«Взрослые читают истории в картинках, и это нормально»: сколько зарабатывает сценарист комиксов
В 40 с небольшим Анастасия сильно увлеклась корейскими цифровыми комиксами — вебтунами.
Вскоре она сама начала придумывать истории в картинках в соавторстве с художниками. Она рассказала о том, кто заказывает у нее сценарии, как журналистский опыт помогает ей в работе и почему комиксы — это не только для детей.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Сценарист комиксов
Город: Тула
Возраст: 43 года
Опыт работы: 1 год
Доход: до 50 000 ₽
Выбор профессии
Моя основная работа — редактор копирайтинга. Текстами занимаюсь более 16 лет: была журналистом, несколько лет назад доросла до редактора. Пробовала себя в очень разных форматах: писала статьи, закадровые тексты к новостям и телепрограммам, аналитику, интервью, репортажи, расследования, была режиссером и продюсером телепередач. В какой-то момент наелась журналистики до тошноты, захотелось делать что-то для себя.
Несколько лет назад я увлекалась фотокосплеем, и тогда мы с фотографом делали фотофанфики, фотокомиксы по аниме «Наруто» или «Стальной алхимик». Это была первая моя попытка рассказать историю в формате картинка + текст в бабле .
Косплей стал логичным продолжением другого моего увлечения: в девяностые, в моем детстве и юности, на меня большое впечатление произвела западная и японская анимация. Я познакомилась с ними благодаря первым кабельным каналам. С тех пор моя любовь к мультипликации только крепнет.
В 2020 году, когда был ковид, я подсела на корейские вебтуны. Вебтуны — это цифровые комиксы,созданные для чтения со смартфона. Название происходит от двух английских слов: web (сеть) и toon (картинка, мультяшка). В вебтунах более разреженная верстка, чем в привычных печатных комиксах или манге: одномоментно на экране при чтении находится один-два кадра, реже — три. Листаются истории скроллом снизу вверх. Еще в них могут быть добавлены спецэффекты: музыка, звуки, например выстрел, шум дождя. Или гиф-анимация.
Толчок к мировой экспансии вебтунов дала как раз эпидемия ковида — они стали идеальным на тот момент развлечением: читаешь не выходя из дома.
Я про вебтуны узнала благодаря российским пиратам, которые переводят наиболее популярные истории и размещают их на русскоязычных сайтах. Первыми прочла «Поднятие уровня в одиночку» и «Башню Бога». А на оригинального издателя вышла благодаря «Преданиям Олимпа»: история настолько взволновала меня, что я стала искать непереведенные главы. И очень быстро нашла различные платформы, где можно читать вебтуны: Naver Webtoon, Tapas, Lezhin. Там комиксы доступны на английском.
Я была так очарована вебтунами, что стала вести блог — сначала на «Дзене», потом во «Вконтакте», позже добавились ресурс Dtf.ru и «Телеграм». Сейчас у меня едва наберется 500 подписчиков, даже если сложить их со всех ресурсов. Но меня стали замечать, советоваться со мной, приглашать в разные чаты.
Комикс, продукт на стыке двух важнейших для меня искусств — живописи и литературы, — оказался именно тем, что пробудило мое желание рассказывать истории. При этом мне никогда не хотелось стать сценаристом фильмов. Я не очень люблю кино и не смотрю сериалы. Я не видела «Титаник», «Шерлока», «Игру престолов». А «Бойцовский клуб» впервые посмотрела пару месяцев назад и только потому, что персонажей из моего сценария сравнили с главными героями этого фильма.
Комиксы захватили меня сочетанием картинка + текст. И хотя ведутся споры о том, что в комиксе все-таки главное, я считаю, что оба компонента мегаважны.
Как только я заинтересовалась историями в картинках, мне захотелось делать их для взрослых — таких же, как я.
Моя воображаемая целевая аудитория — люди лет 35—40.
Представление, что комиксы читают дети и подростки, довольно распространено. Но в странах, где комикс-индустрия возникла раньше и стала масштабнее, чем в России (это США, Япония, Индонезия, Индия, Китай, Южная Корея, Великобритания, Франция), для взрослых людей читать истории в картинках — нормально. Со временем и в России взрослая тетя с книжкой «Нечто убивает детей» в общественном транспорте не будет так удивлять пассажиров, как сейчас.
В России комикс-индустрия пока узкая, маленькая, локальная. Но мы выбираем себе хобби не исходя из размера армии его поклонников, не так ли? Мы выбираем то, что заставляет волноваться, желать, двигаться, чувствовать себя счастливым, особенным. Поэтому я стала делать комиксы.
Первый сценарий на три странички написала для ежегодного конкурса историй о Ямале «Ямальский комикс». В нем мы участвовали вместе с художником Владом Смирновым (Влад Troopak) из Нижнего Новгорода. Долго думали, какую историю рассказать, смотрели мифы, предания. А потом мне попалась местная новость: парень поехал к друзьям на снегоходе и попал в буран. Связи нет, бензин кончился, −40 °C…
Его нашли через три дня, и он совершенно не пострадал, даже переохлаждения не было. Спасла его традиционная одежда оленеводов — малица. Местный поэт называет ее «маленьким домом, в окно которого видно маму». Эта история и легла в основу комикса. Я сохранила его раскадровку на память — как первую свою историю, которая была нарисована и опубликована.
Мы не стали победителями, но вошли в шорт-лист, для нас это уже было достижением. Позже мы с Владом получили сборники, куда попала наша история, и поощрительные сувениры.
Выводы, которые я сделала по результатам конкурса:
- Наша работа ничуть не хуже комиксов-победителей. Надо двигаться дальше, и успех придет обязательно.
- Коммуникация с художником — это то, чему следует учиться. Соавторство — труд. Чаще вдохновляющий и радостный. Иногда — сложный, нудный, изматывающий. Но без него не будет результата.
Где-то в феврале 2022 года я начала работать с Костей Дубковым — художником-комиксистом, преподавателем из Екатеринбурга, а теперь и моим главным и любимым соавтором. Мы познакомились с ним как раз благодаря моему блогу.
У него были герои — поросенок и девочка, и мы начали делать вебтун об их летних приключениях. Называется история «Поросенок есть в каждом». Формат вебтуна выбрали из-за шанса на монетизацию: в приложениях для комиксов есть такая возможность, надо набрать определенное число подписок и дочиток. Мы выкладывали наши комиксы, переведенные на английский, на сервисе Webtoon от Naver, а также на Tapas (Kakao Entertainment).
Но на монету не вышли ни с «Поросенком», ни с комиксом «Архив», который запустили вторым и собрали из старых работ Кости, объединив их в новую историю о чемодане с рисунками, потерянном на космической станции. Нам не удалось набрать нужное число подписчиков и просмотров.
Зато приключения поросенка Бори и девочки Алисы понравились аудитории «Вконтакте». И даже вошли в шорт-лист российского фестиваля комиксов «КомМиссия» и заинтересовали издателей, специализирующихся на детских книгах.
Мы с Костей также поучаствовали в конкурсе вебтунов от корейского консульства: надо было нарисовать историю, рассказывающую о туристических объектах России и Южной Кореи. На этом конкурсе мы взяли приз зрительских симпатий и получили планшет «Самсунг».
Потом я приняла участие в конкурсе, посвященном проблемам аутизма, с замечательной художницей Наташей Соло. Она специализируется на акварельных рисунках. Этот сценарий стал самым быстрым в моей карьере. Я набрала фактуры — данных о создателе франшизы «Покемон» и особенностях его болезни — и за час написала сценарий. Еще за полчаса я созвонилась с центром помощи людям с аутизмом и проверила термины, в которых не была уверена.
В результате с «Доктором Жуком» мы взяли первое место.
Развиваться мне помогает именно участие в конкурсах: на них можно получить обратную связь. Еще есть платные курсы. Но я никогда их не пробовала: думаю, они нужны тем, кто только задумывается о первом сценарии.
На моем пути в комикс-индустрию самым полезным открытием стала группа сценариста Владимира Максимушкина во «Вконтакте». Там много статей, которые отвечают на FAQ всех новичков. Плюс дружественное комьюнити. Там же в чате периодически всплывают вакансии, которые передаются сарафанным радио. И проводится ежегодный конкурс сценариев для комиксов «СценКом».
Еще я купила «Азбуку комиксиста» Дмитрия Лященко, но ее не советую. Книга оказалась бесполезной, даже вредной: странная нарезка мнений десятков комиксистов, неудобоваримая, противоречивая, неприменимая на практике.
Первый запрос на коммерческий комикс я получила, наверное, летом 2022 года. Ко мне обратились из «Одноклассников», им нужны были сценарии по проблемам отношений отцов и детей. Кажется, там было три или четыре комикса, обещали заплатить 60 000 ₽. Но потом куда-то пропали.
Осенью 2022 года был запрос на комикс про кофе от производителя кофейных капсул. Этого клиента привел мой соавтор Костя, и я очень загорелась, так как буквально живу на кофе. И тоже не срослось: я написала синопсисы для двух историй и первые сцены, но клиент слился.
Еще был запрос от издательства — хотели что-то научно-популярное для подростков. Задание было сделать синопсис истории, где из мира что-то пропадает. Например, мизинцы у людей. Или нота «си». И описать, как и что будет происходить дальше. Заплатить за мою работу тоже должны были примерно 60 000 ₽. Я сделала тест, но снова проект завернули, и он так и не был реализован.
Я спокойно отношусь к тому, что на стадии синопсиса и первой главы клиент может исчезнуть.
Обезопасить себя на «нулевом» цикле производства никак, наверное, нельзя. Все компании, с которыми я работала, заключали договоры очень долго — от месяца. При этом сроки сдачи комикса всегда горящие, «еще вчера». И тут ты либо рискуешь и доверяешься клиенту, либо сидишь ни с чем. Я не жалею о потраченном времени: это всегда опыт и заготовка для будущей истории, которая обязательно мне пригодится.
Весной 2023 года Костя привел очередного клиента — учреждение дополнительного образования, которое использует в обучении мобильные игры; нам нужно было сделать тизер для одной из них. Клиент вышел на Костю, а тот сказал, что без своего сценариста работать не будет.
В итоге нас обоих взяли в проект. Костя берет за работу от 5000 ₽ за страничку. Я решила, что запрошу примерно треть от стоимости услуг художника. Комикс был на девять страниц, я получила 12 000 ₽ плюс бонус — около 800 ₽ на уплату налога самозанятой. Клиенту все понравилось, позже он вернулся с новыми заказами.
Строить карьеру сценариста оказалось вообще не сложно. Честно говоря, я и не отношусь к творчеству как к «построению карьеры» — это просто хобби, удовольствие, которое вдруг стало приносить деньги. Никаких психологических барьеров: я наконец-то поняла, что я взрослая женщина и имею право придумывать истории в картинках только потому, что мне это нравится.
Знакомые относятся к моему увлечению по-разному. Труднее всего понять старшему поколению. «Делать нечего», «занимаешься ерундой», «комиксы — для дураков, которые не умеют читать» — в лицо такое не все скажут, но в комментариях блогов пишут. Так что я не всем и не всегда рассказываю о своем увлечении. Зато мои друзья и близкие всегда горячо поддерживают меня, и я им очень благодарна.
Отдельно стоит сказать про коллег. Я работаю в консалтинговой группе, которая предоставляет широкий спектр услуг, в том числе рекламные. Мне очень повезло с коллективом: у нас к идеям каждого сотрудника относятся внимательно. И когда я пришла к боссу с предложением делать комиксы, он согласился. Результатом стало новое направление деятельности в компании. Мы продумали алгоритм, рассчитали трудозатраты, подобрали пул художников, подготовили коммерческое предложение.
Теперь у меня за плечами обучающий вебинар для клиентов «Комикс в B2B-маркетинге» и два коммерческих комикса. И все это — во многом результат поддержки и участия моих коллег.
Суть профессии
Обычно работа строится так: приходит клиент. Говорит, что что-то хочет. Спрашивает о расценках. Предлагаю ему, предварительно посоветовавшись с художником, варианты решения задачи, называю цену.
Как правило, коммерческий комикс — это имиджевая вещь или реклама товара. Иногда история заканчивается QR-кодом и призывом к действию, иногда интегрируется в лонгрид на сайте, бывает по-разному.
Мне, например, очень нравится маркетинговая история The Spirit of Bacardi о создателе бренда «Бакарди». Исполнителями были крутейшие авторы: Уоррен Эллис — автор сценария культовых графических новелл Red, «Трансметрополитен», «Джон Константин: Посланник ада» — и один из известнейших художников Marvel Майкл Оллред. О создании комикса снят чудесный ролик. Вот это я понимаю — маркетинг!
У нас пока еще все скромно, и никто не будет переплачивать автору за имя. Наоборот, многие коммерческие комиксы в России издаются без указания создателей, хотя по стилю их все равно часто узнают.
Клиентов, которые хотят комиксы и с которыми я работала, можно поделить на две группы:
- Те, кому нужно прорекламировать продукт — лампочки, приложение, мобильную игру, кофе. Иногда нативно. Иногда напрямую: «Покупайте наши лампочки!!!»
- Издательства или онлайн-платформы, которым нужен контент на последующую продажу. Это может быть как бумажное издание, так и публикации онлайн.
Заказы ко мне поступают через сарафанное радио — если, конечно, не брать в расчет комиксы, которые я рисую на своей основной работе, там задание дает менеджер. А так люди пишут мне во «Вконтакте», «Телеграме», на почту, потому что где-то увидели мою статью или знакомые порекомендовали.
Никакого ТЗ, как правило, нет.
Задача может быть сформулирована как угодно, тут все непредсказуемо. В лучшем случае ты можешь заранее узнать, какое количество страниц потребуется и где планируется использовать комикс.
Пару раз приносили довольно длинное описание готовой истории, которую надо было перевести в комикс-формат. Почему-то такой вариант работы мне нравится меньше всего, всегда в итоге отказываюсь.
Над коммерческими заказами я работаю в связке с художником. Возможны варианты, когда его ищет клиент, но у меня сложилось иначе. Обычно я сотрудничаю с Костей Дубковым и Олей Зайцевой: они ответственные, мы похожи по темпераменту и отношению к работе, стоически выносим правки и вовремя сдаем документы. Зоны ответственности хотя и делятся по принципу «сценарист — текст, художник — рисунок», но мы помогаем друг другу.
Получив заказ, я придумываю историю и записываю ее в определенном формате, описывая каждый кадр. Правда, первый сценарий (и десяток последующих) я писала как попало. Главное, чтобы художник понял основную идею. Сейчас стараюсь оформлять все более-менее по образцу: пишу вначале номер страницы, потом описываю каждый кадр, их на странице от одного до шести. Чаще всего работаю в «Гугл-доках». Знаю, что есть специальные приложения для сценаристов, но я их не освоила.
Иногда к описаниям добавляется раскадровка — почеркушки, что где расположено, обозначение ракурса. Бывает, художник просит референсы — образцы интерьера, костюма, выражения лица. Тогда я ищу картинки с нужными пейзажами, типажами людей, ракурсами. Один раз долго искала изображение женщины, которая закатывает глаза.
Больше всего я люблю придумывать диалоги. Мне хочется, чтобы они были живыми, реальными, чтобы у читателя не было мысли «да ла-а-адно, люди так не говорят». Диалоги я проговариваю в голове и редко правлю в процессе. Но если правка есть, то по принципу «отрезать лишнее». Стараюсь оставить минимум слов — это нужно, чтобы текст не загромождал кадр и оставалось место для изображения. В этом помогают и опыт работы редактором, и упражнение, которое мы делали в институте на занятиях по переводу: надо было сократить текст новости до минимального количества букв. Кстати, в нашей группе у меня всегда был лучший результат.
Меньше всего люблю описывать кадр. Когда работаю с Костей, ему не нужно ничего говорить: по одному диалогу и минимальным обозначениям действия он все нарисует сам. Это невероятно, но то, что я представляю в голове, потом вижу на его рисунке: все эмоции, все ракурсы именно такие, какими я их вообразила.
С другими художниками приходится все расписывать по деталям. Это довольно муторная и долгая часть работы, поэтому я ее не люблю. Люблю, чтобы «всебыстро».
Еще я ненавижу правки, хотя без них не обходится никогда. Они поступают от заказчика на этапе согласования сценария и могут вноситься в два-три приема. Не меньше! Чаще всего получаю их в виде комментариев в гугл-доке. Иногда письмом. Иногда в «Телеграме» — мол, оставили правки в документе, ждем исправленную версию. Если все сложно, выходим на созвон и обсуждаем детали, которые в переписке были непонятны.
В редких чудесных случаях правок минимум, типа «все ок, только добавьте лого». Но чаще всего они превращаются в пытку. Заменить слово. Придумать персонажу другое имя, потому что в национальном регионе, где комикс будет распространяться, придуманный тобой вариант обозначает что-то неприличное. И даже: «Ой, мы передумали делать комикс про лампочки, давайте про розетки!»
Самая досадная правка была такой: из моей истории об ИТ-соревнованиях убрали героя, девушку с ДЦП, потому что организаторы не продумали участие таких людей.
ТЗ к этому проекту было крайне общее. Что-то вроде: мальчик хочет учиться, решает принять участие в олимпиаде и находит друзей. Всех героев, их внешний вид, особенности, хобби, манеру говорить, место проживания я придумывала сама. И решила, что в технической олимпиаде может вполне участвовать девочка с особенными потребностями. Оказалось — не может.
Это был тот случай, когда точек опоры минимум. А значит, высока вероятность, что на выходе клиент останется недоволен.
Иногда я горжусь тем, что десятилетия работы журналистом приучили меня к потерям во время правок и воспитали чудовищную терпелку. Впихнуть невпихуемое. Отрезать и выбросить кусок, который я считаю лучшим, который написала сердцем и пустила в процессе написания слезу. Порушить логику и создать заново. Переделать, переделать, еще раз переделать с нуля. Но иногда в процессе правок я чертовски устаю и перестаю верить в себя. Сейчас как раз такой период. Третий вариант сценария на согласовании, и в мыслях: «я с этим клиентом больше не буду работать!!!»
Наконец, передаю сценарий художнику. Обычно в этом месте выдыхаю, дальше уже не моя зона ответственности, хотя иногда приходится что-то менять в сценарии в процессе рисования: реплики, надписи, вывески. Но это мелочи.
Художник делает набросок, раскадровку всего проекта. Клиент согласовывает ее. Как правило, на этом этапе правок нет. Они вылезут, как назло, в финале.
Затем художник отрисовывает финальную цветную версию, которую потом согласовываем с клиентом. И тут уже правки-правки-правки. Никуда без них. В конце мы подписываем акты выполненных работ и получаем деньги. Если клиент не против — размещаем комикс у себя в соцсетях, пополняя портфолио.
Работа сценаристом подойдет тем, кто умеет доводить дело до конца.
И нужна самозанятость, без нее никто вам не заплатит. В остальном сценаристы комиксов — очень разные люди. Одному моему другу 21 год, и он офигенно пишет.
По логике, чтобы делать крутые комиксы, у человека должна быть хорошая насмотренность. Но не все фанаты жанра становятся сценаристами. А сценаристы не всегда имеют огромный опыт читателя.
Хотя какие-то фишки я с удовольствием утаскиваю из чужих работ. Например, в моем любимом вебтуне «Защитить Ян Ха Ри» (его автор Ajae — мой кумир), если герои говорят на иностранном языке, текст отзеркален. Смотрится очень круто — и прочесть можно, приложив определенное усилие. Я посоветовала этот прием коллеге по цеху, сценаристу Илье Сысоеву, когда тот писал сценарий комикса, в котором казаки говорят с эвенками. Художник, Андрей Соловьев, прием одобрил и применил. Их совместный комикс «Бырчик», где использован отраженный текст, чтобы подчеркнуть непонятную речь, занял первое место на конкурсе «Хранители истории».
Я читаю то, что советуют знатоки, мои друзья и эксперты индустрии. Из недавнего, чему однозначно поставила пять звезд из пяти, — «Множество смертей Лейлы Старр», «Мой друг Дамер» и «Нечто убивает детей». В «Лейле» и «Нечто» — офигенные диалоги!!! Просто снимаю шляпу перед авторами — и переводчиками, конечно. Еще мне очень нравится романтическая история «Леди и ее слуга» от Jade. Есть и другие комиксы, которые меня восхищают, — многие из них эротического содержания, и рассказывать о них я не могу, чтобы не попасть под действие закона о пропаганде ЛГБТ.
В целом, не могу сказать, что хочу делать что-то похожее на то, что мне нравится у других авторов. Мне хочется рассказывать истории, которых еще никогда не было.
Рабочий день
Основной работе я посвящаю четыре дня в неделю, работаю редактором копирайтинга в консалтинговой группе. В мои обязанности входит отбор копирайтеров по разным темам (в основном медицина, строительство, продукты питания), формулировки ТЗ, проверка готовых текстов. Зарабатываю до 60 000 ₽ в месяц.
Три свободных дня у меня отданы комиксам, отдыху и домашним делам.
Обычно работаю из дома, это довольно удобно, если никого нет. Если дома дочь или муж, сосредоточиться труднее.
Я жесткий жаворонок, встаю около пяти утра и час гуляю с собакой. Потом кормлю дочь завтраком, отвожу ее в школу и сажусь писать. Если вдохновения нет, могу лечь спать снова. После занимаюсь домашними делами, могу съездить за покупками. Во второй половине дня забираю дочь, делаю с ней уроки. Иногда вечером или утром следующего дня могу вернуться к тексту, внести уточнения или правки клиента.
В рабочие дни не могу писать: некогда. Но обдумываю сюжеты во время прогулок с собакой или обеденного перерыва. В обед я всегда гуляю. Выхожу на улицу в любую погоду — иначе трудоспособность резко падает.
Работаю на ноутбуке, мое топливо — кофе с молоком. В процессе постоянно на связи с художником, который будет рисовать комикс. Мы поддерживаем друг друга, болтаем не только о сюжете, но и о погоде, прочитанных книгах, последних событиях.
Вникать в ТЗ, обдумывать фактуру и сочинять комикс на 5—10 страниц я могу около пяти дней, максимум — неделю. Фактурой становятся элементы ТЗ или какая-то информация. Например, в случае с комиксом про Ямал я читала и собирала данные об особенностях национальной одежды, традициях.
Когда сценарий написан, даю ему 6—12 часов вылежаться. Потом пробегаюсь еще раз и сдаю клиенту.
Случай
Сложные клиенты у меня бывают нечасто. Обычно, если появляются какие-нибудь неадекватные требования, я сразу отказываюсь. Но иногда что-то вылезает уже в процессе.
Например, был мрак, когда я написала два варианта сценария, но клиент передумал и захотел все сделать сам. В итоге он и сценарий написал, и рисунки сам рисовал в тетради в клеточку. А художник по клиентским каля-маля рисовала что-то более вразумительное. Итог, по мне, вышел отвратным. Но деньги за работу мы все равно получили.
Для меня проблемные клиенты даже не те, кто мучит правками. Я болезненно воспринимаю хамство и прямые оскорбления.
Слава богу, на моей памяти по комиксам был только один такой заказчик. В начале работы мы предложили ему выбрать между художниками с разными стилями, и он сказал, что это все его не интересует, «как я скажу, так пусть и рисуют». Когда задание было выполнено, заказчик начал кричать, что с ним ничего не согласовали, хотя он получал соответствующее письмо. Потом, когда его же коллеги стали настаивать на приемке работы — их все устроило, — он заявил, что на него давят, отказался принимать заказ и потребовал, чтобы на следующем созвоне был «независимый» человек, который разделил бы его точку зрения.
Подработки
Сценарии — это и есть моя подработка. Пока с основной работы уходить не хочу: она оптимальна по балансу труда и оплаты.
Выжить на одних сценариях я точно не смогу, заработки крайне нестабильны. В прошлом году мой соавтор Костя несколько месяцев сидел без заказов и был вынужден работать грузчиком. Да и ко мне все лето не обращались за историями.
Я бы ушла из офиса, если бы у меня был пассивный доход в 15 000—20 000 ₽.
Еще 20 000—25 000 ₽ всегда можно заработать сдельным трудом — не только сценариями, но и блогами, статьями и прочими текстовыми услугами.
В последние несколько месяцев по комиксам был вал заказов. Не только я, но и мои коллеги по цеху отмечают повышенный интерес. Правда, в 90% случаев он ничем не заканчивается, но 10% запросов оказываются перспективными и выливаются в реальные проекты.
Если бы в сутках было больше 24 часов и силы у меня не кончались, я бы могла заработать на сценариях для комиксов до 200 000 ₽ за пару месяцев. Но варианты подработок, которые мне недавно предлагали, не устраивали меня из-за значительного объема (до 200—250 страниц) и низкой оплаты (500 ₽ за страницу). С такими предложениями приходило издательство, а еще компания, производящая фильмы, планировала переделать сценарий в комикс. Издательство я перенаправила к своему другу — он как раз хочет заполучить себе проект в портфолио.
Крупных заказов у меня пока не было. Это, конечно, приятные деньги, но если проект слишком сложный и проблемный, я лучше откажусь. Ну и есть страх перед большим объемом, это правда.
Кроме комиксов, я сейчас занимаюсь редактурой двух вебтунов — правлю работу другого автора. В целом сценарии довольно чистые и гладкие, один прямо очаровал меня.
Правок было минимум: у автора немного посыпался ход времени, две недели в какой-то момент превратились в пару дней. А еще я от души поиграла с диалогами. Автору понравилось, мои правки она одобрила. Горжусь этим.
Доход и расходы
Среди моих знакомых нет тех, у кого сценарии — основной заработок. Все работают где-то еще, комиксы для них — хобби.
По рынку, который невероятно мал, мои расценки средние: я беру треть от стоимости работы художника. Есть те, кто работает с фиксированной ставкой, например 500 ₽ за страницу. Есть старшие товарищи, которые берут половину от стоимости труда художника.
Самый большой заработок у меня был в октябре.
Доход в октябре — 117 000 ₽
Зарплата на основной работе | 60 000 ₽ |
Аванс за редактуру вебтунов | 20 000 ₽ |
Гонорар за девятистраничный комикс | 13 500 ₽ |
Гонорар за восьмистраничный комикс | 12 800 ₽ |
Гонорар за участие в подкасте про комиксы | 5 000 ₽ |
Проценты по вкладу | 4 500 ₽ |
Гонорар за статью в местном СМИ | 1 200 ₽ |
Доход в октябре — 117 000 ₽
Зарплата на основной работе | 60 000 ₽ |
Аванс за редактуру вебтунов | 20 000 ₽ |
Гонорар за девятистраничный комикс | 13 500 ₽ |
Гонорар за восьмистраничный комикс | 12 800 ₽ |
Гонорар за участие в подкасте про комиксы | 5 000 ₽ |
Проценты по вкладу | 4 500 ₽ |
Гонорар за статью в местном СМИ | 1 200 ₽ |
Я живу в доме в пригороде, с мужем, дочкой, котом и собакой. Ипотеку закрыли в мае, так что стали дышать посвободнее.
Сын, ему 21 год, живет отдельно. Плачу за его заочное обучение материнским капиталом, но в целом он финансово самостоятельный.
Я с большим трудом планирую расходы и не умею экономить. Несколько раз скачивала приложения для контроля за финансами, и вышло, что 30% дохода (20 000—25 000 ₽) трачу на еду.
Регулярные траты — до 46 153 ₽/месяц
Еда | до 25 000 ₽ |
Оплата няни | 6 000 ₽ |
Корм питомцам | 5 000 ₽ |
Кофе навынос | 2 000 ₽ |
Комиксы | 2 000 ₽ |
Парикмахерская | 1 500 ₽ |
Питание дочки в школе | 1 400 ₽ |
Лекарства | 1 133 ₽ |
Интернет и телевидение | 920 ₽ |
Общественный транспорт | 750 ₽ |
Телефон | 450 ₽ |
Регулярные траты — до 46 153 ₽/месяц
Еда | до 25 000 ₽ |
Оплата няни | 6 000 ₽ |
Корм питомцам | 5 000 ₽ |
Кофе навынос | 2 000 ₽ |
Комиксы | 2 000 ₽ |
Парикмахерская | 1 500 ₽ |
Питание дочки в школе | 1 400 ₽ |
Лекарства | 1 133 ₽ |
Интернет и телевидение | 920 ₽ |
Общественный транспорт | 750 ₽ |
Телефон | 450 ₽ |
Плачу 6000 ₽ девушке, которая днем гуляет с собакой, забирает дочь из школы и сидит с ней до моего возвращения с работы.
Около 5000 ₽ трачу на еду для питомцев. Также в октябре стерилизовала кошку, это стоило 3800 ₽. Собаке купила препарат от клещей, тоже за 3800 ₽.
Раз в два месяца хожу в парикмахерскую, стрижка-покраска на короткие волосы — 3000 ₽.
Каждые три месяца покупаю себе гормональные таблетки, которые принимаю постоянно. Это 3400 ₽.
Люблю выпить пива или сходить в кафе. Стараюсь не делать этого слишком часто, но минимум 1500 ₽ там оставляю. Не могу себе отказать в кофе навынос — 115 ₽ за стаканчик, в месяц на него уходит около 2000 ₽.
В последнее время стала покупать на «Авито» бумажные комиксы по списку — коллеги по цеху составили топ. Трачу на это около 2000 ₽. Хочется верить, что не больше.
Также покупаю подарки родным и близким. Не знаю, сколько на это уходит.
Постоянно бывают какие-то непредвиденные траты: надо было выделить дочке долю в доме, отдали 18 000 ₽ нотариусу. Подготовка дочки к школе обошлась примерно в 35 000 ₽. В этом месяце купила себе пуховик, он стоил около 20 000 ₽.
Будущее
Я бы хотела остаться в профессии и развиваться. Мне кажется, индустрия комиксов в России находится на низком старте и ее ждет бурный рост. Во многом сферу стимулирует уход западных авторов и франшиз.
В России, насколько я знаю, постоянный продакшен комиксов есть у Bubble, которые создали «Майора Грома» и ряд других популярных историй. У них, наверное, есть штатные сценаристы и художники. Но мне не близка тематика этого издательства, так что я в эту сторону даже не думаю.
К тому же я в принципе не хочу устраиваться куда-то в штат. Для меня все-таки приоритетны мои собственные истории, которые требуют внимания и времени. К коммерческим проектам я отношусь как к прокачке скилла.
Начали производить комиксы и «Строки МТС». Я общалась с представителями этого сервиса. Они готовы вложиться в производство и выплатить гонорар на старте проекта. Сейчас мы оформляем с ними документы, и почитать комиксы «Поросенок есть в каждом» можно будет там.
Проблема в том, что все прежде всего ищут художников. Сам по себе сценарист комиксов в России никому пока не нужен.
Многое в сфере комиксов делается бесплатно: для удовольствия, потешить тщеславие, в надежде стать знаменитым. Я тоже свои личные истории пишу и сотрудничаю с рядом художников ради удовольствия.
На днях закончила сценарий в соавторстве с Сергеем Петровым из Екатеринбурга — он, как и я, начал комикс-карьеру со «СценКома». Это будет горькая и болезненная история о проблеме созависимости.
Сейчас у меня в голове — и в работе на разных стадиях готовности — три сценария. «Адам» — о певце, которого компания заменяет голограммой, чтобы не терять доход. История основана на реальных идеях кей-поп-индустрии. «Коферайтер» родился из несостоявшегося коммерческого проекта для производителя кофейных капсул. Это история о нейросети, которая обрела сознание и пытается коммуницировать с девушкой, потерявшей работу из-за развития ИИ. И наиболее проработанная, горячо любимая мной «Гениальная история» — о том, как приходит и уходит вдохновение, за которым стоят особые духи-гении.
В моих планах — выйти на западный рынок: он более емкий, чем российский. Да, там выше конкуренция, но и заработок выше. Для этого собираюсь вылизать один из сценариев — а именно «Адама», про эксплуатацию творческих людей — и перевести его на английский. Потом буду слать по разным специализированным издательствам. Этому занятию планирую посвятить следующий год. Возможно, закажу отрисовку концептов, чтобы представление о проекте было более наглядным. Говорят, что в издательство лучше заходить в одиночку. Проверю на себе.
Моя цель на будущее — выйти на некий пассивный доход от роялти, хотя пока это и звучит слишком фантастически. Для этого надо, чтобы комикс, написанный по моему сценарию, издали. Еще лучше — сняли по нему фильм. И игру сделали. И мерч запустили. Очевидно, что это очень непросто и на любом этапе все может пойти не так, но такой шаг позволил бы мне уйти из офиса и посвятить всю себя сочинению крутых историй. Результат моей работы, как мне кажется, делает людей счастливее. И уж точно делает счастливее меня и моих соавторов.