«Продала следующему подопытному»: 8 историй про покупку готового бизнеса

Опыт читателей
24
«Продала следующему подопытному»: 8 историй про покупку готового бизнеса
Аватар автора

Тимофей Разов

изучил все детали

Страница автора

Быть предпринимателем — всегда риск и вызов, даже если покупать уже работающий бизнес.

Читатели Т⁠—⁠Ж поделились своими историями о том, как они приобрели готовое дело. Одним почти ничего не пришлось переделывать, другие все меняли и начинали с нуля, а третьи были вынуждены закрыться.

Это истории из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
История № 1

О том, как взял в рассрочку готовый бизнес у друга

Аватар автора

Борис Бахтин

ищет себя в других сферах

Страница автора

В целом бизнес покупают у знакомых. Я, например, отказался от покупки у неизвестных бизнесменов и взял у друга, который ушел в другую сферу и вырос. У него был склад с остатками, и на основе этих начальных условий я выработал свою бизнес-модель. Меня устроило, и все работает. Расплатился позже, так как была рассрочка.

Терминология у многих различается. Кто-то считает бизнесом доход, в несколько раз превышающий среднюю зарплату, кто-то — получение ренты без участия в операционной деятельности, а кто-то — фактическую самозанятость с доходом на уровне средней зарплаты.

Сейчас ухожу в другую сферу, тоже вырос. Это была самозанятость. Доход средний, но и времени требовало мало. Теперь тоже продаю этот бизнес, но желающих нет.

Лейбл заголовка
История № 2

О том, как купил виноградник, но пришлось посадить новый

Аватар автора

Владимир Корпусенко

начал все заново

Страница автора

В 2016 году я приобрел виноградник площадью 5 га в поселке Сенной Темрюкского района Краснодарского края. Он состоял из 7500 кустов столового винограда «плевен», второе название — «августин». Винограду было 10—12 лет. Три сезона у меня ушло на то, чтобы окончательно убедиться в экономической нецелесообразности этого предприятия: сорт столовый, цена низкая, виноградник уставший, урожайность маленькая. В общем, на грани рентабельности.

В 2019 году открыл крестьянско-фермерское хозяйство и принял непростое решение — раскорчевать старый и заложить новый виноградник. В том же году докупил смежный участок и засадил в общей сложности 7,5 га новыми кустами винограда. Выбор сделал в пользу классических винных сортов: 40% — «саперави», 30% — «каберне-совиньон», 20% — «шардоне», 10% — «пино-нуар». Осенью 2022 года мы получили первый урожай — он превзошел все ожидания. Вообще, на четвертый год виноградник только вступает в плодоношение, в нашем же случае получилось так, что на трехлетнем винограде мы получили урожай значительно больший, чем на предыдущем взрослом винограде. Было очень круто получить такой результат!

Я потратил 6 000 000 ₽ на покупку участка и 9 500 000 ₽ за три года на закладку виноградника: посадку саженцев, установку шпалеры, угодные работы и прочее.

Бизнес сезонный. Весь год расходы 100 000—120 000 ₽ в месяц. Они складываются из затрат на механизированные, ручные обработки и закупку средств защиты растений, а также на зарплаты агроному и бухгалтеру. В сентябре и октябре идет продажа урожая — 5 000 000—6 000 000 ₽. Главная сложность была в подборе квалифицированного персонала и долгом периоде безвозвратных вложений — три года.

Лейбл заголовка
История № 3

О том, как продала убыточный бизнес, который в итоге достался управляющему

Аватар автора

Супер Мама

теперь верит только в наем

Страница автора

Вляпалась в покупку готового бизнеса лет семь назад. Купила предприятие с командой, оборудованием и клиентами. Думала, налажу — и все заработает.

Ага, конечно. Через два года продала следующему подопытному.

Недавно смотрела в выписке: в итоге предприятие отошло в собственность наемному управляющему. Надо сказать, что он, управляющий, целенаправленно шел к тому, чтобы никакой другой собственник этот бизнес развивать не хотел, а просто отдал бы ему за бесценок. Спасибо за этот опыт и осознание, что готова работать только в найме.

Лейбл заголовка
История № 4

О том, как успела заработать на сервисе по ремонту телефонов

Аватар автора

Тютинка

считала бизнес вложением

Страница автора

Мой опыт положительный. Я покупала готовый бизнес в 2007 году — это был сервис по ремонту телефонов и планшетов, а также продажи аксессуаров. Потом купили еще помещения и открыли два аналогичных сервиса. Продали все в 2017 году, перед разводом с мужем. Недавно зашла в свой первый сервис, а оба продавца работают там до сих пор.

Помню лишь примерные суммы, но скажу, что все покупалось и продавалось по рыночной цене. Само помещение маленькое — 16 м². Мы купили весь товар, что там был, и контакты поставщиков. Продавцы остались те же. Другие помещения покупали в 2008 и 2009 годах — конечно, не только за прибыль от первого сервиса, это было бы слишком круто.

Сам формат сервисов со временем стал терять актуальность. Люди больше покупают новую технику, а не ремонтируют старую, кнопочные телефоны почти ушли в историю, сети и маркетплейсы пришли на смену маленьким предпринимателям. Надо было менять формат, но случилось то, что случилось. За 10 лет чистая прибыль упала в среднем от 50 000 ₽ с каждой точки до 25 000 ₽ в месяц, а стоимость недвижимости выросла. Первая точка существует до сих пор. Вторая и третья давно изменили формат, теперь это «Пиво на розлив» и «Белорусская косметика».

Для нас это скорее был способ инвестиций в коммерческую недвижимость. Но и как бизнес это было вообще ненапряжно. Занимало не больше четырех часов в неделю. Считай, пассивный доход. После продажи я вложила свою долю в фондовый рынок.

Продают бизнес по разным причинам, которые иногда не зависят от выручки и трудозатрат. Я разводилась, и нужно было разделить деньги. Когда покупала этот бизнес, причина продажи была такая: у собственника болела мама, он уезжал из страны. Дистанционное ведение и управляющий — это в большинстве случаев утопия, если речь не о сетях. Я работала в российском медцентре, собственник которого уехал в Армению. Сотрудники там жестко воровали, и 20% выручки шло мимо кассы. Контролировать это сложно, если только сидеть и смотреть камеры 24/7.

Лейбл заголовка
История № 5

О том, как сделал бизнес прибыльным, но решил уйти в другую сферу

Аватар автора

Stani Ukh

хочет стать инвестором

Страница автора

У меня своя химчистка. Я пришел наемным менеджером в бизнес, который не хватал звезд с неба и был едва прибыльным, начал развивать его, потом договорился с владельцем об аренде бизнеса, а позже — о выкупе.

Среднемесячная операционная рентабельность в 2022 году — 800 000 ₽. В 2023 году уже чуть больше. Да, есть риски, с персоналом все непросто, но дело движется.

Скажу тем, кто считает, что прибыльные бизнесы не продают. Продают. Например, мой кейс, в котором я планирую выступить продавцом. Причина продажи: устал от этой сферы, хочу уйти в другую или просто пойти по пути инвестора, а не собственника. Может, найду управляющего бизнесом, но ответственность за свое дело все равно не даст спать спокойно. В других сферах может и не быть проще или интереснее, но если не попробую — не узнаю.

Лейбл заголовка
История № 6

О том, как нашли подходящее заведение и доработали идею

Аватар автора

Аноним

не может спокойно жить

Мы открыли кафе здорового питания в Ростове-на-Дону в 2018 году.

После первого не очень удачного бизнеса и после того, как я получил прибыль от перепродажи недвижимости, у нас с девушкой родилась идея сделать приятное место, где можно было бы выпить чашечку кофе, провести встречу, наполниться атмосферой и перекусить. Просчитали стартовые вложения и текущие расходы, ужаснулись, но начали искать место, за полгода не нашли ничего достойного.

Решили посмотреть варианты готового бизнеса — и, вуаля, нам попалось на продажу небольшое кафе без своей кухни. Поехали, посмотрели, потенциал заинтересовал, просчитали стартовые затраты предыдущего собственника, оценили требуемые вложения и решили покупать. Доработали интерьер, поменяли поставщиков еды и десертов, расширили меню, количество напитков, добавили всякие приколюхи: организовали свою мини-библиотеку, настольные игры, выставили немного картин и расставили мотивационные постеры, изменили освещение, оптимизировали расходы.

Мы продаем готовую еду из разряда здорового и вкусного питания, делаем напитки: кофе, фреши, коктейли, в том числе для спортсменов. Бизнес прозрачный, налоги платим исправно, а по-другому никак: очень много оплачивают картами, бывает, объем выручки через терминал достигал 80%.

На старте у нас ушло 650 000 ₽ — выкупили оборудование, покрыли расходы на ремонт и мебель. Еще 70 000 ₽ потратили на доработку дизайна, посуду, небольшое оборудование, книги.

Расходы постоянные: аренда, коммуналка, интернет, налоги, банковское обслуживание, траты на закупку еды, расходников. Стараемся держать хорошую рентабельность по реализуемым товарам и в целом по бизнесу.

Основная трудность — ответственно относиться к тому, что делаешь. Новичкам нужно помнить, что бизнес — это тяжелый и многогранный труд, требующий всевозможных навыков, как профессиональных, так и управленческих, предпринимательских. В общем, это для тех, кто явно не хочет или не может спокойно жить.

Лейбл заголовка
История № 7

О том, как хотел купить франшизу, а в итоге зашел в готовый бизнес

Аватар автора

Андрей Кулагин

не собирается сдаваться

Страница автора

Я владелец небольшой кофейни в ТЦ. Пошел по пути франшизы, но перед моим открытием она сдулась. В этот момент познакомился с партнером, у него был островок, который он собирался закрывать. И как-то мы вместе удачно выплыли: островок переместили на другой этаж, сделали микрокофейню — и понеслось. Далее неоднократно сталкивались с разными вариантами: кто-то просил помочь открыть кафе, что-то сами смотрели с целью купить, кому-то советовали, как продать.

Работаем более пяти лет, но последний год тяжко дается и эмоционально, и финансово. Мысли о продаже приходили неоднократно. С одной стороны, понимаю: нужно просто собраться с мыслями, выстроить новый план и действовать. С другой — иногда накрывает желание продать, забыть все это и просто ни о чем не думать пару недель.

Лейбл заголовка
История № 8

О том, как не побоялись купить убыточный бизнес и вышли в плюс

Аватар автора

Олег Елохин

успешно реорганизовал две точки

Страница автора

Во всем есть нюансы. Бизнес — это не только бизнес, это и окружение, в котором он находится, и сама ниша, и потенциал. Мы взяли убыточную точку размером около 14 м² в торговом центре, с товаром. Переплатили, думаю, 100 000—150 000 ₽. Продавцы работали как попало, товар продавался бесконтрольно, слой пыли на витринах и в углах. Неудобный режим работы, который контролирует ТЦ, — допоздна. Относительно дорогая аренда — 1500 ₽ за 1 м². По таким фактам можно сказать, что хуже быть не может. Перед продажей продавцов уволил сам хозяин, так как к ним тоже были претензии, но этим «заниматься было некогда».

Супруга уволилась с работы, первое время работала сама, помогала дочка. Мы пересмотрели ассортимент, навели порядок, полностью поменяли раскладку товара. В итоге через полгода отдали кредит, который брали на этот магазин и первые закупы, вышли в стабильный плюс, появилось немного свободных денег на счете, наняли продавца на подмену.

Тут вроде можно и выдохнуть, но подвернулось еще одно предложение: опять продают бизнес. Точка 24 м² на третьем этаже не самого популярного ТЦ, все та же история: товар как попало, грязь, мусор в подсобках. Аренда уже подешевле, но вчерную, режим работы можно устанавливать самому. Хозяин сам купил этот бизнес полгода назад и, судя по старым фоткам в «Инстаграме», кое-что поменял в лучшую сторону, но в одиночку не потянул.

Будучи уже более-менее опытными, мы попросили доступ к его ОФД. Все оказалось не так уж плохо, по нашим планам было бы хорошо, чтобы магазин работал хотя бы в ноль, а тут была прибыль. В итоге мы опять навели порядок, расширили ассортимент, сильно вложились в товар в течение полугода. Формально магазин был прибыльным, по факту все уходило на увеличение количества товаров.

Этот нишевый магазин при всей своей неказистости имел лояльную аудиторию в «Инстаграме» — 3000 реальных подписчиков, эта аудитория сильно помогала. Предыдущий владелец передал нам также поставщиков, что сильно упрощало работу, и небольшое оборудование для производства.

Далее опять новый виток: в магазине становится тесно, иногда набиваются клиенты, тяжело пройти — ищем новое помещение, но как-то все боязно. И тут внезапно на том же этаже освобождается в два раза более просторное помещение с лучшим ремонтом. На этом этаже уже были пустующие помещения, и будущий арендодатель так нам обрадовался, что дал месяц арендных каникул.

В итоге мы сделали планировку, купили новую мебель и через месяц заехали — спустя девять месяцев после покупки второго бизнеса. Попутно раздали клиентам флаеры о переезде, в день открытия и на следующий делали подарки к покупкам. В день открытия получили рекордную выручку — около 40 000 ₽. Да, для нас это круто. Переезд был как раз перед Новым годом. В итоге декабрьская выручка по двум магазинам составила 1 200 000 ₽, а планировали, что будет хотя бы 1 000 000 ₽.

Покупая первый бизнес, мы были готовы, что прогорим. Кредит брали с учетом того, что сможем его отдать, если ничего не получится. За три года нашей работы в соседних и рядом стоящих секциях закрылись или переехали несколько отделов, в соседнем уже третий арендатор.

Тимофей РазовКупили бы готовый бизнес или лучше начать с нуля?
  • АндрейСтрашновато покупать готовый бизнес. У меня вот дилемма — свой бизнес есть (тренинг-центр для АйТишников), но хочу что-то ещё параллельно запустить. Причём в дугой сфере, в которой не понимаю ничего (общепит). Здесь важно найти разбирающегося партнёра. Пока что на горизонте таковых нет. Вот и вопрос — рисковать и в омут с головой самому шишки набивать или продолжать поиски адекватного человека с горящими глазами. Подумывал даже о покупке франшизы, но пообщался с опытными в этом деле людьми, почитал договор первой попавшейся франшизы и волосы дыбом встали: «Неужели кто-то в своём уме на эту дичь может согласиться?»5
  • АндрейКстати, с удовольствием пообщался бы с кем-то, кто запускал проекты в области общепита. Есть у меня идея, которой в российские реалии вполне может вписаться, но мне сложно оценить её перспективность, не говоря уже о затратах на её запуск. Если вы разбираетесь в теме, напишите, пообщаемся.4
  • Тимофей РазовАндрей, а что было в договоре той франшизы, что вас привело в ужас?2
  • ЕвгенийВесь "бизнес", указанный как примеры в статье, ни что иное, как самозанятость, хобби, "небольшое дельце" и т.д. Совершенно верно указанно в вводной части - терминология у всех отличается, а главный посыл таких бизнесменов - "я не работаю на дядю, я работаю на себя..." Бизнес - это когда ты можешь позволить себе побыть дома неделю, а твое дело работает и приносит прибыль в тройном размере от расходов твоей семьи. Таксист на своей машине - тоже бизнесмен, у него свое дело... Продавцы всякой мелочи в электричках - еще те бизнесмены... Бабушка продает помидоры на рынке - частник, а если у этой бабушки на ближайших рынках стоят продавцы - значит она бизнесмен? Если по теме статьи - то для покупки бизнеса нужны какие-то знания в простейшей экономике и знание рынка, где этот бизнес работает. Покупать наобум -верх безрассудства. Начать с нуля - это лучше и зачастую правильней, т.к. понимание условий существования бизнеса приходит сразу, а если передумаешь, то успеешь остановиться. Успешный бизнес масштабируется и работает на благо тебя самого, ну или продается дорого, а если покупаешь точку в ТЦ, будь готов, что скоро будешь ее продавать сам...12
  • Наталия ФедотоваЯ купила готовый бизнес 2,5 года назад. Когда полностью погрузилась в него, поняла, что он помирает.. Стала думать как мне его реанимировать. В итоге, через полгода сменила бизнес-модель и сейчас чистая прибыль у меня Х3 относительно той, когда я его купила. Решила, что второй объект уже смогу сделать самостоятельно с нуля. Сделала, но набила столько шишек, что даже не представляла.. Второй тоже работает в плюс, но окупаемость оказалась выше, чем считала на начальном этапе. И еще интересное наблюдение, когда выбирала бизнес для покупки, посмотрела 7 или 8 из разных ниш. Так случилось, что в течении последних пару месяцев проезжала мимо 3-х, которые хотела приобрести 2,5 гола назад и они уже не работают. Вот и подумала, какой правильный выбор я сделала тогда, хоть он и был на грани рентабельности.7
  • АндрейТимофей, абсолютно кабальные условия. Например, в одной (фастфуд) — если я подписываю с компанией договор, то даже после окончания его действия не имею права заниматься аналогичным видом бизнеса 5 лет. И мои ближайшие родственники не имеют права таким заниматься ни во время действия договора, ни 5 лет после. Там же я обязан оплачивать рекламу в инстраграме ежемесячно около 3-5 тыс. рублей на каждые 100 тыс. населения в городе. И другие моменты, которые мне показались не ахти. В другой франшизе (мед. лаборатории) указано, что при досрочном расторжении договора я буду оплачивать недополученную прибыль компании (по её расчётам). Там выходит, что даже если ты работаешь в минус, то при закрытии через год-два оплатишь компании NN миллионов рублей.15
  • АндрейНаталия, в какой нише текущий бизнес?0
  • ДанилАндрей, я запускал неудачный проект в общепите. Всё считал, всё анализировал, подход у меня системный. Бизнес в стройке удачный. То есть как бизнесмен, я вроде норм))) Сейчас в Майами, наблюдаю как здесь устроен общепит. Сразу скажу, что по результатам анализа разных общепитов, я не верю в эту сферу, как в нечто, что может быть удачным бизнесом. Если такие вводные годятся, то рад буду пообщаться.5
  • Тимофей РазовНаталия, что поменяли в бизнес-модели, какие действия принесли результат?5
  • Наталия ФедотоваАндрей, Субаренда коммерческой недвижимости4
  • Наталия ФедотоваТимофей, бизнес, который я купила - это был спорт клуб. Я планировала его сдавать в по-часовую аренду тренерам - он собственно, так и работал изначально. Где-то полгода старалась его вытащить в плюс, но поняла, что мне это не интересно. Активную работу я себе изначально не планировала покупать)). Просто закрыла клуб и сдала помещение в аренду. К тому же в этом же помещении у меня уже к тому времени сидели другие арендаторы. Т.о. у меня сам собой родился субарендный бизнес. Второй объект я уже сделала сама.3
  • Тимофей РазовНаталия, круто, что у вас получилось вырасти таким образом!) С арендаторами проблем нет? Второй объект тоже «без активной работы» с вашей стороны? Если есть желание, можете подробнее рассказать про бизнес через анкету, я бы с удовольствием почитал, интересно) https://journal.tinkoff.ru/business-form/?internal_source=tj-route_social_anketa.business-form_readers-business_flowinput1
  • Наталия ФедотоваТимофей, активно трудиться я больше не хочу .. ) 20 лет активной работы в офисе убили все желание работать на дядю с 9 до 18 и достигать чужих целей за премию которую могут еще и оспорить.. Поэтому сейчас у меня бизнес, который занимает 2 дня моей деятельности в месяц! Анкету заполню, как отдохну от отдыха! Шучу))) Благодарю за интерес к моей деятельности!7
  • Тимофей РазовНаталия, вы еще больше заинтриговали! Спасибо за ответ)3
  • Ольга МилаяАндрей, племянник мужа купил франшизу по кадастровым работам. Ездил из Рязани в Ростов учиться. Вроде дело идет.2
  • Александр БеляковНесколько лет назад, в 2019 году, хотели с другом купить готовый бизнес - мини-отели. Но нам не нравились предложения имеющиеся на рынке. И мы получили предложение создать свой мини-отель. Так и порешали. Вложились. Арендовали помещение, сделали ремонт, нашли УК которая им управляла. В мае 2019 запустились. Всё ок. Был доход. Потом упадок, как положено пошёл осенью и зимой. А потом пришёл 2020 год со своим коронавирусом, и всё с тех пор еле концы с концами сводили. В прошлом году ещё и из-за одного события всё ещё хуже стало. И этой зимой избавились от такого бизнеса. При покупке-продаже готового бизнеса стоит, если это производство, для его безопасности стоит проверить инженерные коммуникации. Целы ли они, не подведут ли в ответственный момент. Электрику стоит особенно проверить, это недорого, но убережёт от короткого замыкания и возможного пожара. Этим занимаются электролаборатории.5
  • АндрейОльга, это прекрасно! Удачи племяннику. Надеюсь, у него всё будет отлично.3
  • Оксана ЛебедеваАндрей, я не разбираюсь (у меня клининговая компания), но как потребитель скажу - очень не хватает старых добрых столовых, где можно спокойно поесть, не переплачивая! полно кафешек, но это все не то. У одних не бывает супа, у других тесно, третьи закрываются рано... У меня эта проблема много лет уже. На готовку нет времени, приходится покупать обеды во Вкусвилле, цены там сами понимаете какие. Часто возвращаюсь домой поздно, все закрыто. Московская область, г. Лобня. Мечтаю о круглосуточной столовой с самым простым меню - суп, второе, компот, булочка ))1
  • бауржан сатпаевАндрей, ни хрена себе!!!0
  • Тимофей РазовАлександр, а можете поделиться подробностями, пожалуйста? В каком городе арендовали, сколько потратили на запуск? Причина в том, что поток клиентов иссяк? Пробовали какое-то продвижение или что-то еще, чтобы оживить бизнес?0
  • Александр БеляковТимофей, мы арендовывали в Санкт-Петербурге. В центре, но не в самой доступной локации. До метро на транспорте 10 минут. И от остановки минут 5 идти. Мини-отель из четырех номеров. На запуск потратили 1.5 млн. Потом спустя пару лет ещё обновляли интерьер. Все эти траты и невозможность повысить стоимость привели к тому что по факту доход был около нулевой. Реклама была, работала, но при повышнии цены спрос падал. Этот отель и сечас работает и сужя по фотографиям с отзывов ничего не изменилось. Если интересно отель 4Депо поищите.1
  • Тимофей РазовАлександр, спасибо за ответ! Получается, что вы продали его другим людям? Вернули вложения?0
  • Александр БеляковТимофей, продали людям на стороне. Вернее будет так. Собственник продавал своё помещение и ему удалось продать вместе с бизнесом. В общем вся эта история для нас оказалась убыточной. Вложения также не удалось вернуть при продаже.1
  • Жил Был-КотОксана, Можно спросить, легко ли открыть и управлять клининговой компанией (опыт в предпринимательстве есть, но далёк от этой сферы). Имеется ввиду управлять в одиночку. Формат типа агрегатора, работа большей частью с физиками? Благодарю0