«Обзорная экскур­сия по стране»: как я по­смотрела две трети России за один отпуск

История читательницы
142
«Обзорная экскур­сия по стране»: как я по­смотрела две трети России за один отпуск
Аватар автора

София Титлина

проехала две трети Транссиба

Страница автора

В июне 2023 года я в одиночку отправилась в путешествие по Транссибирской магистрали.

Я задумывала его как обзорную экскурсию по стране. В первый раз захотела проехать по Транссибу еще в школе. Спустя годы стала примериваться к этому путешествию все более серьезно.

Наконец отправилась в путь по маршруту Москва — Владивосток — Хабаровск — Улан-Удэ — Листвянка — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Тюмень — Тобольск — Москва. Проехала почти 7000 километров, то есть две трети Транссиба. В каждом городе я провела пару дней, вся поездка заняла три недели. В Тобольске меня встретил молодой человек, и мы вместе вернулись в Москву.

Мое путешествие по Транссибу в цифрах:

  • 21 день;
  • 9 городов;
  • 8210 километров на самолете;
  • 7500 километров на поезде;
  • 180 километров пешком;
  • 175 696 ₽.

В статье я расскажу о том, как организовала путешествие и как оно прошло. Здесь не будет перечисления достопримечательностей — скорее мои впечатления от увиденного, траты, советы и много подробностей по планированию.

Владивосток, Амурский залив Японского моря
Хабаровск, мост «Амурское чудо», вид с пятитысячной купюры
Улан-Удэ, закат над Селенгой
Листвянка, вид на Байкал и набережную
Ольхон, вид на заливы Байкала
Красноярск, Енисей
Тобольск, река Иртыш

Маршрут

Я живу в Москве, и логично было бы начать путешествие прямо с Ярославского вокзала. Но в ближайших городах по пути Транссиба — Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге — я уже была. Поэтому воспользовалась идеей с Форума Винского и поехала в обратном направлении: прилетела во Владивосток и стала возвращаться в сторону дома на поезде.

У такого варианта были свои плюсы. Если бы что-то пошло не так и пришлось завершить путешествие раньше времени, я бы гарантированно успела увидеть заветный Дальний Восток и Бурятию. Но все же я не рекомендую так делать.

Сначала было сложно адаптироваться к резкой смене часовых поясов: во Владивостоке время опережает московское на 7 часов. Первый день поездки превратился в два: я вылетела в 15:45 в воскресенье и прилетела около 06:00 в понедельник. Когда на Дальнем Востоке только началось утро, я после 9-часового перелета уже была замученной. А потом была постепенная, но обратная смена часовых поясов: в Улан-Удэ — плюс 5 часов от Москвы, в Красноярске — плюс 4 часа и дальше по убывающей.

Я советую начинать такие путешествия из того города, где вы живете. Например, в моем случае можно было прилететь в Тюмень: разница с Москвой всего 3 часа и адаптироваться проще.

Для каждого города я составляла только примерный маршрут, чтобы понимать, на сколько ночей там останусь. Перед приездом или уже утром на месте я гуглила достопримечательности, спрашивала у местных что-нибудь интересное и отправлялась в путь. В основном я гуляла по улицам, набережным и паркам. Почти везде каталась на теплоходе по реке.

Я намеренно пропускала музеи, чтобы больше проникнуться духом городов. Еще старалась чередовать посещение городских и природных достопримечательностей, чтобы не устать от однотипных впечатлений.

На экскурсии и билеты к достопримечательностям я потратила не менее 27 640 ₽:

  1. Экскурсии — 20 300 ₽.
  2. Билеты на местах — не менее 7340 ₽.
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Владивосток

Во Владивостоке у меня было два полных дня, но этого оказалось мало. Он понравился мне с первых же мгновений. Юные моряки в аэропорту, пожилые мужчины в аэроэкспрессе, женщины-кондукторы — вопреки раннему утру понедельника, многие улыбались.

В первый день я гуляла по городу и наслаждалась. Постоянно любовалась морем — его там видно из разных точек. Попробовала краба, окунула ноги в ледяное Японское море у маяка Токаревского. Когда осознаешь, что вы — все, кто в этом городе, — проснулись раньше абсолютного большинства жителей России, отчего-то берет гордость. И тоже хочется улыбаться.

Считается, что Владивосток похож на Сан-Франциско, — и это правда. Гористый пейзаж, красивые мосты, Тихий океан. И все же Владивосток мне понравился больше из-за атмосферы и очень дружелюбных жителей. А еще во Владивостоке много арт-граффити.

Владивосток
Владивосток
Мост, изображенный на двухтысячной купюре
Мост, изображенный на двухтысячной купюре

Население Владивостока — примерно полмиллиона. Но местами он напоминает крошечный приморский городок: рыбаки, кафешки на набережной, загорающие. В целом тут довольно ленивая атмосфера. Сложилось впечатление, что люди не слишком сильно напрягаются.

Я тоже позволила себе расслабиться: легла на набережной и стала смотреть вверх. Небо сияло такой же синевой, как и океан. И вопреки усталости и острому желанию заснуть прямо на бетоне я наконец поверила, что все по-настоящему. Я это сделала. Села на самолет, долетела до другого конца России. Вот он — мой Владивосток 2000.

Во второй день я поехала на остров Русский. Посмотрела на Дальневосточный университет — его можно смело пропустить. Сходила в океанариум, билет на взрослого стоил 1100 ₽ без посещения дельфинария. Еще полазила по мысам. На Русский однозначно стоит приезжать на своей машине или с экскурсией, так как общественный транспорт там ходит плохо, а такси долго ждать и оно далеко не везде поедет. Остров огромный, очень красивый и дикий.

Мыс Каразина — ближайший к океанариуму. За полчаса можно добраться туда пешком по нехоженым тропам
Мыс Каразина — ближайший к океанариуму. За полчаса можно добраться туда пешком по нехоженым тропам

Хабаровск

В Хабаровске у меня был один полный день, и этого достаточно.

Хабаровск — самый крупный город Дальнего Востока и до недавнего времени его основной. Каким я его нашла? Как будто на поезде приехала прямиком в Советский Союз. Ну ладно, в свое постсоветское детство.

Разбитый на множество кусочков асфальт начинается у вокзала и не заканчивается. В городе преобладает пятиэтажная застройка, ходят старые красно-бежевые трамваи. Хабаровск максимально индустриальный, там много заводов, они располагаются вдоль реки. Ландшафт был бы откровенно унылым, если бы не зеленая среда.

Музыкальный фонтан нижнего пруда на Уссурийском бульваре работает по средам, пятницам, выходным и праздникам с 19:00 до 22:00
Музыкальный фонтан нижнего пруда на Уссурийском бульваре работает по средам, пятницам, выходным и праздникам с 19:00 до 22:00

Все достопримечательности сосредоточены в одном месте, их можно неспешно обойти за несколько часов. Я гуляла по паркам, прокатилась на кораблике по Амуру за 600 ₽ и съездила посмотреть на Хабаровский мост — он часть Транссиба и нарисован на пятитысячной купюре. Координаты точки, откуда его видно именно в этом ракурсе, я нашла в ЖЖ — это вид с заброшенной водонапорной башни.

Неожиданно оказалось, что разница между Приморьем и Приамурьем колоссальна, а для меня в Москве все это было едино — очень далеко, размыто. В Хабаровске спокойствие граничит с печалью, и над Амуром действительно ходят тучи хмуро. Во Владивостоке искрится радость и забавляется синий океан.

По словам экскурсовода с теплохода, при поездке по Амуру вдалеке можно увидеть китайские территории
По словам экскурсовода с теплохода, при поездке по Амуру вдалеке можно увидеть китайские территории

В хабаровчанах я заметила какой-то злой задор. В туалетах насмешливые рифмы о том, какой ты молодец, если смыл за собой, а если еще и кран закрыл — так просто герой. Еле двигающаяся бабушка орет благим матом на водителя маршрутки. В парке стоит знак «Знак, с которым все фотографируются». А как вам троллинг Москвы в виде надписи на автобусе «Как электробус — только автобус»?

В воздухе тут витает ощущение, что Хабаровск — не город на карте, а некая квинтэссенция того, что тоже всегда было и будет в нашей стране. Как бы она ни называлась, сколько бы ни гибло революционеров или царей, в нас будет что-то неизменно «русское»: и плохое, и хорошее — а что, о том не скажешь вслух.

Улан-Удэ

В Улан-Удэ я приехала вечером и осталась на две ночи. Когда планировала маршрут, меня несколько раз спрашивали: «Зачем тебе туда?» Хотя и про всю поездку я это неоднократно слышала. А мне с детства нравилось название. Означает «Красная Уда». Уда — это река, а на главной площади стоит самая большая голова Ленина в мире, поэтому Красная.

Улан-Удэ — третий по величине город Дальнего Востока, но гораздо интереснее, что это столица Бурятии. В первые часы кажется, что вокруг все буряты, — на самом деле их 40%. Город тесно связан с Монголией — можно и еду попробовать, и товары монгольские купить. Местные жители в основном буддисты, но к шаманизму относятся с большим уважением.

В городе я пробыла немного. Посмотрела закат над рекой Селенгой, утром погуляла по городу. Больше всего мне понравилось в самом центре, в районе театра оперы и балета и памятника Ленину. Там красиво и современно, но стоит слегка свернуть с главных улиц — появляются разваленные деревянные избы вперемешку с новыми разномастными стекляшками. Зелени почти нет, потому что в Бурятии, как говорится, «в июне еще не лето, а в августе уже не лето». Зато все покрыто тополиным пухом.

Контрасты архитектуры в Улан⁠-⁠Удэ
Контрасты архитектуры в Улан⁠-⁠Удэ
Многоэтажки и деревянные дома — на расстоянии пяти минут ходьбы друг от друга
Многоэтажки и деревянные дома — на расстоянии пяти минут ходьбы друг от друга

Во второй половине дня я поехала на экскурсию в Иволгинский дацан. Планировала взять групповой тур, но за три дня мне сказали, что уже не успеют его организовать. Поэтому с утра я нашла гида на «Трипстере». Индивидуальная экскурсия обошлась в 9500 ₽, и она однозначно стоила этих денег.

Иволгинский дацан — центр буддизма в России. Там можно увидеть нетленное тело ламы. Раньше это можно было сделать только шесть раз в год, но теперь — каждый день. Для меня это стало большим сюрпризом и неповторимым духовным опытом.

Иволгинский дацан можно рассматривать бесконечно
Иволгинский дацан можно рассматривать бесконечно
На территории много построек: дацаны, университет, оранжерея и подсобные помещения
На территории много построек: дацаны, университет, оранжерея и подсобные помещения
Приезжать лучше днем, часа в три: тогда меньше народу
Приезжать лучше днем, часа в три: тогда меньше народу

Гид сказал, что люди — от первых лиц государства до владельцев «Трипстера» — прилетают на полдня специально для того, чтобы получить ответы на свои вопросы. Я их понимаю.

Вход в комплекс и сами дацаны бесплатный. Хадак — буддистский платок, который принято подносить ламе, стоит около 100 ₽. Каждый цвет хадака обладает своим значением: например, белый — чистые намерения, синий — долголетие. В одном из дацанов я поставила несколько лампад за здоровье близких, каждая стоила 100 ₽.

На обратном пути мы заехали на плато Чингисхана. Зрелище поразительное: кругом голая бурая степь. По легенде, растительность вытоптана табунами лошадей. Перед походом именно на этом плато стояло многотысячное войско Чингисхана, потому что из долины не видно дыма костров. А потом Чингисхан встал на выступ и приказал двинуться в путь.

Первая неделя поездки по Транссибу пролетела как одно мгновение. Следующей моей целью был Байкал. Для этого из Улан-Удэ я доехала до Иркутска и на автовокзале села на маршрутку до Листвянки. Она идет 1,5 часа и стоит 218 ₽.

Плато Чингисхана находится недалеко от Иволгинского дацана
Такой вид открывается с обрыва

Листвянка

В поселке я оказалась вечером и осталась на две ночи. Это самое туристическое место на берегу Байкала, этакая деревня мегаполисного типа. Здесь есть все, что «по моде»: красивые кафе, необычные сувениры и даже сервис. Для сравнения: в Хабаровске аптеки закрываются в 20:00, а в Листвянке рынок и магазины сувениров открыты до 22:00. Но за набережной уже может не быть ни фонарей, ни названий улиц, ни дорог, ни совпадений с картой навигатора.

Несмотря на то что это поселок, в Листвянке находится уникальная обсерватория с огромным солнечным вакуумным телескопом, их всего несколько в мире. В ней проходят дневные, вечерние и ночные экскурсии. Билеты стоят от 1000 до 2500 ₽, записываться нужно по телефону.

Вид с колеса обозрения на набережную Листвянки
Вид с колеса обозрения на набережную Листвянки
Главная цель моего визита туда — Байкал
Главная цель моего визита туда — Байкал

Я посетила дендрарий, забралась к камню Черского — самой высокой точке Листвянки. К нему ведет канатная дорога за 300 ₽ в один конец, но она не работала. Еще я навестила памятник драматургу Александру Вампилову, который там утонул.

Но самое интересное в Листвянке все-таки природа. Именно ей хочется уделять больше всего времени. Смотреть, как из Байкала вытекает его единственная река Ангара. Просто посидеть на берегу озера. Попробовать свежекопченого омуля по 100 ₽ за штуку. Послушать на рынке про чароит и серафинит, которые добывают только в этих краях. Посмотреть, как белки играют с продавцами сувениров. Увидеть, как ныряют нерпы. Местные жители называют их не иначе как нерпочками — они символ Байкала. Окунуть пальцы, ну или что вам не жалко: в конце июня вода была +4 °C.

Я осела в Листвянке, чтобы восстановиться, сделать перерыв между городами и не просто увидеть Байкал, а провести время наедине с озером. Удалось на 10 из 10.

Байкал хочется снимать каждую минуту. Он постоянно меняется и становится только красивее
Вид с обзорной площадки у камня Черского

Ольхон

Из Листвянки я ездила на однодневную экскурсию на Ольхон. Самый крупный и единственный обитаемый остров Байкала нельзя осмотреть за один день. Но и совсем не увидеть его я тоже не могла.

Экскурсию забронировала еще из Москвы на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства. В июле — августе билеты точно нужно брать заранее. Стоимость экскурсии «Ольхон за 1 день» в 2023 году — 10 800 ₽. На сайте можно выбрать место отправления и прибытия — Иркутск, Листвянка — или даже остаться на Ольхоне.

Мы увидели пейзажи Ольхона, пообедали в Хужире и отправились на мыс Бурхан. Рядом находится Сарайский пляж — так называемые местные Мальдивы. Неподалеку расположена главная святыня шаманов — скала Шаманка и 13 столбов сэргэ. Это тоже священное место в честь бурятских божеств. Если к Шаманке подходить обычным людям запрещено, то у столбов можно поднести духам символическую жертву — табак, молоко, монетку, — завязать хадак и попросить о чем-то.

Хадака у меня не было, и я рассталась с шарфом. Мои желания были долгосрочными, но сразу же после поездки произошли события, удивительно связанные с ними. Так что я однозначно верю, что это работает. Как сказала мне одна женщина в Листвянке, «если бы я знала, что все сбудется, загадывала бы аккуратнее».

Столбы сэргэ на Ольхоне нужно обходить по часовой стрелке, предварительно положив жертвоприношение для духов на камень
Столбы сэргэ на Ольхоне нужно обходить по часовой стрелке, предварительно положив жертвоприношение для духов на камень

Экскурсия оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны, это единственная возможность побывать на Ольхоне за такое короткое время. Общественного транспорта на острове нет, приезжать на своей машине не советуют из-за риска застрять и остаться без нее. С другой стороны, на экскурсии ты весь день находишься в пути.

От Листвянки до Ольхона на комете плыть 4 часа. На самом Ольхоне нас пересадили на уазики-«буханки», и почти все время мы перемещались от точки до точки по пыли и песку. Две из четырех «буханок» успели сломаться посреди дороги, и мы ждали, пока пришлют новые. Если брать экскурсию из Иркутска, это еще плюс 2 часа.

В долгой дороге можно наслаждаться удивительными видами
Закат на обратном пути на комете

Оптимальный вариант — пожить на Ольхоне хотя бы несколько дней, покататься, пообщаться с местными и, главное, прочувствовать атмосферу.

Дальше по плану у меня был Иркутск. Последний автобус Листвянка — Иркутск уезжает около 17:00. Я заранее списалась с организаторами экскурсии и узнала, что комета дожидается туристическую группу и на ней можно оставить вещи. Так что с Ольхона меня вместе с чемоданом отвезли в Иркутск в рамках экскурсии. Обошлось мне это в 200 ₽.

Иркутск

На Иркутск я заложила 1,5 дня — можно было меньше. Я гуляла по набережной и по зеленой линии — это закольцованный туристический маршрут, обозначенный на асфальте специальной полосой. Если пройтись по нему, можно увидеть все основные достопримечательности города. Такая же линия есть в Екатеринбурге — только красная. Очень удобно.

В Иркутске мне понравилось уважение жителей и властей к истории. Там принято восстанавливать деревянные дома и использовать их для современных целей. Местный Арбат называется «130-й квартал» — это деревянная застройка 18—19 веков, отреставрированная и трансформированная в туристический центр с ресторанами, магазинами и памятниками.

Деревянное зодчество Иркутска
Деревянное зодчество Иркутска

Еще я успела посетить парк «Юность» и хотела покататься по Ангаре, но так и не разобралась с местом посадки и покупки билетов. Причалы видела, но кораблики по реке не ходили.

На второй день в Иркутске делать уже было особо нечего. На музей деревянного зодчества «Тальцы» времени не было, так как он находится в пригороде. Галерея современного искусства Бронштейна, которую мне посоветовали местные, не работала.

Поезд отправлялся в 16:00. Я успела посетить нерпинарий — как дельфинарий, только с нерпами, — за 700 ₽ и художественный музей за 300 ₽. И то и другое мне неожиданно понравилось, но можно было бы и пропустить.

Больше всего в Иркутске мне понравились люди. Сейчас я думаю, что главный комплимент в поездке я получила в Листвянке на базаре. Он звучал следующим образом: «А я думала, ты наша, иркутяночка».

В 130-м квартале находится уникальный памятник корги
В 130-м квартале находится уникальный памятник корги
А неподалеку — памятник Ленину, который есть и во всех остальных городах
А неподалеку — памятник Ленину, который есть и во всех остальных городах

Красноярск

В Красноярск поезд прибыл в 09:30. Туда я приехала в основном ради посещения Красноярских столбов — национального парка с массивными скалами разных форм. Один день я выделила на столбы, второй — на прогулку по городу.

Формально столбы находятся в черте города, на окраине. Из центра до них можно добраться за полчаса на автобусе. Но в любом случае до входа в парк придется пройти 7 километров в гору. По дороге мы познакомились с девочкой и провели весь день вместе.

На столбах постоянно менялась погода: мы успели зажариться на солнце, попасть под дождь, промочить ноги, и так по кругу. Повстречались с местной легендой — Дедом-пауком, который летает по скалам вниз головой, и его товарищем, который плавает в Енисее зимой и летом.

Андроныч, или Дед-паук, захотел со мной сфотографироваться. На память мы купили у него по крупному красивому срезу агата за 1000 ₽
Андроныч, или Дед-паук, захотел со мной сфотографироваться. На память мы купили у него по крупному красивому срезу агата за 1000 ₽

Круговой маршрут в центральном районе парка занял у нас около 9 часов. Мы посмотрели четыре столба и скалы Внучка, Бабка, Дед, Перья, Львиные Ворота и, возможно, какие-то еще по дороге. Прятались под скалами с другими путешественниками, кормили бурундуков, заблудились, прошлись по запрещенной дороге и очень радовались, что не встретили медведей. Переживать все это вместе было гораздо веселее. Сделали 31 тысячу шагов. Каждый шаг того стоил. И все же — спасибо, что живой, как говорится.

Красноярцы воспринимают столбы как парк, ходят туда с маленькими детьми и друзьями по выходным. Многие увлекаются скалолазанием и умело забираются на скалы без страховки. В 10:00 по дороге туда мы встретили 80-летнюю старушку, которая уже возвращалась назад. Дай бог ей здоровья, конечно. Но для девочек из Москвы и Питера этот день оказался полноценным походом. Временами мы вспоминали бабушку — божьего одуванчика и говорили друг другу, что, если она смогла, мы тоже должны.

Столбы действительно поражают воображение
На фото сложно передать их величие, масштаб и все, что можно рассмотреть в их скалистых телах
Эта скала никак не называется, но, по⁠-⁠моему, она похожа на целующихся птиц

К поездке на столбы лучше подготовиться: изучить сайт kras-stolby.ru — там пишут о закрытии парка или отдельных маршрутов из-за опасностей пожара или диких животных. В поход я советую взять с собой воду, еду, головной убор, побрызгаться от клещей и надеть удобную обувь, фиксирующую ноги.

На следующий день я покаталась по Енисею за 700 ₽, посетила часовню Параскевы Пятницы с десятирублевой купюры, видела местный Биг-Бен. В Красноярске отличная набережная и парки. Самый крутой после столбов находится на острове Татышев. Это крупнейший остров на Енисее, и он весь отдан под парк с велодорожками в несколько полос и детскими площадками в виде нор. Транспорт, включая самокаты, можно взять только на входе. За 45 минут я объехала весь парк и заплатила 360 ₽.

В Красноярске мне очень понравился ландшафт. Жаль, что при наличии такой богатой природы он входит в пятерку российских городов с самым грязным воздухом.

В парке Татышев на полях живут суслики. Они привыкли к людям, некоторые берут еду с рук, некоторые позируют для фото
А на Красноярских столбах можно встретить бурундуков
На прогулке по Енисею
Часовня Параскевы Пятницы

Новосибирск

На Новосибирск я заложила два дня — и это было ошибкой. Если бы я ехала сейчас, вместо этого спланировала бы поездку в Томск, он в четырех часах от Новосибирска на автобусе. А Новосибирску уделила бы оставшееся время до поезда.

В июне Новосибирск атаковали мошки, от которых не было спасения. Я погуляла в центре, сходила на улицу Ленина. Проехала все 13 станций метро, одна поездка стоила 35 ₽. Покаталась на теплоходе по Оби за 1000 ₽. Музеи в понедельник и вторник не работали.

Полдня провела в зоопарке имени Р. А. Шило, взрослый билет стоил 500 ₽. Это один из самых больших зоопарков в России. Люди специально привозят туда детей из Омска. Зоопарк действительно большой, с хорошими условиями для животных. Рядом есть дендропарк, но погулять там не получилось, опять же из-за обилия мошкары.

В Новосибирске мне понравились купола в архитектуре
В Новосибирске мне понравились купола в архитектуре
1/2
В Новосибирске мне понравились купола в архитектуре
В Новосибирске мне понравились купола в архитектуре

Исторических зданий в Новосибирске мало. Нет интегрированной в городскую среду зелени. Хочешь деревьев — езжай в ботанический сад. Не хочешь в ботанический сад — плавься на солнце. Новосибирск активно развивается, там много торговых центров и офисов в стекляшках. Судя по всему, это удобный город для работы. Я вспомнила друзей из Минска, которые всегда говорили мне: «Москва — город для работы, а не для жизни». Я категорически с этим не согласна, но про Новосибирск подумала именно так.

Столица Сибири оказалась единственным городом в поездке, откуда хотелось быстрее уехать и желательно навсегда.

Тюмень

В Тюмени заканчивалось мое путешествие. Туда прилетел мой молодой человек. У нас была запланирована ночевка в Тюмени, поездка в Тобольск на одну ночь, возвращение в Тюмень еще на ночь и самолет в Москву.

Тюмень стала вторым городом, который разрушил мои стереотипы. Она оказалась очень современной и удобной для жизни. Я не заметила особой разницы в инфраструктуре и всяких приблудах по сравнению с Москвой. Хочешь лавандовый раф — пожалуйста, еще и кедровых орешков сверху насыплем. С транспортом все нормально, с кафе, парками. Набережная укатана в плитку не только по горизонтали, но и под углом 45°.

Мне понравился сквер Сибирских Кошек. Это аллея с памятниками в честь кошек, которых отправляли из Тюмени в Ленинград после блокады, чтобы они спасали музеи от крыс. Очень мило, что спустя годы кто-то об этом вспомнил и даже нашли деньги на реализацию.

Памятник знаменитым кошкам
Памятник знаменитым кошкам

В краеведческом музее «Городская дума» хранится один из крупнейших найденных скелетов мамонта. А еще там есть сувенирный магазин-музей «Легенды Сибири», где тоже показывают разные древности.

Мы съездили на горячий источник «Волна». Он находится в 10 минутах от центра. За билеты заплатили по 900 ₽.

Я бы никогда не подумала, что в Тюмени может быть так жарко. У меня она всегда ассоциировалась с адскими морозами и какой-то жестью. Наверное, потому, что у отца был родственник, который жил в закрытом поселке под Тюменью и выезд оттуда называл поездкой на Большую Землю.

Мост Влюбленных очень красив и днем, и ночью. Он подсвечивается разными цветами
Мост Влюбленных очень красив и днем, и ночью. Он подсвечивается разными цветами

Тобольск

От Тюмени до Тобольска — четыре часа. Туда мы ехали на фирменном поезде «Императорский маршрут» за 497 ₽, назад — в плацкартном вагоне за 1000 ₽.

В отличие от всех остальных городов в моем путешествии Тобольск очень маленький и туристический. Мы посетили самый старый кремль в Сибири и Дом мастеров — музей резьбы по кости, вход стоил 100 ₽. Были в тюремном замке — бывшей тобольской тюрьме. Сейчас это тоже музей, цена билета — 200 ₽.

Ночной Тобольск меня покорил
Я проснулась в 2 часа ночи от жары и отправилась на прогулку

Мне понравился парк П. П. Ершова. Его сказкам посвящен целый сквер с Жар-птицей, Коньком-горбунком и фонтаном в виде Чуда-юда Рыбы-кита. Отличная идея — ставить памятники не только писателям, но и героям их произведений.

В Тобольске очень много музеев: здесь в ссылке жил Николай Второй с семьей, родился Д. И. Менделеев, есть музеи редких книг, сибирской каторги, краеведческий.

Сейчас Тобольск — маленький город, часть которого очень нуждается в реставрации. Но в нем ощущается былое величие. Мне кажется, у него уже большой туристический потенциал, а могло бы быть еще круче. За пределами кремля многие здания заброшены, и для их восстановления ищут инвесторов. Есть улица, где на каждом доме написано, какому купцу он принадлежал и какой функционал он возьмет на себя в будущем: ресторан, библиотека, кафе.

В центре Тобольска расставлены ангелы-аудиогиды: сканируешь QR⁠-⁠код и слушаешь про город. У каждого свое название: архитектурный, литературный, музыкальный
В центре Тобольска расставлены ангелы-аудиогиды: сканируешь QR⁠-⁠код и слушаешь про город. У каждого свое название: архитектурный, литературный, музыкальный

Транспорт

Поезда. Отправной точкой при планировании моего путешествия было наличие и удобство транспортного сообщения. Дело в том, что есть места, которые точно хочешь посетить, — в моем случае ими были Владивосток и Улан-Удэ. Но большинство городов вторичны, и выбор между ними лучше делать исходя из оптимальных поездов.

Во-первых, для экономии времени, да и денег на отели стоит выбирать вечерние поезда. Некоторые путешественники стараются ночевать исключительно в поездах, но нужно учитывать, что выспаться там может быть сложно. Если на маршруте часто встречаются крупные населенные пункты, приготовьтесь к постоянной посадке и высадке пассажиров, проверке документов, зажиганию света, суетливой сборке и застиланию белья, шуршанию пакетов, запихиванию чемоданов, резким запахам доширака.

Но на практике ночные поезда далеко не всегда ходят в удобное время, и на некоторых маршрутах их просто нет. Например, из Хабаровска в Улан-Удэ отправляется два поезда в день: один глубокой ночью, в 03:12, другой — в 13:28. А единственный вариант проехать вдоль Байкала в светлое время суток — сесть на поезд Улан-Удэ — Иркутск в 07:15.

Во-вторых, между крупными городами в России часто большие расстояния. А на Дальнем Востоке — огромные. Мне не было важно увидеть Хабаровск, но если бы я его пропустила, в поезде Владивосток — Улан-Удэ провела бы минимум 2 дня 19 часов. Это на полсуток больше, чем с выходом в Хабаровске.

Из-за расстояний посещение каждого города удлиняет маршрут примерно на сутки, а то и больше. Иногда можно прибыть в город утром, а уехать из него тем же вечером. Например, на маршруте Хабаровск — Улан-Удэ можно сойти в Чите — за 8 часов до Улан-Удэ. Как по мне, такие вылазки совсем не дают отдохнуть, особенно если проделывать их регулярно и после длительных переездов.

Но даже если вам такой режим подходит, часто физически невозможно приехать в город утром, а уехать из него тем же вечером. Например, вечерние поезда из Красноярска прибывают в Омск в районе 17:00—18:00 следующего дня. Если ваш следующий город — Новосибирск, чтобы посмотреть оба, придется ночевать в Омске и провести там полный день и два вечера. Если сесть на поезд в Омске раньше 21:35, вы приедете в Новосибирск в 04:00, а в этом смысла мало.

Из 21 дня путешествия я провела в поездах 130 часов 12 минут — это пять с половиной суток.

Мой маршрут и время в пути

Владивосток — Хабаровск12 часов 32 минуты
Хабаровск — Улан-Удэ2 дня 7 часов 2 минуты
Улан-Удэ — Иркутск7 часов 51 минута
Иркутск — Красноярск18 часов 30 минут
Красноярск — Новосибирск12 часов 13 минут
Новосибирск — Тюмень16 часов 6 минут
Тюмень — Тобольск4 часа
Тобольск — Тюмень4 часа

Мой маршрут и время в пути

Владивосток — Хабаровск12 часов 32 минуты
Хабаровск — Улан-Удэ2 дня 7 часов 2 минуты
Улан-Удэ — Иркутск7 часов 51 минута
Иркутск — Красноярск18 часов 30 минут
Красноярск — Новосибирск12 часов 13 минут
Новосибирск — Тюмень16 часов 6 минут
Тюмень — Тобольск4 часа
Тобольск — Тюмень4 часа
Пейзажи за окном успокаивают и вдохновляют одновременно
Пейзажи за окном успокаивают и вдохновляют одновременно
Я встречала в поезде рассветы и закаты — и это было здорово!
Я встречала в поезде рассветы и закаты — и это было здорово!

В-третьих, свои коррективы вносит рейтинг поездов. Это великая вещь, которая может дать реальное представление, какого уровня комфорта ждать. Я пользуюсь отзывами и рейтингом на «Туту-ру». В приложении РЖД тоже есть рейтинг, но без отзывов.

Однозначно советую поезда с оценкой выше 8. В них есть автоматический кондиционер, душ — и он нормальный, два туалета на вагон, даже с одноразовыми сиденьями на унитаз, личный светильник и розетка. Не было ни очередей в туалет, ни духоты, ни какого-либо другого дискомфорта, кроме как на длинных ночных остановках: кондиционер отключался, и я просыпалась от жары.

В поезде с низким рейтингом я ехала один раз, от Владивостока до Хабаровска, потому что он отходил в самое удобное для меня время. Это был действительно старый поезд с крошечным туалетом, тусклым верхним светом и одной розеткой на шестерых. Я порадовалась, что ехать всего 12 часов, а не два дня. Можно и потерпеть, но тогда лучше подготовиться: зарядить телефон и пауэрбанк, взять проводные наушники.

Свой маршрут я проехала в плацкартных вагонах. Несмотря на то что многие пугали меня ужасами о них, я ничуть не пожалела о своем решении. Такой выбор я сделала не столько ради экономии, сколько ради безопасности и общения.

Девушкам, путешествующим в одиночку, я однозначно советую плацкартный вагон или женское купе — оно есть не в каждом поезде и стоит дороже обычного. В поездке был один эпизод с неадекватным пассажиром, которого в итоге посреди ночи высадили с поезда с полицией, но даже в плацкартном вагоне круг свидетелей начал редеть, когда выяснилось, что нужно будет подписать заявление.

Кроме того, путешествие на поездах — это гораздо больше, чем переправа между пунктами А и Б. Дорога и люди, с которыми вы, пусть и случайно, ее разделите, становятся важной частью приключения. В поезде можно пообщаться с теми, с кем нет никаких точек соприкосновения дома. Откровенные беседы с незнакомцами все еще существуют. Главное — быть открытым. Билет в плацкартный вагон для меня как раз об этом.

На поезде с Дальнего Востока до Иркутска выбирайте боковое нижнее место. Оно есть только в плацкартных вагонах и располагается у окна — как раз со стороны Байкала. Можно любоваться озером все пять часов
На поезде с Дальнего Востока до Иркутска выбирайте боковое нижнее место. Оно есть только в плацкартных вагонах и располагается у окна — как раз со стороны Байкала. Можно любоваться озером все пять часов

Меня поразило, что в таких вагонах как будто и не воруют особо. Многие оставляют свои телефоны и наушники на зарядке или на постели. Я тоже так делала, но фотоаппарат на всякий случай в поездах не доставала.

Билеты я покупала в приложении РЖД, предварительно оформив бонусную карту. Невозвратные стоят немного дешевле возвратных. Но в такой сложносочиненной поездке что угодно может пойти не так: реши я выехать на день позже, потеряла бы больше 20 000 ₽. Столько на невозвратных билетах не сэкономить. Зато у меня накопилось 8152 бонуса. Правда, воспользоваться ими можно будет не на всех маршрутах и поездах.

По сути, чтобы выстраивать оптимальный маршрут, нужно честно отвечать себе на вопрос: чем я готов пожертвовать? Комфортом на каком-то отрезке маршрута? Посещением определенного города? Временем отпуска? Деньгами? Общением? Личным пространством?

Совет: перед поездом сложите все самое нужное в отдельный пакет или шопер. Тогда не придется поднимать соседей, светить ценными вещами или рыться в чемодане в проходе. Перед тем как сойти с поезда, шопер можно снова сложить в чемодан.

На перемещение между городами я потратила 44 563 ₽. Перелет Москва — Владивосток стоил 15 640 ₽, рейс Тюмень — Москва обошелся в 7123 ₽.

Траты на железнодорожные билеты — 21 800,8 ₽

Владивосток — Хабаровск2767,5 ₽
Хабаровск — Улан-Удэ6745,7 ₽
Улан-Удэ — Иркутск1904,0 ₽
Иркутск — Красноярск3101,7 ₽
Красноярск — Новосибирск2475,5 ₽
Новосибирск — Тюмень3309,4 ₽
Тюмень — Тобольск497,0 ₽
Тобольск — Тюмень1000,0 ₽

Траты на железнодорожные билеты — 21 800,8 ₽

Владивосток — Хабаровск2767,5 ₽
Хабаровск — Улан-Удэ6745,7 ₽
Улан-Удэ — Иркутск1904,0 ₽
Иркутск — Красноярск3101,7 ₽
Красноярск — Новосибирск2475,5 ₽
Новосибирск — Тюмень3309,4 ₽
Тюмень — Тобольск497,0 ₽
Тобольск — Тюмень1000,0 ₽

Городской транспорт. В городах я много ходила пешком и пользовалась всеми видами общественного транспорта. В Красноярске, Иркутске и Улан-Удэ пару раз ездила на самокатах по тем же самым приложениям, что в Москве: Яндекс и Woosh.

В каждом городе я несколько раз брала такси, чтобы успеть посмотреть побольше всего, а иногда просто не было сил идти или не хотелось тащить чемодан. Обычно это были короткие поездки по 200 ₽. Всего на транспорт в городах я потратила 6678 ₽.

Жилье

Жилье у меня было разного уровня — от койки в женском номере хостела до гостиниц на главных площадях. После длинного переезда в плацкартном вагоне я знала, что захочется уединиться, и бронировала отель или отдельный номер в хостеле. В Листвянке, Улан-Удэ и Тобольске сложно сэкономить на жилье, сильно не потеряв в качестве, а вот в крупных городах можно выбрать проживание на любой вкус и кошелек.

Мой фаворит для путешествий в одиночку — своя комната в хостеле: максимум преимуществ при наличии личного пространства. В путешествии я почти не провожу время в гостинице независимо от ее класса. Поэтому для меня не так принципиально пользоваться личной ванной, как теми преимуществами, которые предоставляет хостел.

В Иркутске я сняла комнату в хостеле «Шикша»
В Иркутске я сняла комнату в хостеле «Шикша»
Он находится в деревянном доме с сенями, печью, живыми цветами и невероятно душевной атмосферой
Он находится в деревянном доме с сенями, печью, живыми цветами и невероятно душевной атмосферой

Плюсы хостела:

  1. Общение. Всегда есть с кем поговорить, если захочется. Можно найти компанию для прогулки, узнать что-то новое о жизни и маршруте путешественников из других городов и стран. Почти в каждой поездке я находила приятелей. С некоторыми из них поддерживаю связь годами, а однажды такое знакомство даже переросло в роман.
  2. Помощь. В хостеле работает местная дружелюбная молодежь, ребята обычно расположены помогать. Они могут посоветовать нестандартные места, рассказать про транспорт и мелочи, о которых путешественники просто не знают. Например, в Красноярске мне выдали спрей от клещей перед походом на столбы. В Иркутске сотрудницы покормили меня ужином. И все это бесплатно, в рамках человеческого общения. Конечно, все зависит от конкретных людей. Но в отелях ничего подобного со мной не случалось.
  3. Отдых после выселения. Перед поездом после долгой прогулки по жаре хочется помыться. Конечно, можно сделать это и в поезде, но все же в хостеле удобнее. А еще можно посидеть в общей зоне, попить чаю и зарядить телефон. За это не нужно доплачивать или просят чисто символические суммы. Бесплатно это было во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, 100 ₽ доплатила в Красноярске. В отеле и апартаментах это будет называться поздним выездом, за который придется платить далеко не 100 ₽.
  4. Стирка. В летней поездке на три недели вещи придется стирать, как ни крути. В хостеле за 100—200 ₽ можно загрузить все свои вещи разом. В отеле столько возьмут за каждую вещь, зато вернут на вешалке.
  5. Камера хранения. Можно оставить вещи до и после заселения и в любой момент ими воспользоваться — в отличие от камер хранения на вокзалах, где часто за каждое открывание нужно доплачивать или следить за временем работы, если они не автоматические.

Жилье я начала бронировать за два месяца через «Яндекс Путешествия» и «Островок». Перед поездками я всегда отслеживаю кэшбэк по карте Т⁠-⁠Банка в разделе «Город». Весной была акция, и мне начислили кэшбэк 10% за бронь на Яндексе: вернулось 3356 бонусов, бонус равен рублю. На «Островке» тоже бывает кэшбэк, но гораздо реже, чем на «Яндекс Путешествиях».

Траты на жилье — 33 554 ₽

ГородТип жильяКоличество ночейЦена
ВладивостокМесто в женском номере хостела11140 ₽
ХабаровскНомер в мини-отеле12600 ₽
Улан-УдэНомер в отеле «Бурятия»24200 ₽
ЛиствянкаНомер в гостевом доме28664 ₽
ИркутскСвоя комната в хостеле23000 ₽
КрасноярскМесто в женском номере хостела1750 ₽
НовосибирскСвоя комната в хостеле11750 ₽
ТюменьНомер на двоих в отеле27600 ₽
ТобольскНомер на двоих в отеле13850 ₽

Траты на жилье — 33 554 ₽

Владивосток
Тип жильяМесто в женском номере хостела
Количество ночей1
Цена1140 ₽
Хабаровск
Тип жильяНомер в мини-отеле
Количество ночей1
Цена2600 ₽
Улан-Удэ
Тип жильяНомер в отеле «Бурятия»
Количество ночей2
Цена4200 ₽
Листвянка
Тип жильяНомер в гостевом доме
Количество ночей2
Цена8664 ₽
Иркутск
Тип жильяСвоя комната в хостеле
Количество ночей2
Цена3000 ₽
Красноярск
Тип жильяМесто в женском номере хостела
Количество ночей1
Цена750 ₽
Новосибирск
Тип жильяСвоя комната в хостеле
Количество ночей1
Цена1750 ₽
Тюмень
Тип жильяНомер на двоих в отеле
Количество ночей2
Цена7600 ₽
Тобольск
Тип жильяНомер на двоих в отеле
Количество ночей1
Цена3850 ₽

Еда

Пикники у рек и на Байкале, рестораны, стритфуд, супермаркеты, завтраки от РЖД — в поездке я питалась всеми способами, кроме одного. Я ни разу не готовила сама: на это не было ни сил, ни времени, ни желания.

Еда в городах. Кафе, как правило, находятся в самом центре, иногда на набережной. Далеко не на каждом шагу, как привыкли жители Москвы. Мне важно не пропускать приемы пищи, чтобы не разболелась голова, поэтому я заранее смотрела наличие кафе по «Яндекс Картам», в разделе «Где поесть?», и примерно планировала, между какими достопримечательностями перекушу.

В каждом городе я пробовала местную кухню и то, что рекомендовали местные.

Во Владивостоке в палатке у маяка Токаревского съела свой лучший в жизни удон с уткой и яблоком за 300 ₽, омлет с крабом за 480 ₽ вместе с чаем и рамен, который сильно отличается от московского. Во Владивостоке и правда много китайских продуктов. Я жалею, что не попробовала китайское мороженое.

В Хабаровске я посетила рыбный ресторан, в котором съела маленькую, но дорогую порцию окуня и даже не наелась. В любом парке советую попробовать мороженое в шариках. А еще я ела шаурму на набережной, которая на Дальнем Востоке называется «завертон», за 250 ₽.

В Улан-Удэ повсюду буузы, монгольские чебуреки хушур и китайская еда. Можно смело пробовать все и везде! За огромную порцию курицы с ананасами я заплатила 350 ₽. Время приготовления бууз — 16—20 минут.

В Листвянке пробовала омуля в ресторане, а еще брала копченого омуля на рынке. На вкус как будто две разные рыбы.

Омлет с крабом во Владивостоке
Байкальский омуль
Ромовая баба в Тобольске

В Иркутске мне очень понравилась бурятская кухня в кафе «Буза», стоимость 1 буузы — 55 ₽.

В Красноярске на вопрос про местную кухню мне ответили: «китайская», «дичь и грибы». Ничего из этого мне не хотелось, так что никаких рекомендаций. На набережной всего пара ларьков с едой, и хот-доги явно не их конек, а в грузинском «Генацвале» цены московские.

В Новосибирске знакомый местный посоветовал мне классное мексиканское кафе Taqueria del Centro на ул. Ленина, там есть такос по 400 ₽.

В Тюмени нам понравилась раменная Soupramen — в ней рамен со свининой стоил 340 ₽ за 700 граммов — и ресторан «Своя компания».

В Тобольске рекомендую восхитительное кафе «Поварня» в Гостином дворе. Мы поели в нем дважды. Очень колоритная сибирская кухня, ромовая баба по старинным рецептам — просто топ!

Советую всегда носить с собой воду и что-то на перекус. Если отправляетесь на природу, умножьте количество припасов на два. Например, на острове Русском еду и воду продают только в океанариуме. В день моего приезда кафе были закрыты, работали только автоматы, которые не справлялись с количеством голодных детей. На Красноярских столбах ларьки есть только у входа, и ради них вы точно не будете спускаться назад.

В поезде. Об этом стоит позаботиться заранее, чтобы не мучиться и не переплачивать. При покупке билета или посадке в поезд можно сразу заказать завтраки, обеды и ужины. От Владивостока до Хабаровска я заранее оплатила завтрак в приложении за 300 ₽ — на пробу. Утром мне принесли в коробочке омлет, яблоко, бутылку воды, кусок хлеба и батончик мюсли. Омлет был настолько противным, что я его выбросила.

По вагонам на маршруте Хабаровск — Улан-Удэ разносили обеды и ужины из вагона-ресторана. Сосиски и макароны в исполнении поваров РЖД стоили 400—500 ₽. Если по вкусу они такие же, как завтрак, — это печаль.

Я выбирала самые быстрые поезда, поэтому остановок было немного. Если поезд стоит меньше 10—15 минут, проводники стараются никого не выпускать. За двое с лишним суток пути из Хабаровска в Улан-Удэ было только восемь дневных остановок. Бабушек с пирожками на них, к сожалению, не было, как и на всем остальном пути. В придорожных ларьках огромные очереди и все втридорога, но в некоторых продают даже приготовленную еду на одноразовых тарелках.

Пару лет назад мы с молодым человеком ездили в Карелию на двухэтажном составе, там были кулеры с водой в каждом вагоне. На этот раз независимо от рейтинга поезда вода везде была только кипяченая. Я ее не люблю, поэтому покупала в дорогу бутилированную и пополняла запасы в магазинчиках на остановках.

Еду в поезд я тоже брала с собой. Обычно я садилась в вагон во второй половине дня или даже вечером, поэтому ужинала в городе или брала еду из кафе. Чаще всего я завтракала кашей из пакетиков, выпечкой и онигири — их продают в каждом втором супермаркете на Дальнем Востоке и в Сибири. На самый длинный переезд у вокзала в Хабаровске я дополнительно взяла большой баскет курицы и пару роллов в KФС, а еще сделала бутерброды, которые мы разделили с попутчиками в обмен на шоколадки и долгие беседы.

Люди в поезде активно едят доширак. У проводника цена на него завышена по сравнению с магазином. Но те, кто едет по пять суток, не обращают внимания.

На еде я не экономила совсем, ела что хотела и когда была возможность. Но я не люблю в одиночку ходить по фэнси-ресторанам, а еще я завтракала дома — так что средний чек на питание, скорее всего, будет выше. Всего на еду потратила не менее 25 770 ₽.

Совет. Возьмите с собой пакетики чая, чтобы не искать проводницу каждый раз. В плацкарте сейчас одна проводница на два вагона, и она часто бывает занята. Чашку с фирменным подстаканником лучше попросить при посадке: они могут закончиться.

На Байкале принято завязывать хадаки на счастье и складывать пирамидки из камней
На Байкале принято завязывать хадаки на счастье и складывать пирамидки из камней

Расходы

На поездку по Транссибу я потратила 175 696 ₽. На дорогу и жилье ушло 78 117 ₽. В городах — 76 779 ₽. Сюда входят еда, сувениры, достопримечательности и непредвиденные расходы: посещение врача, аптеки, новая селфи-палка, карта памяти для фотоаппарата, оплата дополнительного багажа, корейская косметика и прочие необходимые и не очень вещи. На еду я потратила не менее 25 770 ₽, на транспорт — 6678 ₽. Сувениры обошлись как минимум в 9457 ₽, достопримечательности — не меньше чем в 7340 ₽.

Расходы на путешествие по Транссибу на одного человека — 175 696 ₽

Траты в городах76 779 ₽
Дорога44 563 ₽
Жилье33 554 ₽
Экскурсии20 800 ₽

Расходы на путешествие по Транссибу на одного человека — 175 696 ₽

Траты в городах76 779 ₽
Дорога44 563 ₽
Жилье33 554 ₽
Экскурсии20 800 ₽

Советы

Вот что еще важно учесть.

Взять одежду на разную погоду. В поездке точно понадобится и легкая куртка, и солнцезащитный крем, и головной убор. На Байкале значительно холоднее, чем в городской Сибири. У воды погода постоянно меняется. Во Владивостоке в первый день было +35 °С, во второй — +19 °С.

Я во все поездки беру с собой шарф, который не жалко. Это суперфункциональная вещь, которая может выручить. Его можно повязать как юбку или платок на голову при входе в православный храм, накинуть на плечи при посещении дацана, завязать горло, если заболеешь, постелить на траву для пикника и в конце концов завязать на счастье.

Запастись лекарствами. Звучит как совет с первой полки, но это в Москве аптеки на каждом шагу. А в поездке я столкнулась с тем, что в некоторых городах аптек мало или они закрываются в 20:00. В Хабаровске я пришла в аптеку, а она просто не работала, хотя ни в Яндексе, ни на самой аптеке это не было указано. Ближайшая находилась в 20 минутах ходьбы, и я еле успела до ее закрытия. После экскурсии на Ольхон у меня разболелось горло. Я вернулась в Иркутск в 22:00, когда в городе оставалась одна работающая аптека — и до нее нужно было ехать.

Подготовиться к отсутствию связи в поезде. А также предупредить близких и коллег. Чаще всего сеть появляется только за пару минут до и после остановок. Сообщения могут приходить, но не отправляться. Стоит заранее скачать музыку и книги и разобраться с делами до того, как поезд отправится. С самыми близкими людьми я поделилась доступом к геолокации в «Гугл-картах», чтобы они могли знать, где я.

Продумать досуг в поезде. Смотреть в окно — это медитативно и здорово, но за несколько суток в пути может надоесть. Я читала книги, слушала музыку, писала и общалась с попутчиками.

Позаботиться о воспоминаниях. В длинной поездке впечатления сменяются как облака на Байкале. Беспрерывно. Стоит позаботиться о фиксации впечатлений во всех приемлемых для вас форматах. Я снимала фото и видео на телефон и фотоаппарат. Пользовалась моноподом и пауэрбанком. Писала дневники и заметки, делала зарисовки, а также публиковала посты.

Проверьте перед поездкой, хватает ли вам места на телефоне, подключите облачное хранилище. Мне в Иркутске пришлось докупать карту памяти на фотоаппарат, так как 64 Гб не хватило.

Я успела прочитать 2,5 книги за поездку
Я успела прочитать 2,5 книги за поездку

Вместо итогов

Планируя эту поездку, я осознала, что Транссиб, как и жизнь, у каждого свой. Никто не преодолевает этот путь одинаково. У каждого путешественника находится та точка, в которой он сворачивает с маршрута и адаптирует его под себя. Кто-то решает заехать в соседний город, кто-то — пропустить, потому что он там уже был. Кто-то летит на самолете для экономии времени, а кому-то нужно вернуться домой посреди пути. C’est la vie. Так или иначе, но все это Транссиб!

Я могу смело сказать, что длительное путешествие в одиночку — это всегда путешествие к самому себе. Не просто отпуск и даже не обязательно отдых. Я знала, что мне это необходимо, и сознательно хотела проехать по Транссибирской магистрали одной. Такое путешествие лучше совершать, имея опыт длительных поездок, когда вы знаете себя в роли путешественника или готовы узнать. А еще Транссиб делают люди, поэтому не бойтесь народности, даже если едете один и привыкли к более роскошному отдыху.

Двое суток в поезде стали для меня одним из самых любимых и переломных моментов путешествия. Благодаря им я перестала воспринимать дорогу как не очень приятную, но неизбежную часть маршрута, во время которой ты ждешь прибытия туда, где начнется все самое интересное. Когда-то давно мне подарили тетрадь с надписью: «Life is a journey, not a destination». Так вот, я бы сказала: «A journey is a journey», если бы это не звучало так очевидно. Впрочем, мне потребовалось совершить не одно путешествие, чтобы осознать: путешествие от слова «путь», а не от слов «место, куда направляешься».

Советы и правда могут помочь спланировать путешествие по Транссибу так, чтобы все прошло более комфортно. И все же большинство знакомых оказались тотально не правы насчет того, что меня ждет в этой поездке. Если бы я слушала их и свои страхи, я бы никуда не поехала. Но это уже была бы не я.

Так что слушайте свое сердце. Оно обязательно скажет, лежит ли ваш путь через Транссибирскую магистраль. И если да, этот путь придаст вам силы.

Парк «Юность» в Иркутске
Парк «Юность» в Иркутске
РедакцияПутешествовали на поездах по России? Расскажите про ваш маршрут:
  • Арина Солтанович7000 км за такой короткий промежуток времени. вау, вы молодец, это интересно.18
  • С.С.Еще бы Ебург и Уральские горы - было бы идеально) Да и вообще здорово) Про остров Русский самая первая ассоциация: "Ну, как б будете служить б? Нормально б будете служить б." Гришковец ©6
  • my_name is...Отлично написано!!! Прочитала с удовольствием. Спасибо, что поделились своим опытом.77
  • Niki«Когда осознаешь, что вы — все, кто в этом городе — проснулись первыми в целой России — отчего-то берет гордость» Если взять карту с часовыми поясами и посмотреть, что Камчатка и Чукотка на два часа впереди Владивостока, а Сахалин и Магадан — на час, то гордость уйдет.9
  • Илья СавиновЩепотка душноты к данному пассажу: « Перед походом на Русь именно на этом плато стояло многотысячное войско Чингисхана — потому что не видно дыма костров. А потом Чингисхан встал на выступ и приказал двинуться в путь». Западный поход Батыя, внука Чингисхана, частью которого было вторжение в русские земли, начался в 1236 году. Решение о начале этого похода было принято в 1235 году. Чингисхан умер в 1227 году. Так что не мог он встать на выступ и приказать войскам двинуться против Руси. И поход был не конкретно против Руси - это была большая кампания против Воложской Булгарии, Руси, стран Восточной Европы.10
  • Наталья А.Замечание по Байкалу, если хотите увидеть Байкал со стороны Иркутска, лучше в Большое Голоустное ехать, там больше природы и меньше фэшна. И да, маршрутки ходят до Ольхона, всё хорошо с общественным транспортом с Иркутска, покупали онлайн-билеты и везде доехали)) Очень интересное путешествие, интересный опыт)) но, конечно, очень обзорное)9
  • ЕленаОчень хорошо написано, с удовольствием прочитала.2
  • Ольга БорзоваКакое классное путешествие! Спасибо большое, что поделились. Очень душевные описания❤️8
  • СветланаПрекрасный рассказ! Я люблю путешествовать, как раз собираюсь в иркутск. Девушка просто умница. Все очень подробно,интересно описала, с выводами математическими и житейскими! Действительно, это наша жизнь, школа выживания в хорошем смысле!14
  • Пухоспинка ЦарственнаяПосле прочтения захотелось встать и поехать) когда буду планировать что-то такое - вернусь к вашему материалу, очень классный)36
  • Alexandra P.Великолепная поездка и замечательный рассказ о ней! Спасибо большое! Тоже очень хочу проделать подобный путь))19
  • София Титлинаmy_name, cпасибо большое!4
  • София ТитлинаNiki, Вы правы!)5
  • София ТитлинаОльга, спасибо большое!1
  • София ТитлинаИрина, спасибо! может, кажется, что не смогли бы?7
  • София ТитлинаИлья, пожалуюсь в Трипстер на россказни экскурсовода ))21
  • София ТитлинаСветлана, спасибо большое!0
  • София ТитлинаПухоспинка, спасибо! Очень приятно, что такой эффект произвела статья. Желаю удачи в путешествии!1
  • София ТитлинаAlexandra, спасибо! Желаю удачи в поездке - если что, пишите!4
  • София ТитлинаСмурфик, пожалуйста! Я очень долго носила в себе идею о Транссибе, а молодой человек еще не успел к ней прикипеть и к тому же только устроился на новую работу :)3
  • София ТитлинаАрина, спасибо! По ощущениям было не так много)0
  • София ТитлинаАрхипенко, спасибо за совет и отзыв! Обзорное - безусловно, так и было задумано.0
  • София ТитлинаС.С., спасибо! В Екатеринбурге хорошо, ездили туда года 3 назад.1
  • София ТитлинаДмитрий, вполне может быть, но на мой взгляд для туристов на острове есть много более интересных и красивых мест.3
  • Прокопий ВалентиновичОтличное повествование о путешествиям, читая, я вспоминал свои дороги по городам: Владивосток, Хабаровск, Улан- Удэ, Иркутск, берег Байкал. Взгляды -разные. В следующую поездку для пущей экзотики рекомендую Якутск и Ленские столбы.5
  • Александр ОреховШикарный гайд, спасибо! Сам обожаю такие путешествия, а с вашей информацией легко будет запланировать себе что-нибудь подобное. Так что - пойду по вашим следам, как только выбью очередной отпуск!3
  • София ТитлинаПрокопий, спасибо большое за отзыв и за совет! В Якутск давно хочу)0
  • ЗульфираЯ с пятью моими дочками в августе планируем проехать от Москвы до Владивостока на легендарном поезде "Россия". Ваш пост - чудесное подтверждение тому, что затея наше не дурь. Спасибо!25
  • София ТитлинаЗульфира, вот это да!! С пятью дочками - восхищаюсь и желаю отличной поездки!8
  • SpikeКакой подробный рассказ, с фактами, цифрами, во всех аспектах. Спасибо вам огромное! Действительно, мотивирует:)2
  • Анастасия ДомолазоваСлучайно наткнулась на эту статью и не смогла оторваться. Написано очень увлекательно, легко и с теплом, несмотря на фундаментальность маршрута. Некоторые места читала вслух всей семье. Теперь хочется в путешествие. Спасибо, автор!❤️19
  • Андрей ЗахаровСпасибо за интересную историю своего путешествия... А по поводу Тюмени согласен, когда в середине 2000 я посещал Сургут, то был сильно поражен, что весь город в плитке, для меня, как живущего в Москве это было удивительно. При этом прожив 4 месяца в Ноябрьске, больше половины срока я изнывал от жары, чувствуя себя как в каком-то южном городке, даже знакомой привез в подарок черепаху из северного города... Кто знал, что через 15 лет мне удастся попутешествовать почти по всей Арктике (пока не посетил только Чукотку, но кто знает как оно сложится) и это были незабываемые впечатления, разрушающие твои стереотипы жителя мегаполиса.2
  • Тыгыдым ПрибайкальскийСофия,несколько замечаний по Прибайкалью. Если не получилось увидеть Байкал днем из поезда, в Иркутске есть замечательный туристический поезд по Кругобайкальской ЖД. Это отдельное и очень интересное путешествие. И, нет, на Байкале не может быть холоднее, чем в Сибири, поскольку сам Байкал в Сибири и находится. Также не согласна, что в Иркутске посмотреть нечего. А узнать как тут жили декабристы, а уникальный музей на свалке? Если проехать чуть дальше до Ангарска на автобусе, то там единственный в России музей часов. Ну и красивейшая церковь в Тельме. Посмотрите хотя бы в интернете.2
  • София ТитлинаАнастасия, спасибо вам огромное! Мне очень приятно!!1
  • AmurПрочитал на одном дыхании. Отличный слог и стилистика изложения. Во многих городах, из перечисленных, был. Всё так и есть, как вы написали. В поездах полжизни провел. Своего рода плацкартный микрокосм. А в Новосибирске живу. Такое ощущение, что он давно проклят. Не город, а недоразумение.2
  • ИринаНу круто. Но 9 городов это не 1/3 России2
  • ЭленНекоторые всю жизнь мечтают, а вы взяли и сделали!пока нет семьи надо путешествовать, потом уже сложнее.3
  • Strogonovmy_name, тоже обратил внимание на то, как хорошо написано)5
  • StrogonovПухоспинка, правда мотивирует на какое-то движение2
  • DoomСофия, экскурсоводы ещё и наклепали в Википедии, что Транссиб начинался в Челябинске. На самом деле Челябинск хотели (отсюда и картинки из плана), но передумали и не сделали началом Транссиба. А сделали Тюмень. В Челябинск протянули ветку позже и называли ее не Транссиб, а Златоустовская ветка. Для горнорудных нужд5
  • ИгорьС.С., оой на Уральские горы тоже с семьёй очень хотим0
  • ИгорьОдной это и вправду очень классно, умиротворение)2
  • 8Как человек,проехавший по Транссибу в плацкартном вагоне весь путь от Москвы до Владивостока и мечтающий сделать это снова, жму Вашу руку!отличное путешествие) P.s.В Красноярске есть как минимум два ресторана, которые заткнут за пояс элитные московские: "Чешуя" и "Тунгуска"2
  • Холодец или молодецПроехал похожим маршрутом в 2016: из Казани до Улан-Удэ и обратно без самолетов, с заездом в Астану и Улан-Батор. До сих пор вспоминаю, много что интересного было) Запомнилось, что в 2016 переводы на банковскую карту в Сибири были уже очень развиты:) через смски всякие, но уже тогда предвидели будущее. А Тобольск я закрыл в прошлом году, по поводу "Поварни" абсолютно согласен, ел там всю неделю, пока был в командировке, попробовал все меню, и кажется ни разу не разочаровался)2
  • Наталья КарачобанАвтор - красавица, умница и талантливый писатель. Благодарю Вас за счастье попутешествовать по России. Я в абсолютном восторге от всего.4
  • Alexey NepochatovПо работе был в Новосибе раз 15, и очень часто попадал на какой то катаклизм, то выпадет куча снега и никуда не пройти не проехать, то зальет все улицы, то какой то бурый смог, перманентная грязь на улице. Дорога в/от аэропорта постоянно в пробках. Вообще не нашёл плюсов Новосиба - ни одного, даже что бы пройти на набережную надо преодолеть какую то полосу препятствий...2
  • София Титлина8, спасибо! взаимно!!1
  • София ТитлинаAlexander, благодарю и желаю тоже поехать!1
  • Анна СуминаА вот за Новосибирск (и немножко Хабаровск) обидно. Но у каждого свои впечатления, может, кто-то приехал не в то время, не в том настроении и т.д.3
  • Петр ФилимоновПо иркутску пару моментов. 130 квартал это новодел. Восстановленные деревянные дома - это в тальцах. И про сохранение истории, это тоже сказки. Очень много памятников архитектуры в центре просто сожгли, чтобы не восстанавливать и построить очередной БЦ1