«Прогрессивная шкала лишает мотивации»: 6 идей, как сделать НДФЛ в России справедливым

Предложения читателей

51
«Прогрессивная шкала лишает мотивации»: 6 идей, как сделать НДФЛ в России справедливым

20 лет в России действовала плоская система налогообложения: компании перечисляли 13% зарплаты своих работников в бюджет.

С 2021 года в шкалу НФДЛ добавили элемент прогрессивной: те, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год, платят 15% налога. Читатели Тинькофф Журнала поделились своими идеями, как сделать подоходный налог в России справедливым для всех.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Предложение № 1

Повысить налог для сверхбогатых

Повышенные налоги нужно брать со сверхбогатых людей, а также бороться с выводом капитала в офшоры. Иначе прогрессивная шкала ударит по среднему и верху среднего класса, то есть большие налоги будут платить успешные специалисты и владельцы малого и среднего бизнеса, а олигархи по документам будут нищими бомжами, которые ничего не должны.

Про сверхбогатых — я имею в виду тех, у кого доходы незарплатные и исчисляются миллионами в месяц. Но такие люди, как правило, на бумаге ничего не имеют.

Лейбл заголовка
Предложение № 2

Социальные услуги сделать платными, а налоги снизить

Часть общественных благ надо сделать платными, а налоги уменьшить. А то нелинейный НДФЛ им сделайте, как в странах первого мира, но и бесплатные образование и медицину оставьте как было. Как говорится, уж либо крестик снимите, либо трусы наденьте.

В общем, если бы у нас было платное образование, платная медицина, ремонт дорог из акциза на бензин, еще можно было бы о чем-то поговорить. А так это попытка несколько раз залезть в карман тех, кто живет получше.

Лейбл заголовка
Предложение № 3

Ввести лимит на максимальную сумму налога

Прогрессивная шкала лишает мотивации зарабатывать больше — зачем, если все равно заберут.

Регрессивная шкала подушевого налога тяжела для небогатых людей, вгоняя их в еще большую бедность.

Плоская шкала хороша. Но Вася-программист с зарплатой 300 000 ₽ заплатит налогов 39 000 ₽, а выпивающий сосед Леша с зарплатой 30 000 ₽ — всего 3900 ₽. А общественные блага они потребляют одинаково, скорее всего, Вася — даже меньше, так как пользуется частными сервисами вместо условно бесплатных государственных. Это нечестно по отношению к Васе.

Поэтому я считаю самой справедливой — не лучшей, не самой собираемой, не самой простой — плоскую шкалу, но с лимитом, скажем, не больше 20 000 ₽ в месяц. При зарплате примерно 200 000 ₽ на сумму превышения человек перестает платить НДФЛ и содержать на эти излишки выпивающих Леш. Не реалистично, но максимально справедливо.

Получается, это одна из разновидностей регрессивной шкалы. Суммы могут быть другие, да и лимит можно заменить на уменьшенную ставку НДФЛ после достижения планки — я только обрисовал суть.

Лейбл заголовка
Предложение № 4

Отменить налог для бедных, а с богатых брать больше

Прогрессивная шкала с несколькими важными моментами:

  1. С необлагаемым минимумом, который позволяет простое существование в режиме «в отпуске сижу дома, нет проблем с арендой, едой и транспортом».
  2. С вменяемой ставкой, примерно равной текущей, с потолком примерно в четыре необлагаемых минимума.
  3. С повышенной ставкой № 1 от четырех до десяти необлагаемых минимумов. Пусть будет, скажем, 30%.
  4. С повышенной ставкой № 2 при доходах выше десяти необлагаемых минимумов. Скажем, 45%.

Основная проблема будет не с налоговой шкалой, а с теми, кто эти налоги потом направлять будет на что-то. Голоса по поводу их распределения никто все равно не получит.

Лейбл заголовка
Предложение № 5

Установить прогрессивную шкалу налогообложения

Разумеется, шкала должна быть прогрессивная. Но не такая безумно-прогрессивная, как когда-то в США. Помню, в романе Рекса Стаута главный герой Ниро Вульф под конец года не хотел работать, потому что все заработанное пришлось бы отдать в виде налога. Скажем, 5, 10, 15, 20, 25% в зависимости от отношения дохода к медианной зарплате 

. Делать налоги для бедных 0% — неразумно, тогда они не будут чувствовать себя гражданами :)

По факту же шкала налогообложения сейчас регрессивная, потому что богатые имеют намного больше возможностей для ухода от налога. Плюс напомним, что существуют ИП и самозанятые, у которых другие ставки. И куча людей, работающих в серой зоне.

Лейбл заголовка
Предложение № 6

Ввести дополнительный налог на тех, кто тоже пользуется общественными благами страны

Хорошо бы собирать подушевой налог с мигрантов-неграждан. К обычной ставке НДФЛ и соцвзносам добавить им обязанность платить 10 000—15 000 ₽ в месяц за само право работать в России и пользоваться ее инфраструктурой, к которой они отношения не имеют. Плюс за каждого перевезенного сюда иждивенца единоразовый взнос и увеличение ежемесячной подати.

Какая система налогообложения поможет снизить неравенство доходов в России?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я за прогрессивную шкалу в целом, и у меня московская зарплата. Я готова платить налогов больше, нести большую соц. ответственность, при условии, что одновременно со ставкой к нам придут работающие институты власти: справедливый суд, выборная власть, законные митинги, возможность граждан принимать участие в распределении (на уровне ОМСУ, в качестве выборных депутатов и тп), недискриминирующие законы и тд.
В текущем варианте любой рубль уплаченный в бюджет пойдет не на созидательное, так что пока я категорически против

13

alena_lanskaya, мечтать не запретишь... не будет такого в РФ никогда.

0

Клик, и сразу всё и везде подорожает в 2-3 раза.

10
Герой статьи

28.12.23, 11:34

Антиконсьюмерист, не только, если государство станет за этим строго следить, будет реальная безработица 50-70%. Если закон останется только на бумаге - появится множество работников на 0.2-0.3 ставки и неофициально оформленных.

Упадёт производство товаров, государственные синекуры на новый МРОТ станут землёй обетованной для ленивых проходимцев, и российское общество погрузится в страшную нищету, по сравнению с которой "Гроздья гнева" покажутся лёгкой прогулкой.

5
Герой статьи

28.12.23, 12:09

Максим, последнее предложение не только абсолютно не конституционно, но и порочно по своей сути. Труд - право. Люди - не рабы.

10

Sendero, нет такого права, увы.

0
Герой статьи

03.01, 09:18

Борис, о чём тогда статья 37 Конституции РФ?

0

Sendero, о свободе труда.

0

Sendero, я говорю только о людях, ведущих маргинальный образ жизни. А то социальные блага они получать всегда готовы, а пользы социуму не приносят.

0
Герой статьи

29.12.23, 10:48

Максим, моя жена не работает без уважительных причин) Ребёнок в садике, муж-айтишник. Занимается любимыми хобби в своё удовольствие. А вы её предложили улицы отправить мести или стены на стройке красить.

Нет чётких критериев, по которым вы со стопроцентной точностью отделите маргиналов от не-маргиналов по признакам занятости.

1
Герой статьи

28.12.23, 13:34

abc, 7 утра, шведская зима, мелкий дождь.

В то время как Ахмед из Гётеборга мирно спит в своей тёплой постели, в квартире, предоставленной социальным фондом, Нильс понуро бредёт на работу.

Довольный Ахмед проснётся в девять, проверит смс-ку от банка, с удовлетворением крякнет, увидев что пособие на пятерых детей уже пришло, и ляжет досыпать ещё пару часиков. Нильс крутит гайки, собирая самые безопасные в мире шведские автомобили.

Усталый Нильс запихивает в себя казённую еду в заводской столовой, а жена Ахмеда Мадина уже приготовила вкусный домашний обед и приглашает семью к столу. "Эх, ну и молодцы же шведы, хорошие такие ребята!" - хихикнет Мадина. "Но готовить совсем не умеют и не хотят!" - отрежет традиционалист Ахмед. "А мои шведские одноклассники вообще чушпаны конкретные" - поддакнёт бате старший сын Мухаммед.

Нильс без задних ног возвращается в съёмную квартиру. Заработка хватает только на аренду жилья, автокредит и бензин. Ни сил, ни денег на создание своей семьи не остаётся. Ну и высокие налоги нужно не забыть заплатить на содержание семьи Ахмеда, чтобы весь мир знал, и даже в Т-Ж комментаторы написали, что Швеция - самая прогрессивная и развитая страна Европы.

8
Герой статьи

28.12.23, 11:29

Ольга, если родитель не может купить своему ребёнку одежду, рюкзак, несколько книжек и тетрадей, при том банки дают ему на это кредит - здесь налицо неправильное финансовое планирование и он сам дурак, что залезает в кабалу. На платежи с конскими процентами ему получается хватает, а заранее отложить нужную сумму на накопительный счёт (и даже немножко процентов от банка за это время получить) - мозгов или дисциплины не хватает.

7

Комментарий удален пользователем

Герой статьи

28.12.23, 12:02

Ольга,

1. Поборы в школе незаконны. Ковры в школе вообще не нужны, питьевой водой должна обеспечить школа.
2. Учебниками в соответствии со статьёй 35 "Об образовании" обеспечивает государство с 2013 года (я уже закончил к тому моменту школу, поэтому не могу подтвердить соблюдаемость). Нет учебников - в прокуратуру.
3. Наказания за нехождение в школьной форме не существует. Отстранить от занятий не имеют права, максимум написать объяснительную вида "не хочу и не ношу".

Администрация начинает гнобить - в прокуратуру. Пусть выполняют свои обязанности или отвечают за бездействие.

На одежду-ручки-тетрадки медианный россиянин я думаю найдёт средства даже без необходимости копить.

6

Комментарий удален пользователем

Герой статьи

28.12.23, 12:35

Ольга, финал истории в моём случае был бы - переход на домашнее образование. Всё больше родителей переводят детей на индивидуальную форму обучения, а не поддерживают стадные инстинкты из 19 века с местами людоедскими "разговорами о важном". Буллинг - страшный бич школ.

Мне из вашего сообщения откликнулось "неадекватное количество сахара в питании". Мой ребёнок аллергик по яичному белку, даём ему еду с собой. Садиковская еда вся сплошь быстрые углеводы. Дали один раз гречку с грибами - низзя, может отравиться, это ж грибы, они и ядовитые бывают. Окей. Другой раз принёс лапшу с креветками, воспитатель возмущалась, что креветки это якобы очень нездоровая еда и попросила больше не приносить, при том другие дети едят переслащенную кашу, печенье и сдобные булочки. Видимо, сахар это просто самый дешёвый способ накормить, за счёт будущего здоровья и плохих пищевых привычек.

5

Комментарий удален пользователем

Ольга, у меня тоже экстраверт, но я забрала из школы на семейное. Только записала в 3 кружка разноплановых, в каждом по несколько занятий в неделю (спорт, театр, где без коллектива никак, и лепка для художественных навыков). Плюс друзья из частной школы прошлого года, плюс друзья из онлайн школы этого года - ходим гулять вместе, в гости, в театры и музеи. Ребёнок вполне доволен.

2
Герой статьи

28.12.23, 12:43

Ольга,
> В итоге детям устроили «веселую жизнь». Оба ребенка были лучшие в классе, отличники, олимпиадники.

Покуда у нас в стране "Ты чё, самый умный?" будет оставаться оскорблением, такой итог, к сожалению, предсказуем.

4
0

Налог должен быть един для всех, не важно сколько ты заработал.

1. Другое дело ответственность за уход от него - стоит хорошо проработать этот вопрос. Как правило от налогов уходят крупный бизнес регулярно теми или иными законными путями.
2. Проработать выгодные для Российских предпринимателей условия, поощрения и плюшки, за которые они готовы будут сами инвестировать в Государство, в котором зарабатывают. Вместо того, чтобы отбирать эти деньги завышая для них планку.
3. Самый главный шаг - борьба с коррупцией. Этой борьбы не видно от слова совсем. И пожалуй это гораздо большие суммы, чем неуплаченные налоги Россиян.

6
Герой статьи

28.12.23, 15:40

Отредактировано

abc, это разновидность карго-культа. Не ставки налогов сделали эти страны самыми развитыми, все было совсем наоборот. Вот когда РФ войдет в список самых развитых стран, тогда и подумаем про налоги.

4
0

Тут даже говорить неловко, кроме как вспомнить поговорку про "мертвому припарка". Патернализм существует не потому-что никто не знает что с этим делать, а потому-что: одним выгодно, вторых мало, третьи его объект.

3
Герой статьи

28.12.23, 12:13

Максим, если введут прогрессивный налог на имущество, то из такого государства рекой потекут деньги зарубеж, покупать иностранное имущество, до которого загребущие ручонки налоговиков не дотянутся.

2

Sendero, безусловно, но тут уже надо говорить о несовершенстве законодательства в части вывода средств за рубеж. Средств, которые, в свою очередь, тоже можно обложить налогом, начиная с определенной суммы. Как по мне, денежные средства, заработанные в нашей стране, в большинстве своём должны в ней же и оставаться, способствуя её развитию.

1
Герой статьи

29.12.23, 10:45

Максим, если запрещать/усложнять вывод средств из страны - никто не захочет их вкладывать сюда, если нельзя нормально вернуть с прибылью.

А ведь инвестиции это не только финансы - с деньгами приходят и технологии, и бизнес-процессы, и компетенции. Так и будем вариться в собственном соку, всё более отставая от лучших мировых практик.

0

Sendero, инвестиции в страну от нерезидентов - это скорее уже противоположная ситуация, так как здесь сначала в страну вкладывают, что конечно же хорошо. Поэтому к выводу прибыли с вложенных средств вопросов быть и не должно.
А вот когда ты выводишь за рубеж сотни миллионов, из страны, которая дала тебе возможность их заработать, то будь добр - отблагодари её прогрессивным налогом..)

0
Герой статьи

28.12.23, 14:56

Максим, может быть если проблема в серых доходах, то и решать надо эту проблему, а не какую-либо другую? Да и какие серые доходы могут быть в стране с почти полностью безналичными расчётами при наличии хотя бы минимального желания это отслеживать?

2

Alex, у нас какой вопрос не затронь, за ним всегда тянутся другие, везде должен быть комплексный подход.
В том и дело, что видимо нет особого желания отслеживать у тех, кто должен этим заниматься.
Частные работодатели зачастую по безналичному расчёту платят только белую часть зарплаты, которая меньше серой.

1
Герой статьи

29.12.23, 09:29

Максим, да, и поэтому надо второй раз залезть в карман тех, кому платят честно, то есть де-факто наказать именно их. Звучит логично :)

"нет особого желания отслеживать у тех, кто должен этим заниматься"
Вот я и говорю, что это перекладывание проблем с больной головы на здоровую.

Откуда по-вашему эти зловредные частные работодатели берут нал? С обналом надо бороться, а не доп налоги вводить.

1

Alex, как говорил классик: "Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба". Вряд ли те, кому платят честно, имеют имущество стоимостью в сотни миллионов.
Какой-нибудь условный ведущий инженер-конструктор, проектирующий самолёты, на майбахе не ездит и в Москва-Сити не живёт, в отличие, например, от пресловутых блогеров, с которых и тройной налог брать не жалко, так как их "труд", и далеко не только их, явно переоценён.

0
Герой статьи

29.12.23, 23:23

Отредактировано

Максим, ну начинается - блоггеры несправедливо получают свои деньги (уж на Вашу-то осведомленность в этом вопросе можно точно положиться!), поэтому надо у них отобрать. А вы не задумывались где бы мы были без тех же самых блоггеров? Это, например, сейчас единственные адекватные СМИ. Ну не эфирное телевидение же, в самом деле, смотреть.

По опыту могу сказать: Вы недооцениваете инженеров, например ИТ-шников. Средненькая квартира в Мск-сити стоит лям (а есть и намного дешевле), это не прямо что-то недосигаемое для некоторых технических специальностов.

0

abc, они и так платят больше, чем бедные.
13% от зарплаты 30 тысяч и 13% от миллиона - разница в десятки раз.

1
0

Почему бы авторке коммунистке не переехать в КНДР?

0
0

«Про сверхбогатых — я имею в виду тех, у кого доходы незарплатные и исчисляются миллионами в месяц. Но такие люди, как правило, на бумаге ничего не имеют.»
— Сечин и Миллер — зарплатные работники))

Поддерживаю идею прогрессивной шкалы! Есть какой-нибудь Берг, который отдыхает на Мальдивах, покупает Мерседесы и дорогую недвижимость. А есть Иван, который кушает в пятерочке, водит Ладу, отдыхает в Сочи. Если взять у Берга больше и отдать Ивану, то спрос на товары для Иванов вырастет, фирмы (в том числе малый бизнес) будут рады, экономика будет расти. А у Берга мотивации меньше не станет

0

Комментарий удален пользователем

Комментарий удален пользователем

Герой статьи

28.12.23, 11:44

Ольга, я вначале перепутал героев, неправильный комментарий удалил.

"Богатые Васи" (российский средний класс) боятся нестабильности, невозможности планировать на 30+ лет вперёд, нищей старости и невозможности реально застраховаться от этого. В последние 2 года добавился и страх за свою физическую безопасность, за светлое будущее своих детей, страх перехода авторитаризма в тоталитаризм.

То есть переезд по сравнению с эмигрантами девяностых идёт не столько по экономическим "здесь-и-сейчас" причинам, а из-за высокой неопределённости, которая с биологической точки зрения эквивалентна ожиданию страшной опасности. И что там, что здесь ты так и так кормишь ленивых реднеков/цыган/алкашей.

6

Комментарий удален пользователем

АриАнна, вы вообще в курсе, что налоги и взносы это разные вещи? и их платят во всех странах. речь идет о налогах.

0

АриАнна, это страховые взносы во внебюджетный фонд. Государство наоборот туда доплачивает. И, кстати, у МСП теперь пониженный тариф, начиная с определенных пределов там 15%.

0

Комментарий удален пользователем

Mary, чтобы богатые не становились все богаче, а бедные оставались нищими, государство перераспределяет эти самые налоги. если у бедного зарплата 3 копейки, то его налоги это капля в море, поэтому богатые должны нести большую нагрузку, чтобы общество было справедливым, как в скандинавских странах или той же германии, где бесплатные садики, школы и высшее образование. где студентам платят стипендию по 700-800 евро во время учебы, где хорошие современные общежития, по низким ценам, где достойная пенсия у людей, медицина. там не надо собирать пожертвования, как в россии, чтобы сделать какую-нибудь сложную операцию ребенку и отправить его в германию на лечение, там все это бесплатно, ну за счет налогов покрывается. там есть самое современное медицинское оборудование в любой большой клинике, а не только в москве. да и из москвы, те у кого есть деньги, бегут лечиться в германию, а не в какой-нибудь ульяновск. но людей, которые ездят на майбахах конечно меньше, чем в россии.

0

Сообщество