Бесплатный массаж может обернуться потерей сотен тысяч рублей.

Мошенники обзванивают людей и приглашают их на бесплатные мероприятия, а там разогревают красивыми презентациями, призами и подарками. Когда человек приходит в себя, то обнаруживает на руках бесполезные покупки и километровые кредиты. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как эта схема выглядит на практике и чего им стоили такие «бесплатные» услуги.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

История 1
Когда постоянно отвлекали — призами, вопросами, мелкими подарками

Потери: 217 059 Р

Меня пригласили на эксклюзивный мастер-класс с массажем, презентацией новой массажной японской техники и розыгрышем призов. Презентацию организовали в одном кафе в Тюмени 11 декабря 2020 года. При входе нас очень радушно встретили приветливые молодые люди — проводили, пригласили в зал. Кроме нас было еще 24 человека.

Приятный молодой человек рассказал о пользе массажа, используя для этого массажное кресло. Он ни слова не сказал о том, что на самом деле нам представили вовсе не кресло, а массажную накидку. Продавцы перечислили его достоинства, описали типы массажа, которые можно сделать с помощью этого кресла дома. Основные сведения об изделии были очень краткими. Сказали, что массажное кресло произведено японской фирмой Hakuto Massaji и его цена 242 000 Р.

Еще они упомянули, что мы не просто присутствуем на презентации продукции, а участвуем в рекламной акции с розыгрышем призов. И что компания дарит нам скидку 72 000 Р, которая должна списаться с карты «Платинум», выдающейся покупателю. Следовательно, массажное кресло обойдется всего в 170 000 Р.

В зале было расставлено пять массажных кресел. Одновременно с презентацией нас по очереди рассаживали по креслам и включали их: пять минут мы на себе испытывали действие массажных роликов. Нам рассказали, что такая же акция проходит еще в нескольких городах и что сейчас в режиме онлайн будут разыграны призы от компании. На большом экране действительно стали появляться фамилии призеров, среди которых оказались три человека, присутствовавших на презентации. Их тут же пригласили за призами в другой зал.

Кроме кресла нам продемонстрировали ручной массажер. По словам ведущего, его цена была 24 500 Р. Показали также беспроводной пылесос за 59 000 Р — тоже якобы японского производства.

Во время мероприятия для разогрева аудитории несколько раз проводился розыгрыш призов. Я думаю, из-за этого у многих появилось желание и себе получить какой-нибудь приз.

Почти в конце мероприятия мне тоже неимоверно повезло. Я вышла к ведущему и сама с помощью жеребьевки выбрала шестерых победителей. Ведущий щедро раздавал подарки. «Счастливчикам» компания дарила комплект от фирмы Doromerino: одеяло и две подушки по цене 15 000 Р, пылесос, ручной массажер и, конечно же, массажное кресло.

В зале творилось что-то невероятное: все улыбались, аплодировали, а я и вовсе потеряла голову от такой удачи.

Столько подарков я еще никогда нигде не выигрывала, а тут на меня просто обрушилось счастье.

Меня увели в другой зал, принесли все мои подарки и тут же начали оформлять какие-то бумаги. Попросили паспорт. Я отвечала на какие-то вопросы. Менеджер постоянно отвлекал от происходящего: просил написать ему рецепт любимого блюда, спрашивал о моем хобби. В общем, сосредоточиться на происходящем не было никакой возможности.

Мне постоянно приносили незначительные подарки: шерстяной воротник, смарт-браслет, сертификат на проживание в гостинице Крыма со скидкой. В это же время меня попросили расписаться в бумагах, которые распечатал менеджер. Но все было напечатано очень мелким шрифтом, а за столом, где я подписывала документы, было очень темно, и прочитать я ничего не могла. Там, где я должна была что-то написать, менеджер подсвечивал фонариком.

Он же заполнял договор кредита. Времени на изучение документов не давал, торопил и отвлекал от их прочтения. Фактически мне навязали кредит и покупку совершенно ненужного и, как оказалось, опасного для моего здоровья товара.

Все произошло очень быстро. Мне вызвали такси, погрузили в него подарки, и я уехала. Такси мне оплатили.

Даже приехав домой, я продолжала находиться в возбужденном состоянии. Позвонила внучке, сестре, дочкам — всем рассказала о том, как мне повезло.

Первой засомневалась внучка: заставила хорошо посмотреть подписанные мной документы. Внимательно изучив их в спокойной обстановке, я выяснила, что приобрела не массажную накидку, а гидромассажную ванну стоимостью 169 000 Р. Сам же сотрудник на моем экземпляре договора не поставил своей подписи и не указал фамилию, имя и отчество.

Оказалось, что я подписала кредитный договор с кабальными для меня условиями. Я должна была выплатить банку 217 059 Р с ежемесячным платежом 6030 Р. Под воздействием представителя я указала в анкете недостоверные сведения о своем ежемесячном доходе: на самом деле я пенсионерка и получаю всего 13 000 Р в месяц. В силу жизненных обстоятельств я вынуждена снимать комнату в общежитии, за которую плачу 9000 Р. До недавнего времени я работала, но, переболев ковидом, вынуждена была уволиться. Выплачивать кредит у меня нет никакой возможности.

Позже я нашла в интернете статью о массажных накидках и увидела, что они стоят гораздо дешевле: от 2000 Р. Даже самые крутые массажные кресла можно купить за куда меньшую сумму, чем заплатила я. Точнее, на сайте компании действительно предлагают японские массажные накидки Hakuto Massaji за 240 000 Р, но мне продали массажную накидку Hana китайского производства. Кроме того, я гипертоник, имею проблемы с позвоночником, и пользоваться этим изделием мне на самом деле вообще противопоказано. Но об этом меня никто не предупредил.

Мне не дали ознакомиться с инструкцией, товар при мне не был проверен, договор купли-продажи и кредитный договор были оформлены очень быстро в полутемном помещении. Меня ввели в заблуждение относительно качества товара и условий его приобретения. Считаю, что я стала жертвой мошенничества.

История 2
Когда навязанная покупка стоила в 10 раз дороже, чем в интернете

Потери: 208 000 Р

В ноябре 2021 года у нас в городе Шумихе Курганской области проходила презентация вибромассажной накидки. Молодой приятный голос позвонил мне и пригласил принять участие в этом мероприятии. Я согласилась.

На презентации нам предложили посидеть в кресле с этой накидкой, а потом спросили, понравилось ли нам. Все согласились, что это было приятно. Представитель компании предложил нам приобрести эту накидку за 241 429 Р, но никто из присутствовавших не мог себе этого позволить.

Тогда нам предложили поучаствовать в розыгрыше призов. Чтобы определить победителей, один из гостей должен был выйти на сцену и вытянуть пять номеров. Среди счастливчиков оказалась и я. Мне предложили купить эту накидку со скидкой — за 169 000 Р.

Молодой человек быстренько оформил кредит, я его подписала. Мне все доставили домой.

Потом я зашла в интернет и увидела, что такая накидка стоит всего 16 000 Р, а мне теперь с учетом кредита придется заплатить за нее 208 000 Р. Вот так меня наказали за веру в порядочность людей.

Я обратилась в полицию и общество защиты прав потребителей, но мне сказали, что помочь ничем не могут: все документы я подписала добровольно. Мошенники связывались со мной по телефону и говорили, что согласны уменьшить сумму за накидку на 40 000 Р. Но это было только обещание — обман, чтобы я на какое-то время от них отстала. Видимо, никто не сможет помочь мне в этой ситуации.

История 3
Когда знала уловки мошенников, но это не помогло

Потери: 191 000 Р

Моя история тривиальна. Я пенсионерка. В августе 2020 года я пошла на презентацию и через два часа получила массажную накидку «Кейдо» и подарки. Но все это копеечное по сравнению с суммой моего кредита с процентами — 191 000 Р.

По ряду причин я считаю, что компания, которая продала мне накидку, и банк в сговоре. И до сих пор не понимаю, как это могло со мной случиться. Думала раньше, что не попаду на уловки мошенников, ведь я читала и слышала о них.

История 4
Когда понимание произошедшего пришло только через два часа

Потери: 160 000 Р

Мне позвонили и пригласили на реальный массаж с реальным подарком — видеорегистратором. Пошел на презентацию с мамой. Нас встретила музыка и приветливые ведущие, как они себя называли.

Сначала было медицинское вступление: ведущий рассказал, что сейчас все болеют, привел в пример своих родственников, отца. Представители компании все время требовали бурных аплодисментов. Они перебивали друг друга — у кого новости лучше. Невзначай сказали, что пришли итоги конкурса. Затем предложили первому ряду сесть на массажные кресла, спрашивали, нравится ли. Люди, которые не собирались ничего покупать, с большой неуверенностью соглашались с эффектом.

И тут началось самое интересное. Через людей, которым реально нравился массаж, ведущие начали «закачивать» настроение: «Ну кайф ведь, скажи!» Остальным становилось интересно, и они тоже хотели попробовать.

Потом начались другие презентации: пылесоса, мини-массажера, одеял. Параллельно на экране шли фамилии. Ведущие утверждали, что на тот момент в Татарстане проходила не одна презентация, якобы это был общий конкурс из 400 участников. Из них выбрали только 20 — и это были люди из зала, которым реально понравилось сидеть в массажном кресле. Они вроде как выигрывали подарки, и их уводили к столам с компьютерами. Потом эти люди возвращались, но пока их не было, на покупку раскручивали других гостей — снова тех, кому все понравилось или кто просто проявлял интерес.

Было много нестыковок в том, как продавцы излагали информацию. Но если кто-то хоть немного их поправлял, они сразу же уходили от темы.

И вот очередь дошла до нас. Мы сели за стол, и представитель компании сказал нам, что можно взять эту накидку, но уже со скидкой. Мы вежливо отказались и сели на место.

После небольшой болтовни снова начался конкурс, уже с серьезными подарками от спонсоров: пылесосами, постельными принадлежностями и массажерами. Победителями снова оказались заинтересованные гости — и мы с мамой в том числе.

Нас усадили за отдельный стол с продавцом — он сказал, что, помимо прочего, мы выиграли скидку на это чудо-кресло. Он одновременно доставал какие-то бумаги, включал компьютер и расспрашивал меня про работу и жизнь. Проявлял чрезмерное добродушие, но это показалось странным уже потом.

Все было сделано очень грамотно и слаженно. В итоге вперемешку с какой-то неформальной писаниной вроде отзыва мама при мне оформила кредит. Затем нам быстро отдали товар из Газели, которая уже была припаркована у входа в отель, и попрощались.

Понимание того, что произошло, и идея посмотреть марку кресла и цену, появились у меня только часа через два. До этого я чувствовал себя как будто счастливым — мол, везу полную машину ништяков. А теперь понимаю, что посадил свою семью на 160 000 мм глубже ватерлинии.

В тот же вечер я прочитал статью в интернете — с такими же фотографиями товаров и заголовком про гипноз. Тогда я понял, что это было.

История 5
Когда поверила в пользу массажа

Потери: ~185 000 Р

В декабре 2019 года меня пригласили по телефону на мероприятие о здоровье, в частности о болезнях позвоночника. В то время он у меня очень болел, и я согласилась прийти.

Шла туда с мыслью о бесплатном сыре в мышеловке. Но… расслабилась: красивые лица, убедительные слова, приятный массаж. В итоге провели розыгрыш, и я «выиграла» стандартный набор подарков: пылесос, одеяло с подушками, ручной массажер и скидку на вибрационное кресло. Еще я получила кабальный кредит на три года с ежемесячной выплатой 5138 Р.

История 6
Когда шутка обернулась потерей денег

Потери: 758 530 тенге (136 535 Р)

Мне позвонили и пригласили на презентацию массажного препарата. На мероприятии что-то говорили в микрофон, но было плохо слышно и непонятно. Потом девушка выступила с рекламой постельного белья — одеяла и двух подушек. Назвала цену, но оказалось дорого.

Во время презентации мне предложили попробовать вибромассажную накидку, после чего спросили, понравилось ли мне. Да, эффект нормальный, потому что у меня проблемы со спиной. Я ответил, что здорово, и пошутил: «Забрал бы с собой».

Затем организаторы презентации провели розыгрыш. На экране появилась моя фамилия, мне протянули шесть-семь конвертов, и я оказался победителем. Меня все поздравили, и девушка провела меня за стол, где уже ждал мой выигрыш: набор постельного белья — две подушки и одеяло, пылесос, ручной массажер, суперприз — массажная накидка со скидкой 24%.

Девушка что-то постоянно говорила, я кивал. Она взяла у меня удостоверение и попросила, чтобы я набрал в поисковике название одного банка. Я сказал, что у меня нет интернета. Она отошла, взяв мой телефон и удостоверение — пояснила, что сейчас этот вопрос решат.

Когда девушка вернулась, у нее уже были на руках все бумаги. Она начала что-то быстро и невнятно объяснять, а затем попросила подписать документы. Потом подошел парень, поставил печати и поздравил меня с выигрышем. Мне вызвали такси и доставили до места. Вот так я лоханулся на сумму 758 530 тенге (136 535 Р).

История 7
Когда мошенники воспользовались инвалидностью матери

Потери: ~165 000 Р

Весной 2021 года я был на презентации массажного оборудования в одном из отелей Архангельска. На мероприятие меня пригласили по мобильному телефону — к сожалению, я не сохранил номер, с которого звонили.

На презентации нас было человек 60. Молодые люди рассказывали о целебных и уникальных качествах массажной накидки и постельных принадлежностей из шерсти. Показали видеоролик о том, как работает ионизатор воздуха, и поочередно усаживали в нас массажное кресло.

Затем пришла девушка и сказала, что в нашем регионе проходит акция, в которой участвует около 600 человек, — и можно выиграть все эти замечательные вещи, которые нам продемонстрировали. После этого на экране стали появляться фамилии выигравших, среди прочих оказалась и моя.

Ко мне подошла еще одна девушка, назвалась Анастасией, провела меня к ведущему и попросила выбрать конверт. Затем проводила в конец зала к столу, вскрыла этот конверт, и оказалось, что я выиграл «джекпот» — все четыре «уникальных» приза: массажную накидку со скидкой 30%, постельный набор из двух подушек и одеяла из шерсти, ручной массажер и ионизатор.

И все это бесплатно — кроме накидки.

За нее мне надо было заплатить 129 000 Р, хотя ее реальная цена, со слов девушки и ведущего, около 250 000 Р.

Для покупки мне предложили взять кредит. Я не хотел этого делать, но тогда девушка стала расспрашивать меня о моей семье. Когда она узнала, что моя 80-летняя мама — человек с инвалидностью второй группы, перенесла три инсульта и не выходит из дома уже около 10 лет, а я все это время работаю в офисе за компьютером, то сказала, что нам просто необходимо приобрести эту накидку. Тем более что Анастасия сделала мне выгодный процент выплат по кредиту — всего 4589 Р в месяц на три года. Короче, она всеми правдами и неправдами уговорила меня оформить кредит. Затем мне вызвали такси и за счет организаторов доставили домой.

Я не стал рассказывать маме, что это за вещи. В тот же вечер мне пришло сообщение от банка, что от моего имени заключен кредитный договор и в случае, если я не обращался за кредитом, надо отправить «Нет» на указанный в сообщении номер или позвонить. Но я поздно прочитал сообщение, и банк уже не работал.

Потом я зашел в интернет, чтобы узнать реальную цену массажных накидок, и обалдел: они стоят от 3000 до 20 000 Р. Так я понял, что меня просто-напросто обманули.

История 8
Когда закружилась голова — сначала от счастья, потом от кредита

Потери: 220 000 Р

Я прямо в кафе на презентации вибромассажных накидок заключила кредитный договор на 220 000 Р. Консультант всячески меня отвлекал, и я подписала его не глядя. Очнулась дома с кучей барахла и большим кредитом. Я стою на учете в службе занятости, чем мне платить?

На презентацию меня позвал сын. Он просто хотел видеорегистратор, а мне предложил бесплатный массаж. Но на мероприятии мы выиграли призы, и у меня закружилась голова от счастья. Сын всячески отговаривал меня от кредита, но, видя, какая я счастливая, пошел навстречу.

Дома в тот же вечер мы зашли в интернет. Увидели ролики о мошенниках, действующих по такому же сценарию, и узнали настоящую цену накидок. Буду обращаться в суд.

История 9
Когда подвело плохое зрение

Потери: 149 000 Р

Меня пригласили на бесплатную презентацию средств для массажа. Она проходила 22 июля 2020 года в столовой в Новгородской области.

На презентации представители компании долго рассказывали нам о чудодейственных свойствах массажной накидки и убеждали ее купить. Уговаривали меня около часа, и в итоге я подписала договор купли-продажи. На его основании мне и отдали вибромассажную накидку «Кейдо-плюс» за 149 000 Р. У меня не было нужной суммы, и по указанию сотрудников компании я взяла целевой потребительский кредит.

У меня не получилось изучить документы перед подписанием из-за очень мелкого шрифта и проблем со зрением. Мне просто указали, в каких местах подписать. При этом продавец не сообщил мне о противопоказаниях и не ознакомил с инструкцией по эксплуатации. Он ограничился лишь демонстрацией товара и рассказом о его полезных свойствах.

Когда я открыла массажную накидку дома, то не обнаружила в упаковке документов, указанных в акте приема-передачи: сертификата соответствия и инструкции по использованию на русском языке. Я подала в суд, но он отказал мне в удовлетворении иска. Теперь я подала апелляцию.

История 10
Когда дал себя развести, но спас деньги

Потери:Р

Мы попали на презентацию массажных накидок и одеял. Самое интересное, что в первой ее половине мы осознавали, что нас будут разводить. Но в итоге, как бандерлоги в известном мультфильме, с каждым шагом приближались к конечному результату. А результат — подписанные документы с компанией и кредит в банке на 160 000 Р.

Массажные накидки мы получили сразу. Продавцы даже помогли донести их до машины, и мы, довольные, уехали.

«А поутру они проснулись». Бессонная ночь, валидол, тишина в доме.

Утром прочитал аналогичные истории в Тинькофф Журнале, немного успокоился, понял, что еще не все потеряно. Пришла невестка — она финансово грамотная и сказала, что документы могли еще не уйти. Мы поехали в филиал банка и написали заявление на отказ от кредита в связи с обманом. На следующий день пришло уведомление, что заявление удовлетворено. Еще через день приехал представитель компании и забрал весь товар по описи. На этом наши приключения благополучно завершились. Но урок мы получили хороший.

Как защититься от схемы с бесплатными услугами

Когда вам предлагают бесплатные услуги, это почти наверняка попытка навязать кредит. Чаще всего развод связан с медициной или правом — мошенники рассчитывают на то, что в этом мало кто разбирается. Человека пугают многочисленными болезнями или завлекают обещанием крупной выплаты, и он готов купить что угодно: технику, косметику, процедуры, консультации. Конечно, никаких болезней и выплат нет, и все эти покупки в лучшем случае бесполезны.

К сожалению, обычно доказать вину мошенников практически невозможно, поэтому схему практикуют даже известные компании. К счастью, от манипуляций можно защититься.

Игнорируйте «бесплатные услуги»: презентации приборов, медицинские обследования, консультации юристов и все аналогичные предложения. Просто прекращайте разговор или закрывайте чат. Мошенники — прекрасные психологи, и вы можете даже не сообразить, как вас переиграли.

Убедитесь, что паспорт остался дома. Если на презентацию зовут близкого человека и у вас не получается его отговорить, убедитесь, что он не возьмет с собой паспорт. Это защитит его от кредита.

Не опускайте руки. Если покупку все-таки навязали — пишите заявление в банк на отказ от кредита или претензию продавцу с требованием расторгнуть договор купли-продажи.

Научитесь обороняться от манипуляций. В этом вам поможет урок «Заевшая пластинка» нашего курса по защите от мошенников.

Сталкивались с разводами, которые начинались с бесплатных услуг? Поделитесь своей историей и станьте героем нашего следующего материала