AMA
6K

Воспитываете подростка и сомневаетесь, все ли правильно делаете? Задайте вопрос эксперту

АМА с подростковым психологом Никитой Карповым

178
Аватар автора

Никита Карпов

подростковый психолог

Страница автора

Переходный возраст — трудное время для всей семьи. Подростки уже ощущают себя взрослыми и хотят большей самостоятельности, а родители все еще считают их детьми и боятся резких изменений.

Из-за этого в семьях возникают недопонимание и конфликты, которые только усугубляют ситуацию.

На состояние подростка влияют и физиологические процессы. Ребенок бунтует и плохо себя чувствует, а родители не понимают, как помочь ему пережить этот возраст без потерь.

Чтобы разобраться, как все-таки правильно вести себя взрослым в этот кризисный период, мы позвали в рубрику АМА подросткового психолога, автора книги «Чертовы подростки» и одноименного телеграм-канала Никиту Карпова. В течение недели он будет отвечать на вопросы о том, как взаимодействовать с ребенком в переходном возрасте.

Здесь вы можете спросить все, что вас волнует. Как быть, если ребенок перестал соблюдать договоренности — например, поздно возвращается домой и не отвечает на звонки родителей? Что делать, если резко испортились оценки, а учителя жалуются на грубость со стороны подростка? Как наладить контакт, если ребенок избегает общения: запирается в своей комнате, а за ужином чем-то занят в смартфоне? Пишите вопросы в комментариях — постараемся ответить на все.

Правила игры

  1. Пишите свои вопросы в комментариях с 3 по 10 марта — до 15:00. Если вы пришлете вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
  2. Мы отвечаем на вопросы с положительным рейтингом. Если вам интересен какой-то вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Эксперт начнет отвечать на вопросы в понедельник, 6 марта, и закончит в пятницу, 10 марта, в 19:00.
  4. Не забывайте указывать в вопросе возраст ребенка: так эксперту будет проще разобраться в ситуации.
  5. Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы: для сложных случаев возьмем дополнительное время, чтобы позже посвятить им подробные разборы.
  6. Формат AMA не подразумевает медицинских консультаций. Мы не можем дать рекомендации, если речь идет о диагностике и лечении психических расстройств.
  7. Не стесняйтесь задавать любые вопросы по теме и помогать друг другу — мы будем рады каждому комментарию.
Начинаем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Автор статьи

Дмитрий, конечно. Прикрепляю фото диплома. Помимо него есть ещё пара десятков сертификатов о практических обучениях.

78

Мария, у многих "взрослых" абсолютно такие же мысли 😅

41
Герой
Отредактировано

tanjaanjavovka, «режет руки» не похоже на типичные закидоны, подростка лучше показать детскому психиатру

39
Автор статьи

tanjaanjavovka, отличить сложно, симпоматика схожа. Также сложно отличить оппоцизионное расстройство или асоциальное расстройство. Даже если вы будете читать медицинские справочники, то самостоятельно не определите, что это.

Селфхарм+суицидальные попытки, даже демонстративные - повод идти к психиатру и квалифицировать состояние. Не ждите.

34
0
Герой Т—Ж

+4

Ребенок не хочет делать домашнее задание, если ей хотя бы немножко сложно. Вопросов не задает ни мне ни учителю. Просто не делает и все. Страдает русский язык в первую очередь. Но и остальные предметы.
Когда рассказываю ей о важности успеваемости (поступит в институт, сможет заниматься любимым делом рисованием, мне не придется платить кучу денег репетиторам, вместо это мы потратим деньги на поездки, например), слушает меня с видом "говори, говори, я могу потерпеть, а потом вернусь к своим делам". Сообщает, что у нее нет мотивации учиться и она понятия не имеет, что именно ее может мотивировать.
Мне не нужны круглые пятерки по всем предметам. Но мне важно видеть, что она хотя бы пытается нормально учиться.
Как мотивировать подростка учиться?

30
Герой

Lera, по факту по всем предметам нормально учиться не надо для тех целей, о которых вы говорите.
Достаточно обязательных предметов + нужные выбранного направления.
Но русский обязательный, это да.
Поступление в институт - понятие слишком абстрактное, чтобы мотивировать в 12 лет. К тому же даже подросток понимает, что в текущих условиях долгосрочные планы могут полететь к черту, а тратить время и силы надо сейчас.
Воспитательные беседы на подростков могут иметь весьма отсроченное влияние. Я со старшей дочкой говорила сотни раз с казалось бы нулевым эффектом. Но через несколько лет она стала убежденно повторять мои доводы, считая их своими.
Можно попробовать заинтересовать нелюбимым предметом. Я несколько лет назад покупала курс по русскому для младшего на фоксфорде. Не школьная программа, но более-менее интересно. Частично вместе слушали. Он без восторга отнесся, но в итоге заинтересовался русским. Стал классику читать, обсуждать, сочинения пишет не по принципу "и так сойдет". Оценки стали лучше, хотя не в оценках дело.

24
Герой Т—Ж

+4

Anna, в целом я всю дорогу замечаю, что сначала я 2-3 года сливаю мои усилия будто в черную дыру, и потом вдруг она выворачивается наизнанку и выдаёт водопад результатов. Но всякий раз я не уверена, в это раз будет результат, или чёрная дыра останется чёрной дырой.

Щас вот включила ей видео урок по русскому. Компьютер немедленно стал самым ненавистным предметом в доме))

8
Герой

Lera, мне кажется это похоже на выращивание сада. Когда сажаешь семечко, нет гарантий, что из него вырастет что-то хорошее. Приходится годами ждать, стараться и надеяться, потому что без этого точно ничего не получится.

Если она уже не любит русский, будет отчаянно сопротивляться. Чтобы слушала сама, нужен либо начальный интерес, либо высокий уровень самоорганизации и мотивации, такое в природе встречается, но редко.
Но если выбрать что-то не похожее на школьную программу, при этом интересное вам, и слушать вместе, проявляя искренний энтузиазм, может что-то и получится.
Кстати, насчет репетиторов - харизматичный репетитор мог бы помочь. Иногда подростки уходят в негативизм только потому что инициатива исходит от родителя. То же самое от постороннего взрослого будет принято.

9
Герой Т—Ж

+4

Anna, найти что-то интересное среди образовательных видео по русскому языку мне не удаётся. По математике запрсто. Про иностранные языки молчу вообще. Но по русскому - тишина.

2
Автор статьи

Lera, Если речь про то, что подросток должен начать делать домашку, то ищите каким образом убедить, замотивировать, заставить выполнять именно конкретные действия. Должны быть четкие критерии результата, возможность проконтролировать, бонусы за выполненые действия и санкции за невыполненные. Еще раз, стоит понимать, что это не связано с мотивацией к учебе.

Если действительно хочется, чтобы подросток хотел учиться, то придется прекратить требовать конкретных действий, досаждать по учебе. Искать возможность поговорить о будущем (не ожидать, что это подростку очень интересно), не в назидательном ключе, а с точки зрения того, что подростка в будущем интересует, например. Даже если это не связано с учебой сейчас. Ключевая задача таких разговоров - пробудить интерес к себе и к жизни, повысить осознанность, запустить "думалку". Результаты этих разговоров могут не сказаться на качестве учебы прямо сейчас.

13
Автор статьи

Lera, добрый день. Это частая ситуация в подростковом возрасте. Важно отделить, касается ли демотивация только учебы или всех дел вообще. Во втором случае, стоит обратить внимание на состояние подростка, уровень энергии/сил, возможно это длительный упадок, депрессивный эпизод.

Если речь только про учебу, то важно понимать, при переходе в среднюю школу (не знаю сколько лет дочке) провал интереса к учебе случается почти у всех. К этому моменту подростки уже увидели, что учиться неинтересно, мнение родителей и учителей не так важно, а вот перспективы будущего еще неинтересны (недосформированы зоны мозга, которые отвечают за долгосрочное планирование).

Хорошо бы родителям определиться, чего мы хотим больше, чтобы появилась мотивция к учебе и развитию или чтобы подросток начал выполнять конкретные действия. Важно понимать, что это две разнонаправленные стратегии. Требование действий не влияет на мотивацию выполнения этих действий.

10
Герой Т—Ж

+4

Никита, ну короче, ждать, пока вырастет, и контролировать)

5
Автор статьи

Lera, ну кроме "ждать пока вырастет" у нас вообще не так много инструментов

9

Никита, то есть фактически ситуацию никак не исправить и ваши советы ни к чему не приведут? По истечении "ждать пока вырастет" будет упущено драгоценное время.

1
Автор статьи

Ekaterina, драгоценное время на что? На общение с ребёнком? На общий классный опыт? На радость узнавания какой человек у вас растёт?

13

Ekaterina, почему же, нужно просто искать мотивацию вне учебы. Не требовать оценок, не говорить про институт (вообще не факт, что ребенок туда будет поступать), не говорить "учеба - твоя работа". Причин может быть две: ребенку просто скучно учиться и непонятно, зачем, с учителем не повезло; ребенок давно отстал от всех на базовом уровне, и ему просто не справиться с новыми знаниями, он даже не пытается.
Во втором случае нужен репетитор.
Нужно искать, зачем нужен русский вне школы (или другой предмет, но мы сейчас обсуждаем русский). Нужно самой понимать, зачем он нужен. Ведь в наше время, увы, даже журналисты пишут с ошибками, а на форумах полно людей, которые исходят из принципа "мы не на диктанте, и так поймут". Начать проявлять интерес самой, как бы вне школьных предметов: а вот смотри, какой тест в сети, а смотри, какое интересное слово, как думаешь, от какого слова оно произошло. Читать вместе книги, чтобы ребенок больше читал, и выбирать книги издания 1955-1985 годов, они были без ошибок. Прочесть рассказ Юрия Сотника "Важное донесение", о том, как дети проиграли игру из-за двух грамматических ошибок в записке. Поговорить о том, кем ребенок хотел бы быть, без напирания на институт, а потом перевести разговор на то, что русский будет нужен при любой профессии и в любом вузе или техникуме. Но без назидания.
Самой грамотно писать и невзначай при ребенке критиковать посторонних за ошибки!
И все равно совершенно не факт, что подействует.
Поэтому главный совет - да, успокоиться и ждать, когда вырастет. Или сам поймет, что надо учиться. Или получит какую-то рабочую профессию. Это его жизнь, а не ваша.
А драгоценное время упущено не будет. Ничего страшного, если он поступит в институт на пару лет позже (особенно если речь о девочке, как у автора вопроса). Сейчас люди взрослеют позже. Девочка как раз может мобилизоваться в выпускном классе. А мальчику надо попробовать себя везде.
И вообще сейчас профессии меняют раз в 10 лет, переучиваются, ничего страшного нет в том, что в 12 лет ребенок не понимает, зачем нужна школа. И если переучиваются сорокалетние, к чему беспокойство о драгоценном времени?
У ребенка "такой период", а стресс у вас или у автора вопроса из-за того, что ребенок вдруг изменился и перестал соответствовать ожиданиям. Но вы все равно его жизнь не распланируете. Может, дело в ожиданиях, а не в ребенке?

9

Нина, у мальчика вот только нет нескольких лет на поступление.

6

Нина, можно забыть про институт. Давайте чисто теоретически представим, что вашего ребенка выпустили из школы со справкой. Не с аттестатом, полным троек, а именно со справкой. Тоже будете говорить про ожидания, позднее поступление в институт и т.д.?

0
Герой

Ekaterina, я бы не думала в ключе "драгоценное время будет упущено". На самом деле даже когда вы просто живете свою жизнь, то воспитываете своим примером и прививаете ценности.
Подростки иногда творят очень странные вещи, но это проходит. Главное в процессе сохранить контакт и хорошие отношения.
И система поощрений и наказаний, как выше советуют.

8

Anna, система не работает. Но вообще любопытно, когда люди, не побывавшие с таким ребенком что-то советуют.

0

Lera, такое может быть, когда ребёнок не осознаёт, откуда берутся и какой ценой достаются деньги, и что наступит время, когда ему придётся самому их как-то "добывать", а не жить за родительский счёт. У Вас когда-нибудь были обсуждения этой темы с ней?
Спрашиваю потому, что у самого было как раз такое: лет до 17-18 я жил в счастливом неведении на полном обеспечении предков, а карьера и финансы были в нашей семье какой-то "табуированной" темой, все молчали об этом и вообще не объясняли мне, что во взрослой жизни денежки надо будет зарабатывать. До сих пор мучаюсь от последствий такого воспитания.

4
Герой Т—Ж

+4

Отредактировано

Антиконсьюмерист, как я работаю, она видит. Все при ней происходит. В 9 утра села, в 9 вечера встала.
Больше того, у нее самой есть опыт зарабатывания денег. Т.к. у нее английский на уровне носителя, она периодически подрабатывает в качестве напарника по общению на английском для других русскоязычных детей. Это вполне себе работа, хотя она получает от нее удовольствие. А особенно от факта, что в конце за это заплатят.
Про бабло я вообще разговариваю много и с удовольствием, люблю я эту тему. На данный момент планирую ввести финансовое вознаграждение за 4 и 5 и штрафы за 3 и 2. Чтобы она видела сходство работы и учебы в плане труд-> результат. Посмотрим вот.

3

Lera, а сколько лет ребёнку? У нас сработало - сменить школу, где у учителей не забалуешь (там просто невозможно не сделать ДЗ, хоть на 3, но надо и всё) 😅 Но это не совсем совет, просто мой опыт 🤔

21
Герой Т—Ж

+4

Наталия, в мае 12.
Менять школу не особо хочется, у нас неплохая. Хотя можно пойти в соседнюю. Она тоже ок. Но я хз, какие там требования насчёт дз.

1
Автор статьи

Lera, 12 ещё пик протеста может быть. Помните, что ничего в этом возрасте в школе невозможно завалить так, что не вырулишь.
И 12 может быть рано для полной самостоятельности

14

Lera, вот кстати, это было бы более понятно, чем абстрактное "сэкономим на репетиторе". Как раз репетитор бы не помешал, возможно, он бы лучше, иначе чем в школе, объяснил непонятное, больше заинтересовал бы. Я скептически отношусь к современным учебникам, да и учителям тоже.
А перспектива иметь свои деньги здесь и сейчас, зарабатывать на русском так же, как на английском, может заинтересовать. Кстати, если ребенок носитель английского, русский может быть ему элементарно труден. И идет отторжение.
Но систему штрафов я бы не вводила, особенно за тройки, лучше только поощрение. Все же мама не работодатель.
И работа тоже есть разная, на одной интересно, на другой работают за деньги и ради денег, как на каторге. Учеба не работа. Учатся ради узнавания нового и интересного. Это единственная работающая мотивация в 12 лет. Дайте ребенку возможность узнавать интересное, дайте ему фоновые знания (как я выше писала, например, читать советские книги, напечатанные без ошибок, в отличие от современных), чем больше будет начитанность, тем больше на подсознательном уровне будет грамотность.
И если девочка хорошо знает английский, возможно, в будущем она станет переводчиком? Поговорите с ней о плохих и хороших переводах. Сравните книги и сериалы в оригинале с их переводами. И донесите до нее мысль, что хороший переводчик должен очень хорошо знать оба языка. Иначе перевод будет звучать как творчество Гугла и нейросетей. А переводчики нужны не только художественные. И кем бы она ни стала, к примеру, историком или физиком, ей надо будет читать научные статьи на английском, а писать на русском.

1
Герой Т—Ж

+4

Нина, ну на русском она читать вообще отказывается. Даже кино смотреть не хочет. Что, в общем, объясняет, почему он у нее такой слабый.
Советские книги мы читали, все мои любимые. Но что-то быстро передумали. Спустя 30 лет мне они уже не кажутся такими классными для современного ребёнка.
В целом я не то что бы прям не по маю, что делать. Я преподаватель английского, так что педагогика мне близка. Просто очень устала от весной борьбы по всех сферах материнства. Задавала вопрос, не рассчитывая на волшебную пилилю. Ну и не получила её)

3

Антиконсьюмерист, вот здесь можно здорово так пошатнуть базовое чувство безопасности ребенка. Что даже если он вдруг не будет работать, учиться, тяжело заболеет -- он не умрет от голода, мама и папа все равно будут рядом (а значит -- мир).

1

Да,, ребёнок должен понимать, что вечной безопасности и стабильности в этом мире быть не может, и постепенно приучаться к ответственности за свою жизнь. Мама и папа могут развестись, кто-то из них может умереть, а ещё они когда-нибудь состарятся и больше не смогут зарабатывать.
Знаем мы такие семьи, где родители носились с ребёнком, давая ему всё готовенькое, а потом из этого ребёнка вырос игроман или алкоголик, никогда в жизни не работавший и живущий на мамину пенсию.

9
Герой Т—Ж

+4

Антиконсьюмерист, учитывая, что префронтальная доля мозга, отвечающая за ответственность и самоконтроль, окончательно созревает к 30-35 годам, описанные вами ожидания можно считать завышенными.

4

Lera, получается, великовозрастные 30-летние "детки" инфантильны не потому, что их неудачно воспитали, а потому, что у них префронтальная доля мозга не созрела? Может быть, тогда и совершеннолетие с 18 на 30 лет передвинем? :)

10

Антиконсьюмерист, о, были такие исследования, как всегда у британских учёных 😅, и да, пришли к выводу, что "совершеннолетие" сдвинулось к 25 годам 🤷‍♀️ (в Британии часто проводят такие исследования на студентах) 🤔

21
Герой Т—Ж

+4

Антиконсьюмерист, неофициально я бы строго рекомендовала людям не заводить семью до 30, как минимум.

6

Lera, выше прочитал, что Вашему ребенку 12 лет. По-моему, Вам рано беспокоиться, осознание ответственности и самостоятельности придёт годам к 15-16 :) Да и выбирать профессию и готовиться к поступлению в ВУЗ сейчас точно рано, этим надо заниматься как раз лет с 16, за 2 года до окончания школы.

12
Автор статьи

Мария, слушайте, это же очень круто! Подросток задает вопросы над которыми можно вместе порассуждать. На некоторые мы не знаем ответа, это так. Ну и что?

Мне кажется, будет проще, если вы перестанете искать "правильный ответ, который поможет исправить поведение подростка", а отнесетесь это как к форме комумникации между вами, как к способу классно провести время вместе. Философский диспут.

ну и помните, что подростки любят провоцировать. Его вопросы - классная провокация.

29
Герой

tanjaanjavovka, тут не вопросы в интернете строчить надо, а срочно очно показать ребенка детскому психиатру!

26

Людмила, В 16 лет надо иметь запредельно доверительные отношения с родителями, чтобы рассказывать о себе. Если понимает, что то, что он расскажет - чревато, то и говорить не будет.

26
Автор статьи

Людмила, это нередкая ситуация с подростками. Они перестают выходить на котакт, если контакт не доставляет удовольствия или наоборот, доставляет проблемы.

Спасибо за формулировку вопроса. Во-первых, тоит прекратить то, что выглядит для подростка небезопасно: критика, унижения, оскорбления, обесценивание, поучение (я на всякий случай пишу все, не знаю как у вас дела обстоят)

Второе, почаще выходить из роли родителя и пробовать общаться с пдоростком как человек с человеком. Делиться чем-то, спрашивать, рассказывать, с удовольствием проводить время вместе. Без перехода к назидательным разговорам.

Ну и третье, самостоятельная работа с собой (можно при помощи психолога) про то, что подросток уже прям конкретно от вас отделяется и становится вполне независимым человеком.

Удачи вам!

25

Мария, в данном случае, "неточные" будет писаться слитно.
давайте вместе душнить и читать правило? в данном случае, слово можно заменить контекстным синонимом без "не" - расплывчатые, туманные и т.д.

А вот расскажите, что движет людьми, которые поправляют других вот в такой ситуации, ну то есть коммент не об этом, а вы ему раз- и про ошибку?

24

Мария, может не по теме вопрос: в почему вы себя с ребенком отождествляете? Вы ребёнок или вы мама? Смутило вот это «нам 15». Кому именно 15?

23
Герой

Супер, от создателей "мы покакали"

25
0

Как повлиять на картину мира в голове у подростка? Как помочь задуматься и сформировать свое мнение?
Дочке почти 15.
В школе- разговоры о важном, письма на фронт, фанатичный учитель истории, блокирование Вотсапа и Гугл класса.
Дома пытаемся обсуждать, растить критическое мышление, учимся смотреть на явления с разных сторон.
Но дома- родители, которым она себя противопоставляет, а в школе- наоборот, другие взрослые, от которых информация воспринимается легче.
Плюс подростковый максимализм берет верх. И дома она говорит одно, а по потом, бежит сломя голову на какое-то странное на наш взгляд мероприятие, и очень гордится, что ее пригласили там что-то лидировать, подносить, поднимать.

21
Герой

Людмила, часто ли ВЫ рассказываете о себе? Или только требуете отчёта о жизни подростка?
Я практически любую тему котору хочу обсудить начинаю с рассказа о себе. Например алкоголь, рассказываю как было у меня, почему пробовала, какие напитки, какие были последствия 😁 Но тут важно говорить именно правду. Дети тонко чувствуют ложь.
Но я могу говорить на любую тему и никогда не читаю морали, поэтому сын со мной обсуждает всё, от учёбы до стрижек на интимных местах 🤣

20

Мария, да. Очень неточные ответы у вас к сожалению

19
Герой

Alex, «наши предки жгли чучело на масленицу, чтобы отпраздновать окончание зимы. Зима была очень тяжелым временем для крестьян, не все переживали его. Чучело символизировало зиму и холода, к тому же считалось, что сожжение чучело принесет хороший урожай. Сейчас мы в это уже не верим, но некоторые люди все равно сжигают чучело, потому что считают это красиво и создает праздничное настроение». В зависимости от возраста ребенка еще можно рассказать про язычество, жертвоприношения или вместе почитать энциклопедию про масленицу.
Про любую традицию можно рассказать нормально, а не отмахиваться с «так принято»

19
Автор статьи

Тамара, спасибо за вопрос. Возможно это игра, да. А может и правда поиск. Понимать чего хочешь - часто непростая задача. Можно попробовать немного поменять правила этой игры. Добавить, например, элемент случайности. Типа рулетки. Если не может решить, что брать в школу поесть - крутит барабан и берет то, что выпало.

Или на камень ножницы бумага играете, кто из вас на озоне заказывает что-то в комнату не дороже 500 руб. В общем, отнеситесь чуть легче.

А можно поисследовать, что стоит за этой игрой. Чаще всего это запрос на индивидуальное внимание и признание значимости.

19
0
Герой реалити

Читаю вопросы и понимаю, что я в 30 такой же подросток, вернее, даже еще больше подросток, чем в 15. Полное отсутствие мотивации учиться, заставить что-то делать может только перспектива нищеты, авторитетов не приемлю, "так принято" не принимаю, без телефона жить не могу. И это не плохо, нормально, я все ещё боюсь стать "обычным взрослым".

Сил всем подросткам вырасти в адекватных взрослых, которые умеют пользоваться своей головой!

18
Автор статьи

Лена, на одном из родительских проектов, сорокалетний дядька - отец троих детей, успешный бизнесмен, сказал: "мне иногда кажется, что все вокруг такие взрослые, а я - ненастоящий взрослый и просто притворяюсь"

29
Герой
Отредактировано

ivan, вы бы с правовыми основами ознакомились, прежде чем свои популистские высказывания вбрасывать.
выбора получать или не получать образования у ребенка по закону как бы нет. Есть право на его получение 😏 именно это обстоятельство обеспечивает повальную грамотность населения, иначе детишки бы "навыбирали")
Это раз.
Второе. Конкретно в моей семье варианта "дистанционное" образование в повестке дня нет. Ибо сам ребенок для самообучения не готов, и я своими силами обеспечивать его нежелание ходить в школу не Буду.
По прежнему не вижу лжи :)

18
Автор статьи

Вероника, добрый день. Я бы к психологу обратился. Выглядит как будто что-то случилось от чего пропала энергия и вера в себя.

Факически да, до 18 вы обязаны содержать. Рекомендую обсудить с партнером, как вы поступаете если исполнилось 18, а за ум он не взялся. До какого возраста вы будете оплачивать его жизнь? Это важный разговор, который поможет выстроить стратегию.

16

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество