам.4
  • Aleksandr K.1.Отбойником, разделяющим встречные потоки, на всех трассах, где предусмотрены скорости свыше 60 км/ч. Да, в масштабах страны, где преобладают дороги с лишь одной полосой в каждую сторону, - это, утопия, но такой метод - наиболее действенен по снижению смертности. 2.Повышение культуры вождения разными способами, более сильное поощрение безаварийного вождения страховыми коэффициентами, социальная реклама возможных последствий нарушения ПДД, равенство перед законом всех водителей (включая судей, известных актёров, певичек, депутатов, детей топ-менеджеров и гос. руководства и других приблатненных лиц), независимо от цены автомобиля, зависимость суммы штрафа от доходов владельца и стоимости автомобиля и др. 3.Коренная реформа ГИБДД, ликвидация палочной системы, нацеленности некоторых сотрудников (которые бросают тень на честных сотрудников, которых, верю, что большинство) на личное обогащение, должна быть нацеленность на показатель «Безопасность»47
  • Ярослав НевскийВо-первых, нужно начать (спустя 20 лет!) проектировать и строить безопасные и качественные дороги, используя проверенный мировой опыт. Во-вторых, минимум на 10 лет в каждом городе заложить план развития инфраструктуры (дороги, перекрестки, светофоры, освещение, парковки, жилые районы и т.д.), чтобы потом не выяснялось, что дорогу негде прокладывать т.к. все участки в частных руках. В третьих, выделить это несчастные копейки (по сравнению с другими тратами бюджета) и наконец то сделать разметку на дорогах. Был в Смоленске, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Набережных Челнах – на 80% дороги нет разметки. Её отсутствие создаёт много аварийных ситуаций. В-четвертых, ограничение скорости в городах сделать 50 км/ч, нештрафуемая граница 5 км/ч (доказано уменьшение вероятности смертельного исходы в ДТП при такой скорости в несколько раз). Бон аппетит!22
  • Владимир БабарыкинСначала думать, а потом делать. Например, проектировать и строить дороги так, как нужно, а не так, чтобы бюджет распилить или чем они там руководствуются? Например, на трассе Северодвинск-Архангельск вместо отбойника посередине построили "заборы" по краям дороги, обочины по полметра (можно сказать их нет) на трассе-то, уже и так названной в народе коридором смерти. Ни освещения, ни обочин: в случае аварии деться некуда - со всех сторон забор, так и бьются. Да даже без аварий - у меня, например, на этом участке пробило правое колесо, обочины нет - съехать некуда, получается на трассе, на проезжей части менял колесо. А у нас освещения на трассах нет, и, например, дождливой осенью ни знак аварийной остановки, ни жилет, на аварийка - не помогут. Просто потому что кто-то догадался построить забор по краям трассы, а не отбойник посередине.24
  • Mikhail Protasevich1. Снизить нештрафуемый порог до 5 км/ч 2. Ограничение скорости 50 км/ч в городе 3. Перед перекрестками и пп - успокители потока, чтобы не было желания пролететь на "розовый" светофор 4. Скоринг водителей - набрал баллов за штрафы - права аннулируются на на 2-3 года с повторной пересдачей 5. Неизбежность наказания за нарушения ПДД 6. Камеры не только на скорость, но и на полосы, проезд пп 7. Штрафы за парковку - муниципалам и наделить их соответствующими полномочиями. Водитель должен бояться припарковаться на аварийке вторым рядом.38
  • Sergey VolkovСергей, ну так на 20 кмч особо и нет смертей. А вот между 60 и 79 разница огромна.6
  • Alexander SolovyovДмитрий, конечно пересмотреть - по платке Москва-Питер и так все 150 едут, можно сделать это официальным ограничением и все будет ок. Ну и т.д.1
  • Евгений Важев1. треть дтп из-за проблем с дорожным покрытием и знаками: обязать сотрудников ГИБДД контроллировать соответствие ГОСТам определенных участков дорог. 2. ужесточение за пьяную езду 3. четверть погибших - пешеходы: нерегулируемые пешеходные переходы вместо постоянной подсветки от солнечных батарей должны подсвечиваться только по запросу пешехода для инф-ия водителя, который будет понимать что сейчас двигается пешеход. пешеходные переходы должны выполняться в соответствии с европейскими нормами: в городах замедляющие островки, разметка только на границах перехода, что бы пешеходы не сливались на переходе и т.д. 4. установка на всех дорогах со встречным движением пластиковых столбцов для ограничения выезда на встречку. на дорогах с одной полосой в каждом направлении выполнение через каждые 5 км поочередно на каждой полосе дополнительной полосы для разгона.8
  • Игорь СемьинПомимо всего вышеперечисленного, необходимо развивать комфортный городской общественный транспорт и городскую среду. Мало кто захочет ехать на работу по пробкам, если разработана сеть велодорожек и отлажено движение высокочкоростных комфортабельных новеньких трамваев с удобной системой проездных. Ну и плюс платный паркинг повсюду, это будет стимулировать оставлять авто у дома18
  • Matvey Sofyin1. Скоро придут автопилоты и все само собой снизится. 2. А так, конечно, повысить контроль. У нас можно кататься пьяным за рулем и нарушать правила - и ничего, норм. Кстати, не раскрыта деталь. Какова смертность и травматичность среди пристегнутых и непристегнутых?2
  • Grigory KramskoyПропаганда культурного поведения во всех областях жизни. Чтобы быть "крутым" было не модно.6
  • Alexander BatinИван, 80 км - это тащиться? Росавтодор рекомендует ездить 70!1
  • Alex ShishkaРаботники ГИБДД должны разговаривать с водителями и объяснять им как нужно ездить, как разбираться в дорожных ситуациях. Совсем оставить карательный уклон работы дорожной полиции, не заниматься охотой на водителей, убрать треножники, оставить 20+. Принять презумпцию добросовестности водителей, инспектор должен быть наставником неопытного водителя, создать здоровые отношения между дорожной полицией и водительским сообществом. Большинство аварий - от того, что водитель не разобрался в обстановке, борьба со скоростью - это миф, это ведёт только к озлоблению4
  • Дмитрий Гавриловещё и уставший так, что просто не хватает сил контролировать свой автомобиль и довольно агрессивную дорожную среду3
  • Константин МазеинAlex, согласен со всем, кроме 20+, особенно в населённых пунктах. Чтобы не было озлобления от ограничения скорости, инспектора должны так же объяснять, что шансы у пешехода выжить в столкновении до 50 км/ч >90%, а на скорости выше 60 км/ч шансы те же >90%, но уже умереть.4
  • Константин Мазеин> это может сильно замедлить трафик в больших городах > Финляндии например на трассах зимой ограничение 100, летом 120 > на трассах Простите, пожалуйста, но выдвигая тезис против ограничения скорости в городах, аргументировать его примером ограничения на загородных трассах — это похоже на логическую ошибку =)2
  • Пе НяСаша, ликвидация ГИБДД в целом. Всё равно структура бесполезная. Передача функции полиции, возможность выписывать штрафы автомобилям, даже если в нём нет водителя (под дворником оставлять), создание автоматизированной системы движения (типа московского ЦОДД).6
  • Пе НяMikhail, в крупных городах, в центре, можно и до 30 км/ч7
  • Пе НяХалит, ну и нормально. К примеру, проезд по новой трассе из СПб в Москву стоит ~1500 рублей. И столько же я экономлю на топливе. Плюс выигрыш во времени. В итоге я не теряю ничего по деньгам и выигрываю немного во времени. Так что не вижу в этом ничего дурного.5
  • Ivan KanisevПе, думаю, что это не нормально. Плата за проезд по дорогам в стране не должна взиматься, это откат к феодальному государству. И не жирновато ли, если к нынешним затратам на бензин на одну поездку в 2650 рублей, судя по чекам, добавить еще 1500 рублей? Тогда уж, лучше самолетом.6
  • сергей филатовВ самих машинах ограничители скорости поставить. Принудительный круиз контроль. Заехал в город больше 60 машина не едет.Едешь по трассе больше 130 не едет.В Европе давно все 50 в городе ездят.И нормально5
  • Никита СветашевУбрать поблажку с нештрафуемых +19 км/ч к ограничению скорости, хотябы в населенных пунктах.11
  • Олег МашинGrigory, это бесполезно. Нужен кнут и пряник. Жестоко наказывать тех, кто выпивает за рулем и давать скидки на безнин тем, кто имеет безупречную репутацию9
  • Олег МашинDmitry, есть исследование, которое доказывает, что в городах самый быстрый трафик при скорости в 40 км в час. Если больше - между машинами будет большой зазор и замедление трафика2
  • Сергей СуздалевСаша, подерживаю: п.1 Отбойником, разделяющим встречные потоки, на всех трассах, где предусмотрены скорости свыше 60 км/ч. А там где дороги с одной полосой движения в каждую сторону стремится сделать две полосы в каждую сторону, но уже сразу с отбойником.0
  • AndreyMikhail, если снизить скорость до 10км/ч в городе, а также внедрить смертную казнь за нарушение ПДД, то кол-во ДТП еще больше снизится!3
  • Максим Незнайка 3575Никита, зачем,если превышение скорости - редкая причина дтп?1
  • Максим Незнайка 3575Alex, как ездить и разбираться в дорожных ситуациях должны объяснять в автошколе вообще то, а не сотрудники ГИБДД, что за бред2
  • Евгений ЯкушинAlexander, официально все 170 поедут, и стой там упаковывай вас потом в мешки2
  • George MorevЕвгений, нас в наших деревнях хотя бы по-русски писать и читать научили, чего не могу о тебе сказать. Не знаю, где ты там увидел, что ЦОДД штрафует кого-то, но в следующий раз советую читать внимательнее. Глядишь и поймёшь, о чём речь.4
  • Kostya GolikovДаже такие мелочи как выбор дорожного барьера играют огромную роль, вот например разбор разных дизайнов: https://youtu.be/w6CKltZfToY Дизайн машин тоже очень важен — в России чрезвычайно много машин которые ну ни как не подходят под современные стандарты безопасности — без зон сминания, капсул безопасности, или даже базовой активной безопасности вроде ABS Штрафы это конечно способ интересный, но скорее последняя мера и как обезболивающее при переломе руки — это не должно быть основной мерой. Но если все таки и делать штрафы, то пропорционально доходу (как это сделано например в Финляндии). https://www.theatlantic.com/business/archive/2015/03/finland-home-of-the-103000-speeding-ticket/387484/2
  • Владимир АникейчевAlex, а за что их любить - я до сих пор только женщин люблю... да и то не всех подряд.2
  • Матвей СофьинВладимир, вы говорите только про свой личный опыт. И я вполне допускаю, что найдется много людей, у которых есть опыт и с вычислительными ошибками, и с удачей в ДТП, когда они были не пристегнуты. Но в тоже время, надо смотреть на статистику. Справляются ли беспилотные авто лучше, чем авто с водителями? Это не значит, что у них не будет ошибок и аварий. Это значит, что ошибок у них будет меньше, чем у людей. И с этим и надо сравнивать. Ну и аналогично в совокупности надо смотреть на пристегнутых и непристегнутых, попавших в ДТП. Выбор водителя - он же только "Пристегнуться или не пристегнуться", а никак не "Попасть в ДТП или не попасть" или "Если попасть в ДТП, то вылететь из авто". Это все не выбирает водитель2
  • Даша НовиковаМаксим, это причина смертей в дтп7
  • George MorevНиколай, попытка оскорбить оппонента - показатель скудоумия.9
  • АнатолийAleksandr, Анатолий. С вышеизложенным согласен. Я бы добавил. Ввести уголовную ответственность работников ДПС и дорожной службы за организацию движения транспорта, состояния дорожного покрытия, освещения. При ДТП со смертельным исходом обязательная экспертиза состояния дорожного покрытия, когда проводился последний ремонт. Перечень ответственных лиц за проведенный ремонт дороги и также работников ДПС осуществляющих надзор за состоянием дорожного полотна, освещения, организации движения.4
  • АлександрЧерные гоняют как животые2
  • Rodrigues da SilvaВладимир, "безбожно врут" - такого быть не должно! И сейчас это явно не так. Если есть ошибки, то это не большинство. А для ошибок обжалование в суде никто не отменял.3
  • MagnusMagnussønПуть всего один : штрафы на уровне 5-10 МРОТ и лишение прав навсегда, за повторы .3
  • Run1. Лишение права на вождение на определённый срок за нарушение. 2. Производить авто со слабым ускорением. Ограничение мощности двигателя 90-100км/ч. 3. Дополнительная налоговая нагрузка нарушителя.2
  • Анастасия МорозоваMike, Думаю имеется в виду, что многим пешеходам лень спускаться и подниматься через такие переходы, поэтому бегут ланями через проезжую часть. Особенно бабушки с больными ногами любят по прямой сократить путь до небес.2
  • user1361405Andrey, я вообще считаю если есть машина, то ее надо толкать. Как повозки раньше. Блин, надо не только ограничения но и требования к умению водить авто повышать. А то как дождь , снег куча аварий. Ну что за люди. Тьфу тьфу тьфу. Я без аварий за 10 лет.0
  • Николай ФилипповСергей, так в москве и уровень смертности на дорогах, самый низкий по стране, на порядки ниже, чем в некоторых регионах. Сменно ограничение и контроль скоростного режима спасает жизни.3
  • Александр ВасюковОлег, это архиполезно. Один из самых эффективных методов заставить кого-то как-то особенно себя вести - через общественное порицание.0
  • Браганец ЛюдмилаЕсли у водителя много мелких штрафов, нужно после например десятого штрафа, лишать водительских прав. Т.к. человек нарушает систематически. Таким образом человек будет бояться нарушить, зная ограничения по количеству нарушений. Если застали в пьяном состоянии, лишать на всегда. Сейчас очень много водителей, пусть на дорогах остаются только самые примерные. Также нужно отдельно пускать большегрузы. Т.е. для них делать отдельные дороги. Также как для великов делают отдельно. Максимально все перекрестки снабдить светофорами. А если нет светофора, то д. Б. Лежачий полицейский и снижение скорости до 20.3
  • Дмитрий Евтюхинuser1361405, я вожу и то же считаю что в городе нужно снижать разрешенную скорость. 60 км (и +20 не штрафуемых) поощряют некоторых водителей резко стартовать со светофоров, устраивать хаотичные перестроения из ряда в ряда. Только вот в результате на следующем светофоре мы оказываемся стоящими рядом с другом.2
  • Иван ЧайВладимир, правильно сказано "трасса смерти". Просто пилят бюджет и шаблонно делают как в Москве так и везде. У нас на этой трассе были прекрасные кюветы с заболотой которые спасали много жизней. Помню как эти заборы только сделали, девушке не привыкшей к ним оторвало ногу когда она ехала на мотоцикле, она умерла в больнице. Считаю, что проектировщик надо выкрутить руки, а чиновников посадить.0
  • Max Kruсергей, так нельзя делать. это может еще более опасные аварии провоцировать.0