«Каждое утро начинается со слез»: как быть, если ребенок часто плачет

Признания читателя и комментарий психолога
13

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

user562680

устал успокаивать дочь

Страница автора

Моя пятилетняя дочь плачет по любому поводу.

Это длится около двух месяцев. Каждое утро начинается со слез и плача. Только успокою — найдется новый повод. Без меня дочь ведет себя совершенно нормально. Сильно переживаю и раздражаюсь, иногда еле сдерживаю ярость.

Я уже очень мило и по-взрослому объяснял, что слезы и плач — не лучший способ добиваться своего. Рассказал на своем примере, что мы плачем с мамой, когда нам больно и плохо, а когда мы хотим конфету или мама не хочет провожать папу на работу — не плачем. Что плач и слезы — это экстренная мера: ударилась, плохо, обидели и так далее.

В чем может быть причина частых слез ребенка

Аватар автора

Александра Бугаева

детский психолог, специалист психологической платформы Alter

Страница автора

Ваше беспокойство о дочери и желание понять ее состояние очень трогает. Вы написали письмо, и это говорит о том, что вы внимательный и заботливый родитель.

Для детей дошкольного возраста в целом характерна высокая эмоциональность. Плач для малыша с момента рождения — естественный способ выражать эмоции. Пока ребенок не умеет говорить, плач помогает ему заявлять о своих потребностях и желаниях. И в пять лет слезы еще остаются привычным способом это делать.

От плача следует отличать плаксивость — то, что родители часто называют нытьем. Причина такого состояния ребенка — как правило, внутренняя неудовлетворенность или беспокойство о каких-то изменениях в жизни семьи. Интенсивность проявления эмоций зависит как от темперамента, так и от семейной ситуации.

Что важно знать о пятилетнем ребенке

В вашем письме я обратила внимание на четыре фактора:

  1. Возраст ребенка.
  2. Время, в течение которого происходит ситуация со слезами.
  3. Ваши эмоции — раздражение в ответ на слезы ребенка.
  4. Ситуация плача — только при вас.

Когда вы выбираете те или иные воспитательные меры, обязательно нужно учитывать возрастные особенности. В пять лет ребенок активно познает, как устроен мир и отношения между людьми. Он уже имеет представление о себе — какими качествами обладает и каким хочет стать. Мнение о себе у ребенка формируется в семье: о том, какой он, он узнает от родителей. У него довольно высокие требования в отношении поступков других людей, но по отношению к себе он еще не может быть достаточно объективным.

В этом возрасте дети уверены, что весь мир вращается вокруг них. Они не способны посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, поэтому папины уговоры не работают. Вы можете объяснять: «Мы с мамой плачем в таких и таких ситуациях», — но пятилетней девочке этого не понять. Она подражает родителям, и основные проблемы возникают тогда, когда взрослые говорят одно, а на деле поступают по-другому.

В пять лет начинает формироваться половая идентичность ребенка. Он старается заметить и осознать, в чем различия между мужским и женским поведением и проявлением их эмоций.

Пять лет — это также время проявления эдипова комплекса, когда ребенок привязывается к родителю противоположного пола. В случае с девочкой часто говорят о комплексе Электры. В это время дочь особенно чувствительна к взаимодействию с папой и может сильно скучать по нему.

Родители в этом возрасте остаются самыми важными людьми в жизни детей. Ребенок всегда будет стараться привлечь внимание взрослого, чтобы рассказать о своих переживаниях, о том, что он узнал нового и что его беспокоит.

На что обратить внимание, чтобы найти причину слез

Изменения в семье. Рекомендую вам задуматься над тем, что за последние пару месяцев могло поменяться в семейных отношениях и повлиять на поведение ребенка. В целом изменения могут касаться таких отношений: ваших — с ребенком, ваших — в супружеской паре и ребенка — с другими членами семьи.

Семейные ритуалы. Чем наполнено ваше общение с ребенком по утрам? В каком настроении просыпается дочка? Как ваша семья проводит утро? Есть ли место семейным ритуалам, например совместному завтраку?

Ритуалы важны, потому что позволяют детям ощутить себя в безопасности и почувствовать надежную опору. Ребенок должен верить, что семья — это защита и в мире есть место и люди, с которыми можно чувствовать себя спокойно.

Контакт с собственными чувствами. Вы пишете, что испытываете раздражение и временами еле сдерживаете ярость. Раздражение и ярость — варианты злости. А злость, как правило, человек испытывает, когда попадает в ситуацию бессилия и нарушения личных границ. Вы подавляете злость, стараетесь по-взрослому объяснить дочери, как ей нужно себя вести. Но это не работает. Если вы поймете, на что именно злитесь, вам будет легче исправить ситуацию.

Количество общения. Вы говорите, что дочка плачет только в вашем присутствии. Если вы много работаете, дочка может скучать — возможно, ей не хватает вашего внимания. И если она заметила, что ее слезы вызывают у вас сильную реакцию, то будет использовать их как способ общения с вами.

Как вести себя, если ребенок часто плачет

Вот несколько рекомендаций, которые постепенно помогут вам изменить ситуацию.

Не сдерживайте эмоции и поговорите с дочерью, чтобы сразу объяснить свою реакцию. Дети эмпатичны, обмануть ребенка мнимым спокойствием не получится. Большую часть информации о состоянии родителя ребенок получает с помощью невербальных сигналов: мимики, взгляда, интонации и жестов. Чем дольше вы будете сдерживать эмоции, тем больше вероятность, что в какой-то момент они проявятся в резких словах или действиях.

Говорить о своих эмоциях нужно так, чтобы слова не были разрушительными для ребенка и вас. Всегда говорите от первого лица о том, что с вами происходит и что вы испытываете. Фраза «я злюсь, когда дети плачут» — хороший способ показать собственные чувства ребенку. Это обезличенное я-сообщение. Важно также, с какой интонацией вы это говорите: слова должны звучать спокойным, поясняющим тоном, в них не должно читаться угрозы.

Нет хороших или плохих эмоций. Дети больше пугаются, когда родитель не проявляет злость, копит ее, а потом взрывается. Когда родитель честно говорит ребенку о том, что чувствует, ребенок тоже получает возможность рассказать, что с ним происходит, и на примере отца или матери учится это делать.

Не стоит наказывать ребенка за плач или игнорировать слезы. Это будет только разрушать доверие и вызовет у ребенка ощущение собственной ненужности, а это горькое переживание. Ребенок не перестанет плакать, поэтому необходимо найти способ дать ему положительное внимание. Например, проявить интерес к игре дочери, к ней самой, когда она спокойна или задумалась о чем-то, поиграть вместе на прогулке и похвалить, когда она хорошо себя вела. Родители часто замечают непослушание, а хорошее поведение остается незамеченным.

Поощряйте ребенка выражать свои просьбы словами и обязательно отвечайте на них. Отсутствие реакции родителей на словесные просьбы ребенка может вызвать печаль и плач как реакцию на нее. Впоследствии такое поведение закрепляется. И ребенок начинает плакать, потому что так его быстрее заметят.

Все взрослые в семье должны найти единый воспитательный подход и предъявлять единые требования к ребенку. Например, для детей установили правило ложиться спать в девять вечера. Но папа часто приходит с работы в десять часов и играет с ними. Из-за этого могут возникать проблемы и в поведении детей, и в отношениях между родителями.

Обратите внимание на отношения в вашей паре. Они многослойны: это отношения как родителей ребенка и как мужчины и женщины. Важно, чтобы эти слои не смешивались. Нельзя решать трудности в ваших отношениях за счет родительства. Ребенку может не хватить эмоциональных сил, чтобы справиться с такой ситуацией.

Хорошие отношения с ребенком и работа с его эмоциональным состоянием — это большой родительский труд и терпение. Но ваши вложения многократно окупятся искренней любовью дочери и настоящей близостью с ней. Это бесценный подарок.

РедакцияРасскажите, как вы успокаиваете плачущего ребенка:
  • Мария ПляцидевскаяКризис 4 лет. Терпения Вам!1
  • user562680Мария, не думаю. Там другие «приколы», может конечно что-то есть, но ведь можно же как то бороться с этой уже привычкой?0
  • ЧерепавлаВозможно, девочке не хватает вашего внимания, и таким образом она пытается его получить. Ещё независимо от причины плача было бы неплохо научиться спокойно на него реагировать21
  • Кошка-картошкаПоддержу про нехватку внимания. Когда моя дочь была в этом возрасте, тоже были похожие проблемы. Я начала читать Гиппенрейтер "Общаться с ребенком, как". Там чуть ли ни с первых страниц написано. Если кратко. Таким образом дочь привлекает ваше внимание. Внимание - это не просто быть рядом, а качественное внимание. Вечерами я убирала все гаджеты и садилась играть с ней, не отвлекая ни на что. Хватало 20 минут в день. Истерики прекратились. Еще можно не обращать внимания на "плохое" привлечение внимания, а обращать на "хорошее". Но это тяжело психологически:))))) Плачет - не реагировать. Когда в спокойном состоянии - хвалить и подбадривать каждую мелочь. Тогда она поймет, что привлекать внимание можно не только плачем9
  • Мария Пляцидевскаяuser562680, у нас бороться не получалось. Только отлавливать момент, когда сам в ответ взорвешься, и напоминать себе, что от этого истерика ребёнка только получит дополнительный импульс. Со временем само на спад пошло.2
  • Мария ПляцидевскаяМария, хотя, пожалуйста, была вещь, которая нам помогала. Одной из версий происходящего была ревность к младшему ребёнку. И одна знакомая, у которой тоже небольшая разница в возрасте детей, сказала, что они с дочкой договорилась, что та будет приходить обниматься, когда испытывает негативные эмоции. Ну, мы своей тоже сказали, что когда тебе плохо - давай обниматься. Вот только дети не умеют отслеживать зарождающиеся эмоции. В результате у нас уже в разгаре истерики требовали "обнимите меня!". А обнимать того, кто тебе вопит на ухо, физически не возможно (надо было беруши попробовать). Тогда мы стали отвечать "сначала успокойся, а то я от таких обнимашек оглохну". Получали в ответ крики "я уже успокоилась!", но в целом уже какое-то конструктивное направление появлялось.3
  • AnnaДля маленького ребенка даже мелкая неприятность - когда не дали конфету и т.п. - вполне веский повод для плача. Это же эмоции, тут объяснения, что надо чувствовать по-другому, не работают. Подрастет, созреет эмоционально, появится самоконтроль и это пройдет. Даже если есть элемент манипуляции, то интеллектуализировать или злиться не вариант. Попробуйте посочувствовать, не успокаивать, а именно сочувствовать. Иногда поплакать - нормально, в этом нет ничего плохого, никто не может всегда быть весел и доволен. Это не значит, что с вами или с дочкой что-то не так. То, что она так ведет себя с вами, может быть даже показателем доверия - ей не надо "держать лицо", она может расслабиться и поистерить. А может дело совсем в другом. Можно спросить, что бы она хотела от вас в такой ситуации - на игрушках и в спокойном состоянии, на прямой вопрос не каждый взрослый ответит.13
  • АнастасияПлач - это самый простой способ выразить эмоции, отреагировать на ситуацию. То есть вот есть ситуации (подарили что-то или отняли что-то, или увидел что-то), есть реакция на ситуацию (некие эмоции, поможительные или отрицательные). А дальше естественная потребность организма - это выразить, выплеснуть эмоции. И вот если у взрослого человека инструментов выразить эмоции много. То у ребёнка инструменты ограничены. И когда ребёнку не хватает возможности выразить эмоцию, ребёнок плачет. Чтобы прекратить это - нужно дать ребёнку инструменты для выражения эмоций. Тут можно попробовать занятия с логопедом, можно обучать черёз понятный контекст (показывать сказки и разбирать, что вот такая-то ситуация, вот персонаж отреагировал так-то).9
  • user562680Анастасия, спасибо. Наверное это поможет. Тут на самом деле вроде всем понятно чтоивнимание/ревность присутствует, но пока не ткнут носом сам не додумаешься. Особенно когда сам в стрессе.3
  • Анастасияuser562680, сам в стрессе - это тоже фактор. У детей дошкольного возраста эгоцентричное мировосприятие. В смысле та часть мозга, которая отвечает за абстрактное мышление, в этом возрасте ещё не развита, она формируется позднее. Поэтому мысль "есть обстоятельства, которые от меня не зависят" для дошкольника непонятна. В восприятие дошкольника есть только обстоятельства, на которые он может повлиять. Так мозг устроен. А дальше ребёнок видит стресс у родителя. Ребёнок думает, что является причиной этого стресса, но понимания, что именно нет. Получается мысль -"я что-то натворила, но сама не знаю что, но всем от этого плохо, а как исправить не знаю". Тяжёлая мысль, реально плакать хочется :)7
  • Моя пятилетка не плачет, а ноет. В такие моменты я говорю:" Ну, ничего, поплачь, станет легче". В ответ она кричит, что легче не станет, но и страдать уже не получается, перестаёт доводить себя.1
  • бакОчевидно, что она хочет что-то вам сказать, но из-за возраста не знает как. Может, вы мало уделяете внимания ей, может, не ощущает вашу любовь и поддержку. Вы так мало написали о причинах слез, а эти самое важное. Может, она что-то хочет и каждый раз вы ей это не даёте, то есть не решается проблема.3
  • user562680Спасибо за ответ, более чем исчерпывающе, не ожидал, что мой вопрос вызовет интерес. Да, вы правы, дело в борьбе за внимание и «комплексе эдипа», я стал больше времени уделять конкретно ей, чуть больше соглашаться и хвалить, все наладилось : с момента написания статьи, изменения и обдумывания ситуации прошло всего 3 месяца, сейчас все ок!)23